Я поведу тебя в музей…

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я поведу тебя в музей…

Жукова  Е.Г. 1
1МБОУ СОШ № 13 г. Калуги
Хретинина  А.А. 1
1МБОУ СОШ № 13 г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Культуры и истории наследие, –

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши их бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

Елена Матвеева

Впервые в музей я попала ещё до школы. Я живу рядом с Калужским областным краеведческим музеем и часто хожу туда с родителями. С каждым посещением я узнаю много нового и интересного. Поступив в 1 класс, в музей мы стали ходить с учителем. Я стала открывать для себя новые музеи. Оказалось, что музеев в городе много. Что это за музеи? Как запомнить их, о чём рассказывают их экспозиции, в чём различие? Мне захотелось больше узнать о музеях города Калуги.

Целью данной работы является изучение разновидностей музеев города Калуги и создание их символов.

Задачи исследования:

Изучить историю музеев Калуги.

Провести классификацию музеев по разным признакам.

Изготовить поделки, связанные с содержанием экспонатов представленных в музее.

Создать буклет с символами музеев Калуги.

Объект исследования: музеи Калуги.

Предмет исследования: символы музеев города Калуги.

Гипотеза: если создать символ, то это сформирует более полный образ культурного наследия нашего города.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение, систематизация.

Новизна и практическая значимость заключается в создании символов музеев.

Глава Ι.Музей – место, где встречаются настоящее и прошлое.

«Музеи – это память человечества, …откроют людям что-то очень важное…»

Музей - это замечательное приключение в мире новых или узнаваемых вещей, которые ребенок либо никогда не встречал в окружающем мире, либо видел только в виртуально-электронном формате. В музеях дети учатся ориентироваться во времени, узнают, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнивают устройство общества прошлого и настоящего, учатся уважать ценности.

Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке в мире начался «музейный бум»: открываются новые музеи, улучшается работа ранее созданных музеев, в том числе работа с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология».

Музей: атмосфера старины... искусства... картины... предметы быта - все это не только удивляет ребенка, но и будит его воображение, радует, развивает стремление к познанию. Посещая музей, дети становятся старше, уверенней в своем творчестве, свободнее в общении друг с другом. С древних времен музей - хранилище культурных ценностей человечества и одновременно одно из средств получения информации.

Дети предпочитают узнавать новое через мир предметов. Предметный мир является первоосновой наших представлений об окружающем. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов. Ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя.

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В XVIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже. В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.

Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

«У музеев тематика разная, цель – одна…».

У музеев тематика разная,

Цель – одна, восхищений достойная:

Собирать экспонаты прекрасные,

Сохранять для потомков историю.

Матвеева Елена

Для осуществления музейной деятельности приняты различные классификации музеев. Это их группировка по определённым признакам. Есть классификация по типам, выделение происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций:

    •  

Научно-исследовательские музеи

    •  

Научно-просветительские (массовые) музеи

    •  

Учебные музеи

    •  

Детские музеи

Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Такой музей может не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные исследовательские музеи в Приморском крае – Музей биологии моря Института биологии моря, Геологический музей Дальневосточного геологического института.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях. Такие музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем.

Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев – США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899 г.). В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи).

По второму виду классификации музеи, в соответствии с содержанием коллекций, подразделяются на:

    •  

отраслевые,

    •  

комплексные,

    •  

мемориальные.

Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.

Одним из видов новых современных музеев являются виртуальные музеи. Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических экспонатов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

Все типы музеев пересекаются между собой, то есть научно – исследовательский музей может являться и учебным и интерактивным музеем в одном. Нет строгой классификации по типам общественного назначения.

1.3. Музеи города Калуги, их типы.

Город Калуга является культурным центром России. В нём находится много музеев и выставочных залов. Мы выяснили, что по количеству музеев в Калуге более 20. Их можно отнести к следующим типам:

 

Научно-просветительские (массовые) музеи:

    •  

Калужский областной краеведческий музей (ул. Пушкина, д. 14)

    •  

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (ул. Академика Королёва, 2)

    •  

Калужский областной художественный музей (ул. Ленина, д.104)

    •  

Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»(Григоров переулок, д.9)

    •  

Мемориальный дом-музей К. Э. Циолковского (ул. Циолковского, д.79)

    •  

Дом - музей А. Л. Чижевского (ул. Московская, д. 62)

    •  

Музей ремесла, архитектуры и быта (ул. Кирова, д. 45)

    •  

Музей Калужского театра (пл. Театральная, д.1)

    •  

Картинная галерея Климентовской (ул. Театральная, д.30)

    •  

Музей боевой техники (Городской досуговый центр, улица Пухова, дом 52)

    •  

Музей под открытым небом (в сквере возле Калужской областной филармонии)

    •  

Музейная экспозиция «Зал советской эпохи» (Городской досуговый центр, мкрн. Малинники)

    •  

Музей «Русская изба»(Городской досуговый центр, мкрн. Малинники)

    •  

Музей истории Госавтоинспекции по Управлении ГИБДД УМВД России по Калужской области

    •  

Военно-исторический музей «Калужский гарнизон» на территории агропромышленного предприятия «Тепличный» в микрорайоне Северный)

    •  

Музей «Рок-подвал» (ул. Академика Королёва, подвал дома)

    •  

Музей пожарной техники (ул. Кирова, д. 9а)

    •  

Музей минералогический (ул. Константиновых, 7)

    •  

Музей медицины (ул. Вишневского, д. 1)

    1.  

