Влияние хронотипа на успеваемость школьников

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние хронотипа на успеваемость школьников

Фролов И.В. 1
1МОУ СОШ №3
Фролова Н.Д. 1
1МОУ СОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема: Мы живем в такое время, когда увеличивается объем информации. Вот и в этом году нам стали задавать больше домашних заданий. Так как я учусь в 1 смену и каждый день дополнительно занимаюсь шахматами, робототехникой и внеурочными занятиями в школе, то за уроки я могу сесть только около 18-19 ч. вечера. Мне сложно делать сразу все домашние задания вечером, я быстро устаю и прошу маму разбудить меня в 5-6 ч. утра, чтоб я мог доделать уроки. Мама часто не соглашается и говорит, что все дела надо делать вечером, а утром лучше подольше поспать. Из-за этого у нас стали возникать споры, так как мама переживает, что снизится успеваемость. Я не хочу ссориться с мамой, поэтому я решил убедить ее, что для меня удобнее часть работы делать утром. Я думаю, что в нашем классе еще есть дети, у кого такая же проблема.

Актуальность: зная особенности своего организма, любой человек может повысить не только успеваемость в школе, но и качество жизни в целом: меньше болеть и даже в будущем подобрать условия работы.

Объект исследования: обучающиеся 4 «А», «Б», «Г» класса МОУ СОШ №3.

Цель работы: выяснить, почему у разных людей в одно и то же время суток различная работоспособность, активность, даже эмоциональное состояние.

Я поставил перед собой задачи:

Изучить информацию по данному вопросу и выяснить, от чего зависит работоспособность обучающихся.

Провести анкетирование среди обучающихся для определения времени наибольшей работоспособности.

Составить режим труда и отдыха.

4. Разработать и изготовить устройство для того, чтобы мне самому было легче контролировать свою деятельность.

В своей работе я использовал такие приёмы и методы исследования: сбор информации, работа с источниками информации (наблюдение, анкетирование), обработка собранной информации (анализ), практический метод (изготовление устройства, регулирующего время).

Гипотеза: самочувствие и работоспособность человека зависят не только от физического здоровья, но и от окружающих явлений природы и объектов природы.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы обучающимися для повышения работоспособности и улучшения успеваемости в течении учебного года.

Глава 1. Биоритмы.

Что такое биоритмы.

На уроках окружающего мира я узнал, что в любом явлении природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето и т. д. Ритмичность наблюдается в движении Земли, Солнца, Луны, звезд и планет. Этот ритм напоминает часы.

Я не раз замечал, как изменяется активность в течение дня. Я то готов «горы свернуть», то чувствую полный упадок сил, и малейшее действие кажется мне непосильным трудом. Я задумался, почему так происходит? Из литературы и Интернета я выяснил, что всему «виной» наши «внутренние часы», их называют суточные биоритмы, которые влияют на нашу активность [1].

Биоритмы - это повторяющиеся процессы в нашем организме. Они подчиняются ритму, который задает Земля, вращаясь вокруг Солнца.

Изучением биоритмов занимается наука хронобиология. Первые знания появились очень давно. Еще в древности греческий врач Герофил за 300 лет до н. э обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать. Сейчас эти знания используются в медицине, когда прием лекарств назначается на определенное время суток [2].

Биологические часы людей.

Организм людей «запрограммирован» на определенные виды активности в течение дня, и даже наши внутренние органы подчиняются этой программе. И у каждого органа есть свое время максимальной активности. Зная особенности работы внутренних органов можно принимать лекарства с наибольшей пользой или рекомендовать процедуры, полезные для организма.

Так устроен организм всех людей. Но если есть общее для всех, тогда почему разные люди в одно и тоже время по- разному себя чувствуют: кто-то утром бодр, весел и активен, а кто-то вялый, раздражительный. И наоборот, вечером одни валятся с ног и засыпают на ходу, а другие, наоборот, только начинают заниматься работой.

Глава 2. Хронотипы людей.

Какая вы птица?

