Введение
Проблема: Мы живем в такое время, когда увеличивается объем информации. Вот и в этом году нам стали задавать больше домашних заданий. Так как я учусь в 1 смену и каждый день дополнительно занимаюсь шахматами, робототехникой и внеурочными занятиями в школе, то за уроки я могу сесть только около 18-19 ч. вечера. Мне сложно делать сразу все домашние задания вечером, я быстро устаю и прошу маму разбудить меня в 5-6 ч. утра, чтоб я мог доделать уроки. Мама часто не соглашается и говорит, что все дела надо делать вечером, а утром лучше подольше поспать. Из-за этого у нас стали возникать споры, так как мама переживает, что снизится успеваемость. Я не хочу ссориться с мамой, поэтому я решил убедить ее, что для меня удобнее часть работы делать утром. Я думаю, что в нашем классе еще есть дети, у кого такая же проблема.
Актуальность: зная особенности своего организма, любой человек может повысить не только успеваемость в школе, но и качество жизни в целом: меньше болеть и даже в будущем подобрать условия работы.
Объект исследования: обучающиеся 4 «А», «Б», «Г» класса МОУ СОШ №3.
Цель работы: выяснить, почему у разных людей в одно и то же время суток различная работоспособность, активность, даже эмоциональное состояние.
Я поставил перед собой задачи:
Изучить информацию по данному вопросу и выяснить, от чего зависит работоспособность обучающихся.
Провести анкетирование среди обучающихся для определения времени наибольшей работоспособности.
Составить режим труда и отдыха.
4. Разработать и изготовить устройство для того, чтобы мне самому было легче контролировать свою деятельность.
В своей работе я использовал такие приёмы и методы исследования: сбор информации, работа с источниками информации (наблюдение, анкетирование), обработка собранной информации (анализ), практический метод (изготовление устройства, регулирующего время).
Гипотеза: самочувствие и работоспособность человека зависят не только от физического здоровья, но и от окружающих явлений природы и объектов природы.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы обучающимися для повышения работоспособности и улучшения успеваемости в течении учебного года.
Глава 1. Биоритмы.
Что такое биоритмы.
На уроках окружающего мира я узнал, что в любом явлении природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето и т. д. Ритмичность наблюдается в движении Земли, Солнца, Луны, звезд и планет. Этот ритм напоминает часы.
Я не раз замечал, как изменяется активность в течение дня. Я то готов «горы свернуть», то чувствую полный упадок сил, и малейшее действие кажется мне непосильным трудом. Я задумался, почему так происходит? Из литературы и Интернета я выяснил, что всему «виной» наши «внутренние часы», их называют суточные биоритмы, которые влияют на нашу активность [1].
Биоритмы - это повторяющиеся процессы в нашем организме. Они подчиняются ритму, который задает Земля, вращаясь вокруг Солнца.
Изучением биоритмов занимается наука хронобиология. Первые знания появились очень давно. Еще в древности греческий врач Герофил за 300 лет до н. э обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать. Сейчас эти знания используются в медицине, когда прием лекарств назначается на определенное время суток [2].
Биологические часы людей.
Организм людей «запрограммирован» на определенные виды активности в течение дня, и даже наши внутренние органы подчиняются этой программе. И у каждого органа есть свое время максимальной активности. Зная особенности работы внутренних органов можно принимать лекарства с наибольшей пользой или рекомендовать процедуры, полезные для организма.
Так устроен организм всех людей. Но если есть общее для всех, тогда почему разные люди в одно и тоже время по- разному себя чувствуют: кто-то утром бодр, весел и активен, а кто-то вялый, раздражительный. И наоборот, вечером одни валятся с ног и засыпают на ходу, а другие, наоборот, только начинают заниматься работой.
Глава 2. Хронотипы людей.
Какая вы птица?
Продолжая изучать этот вопрос, я выяснил, что одна из развивающихся наук биоритмология делит людей на крупные группы в зависимости от времени, когда они предпочитают ложиться спать. Эти группы называются хронотипы [3]. Группы называются по аналогии с птицами, ведущими схожий с этими людьми образ жизни. Это «жаворонки», «совы», «голуби».
