Введение
В 2016-2017 учебном году я выполнил исследовательскую работу «Увлекательный мир ЛЕГО». В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование одноклассников и организована выставка конструированных моделей. Выставка показала, что все ребята любят играть, моделировать, творить, а в будущем может быть даже стать конструкторами. Я рассказал ребятам историю создания ЛЕГО-конструкторов. Я понял, что все гениальное начинается с простой игры!
Многих ребят в нашем классе эта тема заинтересовала. У меня появились единомышленники. Эта тема стала обсуждаемой в моем классе. Друзья все время интересовались, такие модели у меня появились, сколько времени я трачу на конструирование. Некоторые из моих одноклассников также как и я увлеклись ЛЕГО.
После рассмотрения данной темы моё внимание привлекли лайфхаки. Я запланировал исследовательскую работу продолжить в данном направлении.
У меня накопилось много деталей ЛЕГО, так как мне все дарили наборы ЛЕГО. Собиранные модели заняли все свободные полки в доме. Я стал их разбирать. Собирать второй раз знакомую модель мне неинтересно. Придумывая новые модели, я задумался, как разложить детали ЛЕГО, чтобы быстро находить нужную деталь и где еще можно применить ЛЕГО.
Цель моей работы: определить, как и где можно использовать ЛЕГО.
Предмет исследования: конструктор ЛЕГО.
Задачи:
выяснить, для чего нужен, конструктор ЛЕГО;
узнать о развивающих возможностях конструктора ЛЕГО;
продемонстрировать лайфхаки из ЛЕГО и некоторые модели, которые я сам собрал.
1. Теоретическая часть
1.1. ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек конструктор ЛЕГО занимает особое место. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. Причём этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки ребенка. Работать с увлечением и без принуждения. Развивает воображение, фантазию и творчество.
Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи, которые необходимо развивать с раннего детства.
Также ЛЕГО–конструирование развивает мышление, потому что только при внимательном прочтении инструкции можно собрать модель. Даже небольшое отклонение может испортить весь замысел. Игра с конструктором развивает воображение. Таким образом, развивающие возможности детского конструктора ЛЕГО безграничны. Также четкое следование инструкции нам требуется при выполнении много других заданий.
ЛЕГО–конструирование, это модная игра или серьезное занятие? В нашей школе есть кружок конструирования. В этом учебном, я начал посещать его и уже есть первые результаты. Я и мой одноклассник Миша участвовали в состязании роботов «Роботенок» и заняли первое место в городе. Заняли третье место в состязании РобоФест. Занятия проходят два раза в неделю, мы ждем их с нетерпением. Вместе с нами занимаютя мальчишки 3 класса. Мы собираем сложные модели, которые выполняют различные монипуляции.
Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.
Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово! Это очень увлекает, сколько радости испытываешь, когда у тебя получается то, что ты задумувал.
Модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций. Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы, который стимулирует тебя на новые открытия и свершения.
Если с раннего детства стремиться к познанию — это перейдёт в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом.
Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.
Важно отметить, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружают психику ребёнка, игрушками ЛЕГО дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь ребёнка. Продуманная цветовая гамма конструкторов способствует эстетическому воспитанию ребёнка. Конструктор ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Мы получаем огромное удовлетворение и приобретаем чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками. Наши родители испытывают чувство гордости за нас.
1.2. Неожиданные идеи применения ЛЕГО
Я решил найти информацию о том, как люди во всем мире применяют ЛЕГО в повседневной жизни и не только. Вот что мне удалось узнать. ЛЕГО-протез
Американка Кристина Стивенс лишилась левой ноги в результате автомобильной аварии. Находясь на лечении, девушка увлеклась конструктором ЛЕГО и собрала себе необычный протез.
Легомобиль
Из 500 тысяч деталей ЛЕГО Стив Саммартино и Рауль Оайда построили полноразмерный автомобиль.
Церковь из ЛЕГО в Энсхеде
В Нидерландах, в городе Энсхеде, построена церковь. Это уникальное строение было возведено специально к фестивалю, проходящему в Энсхеде, как место встречи, где участники могут подготовиться к мероприятию. Так называемые легоблоки сделаны из бетона, имеют внушительные размеры. Каждый из них раскрашен в один из пяти основных цветов популярного конструктора.
