Утерянный храм во имя Иконы Божьей Матери Смоленской в Ректах

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Утерянный храм во имя Иконы Божьей Матери Смоленской в Ректах

Каданова  М.Н. 1Солодовников А.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Усвятская средняя общеобразовательная школа"
Старовойтова Е.В. 1Бондаренко И.Н. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Усвятская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –

он был так же необходим для души народа,

как дом и пища для его телесного существования.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ.

Есть на карте Дорогобужского района деревня с красивым названием Усвятье, что означает «у Святого ручья». Это наша маленькая и горячо любимая Родина. Это наш родной край. Когда-то это было село с двумя храмами, ныне утерянными. И хоть церквей давно нет, традиции и обычаи, хранимые нашими прабабушками и прадедушками, нет-нет да и проявятся. Однажды на пасху мы красили яйца и пекли кулич. Мама сказала, что по православному обычаю их нужно осветить в церкви. Так делала ее бабушка. Мне стало интересно, что это за обряд, как и где его совершали в прошлом веке, т.к. в нашей деревне церкви нет давно. От учителя истории я слышала, что во времена безверия, в советский период действующие церкви были большой редкостью. Выходит, в нашей местности все же была такая церковь. Ответ на свой вопрос мы получили у старожилов деревни – это церковь Одигитрии в Ректах.

Объект исследования:церковь во имя иконы Божьей Матери Смоленской (Одигитрия)

Предмет исследования: историческая судьба церкви, ее архитектурные особенности, культурно-историческая ценность.

Гипотеза: церковь в честь иконы Божьей Матери Смоленской в Ректах являлась центром духовности и единственным действующим храмом в советский период в Дорогобужском районе.

Тему исследования считаем актуальной, так как в нем рассматриваются вопросы изучения наших духовных и исторических корней. Новизнаисследовательской работы в малой изученности темы.

Перед собой мы поставили следующую цель и задачи.

Цель работы: собрать и систематизировать сведения о церкви Одигитрии в Ректах и познакомить с ними учеников нашей школы и жителей деревни, подготовив экспозицию для школьного Музея старой Смоленской дороги.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

Собрать и проанализировать имеющуюся информацию о церкви Одигитрии в Ректах.

Изучить и описать современное состояние церкви, совершив поход в урочище Ректы.

Выявить и проанализировать факты, свидетельствующие о том, что церковь в Ректах являлась единственным действующим храмом в советский период в Дорогобужском районе.

В случае подтверждения гипотезы выявить возможные маршруты посещения церкви верующими из разных деревень района.

Проследить судьбу церкви и ее святынь.

Избранные методы исследования: поиск и изучение архивных документов, интервьюирование, полевые исследования, анализ, синтез, обобщение.

Приступая к изучению истории православного храма, мы обнаружили малое количество, а можно сказать и полное отсутствие литературы по этому вопросу. Все приходские книги, содержащие данные, были утеряны, поэтому мы обратились в Дорогобужский музей к местному краеведу В.А. Прохорову, который и предоставил нам фотокопии епархиальных ведомостей, 1873 и 1898 г.г. В них содержалась довольно редкая информация о церкви в Ректах, а также об одной из её святынь – древней иконе Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими со свитками.

Часть информации удалось найти в книге В.А. Прохорова и Ю.Н. Шорина «Дорогобужская старина», из которой мы почерпнули общую информацию о селе Ректы. Помимо этого были использованы материалы из сборника М.С. Хохловой «История святости и главные святыни земли Смоленской. (Православное краеведение)», в них содержатся сведения о церквях Дорогобужского района до и после революции. Но, конечно же, самые интересные, на наш взгляд, сведения предоставили люди, тесным образом связанные с древней святыней, – это Л.П. Будилина (в то время секретарь райисполкома), а также настоятель храма Петра и Павла в Дорогобуже отец Николай (Канчук). Многое рассказали старожилы села. Нашими информантами были жители некоторых окрестных деревень и города Дорогобуж. Далекая история сельского храма будто ожила благодаря их воспоминаниям.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Сведения о церкви Одигитрии в деревне Ректы

В начале исследования перед нами встали вопросы, связанные с первоначальной историей храма. Когда и кем был основан храм? Как он выглядел? Кто был(и) первые священнослужители храма? Какую роль играл храм в жизни села?

