Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности

Ильницкий  К.М. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр технического творчества г. Таганрога
Вараксин В.Н. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр технического творчества г. Таганрога
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования – «Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности» определялась не случайно, а с помощью собственного выбора и технического творчества.

Впервые мы познакомились с моим научным руководителем на классном часе, где было объявлено о начале работы в области судомоделизма в школьных мастерских. Чертежи, которые были предъявлены к нашему обозрению, сначала испугали множеством линий и были непонятны, но в дальнейшем, когда мы начали строительство простых моделей, нам стало приходить понятие и связь чертежей с изготовленной деталью (см. Фото 1).

Фото 1

Рассматривая противоречие, которое мы вложили в нашу тему исследования, как стремление к движению вперёд говорит, что техническое творчество при создании определённых условий будет способствовать формированию развивающейся личности.

Проблема нашего исследования, заключается в том, что обществу нужны инженерные кадры, но при этом идёт уничтожение технических детских объединений, следовательно, необходимо определить, как активизировать поведение детей и подростков направленное на увеличение их любознательности в процессе погружения в техническое творчество.

Актуальность исследования обосновывается тем, что современному обществу необходимы инженерные кадры, а интерес к технике необходимо развивать с раннего возраста в объединениях, имеющих техническую направленность.

Цель исследования направлена на изучение метода интерактивного развития формирующейся личности в специально, созданных условиях для детей и подростков.

Объект нашего исследования заключается в том, что он направлен на процесс интерактивного развития формирующейся личности в рамках технического творчества детей и подростков.

Предмет нашего исследования направлен на непосредственное изучение основных частей объекта исследования, на социальные взаимоотношения, на процесс развития, познания детей и подростков, который обозначен в содержательной части технического творчества.

Гипотеза исследования сформулирована так, что если в процессе технического творчества детей и подростков будет использован метод интерактивного развития личности, то результат такого развития будет более эффективен в специально созданных условиях.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели, разрешения проблемы и подтверждения сформулированной гипотезы исследования:

- изучить проблему снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству;

- разработать социально-педагогическую систему, раскрывающую содержание технического творчества детей и подростков;

- разработать условия интерактивного развития детей и подростков;

- сформулировать тип совместной деятельности, являющийся важным условием формирования личности;

- представить результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве.

Методика исследования будет способствовать созданию целостной системы развития личности детей и подростков в рамках технического творчества.

Таким образом, мы рассмотрим внутреннее содержание технического творчества и его влияние на формирование интерактивной личности при моделировании и конструировании моделей, привлечении семьи и школы к процессу познания детского технического творчества.

Глава 1.

Техническое творчество детей и подростков на современном этапе

1.1.Проблема снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству

Техническое творчество это вид деятельности, с помощью которой человек приобретает умения преодолевать существующие шаблоны и стандарты в инженерно-техническом направлении, развивать творческое мышление и заниматься самореализацией.

Завершение двадцатого столетия обозначилось в отечественном образовании отказом от трудового обучения, занятиями в технических кружках и секциях. Им на смену пришли компьютерные игры, которые притормозили развитие личности и отбросили её назад. Маленькие дети, с азартом занимаются творчеством при этом, испытывают безграничную радость и удовлетворение от созданного объекта своими руками.

Рассматривая современное техническое творчество, можно отметить следующее:

- педагогический состав учреждений, занятых техническим творчеством в основном держится на возрастных педагогах;

- существующая недостаточность материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования;

- сокращение, объединение, слияние учреждений дополнительного образования и превращение их в Центры технического творчества;

- недостаточное финансирование учреждений дополнительного образования;

- уничтожение школьных мастерских и уроков трудового обучения.

Техническое творчество, являясь особым видом, служит начальной ступенью развития изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской деятельности. Способность к техническому творчеству является врождённой способностью, но она хорошо поддаётся развитию при эффективном процессе обучения и специально созданных условиях, способствующих активизации творчества, технических способностей личности, формированию технических решений.

