Введение
Урал!Завет веков и вместе —Предвестье будущих времен,И в наши души, точно песня,Могучим басом входит он —Урал!
Опорный край державы,Ее добытчик и кузнец,Ровесник древней нашей славыИ славы нынешней творец.
(А.Твардовский Фрагмент произведения «За далью даль» (Две кузницы)
Урал всегда был известен, как промышленный регион, богатый полезными ископаемыми и, в том числе, железными рудами. Кустарное производство по получению «кричного» железа в течение нескольких веков развилось в огромный металлургических комплекс, обеспечивающий значительную часть промышленности страны.
Но знают ли современные дети историю металлургического производства на Урале
Актуальность моего исследования обусловлена рядом факторов:
1. Образовательным. Книги и учебники, несомненно, являются основой образования. Тем не менее, доказано, что усвоение материала происходит гораздо лучше, если происходит погружение в среду изучаемого предмета, присутствует наглядность. Углубление в историю металлургии имеет важное профессионально-ориентационное значение. Выбирая профессию металлурга, крайне необходимо знать историю технологии производства.
2. Экологическим. Не секрет, что развитие промышленности влечет за собой нарушение экологических природных систем. Изучение старинных методов энергообеспечения производства и добычи полезных ископаемых может помочь в разработке новых, экологичных идей развития промышленности.
3. Воспитательным. Знание истории Родного края необходимо каждому человеку. История учит нас на примерах прошлого, дает возможность учесть опыт старших поколений. Рассказывает о выдающихся деятелях своей отрасли, способных, даже через столетия, показать нам новые пути для развития.
Цель проекта: получить комплексное представление об объекте металлургической промышленности, существовавшем в период с начала XVIII до начала XX вв. и разработать экскурсионный маршрут по заводским местам.
Для выполнения поставленной цели я поставила задачи:
1. Изучить историю вопроса: получить из литературных и интернет источников информацию об этапах развития завода; посетить краеведческий музей г. Сысерти, имеющий экспозицию об истории завода;
2. Получить экспертное мнение представителя металлургической промышленности и представителя историко-культурного сообщества;
3. Посетить изучаемый объект и разработать экскурсионный маршрут;
4.Выяснить отношение предполагаемой целевой аудитории к объекту исследования.
Я выдвинула гипотезу: экскурсионный маршрут «Старый Сысертский завод» будет интересен широкой целевой аудитории разного возраста и позволит его посетителям получить интересную, разнообразную информацию об истории края.
Практическое применение заключается в использовании материалов проекта для:
Школьников на уроках окружающего мира, истории, географии, технологии, а также для проведения внеклассных мероприятий по истории и культуре региона.
Студентов исторического и металлургического факультетов УрФУ, которые получат возможность наглядно изучить значимый раздел истории Урала и этапы развития металлургического производства на его старинных заводах.
Взрослых людей самой широкой возрастной группы, желающих интересно провести выходные, выехать из мегаполиса, узнать что-то новое и интересное без значимых финансовых вложений
Туристических компаний, развивающих региональный туризм.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
1.Теоретические (анализ литературы и интернет-источников, обобщение полученной информации)
2.Эмпирические ( анкетирование, интервьюирование, проектирование)
Глава 1
1.1. История создания Сысертского железоделательного и чугуноплавильного заводов
Почти два века существовал Сысертский железоделательный завод, который начал работу в 1732 году. Строился он на казённые деньги и почти 20 лет находился в собственности государства. Но, несмотря на возлагаемые на него надежды, завод выдавал всего 35 тысяч пудов чугуна в год. Убыточное предприятие решили передать в частные руки. В 1759 году владельцем Полевского, Северского и Сысертского заводов становится Алексей Федорович Турчанинов [6].
После перехода завода к А.Ф. Турчанинову объем, качество и ассортимент производства возрос на порядки. Завод плавил чугун, медь, производил сталь, имел в своем составе пильную и хлебную мельницы, меховую, слесарную, металлическую и гранильную(ювелирную) фабрики.
В 1780 году завод произвел 98,3 тысячи пудов чугуна и 57,6 тысяч пудов железа. Изделия завода продавались, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [4].
В 1787 году, после смерти Алексея Федоровича, завод перешел к его 14 наследникам и в течение нескольких десятков лет переживал не лучшие времена. Уже к 1807 году производство чугуна упало до 66,7 тысяч пудов [4].