«Жаворонками» являются всего 20-25% людей. Им удобно просыпаться в ранние часы, и сразу же после подъема они готовы к работе. Людей этого типа отличает спокойствие, бесконфликтность, пунктуальность.
К «совам» можно отнести около 30-40% людей. В утренние часы физическая и интеллектуальная активности на очень низком уровне, а их пик приходится на вечер, переходящий в ночь. Люди этого типа достаточно легко приспосабливаются к изменяющимся условиям.
Наиболее распространенный тип (30-50 % людей) – «голуби». Физическая и интеллектуальная активности достигают своего максимума в дневные часы. Они могут работать как днем, так и вечером.
Интересные факты из истории
Знаменитые совы.
Среди знаменитых исторических личностей «совами» были древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь, шведский король Карл ХІІ, английский натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин.
Знаменитые жаворонки.
Были «жаворонками» первый император всероссийский Петр І и великий русский полководец Александр Суворов.
Хронотипы и жизнедеятельность людей
Какой тип лучше? Можно ли вообще говорить об этом?
Ритм жизни в современном обществе больше подходит для «жаворонков» или «голубей» — раннее пробуждение, работа в течение светового дня. Кроме того, «жаворонки», как правило, имеют несколько лучшие показатели здоровья. В то же время одна-две бессонные ночи могут на несколько дней выбить из колеи, а переезд в другой часовой пояс может потребовать длительного привыкания.
«Совы» при постоянной дневной работе испытывают трудности: в первой половине дня они не могут по-настоящему активно работать. В то же время они гораздо легче переносят кратковременные изменения в ритме жизни и лучше приспосабливаются к работе по сменам. Кроме того, замечено, что ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, так как они менее подвержены стрессам.
«Голуби» хорошо приспособлены для жизни и работы в «дневном» ритме, к тому же они достаточно легко переносят смещение дневного ритма на два-три часа «вперёд» или «назад». Однако они более чем «жаворонки» и «совы» склонны к психологическим проблемам [4].
2.4. Исследование по методике Остберга
Я решил выяснить, к какому типу относятся мои одноклассники и я.
Для этого я сначала изучил методики:
Индекс Хильделбрандта -
Температурный тест -
Я не уверен, что все одноклассники будут измерять пульс и температуру дома. Поэтому я решил провести анкетирование по методике Остберга [5].
Вопросы анкеты |
Баллы |
Трудно ли Вам вставать рано утром: |
|
а) да, почти всегда |
3 |
б) иногда |
2 |
в) редко |
1 |
г) крайне редко |
0 |
Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером? |
|
а) после часа ночи |
3 |
б) с 23 до 1 ч |
2 |
в) с 22 до 23 ч |
1 |
г) до 22 ч |
0 |
Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения? |
|
а) плотный |
0 |
б) менее плотный |
1 |
в) можно ограничиться вареным яйцом |
2 |
г) достаточно чашки чая или кофе |
3 |
Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят? |
|
а) в первой половине дня |
1 |
б) во второй половине дня |
0 |
От чего Вам легче отказаться: |
|
а) от утреннего чая или кофе |
2 |
б) от вечернего чая |
0 |
Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту? |
|
а) меньше минуты |
0 |
б) больше минуты |
2 |
Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок? |
|
а) очень легко |
0 |
б) легко |
1 |
в) трудно |
2 |
г) не меняете |
3 |
Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать? |
|
а) более чем на 2 часа |
3 |
б) на час-два |
2 |
в) меньше чем на час |
1 |
г) как обычно |
0 |
Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 позволяет считать испытуемого «жаворонком»; от 8 до 13 – «голубем»; от 14 до 20- «совой».
Всего в анкетировании приняло участие 63 обучающихся четвертых классов (Приложение 1).
По результатам получилось, что в 4 «А» классе из 25 человек жаворонков - 8 чел. – 32 %, голубей - 15 чел. – 60 %, сов - 2 чел. – 8 %. В 4 «Б» классе из 20 человек жаворонков - 4 чел. – 20%, голубей - 11 чел. – 55 %, сов - 5 чел. – 25%. В 4 «Г» классе из 18 человек жаворонков - 5 чел. – 27 %, голубей - 7 чел. – 40 %, сов - 6 чел. – 33 %.