ЛЕГО-мост
Уличный художник под псевдонимом Мегкс (Megx) разукрасил автомобильный мост в немецком городе Вупперталь. Теперь строение выглядит так, словно собрано из гигантских кубиков ЛЕГО каким-нибудь ребенком великана.
ЛЕГО-протез для черепашки
Спасти искалеченную лапу ветеринарам немецкой клиники не удалось. Но доктора придумали, как вернуть черепахе подвижность. При помощи суперклея они присоединили к панцирю базовый блок, а к нему — сменное колесо. Материалами послужили детали конструктора дочери одного из врачей.
ЛЕГО-кирпичи
В первой половине двадцатого века датский строитель Оле Кирк решил изготовить кирпич с новой формой, чтобы полученное изделие само себя помогало укладывать. Так и был создан ЛЕГО- кирпич – строительный современный материал, который является примером простого и гениального решения. Данное изделие по сравнению с обычным кирпичом имеет некоторые усовершенствования, применяется при работах отделочного типа.
Кирпич-ЛЕГО относится к модульным стройматериалам с простой технологией изготовления и доступной стоимостью. Внешний вид действительно напоминает детали известного конструктора, но по прочности и морозостойкости он не уступает обычному обжиговому кирпичу. Производство еще не достигло промышленных масштабов, выпуском занимаются в основном частные предприятия. Отзывы о строительном материале неоднозначные, многие отмечают простоту и точность кладки, но долговечность и теплоизоляционные свойства еще не проверены временем.
1.3 Как конструктор ЛЕГО влияет на развитие детей?
Возрастные границы для игры в ЛЕГО беспредельны, использовать конструктор можно с самых ранних детских лет, когда малыши только начинают осваивать формы, цвета, размеры. Детские игровые наборы ЛЕГО безвредны для малышей, потому что при изготовлении моделей используют пигменты, в которых нет вредных для здоровья элементов, кроме того ЛЕГО настоящий помощник в развитии и обучении детей.
У детей с помощью конструктора ЛЕГО эффективно развиваются:
мелкая моторика рук. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием. Улучшается каллиграфия, работы в тетрадях становятся аккуратными и красивыми.
речь. С помощью конструктора совершенствуется речь ребенка. Благодаря участию взрослых людей (родителей, воспитателя) маленькие дети узнают новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей), учатся правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказы. Это очень попогает на уроках литературного чтения, окружающего мира и на уроках развития речи по русскому языку.
мышление. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать при конструировании.
воображение. Из деталей конструктора ЛЕГО можно собрать свое неповторимое творение, придумать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, бревнышек – это так интересно. На уроках технологии, изобразительного исскуства мне работается очень легко, так как я сразу могу представить то, что нужно изобразить и выполнить из бумаги, пластилина и т.д.
внимание. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель.
познавательный интерес. Умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ремонте автомобиля. Детский конструктор благодаря своей цветовой привлекательности, разнообразию форм и размеров позволяет познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовлетворение и желание играть дальше.
Таким образом, развивающие возможности детского конструктора ЛЕГО безграничны.
1.4. Использование конструктора ЛЕГО на уроках математики.
Детали конструктора ЛЕГО могут помочь при изучении некоторых тем в математике.
Многие учителя на разных этапах урока используют детали конструктора. В доступной игровой форме, понятной детям объясняют новый материал. Это новая форма работы подддерживает интерес детей во время всего урока, они включены сами в урок, пробуют все своими руками.
Детали конструктора – кирпичики – очень удобны для обучения, поскольку каждый из них имеет четное количество шипов одного размера.
ЛЕГО можно использовать для того, чтобы наглядно объяснить, что такое целое число и как оно может состоять из различных частей, какое число больше, а какое - меньше. Другими словами, показать, как образуются числа и как сравнивать их. Знакомить детей с составом чисел и арифметическими действиями. Показать, как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете. Знакомить с геометрическим материалом.
Кирпичики ЛЕГО помогают на уроках при изучении взаимосвязи между компонентами действий.
При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, т.е. они заменяют краткую запись в тетради, выбрать правильно арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.
Последовательное разделение конструктора и возможность посчитать шипы помогает быстрее понять, что такое дроби, как они складываются и вычитаются.
Строя башенки из ЛЕГО, можно быстро научиться находить среднее арифметическое - складываем все кирпичики, а потом делим их на общее количество.
С помощью ЛЕГО легко можно учить таблицу умножения и возводить числа в квадрат.