Внук А.Ф. Турчанинова - Павел Дмитриевич Соломирский положил конец семейной междоусобице и заключил с родственниками мировое соглашение в 1847 году. Заводы получили новый толчок к развитию.
Далее, наиболее активное участие в судьбе завода принимает правнук Алексея Федоровича Турчанинова, Дмитрий Павлович Соломирский.
В 1890-х годах на заводе усовершенствованы газо-пудлинговые печи и домны, появилось электричество, производимое динамо-машиной «Шуккерт», появились турбины. Создана система конно-железных дорог, а заводы округа соединились телефонной сетью [4].
Сысертский горный округ был национализирован постановлением Совнаркома 20 декабря 1917 года. Завод был остановлен до 1921 года, затем советское правительство, после 4-х лет попыток восстановить производство, передало завод в концессию английской компании «Лена Голдфрид лимитед» [4]. В течение 5 лет с завода было вывезено лучшее оборудование, отмечались бесконечные конфликты руководства с профсоюзным комитетом и прогрессирующий упадок производства. Металлургический завод перестал существовать в 1930 году, не дожив до своего двухсотлетия 2 года.
Посещение Краеведческого музея г. Сысерть
В ходе работы над проектом я посетила краеведческий музей г. Сысерти.
Здание, в котором находится музей, было построено в 1779 году, о чем гласит старинная табличка на стене. Это было здание главного управления заводами (контора).
Поскольку объектом моего исследования был выбран Сысертский железоделательный завод, свое внимание я акцентировала на экспозициях, посвященных именно этому разделу истории города. В музее можно увидеть много интересного, связанного с созданием и развитием одного из старейших металлургических центров Урала.
Архитектурный макет завода и плотины дает представление о том, как завод выглядел в XVIII веке и как работали его гидротехнические сооружения.
Также представлен и ассортимент продукции завода. На многих изделиях стоит фирменный знак Турчаниновских заводов – цапля.
На полках музея расположены пушки, пушечные и гренадерские ядра, артиллерийские снаряды, которые завод изготовлял во время Отечественной войны 1812 года. Можно своими глазами увидеть кольчугу для конного воина, которая была изготовлена на заводе для обороны заводчан от нападения армии Емельяна Пугачева. Кстати, именно за оборону завода от нашествия Пугачева, Турчанинов получил дворянское звание от императрицы.
В музее меня особенно заинтересовало генеалогическое древо Турчаниновых-Соломирских, а также история некоторых представителей рода. Особенно интересно узнать о жизни и деятельности последнего владельца завода, правнука А.Ф. Турчанинова – Дмитрия Павловича Соломирского.
Дмитрий Павлович восстановил и приумножил металлургическое производство на заводе после долгого периода застоя, вызванного ссорами наследников заводов. Он модернизировал цеха, оснастил их новым оборудованием.
Д.П. Соломирский был очень разносторонним человеком. Он был отличным фотографом, интересовался орнитологией и его «Атлас птиц Европы» с 900 фотографиями был единственным в своем роде в начале XX века. Также, он активно занимался благотворительностью. С 1877 по 1905 год он являлся руководителем Петербургского склада Красного креста, оказывал значительную помощь раненым в ходе трех войн: Русско-Турецкой, Русско-Японской и Первой Мировой.
Соломирский очень любил музыку и сам был неплохим музыкантом. Он принимал участие в создании Екатеринбургского театра оперы и балета, финансировал создание музыкального училища, а также являлся попечителем мужской гимназии и художественно-промышленного училища в Екатеринбурге.
1.3. Интервью с экспертами
1.3.1. Интервью с главным металлургом Ключевского завода ферросплавов, кандидатом технических наук, Лауреатом премии правительства РФ (1998) Ю.Б. Мальцевым
Я решила обсудить актуальность разработки экскурсионного маршрута, связанного с изучением истории металлургической промышленности Среднего Урала с человеком, посвятившим свою жизнь металлургическому производству и подготовила ряд вопросов:
Вопрос: Бывали ли Вы в Сысерти, на месте старого железоделательного завода.
Ответ: В Сысерти бываю очень часто по различным делам, но где находился железоделательный завод не знаю. Видел гравюры с изображением завода в книгах, но не понял в каком конкретном месте был завод, и что от него осталось.
Вопрос: Скажите пожалуйста, считаете ли Вы необходимым знание истории металлургии Среднего Урала для его жителей и почему?
