ВВЕДЕНИЕ
Когда мне было три года, мне подарили конструктор. Это был специальный набор для самых маленьких – с крупными деталями. Мне очень нравилось с ним играть – можно было из одного набора деталей создать много разных игрушек. С этого началась моя любовь к конструкторам. Оказалось, что их существует великое множество.
Мне покупали разные наборы, но больше всего мне нравятся конструкторы типа LEGO. Их детали можно комбинировать друг с другом, даже если они из разных наборов. В течение нескольких лет накопились целые коробки деталей. Со временем я понял, что необязательно каждый раз просить купить набор LEGO, можно собрать свою уникальную модель из деталей, которые лежат без дела. Так начался мой путь в конструировании – я сам стал автором. Мне по-прежнему интересно собирать модели, предложенные разработчиками детских конструкторов, но увлекательнее – создавать новое, своё собственное.
Обычные игрушки, например, мои любимые машинки, однажды сломавшись, уже не полежат ремонту. С конструкторами всё иначе. Разбирая их, можно собрать что-то другое. В жизни тоже так: автомобиль состоит из набора деталей. При поломке их можно заменить. Также и со многими другими вещами: телефонами, телевизорами, мебелью. Конструктор помогает лучше понять строение окружающих нас вещей, логику их работы.
Актуальность. В современном мире конструкторы очень популярны. Но многие дети не знают историю этих игрушек и не понимают их значимость. А ведь строительство любого объекта – это почти сборка конструктора. Также меня заинтересовал вопрос LEGO – кто придумал такие конструкторы, как появилось название. Ведь в наше время эти четыре буквы – уже не просто название конструктора для детей. Ими называют даже те конструкторы, которые произведены не на фабриках LEGO.
Гипотеза: конструктор LEGO–не простая игрушка.
Цель работы: рассказать о возможностях конструктора типа Лего.
Задачи:
1. Изучить историю конструкторов;
2. Изучить виды современных конструкторов;
3. Провести анкетирование;
4. Обработать данные.
5. Создать авторские модели из конструкторов типа LEGO.
6. Подготовить презентацию проекта и доклад.
Объект исследования: конструирование.
Предмет исследования: конструкторы типа LEGO.
Методы: анализ источников информации, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Основными источниками информации сталиразличные детские энциклопедии.
I. КОНСТРУКТОРЫ
1. История конструкторов
Одним из первых в мире конструкторов считается Анкер, который был создан в 1880 году братьями Отто и Густавом Лилиенталь, немецкими инженерами, пионерами авиации. Изобретатели продали свой патент известному предпринимателю Адольфу Рихтеру, который начал промышленное производство конструктора в городе Рудольштадт (Германия). (Приложение 1).
Первый металлический конструктор был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби из Ливерпуля (Великобритания) – английским изобретателем. Основанные им компании по производству игрушек сделали его состоятельным человеком. (Приложение 2).
История «Лего» началась в 1932 году с фабрики столяра Оле Кирка Кристиансена из небольшого городка Биллунд в Дании. Фабрика занималась производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. В 1934 году Оле в качестве торговой марки для своей продукции выбрал начальные буквы словосочетания LEgGОdt, что на датском языке означает «играть хорошо». Скорее всего, датский плотник не знал, что слово «lego» на латыни означает «собираю». (Приложение 3).
Первые пластиковые игрушки LEGO Group начала выпускать в 1947 году – это были коллекционные модели автомобилей, трактора и локомотивы.
В 1975 году дизайнерам конструктора пришла в голову оригинальная идея – дополнить наборы миниатюрными фигурками человечков.
Вот несколько интересных фактов о Лего.
1. Существует секретное хранилище на заводе Лего, где хранится по одному когда-либо созданному набору.
2. Главный завод находится в Дании. Ежедневно на нем используют 60 тонн пластика для производства деталей.
3. Несмотря на то, что история конструктора Лего началась более 50 лет назад, все элементы легко соединяются между собой. Вне зависимости от даты их выпуска.
