Репрессии в Башкортостане: характер и последствия

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Репрессии в Башкортостане: характер и последствия

Василян  Д.А. 1
1МБОУ «СОШ с. Балтика»
Мантурова  М.Н. 1
1МБОУ «СОШ с. Балтика»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж 1920—1930-х годов ознаменовался рядом событий, которые оказали заметное влияние на социально-демографическое развитие страны и ее регионов. Массовая коллективизация сельского хозяйства, форсированная индустриализация народного хозяйства повлекли за собой повышенную территориальную и социальную мобильность населения. Вследствие этого, а также массовых репрессий во второй половине 30-х годов, ухудшилась общая демографическая ситуация, наблюдались резкие колебания рождаемости и смертности.

Цель: изучениехарактерарепрессий и их последствий в Башкортостане.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Выявить региональные особенности социального и национального состава репрессированных;

Определить характер репрессий в отношении отдельных этнических групп;

Раскрыть влияние репрессий на социально-демографическое развитие региона.

Объект исследования: репрессированное население в Башкортостане.

Предмет исследования:политические репрессии в Башкортостане.

Методы исследования:

Теоретический: анализ литературных источников (научные диссертации, учебники, словари, энциклопедии), материалов сети Интернет и периодической печати (газеты, журналы), воспоминаний старейших жителей села из фонда библиотеки, архивных документов семей репрессированных

Эмпирический: интервью, беседа.

Исследовательская работа имеет практическую значимость, так как материалы можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий в школе, создании страниц школьных сайтов, а также на уроках истории и литературы, написании творческих работ.

Актуальность: тема исследования не касается на первый взгляд животрепещущих проблем современности, но имеетреабилитационный аспект: восстановление доброго имени, чести, достоинства; восстановление истории конкретных семей и судеб пострадавших имеет сейчас значение не только научное, но и моральное.

Гипотеза:репрессии, проводимые в Башкортостане, есть зеркальное отражение массового террора в стране в те годы, но вместе с тем они имели свои, региональные особенности - это касается масштабов, социального и, несомненно, национального состава репрессированных в республике.

Степень изученности темы: опыт первого изучения проблемы репрессий на Урале состоялся после XX съезда КПСС, когда были опубликованы биографические очерки деятелей большевистской партии, пострадавших в период сталинских репрессий. В числе исторических исследований, в которых затрагивалась тема репрессий, можно назвать монографию А.В.Бакунина «Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке (1933—1937.В начале 1970-х гг. появились исследованиями о классовой борьбе в деревне в период сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Этот этап продолжал оставаться одним из наименее исследованных, так как архивы и «спецхраны» были недоступны исследователям. На страницах многих изданий, в том числе энциклопедического характера, можно было встретить упоминание о многих деятелях большевистской партии, репрессированных в 1930-х гг. Во второй половине 1980-х гг. начинается научное изучение темы государственных репрессий. Башкирские исследователи опубликовали материалы о политических лидерах национального движения за самоопределение татар и башкир. С 1990-х г. публикуются новые источники, проводятся научные конференции и появляются первые обобщающие работы. Тема не исчерпана и по сей день.

Новизна работы заключается в том, что при ее написании использовались такие источники как, воспоминания старейших жителей села Балтика, материалы личных архивов семей репрессированных.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным источником исследования стала Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан, в которой даются краткие сведения о репрессированных: фамилия, имя и отчество, год и место рождения, род занятий, время ареста и решение судебных органов. В ходе исследования были использованы очерки и статьи:Давлетшина Р.А. «Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана», Иргалина Г.Д. «Сталинские репрессии в Башкирии», Гариповой Г. «Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-е годы», которые помогли понять последовательность политических процессов и выяснить влияние политики Сталина, руководящих органов на местах, особенно в сельской местности, выявить причины утверждения тоталитарного режима и его черты, которые были направлены на уничтожение "бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов".

В 1960-е - 1970-е гг. исследования переселенцев из западной России (немцев, латышей, эстонцев и др.), наиболее сильно пострадавших в годы репрессий, не были под официальным запретом, но и не приветствовались. Информация о них долгое время хранилась в архивах, начала публиковаться с 1990-х гг. Источником о репрессиях против латышского населения республики стала научная диссертация Чегодаева Е.А.