Согласно книге местных краеведов В.А. Прохорова и Ю.Н. Шорина «Дорогобужская старина»[2], в которой использованы данные Смоленских епархиальных ведомостей 1873 и 1898 годов, Ректы известны как минимум с 1503 года как село, т.е. деревня с церковью. С момента первого упоминания село многократно входило в состав Литовских и Московских земель, и с 1654 года окончательно вошло в состав Московского государства. В своё время селом владели Храповицкие (17-18 в.в.), Киндяковы (1 пол. 19 века), Раевские (1 пол. 19 века), графы Ностиц (середина 19 века). В августе-ноябре 1812 года село было оккупировано французскими войсками. В 1859 году в селе было три двора. На 1880-е годы речка Рекотка около села была запружена плотинкой, работала мельница. С 1887 года известно о наличии в селе земской школы. Немецкими войсками село занято в октябре 1941 года, 1 сентября 1943 года село освобождено в результате Ельнинско-Дорогобужской операции.

Когда, кем строился храм? Церковь Одигитрии располагается в урочище Ректы, название которого произошло от реки Рекотка, протекающей неподалёку. Сельская церковь неоднократно перестраивалась:

ранее 1668 года и по 1753 год была церковью с Пятницким престолом,

в период с 1753 по 1796 годы — церковь во имя Сошествия Святого Духа с престолами в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и Николая Чудотворца (церковь построена Фёдором Радищевым),

1796-1898 годы – церковь с престолами Одигитрии и св. Мученика Никиты,

(в 1796 году построена стараниями священника Иоанна Глухарёва, перестроена в 1851 году прихожанами С.А. Милёвской и С.А. Боярковым).

В существующем виде церковь построена в 1898 году, первоначально с престолами Одигитрии и Вознесения Господня.

До начала 90-х годов XX века сельский храм был единственным действующим в Дорогобужском районе.

Как выглядел храм? По Материалам для церковных летописей по Смоленской епархии [3] «устроенная в 1753 году, сентября 13 дня» церковь Сошествия Святого Духа с приделами была деревянной, на каменном фундаменте. Церковь стояла на красивом месте, близ господского дома и большой дороги, идущей в Дорогобуж из села Ельня, «при озерах, полевых местах и березовых господских рощах, в недальнем расстоянии от соснового леса». Ограда вокруг церкви деревянная, «в ограде сад яблоневых деревьев, счетом до ста штук». Дорога к господскому дому обсажена березняком.

Фасады облицованы красным кирпичом, цоколь из камня, обработанного рустом с крупнозернистой поверхностью. Пример скромной сельской церкви в русском стиле. Строгость форм и некоторая архаичность композиции заставляют думать, что при строительстве был отчасти воссоздан облик существовавшей здесь церкви 1854 года. (Приложение 1)

Кто были священнослужители храма? Единственным известным по архивным записям священнослужителем храма с 1894 года был Иоанн Сергеев Каменцев (58 лет), из низшего отделения духовной семинарии, с 1897 года псаломщиком – Николай Дмитриевич Мартиновский (60 лет), из духовного училища, «во стихарь посвящен». «Священнику положено жалования 300 рублей, псаломщику 100 рублей. Для священника есть небольшой флигель» [4]. В беседах со старожилами деревни выяснилось имя отца Сергия, служившего в Ректах вплоть до смерти в 1975 году, с 1975 по 1982 годы настоятелем храма был отец Николай, с 1982 по 1988 годы – отец Петр.

Полученная информация свидетельствует о том, что храм в Ректах сохранил дореволюционный облик и обладает богатой историей.

2.2 Судьба святынь церкви в настоящее время

На основании фотокопий архивных документов [4] можем утверждать, что 1854 году в Ректах находилась особо почитаемая верующими икона Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими со свитками. Внизу иконы надпись: «Истинное изображение иконы чудотворной Повспечскаго Свинскаго (Свенскаго) монастыря (монастырь этот в 3 верстах от Брянска)». (Приложение 2)

Пытаясь проследить судьбу святыни храма, мы обратились к настоятелю храма Петра и Павла в Дорогобуже отцу Николаю. Вот что нам удалось выяснить. Отец Николай сам был настоятелем церкви в Ректах с 1975 по 1982 год, т.е. он был одним из последних священнослужителей храма. В то время сюда приходили люди из трех районов: Дорогобужского, Ельнинского, Сафоновского, так как это был на тот момент единственный действующий в этой местности храм. На вопрос: «Какой дорогой можно было добраться до храма?» отец Николай ответил, что дорога проходила лесами от Дорогобужа, через аэродром на Новую деревню, Федоровку (не доходя до нее), Горню и Ректы, и была длинной примерно 12 км. Маршрут мог меняться в зависимости от того, из какого населенного пункта шли люди. Храм был почитаем, особенно много людей здесь собиралось на большие церковные праздники Пасху и Рождество, удаленность от центра не останавливала верующих. Этот факт свидетельствует об особой роли этой церкви в жизни людей. Она всегда выполняла миротворческую, объединительную миссию, несла спасение, святость и надежду…