Ответ: Считаю, что для всех людей важно знать историю своего края, своей фамилии, своей Родины. Кроме любознательности это развивает гордость за свой край, за вклад своих предков в создание мощной Державы Российской.
Вопрос: Как Вы думаете, какой возрастной категории будет наиболее интересна эта информация?
Ответ: Данную информацию необходимо представлять молодым людям лет с 12. Хотя наиболее внимательно воспринимают исторические факты взрослые после 45-50 лет.
Вопрос: Считаете ли Вы необходимым сохранять старые промышленные объекты для учебных или экскурсионных целей, даже если производство на них уже остановлено?
Ответ: Все должно быть в разумных пределах. Может быть стоит сохранять старые здания с красивой архитектурой, но не значит, что нужно сохранять все оборудование в заброшенной фабрике или заводе. Содержание в безопасном состоянии стоит приличных финансовых средств, которых на все не хватает. Наверно старое здание нужно сохранять и использовать для другого производства, а старое оборудование выставлять на открытых площадках как исторические монументы или памятники для всеобщего обозрения.
Вопрос: Будет ли полезна такая экскурсия школьникам в плане профессиональной ориентации и почему?
Ответ: Думаю, что профессиональная ориентация вряд ли изменится от нескольких экскурсий.
Очень много информации школьники получают из Интернета, а что смотреть каждый решает сам. Но полезной такая экскурсия однозначно будет. Со временем многие поймут, что интересные вещи, факты есть не только в заморских странах, но и рядом с родным домом.
Вопрос: На Ваш взгляд, заинтересует ли создание экскурсионных маршрутов и музейных комплексов на площадках старых заводов современных промышленников, или для этого потребуются привлечение средств бюджета и грантов?
Ответ: Нет однозначного ответа. Большинство современных промышленников - люди занятые и увлеченные своим делом, но у всех есть какая-то история, и не все равнодушны к окружающему. Они могут поддержать увлеченных историков, но последние должны донести до руководителей различных уровней и форм собственности свои увлеченность и энтузиазм. А бюджетных средств и грантов еще на многое не хватает.
Вопрос: В наш век высоких скоростей и нанотехнологий люди все больше времени проводят в Интернете. Как Вы думаете, какая экскурсия будет более интересна и востребована: виртуальная или пешая, на месте нахождения заводских объектов?
Ответ: Думаю, что комплексная. Недавно видел в теленовостях хороший пример виртуальных стендов внутри музея. Наилучший вариант такие стенды с привязкой к конкретной местности, зданиям и т.п. Но создание подобных музеев потребует много времени специалистов и энтузиастов при наличии финансовых средств.
Большое спасибо, Юрий Борисович! Ваши ответы очень помогут в создании экскурсия «Старый Сысертский завод»
Интервью проводила Екатерина Марфицына.
1.3.2. Интервью с доцентом кафедры культурологии и социально-культурной деятельности факультета искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ, кандидатом культурологии Е.И. Рабиновичем
Актуальность разработки экскурсионного маршрута, связанного с изучением истории металлургической промышленности Среднего Урала мы обсуждаем с кандидатом культурологии, доцентом кафедры культурологии и социально-культурной деятельности факультета искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ, Е.И. Рабиновичем
Здравствуйте, Евгений Ильич! Спасибо, что смогли уделить нам внимание.
Вопрос: Приходилось ли Вам бывать в Сысерти, на месте железоделательного завода, основанного в первой половине XVIII века?
Ответ: Да, конечно. Очень интересный образец промышленной архитектуры.
Вопрос: В Свердловской области много туристических объектов, но только один из них – музейный комплекс «Северская домна» в г. Полевской посвящен истории промышленности Среднего Урала и открыт для постоянного посещения. Как Вы думаете, почему?
Ответ: В действительности всё не так плохо. В Екатеринбурге есть, к примеру, замечательный музей УЗТМ, в котором представлена вся история завода (и района) от Уралмашстроя до наших дней. Экспозиция, замечу, размещена в пространстве старой проходной завода, решённой в конструктивистской архитектурной стилистике и представляющей самостоятельную ценность.
В Нижнем Тагиле существует музей-завод истории развития черной металлургии, размещённый в старых исторических корпусах чугуноплавильного и железоделательного демидовского завода.
