История создания авторских кукол

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История создания авторских кукол

Фисюк  В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича
Борадзова  К.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что куклы всегда являлись отражением повседневной жизни человека. Они выполняли развлекательную, воспитательную, социальную функции. С самого детства в куклы играли, о них мечтали, их изготавливали из разного материала, что помогало развивать фантазию автора куклы - ребёнка. Однако, спустя многие годы, с развитием современных технологий, исчезла необходимость создания кукол своими руками. На смену авторским куклам пришли фабричные, заводские, одинаковые, не имеющие своей индивидуальности куклы. Созданию кукол своими руками стало уделяться меньше внимания. А ведь именно рукоделие развивает усидчивость, внимание, фантазию, формирует эстетический вкус, приучает человека к труду, помогает выразить свою индивидуальность, а созданное своими руками изделие будет иметь большую ценность, так как сделано с душой.

Цель: изучив и проанализировав литературу, создать свою коллекцию авторских кукол, представить технологию их создания своим одноклассникам, тем самым пробудить интерес к труду и рукотворному миру кукол.

Задачи:

Найти и изучить литературу по теме исследования

Раскрыть понятие «кукла»

Проанализировав литературу, описать историю возникновения первых кукол

Выяснить значение кукол в жизни людей

Рассмотреть современный материал, для изготовления кукол

Изучить технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.

Подобрать материал для изготовления собственной коллекции авторских кукол

Создать собственную коллекцию кукол

Поделиться опытом с одноклассниками

Гипотеза: на сегодняшний день, куклы являются не просто предметом игры, а выступают как самостоятельное авторское произведение искусства и способ развития личности ребенка.

Объект исследования: авторские куклы

Предмет: технология изготовления авторских кукол

Методы исследования:

Изучение и обобщение научных источников, периодических изданий по теме исследования

Встречи и беседы с мастерами кукольного искусства

Наблюдение и сравнение технологий изготовления авторских кукол

Моделирование

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КУКОЛ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы, я обратилась к словарям Т.Ф. Ефремовой и С.И. Ожегова, где нашла несколько определений слову «кукла». Проанализировав источники, сделала вывод о том, что разные учёные дают практически одинаковое определение данного понятия.

Итак, кукла – это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.

Затем, изучив литературу в интернете и книгах, я узнала, что история происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ни чем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев – что явно не подходит под определение слова «кукла».

Однако, учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы – богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное – культовое значение.

Например, в Древнем Египте куклы служили для того, чтобы скрасить одиночество умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.

Позднее возник обычай после смерти кого - либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Такая кукла была найдена в Чехословакии, сделана из слоновой кости и имела подвижные конечности. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.

Со временем, кукла, предназначавшаяся изначально, как атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие. Например, в Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде.

Для славян кукла была оберегом. Куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Люди верили в то, что кукла может защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Именно поэтому, на Руси, существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Например, будущему малышу из цветных тряпок сворачивали куклу «пеленашку». Её укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы сбить с толку злых духов. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка. Также, заботливые мамы мастерили для детей куклу «берегиню», которая охраняла сон малыша. В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Очень большое значение имели куклы «капустка» и «веснянка». Кукла – «капустка» считалась хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Её делали из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Детали куклы связывали между собой нитями. Кукла «веснянка» - объединяла в себе 12 кукол – лихоманок (Аввареушу, Глазею, Глухею, Желтею, Каркушу, Ледею, Немею, Огнею, Отпею, Пухлею, Трясею, Храпушу). Заговоренную куклу хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью - сжигали вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Однако, незаметно, параллельно с культовым и религиозным значением, куклы занимают своё место, как предмет игры для детей. Также, куклы начинают использоватьдля театрализованных представлений, изначально используя сюжеты из Библии, позже – для развлечения детей и взрослых. Для таких представлений изготавливали специальные куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы, позже – механические. Виды древних кукол (см. Приложение 1).

РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИИ КУКОЛ

В конце ХVI - середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией.Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол.

Однако, на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики. Эти конструкции были очень сложными и разнообразными. Механизм состоял из целой композиции, в которой каждая кукла выполняла свою роль, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр. В этой композиции девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигались как у человека. Немного позже механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю.

