Введение
Культуры и истории наследие, –
Все то, чем человечество гордится,
Все лучшее за многие столетия
В тиши их бережно хранится,
Здесь люди обретают вдохновение
И получают много впечатлений,
Здесь оживают яркие мгновения
Из жизни предыдущих поколений.
Елена Матвеева
Впервые в музей я попала ещё до школы. Я живу рядом с Калужским областным краеведческим музеем и часто хожу туда с родителями. С каждым посещением я узнаю много нового и интересного. Поступив в 1 класс, в музей мы стали ходить с учителем. Я стала открывать для себя новые музеи. Оказалось, что музеев в городе много. Что это за музеи? Как запомнить их, о чём рассказывают их экспозиции, в чём различие? Мне захотелось больше узнать о музеях города Калуги.
Целью данной работы является изучение разновидностей музеев города Калуги и создание их символов.
Задачи исследования:
Изучить историю музеев Калуги.
Провести классификацию музеев по разным признакам.
Изготовить поделки, связанные с содержанием экспонатов представленных в музее.
Создать буклет с символами музеев Калуги.
Объект исследования: музеи Калуги.
Предмет исследования: символы музеев города Калуги.
Гипотеза: если создать символ, то это сформирует более полный образ культурного наследия нашего города.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение, систематизация.
Новизна и практическая значимость заключается в создании символов музеев.
Глава Ι.Музей – место, где встречаются настоящее и прошлое.
«Музеи – это память человечества, …откроют людям что-то очень важное…»
Музей - это замечательное приключение в мире новых или узнаваемых вещей, которые ребенок либо никогда не встречал в окружающем мире, либо видел только в виртуально-электронном формате. В музеях дети учатся ориентироваться во времени, узнают, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнивают устройство общества прошлого и настоящего, учатся уважать ценности.
Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке в мире начался «музейный бум»: открываются новые музеи, улучшается работа ранее созданных музеев, в том числе работа с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология».
Музей: атмосфера старины... искусства... картины... предметы быта - все это не только удивляет ребенка, но и будит его воображение, радует, развивает стремление к познанию. Посещая музей, дети становятся старше, уверенней в своем творчестве, свободнее в общении друг с другом. С древних времен музей - хранилище культурных ценностей человечества и одновременно одно из средств получения информации.
Дети предпочитают узнавать новое через мир предметов. Предметный мир является первоосновой наших представлений об окружающем. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов. Ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя.
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В XVIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже. В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.
Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.
«У музеев тематика разная, цель – одна…».
У музеев тематика разная,
Цель – одна, восхищений достойная:
Собирать экспонаты прекрасные,
Сохранять для потомков историю.
Матвеева Елена
Для осуществления музейной деятельности приняты различные классификации музеев. Это их группировка по определённым признакам. Есть классификация по типам, выделение происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций:
Научно-исследовательские музеи
Научно-просветительские (массовые) музеи
Учебные музеи
Детские музеи
Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Такой музей может не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные исследовательские музеи в Приморском крае – Музей биологии моря Института биологии моря, Геологический музей Дальневосточного геологического института.
Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях. Такие музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.
Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем.
Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев – США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899 г.). В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи).
По второму виду классификации музеи, в соответствии с содержанием коллекций, подразделяются на:
отраслевые,
комплексные,
мемориальные.
Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.
Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.
Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.
Одним из видов новых современных музеев являются виртуальные музеи. Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических экспонатов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.
Все типы музеев пересекаются между собой, то есть научно – исследовательский музей может являться и учебным и интерактивным музеем в одном. Нет строгой классификации по типам общественного назначения.
1.3. Музеи города Калуги, их типы.
Город Калуга является культурным центром России. В нём находится много музеев и выставочных залов. Мы выяснили, что по количеству музеев в Калуге более 20. Их можно отнести к следующим типам:
Научно-просветительские (массовые) музеи:
Калужский областной краеведческий музей (ул. Пушкина, д. 14)
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (ул. Академика Королёва, 2)
Калужский областной художественный музей (ул. Ленина, д.104)
Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»(Григоров переулок, д.9)
Мемориальный дом-музей К. Э. Циолковского (ул. Циолковского, д.79)
Дом - музей А. Л. Чижевского (ул. Московская, д. 62)
Музей ремесла, архитектуры и быта (ул. Кирова, д. 45)
Музей Калужского театра (пл. Театральная, д.1)
Картинная галерея Климентовской (ул. Театральная, д.30)
Музей боевой техники (Городской досуговый центр, улица Пухова, дом 52)
Музей под открытым небом (в сквере возле Калужской областной филармонии)
Музейная экспозиция «Зал советской эпохи» (Городской досуговый центр, мкрн. Малинники)
Музей «Русская изба»(Городской досуговый центр, мкрн. Малинники)
Музей истории Госавтоинспекции по Управлении ГИБДД УМВД России по Калужской области
Военно-исторический музей «Калужский гарнизон» на территории агропромышленного предприятия «Тепличный» в микрорайоне Северный)
Музей «Рок-подвал» (ул. Академика Королёва, подвал дома)
Музей пожарной техники (ул. Кирова, д. 9а)
Музей минералогический (ул. Константиновых, 7)
Музей медицины (ул. Вишневского, д. 1)
Детские музеи:
Музей занимательной науки «Безумная лаборатория» (Московская, д. 5)
Учебные музеи:
Музей истории развития музыкального образования в Калужском крае (улица Баженова, концертный зал им. Танеева)
Музей С. С. Туликова при Творческом центре С. С. Туликова (при ДШИ №2 им. С. С. Туликова)
По классификации, в соответствии с содержанием коллекций, в городе Калуге действуют:
Отраслевые музеи.