Однако наличие нескольких музейных объектов такого рода не говорит о том, что музеефикация объектов индустриальной культуры Урала состоялась и достойно представлена для посетителей. Нижнетагильский музей фактически не работает в зимнее время, а музей УЗТМ охватывает только последние 90 лет.
Фактически, и здесь вы правы, полностью функцию сохранения и репрезентации индустриального наследия в области выполняет «Северская домна».
Вопрос: Интересно ли будет, с исторической точки зрения, создание экскурсионного маршрута по сохранившимся объектам Сысертского железоделательного завода?
Ответ: Да, конечно. В действительности, при (мягко говоря) не самом идеальном состоянии заводских корпусов, индустриальной архитектуры XIX века такой степени сохранности и масштаба на Среднем Урале осталось не так много. То есть, корпуса Сысертского чугуноплавильного, железоделательного и медеплавильного завода бесспорно представляют историческую и культурную ценность. Фактически, мы имеем несколько парадоксальную ситуацию: живя на Урале, брендируя регион как индустриальный, горнозаводской край, мы стремительно теряем визуальные объекты, связанные с этой частью нашей истории.
Вопрос: А будет ли востребован такой маршрут туристами и для какой возрастной категории, на Ваш взгляд, он будет наиболее интересен?
Ответ: Думаю, маршрут будет востребован. Возрастная группа – самая широкая. Маршрут будет хорош для школьников, в рамках курсов по истории и культуре региона. Интересен он будет и для студентов самых различных профилей: от гуманитариев, изучающих историю Урала, до, к примеру, будущих металлургов из УрФУ, которые получат возможность непосредственно увидеть и осознать технологии металлургического производства. Помимо этого, маршрут понравится и людям более старшей возрастной категории.
Вопрос: В процессе подготовки проекта я обнаружила очень противоречивую информацию о владельцах завода. Судя по данным публицистической литературы, Алексей Федорович Турчанинов был настоящим хозяином завода, учитывающим потребности своих рабочих. Но Павел Петрович Бажов, в своих знаменитых сказах, рисует его совершенно черными красками, выставляя жестоким и не очень умным человеком. Та же история и с последним владельцем завода - Дмитрием Павловичем Соломирским, известным на Урале также, как орнитолог и меценат. Как Вы думаете, почему возникло такое несоответствие?
Ответ: Давайте вспомним в какие годы Павел Петрович создавал свои сказы. Это 1930-е – 1940-е годы. Очевидно, что в это время любой автор не мог создать иной образ владельца завода (если он хотел опубликовать свои тексты). Формально, главный герой бажовских сказов – рабочий, т.е. пролетарий (хотя при внимательном чтении заметно, что обычно это достаточно нетипичные, маргинальные представители этого класса – камнерезы, золотоискатели, охотника за самоцветами). В системе координат советской литературы того времени изображение дореволюционного пролетариата неизбежно должно было сопровождаться изображением классовой борьбы. Таким образом, заводчиков, приказчиков, горных инженеров непременно нужно было изображать в чёрном свете, в противном случае исчезало моральное обоснование пресловутой борьбы классов. Лауреат Сталинской премии, носивший на груди орден Ленина, Павел Петрович Бажов не был исключением. Его сказы могли состояться и быть опубликованы при следовании идеологическому канону того времени.
Вопрос: На Ваш взгляд, заинтересует ли такой маршрут историков или же все факты, связанные с этим объектом уже изучены и не представляют исторической ценности?
Ответ: Думаю, что заинтересует. Сысертский железоделательный завод функционировал почти 200 лет – с 1730-х по 1930-е годы. Фактически это период от петровской до сталинской модернизаций уральской
промышленности. Согласитесь, что признать весь этот период досконально изученным нельзя будет никогда.
Вопрос: При подготовке к проекту я изучала документы и экспонаты, представленные в Сысертском краеведческом музее, обращалась к отчетам любителей- краеведов, читала статьи и книги, связанные с историей Сысерти. Информацию получила достаточно однотипную и тезисную. Подскажите, к каким источникам лучше обратиться, чтобы более подробно изучить историю строительства завода, особенности производства XVIII-XIX веков, быт заводчан того времени?
Ответ: Возможно, нужно изучить литературу о жизни Урала XVIII – начала XX вв. Литературу о металлургии, экономике, культуре, повседневной жизни региона. Это позволит включить локальный сысертский текст в широкий контекст уральской жизни, что позволит увидеть общее и выделить специфичное.