4. Каждый человечек Lego имеет небольшое отверстие в голове. Это сделано для того, чтобы ребенок мог дышать, если случайно проглотит игрушку и она застрянет в горле.
5. Если все выпущенные элементы разделить среди жителей планеты, каждый бы получил не менее 64 деталей.
6. Ежесекундно в мире продается 7 коробок Лего.
7. Существует 3900 разновидностей элементов Лего и 58 цветов.
8. В мире существует 6 парков Legoland – это масштабные развлекательные центры, построенные из кубиков Lego.
2. Современные конструкторы
В наше время разнообразие конструкторов велико. Рассмотрим некоторые из них.
Кубики. Они сейчас бывают из различных материалов, подходят для игр в самом раннем возрасте.
Строительные наборы. Они состоят из брусков, арок, кирпичей, цилиндров, дуг, треугольников и конусов. Из них можно построить даже целый замок.
Тематические наборы. В таких наборах кроме строительных деталей присутствуют персонажи, животные и специальные декорации в виде флагов, деревьев и других предметов какой-то определенной тематики. Например, благодаря конструкторам Banbao можно собрать полицейский участок, сафари, пожарную станцию, корабль воинов и многое другое.
Болтовой. Такие конструкторы могут быть пластмассовыми, а могут быть металлическими. В них нужно что-то куда-то вкручивать для соединения.
Трансформеры. Нестандартные игрушки, способные «трансформироваться» из одного объекта в другой. Например, робот, превращающийся в автомобиль или дракона.
Электронный. Такие конструкторы содержат электросхемы и требуют для игры определенных знаний. С помощью такого набора можно собрать звуковые и световые устройства, приборы для измерения чего-либо, а также транспорт или роботов.
Lego. Один из самых распространенных видов конструкторов. Яркого цвета блоки одеваются друг на друга специальным образом, создавая устойчивые сооружения. Множество наборов имеют разную сложность, тематику и размер деталей в соответствии с возможностями и интересами детей. Всего в мире на данный момент выпускается свыше 600 различных наборов Лего.
Это основные виды конструкторов, выпускаемые для современных детей.
II. Лего-практика
1. Анкетирование
Моё исследование посвящено конструкторам типа Лего. Я считаю, что это не просто игрушка для развлечения. Популярность этих конструкторов кажется мне бесспорной, но для подтверждения этой мысли я решил провести анкетирование среди своих одноклассников.
В нём приняли участие - 27 человек, из них – 17 мальчиков и 10 девочек. Результаты опроса я занёс в таблицу
Укажи свой пол |
мальчики |
девочки |
всего |
17 |
10 |
27 |
|
2.Играл ли ты хоть раз в конструктор? |
23 – да |
4 – нет |
27 |
3.Есть ли у тебя конструкторы Лего? |
23 – да |
4 – нет |
27 |
4.Знаешь ли ты историю конструктора Лего? |
7 – да |
20 – нет |
27 |
5.Собираешь ли ты свои модели из деталей Лего? |
20– да |
7– нет |
27 |
85% всех опрошенных играли хотя бы раз в конструктор. У такого же процента детей дома есть конструктор Лего, но большинство (70%) не знают историю Лего. Столько же детей собирают свои модели из деталей Лего.
Таким образом, Лего очень популярен среди моиходноклассников, но мало кто знает о его истории.
2. Лего-модели
Как уже было сказано выше, словом «Лего» называют не только конструкторы этой марки, но и все подобные конструкторы подобного типа: «Город мастеров», «Brick», «1 TOY» и т.п.
Дома у меня тысячи деталей от разных конструкторов этого типа. (Приложение 5). Не сразу я начал комбинировать их друг с другом.
Однажды потерявшуюся деталь заменил из другого набора и понял, что я могу собирать любые модели, которые придут мне в голову. И самое приятное то, что теперь не нужно было покупать новые машинки – я мог сам собрать любую. Даже автоматическую – детали для этого были у меня в конструкторах.