Исторические музеи:
Военно-исторический музей «Калужский гарнизон»
Музей боевой техники
Музейная экспозиция «Зал советской эпохи»
Художественные музеи:
Калужский областной художественный музей
Музей под открытым небом
Картинная галерея Климентовской
Музыкальные музеи:
Музей «Рок-подвал»
Музей истории развития музыкального образования в Калужском крае
Театральные музеи:
Музей Калужского театра
Технические музеи:
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
Естественно –научныемузеи:
Музей минералогический
Музей медицины
Этнографические:
Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»
Музей ремесла, архитектуры и быта
Музей «Русская изба»
Комплексные музеи.
Калужский областной краеведческий музей
Мемориальные.
Дом-музей Циолковского
Научно-мемориальный и культурный Центр А. Л. Чижевского
Музей С. С. Туликова при Творческом центре С. С. Туликова
Мы предлагаем свою классификацию калужских музеев «Визитная карточка города Калуги».
Был проведён опрос среди учащихся 4-х классов. Опрошено - 87 человек. Задан один вопрос: «Какие музеи вы посоветовали бы посетить гостям нашего города? » Анализ анкет показал, что наиболее значимыми являются следующие музеи:
Калужский областной краеведческий музей
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
Калужский областной художественный музей
Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»
Мемориальный дом – музей К. Э. Циолковского
Дом-музей А. Л. Чижевского
Все выбранные музеи по цели посещаемости относятся к научно – просветительским (массовым). В соответствии с содержанием коллекций выделяются 3 музея связанных с космической тематикой (Дом-музей Циолковского, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Научно-мемориальный и культурный Центр А. Л. Чижевского), поскольку город Калуга называют «колыбелью космонавтики». Другие 3 музея (Калужский областной краеведческий музей, Калужский областной художественный музей, Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»)
раскрывают историческое культурное прошлое нашего города.
Глава ΙΙ. Символы музеев Калуги
В основе эффективного и быстрого запоминания лежат (и это известно еще со времен Древней Греции) всего два фактора - ассоциации и воображение. Для формирования более полного образа культурного наследия нашего города мы решили создать символы музеев.
Символы - это знаки, которые не только подтверждают некоторый объект, но кроме того еще несут в себе дополнительный смысл. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена.
Символы мы создали для музеев по классификации «Визитная карточка города Калуги». (Приложение 2)
Нами были посещены все эти музеи с целью знакомства с экспозициями, один музей - посещён виртуально (Дом-музей А. Л. Чижевского). Чтобы лучше запомнить посещённые музеи, с одноклассниками были проведены мастер – классы по изготовлению поделок, отражающих содержание экспонатов музеев. (Приложение 3)
Заключение
Проведённое исследование позволило много узнать о музеях города Калуги, изучить их типы по разным признакам. У меня укрепилось желание в дальнейшем знакомстве и изучении культурного наследия нашего города.
Проведённое исследование привело к следующим выводам:
Изучена история музеев Калуги.
Проведена классификация музеев по разным признакам.
Изготовлены поделки, связанные с содержанием экспонатов представленных в музее.
Создан буклет с символами музеев Калуги.
Поставленная цель достигнута, задачи решены.
У каждого музея – замечательная миссия:Сберечь все то, что создано, и передать потомкам,Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо,И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам!
Литература
Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5;
Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Краткий словарь музейных терминов. М.,1998.
Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.
Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005.
Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.
Приложения
Приложение 1
Словарь терминов
Интерьер – внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная; живописное изображение внутренностей здания, комнат.
Истоки - начало, зарождение чего-либо.
Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, природного района, населенного пункта.
Музей –учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественно-научных коллекций и ведущее культурно-просветительную работу.
«Музееведение», или «Музеология» - наука, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев.
Музейная сеть – совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа).
Музейный экспонат – предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Отрасль - отдельная область какого-либо рода деятельности.
Экспозиция – размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения.
Символ -то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.
Приложение 2
БУКЛЕТ «Визитная карточка города Калуги. Музеи»
Приложение 3
Поделки. Мастер – класс
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского |
Калужский областной краеведческий музей |
Дом-музей А. Л. Чижевского |
Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров» |
Калужский областной художественный музей |
Мемориальный дом – музей К. Э. Циолковского |