Думаю, можно сходить в библиотеку им. Белинского. В краеведческом отделе там есть систематический каталог, в том числе с разбивкой на города. Может попасться что-то интересное.
Большое спасибо, Евгений Ильич! Ваши ответы очень помогут в создании экскурсии «Старый Сысертский завод»
Интервью проводила Екатерина Марфицына.
1.4. Выводы по главе 1:
1. С помощью документальной литературы, интернет-источников и личного посещения краеведческого музея в г. Сысерть, была изучена почти двухсотлетняя история Сысертского железоделательного завода. Получена информация, как о технологии производства металла в разные периоды развития отрасли, так и о личности людей, стоявших во главе строительства и производства. К сожалению, не удалось найти документальной персональной информации о горных инженерах, технологах и мастеровых Сысертского железоделательного завода.
2. Были получены экспертные мнения представителя металлургической промышленности и представителя историко-культурного сообщества, которые подтвердили актуальность выбранной темы и подсказали направление дальнейшей работы.
Глава 2.
2.1.Экспериментальное изучение отношения целевой аудитории к идее создания экскурсионного маршрута
Цель анкетирования: изучение осведомленности и познавательного интереса к региональному промышленному туризму среди разновозрастной потенциальной целевой аудитории проекта.
На этапе создания экскурсионного маршрута мною была разработана анкета, содержащая следующие вопросы:
Бывали ли вы в городе Сысерть?
Любите ли вы путешествовать по Уралу?
Какие достопримечательности Свердловской области вы знаете?
Интересует ли вас история металлургического производства на Урале?
Хотелось бы вам посетить исторические места в старинном Уральском городе?
В анкетировании приняли участие 66 человек, из них 41% - учащиеся 4 класса, 29% - учащиеся 8 класса, 20% - взрослые. (Результаты анкетирования см. Приложение1)
По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Экскурсионный маршрут по объектам сысертского железоделательного завода будет востребован;
Наиболее вероятная целевая аудитория – школьники младших классов и взрослые;
Необходимо учитывать особенности подросткового возраста при разработке и планировании экскурсионных маршрутов;
Экскурсии по промышленным объектам не должны быть перегружены специфической, технической информацией. В процессе экскурсии необходима смена видов деятельности.
2.2. Разработка и описание экскурсионного маршрута
Изучив историю сысертского железоделательного завода за период 1732-1930гг, получив интервью экспертов в области металлургии, истории и культурологии, посетив краеведческий музей г. Сысерть, а также проведя анкетирование различных возрастных групп екатеринбуржцев, я пришла к выводу, что необходимо создание экскурсионного маршрута «Старый сысертский завод». Маршрут должен быть информативен, но в то же время не перегружен специфической терминологией. Информационные блоки должны сменяться в нем подвижными. Он должен быть доступен широкому кругу туристов.
Экскурсия «Старый Сысертский завод» (фото Приложение 2)
1 точка маршрута. Подножие горы Бессонова.
Мы находимся у подножия горы Бессонова. Сысертчане называют ее также «Бесёновка» или «Бесёнка». Название это связывают с офицером Бессоновым, оборонявшим завод во время восстания Пугачева. У подножия горы был заложен объект нашей сегодняшней экскурсии – железоделательный и чугуноплавильный завод.
Завод начал работу в 1732 году. Строился он на государственные (казённые) деньги и почти 20 лет находился в собственности государства. Но, несмотря на возлагаемые на него надежды и оснащение передовым, по меркам того времени, оборудованием, завод выдавал всего 35 тысяч пудов чугуна в год. Убыточное предприятие решили передать в частные руки. В 1759 году владельцем Полевского, северского и Сысертского заводов становится Алексей Федорович Турчанинов.
2 точка маршрута: Сысертская плотина
В XVIII веке такой роскоши не было. Значимым источником энергии для любого производства была вода. Плотину для Сысертского завода заложили при слиянии двух рек – Сысерти и Черной. Вдоль берегов, по всей ширине будущей плотины выкопали канавы, забили прочные сваи и укрепили сооружение, засыпав оставшееся пространство глиной. По длине настлали бревна [1]. Эта плотина одна из самых крупных на Урале.
3 точка маршрута. Доменный цех. Сохранившиеся строения завода.
После перехода завода к А.Ф. Турчанинову объем, качество и ассортимент производства возрос на порядки.
