Генезис и эволюция герба Царицына - Волгограда

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Генезис и эволюция герба Царицына - Волгограда

Аверина Я.А. 1Половинкина  М.А. 1
1МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина
Коноводов И.В. 1
1МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живём в Волгограде, наш город в конкретные исторические периоды назывался по-разному: Царицын – Сталинград - Волгоград. Менялось не только наименование, но и символьная система. Городской герб является не просто зрительным образом малой родины, а, прежде всего, отражением истории края. Вопросы о времени появления, эволюции, функциях городских гербов относятся к числу спорных.

Несмотря на обширную литературу, посвященную городским гербам и печатям, они в достаточной степени еще не изучены.

Актуальность темы исследования определяется ростом интереса к территориальным гербам, возрождением исторических традиций в нашем городе.

Особую актуальность данной теме придают изменения в системе органов местного самоуправления и работа, проводимая по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Генезис городских гербов в России существенно отличается от западноевропейского процесса.

В нашей исследовательской работе, мы проследили генезис и эволюцию герба Царицына – Сталинграда – Волгограда.

Объект исследования: герб Царицына и его функционирование в истории Волгоградской области.

Предмет исследования: гербовая система города.

Цель работы: исследовать генезис и эволюцию герба.

Задачи:

    1.  

Выявить основные этапы городского герботворчества в XVIII веке.

    1.  

Изучить историю появления герба Царицына.

    1.  

Проанализировать гербовую символику в конкретные исторические периоды города.

    1.  

Выявить основные проблемы современного этапа местного герботворчества.

Хронологические рамки обусловлены целью исследования, где нижней границей выступает 1727 г. (год включения в знамённый гербовник предшественника герба Царицына – знамя Царицынского гарнизонного полка как первый символьный знак города), а верхняя включает современный этап.

Территориальные границы исследования определены территорией современной Волгоградской области с локализацией в городе Волгограде.

Теоретическая и методологическая база исследования

Нами были применены следующие общеисторические методы исследования: структурно-функциональный, системный,принцип историзма, метод критического анализа источников.

Структурно-функциональный метод исследования помог выявить составные части герба и определить их взаимосвязь, как в период генезиса, так и его эволюции. Системный метод позволил определить герботворчество как развивающуюся систему.

Придерживаясь принципа историзма мы проанализировали герб в прямой исторической последовательности на основе имеющихся источников. С этой целью мы использовали метод критического анализа источников.

Источниковая база исследования определена целью и включает группы источников. Это теоретические работы по геральдике, а также труды, касающиеся становления герба Царицына в конкретные исторические периоды. Данная источниковедческая база позволила нам решить поставленные задачи.

Глава I. Городское герботворчество России в XVIII в.

С Древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи, оставить о себе память. Герб города один из самых заметных его символов, он является воплощением истории и отражением настоящего, а не только зрительным образом. Изучением гербов занимается наука геральдика. Каждый элемент изображения на гербе - это знак международного языка, означающий определенное понятия, несущий смысл.

Для определения хронологических рамок появления городских гербов использовали время появления городской печати. Сторонники отождествления городской печати и герба относят их массовое распространение в Западной Европе к XIII в.1

Появление городского герба свидетельствовало о получении городом определенных прав и привилегий, говорило об усилении его роли в жизни средневекового общества. Таким образом, герб находится в прямой зависимости от развития городской организации той или иной страны.

В XV-XVII вв. территориальные эмблемы получили в России право на существование в качестве изображений на государственных печатях. В XVII в. земельные, областные эмблемы стали называть гербами, хотя они не соответствовали этому понятию. Примером может служить царский указ 1692 года об изображении герба на городской печати Ярославля.2

В связи с проведением Петром I военной и административной реформы в XVII веке была организована работа по созданию городских гербов. Дислоцированные в различных губерниях и городах полки стали именоваться по месту своей приписки и получали на знамена эмблемы этих территорий. Проведение губернской реформы и унификация работы местного аппарата государственного управления ускорили процесс создания городских гербов в России.

3 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна утвердила гербовник российских городов и провинций, частично основанный на проектах Ф. Санти, но окончательно составленный графом Б. Минихом при помощи художника А. Баранова.1С 1737 г. на картах и городских планах стали помещать городские гербы и эмблемы. В 1741-1758 гг. официальным герботворчеством руководил В. Адодуров. Он принадлежал к старинной русской дворянской фамилии, но источники его профессиональной манеры, несомненно, иностранные. Русская геральдика стала геральдикой путем гербового импорта и русской – из-за эклектичной природы этого импорта.