Продолжая изучать этот вопрос, я выяснил, что одна из развивающихся наук биоритмология делит людей на крупные группы в зависимости от времени, когда они предпочитают ложиться спать. Эти группы называются хронотипы [3]. Группы называются по аналогии с птицами, ведущими схожий с этими людьми образ жизни. Это «жаворонки», «совы», «голуби».

«Жаворонками» являются всего 20-25% людей. Им удобно просыпаться в ранние часы, и сразу же после подъема они готовы к работе. Людей этого типа отличает спокойствие, бесконфликтность, пунктуальность.

К «совам» можно отнести около 30-40% людей. В утренние часы физическая и интеллектуальная активности на очень низком уровне, а их пик приходится на вечер, переходящий в ночь. Люди этого типа достаточно легко приспосабливаются к изменяющимся условиям.

Наиболее распространенный тип (30-50 % людей) – «голуби». Физическая и интеллектуальная активности достигают своего максимума в дневные часы. Они могут работать как днем, так и вечером.

Интересные факты из истории

Знаменитые совы.

Среди знаменитых исторических личностей «совами» были древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь, шведский король Карл ХІІ, английский натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин.

Знаменитые жаворонки.

Были «жаворонками» первый император всероссийский Петр І и великий русский полководец Александр Суворов.

Хронотипы и жизнедеятельность людей

Какой тип лучше? Можно ли вообще говорить об этом?

Ритм жизни в современном обществе больше подходит для «жаворонков» или «голубей» — раннее пробуждение, работа в течение светового дня. Кроме того, «жаворонки», как правило, имеют несколько лучшие показатели здоровья. В то же время одна-две бессонные ночи могут на несколько дней выбить из колеи, а переезд в другой часовой пояс может потребовать длительного привыкания.

«Совы» при постоянной дневной работе испытывают трудности: в первой половине дня они не могут по-настоящему активно работать. В то же время они гораздо легче переносят кратковременные изменения в ритме жизни и лучше приспосабливаются к работе по сменам. Кроме того, замечено, что ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, так как они менее подвержены стрессам.

«Голуби» хорошо приспособлены для жизни и работы в «дневном» ритме, к тому же они достаточно легко переносят смещение дневного ритма на два-три часа «вперёд» или «назад». Однако они более чем «жаворонки» и «совы» склонны к психологическим проблемам [4].

2.4. Исследование по методике Остберга

Я решил выяснить, к какому типу относятся мои одноклассники и я.

Для этого я сначала изучил методики:

Индекс Хильделбрандта -

      надо измерять пульс и дыхание. Измерить следует сразу после пробуждения и определить их соотношение. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.

Температурный тест -

    надо измерять температуру в подмышечной впадине каждое утро сразу после пробуждения, не вставая с постели. Далее в течение часа можно заниматься обычными делами, а затем снова измерить показания.

Я не уверен, что все одноклассники будут измерять пульс и температуру дома. Поэтому я решил провести анкетирование по методике Остберга [5].

Вопросы анкеты

Баллы

 

Трудно ли Вам вставать рано утром:

 

а) да, почти всегда

3

б) иногда

2

в) редко

1

г) крайне редко

0

 

Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером?

 

а) после часа ночи

3

б) с 23 до 1 ч

2

в) с 22 до 23 ч

1

г) до 22 ч

0

 

Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

 

а) плотный

0

б) менее плотный

1

в) можно ограничиться вареным яйцом

2

г) достаточно чашки чая или кофе

3

 

Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят?

 

а) в первой половине дня

1

б) во второй половине дня

0

 

От чего Вам легче отказаться:

 

а) от утреннего чая или кофе

2

б) от вечернего чая

0

 

Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?

 

а) меньше минуты

0

б) больше минуты

2

 

Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок?

 

а) очень легко

0

б) легко

1

в) трудно

2

г) не меняете

3

 

Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать?

 

а) более чем на 2 часа

3

б) на час-два

2

в) меньше чем на час

1

г) как обычно

0

Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 позволяет считать испытуемого «жаворонком»; от 8 до 13 – «голубем»; от 14 до 20- «совой».

Всего в анкетировании приняло участие 63 обучающихся четвертых классов (Приложение 1).