Реализации обозначенных направлений по изучению способов формирования профессиональных и трудовых навыков в процессе занятий техническим творчеством детей и подростков будут способствовать сформулированные выше аспекты.

Делая ударения на них, дети и подростки приобретают профессиональные и трудовые навыки, параллельно, изучая окружающий мир и развивая творческое мышление.

Сейчас российское общество начинает задумываться о привлечении детей и подростков к техническим видам деятельности, но делает это неразумно, то есть увеличивает бюджетные места в технические вузы страны, но при этом уничтожает учреждения дополнительного образования, выживающие в настоящее время только на энтузиазме руководителей предметных объединений.

А.Б. Абдулаев – исследователь технического творчества, говорит: «Техническое изобретательство – сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности…» [1].

Можно с уверенностью сказать, что интерес к любому творчеству проявляется в раннем детстве и его необходимо поддерживать и развивать, чтобы потом получить грамотного и увлечённого моделиста, инженера, конструктора. Для этого нужны материалы, оборудование, достойная зарплата, стимулирующая поиск научно-конструкторских решений, помещения и бесплатная доступность к таким занятиям, всех категорий детей. Если бы вы видели, какая очередь в объединении стоит за лобзиком, чтобы попилить и увидеть, как из обычного куска фанеры появляется деталь, так необходимая для создаваемого объекта. Почему очередь? Да потому что лобзик многие не могут купить, в семье не хватает финансов для такого приобретения, а школьные мастерские уничтожили за их ненадобностью.

В.Н. Вараксин, анализирует, происходящее в техническом творчестве, следующим образом: «Печально смотреть на происходящие перемены в XXI веке, проводя параллель с историческими хрониками, когда создавали клубы и комнаты по месту жительства…» [2].

Следовательно, решая поэтапно сформулированные задачи, мы конкретизируем свою деятельность, наполняя её новыми навыками и приближаем эффект результативности в виде изготовленной модели. При этом получается следующее:

- первое абстрактное объяснение изготовления объекта, реализуется в процессе моделирования с помощью конкретизации технических задач в реальный объект технического решения;

- второе – технические решения, использованные при проектировании, преобразуются в профессиональные и трудовые навыки, которые затем можно применять при изготовлении других технических конструкций;

- третье – развиваются технические способности личности и, формируются навыки технических решений инженерного творчества.

Таким образом, трудовая деятельность в процессе занятий техническим творчеством постепенно приобретает профессиональные черты и расширяет кругозор учащихся, а результаты технического творчества проявляются в итоговой выставке, где происходит коллективная оценка того, что изготовили юные моделисты-конструкторы.

1.2.Социально-педагогическая система, раскрывающая техническое творчество

Отсутствие целостности образовательного пространства в техническом творчестве детей и подростков даёт возможность посмотреть на него со стороны детей, родителей и специалистов, которые не могут конкретизировать воспитательное воздействие учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка. Это происходит от того, что идёт целенаправленное уничтожение учреждений дополнительного образования, ориентированных на развитии технического творчества детей и подростков. Слияние или соединение нескольких станций юных техников, клубов юных техников в так называемые Центры технического творчества ведут к падению интереса увлечённых техническим творчеством, во-первых, из-за плохого финансирования, низких зарплат педагогов, плохим материальным снабжением, недофинансированием выставок, соревнований и другой деятельности в разных видах и направлениях технического творчества.

Сложившаяся ситуация нуждается в разработке социально-педагогической системы, раскрывающей и развивающей техническое творчество детей и подростков. Например, наибольшим интересом по популярности является обучение техническому творчеству, однако удовлетворенность такой услуги недостаточна.

Наблюдение можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка (см. Табл.1).

«Бланк наблюдения степени творческой выраженности ребёнка» [3].

Таблица 1

№№

п/п

ФИО

ребёнка

Творческое

объединение

Степень творческой выраженности

Признак

Часто

Иногда

Никогда

1.

           

2.

           

3.

           

4.

           

5.

           

6.

           

7.

           

и т.д.

           

Дата наблюдения Время Педагог

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных признаков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые обнаружили следующие социальные проблемы присущие творчески одарённым детям.