Развитие городского герботворчества в данный период самым тесным образом связано с реформой местного управления 1775 г. и городским законодательством последней четверти XVIII в. При Екатерине II в России были созданы новые городские гербы, число которых достигло несколько сотен. Если Б. Миних преследовал узкопрофессиональные цели – создание эмблемы для военных знамен, то в результате мероприятий по городской геральдике, осуществленных в 70-80-х гг. XVIII в., городской герб окончательно переместился из сферы военного ведомства в широкую общественную сферу.

Большинство городских гербов было создано во время переустройства губерний в 1775-1785 гг. Многочисленные правительственные постановления утверждали новые городские гербы. Если в результате областной реформы городской герб символизировал город как самостоятельную, отличную от деревни административную единицу, то «Городовое положение» 1785 г. предоставило ему право отражать единство городского общества и создание органов, которые управляли этим обществом. Таким образом, городской герб окончательно превратился в символ города.

Городские гербы как необходимый атрибут города были включены в топографические описания губерний и наместничеств России, составление в годы областной реформы. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в России в данный период произошло становление института городского герба.

В середине XIX века Б. Кёне провел геральдическую реформу, одним из направлений которой было изменение городской и провинциальной геральдики. Были изобретены специальные стандартные знаки статуса, своего рода гербовая униформа. Для городских гербов была установлена система корон, внешний вид который зависел от статуса города и количества его жителей. Гербовые щиты получили обрамления (орденские ленты с дополнительными предметами - золотыми колосьями, молотками, горными кирками, виноградной лозой, знаменами, атрибутами власти). Герб губернского города был перенесен в так называемую вольную часть. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась.

Б. Кёне хотел отразить специфические российские особенности, но запечатлел лишь бюрократическое понимание города и провинции как звена административной системы. Реформу утвердили, но успеха она не имела. Города, которые должны были изменить свои гербы, чаще всего игнорировали новые правила или искажали их. В целом геральдическая реформа барона Б. Кёне единодушно критиковалась как антирусская.

Повсеместное соблюдение указа 1857 г. не было обеспечено. Часто использовали дореформенную версию герба.1 Однако с правовой точки зрения реформа была проведена, а «пересеченные» гербы отменены.

Глава II. Генезис городского герба моей малой родины

2.1. Герб Царицына – Волгограда

Наш город прожил три вехи, которые отразились в его наименовании – Царицын – Сталинград – Волгоград. Вид нашего герба тоже менялся на протяжении веков под действием определённых исторических событий.

В 1727 г. в Российской империи был составлен знаменный гербовник (рисунки знамен Ф. Санти). В нем было и знамя Царицынского гарнизонного полка. Знамя выглядело следующим образом: «Два белых осетра на красном поле, в верхней части царская корона». (Приложение №1) «Грамота на права и выгода городам Российской империи», опубликованная 21 апреля 1785 г.1 Пункт 28 Грамоты гласил: « Городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный употреблять во всех городовых делах».

Один из первых вариантов царицынского герба – на карте статского советника обер-секретаря Сената И.Кириллова: « В Верхней части щита герб Саратовской губернии, а в нижней царицынский - два осетра и по сторонам знамена и воинское снаряжение». К этому времени относится и появление нового варианта царицынского герба, изображенного саратовским губернским землемером М. Решетниковым на первом плане города 1818 г. На основе этого документа был разработан перспективный план застройки, утвержденный императором Александром I 18 июня 1818 г. Он упорядочивал хаотичное развитие города, придав его застройке регулярную прямоугольную планировку. На данном плане было второе известное краеведам изображение царицынского герба. По структуре он повторял прежний герб.

В 1852 г. был разработан и представлен в Департамент Герольдии Правительствующего Сената новый вариант герба города Царицына. Щит был украшен пятизубчатой золотой короной. Название города не связано со словом «царь»! Этот вариант герба был отклонен Сенатом. Автор проекта остался неизвестным. К недостаткам герба, повлиявшим на отклонение проекта в Сенате, можно отнести наличие в гербе уездного города золотой (городской) короны с пятью зубцами, т.е. символа дающего статус губернского города с населением более 50 тысяч человек; расположение башенной (городской) короны выше императорской.