Мама сказала, что такое занятие даже полезнее, чем просто собирать наборы из готовых наборов. На мой вопрос, почему, она сказала, что лучше будет, если я сам найду ответ на этот вопрос. Я расспросил свою учительницу и психолога: чем полезны игры с конструктором Лего?
Мне дали следующие ответы: конструктор развивает мелкую моторику рук, развивает воображение, делает детей более собранными и внимательными.
Сейчас хочу подробнее остановиться на моделях, собранных мной.
Каждый день я играю в Лего, поэтому назвать точное количество собранных мной моделей не могу. Но наиболее удачные модели я не разбираю – они становятся частью моей коллекции. Пока она состоит из 18 штук. У каждой своя история.
Модель 1 (Приложение 6) – бронетранспортёр (БТР), пушка подвижна, двери могут открываться.
Модель 2 (Приложение 7) – робот Силач, он умеет летать, отводит крылья назад, руки и ноги двигаются.
Модель 3 (Приложение 8) – мотоцикл «Стрела» с мотоциклистом, он умеет поворачивать переднее колесо, еще отцепляется люлька.
Модель 4 (Приложение 9) – машина «Монстер-трак», он может раздавить легковые лего-машинки. Очень быстрый.
Модель 5 (Приложение 10) –гонщик по имени Рейс и его машина Рейсинг. Спойлер назад умеет загибаться.
Модель 6 (Приложение 11) – шпионский дом на колесах, дом может отцепляться. Куча оружия.
Модель 7 (Приложение 12) – человек-паук на мотоцикле.
Модель 8 (Приложение 13) – байкер и его мотоцикл, он умеет хорошо и быстро на нём ездить.
Модель 9 (Приложение 14) – корабль с крутящейся антенной.
Модель 10 (Приложение 15) – гоночный автомобиль-лего на пульте. Называется «Молния».
Модель 11 (Приложение 16) – самолет-дрон, у него открывается крыша.
Модель 12 (Приложение 17) – три машины, которые трансформируются в одного робота.
Модель 13 (Приложение 18) – лего-Бэтмен с машиной.
Модель 14 (Приложение 19) – робот, у него есть щит и лазерный меч.
Модель 15 (Приложение 20) – машина из шестеренок.
Модель 16 (Приложение 21) – полицейская машина. Она перевозит оружие и ловит преступников.
Модель 17 (Приложение 22) – полицейская машина № 2 с тюрьмой.
Модель 18 (Приложение 23) – лего-джунгли. Там два путешественника. Один механик, один военный.
Эти модели являются не только частью моей коллекции, но и обязательными атрибутами моих игр. Часто мой лего-Бэтмен и человек-паук соревнуются в ловкости и в умении быстрее спасти мир. Или различные гоночные машины участвуют в гонках, каждый раз доказывая свою быстроту. Часто со мной играют и взрослые: не только папа, но и мама, бабушка, тётя. Мои лего-игрушки увлекут кого угодно: всегда приятно смотреть на что-то, созданное своими руками и придумывать игры.
В приложении 24 фотография «Я и мои модели».
3. Эксперимент
В рамках исследования я решил провести небольшой эксперимент.
Я принёс детали Лего в школу, предложил ребятам поиграть – что-нибудь собрать.
Сначала ребята рассматривали детали, раздумывали, что же из них собрать. Идей было много, сложно было остановиться на одной, но интересно то, что в процессе сборки все изменили свои решения: как только детали взяли в руки, пришло вдохновение, и замысел изменился. Работа закипела.
Пока собирали свои модели, мы активно общались, я узнал своих одноклассников ближе, так что игры с Легопомогают ещё и сближению людей.
Эксперимент показал не только то, что конструкторы Лего нравятся большинству детей, но и то, что они развивают воображение. Ребята собрали интересные детали, рассказали о своих моделях интересные истории.Мы просидели полтора часа, время пролетело незаметно. Как обычно – только разыграешься, а уже надо заканчивать.