Лета Холлингуорт – американская психолог, акцентирует внимание исследователей на следующих «личностных проблемах одаренных детей: – неприязнь к школе; конформность (приспособленчество); погружение в философские проблемы» [6].

Дж. Уитмор в своих исследованиях одарённых детей отмечал такие «качества личности, как: – перфекционизм это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь; ощущение собственной неполноценности; нереалистические цели; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; нетерпимость» [5].

Педагог же, работающий с творческими детьми должен уделять пристальное внимание к развитию личностных качеств ребёнка, таких как: «Я – концепции», самооценке, мотивации деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

Выявляя эти качества, мы встретились с родителями, обучающихся в объединении «Судомоделирования» от Центра технического Творчества, занимающего площадки в школах №22 и №26 г. Таганрога. Педагог, занимающийся с этими моделистами, опирается на разработанную им «Программу проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению «Судомоделирование» ЦТТ г. Таганрога. С этой целью мы провели следующий тест среди родителей (см. Табл. 2).

Тест «Любите ли вы своих детей?»

Таблица 2

№№

п/п

Содержание вопроса

«Да»

«Нет»

Итого

1.

Вы любите своего ребёнка?

22

0

100% / 0%

2.

Во время общения в семье вы часто употребляете нецензурную речь?

6

16

25% / 75%

3.

Когда у вашего ребёнка, что-то не получилось, вы его бьёте?

2

20

9% / 91%

4.

Вы знаете, какие сайты в ИНТЕРНЕТЕ наиболее предпочтительны для вашего ребёнка?

14

8

67% / 33%

5.

Вы знаете, чем ваш ребёнок занимается в свободное от занятий время?

20

2

91% / 9%

6.

Часто ли проводите время со своим ребёнком?

19

3

88% / 12%

7.

Часто ли рассказываете своему ребёнку историю вашей семьи?

14

8

67% / 33%

8.

Когда у вас, что-то не получается вы пытаетесь свои неудачи свалить на своих домочадцев?

2

20

9% / 91%

9.

Часто ли вы применяете физическое насилие над своими домочадцами?

1

21

5% / 95%

10.

Вы задумывались о том, как ваше отношение к своему ребёнку обернётся к вам через несколько лет?

18

4

83% / 17%

11.

Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок был неудачником?

0

22

0% / 100%

12.

Вы пытались изменить своё отношение к семейной жизни после бытовых неурядиц?

18

4

83% / 17%

13.

Вы знакомы с педагогикой?

16

6

75% / 25%

14.

Вы знакомы с психологией детства?

16

6

75% / 25%

15.

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным в своей взрослой жизни?

22

0

100% / 0%

Полученные данные говорят о том, что в настоящее время необходимо развивать услуги дополнительного образования расширяя их, а не сокращения технического творчества, а также развития модельных видов спорта (см. Фото 2).

Фото 2

Исходя из вышеизложенных фактов, нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества и инертностью образовательной системы с другой стороны.

Социально-педагогическая система, раскрывающая техническоетворчествокаксредство социальной адаптации и развития личности, разработана В.Н. Вараксиным имеет свои акценты в творческой деятельности – «Программа проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению моделирование кораблей». Развитие личности происходит в процессе совместной деятельности в условиях, способствующих такому эффективному движению вперёд.

Глава 2 Интерактивное развитие формирующейся личности

2.1.Создание условий интерактивного развития

.Создавая условия для интерактивного развития, мы разработали концептуальный блок, в котором попытались провести осмысление сформулированных задач развития технического творчества в современной системе дополнительного образования.

В контексте такого направления миссия учреждения дополнительного образования заключается в создании условий для представления результатов своей работы, подготовке методического материала для всех участников технического моделирования на местах. Одним из важнейших направлений в создании условий интерактивного развития является организация площадок технического творчества в школах, по месту жительства, совершенствованию работы по программно-методическому обеспечению и укреплению связей между вновь созданными площадками. Чтобы достичь эффективного результата в создании таких условий Центр Технического Творчества должен быть достаточно открытой социально-педагогической системой, поддерживаемой всеми партнёрами, от которых зависит жизнедеятельность учреждений дополнительного образования. Привлечение к деятельности творческих площадок общественных, коммерческих, государственных и других типов организаций, а также родителей участников технического творчества.