Вскоре работа над проектом герба Царицына продолжилась. Неизвестный автор доработал предыдущий проект, который указом императора Николая I был утвержден 29 октября 1854 г. Указом Сената герб был окончательно утвержден 16 декабря 1854 г. Блазон гласил: «Щит французской формы, пересечен. В верхней части – губернский герб, а в нижней – царицынский. В червленом поле изображены две серебристые крестообразно расположенные стерляди. Щит увенчан золотой трехзубчатой городской короной». Надо отметить, что в новом варианте герба две перекрещенные серебряные рыбы в нижней части герба названы не осетрами, как это было в ранних проектах, а стерлядью, которая водилась в р. Волге на ямах от Пичуги до Акатовки, от Банного оврага до речки Царицы.

В связи с проведением геральдической реформы в 1857 г. был составлен новый вариант герба города Царицына. Щит сохранил прежний вид, но городская корона была заменена на золотую имперскую. В герб было включено обрамление - дубовые ветви, перевитые Андреевской лентой. Несмотря на то, что Царицын остался уездным городом, в его гербе присутствовали атрибуты, соответствующие статусу губернского города - Андреевская лента и императорская корона. Однако эти обрамления не соответствовали статусу Царицына, поэтому был оставлен прежний герб 1854 года.

В конце XIX - начале XX вв. Царицын получил право на повышения статуса, т.к. стал считаться самым крупным из транспортных, торговых и промышленных центров Нижнего Поволжья. В этот период появился новый проект герба, предложенный предположительно Бернгард фон Кёне. На нем была изображена в червленом поле волнообразная серебряная перевязь слева, обремененная двумя серебряными осетрами. В вольной части изображен герб Саратовской губернии. (Приложение №2)

Модифицированный Б. Кёне герб использовался в Саратовской губернии и в делопроизводстве Царицынского уезда в конце XIX в. и до 1918 года. Царицын, после – Сталинград и даже Волгоград жили под гербом Кёне, который всё это время смотрел на город с камня, на фасаде здания Царицынская пожарной каланчи. (Приложение №3)

Таким образом, в XIX в. процесс городского герботворчества продолжался. Применение и использование территориальных гербов в Российской империи XIX в. показывает, что они вошли в систему самых различных знаков, функционирующих в государстве. Общий характер атрибутики территориальных гербов соответствовал утвердившейся в Российской империи системе знаков, санкционированных правительством. Главный акцент в ней был сделан на обязательное включение таких эмблем, как двуглавых орел, корона, орденские ленты, т.е. символов, выражающих правительственную идеологию, идею самодержавия.

Советская власть не приняла и не признавала дореволюционные гербы российских городов. Они не вписывались в новую систему пролетарской символики. Официально запрещения дореволюционных гербов не было, но на практике они практически не использовались.

Однако имели место отдельные факты символики Царицына в первые годы советской власти. Например, в январе 1918г. в Царицыне появились денежные купюры, названные населением впоследствии «мининками». Купюры были отпечатаны в типографии на улице Спасской (ныне Володарского), той же самой улице, на которой располагалось Царицынское отделение Государственного банка. Номиналы в 1,3,5,25 и 100 рублей были выпущены на простой, белой, без водяных знаков бумаге и указание года выпуска. Назывались они «Временный кредитный билет Царицынского городского самоуправления» справа имели надпись «имеет хождение наравне с государственными кредитными билетами». Обратная сторона купюры в 25 рублей была украшена изображением герба Царицына с перекрещивающимися осетрами. Купюры были выпущены под обеспечение всем городским имуществом и разменивались Царицынским отделением Государственного банка без ограничения суммы. Кроме факсимильных подписей Городского Головы С. Минина, Управляющего Царицынским отделением Государственного банка Г. Заха и казначея, на каждом билете имелась собственноручная подпись одного из кассиров, выполненная фиолетовыми чернилами. Вскоре старый герб утратил актуальность, т.к. Царицын получил в сентябре 1918 г. статус губернского города, и использование саратовской символики потеряло смысл.

1960-е гг. начался процесс целенаправленного создания городских гербов, в котором самое активное участие принимала общественность. Были созданы комиссии, вырабатывавшие положения о гербе города. В положении давалась краткая характеристика особенностей исторического и промышленного развития города, оговаривались остальные детали и идеи, которые необходимо было отразить в проекте. В результате проведения открытых конкурсов городские гербы были утверждены. Композиционно новые гербы можно условно разделить на три группы: за основу взят старый герб; сочетание элементов старого герба с новой символикой; полностью советская эмблематика.