Детские музеи:

    •  

Музей занимательной науки «Безумная лаборатория» (Московская, д. 5)

    1.  

Учебные музеи:

    •  

Музей истории развития музыкального образования в Калужском крае (улица Баженова, концертный зал им. Танеева)

    •  

Музей С. С. Туликова при Творческом центре С. С. Туликова (при ДШИ №2 им. С. С. Туликова)

По классификации, в соответствии с содержанием коллекций, в городе Калуге действуют:

    1.  

Отраслевые музеи.

Исторические музеи:

    •  

Военно-исторический музей «Калужский гарнизон»

    •  

Музей боевой техники

    •  

Музейная экспозиция «Зал советской эпохи»

Художественные музеи:

    •  

Калужский областной художественный музей

    •  

Музей под открытым небом

    •  

Картинная галерея Климентовской

Музыкальные музеи:

    •  

Музей «Рок-подвал»

    •  

Музей истории развития музыкального образования в Калужском крае

Театральные музеи:

    •  

Музей Калужского театра

Технические музеи:

    •  

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

Естественно –научныемузеи:

    •  

Музей минералогический

    •  

Музей медицины

Этнографические:

    •  

Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»

    •  

Музей ремесла, архитектуры и быта

    •  

Музей «Русская изба»

    1.  

Комплексные музеи.

    •  

Калужский областной краеведческий музей

    1.  

Мемориальные.

    •  

Дом-музей Циолковского

    •  

Научно-мемориальный и культурный Центр А. Л. Чижевского

    •  

Музей С. С. Туликова при Творческом центре С. С. Туликова

Мы предлагаем свою классификацию калужских музеев «Визитная карточка города Калуги».

Был проведён опрос среди учащихся 4-х классов. Опрошено - 87 человек. Задан один вопрос: «Какие музеи вы посоветовали бы посетить гостям нашего города? » Анализ анкет показал, что наиболее значимыми являются следующие музеи:

 
    •  

Калужский областной краеведческий музей

    •  

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

    •  

Калужский областной художественный музей

    •  

Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»

    •  

Мемориальный дом – музей К. Э. Циолковского

    •  

Дом-музей А. Л. Чижевского

Все выбранные музеи по цели посещаемости относятся к научно – просветительским (массовым). В соответствии с содержанием коллекций выделяются 3 музея связанных с космической тематикой (Дом-музей Циолковского, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Научно-мемориальный и культурный Центр А. Л. Чижевского), поскольку город Калуга называют «колыбелью космонавтики». Другие 3 музея (Калужский областной краеведческий музей, Калужский областной художественный музей, Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»)

раскрывают историческое культурное прошлое нашего города.

Глава ΙΙ. Символы музеев Калуги

В основе эффективного и быстрого запоминания лежат (и это известно еще со времен Древней Греции) всего два фактора - ассоциации и воображение. Для формирования более полного образа культурного наследия нашего города мы решили создать символы музеев.

Символы - это знаки, которые не только подтверждают некоторый объект, но кроме того еще несут в себе дополнительный смысл. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена.

Символы мы создали для музеев по классификации «Визитная карточка города Калуги». (Приложение 2)

Нами были посещены все эти музеи с целью знакомства с экспозициями, один музей - посещён виртуально (Дом-музей А. Л. Чижевского). Чтобы лучше запомнить посещённые музеи, с одноклассниками были проведены мастер – классы по изготовлению поделок, отражающих содержание экспонатов музеев. (Приложение 3)

Заключение

Проведённое исследование позволило много узнать о музеях города Калуги, изучить их типы по разным признакам. У меня укрепилось желание в дальнейшем знакомстве и изучении культурного наследия нашего города.

Проведённое исследование привело к следующим выводам:

Изучена история музеев Калуги.

Проведена классификация музеев по разным признакам.

Изготовлены поделки, связанные с содержанием экспонатов представленных в музее.

Создан буклет с символами музеев Калуги.

Поставленная цель достигнута, задачи решены.

У каждого музея – замечательная миссия:Сберечь все то, что создано, и передать потомкам,Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо,И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам!

Литература

 

Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5;

 

Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

 

Краткий словарь музейных терминов. М.,1998.

 

Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.

 

Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005.

 

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.

Приложения

Приложение 1

Словарь терминов

 

Интерьер – внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная; живописное изображение внутренностей здания, комнат.

 

Истоки - начало, зарождение чего-либо.

 

Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

 

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, природного района, населенного пункта.

 

Музей –учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественно-научных коллекций и ведущее культурно-просветительную работу.

 

«Музееведение», или «Музеология» - наука, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев.

 

Музейная сеть – совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа).

 

Музейный экспонат – предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

 

Отрасль - отдельная область какого-либо рода деятельности.

 

Экспозиция – размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения.

 

Символ -то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

Приложение 2

БУКЛЕТ «Визитная карточка города Калуги. Музеи»

Приложение 3

Поделки. Мастер – класс

    •  

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

    •  

Калужский областной краеведческий музей

    •  

Дом-музей А. Л. Чижевского

    •  

Муниципальное учреждение культуры «Дом мастеров»

    •  

Калужский областной художественный

музей

    •  

Мемориальный дом – музей К. Э. Циолковского

Просмотров работы: 149