Со временем в Ректах оставалось все меньше жителей, перестала работать ферма, закрылся магазин, постоянного настоятеля в храме уже не было, хотя время от времени богослужения в нем все-таки велись. Оставшись без постоянного надзора, церковь стала притягательна для разного рода нечестных и корыстных людей. Скорее всего, по этой причине в 1991 году здесь и произошел пожар. По словам отца Николая, пожар начался не от пала травы, как предполагалось (траву жгли и раньше, но каменный фундамент надежно защищал храм). Это, скорее всего, был целенаправленный поджог деревянных опор купола. Преступников привлекли святыни храма, о чем свидетельствует тот факт, что после пожара одна из древних и ценнейших икон – икона Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими со свитками – была найдена не на своем месте, а явно была приготовлена для похищения. Но, видимо, грабители не учли вес и размеры древней святыни и во время пожара не смогли ее вынести. Так, благодаря провидению, икона была спасена для верующих и хранится теперь в алтаре Петропавловского храма, как и еще одна древняя икона из храма в Ректах – икона «Всех скорбящих радость».

Помимо этих древних икон церковь Петра и Павла берегут и украшают другие иконы из храма в Ректах:

    •  

Икона Святого великомученика Пантелея

    •  

Икона Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия»)

    •  

Икона великомученика Никиты

    •  

Икона «Скоропослушница» (Приложение 3)

Из предметов культа церкви Одигитрии в Ректах сохранилось и оригинальное паникадило в стиле модерн, из синего стекла, которое впоследствии было передано в Алексинскую церковь и хранится там по сей день.

Следует отметить, что, почти исчезнув, церковь продолжает жить в своих святынях. Они чудесным образом сохранились и радуют людей и в наше время.

Изучение роли церкви Одигитрии в Ректах в жизни людей в советский период по воспоминаниям старожилов

В 1918 году декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Большевики преследовали церковь как организацию: расстреливали, сажали в тюрьмы верующих людей.

В Дорогобуже до революции существовало одиннадцать церквей, еврейская синагога и Болдинская часовня. По району до революции действовало 15 церквей, в 1936 году действовало только две, почти все закрытые храмы использовались под склады. Более подробная информация представлена в работе Н.Г. Москалевой [1].

Для того чтобы найти дополнительное подтверждение нашей гипотезы о том, что церковь Одигитрии в Ректах была единственным действующим храмом в Дорогобужском районе в советский период (а точнее, после войны), мы решили провести опрос жителей, в советский период проживавших в разных населенных пунктах района. По словам отца Николая, все религиозные объединения района курировал секретарь райисполкома. В то время эту должность занимала Лилия Прокофьевна Будилина. Мы связались с Лилией Прокофьевной и вот ее рассказ.

«Желающих посещать церковь было много, но было одно «но»: в Ректы не ходил никакой транспорт. И тогда прихожане по несколько человек (в одиночку ходить боялись) ехали на автобусе до д. Слойково, а потом пешком до д. Болотово и далее в Ректы. Ходили в церковь тайно, чтобы никто не знал, чтобы не навредить детям и внукам. Тайно крестили детей, отпевали покойников, венчались. По указанию ЦК КПСС, уполномоченные по делам религий (так же, как я) должны были подавать списки коммунистов, которые хоть единожды посетили церковь. Но это не останавливало людей. На протяжении 15 лет, пока я курировала церковь, в д. Ректы на Всенощную под Пасху приходило столько много людей, что они не вмещались в церкви и на площади перед нею. Верующие и неверующие святили куличи, пасхальные крашеные яйца, пели «Христос воскрес» и молились. …В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были разрушены все церкви в районе, а в д. Ректы церковь осталась целой и невредимой, хотя воронок от бомб вокруг церкви было очень много. Люди видели в этом факте Божие провидение».