Аналогичная работа проводилась и в Волгограде. Ее активным участником был нынешний профессор ВГСПУ В. И. Мамонтов. На конкурс было представлено более 500 проектов. Конкурс выиграла группа художников из Художественного фонда, в которую входили Е.Б. Обухов, В.Г. Ли, А. Г. Бровко, Г.А. Ханов. Проект был утвержден решением сессии Волгоградского городского Совета народных от 4 марта 1968 г.

Впервые в истории местной геральдики герб города был утвержден после открытого конкурса проектов, а не предоставлен государственными геральдическими службами. Утвержденный герб используется в официальных документах и символике города. Его описание гласило: «Золотой щит французской формы разделен лентой медали «За оборону Сталинграда» на две половины. Верхняя половина представляет собой символичное выражение неприступной крепости на Волге. Окрашена в красный цвет. Поясняет и дополняет эту мысль медаль «Золотая звезда», которой награждали город, изображенная золотом на красном фоне. В нижней половине изображена золотая шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и золотой сноп пшеницы, символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет в этой части щита символизирует мирную Волгу».1 (Приложение №4)

Герб города-героя Волгограда, принятый в 1968 г., был закреплен Уставом города 25 сентября 1996 г., затем вновь утвержден постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 31.03.99 № 55/602 «О символике города-героя Волгограда и порядке ее использования».

В современных условиях в связи с политическими изменениями, произошедшими в нашей стране, проведением муниципальной реформы вновь актуализировался вопрос городского герботворчества. Создаются комиссии, проводятся открытые конкурсы. Координирует эту работу в государственном масштабе Геральдический совет при Президенте РФ, возглавляемый Г. Вилинбаховым. Осенью 1998 г. Волгоградская областная Дума приняла закон Волгоградской области « О гербе и флаге Волгоградской области», которым устанавливались герб и флаг, разработанные художником В. Э. Ковалем.2

Проект флага повторял композицию проекта герба и представлял собой «красное прямоугольное полотнище (2:3) с синим Андреевским крестом, с белым окаймлением, на котором были изображены перекрещенные наискось две белые стерляди. В центрах красных треугольников у древкового, верхнего т свободного краев полотнища было изображено по одной желтой 11-конечной звезде. Перекрещенные стерляди происходят из исторического герба г. Царицына, три звезды символизировали Троицу и три названия города (Царицын – Сталинград - Волгоград), а 33 их луча – 33 района Волгоградской области». Однако Глава Администрации Волгоградской области Н.К. Максюта не подписал принятый Думой закон, и 26 августа 1999 г. Постановлением Волгоградской областной Думы закон №13/373 был объявлен повторный конкурс на разработку герба и флага Волгоградской области.1

После завершения конкурса, в котором победил проект известного флаговеда Ю.М. Курасова и художника А.В. Швеца, Волгоградская областная Дума 31 августа 2000 г. приняла закон Волгоградской области «О гербе и флаге Волгоградской области), который был подписан 18 сентября 2000 г. Н.К. Максютой.2 Согласно этому закону установлены две формы герба Волгоградской области - основная и парадная.

Описание парадного герба гласит: «Червленый щит пересечен ближе к основанию двухчастным лазурным поясом с серебряной каймой. В поле щита - серебряная фигура статуи Родина-матери. Щит увенчан клейнодом, на трехцветном (лазурь, червлень, серебро) бурелете три цветка тюльпана и шесть цветков василька. Щит обрамлен венком из лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитым снизу червленой лентой и надписью золотыми литерами «Волгоградская область». Между концами венка золотая пятилучевая звезда». (Приложение №5)

В конце объясняется символика герба, излагаются основные требования к его воспроизведению к использованию. Красный цвет гербового щита напоминает о цвете исторических эмблем царицынских полков, герба уездного города Царицына, Государственного герба РСФСР и современного Государственного герба Российской Федерации, символизирует преемственность символов Волгоградской области, её славные традиции и историю. Красный цвет является так же символом мужества и стойкости жителей Волгоградской области. Этот цвет считается символом гордости и свободы и напоминает, что священная волгоградская земля обильно полита кровью защитников Отечества.