Когда мы собрали модели, мы обсудили их. Самая интересная модель получилась у Паши – он собрал пещеру. Она получилась глубокая и запутанная. Самая технологичная получилась у Вани – он собрал подъёмный кран, который изначально задумывался как мусоровоз. Мирон собрал военную базу – получилась как настоящая. Ребята были довольны таким досугом. А я был доволен тем, что удалось порадовать ребят.
В приложении 25представлен фотоотчёт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я поставил себе цель:рассказать о возможностях конструктора типа Лего. Я изучил историю конструкторов, представил свои модели, провёл эксперимент.
Для достижения цели я провёл определённую работу. Сначала мы вместе с мамой нашли информацию об истории конструкторов, все факты очень интересны и удивительны. Ребята в классе меня внимательно слушали, когда я им рассказывал об истории появления конструкторов.
С папой мы выяснили, какие есть современные конструкторы. Но, естественно, что обо всех видах написать в рамках этого проекта невозможно, поэтому я рассказал только о самых распространённых.
После теоретической работы я перешёл к практике. Для начала опросил одноклассников. Выяснил, что большинство первоклассников играют в конструкторы Лего, но не знают, откуда они появились.
Следующим шагом стал рассказ о собранных мной моделях. Коллекция ещё небольшая, но она будет пополняться. Думаю, это увлечение будет моим не только в детстве.
Эксперимент в классе стал завершающим в этом проекте. Он показал, что Лего увлекает многих, вдохновляет и развивает.
Работа над проектом мне понравилась – я узнал много нового, поделился этими знаниями с ребятами, серьёзно занялся своими Лего-моделями, приобрёл навыки проектной деятельности и презентации.
Конструкторы Лего помогают не только интересно провести время, но и многому научиться: усидчивости, самодисциплине, конструированию, логике. То есть гипотеза, что Лего – не простая игрушка, доказана.
Буду надеяться, что лично мне увлечение Лего поможет и в учёбе, и в обычной жизни.Следующим этапом в освоении мира Лего станут Лего-роботы. Для меня это ещё не изученный мир, но, мне кажется, он очень интересен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саймон Хьюго. Lego энциклопедия фактов. М.: Эксмо, 2017 г.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO. М.: Линка - Пресс, 2001г.
3. Энциклопедия Lego Книга обо всём. М.: Эксмо, 2017 г.
4. https://www.lego.com/ru-ru
Приложения
Приложение 1.
Изучаю литературу
Приложение 2
Игрушка из первого конструктора
Так выглядела игрушка, собранная из первого в мире конструктора Анкер
Приложение 3
Первый металлический конструктор
Создатель металлического конструктора – Фрэнк Хорнби
Схема первого металлического конструктора
Приложение 4
Первые кубики конструктора Лего
Приложение 5
Множество деталей лего
Приложение 6
Бронетранспортёр (БТР)
Приложение 7
Робот Силач
Приложение 8
Мотоцикл «Стрела»
Приложение 9
Машина «Монстер-трак»
Приложение 10
Гонщик по имени Рейс и его машина Рейсинг
Приложение 11
Шпионский дом на колёсах и куча оружия
Приложение 12
Человек-паук на мотоцикле
Приложение 13
Байкер и его мотоцикл
Приложение 14
Корабль с крутящейся антенной
Приложение 15
Гоночный автомобиль на пульте «Молния»
Приложение 16
Самолет-дрон с открывающейся крышей
Приложение 17
Робот-трансформер из трёх машин
Приложение 18
Лего-Бэтмен с машиной
Приложение 19
Робот с щитом и лазерным мечом
Приложение 20
Машина из шестеренок
Приложение 21
Полицейская машина
Приложение 22
Полицейская машина № 2
Приложение 23
Лего-джунгли
Приложение 24
Я и Лего
Приложение 25
Эксперимент