В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В это же время, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, стали уделять особый интерес к духовным потребностям ребенка. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

А в XIX веке появилась кукла Катя отечественного производства. Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.

С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.

ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.

И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.

Виды кукол 17-19 века (см. Приложение 2).

АВТОРСКАЯ КУКЛА

Для знакомства с данным видом искусства, я вместе с мамой посетила выставку авторских кукол Земфиры Дзиовой. После чего, мы отправились в школу по обучению создания кукол, где побеседовав с мастером, я узнала о том, что значит «авторская кукла» и о современном материале для изготовления кукол.

Авторская кукла – это художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера. Выделяют две основные методики создания куклы - коллажную и скульптурную. При изготовлении куклы по коллажной методике технологически необходимых этапов - шесть (эскиз, создание скульптурных частей, изготовление парика, разработка каркаса и создание форм тела куклы, изготовление костюма), при использовании скульптурной методики - четыре (эскиз, создание основного объема, роспись, закрепление куклы на подставке).

Особенностью технологии создания данного вида кукол является «коллажность» то есть, при создании одного произведения можно использовать различные виды материала. Также, автор сам решает, какая будет кукла: костюмная, портретная кукла и кукла-персонаж, определяет различные композиционные решения - однофигурная, многофигурная или сюжетная композиция. Существует много техник создания авторских кукол, но наиболее популярными являются:

Японская техника вязания «амигуруми». Особенности игрушки-амигуруми: размер игрушки достигает от 5 до 8 сантиметров, голова изделия гораздо больше остальной части тела, амигуруми всегда имеют милое доброе лицо с широкой улыбкой, и самое главное - мастер придумывает имя, которое остается с ней даже после продажи.

Лепка из полимерной глины. Этот чудесный материал позволяет создавать небольшие скульптуры, которые похожи на живых.

Текстильные интерьерные куклы. Существует множество техник, позволяющих сшить текстильную куклу, но самыми любимыми были и остаются чердачная кукла, Большеножка, Тильда и кукла овечка.

Техника папье маше. В основе техники - бумага, клей и грунтовка. Особенность: бумага замачивается в воде, а затем разминается до состояния каши, после этого лишняя влага отжимается, добавляется клей и вымешивается своеобразное «тесто», из которого и создается кукла, после застывания модели, она покрывается грунтовкой.

Виды авторских кукол (см. Приложение 3).

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ИЗ ПЛАСТИКА И ПАПЬЕ - МАШЕ

В практической части своей работы, под руководством Земфиры Дзиовой я изготовила свою первую авторскую куклу. Для начала определили образ куклы. Это будет принцесса. Затем, подготовили эскиз будущей принцессы. Выбрали материал для изготовления куклы. Верхние части туловища будут у куклы твердыми, их будем делать из самозатвердевающего пластика. Нижняя часть куклы будет выполнена в технике папье- маше.

Итак, для изготовления куклы мы подготовили материал: самозатвердевающий пластик, стэки для лепки, зубочистки, клей ПВА, полотенце Zewa (так как они более прочные при смачивании и окрашивании), проволока, плоскогубцы, кисти для нанесения клея и росписи, картон, акриловые краски и перламутровые, ножницы, нитки, бесцветный лак, волосы или шерсть. После выполнения подготовительной части, приступили к работе.

Для начала из прочной, стальной проволоки, скрутили каркас - скелет куклы. На скелете отметили место расположения суставов, локтей. Затем, из пластика сформировали голову и приступили к нижнему ярусу. Для него мы скрутили картон в виде конуса и скрепили с верхней частью туловища куклы. Далее обклеили заготовку бумагой в несколько слоёв. Каждый слой при этом просушили. И оставили куклу до полного высыхания. Взяли мелкую наждачную бумагу и аккуратно отшлифовали готовые части куклы. После чего заготовка стала гладкой.

Далее с помощью клея ПВА и бумаги подготовили платье нашей будущей куклы. Для этого накладывали слой за слоем. Каждый слой сушили возле батареи. Затем покрыли акриловыми красками. Пока платье сохло, с помощью кисточек мы нарисовали кукле глаза, губы, придали румянец щекам. После чего, покрыли матовым акриловым лаком для придания краске дополнительной стойкости.