В воспоминаниях старожилов спустя годы звучит некая признательность церкви, уважение к ней и душевная теплота. (Приложение 4)

Основываясь на материалах воспоминаний, бесед и интервью, можем утверждать, что церковь в Ректах действительно была не только единственным действующим храмом в Дорогобужском районе после войны, но и центром духовности, иначе, что заставило бы людей идти в храм пешком более 10 км, зная, что за это может последовать наказание.

2.4 Полевые исследования современного состояния храма

В целях сбора полной информации об объекте нашего исследования был организован поход в урочище Ректы. Из-за бездорожья последние 4 км нам пришлось пройти пешком. Еще издали мы заметили находящиеся на возвышении стены храма. На правом крутом берегу речки Рекотка, сложенном меловыми отложениями. Растительность представлена суходольным лугом. От реки к деревне ведет дорога. Храм расположен на окраине деревни по правую сторону от дороги. Мы выяснили, что в деревне сейчас никто постоянно не проживает. Но, несмотря на царящее здесь запустение, ощущалось былое величие уже полуразрушенного храма. То, что мы увидели, поразило нас. Храм обрамляют яблоневый сад, погост и великолепная липовая аллея. По своему типу храм, скорее всего, относится к крестово-купольному, так как все центральное пространство храма образует крест, а в плане он имеет прямоугольную форму. Стены здания из красного кирпича неплохо сохранились, но крыши и куполов нет. Частично сохранилась звонница и старинные резные решетки на окнах. На звоннице и стенах частично сохранились килевидные кокошники. Во внешнем оформлении просматриваются аркатура, пилястры, прясло. Внутри храма видны следы обрушений и пожара, местами остались сводчатые потолки и арки, поэтому акустика в здании храма по-прежнему великолепная. Пол не сохранился, местами пробивается поросль молодых деревьев. Во внутреннем пространстве храма еще можно определить основные структурные элементы, характерные для всех русских церквей: алтарь, средняя часть храма и притвор. Алтарь выделен полукруглыми аспидами, сохранилась и капитальная стена, которая отделяла притвор от остальных частей церкви, как и в большинстве православных храмов, он находится в западной части. Паперть не сохранилась, с двух сторон от главного входа, на крестах сохранилась белая краска.

Собранная информация, путевые заметки стали основой фильма-репортажа, снятого во время движения по маршруту Усвятье-Ректы. (Приложение 5)

    1.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение страниц истории храма в Ректах продиктовано потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия нашей малой родины. Считаем, что поставленные задачи целиком выполнены, цель достигнута: собран уникальный материал о церкви в разные периоды истории; получен бесценный материал в беседах с людьми, жизнь которых в разные моменты переплеталась с жизнью церкви; совершен поход по одному из маршрутов, ведущих к церкви из д. Усвятье. Во время движения по маршруту Усвятье-Ректы снят фильм-репортаж.

Первая часть части гипотезы о том, что церковь во имя Иконы Божьей Матери Смоленской («Одигитрия») в деревне Ректыявлялась центром духовности в советский период в Дорогобужском районе, подтвердилась. Об этом свидетельствуют воспоминания старожилов, а также одного из последних настоятелей храма отца Николая. Вторая часть гипотезы о том, что церковь была единственным действующим храмом в советский период в Дорогобужском районе, подтвердилась частично, так как по свидетельству источника [1] в 1936 году в районе действовало 2 церкви. Однако в послевоенные годы церковь в Ректах была действительно единственным действующим храмом не только для нашего, но и для Ельнинского и Сафоновского районов. Основываясь на воспоминаниях старожилов, собственных полевых исследованиях, мы пришли к выводу о существовании нескольких маршрутов, по которым в советский период жители разных населенных пунктов Дорогобужского района могли попасть в церковь во имя Иконы Божьей Матери Смоленской («Одигитрия») в Ректах и воссоздали их:

Дорогобуж-Яковлево-Болотово-Ректы

Усвятье-Слойково-Болотово-Ректы

Дорогобуж-Слойково-Болотово-Ректы

Кузино-Выгорь-Ректы (приложение 6)

Результаты, полученные в ходе краеведческих исследований, имеют большую значимость, прежде всего, для нас. Глубоко изучив одну из страничек истории малой родины, мы стали понимать, в чем заключается духовность культурного наследия. Практическая польза исследования состоит в том, что материалы могут использоваться на уроках истории и истории православной культуры земли Смоленской, а также при проведении музейных уроков.