Статуя Родины-матери, давно и прочно ассоциирующаяся во всем мире с Волгоградской областью, олицетворяет безграничный патриотизм жителей области. Синие полосы говорят о природно-географическом своеобразии Волгоградской области, являющийся единственным регионом европейской части Российской Федерации, по территории которой протекают сразу две крупнейшие реки Европейской России - Волга и Дон. Белый цвет статуи и каемок на гербе области означает мир, благородство, справедливость и светлые идеалы. Помещенный над гербовым щитом бурелет имеет такие же цвета, как и щит, а увенчающие его цветы полевого тюльпана и василька символизируют своеобразие природы Волгоградской области и олицетворяет ее грядущее процветание.

Венок из ветвей лавра и колосьев пшеницы является символом боевой и трудовой славы Волгоградской области, ее природных богатств, сплоченности ее жителей, а зеленый и желтый цвета венка обозначают соответственно жизненную силу и процветание. Желтая пятиконечная звезда - символ героизма и светлого будущего. Надпись на ленте - цветовой символ славы и героизма Волгоградской области. Сочетание в гербе белого, синего и красного цветов современного Государственного флага Российской Федерации, а в гербовой ленте - желтого и красного цветов современного Государственного герба Российской Федерации символизирует нахождение Волгоградской области в составе России в качестве субъекта Федерации и ее неразрывное единство с Россией.

Герб Волгоградской области не внесен в Геральдический регистр РФ в связи с активизацией работы по созданию гербов муниципальных образований Геральдический совет при Президенте РФ разработал и утвердил 28 июня 2006 г. «Методический рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований». В них отмечается, что герб является главным официальным символом муниципального образования. Все прочие официальные символы строятся на основе герба.

В Волгограде идея изменить изображение герба города-героя советского образца на новый, соответствующий облику современного города, при этом учитывающий исторические и культурные традиции Волгограда, появилась в 2005 г. Это было связано с разработкой эскиза нового герба художником В.Э. Ковалем. Работу над проектом Владислав Эдуардович начал в 2001 году.

Мы смогли лично поговорить с автором проекта герба нашей малой Родины. Узнав тему работы, Владислав Эдуардович охотно согласился, поделится ценной информацией. Интервью проходило у него в мастерской, где пишутся великолепные картины с глубоким смыслом.

В основе лежит герб Царицынского драгунского полка, в обрамление которого добавлено несколько новых символов, отражающих тему города-героя Волгограда. На первом царицынском гербе перекрестие осетров, символизировало впадение реки Царицы в Волгу – место, где возникла крепость Царицын, в настоящем проекте герба оно отражает одну из главных особенностей Волгограда как города, где соединяются две великие русские реки Волга и Дон. Волго-Донской судоходный канал стал портом пять морей.

Впервые в символике городского герба используется символ щитодержателя. На гербе представлено два щитодержателя: стрелец в форме и снаряжении русского стрелецкого полка, существовавшего в XVII в. в районе Царицына, и пехотинец-бронебойщик в форме и снаряжении образца 1942 г., символизирующие становление и оборону города. Щитодержатели указывают на то, что Волгоград имеет статус города-героя. Автор соединил в символике герба историческое и героическое прошлое Волгограда.

Мы сделали вывод, что осетровые были живым символом нашего города и присутствовали на гербах всех эпох неслучайно. Обычно в русской геральдике в виде эмблемы рыбы изображаются чаще всего осетры, наделенные наиболее характерными внешними чертами и означающие истинно русскую рыбу. В России осетры символизируют изобилие и достаток. Осетровые на гербе нашего города символизируют реку, а их перекрест символ выхода Росси к пяти морям. Осетровые были самой популярной промысловой рыбой, которая водилась в самой крупной реке Европы – в Волге. Еще несколько столетий назад тоннами отправлялась в разные уголки нашей огромной страны, импортировалась в соседние государства.

2.2. Дискуссии о новом варианте герба Волгограда

Решением Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 г. № 47/1143 на 23 июля 2007 г. были назначены публичные слушания по проекту решения Волгоградской городской Думы «Об утверждении герба города-героя Волгограда» и внесении изменений в Положение о гербе и флаге города-героя Волгограда, утвержденное постановлением Волгоградского Совета народных депутатов от 31.03.99 №55/602 «О символике города-героя Волгограда и порядке ее использования».

Решением Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. №6/176 был объявлен очередной конкурс на создание герба города-героя Волгограда, было утверждено Положение о конкурсе и состав Конкурсной комиссии. Конкурс планировалось завершить к маю 2009 г. Однако ни один из присланных на конкурс проектов не получил необходимого количества голосов, и работа по созданию нового герба Волгограда остановилась.