Я построил диаграммы, из которых видно, что самый распространенный хронотип – это «голуби», их в каждом классе больше всего. Также в 4 «А» и 4 «Б» классах много «жаворонков». А в 4 «Г» классе большой процент детей с хронотипом «совы».
Рис.1 Хронотип учащихся 4-х классов
Проанализировав успеваемость, я учел время подготовки домашнего задания и пришел к выводу, что лучше всего учатся дети с хронотипом «жаворонки» и «голуби», а так как их больше всего в 4 «А» и 4»Б» классах, то и успеваемость там лучше. Основная часть детей правильно выбрала время для подготовки домашнего задания. А в 4 «Г» классе у «сов» часто успеваемость низкая.
Наблюдая за одноклассниками и общаясь с ними, я составил график: красным цветом я показал работоспособность «жаворонков», зеленым – «голубей» и синим – «сов». Из графика видно, что наибольшая интеллектуальная работоспособность у «жаворонков» и «голубей» приходится на те часы, когда идут занятия в школе, а вот у «сов» наоборот в эти часы она низкая и повышается только после 12 часов. Получается, что они учатся не в то время, когда могли бы показать лучшие результаты. Может, при приеме в школу детей надо объединять в классы по хронотипам, тогда они смогут добиться лучших результатов.
Рис.2 Активность хронотипов в течении суток
Вывод: Я выполнил первую часть работы: я выяснил, почему мне удобнее делить подготовку домашних заданий на две части и работать утром: я отношусь к хронотипу «жаворонок». Заодно я выяснил, почему одни дети учатся лучше, а другие хуже. Конечно, нельзя объяснить плохую успеваемость только тем, что учащиеся не учитывают свои особенности. Но это тоже важно. И классы лучше всего с самого начала подбирать по хронотипам, как получилось в 4 «А», тогда детям будет легче учиться.
Также необходимо составить свой индивидуальный режим дня, соблюдая который, можно достигнуть наибольших положительных результатов.
Составление режима дня
Я составил примерный режим дня для себя.
6.00 – подъем
6.00-7.00 – подготовка устного домашнего задания
7.00-7.45 – завтрак, сборы в школу
8.15-13.00 – занятия в школе
13.00- 13.30 - обед
14.00-17.00 дополнительные занятия
17.30-полдник
18.00-20.00 - письменные домашние задания
20.00- 21.00 - ужин, свободное время
21.30 -сон
2.6. Конструирование программируемых часов
Чтобы мне самому легче соблюдать режим, мне нужно устройство, помогающее в этом. У большинства – это обычные часы. Но иметь в комнате обычные часы – скучно и неинтересно. Я хочу что-то особенное.
Так как я хожу в технопарк «Кванториум» на занятия по робототехнике, мне пришла в голову идея: сделать не просто часы, а программируемое устройство на основе конструктора Lego mindstorms EV3.
Я хочу, чтобы у меня получилось устройство необычное, связанное с моим хронотипом, напоминающее в нужное время, какой работой я должен заняться. Это будет мой личный помощник. Нигде я не нашел подобных идей, поэтому разрабатывать буду сам.
Продумываю изделие:
В основе должен быть часовой механизм. Его я буду собирать из того же конструктора. Часы должны напоминать мне в нужное время о том, чем мне необходимо заняться. Для этого мне нужно будет поставить в центр конструкции контроллер, который, во-первых, питает систему, во – вторых, раздает команды всему устройству. Его я буду программировать на компьютере с помощью программы «Lego mindstorms EV3».
В заданное время будет раздаваться звуковой сигнал.
Контроллер надо поместить в корпус, для того чтобы выглядело эстетично. Корпус можно было сделать из картонной коробки, но такая идея мне не понравилась. И тогда мой преподаватель предложила сделать корпус с помощью 3D ручки.
Так как мой хронотип связан с солнечным светом и сутками, я решил, что обязательно должны присутствовать Земля и Солнце. И они должны вращаться и двигаться, как настоящие. Поэтому я помещу их на верхнюю часть конструкции. Вместе со звуковым сигналом они начнут вращаться вокруг своей оси, а Земля еще будет вращаться вокруг Солнца.