В работе использованы документы фонда библиотеки села Балтика Иглинского района. Составлен список репрессированных по Балтийскому сельсовету. На основе полученных данных проведен анализ социального и национального состава репрессированных и примененных мер наказания, результаты которого представлены в виде таблиц и диаграмм (Прил. 3-8)

Статья в газете «Иглинские вести» познакомила с масштабами репрессий в Иглинском районе. Изучены архивные документы: справки, свидетельства; фотографии и т.д., семьиГульбис.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Региональные особенности социального и национального состава репрессированных

Одной из наиболее трагических страниц истории страны являются политические репрессии, которыепроводились в отношении как отдельных граждан, так и социальных групп, классов и даже целых народов. Репрессии на селе шли параллельно с коллективизацией. Из рассказа Кота С.Е., дед которого приехал в здешние края за землей из Белоруссии и устроился на хуторе, а уж когда началась коллективизация, вместе со всеми вынужден был переселиться в деревню. «Тем, кто не хотел уходить со своих хуторов, ломали либо крышу, либо печь, - рассказал Сергей Ефимович, - а уж без них какая жизнь, приходилось, хочешь - не хочешь, покидать насиженные места». 5 января 1930 г. ЦК ВКП(б) объявил о переходе к ликвидации кулачества как класса. Из воспоминаний Гилевой О.М.: «Предки – выходцы из Белоруссии - приехали в Башкирию в конце 19 века. Купили здесь землю, вели хозяйство. Деда в 1931 году постигла та же участь, что и многих других, - раскулачивание. Хотя и хозяйство-то было невелико: дом, полный детей, да лошадь. Бабушку с 5 детьми выгнали из дома. Деда осудили на 10 лет и сослали». В 1 томе Книги памяти жертв политических репрессий РБ есть запись: «БукрабоИван Михайлович, 1889 г. р., беспартийный, образованиеначальное; место рождения – Гродненская область, белорус.Арестован 05.03.31 г. Сослан по ст. 58-10, 58-8 на 10 лет. Реабилитирован 16.11.57 г.».1Лишь за январь-март 1931 г. было осуждено 2878 человек, из них 143 – к расстрелу, 1 587 – к заключению в концлагерь, 1028 че­ловек – к ссылке2.

Процесс уничтожения “врагов народа” в 1937 году достиг своего апогея, унося жизни сотен тысяч людей. В результате огромные потери понесла,областная партийная и комсомольская организации, деятели науки, культуры, искусства,интеллигенция, священнослужители. Арестован и приговорен к высшей мере наказания уроженец д. Карашиды Иглинского района З.Г.Булашев – председатель Совнаркома БАССР; сослан в ссылку в Заполярье А.А.Чертовской – заместитель председателя Башсовнаркома, в 1935-1937 годах работавший первым секретарем Иглинского РК ВКП(б). В эти же годы подвергаются аресту 5 председателей колхозов, из них 4 расстреляны; осуждены к высшей мере наказания прокурор района, заведующий аптекой, директор Михайловской школы, священник села Алаторка, мулла из деревни Сарт-Лобово, начальник станции Тавтиманово и многие другие. Количество репрессированных в 1937-38 г.г. по Иглинскому району составило 280 человек, из них 196 человек, или 70 процентов, подверглись высшей мере наказания.3По «Госплану» в Башкортостане было «запланировано» подвергнуть репрессиям 2000 человек (Прил.1,2).Было репрессировано 50293 человека4.

Анализ национального состава репрессированных выявил, что в БАССР репрессировано: русских - 30 %, башкир -28 %, татар - 24 % других национальностей - 18 %; по Балтийскому с/с: латыши – 60%, белорусы – 19%, русские – 14%, поляки – 5%, евреи – 2%. (Прил. 3, 4)Высокий процент репрессированных башкир объясняется тем, что многие из них занимали руководящие посты и были видными деятелями науки и культуры. Репрессии широко применялись в отношении всех национальностей, при этом наблюдалась тенденция к наибольшему обвинению представителей малочисленных народов (латышей, белорусов и др.)

Анализ социального состава репрессированных и примененных мер наказания показал, что «типичный»раскулаченный»глава семьи был крепким домохозяином (единоличником) в возрасте 35-50 лет, беспартийным, безграмотным, к которому применяласьвысшая мера наказания.(Прил. 5-8)