Далее, приступили к изготовлению волос из шерсти для валяния. Наклеив волосы с помощью клея, при помощи иглы для валяния сформировали прическу нашей кукле. Последний штрих – покрыли платье перламутровыми красками, чтобы придать ему благородный вид.

Кукла готова.

Изготовление куклы ( см. Приложение 4)

2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

Для изготовления тряпичной куклы нам понадобились:

ткань – хлопок, он «эластичен», хорошо красится натуральными красителями, края ткани не осыпаются;

наполнитель холлофайбер волокном, он идеально подходит для набивки кукол;

ножницы швейные, острые;

швейные иглы;

утюг;

швейная машина.

Прежде чем начать работу над куклой, мы тщательно продумали образ, подготовили эскиз и шаблоны частей куклы. Затем приступили к изготовлению.

Для начала отутюжили ткань, сложили её вдвое, прикололи выкройку швейными булавками к ткани. После чего, обвели детали хорошо заточенным простым карандашом, вырезали их и сшили самым мелким стежком на швейной машинке. В этом мне помогла мама.

После прошивки деталей, мы аккуратно вывернули детали деревянной палочкой и наполнили холлофайбером. Чтобы кукла могла сидеть, верхние части ног заполнили не слишком плотно.

Затем приступили к оформлению лица. Акриловыми красками мы нарисовали глаза и рот. Ватной палочкой подрумянили щёчки.

Далее нам понадобились искусственные волосы, нитка с иголкой, для изготовления косичек. Пришили их к голове.

Затем, мы с мамой сделали нашей кукле объемное платье и шапочку. Для нашей куклы мы сшили платье из старой кофты, которую мама не носила. Для нижней юбки использовали фатин бежевого цвета. На ножки заказали туфли белого цвета. Кукла готова.

Изготовление куклы ( см. Приложение 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: мы раскрыли понятие слова «кукла», описали историю возникновения первых кукол, выяснили значение кукол в жизни людей, рассмотрели материал, для изготовления кукол, изучили технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.

В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению авторских кукол из различного современного материала . Для этого нам понадобилось разработать эскизы будущих кукол, подобрать материал, выбрать способы выполнения кукол. Изученные приемы помогли провести мастер-класс для одноклассников, тем самым пробудить интерес к созданию своих кукол.

В перспективе, я хочу продолжить работу над развитием своих знаний в области создания авторских кукол из более сложного и хрупкого в обработке материала: фарфора…. Надеюсь, что в будущем смогу открыть свою школу по обучению различным техникам создания кукол. А возможно, когда – нибудь, и мои куклы смогут занять своё место на кукольных выставках.

В заключении, можно сделать вывод, что изготовление авторских кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Ведь настоящее произведение искусства можно создать только тогда, когда искренне любишь свою работу, вкладываешь в неё душу. А кукла, являясь, отражением своего автора, подобием человека, через выражение лица, может рассказать о характере, чувствах и настроении своего творца. А ещё, созданная своими руками кукла, может принести радость не только своему создателю, но и стать замечательным подарком близким людям или украшением интерьера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Войдикова Н.М. Куклы в доме. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.- с.5-60.

Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- с. 166.

Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- с. 103.

Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М: Просвящение, 1994.- с.10-24.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия. М.; 1973.-с. 663.

Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстративная энциклопедия "Художественные куклы". -М.: Дизайн Хаус, 2009 г.

http://dengiledi.ru/izgotovlenie-kukol-svoimi-rukami.html

http://sulimart.ru/artwork/toys/

Приложение 1

Древние куклы разных народов

Куклы в Древнего Египта Куклы Древнего Рима

Кукла найденная в Чехии Куклы обереги Древних Славян

Приложение 2

Куклы XVI –XIX веков

Первые механические куклы

Первая кукла «Пандора» Кукла «Пандора» с андроидным механизмом

Кукла Катя

Приложение 3

Наиболее популярные виды авторских кукол

Кукла «Амигуруми» Кукла из пластика

Текстильная кукла Кукла из папье-маше

Приложение 4

Изготовление куклы из полимерной глины и папье – маше

Приложение 5

Изготовление текстильной куклы

Просмотров работы: 5058