Некоторые из перечисленных тем не изучаются во 2 классе. Мы с мамой решили изучить некоторые темы самостоятельно, используя ЛЕГО. Так мы изучили тему «Дроби». Мне все было понятно и даже интересно.
Помогает конструктор и при изучении элементов геометрии в начальной школе (периметр, площадь, свойство противоположных сторон прямоугольника).
ЛЕГО – поддержку можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» можно схему предложения выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГО. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов. В 4 классе при изучении склонения имен существительных и прилагательных, падежных окончаний ЛЕГО – кирпичики выступают в роли цветового сигнала.
2. Практическая часть.
2.1. Лайфхаки из ЛЕГО
ЛЕГО может служить не только в развлекательных целях. С его помощью можно создавать много полезных вещей для использования в быту, так называемые лайфхаки.
Само слово «лайфхак» пришло к нам из английского и означает «взлом жизни» («hack» и «life»). Википедия дает обозначение термина, как маленькую хитрость или житейскую мудрость, направленную на то, чтобы решить обыденные бытовые проблемы каждого. Другими словами, лайфхак – это набор приёмов, трюков и советов, созданных специально для упрощения решения бытовых проблем.
Помимо конструирования различных моделей техники, роботов, макетов городов и т.д., мне нравится мастерить полезные вещи из ЛЕГО, применяемые в быту. Например, подставка для салфеток из ярких деталей конструктора украшает наш кухонный стол, а магниты на холодильник помогают держать листочки с полезной информацией.
Для своего младшего брата я сделал из конструктора оригинальный органайзер для канцелярских товаров - ручек, карандашей, фломастеров.
Маме я сконструировал удобную подставку для телефона. Коллекцию моих лайфхаков пополнили также стаканчик для зубных щеток и подставка для книг, часы, абажур для лампы. Мои работы вы можете посмотреть в приложении.
В будущем я планирую из деталей ЛЕГО сделать подарки своим родственникам. То, что я придумал сам, им очень нравится.
2.2. Хранение и сортировка деталей ЛЕГО.
Работая с ЛЕГО не по инструкциям, я пришел к выводу, что мне нужно отсортировать детали так, чтобы мне было удобно работать. Я начал искать все возможные пути решения данной проблемы. Нашел несколько способов.
Произвел сортировку по типу деталей. В разные коробки я поместил: кирпичики, пластины, детали крыш, колеса и окна. Все, что осталось, объединил и положил в отдельную коробку.
Мама предложила отсортировать детали по размеру. Сначала мне этот способ показался не очень удобным, и я от него отказался. Но собирая свои модели, понял, чтот этот способ тоже имеет место быть.
Можно отсортировать детали по цвету и типу, чтобы все красные кирпичики были в одном месте, а все красные балки – в другом. Также можно отсортировать детали по цвету и размеру, чтобы все синие пластины размером 2x4 были в одном контейнере, а все красные пластины 2х4 – в другом.
Заключение
Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме. Я выяснила, что учёные считают, что из всех существующих игрушек конструкторы – это лучшие игрушки для развития детей, потому что они развивают творческие способности и самостоятельность ребёнка.
Конструирование – мое любимое моё занятие. В ходе своей исследовательской работы мне удалось отсортировать все детали ЛЕГО. Теперь я точно знаю, где мне взять ту или иную деталь, для сборки задуманной модели.
Мои конструкторы получили вторую жизнь. Родители с удовольствием демонстрируют модели, которые я придумал нашим родным и знакомым.
Моя учительница - Валентина Николаевна, стала использовать детали ЛЕГО на уроках математики и русского языка. Это помогло ей заинтересовать учеников, которые на уроке не проявляли особой активности. Они с радостью приносят требуемые детали ЛЕГО на уроки и с удовольствием используют их в индивидуальной работе и работе в парах.
В прошлом учебном году я приносил на выставку модели, сделанные по инструкции. В этом году я принес в класс модели, которые я придумал сам. Они больше понравились нашим девочкам. А мальчикам больше нравятся военные корабли, самолеты и ракеты.
Мои победы в городских конкурсах также вдохновляют меня на конструирование новых моделей.
Библиографический список
1. А. Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. «Просвещение», 1976г.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.
4. Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М. «ТЦ Сфера», 2008г.
5. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. 1996г. №3.
6. www. lego.com
7. www.lego.ucoz.ru
8.www.my-lego-models.ucoz.ru
Приложение1
Мои работы