По результатам получилось, что в 4 «А» классе из 25 человек жаворонков - 8 чел. – 32 %, голубей - 15 чел. – 60 %, сов - 2 чел. – 8 %. В 4 «Б» классе из 20 человек жаворонков - 4 чел. – 20%, голубей - 11 чел. – 55 %, сов - 5 чел. – 25%. В 4 «Г» классе из 18 человек жаворонков - 5 чел. – 27 %, голубей - 7 чел. – 40 %, сов - 6 чел. – 33 %.

Я построил диаграммы, из которых видно, что самый распространенный хронотип – это «голуби», их в каждом классе больше всего. Также в 4 «А» и 4 «Б» классах много «жаворонков». А в 4 «Г» классе большой процент детей с хронотипом «совы».

Рис.1 Хронотип учащихся 4-х классов

Проанализировав успеваемость, я учел время подготовки домашнего задания и пришел к выводу, что лучше всего учатся дети с хронотипом «жаворонки» и «голуби», а так как их больше всего в 4 «А» и 4»Б» классах, то и успеваемость там лучше. Основная часть детей правильно выбрала время для подготовки домашнего задания. А в 4 «Г» классе у «сов» часто успеваемость низкая.

Наблюдая за одноклассниками и общаясь с ними, я составил график: красным цветом я показал работоспособность «жаворонков», зеленым – «голубей» и синим – «сов». Из графика видно, что наибольшая интеллектуальная работоспособность у «жаворонков» и «голубей» приходится на те часы, когда идут занятия в школе, а вот у «сов» наоборот в эти часы она низкая и повышается только после 12 часов. Получается, что они учатся не в то время, когда могли бы показать лучшие результаты. Может, при приеме в школу детей надо объединять в классы по хронотипам, тогда они смогут добиться лучших результатов.

Рис.2 Активность хронотипов в течении суток

Вывод: Я выполнил первую часть работы: я выяснил, почему мне удобнее делить подготовку домашних заданий на две части и работать утром: я отношусь к хронотипу «жаворонок». Заодно я выяснил, почему одни дети учатся лучше, а другие хуже. Конечно, нельзя объяснить плохую успеваемость только тем, что учащиеся не учитывают свои особенности. Но это тоже важно. И классы лучше всего с самого начала подбирать по хронотипам, как получилось в 4 «А», тогда детям будет легче учиться.

Также необходимо составить свой индивидуальный режим дня, соблюдая который, можно достигнуть наибольших положительных результатов.

Составление режима дня

Я составил примерный режим дня для себя.

6.00 – подъем

6.00-7.00 – подготовка устного домашнего задания

7.00-7.45 – завтрак, сборы в школу

8.15-13.00 – занятия в школе

13.00- 13.30 - обед

14.00-17.00 дополнительные занятия

17.30-полдник

18.00-20.00 - письменные домашние задания

20.00- 21.00 - ужин, свободное время

21.30 -сон

2.6. Конструирование программируемых часов

Чтобы мне самому легче соблюдать режим, мне нужно устройство, помогающее в этом. У большинства – это обычные часы. Но иметь в комнате обычные часы – скучно и неинтересно. Я хочу что-то особенное.

Так как я хожу в технопарк «Кванториум» на занятия по робототехнике, мне пришла в голову идея: сделать не просто часы, а программируемое устройство на основе конструктора Lego mindstorms EV3.

Я хочу, чтобы у меня получилось устройство необычное, связанное с моим хронотипом, напоминающее в нужное время, какой работой я должен заняться. Это будет мой личный помощник. Нигде я не нашел подобных идей, поэтому разрабатывать буду сам.

Продумываю изделие:

В основе должен быть часовой механизм. Его я буду собирать из того же конструктора. Часы должны напоминать мне в нужное время о том, чем мне необходимо заняться. Для этого мне нужно будет поставить в центр конструкции контроллер, который, во-первых, питает систему, во – вторых, раздает команды всему устройству. Его я буду программировать на компьютере с помощью программы «Lego mindstorms EV3».

В заданное время будет раздаваться звуковой сигнал.

Контроллер надо поместить в корпус, для того чтобы выглядело эстетично. Корпус можно было сделать из картонной коробки, но такая идея мне не понравилась. И тогда мой преподаватель предложила сделать корпус с помощью 3D ручки.

