Изготовление тувинской национальной обуви «Биче идик».

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изготовление тувинской национальной обуви «Биче идик».

Хертек  С.С. 1
1МБОУ Межшкольный учебный комбинат "Мергежил" села Тээли
Сарыг-оол А.С. 1
1МБОУ Межшкольный учебный комбинат "Мергежил" села Тээли
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тувинский народный костюм – огромное достояние, доставшееся нам от наших предков, поэтому очень важно сберечь для будущих поколений эту часть национальной культуры.

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.

В полный комплект верхнего тувинского костюма входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (один из видов головных уборов – довурзак), безрукавка (хоректээш) и обувь. Одежда у тувинцев была сезонной – она указывала на четыре времени года.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней,, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

Национальная одежда сейчас очень востребована в Тыве – носят на праздниках, на различных традиционных соревнованиях, на конкурсах красоты и мужества, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.

Актуальность. Каждому человеку необходимо знать свою национальную культуру, и конечно национальный костюм своего народа. Народный костюм – огромное достояние, доставшееся нам от наших предков

Цели: развивать творческие способности при работе над изделием, проявить интерес к тувинской национальной культуре.

Задачи:

- изучить инструменты и оборудования необходимые для изготовления национальной детской обуви «Биче идик»;

- изучить конструирование и технологическую последовательность изготовления тувинской национальной обуви «Биче идик».

1. Инструмент и оборудования, необходимые при изготовления национальной детской обуви «Биче идик»

Для изготовления обуви «Биче идик» нам понадобится нитки, ножницы, резак иголки, линейка, карандаш, ластик, калька, булавки, портновский мел, игольница, наперсток, швейная машина «Тойота».

2. Выбор материалов

Традиционно для изготовления детской обуви «Биче идик» применяют выделанную кожу из овечьей шкуры мехом внутрь или тонкого войлока. Обувь орнаментировалась геометрическими и витыми фигурами: рога архара (те мыйызы), рога оленя, нить счастья (олчей удазын). Вверх чулка обшивали матерчатой полоской «хаш» шириной в 3 илиг (3 пальца).

Натуральная кожа из овечьей шкуры мехом внутрь - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Она обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей (ремни, сумки, обувь, куртки и т.д.). Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды (температура, свет, травма), является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ и имеет исключительную упругость, прочность и стойкость.

Сукно шинельное (солдатское), вырабатывается из шерстяных и полиэфирных нитей. Все шинельные ткани по своей выработке являются суконными. Для суконных тканей применяются пряжа пушистая, вырабатываемая из коротковолокнистой шерсти. Эти ткани плотные, не дряблые, воздухопроницаемые имеют хорошие тепловые свойства, значительную толщину. Ткань гладят утюгом при температуре 110…120 С с изнаночной стороны, чуть сбрызгивая воду, так как вода не оставляет пятна на ткани.

Определить натуральную кожу, шинельную ткань можно по внешнему виду, на ощупь, по виду, а также по характеру горения. После горения распространяет запах жженного рога или пера.

3. Эскиз модели

4. Описание модели

Традиционная национальная детская обувь «Биче идик» (мягкая обувь для детей начинающих ходить) загнутым к верху носком с декоративной вышивкой выполнена из материала фетр, кант на обуви выполнен из национального шелка, внутренний чулок обуви выполнен из натуральной выделанной овечьей шкуры. Отделочным элементом детской национальной обуви является декоративная вышивка, выполненная на тонкой выделанной коже простыми украшающими швами – тамбурный шов «узкий», контурный шов «назад иголку», элемент отделки – узор в виде «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ» (орнамент в виде пиалы с дополнением орнамента в виде створка), который по середине украшен стеклянным бисером, так как тувинцы украшали и расшивали свою обувь, одежду, головные уборы и утварь разными узорами.

Конструирование национальной обуви «Бопук»

Конструирование одежды - разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия).

Тувинцы при пошиве одежды и обуви использовали муляжный метод конструирования. Муляжный метод появился много веков назад и до сих пор не утратил своей актуальности. Создание модели одежды и получение разверток ее деталей в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене.

Для того чтобы раскроить изделие на ткани или на материале, нужно построить чертеж – выкройку на бумаге (лекала). Для построения чертежа нам необходимо определить размерные характеристики. Чтобы определить размерные характеристики нам необходимо снимать мерки по народным меркам.

Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и, посадка изделия.

Правила снятия мерок ног:

При измерении стопы человек должен стоять так, чтобы нагрузка на обе ноги была равномерной.

Измерять следует стопы обеих ног, т.к. могут быть отличия.

Стопу очерчивают карандашом, ставя его перпендикулярно листу.

При измерении делайте поправку на увеличение размера, если обувь планируется носить с толстым носком.