В п. 57 X раздела «Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» отмечается «… прекрасно, если местный герб отражает историю, топографию, достопримечательности и стремление жителей города. Но не стоит, превращать герб в «краткий путеводитель», и пытаться отразить в нем все локальные особенности.

Во-первых, отразить все особенности не получится. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению».1

Предлагается три основных варианта концептуального решения: создать губ путем модификации старинного герба (для тех муниципальных образований, которые имеют на это право); создать герб по «гласному» принципу, поместив в нем фигуры, отвечающие названию владельца; создать герб посредствам выражения в нем уникальных и характерных особенностей владельца.

Отметим, гербы Волгограда и Волгоградской области не внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

На общегородском совещании, рассматривавшем герб города в декабре 2014 года, в проекты В.Э. Коваля были внесены некоторые изменения. Город сейчас находится в состоянии некой "геральдической паузы", когда старый герб решено отменить, а новый - никак не примут.

Заключение

Наш город имеет богатую историю. Она нашла своё отражение не только в письменных и вещественных источниках. Символьная система менялась, являясь отражением конкретного исторического периода - Царицын – Сталинград - Волгоград. Городской герб является, прежде всего, отражением истории края. Генезис городских гербов в России отличается от западноевропейского процесса, в этой связи особый интерес представляет местное герботворчество.

В нашей исследовательской работе, мы проследили генезис и эволюцию герба Царицына – Сталинграда – Волгограда. Мы постарались не только историю создания герба, но также и проследить этапы герботворчества и его функционирование в истории Волгоградской области.

Для достижения поставленной цели мы поставили ряд задач, которые последовательно решали на каждом этапе исследования. Особый акцент был сделан на определении современного положения дел, выявлении основных проблем в рамках дискуссий.

Осетровые были живым символом нашего города и присутствовали на гербах всех эпох неслучайно. В России осетры являли собой изобилие и достаток. Осетровые на гербе нашего города символизируют реку, а их перекрест символ выхода Росси к пяти морям.

Однако в п. 57 X раздела «Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» отмечается, что герб не должен превращаться в краткую характеристику, при этом необходимо сохранить все локальные особенности, не нарушая геральдические правила. На практике это реализовать оказалось сложно, поскольку история города не статична, герб должен следовать ей.

В настоящем времени есть несколько вариантов современного герба. Т.к. гербы Волгограда и Волгоградской области не внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации это проблема остаётся актуальной.

Список источников и литературы

Источники:

1. Лакиер А.Б. Русская геральдика. Репр изд. 1855 г., М., 1990.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1854 г. / Под ред. М. М. Сперанского. - СПб., 1830. - Т.III. - №1444.

3. РГИА. Ф. 144. Оп.1. Д. 1.

4. Винклер П. П. Гербы городов, губернией, областей и посадов Российской империи. СПб., 1899.

5. ПСЗРИ. Собр.1-е. СПб., 1830. Т. XXIX. Ч. 2. № 28832.

6. ГАВО. Ф. 71. Оп. 4. Д. 420. Л. 45.

7. ГАВО. Ф.Р-2199. Оп. 1. Д. 791. Л. 110.

8. ГАВО. Ф.Р-2199. Оп. 1. Д. 780. Л. 24.

Литература:

  1. Коваль В. Э. Геральдический стиль Волгоградской области, Волгоград, ВГУ, 2014 г.
  2. Мерников А. Г. Геральдика России: полная иллюстрированная энциклопедия. ООО «Мир Энциклопедий», 2010 г.

Интернет-ресурс:

1. URL:http//sovet.geraldika.ru/article/16289

Приложения

Приложение № 1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

1 Лакиер А.Б. Русская геральдика. Репр изд. 1855 г., М., 1990.

2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1854 г. / Под ред. М. М. Сперанского. - СПб., 1830. - Т.III. - №1444.

1 РГИА. Ф. 144. Оп.1. Д. 1.

1 Винклер П. П. Гербы городов, губернией, областей и посадов Российской империи. СПб., 1899.

1 ПСЗРИ. Собр.1-е. СПб., 1830. Т. XXIX. Ч. 2. № 28832.

1 ГАВО. Ф. 71. Оп. 4. Д. 420. Л. 45.

2 ГАВО. Ф.Р-2199. Оп. 1. Д. 791. Л. 110.

1 ГАВО. Ф.Р-2199. Оп. 1. Д. 780. Л. 24.

2 Там же.

1 URL:http//sovet.geraldika.ru/article/16289

Просмотров работы: 199