В чем же секрет столь стремительного развития производства? Исторические документы свидетельствуют, что Турчанинов собирал на своем заводе лучших отечественных мастеров. «На Сысертских заводах нет ни одного иностранца, и весь состав распорядителей заключается в самых простых заводских людях, получивших здесь свое техническое образование и отличающихся практическим искусством».
Кроме того, как сказали бы сейчас, Алексей Федорович был социально ориентированным предпринимателем. Рабочие получали для строительства домов лес, им выделялись покосы, дрова. Раз в году выделялся оплачиваемый месячный отпуск с содержанием на всю семью. Рабочий день был нормированным. При заводе работала больница с бесплатным лекарственным обеспечением, дети рабочих обучались в школе.
Немудрено, что именно в Сысерти было отбито пугачевское восстание. Люди, имевшие стабильную работу и социальные гарантии, не видели смысла в поддержке бунтовщиков.
В 1787 году, после смерти Алексея Федоровича, завод перешел к его 14 наследникам и в течение нескольких десятков лет переживал не лучшие времена. Уже к 1807 году производство чугуна упало до 66,7 тысяч пудов [4].
Внук Турчанинова, Павел Дмитриевич Соломирский положил конец семейной междоусобице и заключил с родственниками мировое соглашение в 1847 году. Заводы получили новый толчок к развитию.
Далее, наиболее активное участие в судьбе завода принимает правнук Алексея Федоровича Турчанинова, Д. П. Соломирский.
Дмитрий Павлович был достойным продолжателем дела прадеда. Он активно модернизировал завод и наращивал производство. Кроме того, понимая опасность черной металлургии для экологии, начал заниматься вопросами сбережения лесов и благоустройства плотин.
Кризис начала XX века несомненно сказался на производстве. Кроме того, в 1905-1907 годах начались революционные волнения рабочих, что также отразилось на показателях завода.
В 1912 году Д.П. Соломирскому было уже 74 года. Наследников он не имел и продал округ английским предпринимателям, основавшим АО «Сысерть Компани Лимитед».
Сысертский горный округ был национализирован постановлением Совнаркома 20 декабря 1917 года. Завод был остановлен до 1921 года, затем советское правительство, после 4-х лет попыток восстановить производство, передало завод в концессию английской компании «Лена Голдфрид лимитед». В течение 5 лет с завода было вывезено лучшее оборудование, отмечались бесконечные конфликты руководства с профсоюзным комитетом и прогрессирующий упадок производства [4}. Металлургический завод перестал существовать в 1930 году, не дожив до своего двухсотлетия 2 года.
4 точка маршрута. Усадьба Турчаниновых-Соломирских (Лодочная станция. Парк культуры и отдыха г. Сысерти)
На самом берегу большого Сысертского пруда, Алексеем Федоровичем Турчаниновым была заложена усадьба. Всего за два года рядом с заводом вырастает трехэтажный особняк с стиле «классицизм. На площади более квадратного километра, возле дома был разбит великолепный парк, в котором были не только фонтаны, скульптуры и ландшафтные композиции, но и оранжереи для выращивания теплолюбивых плодовых и декоративных культур.
После Октябрьского переворота, недолгое время в усадьбе располагался детский дом, но затем имение разоряется, некоторое время используется, как объект для пожарных учений и практически полностью погибает по время одного из таких учебных пожаров.
Частично сохранившийся ботанический сад впоследствии был превращен в городской парк культуры и отдыха.
5 точка маршрута. Храм Симеона и Анны. Главное управление Сысертским горнозаводским округом (Краеведческий музей).
Строительство церквипродолжалось в период с 1773 по 1778 годы и, выросший храм, по красоте и размаху практически не отличался от столичных. В начале 30-х готов XX столетия, когда началась массовая антирелигиозная кампания, храм был закрыт, а в 1936 году колокольня и купол были взорваны. В годы Советской власти в здании храма был кинотеатр, а реконструкция его началась в 1991 году.
Соседствует с храмом Главное управление Сысертским горнозаводским округом (контора), построенное в 1779 году Об этом свидетельствует вмонтированная в стену здания табличка. Сегодня здесь расположен краеведческий музей.
6 точка маршрута. Улицы Береговая (Быкова), Успенская (Красноармейская), Базарная (Комунны)
Сысертский железоделательный завод был градообразующим предприятием, то есть, город вырос вокруг завода. Поэтому большинство сохранившихся городских старинных объектов так или иначе связаны с заводом.