Для построения основы чертежа детской национальной обуви с загнутым кверху носком снимают мерки:

Обхват стопы, который проходит через наиболее широкие точки у основания пальцев.

Обхват в узком месте голени (шиколотка)- эта мерка измеряется на высоте 11 - 13 см от пола. Если в этом месте есть какие-то дефекты, то необходимо сделать замеры и указать на какой высоте была сделана мерка.

Высота обуви - измеряется от пола по наружной стороне ноги.

Обхват голени на выбранной высоте.

Длина стопы, расстояние от наиболее выступающей точки пятки до самой удаленной точки пальцев.

Для снятия мерок используются следующие народные мерки:

1 илиг – один палец;

2 илиг – два пальца;

3 илиг – три пальца;

4 илиг – четыре пальца;

Кулаш – маховая сажень (мера длины, ровная расстоянию между двумя вытянутыми руками;

1 карыш – пядь (расстояние между концами раздвинутых пальцев – среднего и большого;

Соом – пядь;

Мугур соом – маховая пядь (расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев);

Тош чартыы – полсажени;

Кыры дужу – напротив локтевой кости.

Подготовка материалов к раскрою. Раскрой.

Основные детали обуви:

1. Голенище (уну) со сгибом 1 деталь;

2. Головка (майык) 2 детали;

3. Подошва (улдун) 1 деталь.

Лекало тувинской национальной обуви «Биче идик».

Инструменты для выкраивания деталей из меха

Для выкраивания деталей используются следующие инструменты:

Карандаш

Острый нож – резак (кержек)

Обведение лекало на материал

На заготовленный мех накладываем лекала изделия, по контуру лекала чертим линии карандашом, убираем лекала. Оставляем припуски на все швы 1см.

Выкраивание деталей внутреннего чулка из кожи

Острым ножом – резаком (кержек) вырезаем по контуру намеченной линии с небольшим давлением, резак держим с наклоном на 30-32 градуса, чтобы видеть линию наметки, линия реза не должна выходить за контур наметки лекала.

Готовые изделия из выделанной кожи из овечьей шерсти.

Выкройка деталей верхнего чулка

Выкройку верхнего чулка обуви выкраивают из шинельного сукна последовательно по внутреннему чулку.

Образец выполнения орнамента

Рисунок вышивки орнамент.

Необходимые материалы для выполнения вышивки.

Необходимые инструменты и приспособления.

Способ прикрепления.

Выполнение вышивки.

Окончательная обработка вышивки.

1. Орнамент «Аяк-хээ» с дополнением «Хаалга хээ» (орнамент в виде пиалы с дополнительным орнаментом в виде створка)

Необходимые материалы для выполнения вышивки

Для выполнения орнамента используются следующие материалы:

Кусочек тонкой кожи красного цвета.

Шелковая нить синего цвета.

Нитки – мулине белого цвета.

3. Необходимые инструменты и приспособления.

Для изготовления орнамента «Аяк хээ» с дополнением «Хаалага хээ» понадобится следующие инструменты:

1. Ножницы среднего размера для разрезания ниток и материала;

2. Наперсток - для предохранения среднего пальца правой руки от укола и других травм при проталкивании иглы на материал;

3. Иголка - предназначенная для работы с тонкой кожей.

4. Способ прикрепления

Перед выполнением декоративной вышивки накладываем на кожу рисунок вышивки, закрепляем рисунок к основе с помощью булавок.

Булавка предназначена для прикалывания бумаги при переводе рисунка вышивки на основу.

Выполнение вышивки.

Так как перевод рисунка на кожу является сложным, вышивку выполняем прямо по контуру узора на рисунке – швом: «узкий» тамбурный шов синими шелковыми нитками.

Тамбурный шов «узкий»

Имеет вид цепочки, состоящей из ряда петель, последовательно выходящих одна из другой. Иглу с ниткой вводят на лицевую сторону ткани и выводят на изнаночную сторону, оставив на поверхности петлю. Делают стежок по контуру рисунка. Иглу с ниткой вытягивают и, слегка придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают ее. Следующий стежок делают из предыдущего: иглу вводят на изнаночную сторону ткани изнутри предыдущего стежка – звена «цепочки». Последнюю петлю цепочки закрепляют маленьким стежком по центру. Рабочую нитку при выполнении петли нельзя сильно затягивать

Удаление рисунка вышивки

После выполнения вышивки, осторожно обрываем и удаляем бумагу маленькими частями, чтобы не испортить вышивку.

Выполнение контурных швов

По краю узкого тамбурного шва прокладываем контурные швы – «шов назад иголку» белыми нитками мулине. Этот шов делает вышивку более выразительной.

Контурный шов: «назад иголку»

Выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки должны иметь равную длину.