Так как мой хронотип связан с солнечным светом и сутками, я решил, что обязательно должны присутствовать Земля и Солнце. И они должны вращаться и двигаться, как настоящие. Поэтому я помещу их на верхнюю часть конструкции. Вместе со звуковым сигналом они начнут вращаться вокруг своей оси, а Земля еще будет вращаться вокруг Солнца.

Больше всего времени у меня заняли размышления о том, как сделать так, чтобы Земля вращалась не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Долгое время ничего не получалось, пока мне не помог мальчик из более старшей группы.

1

2

3

4

5

6

7

Рис.3 Последовательность сборки программируемого устройства

Первый шаг - собираю часовой механизм. В интернете я нашел схему сборки, но мне пришлось ее переработать, так как мне не нужны рамка и датчик цвета.

Шаг второй-собираю вращающий механизм для Солнца и Земли из среднего двигателя, 2-х квадратных балок и 6-х штифтов и присоединяю проводами к контроллеру. Сборку продумал сам.

Шаг третий-раскрашиваю шары из пенопласта гуашью.

Шаг четвертый-собираю механизм соединения Земли и Солнца. Мне помог старший мальчик, т. к. у меня возникли проблемы

Пятое и шестое - увеличенные изображения механизма соединения Земли и Солнца.

Седьмое - так выглядит часовое устройство без корпуса

Канцелярским ножом с помощью папы отрезаю уголки:4 шт.-10 см, 4 шт.-20 см, 2 шт.-27 см и склеиваю с помощью термопистолета – это основа для корпуса.

Корпус я делал на занятиях в «Кванториуме». Мне помогала преподаватель.

Устанавливаю часовой механизм в корпус и программирую в программе «Среда программирования lego mindstorms ev3».

В ходе сборки конструктора особых трудностей у меня не возникало, потому что мне нравится собирать конструктор «Лего», и я начал собирать несложные модели с 6 лет. Вот что у меня получилось.

Работать было интересно, я узнал много нового об организме человека, освоил новую программу «Среда программирования Lego mindstorms EV3». В ходе работы возникали проблемы технического характера. Решать их мне помогали мой преподаватель по робототехнике и более старшие ребята. Мне пришлось общаться с большим количеством людей. Я стал более уверенно представлять людям мои идеи. Мои «Космические часы» вызвали интерес не только у одноклассников, но и у взрослых. Я представил их на техническом фестивале в Амурском государственном педагогическом университете «Технофест-2018».

Заключение:

В ходе работы подтвердилась гипотеза, поставленная в начале исследования о том, что работоспособность людей зависит не только от здоровья, но и от природных объектов, а именно Земли и Солнца, которые определяют хронотип людей.

Я отношусь к хронотипу «жаворонок», поэтому моя работоспособность наибольшая в утренние часы.

Соблюдение режима дня с учетом хронотипа поможет повышению работоспособности. Поэтому я разработал режим дня для себя и рассказал на классном часе одноклассникам о пользе режима дня, о времени подготовки домашнего задания для разных хронотипов. Так же планирую выступить на родительском собрании, чтоб познакомить родителей с информацией о том, как сделать утреннее пробуждение для «сов» более легким, чем лучше питаться разным хронотипам, в какое время лучше работать и заниматься спортом, чтоб добиться лучших результатов и так далее. В этом практическая значимость моей работы. А своей цели я достиг: я самостоятельно без напоминаний выполняю все дела, ничего не забываю и с мамой сохранил хорошие отношения.

Список источников информации

Ю. Ф. Кузнецов, «Биоритмы человека. Физический, эмоциональный, интеллектуальный»: Амрита-Русь, 2009.

В. А. Шкенев, «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград 2007 год, 239 стр.-29

http://kolesha.ru/bioritmy-i-xronotipy-cheloveka/

https://www.manorama.ru/article/Khronotipy_cheloveka.html

https://nmedik.org/sova-javoronok.html

Приложение 1. Результаты анкетирования обучающихся 4-х классов

Результаты 4 «А» класса

ФИО

Хронотип

Преобладающие отметки

Время выполнения д/з

1

Дарья А.