Больше всего времени у меня заняли размышления о том, как сделать так, чтобы Земля вращалась не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Долгое время ничего не получалось, пока мне не помог мальчик из более старшей группы.
1
2
3
4
5
6
7
Рис.3 Последовательность сборки программируемого устройства
Первый шаг - собираю часовой механизм. В интернете я нашел схему сборки, но мне пришлось ее переработать, так как мне не нужны рамка и датчик цвета.
Шаг второй-собираю вращающий механизм для Солнца и Земли из среднего двигателя, 2-х квадратных балок и 6-х штифтов и присоединяю проводами к контроллеру. Сборку продумал сам.
Шаг третий-раскрашиваю шары из пенопласта гуашью.
Шаг четвертый-собираю механизм соединения Земли и Солнца. Мне помог старший мальчик, т. к. у меня возникли проблемы
Пятое и шестое - увеличенные изображения механизма соединения Земли и Солнца.
Седьмое - так выглядит часовое устройство без корпуса
Канцелярским ножом с помощью папы отрезаю уголки:4 шт.-10 см, 4 шт.-20 см, 2 шт.-27 см и склеиваю с помощью термопистолета – это основа для корпуса.
Корпус я делал на занятиях в «Кванториуме». Мне помогала преподаватель.
Устанавливаю часовой механизм в корпус и программирую в программе «Среда программирования lego mindstorms ev3».
В ходе сборки конструктора особых трудностей у меня не возникало, потому что мне нравится собирать конструктор «Лего», и я начал собирать несложные модели с 6 лет. Вот что у меня получилось.
Работать было интересно, я узнал много нового об организме человека, освоил новую программу «Среда программирования Lego mindstorms EV3». В ходе работы возникали проблемы технического характера. Решать их мне помогали мой преподаватель по робототехнике и более старшие ребята. Мне пришлось общаться с большим количеством людей. Я стал более уверенно представлять людям мои идеи. Мои «Космические часы» вызвали интерес не только у одноклассников, но и у взрослых. Я представил их на техническом фестивале в Амурском государственном педагогическом университете «Технофест-2018».
Заключение:
В ходе работы подтвердилась гипотеза, поставленная в начале исследования о том, что работоспособность людей зависит не только от здоровья, но и от природных объектов, а именно Земли и Солнца, которые определяют хронотип людей.
Я отношусь к хронотипу «жаворонок», поэтому моя работоспособность наибольшая в утренние часы.
Соблюдение режима дня с учетом хронотипа поможет повышению работоспособности. Поэтому я разработал режим дня для себя и рассказал на классном часе одноклассникам о пользе режима дня, о времени подготовки домашнего задания для разных хронотипов. Так же планирую выступить на родительском собрании, чтоб познакомить родителей с информацией о том, как сделать утреннее пробуждение для «сов» более легким, чем лучше питаться разным хронотипам, в какое время лучше работать и заниматься спортом, чтоб добиться лучших результатов и так далее. В этом практическая значимость моей работы. А своей цели я достиг: я самостоятельно без напоминаний выполняю все дела, ничего не забываю и с мамой сохранил хорошие отношения.
Список источников информации
Ю. Ф. Кузнецов, «Биоритмы человека. Физический, эмоциональный, интеллектуальный»: Амрита-Русь, 2009.
В. А. Шкенев, «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград 2007 год, 239 стр.-29
http://kolesha.ru/bioritmy-i-xronotipy-cheloveka/
https://www.manorama.ru/article/Khronotipy_cheloveka.html
https://nmedik.org/sova-javoronok.html
Приложение 1. Результаты анкетирования обучающихся 4-х классов
Результаты 4 «А» класса
Итого: жаворонков - 8 чел. – 32 % голубей - 15 чел – 60 % сов - 2 чел – 8 % Результаты 4 «Б» класса |
Баллы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: жаворонков - 4 чел. – 20% голубей - 11 чел – 55 % сов - 5 чел – 25% Результаты 4 «Г» класса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итого: жаворонков - 5 чел. – 27 %
голубей - 7 чел – 40 %
сов - 6 чел – 33 %