Без прошлого нет будущего. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Президент Российского Фонда Культуры Н.С. Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Н. Г. Москалева Закрытие храмов в Смоленске и на территории Смоленской епархии в середине 20-х — 30-х годов века. Возрождение церкви на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны. - с.193 - в сборнике М.С. Хохловой История святости и главные святыни земли Смоленской. (Православное краеведение) Книга в помощь учителю. — М.: «Ковчег», 2015. — 800 с.

 

Прохоров В. А., Шорин Ю. Н. Дорогобужская старина, Выпуск II Из истории Дорогобужского края, Сборник статей, Смоленское областное книжное издательство «СМЯДЫНЬ», 2001

 

Данные на 1774 г.: Смоленские епархиальные ведомости, 1873 г.

 

Данные на 1898 г.: Смоленские епархиальные ведомости, 1898 г.

 

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М. Наука. 2001., с 434

 

Путешественники. Ру. Россия. Ректы [Электронный ресурс] - http://www.travellers.ru/city-rekty

 

Каталог икон на сайте PravIcon.com Описание иконы Печерская- Свенская [Электронный ресурс]- http://pravicon.com/info-159

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Архитектурные особенности церкви

Колокольня, трапезная и храм с пятигранным алтарем расположены по одной оси. Нижний ярус храма и трапезная образуют единый, прямоугольный в плане объем, более широкий, чем колокольня и алтарь. Над основным объемом возвышается четверик второго яруса храма с главой на деревянном двухъярусном восьмерике барабана. Лопатки подчеркивают основные членения здания. Фасады храма и колокольни симметричны относительно средней оси. Ось храма выделена размерами средних проемов, а также килевидным кокошником в первом и треугольным фронтончиком во втором ярусе. В ярусной колокольне два четверика завершены невысоким восьмериком с шатром.

Приложение 2

Об иконе Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими со свитками

Икона Богоматери Печерской считается нерукотворной, так как сама собой образовалась на стене алтаря в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Чудо это, зафиксированное в Печерском Патерике, совершилось в 1085 году. Иногда образ называют Киево-Печерским.

На Печерской иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 15 сентября по новому стилю). На коленях у Богородицы изображён Богомладенец Христос, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона, на котором восседает Пресвятая Богородица, стоят два ангела.

Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.

Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии [2011]

Приложение 3

Иконы церкви Петра и Павла в Дорогобуже

Икона Божьей Матери «Смоленская» Икона великомученика Никиты

(«Одигитрия»)

Икона «Скоропослушница» Икона Святого великомученика Пантелея

С настоятелем церкви Петра и Павла в Дорогобуже отцом Николаем

Приложение 4

Из воспоминаний старожилов

Л.П. Будилина, 81 год

«Я всегда поражалась, как просто фанатически молятся люди, как они просят Бога помочь, становятся на колени, подолгу стоят, склонившись, целуют иконы и что-то шепчут им. Такие моления совершали и пожилые люди, и молодые, и коммунисты, и комсомольцы. Подать списки коммунистов, посещающих церковь, я считала предательством, страшным доносом…»

М.Н. Лешутина, 90 лет

«Я некрещеная, но верю в бога и молюсь в душе. В Ректах крестила свою младшую дочь. Помню, в церкви мне становилось спокойно, и беды становились не такими страшными».

Н.З. Казакова, 87 лет

«В трудные послевоенные годы посещение церкви помогало людям выжить и испытать хоть малую радость».

Н.Н. Самусева, 66 лет

«Крестила своих троих детей в Ректах, но втайне от председателя колхоза. Редко посещала церковь, там было спокойно и очень красиво. Горели свечи, а все иконы были завешаны полотенцами ручной работы. Всегда было чисто, аккуратно, уютно, как в особенном доме».

В.И. Баранова, 59 лет

«Я не была глубоко верующим человеком, но бывала в Ректах из любопытства, но до сих пор помню, как хорошо становилось на душе, радостно- наверное, про такое состояние говорят «Божья благодать».

Л.А. Петухова, 54 года

«В молодости мы компанией бегали в Ректы посмотреть на Пасху Крестный ход. Помню трепет, который охватил меня при виде толпы народа, самозабвенно поющих и славящих Христа… Храм в Ректах в памяти навсегда остался красивым, аккуратным, ухоженным и уютным».

Приложение 5

Современное состояние церкви

(по результатам экспедиции в урочище Ректы)

Приложение 6

Карта-схема маршрутов движения в дер. Ректы

21

Просмотров работы: 507