6. Окончательная обработка вышивки

После окончательного выполнения декоративной вышивки, острыми ножницами вырезаем круг, соответственно по кругу узора – «аяк хээ», готовим вышитую кожу для прикрепления к детали голенища изделия.

Вышитый орнамент настрачивается к голенищу верхнего чулка на швейной машинке, по краю вышитой кожи, шириной 0,1-0,2 см.

Декорированные голенища изделия

8. Технологическая последовательность изготовления изделия

I. Снятие мерок по народным меркам.

II. Построение лекал.

III. Подготовка изделия к раскрою. Раскрой.

IV. Примерка внутреннего чулка.

Соединение деталей головки складывая мездровой стороной друг к другу, со стороны переда детали головки швом «кырлап даараан тиг».

Присоединение головки с голенищем, швом «кырлап таараан тиг».

Соединение задних срезов обуви, швом «кырлап таараан тиг»

Соединение подошвы с нижним срезом швом «кырлап таараан тиг».

Пришивание матерчатой полоски вверх чулка из меха светлого цвета.

V. Обработка верхнего чулка обуви из шинельной ткани.

Пришивание «ыскыт» (каймы) ко всем срезам выкройки головки голенища подошвы из шинельной ткани. Полоску для канта складывают вдвое, сначала притачивают к одной из деталей, располагая ее с лицевой стороны. Затем две основные детали складывают лицевыми сторонами внутрь и стачивают швом «хом тиглей таараан тиг», прокладывая строчку в шов притачивания полоски.

ВТО.

Срезы шва с изнанки разутюживают чуть сбрызгивая воду.

VI. Приметывание открытых срезов верхнего и внутреннего чулка.

Внутренний чулок вкладывать во внутрь верхнего чулка и приметывать открытый срез с потайным стежком.

VII. Пришивание матерчатой полоски из отделочного меха.

Матерчатую полоску из отделочного меха пришивают потайным стежком к верхнему чулку обуви.

VIII. Окончательная обработка.

Тувинская национальная обувь «Биче идик» в готовом виде

Тувинская национальная обувь «Биче идик».

9. Расчет себестоимости детской обуви «Биче идик».

Приступая к проектированию изделия, необходимо сделать предварительный расчет себестоимости изделия, который выполняется следующим образом:

Собщ12345

Где Собщ общая стоимость изделия,

С1 – стоимость материала изделия,

С2 – стоимость оборудования и инструментов,

С3 – стоимость электроэнергии,

С4 – заработная плата из расчета оплаты учителя технологии за 8 ч. рабочего дня

С5 - амортизационные отчисления на оборудования.

Стоимость материала

Наименование материала

Единица

измерения

Норма расхода

Цена за единицу, р

Сумма затрат,р

1

2

3

4

5

Синяя натуральная кожа из овечьей шкуры

м

0,40

1150

460

Шинельная ткань

м

0,40

750

300

Национальный шелк красный

м

0,10

150

15

Белая натуральная кожа из овечьей шкуры

м

0,10

1200

120

Тонкая кожа красного цвета

м

0,15

950

142,5

Шелковая нить синего цвета

шт

1

20

20

Нитки – мулине белого цвета

шт

1

5

5

Шелковая нить белого цвета

шт

1

20

20

Шелковая нить красного цвета

шт

1

20

20

 

Итого:

1222,5

Стоимость материалов составляет С1 = 1222,5 р.

С2 – рассчитывается исходя из того, что каждый инструмент имеет свой срок службы в процессе эксплуатации. Выполняя изделие, следует учитывать его себестоимость в размере 5% от первоначальной стоимости инструмента.

При изготовлении данного изделия нам понадобилось следующие инструменты (перечисляем весь инструмент, который был использован для выполнения работы):

линейка – 10р;

ластик – 5р;

карандаш – 3р;

ножницы – 60р;

портновский мел – 10р;

резак -35р.

Стоимость нового инструмента суммарно составила 123р.

123р. - 100%

Х р.- 5%

Х = 135 × 5% / 100% = 6,75 р.

С2 = 6,75 р.

С3 – расчеты выполняются с учетом потребляемой энергии, измеряемой в киловатт/часах. Мы потратили при изготовлении изделия, работая на электрической швейной машинке – 0,06 кВт·ч, утюгом – 1,8 кВт·ч и используя освещение – 0,3 кВт·ч.

Знаем, что 1 кВт·ч стоит 1,52 р., составим и решим пропорции.

На электрической швейной машинке работали 8ч.

Х=1,52р.×0,06 кВт·ч=0,09р.

1ч – 0,09р.

8ч – Хр.

Х = 8ч. × 0,09 р.= 0,72 р.

Утюгом работали 1ч.

Х = 1,52р.×1,8 кВт·ч = 2,74.