Мы предполагаем, что проведение исследовательской и изобретательской работы должно осуществляться под руководством представителей высших учебных заведений, организующих работу с детьми и подростками уже с первых дней занятий техническим творчеством. Для этого необходима помощь головного учреждения, авторитет которого должен оказывать прямое влияние на всех участников развития технического направления, эффективно влияющих на социальный заказ общества по подготовке их к самостоятельным и технически-обоснованным действиям по приобретению трудовых навыков.

В качестве основных направлений реализации создания условий для интерактивного развития личности мы предположили, что:

-широкое вовлечение детей и подростков в сферу информационных технологий;

- специальная подготовка педагогов к современным требованиям по развитию технического творчества;

- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения;

- обеспечение социального партнёрства в развитии научно-инновационной сферы технического творчества;

- создание сети творческих площадок и обеспечение их материально-техническим оснащением.

Такой комплекс мер увеличит интеллектуальный потенциал детей и подростков в сфере технического творчества, расширит дополнительное образование и изменит к нему общественное мнение, увеличит связи с научными центрами высших технических учреждений.

Таким образом, интерактивное развитие личности достойно впишется в масштабный проект современной России, получившего название «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Необходимо понять, что в техническом творчестве умение не может прийти к детям и подросткам без помощи специально подготовленного педагога. Совместная деятельность участника технического творчества и педагога в конечном итоге приведёт к автономизации познавательной деятельности, а также личного становления и развития детей и подростков.

2.2.Совместная деятельность как условие формирования личности

Сотрудничество педагога с детьми предполагает умение педагога направлять и умело дозировать самостоятельность, приводящую к качественному познанию новых технологических идей. Следовательно, создание мотивации и комплекса умений в обучении, является основным направлением в создании условий для совместной деятельности. При интерактивном развитии личности основой деятельности педагога является лично-ориентированный подход.

Групповое взаимодействие многие исследователи называют интерактивным, поскольку непосредственная межличностная коммуникация обеспечивает педагогически эффективное познавательное общение. В качестве приобретения компетенции в области судостроения мы ознакомились с проектированием и постройкой моделей судов. Мы начинали с простейшего, то есть с помощью шаблонов переносили части моделей на картон, вырезали ножницами и склеивали полученные детали. Затем мы постепенно перешли к более сложным конструкциям из древесины, фанеры, жести, ткани и различных материалов (см. Фото 3).

Фото 3

Мы стараемся в процессе обучения судомоделизму использовать все его компоненты для формирования совместных действий: в первую очередь мы определяем цель, которая является конкретно заданным результатом, затем планируем и организуем деятельность моделиста до проведения рефлексии.

Проанализировав совместную деятельность, мы выделили следующие критерии оценки деятельности творца:

- участник, выбирая ту или иную модель, ставит перед собой цель,

- выполняя запланированную деятельность, начинающий моделист старается работать самостоятельно,

- участник проекта пытается определить способ личностных действий направленных на решение практических задач, сформулированных конкретным заданием,

- участник межличностного взаимодействия производит рефлексию с помощью, которой шаг за шагом анализирует свои действия и понимает причины своих затруднений,

- результатом преобразования становится активность и творчество.

Таким образом, метод проектов способствует формированию у юных моделистов-конструкторов ключевых компетенций, которые базируются на приобретённых навыках, умениях и жизненном опыте.

Основным тезисом при изготовлении модели у нас выступал следующий девиз: «Все мои познания, которые я получаю в процессе проектной деятельности, я смогу впоследствии применить в своём жизненном росте».

При выполнении совместной деятельности в проективном направлении осуществляются требования, которые заранее обговариваются:

1.Знакомимся с чертежами и моделью для изготовления.