Недалеко от Управления, на улице Успенской (ныне Красноармейская) расположены два старинных деревянных здания с ажурной резьбой. Это Дом управляющего Сысертскими заводами и здание технической библиотеки. Как мы уже говорили, владельцы заводов делали ставку на свои, уральские кадры. Немало заводских мастеров получило техническое образование в горнозаводских школах, в том числе и в Екатеринбургской, которая уже в 30-е годы XVIII века была крупным профессиональным учебным заведением.
Параллельно Успенской (Красноармейской) расположена улица Базарная (ныне Комунны), в самам начале которой (Комунны,1) сохранилось здание первой цифирной (начальной) школы. Также, сохранился до наших дней первый торговый центр города, построенный в 1887 году (Комунны,5).
Но давайте вернемся на улицу Береговую (Быкова), где помимо неплохо сохранившихся жилых домов XIX века, можно увидеть здание Сберегательной кассы Сысертского завода 1880 г (Быкова, 44) и здание заводской полиции 1890г (Быкова, 26). На этом наша экскурсия подошла к концу. Жаль, что мы ограничены временем, ведь о Сысерти и Урале в целом, рассказывать можно бесконечно.
Спасибо за внимание!
Выводы по главе 2.
Экскурсионный маршрут «Старый Сысертский завод содержит в себе несколько составляющих. Информация об истории металлургической промышленности, сочетается с обзором архитектурных объектов и перемещением по живописным местам старинного города
Маршрут доступен широкой аудитории, в том числе детям и лицам с ОВЗ.
В процессе экскурсии и по ее окончанию возникает желание более подробно узнать и об основах металлургии, и о жизни современников завода.
Заключение
В процессе работы над проектом я получила комплексное представление о Сысертском железоделательном заводе - объекте металлургической промышленности, существовавшем в период с начала XVIII до начала XX вв.
Поставленные задачи я выполнила в полном объеме – изучила историю вопроса, получила исчерпывающие интервью экспертов, посетила объект исследования, разработала экскурсионный маршрут и выяснила отношение предполагаемой целевой аудитории к конечному продукту проекта – экскурсии «Старый Сысертский завод».
Учебники и книги – это, безусловно, основа образования, но насколько интересно и эффективно было бы узнавать о технологии производства, разработке рудников, основах геологии наглядно.
Экскурсия «Старый Сысертский завод» будет востребована среди широкой целевой аудитории. Этот проект даст возможность узнать много нового об истории края и будет способствовать поддержанию исторической связи поколений. Также, маршрут не затратен с экономической точки зрения и доступен для посещения широкому кругу туристов, как Свердловской области, так и соседних областей и регионов.
В процессе работы над проектом больше всего мне понравилась его практическая часть: посещение, фотосьёмка и исследование заводских мест. Наибольшее впечатление на меня произвела плотина большого Сысертского пруда. Этому гидротехническому сооружению почти 300 лет и оно отлично выполняет свою функцию все эти годы.
Чтобы сравнить степень сохранности заводов, имевших общую историю, я посетила музейный комплекс «Северская домна» и была очень обрадована тем фактом, что старый завод продолжает работать для людей, в виде музея. Я искренне надеюсь, что и Сысертский завод когда-нибудь превратится в достойный музей промышленной архитектуры.
Библиографический список
Живые голоса истории / Сост Колесников П.А. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1981
Корепанов Н.С. За семью печатями. Екатеринбург, 1998
Лики и тайны «земли туманной»: Летопись города Сысерти. – Екатеринбург, 2005.
Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т2.- Сократ, 2008
Шашков А.Т., Редин Д.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. Екатеринбург, 1996
Приложение 1.