1ч. – 2,74р.

Х = 1ч.×2,74 = 2,74р.

Освещение использовали 20 ч.

Х = 1,52×0,3 кВт·ч = 0,46 р.

1 ч – 0,46 р.

20 ч – Х р.

Х = 20 ч×0,46 р. = 9,2 р.

С3 = 0,72 р. + 2,74 р. + 9,2 = 12,66 р.

С4 – рассчитывается из расчета заработной платы учителя технологии 576 р.- 8 ч. Рабочего дня.

8 ч – 576 р.

12ч – Х р.

Х = 576 р. × 26 ч / 8 ч = 1872 р.

С4 = 1872 р.

Амортизационное отчисление на оборудование

Наименование оборудования

Цена оборудо-

вания, р.

Срок службы, г

Кол-во рабочих дней в год

В день,

р.

В

час,

р.

Исполь-

зованное

время,

ч.

Стои-

мость, р.

Швейная машина

7200

10

254

2,8

0,35

8

2,8

Утюг

1450

4

254

1,97

0,25

1

0,25

           

Итого:

3,05

Собщ 1 + С2 + С3 + С4 + С5

Собщ= 1222,5 + 6,75 + 12,66 + 1872 = 3114 р.

Заключение

Таким образом, в данной работе разработана технология изготовления тувинской национальной детской обуви «Биче идик». Был составлен план работы выполнения исследовательской работы, обоснованы цели и задачи, представлен эскиз и описание модели, разработано конструирование детской обуви, сделан выбор материалов, технологическая последовательность работы, перечислены инструментарий и оборудование, необходимые при изготовлении национальной обуви, представлены правила техники безопасности при работе со швейной машиной и правила техники электробезопасности. Приведены также образец выполнения орнамента, показана подготовка материалов к раскрою, раскрой. Составлен расчет себестоимости изделия «Бопук» – 3114 руб.

11. Список использованной литературы

Куулар, Р.А. Как шить тувинский национальный халат? (на тув. яз.) / Р.А. Куулар // Тыванын аныяктары. - 1988 – Вып. февраль 4.

Ховалыг, Р. Тувинская одежда (на тув. яз.) / Р. Ховалыг // Башкы. – 2006. - №4. –С. 92-96.

Ховалыг, Р. Одежда тувинцев: история и виды (на тув. яз.) / Р. Ховалыг // Башкы. – 2006.- №3. – С. 91-94.

Монгуш, Т.Д. Виды тувинских головных уборов (на тув. яз.) / Т.Д. Монгуш // Башкы. – 1998.-№3. – С. 20-22.

Лопсан, А. Технология раскроя и пошива национального халата на уроках обслуживающего труда / А. Лопсан // Башкы. – 2009.-№4. – С.16-20.

Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» / Г. Мартай-оол // Башкы. – 2007. - №1. –С. 76-77.

Сиянбиль, М.О. Дошка – загадочный узел / М.О. Сиянбиль // Башкы. – 2001. - №3. – С. 83-84.

Сиянбиль, М.О. Традиционный тувинский костюм: (История. Символика) / М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. – Кызыл: Респ. Тип., 2000.-72с.

Дувендей, Ш. Тувинская обувь, головной убор, халат … (на тув. яз.) / Ш. Дувендей // Эне созу. -1994. Вып. – июль. 22-28.

Монгуш, С. «Тыва хевивис – национал чоргааралывыс»: Каас чараш-ла болунар! «Тувинская одежда – национальное достояние»: Будьте красивыми! (на тув. яз.) / С. Монгуш // Шын. - 1987. – Вып.- Янв. 31.

Сиянбиль, М. Традиционный тувинский костюм: (История. Символика) / М. Сиянбиль. – Кызыл: Респ. Тип., 2000. – 72с.

Потапов, Л.П. Очерки народного быта тувинцев. / Л.П. Потапов. – М:. Изд-во «Наука», - 1969. – 404с., С.203.

Намзал, Э.Х. Программы по обслуживающему труду в 4-9 кл. для сельских национальных школ Республики Тува. / Э.Х. Намзал. – Кызыл: Респ. Тип., - 1993. – 41с..

Байкара, В.Т. Когда труд – творчество. Опыт проведения уроков и внеклассной работы по предмету «Технология» / В.Т. Байкара. // Башкы. – 2002. - №3., С. 45-52.

Донгак, Ш. Тем полновеснее отдача: Трудовое воспитание в школах / Ш. Донгак. // Башкы. – 1994. - №2. – С.79-80.

Артына, С. Творчество и в воспитании, и в обучении, нравственную и трудовую закладку. / С. Артына // «Тувинская правда». – 1979. – 14 сент.

Пертровский, А.В. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Полиздат, 1990. – 94 с.

Просмотров работы: 1558