Бумага: история и современность

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бумага: история и современность

Девнозашвили  Л.В. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Грачёва Л.И. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня много друзей, с которыми я люблю играть, заниматься всякими интересными делами - проводить опыты и эксперименты. Ещё я люблю рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Мне нравится рассматривать интересные книги. Все это можно сделать на бумаге или с помощью бумаги. Мне стало интересно, откуда же берётся бумага?

Все вокруг говорят, что бумагу делают из дерева.

Интересно, а как? Дерево же твёрдое, а бумага нет? Когда была изобретена бумага?

Как изготавливают бумагу в настоящее время? Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

Объект моего исследования: бумага.

В своей работе я решила узнать историю возникновения бумаги, как и из чего ее делают, возможно ли изготовить бумагу самому.

Выдвинула гипотезу, смогу ли я в домашних условиях сделать бумагу.

Я решила, во что бы то ни стало всё разузнать о бумаге, и поставила перед собой цель.

Цель:

- расширить свои знания о бумаге и способах её изготовления, научиться изготавливать бумагу в домашних условиях.

Достигнуть цели мне помогут следующие задачи.

Задачи:

Узнать, как появилась бумага.

Узнать, как делают бумагу.

Познакомиться с видами бумаги.

Изучить свойства бумаги опытным путём

Создать бумагу самостоятельно.

В своей работе я использовала следующие методы.

Методы исследования:

наблюдения;

опыты, сравнения, эксперименты;

1.Основная часть

1.1.История возникновения бумаги

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие — на дощечках, зали­тых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Египтяне придумали писать на папирусе — бо­лотном тростнике — и на пальмовых листьях. Потом многие народы приспособились писать на коже животных, очищенной от шерсти и жира, — пергаменте. На Руси писали на березовой коре — бересте.

Хитроумнее всех оказались китайцы. Они рань­ше других изобрели бумагу — две тысячи лет назад — и никому не рассказывали, как они ее делают.

Торговые караваны из дальних стран приезжа­ли в Китай за товарами и как самую большую дра­гоценность покупали бумагу. Хитростью, лестью и деньгами пытались разузнать у китайцев секрет ее изготовления. Но китайцы строго хранили свою тайну, и восемьсот лет никто не смог ее выведать.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китай­цев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Так китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу.

Какой же секрет знали китайцы?

Бумагу в Китае делали так. В большой камен­ный сосуд — ступу — клали тряпье или кору де­ревьев и щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеткой из шелковых ниток и бамбуковых палочек и трясли, пока каша не разольется по сетке тонким ровным слоем без бугорков и ямок. Вода стекала, и на сетке оставал­ся тонкий лист бумаги. Его сушили, снимали с сетки, и — пожалуйста! — пиши на нем.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало бумажного производства в России было положено Петром I.

Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве.

1.2. Современные способы изготовления бумаги

Современные способы изготовления бумаги мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад. Для получения бумаги нужно пройти те же этапы. Только все это выполняет бумагоделательная машина. Бумагу изготавливают в основном из древесины. Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги огромный путь.

Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек.

В качестве древесины чаще всего используют ель, сосну и берёзу. Сначала бревна доставляются — по реке или наземным транспортом. Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают. Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину, потом отправляют в типографию или режут на листы. И из этих листов сшивают тетради, печатают книги

В результате проведённого исследования я узнала историю возникновения бумаги.

2. Практическая часть

2.1 Описание экспериментов

Я попробовала исследовать свойства бумаги и для этого провела следующие эксперименты:

Эксперимент 1. «Бумага режется?».

Взяла картон и обычную бумагу. Сначала разрезала тонкую бумагу, потом разрезала картон (толстую бумагу).

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон труднее.

Эксперимент 2.«Бумага впитывает масло».

Я намочила ватную палочку в масле и написали букву «А» на бумаге.

Вывод: масло пропитало бумагу.

Эксперимент 3. «Разрывание бумаги».

Для опыта я взяла бумагу и ткань. Сначала взяла бумаги и легко разорвала её, затем взяла лоскуток ткани и попробовала разорвать его тоже, но ткань не рвётся.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Эксперимент 4. «Шуршащая или поющая бумага».

Чтобы узнать издаёт ли звуки бумага я взяла бумагу и выполнила движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении- бумага издаёт звук.

Эксперимент 5. «Режет ли бумага?»

Взяла кусок пластилина, скатанный колбаской, затем взяла альбомный лист и краем сделала надрез на колбаске, теперь салфеткой, но надреза у меня не получилось. Потом взяла картон и разрезала им пластилин.

Вывод: Бумагой можно порезаться.

Эксперимент 6. «Могут ли распуститься бумажные цветы?»

Мы вырезали бумажные цветы и загнули лепестки. Затем налили в миску воды и положили их в воду. Через несколько секунд наши цветы начали распускаться как по волшебству!

Вывод:Бумага состоит из волокон и когда они наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется. Наши цветы распустились.

Эксперимент 7. «Тайное письмо».

Дома вместе с мамой мы решили написать тайное письмо, а для этого я обмакнула кисточку в молоке и на белом листе бумаги нарисовала солнышко. Когда рисунок высох, я прогладила его утюгом через марлю.

Вывод:молоко при нагревании вскипает и темнеет, именно поэтому рисунок при нагревании проявляются на бумаге. И тогда появилось изображение.

2.2 Изготовление бумаги в домашних условиях

Я подумала, если раньше делали бумагу вручную, то я решила попробовать её изготовить дома. В интернете нашла рецепт изготовления бумаги в домашних условиях, тремя способами.

Для этого я:

Взяла крахмал, желатин, воду, бумажные салфетки, блендер.

Первый способ: В тёплой воде растворила 1 ложку крахмала.

Затем эту жидкость добавила в блендер, где находились измельчёные салфетки. Полученую массу взбила в блендере и получила кашицу.

Второй способ: В тёплой воде растворила 1 ложку крахмала. И эту жидкость тоже добавила в блендер, где находились измельчёные салфетки. Полученую массу взбила в блендере и получила кашицу.

Третий способ: Просто стакан теплой воды влила в блендер с размельчёнными салфетками, и взбила до образования кашицы.

У меня получилось три тарелочки кашицы, которые я разложила на марле и дала стечь воде. Получившуюся кашицу разложила на подносы, покрытые марлей, и оставила на сутки подсыхать.

Когда бумажная масса подсохла, отделила бумажные листы от марли и не, трогала их 24 часа до полного высыхания. Вот что у меня получилось.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я изучила историю возникновения бумаги, узнала технологию производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате. Попробовала изготовить бумагу в домашних условиях, тремя разными способами. И мне удалось получить бумагу разного качества.

Моя гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Я узнала, из чего делают бумагу, и научилась её делать.

4. Список используемой литературы

1. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - т. 3 – М.: ТКО АСТ, 1994, - с. 245-246

2. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - с. 150

3. Орлова Н.Д. Я познаю мир.- М.: издательство АСТ, 2000.- с.97.

4. В. П. Дацкевич «Как делают книгу», Москва, Издательство «Детская литература», 1987- с. 24

5. Б.В.Зубков «Книжка про книжку», Москва, Издательство «Малыш»,1984, - с. 24

6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20038/ - Школа жизни

7.Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

Просмотров работы: 752