Жаворонок

5/4

17:30

2

Сергей Б.

Голубь

3/4

14:00

3

Артём В.

Жаворонок

3/2

17:00

4

Роман Г.

Жаворонок

4/3

17:00

5

Кристина И.

Голубь

3/4

13:00

6

Май К.

Жаворонок

3/4

13:00

7

Данил М.

Голубь

5/4

18:00

8

Артём М.

Голубь

5/4

14:00

9

Алёна М.

Голубь

3/4

16:00

10

Влада М.

Голубь

3/2

19:00

11

Марк М.

Жаворонок

5/4

17:00

12

Мария Н.

Сова

4

15:00

13

Мария Н.

Голубь

3/4

17:00

14

Роман О.

Сова

4

18:30

15

Алина О.

Голубь

4

17:00

16

Артём П.

Голубь

4/5

18:00

17

Михаил С.

Голубь

3

16:30

18

Артём С.

Жаворонок

4/5

17:00

19

Маргарита Т.

Голубь

5/4

18:00

20

Юрий Т.

Голубь

3/4

14:00

21

Илья Ф.

Жаворонок

5/4

19:00, 6:00

22

Полина Ш.

Голубь

3/4

13:00

23

Владимир Ш.

Голубь

3/2

18:00

24

Анастасия Щ.

Жаворонок

3/4

17:00

25

Макар Ю.

Голубь

5/4

14:00

Итого: жаворонков - 8 чел. – 32 %

голубей - 15 чел – 60 %

сов - 2 чел – 8 %

Результаты 4 «Б» класса

 

Баллы

 

ФИО

Хронотип

Преобладающие отметки

Время выполнения д/з

1

Ксения Б.

Голубь

3

20.00

2

Иван В.

Жаворонок

4/5

13.00

3

Игорь В.

Голубь

3/4

19.00

4

Екатерина Г..

Голубь

4/5

20.00

5

Полина Д.

Голубь

4/5

13.00

6

Евгений И.

Сова

4/5

20.00

7

Максим К.

Голубь

3/4

13.00

8

Милана К.

Жаворонок

5/4

20.00

9

Михаил К.

Сова

2/3

15.00

10

Анастасия К.

Голубь

3/4

14.00

11

Тимур М.

Голубь

3/4

18.00

12

Екатерина Н..

Сова

4

18.00

13

Захар О.

Голубь

3/4

14.00

14

Кирилл П.

Жаворонок

4

19.00

15

Михаил Т.

Голубь

3

14.00

16

Елизавета Т.

Жаворонок

4

20.00

17

Кристина Х.

Сова

4/5

18.00

18

Полина Ш.

Сова

4/5

13.00

19

Вячеслав Ш.

Голубь

3/4

18.00

20

Алина Ю.

Голубь

4/5

13.00

Итого: жаворонков - 4 чел. – 20%

голубей - 11 чел – 55 %

сов - 5 чел – 25%

Результаты 4 «Г» класса

 

ФИО

Хронотип

Преобладающие отметки

Время выполнения д/з

1

Елизавета В.

Голубь

43

13.00

2

Самира В.

Жаворонок

32

13.30

3

Ксения Д.

Сова

3

19.30

4

Герман Ж.

Голубь

34

13.00

5

Сергей И. .

Сова

32

21.00

6

Анастасия К.

Голубь

32

22.00

7

Екатерина К.

Голубь

45

19.00

8

Глеб К.

Жаворонок

4

17.00

9

Иван М.

Сова

23

21.00

10

Виолетта Н.

Сова

23

15.30

11

Маргарита П.

Голубь

45

13.00

12

Елизавета П.

Жаворонок

43

13.00

13

Ангелина Р.

Голубь

34

15.00

14

Богдан Р.

Сова

43

13.00

15

Захар С.

Жаворонок

34

17.00

16

Павел С.

Сова

23

17.00

17

Яна Ч.

Жаворонок

4

14.00

18

Максим Я.

Голубь

45

16.00

Итого: жаворонков - 5 чел. – 27 %

голубей - 7 чел – 40 %

сов - 6 чел – 33 %

Просмотров работы: 755