2.Выстраиваем в логической последовательности этапы и сроки для изготовления деталей конструкции.

3.Знакомство с материалами и способами изготовления.

4.Конечным результатом проекта является собранная, окрашенная модель.

Каждый личностный проект, выполняемый в объединении, имеет свою продолжительность изготовления. Первая модель изготавливается за одно занятие. Вторая, третья модели выполняются за 5-7 занятий. Первые модели принимают участие в школьной выставке, организованной объединением, победители и призёры принимают участие в городских выставках.

Более сложные модели, изготавливаемые в течение 6-7 месяцев, готовятся для серьёзных выставок (см. Фото 4).

Фото 4

Рефлексия происходит при оформлении результатов проекта, представляемых остальным участникам объединения в виде выставки и дискуссии о достоинствах собранных конструкций.

2.3.Результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве

При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Дети делают модель по чертежам, сделанными другим человеком, но при этом они вносят в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают более оригинальный вид, изготовленной модели.

Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, – «Которая создает нечто новое…» [4].

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего, необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия.

И.В Хромова, М.С. Коган, говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой» [7].

Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. В качестве примера можно воспользоваться диагностикой предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (см. табл. 3).

«Как развита фантазия у вашего ребёнка»

Таблица 3

№№

п/п

Содержание вопроса

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Баллы за ответ

Примечание

 

Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

   

(2, 1)

 

2

Часто ли он грустит?

   

(1, 2)

 

3

Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

   

(1, 0)

 

4

Проявляет ли он инициативу в учебе?

   

(2, 1)

 

5

Размашистый ли у него почерк?

   

(1, 0)

 

6

Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

   

(2,1)

 

7

Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

   

(0, 1)

 

8

Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи?

   

(1, 0)

 

9

Он пишет длинные сочинения по литературе?

   

(2, 1)

 

1

Ему снятся необыкновенные сны?

   

(1, 0)

 

1

Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию?

   

(1, 0)

 

1

Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?

   

(1, 0)

 

Итого:

   

Нужно ответить на вопросы и подсчитать баллы. В скобках в пятом столбце указаны баллы, которые нужно проставить при согласии с вопросом или несогласии: первый – за ответ «Да», второй – за ответ «Нет».

Полученная сумма баллов укажет следующее:

14-16 очков: У ребёнка буйная фантазия.

9-12 очков: Фантазия ребёнка не самая слабая, однако, нуждается в тренировке и дополнительном развитии.

5-8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках [7].

В.Н. Вараксин говорит, что: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности…» [3].

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии.

Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях.

Задание 1. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?

Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 3. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни?

Мы рассмотрели методы и способы творческой направленности ребёнка, используемые в повседневной работе педагога, некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности детей и подростков. Упражнения и практические задания, способствующие развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности.

Заключение

В нашем исследовании рассматривается техническое творчество детей и подростков, которое оказывает эффективное влияние на формирование у них трудовых, профессиональных навыков и умений. Мы раскрываем и даём пояснения некоторым способам, приёмам, технологиям и методам, способствующих развитию инженерно-конструкторской, новаторской и изобретательской деятельности, возникающих в процессе систематических занятий техническим творчеством, моделированием и участием в выставках различного уровня, диспутах и обсуждениях по поводу выполненных работ по моделированию и конструированию различных моделей.

Таким образом, мы создаём уникальную возможность продвижения детей и подростков от простейшего знакомства с техническими устройствами к высокому уровню развития технического творчества.

Список литературы:

1.Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003. – 270с.

2.Вараксин В.Н. «Роль «оптимизации» дополнительного образования в развитии профессиональных навыков у детей и подростков». // Материалы Международной научно-практической конференции в Праге 16 мая 2017 года.

3.Вараксин В.Н. Социально-психологическая диагностика. Таганрог. Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. – 160с.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. – 1997.

5.Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. / Пер. с англ. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. 2005.

6. Холлингуорт Л.С. Особые таланты и дефекты. 1926.

7.Хромова И.В, Коган М.С. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие:– Новосибирск, 2003. – 44с.

Просмотров работы: 1536