Анкетирование предполагаемой целевой аудитории по вопросу актуальности экскурсионного маршрута
«Старый Сысертский завод»
Таблица 1. Результаты анкетирования
№ п/п |
Вопрос |
Учащиеся 4 класса (27 человек) |
Учащиеся 8 класса (19 человек) |
Взрослые (20 человек) |
1 |
Бывали ли вы в городе Сысерть? |
Да 14 (42%) Нет 13 (48%) |
Да 18 (95%) Нет (5%) |
Да 17 (85%) Нет 3 (15%) |
2 |
Любите ли вы путешествовать по Уралу? |
Да 25 (93%) Нет 2 (7%) |
Да 9 (47%) Нет 10 (53%) |
Да 20 (100%) |
3 |
Какие достопримечательности Свердловской области вы знаете? |
Ганина яма 4 (15%) Храм на крови 11 (41%) Плотинка 12 (44%) Дом кино 1 «Высоцкий» 7 Невьянская башня 2 (7%) Оленьи ручьи 1 (4%) Семь братьев 1 (4%) Стелла Европа/Азия 1 (4%) Нижние серьги 1 Памятник Ленину 2 Всего 11 объектов Всего 43 упоминания |
Стелла Европа/Азия 2 (11%) Оленьи ручьи 5 (26%) Не знаю никаких 9 Тальков камень 2 (11%) Дацюк арена 1 Памятник Ленину 1 «Высоцкий» 1 Всего 6 объектов Всего 12 упоминаний |
Невьянская башня 4 (20%) Сысертский фарфоровый завод Верхотурье 2 (10%) Стелла Европа/Азия 1 (%) Плотинка 1 (5%) Заповедник Аллаки 1 (5%) Храм на крови 1 (5%) Оленьи ручьи 9 (45%) Каменные палатки 6 (30%) Конжаковский камень (5%) Чертово городище (5%) Семь братьев (5%) Соколиный камень (5%) Скалы Петра Гронского (5%) Природный парк «Бажовские места» (5%) Музейный комплекс «Верхняя Синячиха» (5%) Всего 17 объектов Всего 34 упомининия |
Интересует ли вас история металлургического производства на Урале? |
Да 24 (89%) Нет 3 (11%) |
Да 8 (42%) Нет 11 (58%) |
Да 18 (90%) Нет 2 (10%) |
|
Хотелось бы вам посетить исторические места в старинном Уральском городе? |
Да 27 (100%) Нет |
Да 10 (43%) Нет 9 (47%) |
Да 20 (100%) |
Диаграмма 1. Результаты анкетирования 4 класса (%)
Диаграмма 2. Результаты анкетирования 8 класса (%)
Диаграмма 3. Результаты анкетирования взрослых
Диаграмма 4. Осведомленность респондентов о культурных объектах Свердловской области
В процессе анкетирования было выяснено, что в городе Сысерть были почти все (95%) учащихся 8 класса и значительная часть взрослых респондентов (85%). Среди младших школьников в Сысерти бывало только 42% опрошенных.
Вместе с тем, желание путешествовать по Уралу изъявляют 93 % учащихся 4 класса и все опрошенные взрослые. Тогда как 53% восьмиклассников предпочитают для изучения другие регионы.
История металлургического производства на Урале вызвала интерес 89% ребят 10-11 лет и 90% взрослых. Учащихся 8 класса эта сфера человеческой деятельности увлекает лишь в 42% случаев.
Желание посетить исторические места в старинном городе возникло у 100% взрослых и учеников 4 класса. В этом желании их поддержали 43% подростков, хотя в личной беседе (не под запись) говорили, что не прочь изучать историю Родного края.
Проведенный анализ информированности респондентов об исторических и культурных объектах Свердловской области показал большую осведомленность в данном вопросе учащихся начальной школы и взрослых. Четвероклассники упомянули 11 объектов, взрослые 17, восьмиклассники 6.
Чаще других упоминаются: природный парк «Оленьи ручьи» (23% опрошенных), Исторический сквер «Плотинка» (20% опрошенных), Храм на крови (19% опрошенных), Невьянская башня (9% опрошенных). Ни один респондент не упомянул объект промышленного туризма.
По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Экскурсионный маршрут по объектам сысертского железоделательного завода будет востребован
Наиболее вероятная целевая аудитория – школьники младших классов и взрослые.
Необходимо учитывать особенности подросткового возраста при разработке и планировании экскурсионных маршрутов.
Экскурсии по промышленным объектам не должны быть перегружены специфической, технической информацией. В процессе экскурсии необходима смена вида деятельности
Приложение 2. Фотографическое изображение ключевых точек маршрута «Старый Сысертский завод»
Фото 1. Вид на пруд Фото 2. Старое русло заводской плотины
Фото 3. Доменный цех Фото 4. Стена усадьбы
Фото 5. Краведческий музей фото 6. Техническая библиотека
Фото7. Здание женской гимназии Фото 8. Сберегательная касса завода