2.2 Характер репрессий в отношении отдельных этнических групп

Отличительной особенностью репрессий стала их этническая составляющая (объектами репрессивной политики государства выступили отдельные этнические группы и целые народы). Почти каждый 25-й латыш и 48-й белорус, каждый 56-й еврей и 95-й украинец, жившие в Уфе были репрессированы. В Книге памяти жертв политических репрессий РБ зафиксировано 765 латышей, арестованных по ст.58 УК РСФСР(контрреволюционные преступления). 30 ноября 1937 г. руководство республик и областей страны получило шифрованную телеграмму за подписью наркома НКВД СССР Н.И. Ежова,предписывающую приступить к аресту латышей. По воспоминаниям жителей с. Бакалдино Архангельского района, «только за одну ночь в декабре 1937 г. из села исчезло 57 чел.».5В колхозе Балажи Иглинского района было арестовано более 40 чел.Из воспоминаний Гульбиса Г.К.: «Дед со своей семьей переехал из Латвии в Башкирию в 1890 году, где землю продавали значительно дешевле. Деду отмерили 40 десятин – сплошной лес. К 1910 году семья полностью расплатилась за землю и она перешла в их собственность. Хозяйство крепло: было 2 лошади, 7 дойных коров, косилка, молотилка. Ноприщло время коллективизации и раскулачивания. Всю семью из 6 человек выселили из дома. Школу детям пришлось бросить: сказали, что детей кулаков учить не будут. Осенью 1937 года на семью обрушился еще один удар – арестовали отца». Во 2 томе «Книги Памяти жертв политических репрессий РБ» есть запись: «Гульбис Карл Кришевич, 1866 г.р., м. р.: Латвия, латыш, б/п, образование начальное, единоличник. Арестован 16.12.37 г. Осужден по ст. 58-7, 58-11 к ВМН. Расстрелян 09.02.38 г. Реабилитирован 20.06.57 г.»6 (Прил. 9 - 11)Таким образом, полученные сведения не только характеризуют страницы историиэтнической группы, но и масштабы, дают возможность объяснить резкое уменьшение численности латышей в республике.

ВЫВОДЫ

Репрессии затронули все слои населения республики.

Репрессии широко применялись в отношении всех национальностей, при этом наблюдалась тенденция к наибольшему обвинению по различным статьям к представителям малочисленных народов (латышей, белорусов и др.).

Многие источники утверждают, что репрессии затронули главным образом руководителей. Это мнение абсолютно неверно. Обвинения часто выдвигались в адрес малограмотных и не имеющих никакого отношения к политике людей.

Раскулачивание оказало существенное влияние на социально-демографическую ситуацию в стране, нарушило веками устоявшиеся морально-этические традиции народа, изменило его сознание, подорвало основу сельского хозяйства и предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвинутая в работе гипотеза нашла свое подтверждение. Репрессии в Башкортостане представляли собой следствие сознательной политики государства. Они были направлены на истребление всех тех, кто по своим убеждениям не мог принять существующий тоталитарный режим или каким

то образом мешал претворению в жизнь планов построения социализма.

Огромные испытания выпали на долю репрессированных. Жестоко

пострадали члены их семей – жены, дети. На примере жизни наших земляковможно сказать, что они не сломились от ударов судьбы, сохранили

человеческое достоинство, сумели воспитать своих детей в духе любви к Родине.

Справедливость торжествует. Честные имена так называемых «врагов

народа» возвращаются людям. Наш долг – увековечить их память и

предостеречь ныне живущих от повторения подобной трагедии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Воспоминания, документы, фотоматериалы из архива семей: Гульбис Г.К., Кот С.Е., Гилевой О.М.

 

«Иглинские вести» №122 (8854), 2010 год

 

Гарипова Г. Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-е гг. // Ватандаш. - 2002. -№2. –С. 92-96.

 

Давлетшин Р.А. Великий перелом и трагедия крестьянства 1.Башкиры. – М.: Голос-Пресс, 2003. – 575 с. Башкортостана. – Уфа: Китап, 1993. –160 с.

 

Иргалин, Г. Д. Сталинские репрессии в Башкирии /Г. Д. Иргалин //Страницы истории Башкирской республики: новые факты, взгляды, оценки: сб. ст. Уфа: Издательство Башкортостан, 1991. С. 55 – 69.

 

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан /под ред. Х. Х. Ишмуратова. Т. 1. Уфа: Китап, 1997. 464 с.; Т. 2. 1999. 528 с.; Т. 3. 2001.

 

Раков А.А. «Социально-экономические аспекты „раскулачивания“ крестьян Южного Урала (1930–1934 гг.)» — М.: МАКС-Пресс, 2012

 

Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: формирование и функционирование этнической группы (конец XIX – начало XXI в.) Диссертация (на правах рукописи).

Интернет – ресурсы:

http://ru-wiki.org/wik/

http://xn----7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/

https://vuzlit.ru/611233/sotsialnyy_natsionalnyy_sostav_zhertv_massovyh_repressiy_bassr

1Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан /под ред. Х. Х. Ишмуратова. Т. 1. Уфа: Китап, 1997. 464 с.

2Давлетшин Р. А. Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана. 1994.

3«Иглинские вести» №122 (8854), 2010 год

4 Гарипова Г. Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-е годы. // Ватандаш, № 2, 2002

5Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: формирование и функционирование этнической группы (конец XIX – начало XXI в.) Диссертация (на правах рукописи).

6Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан /под ред. Х. Х. Ишмуратова. Т.2. - Уфа: Китап, 1999. 528 с.

Просмотров работы: 1887