Научно-исследовательская работа
ВВЕДЕНИЕ
В этом году в расписании наших занятий появился предмет – краеведение. Там мы узнаем о достопримечательностях, об истории и интересных событиях нашего края.
Я немного знала историю родного села из материалов школьного музея, из рассказов нашего классного руководителя и моей бабушки, но мне хотелось узнать больше. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день церкви Покрова Пресвятой Богородицы и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
• Найти сведения о возникновении села Усть-Кишерть и строительстве православного храма в селе.
• Изучить историю храма: разрушение и восстановление.
• Проанализировать отношение населения к церкви.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение нашей церкви.
При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с литературой, экскурсия, наблюдение.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. При помощи найденных материалов, мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о её буднях.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА И ХРАМА
Село Усть-Кишерть село старинное. Основано оно было более 350 лет назад. Село Усть-Кишерть в ХVII и ХVIII вв. называлось «Покровский острожок». В 1648 году в деревне Верх-Кишерти было 5 дворов, а в них жило 18 человек государственных прихожих крестьян. До 1652 года земли нынешнего Усть – Кишертского села были во владении соликамского посадского человека Федора Елисеева, купленного им у новокрещенного татарина Колсобордайки Кайманова. Согласно упоминанию в 1648-1652гг. о крестьянских жилых и даже пустых дворах, можно сделать вывод, что на Усть-Кишертских землях к тому времени были уже довольно обстроившиеся русские поселения с мельницами, крестьяне успели бросить некоторые заселенные места, оставив пустые дворы и перейдя на лучшие земли.
В 1721 году в разных местах на государевой земле копают железные руды, плавят железо и из того железа делают «уклад» на своих малых печах «домницах». Этим делом занимаются крестьяне Покровского острожка. Плавили руду, изготовляли сохи, тележные оси, серпы, косы, гвозди, изготовляли и другие предметы домашнего обхода. Главным занятием крестьян было и земледелие. Другим не менее важным занятием было скотоводство. Согласно переписей, исправный хозяин держал 10 лошадей, средний - 5, одинокий - 2. Коров на один двор приходилось от 7 до 3.
Первая церковь была деревянной и была построена в 17 веке. В 1778 году пришла в ветхое состояние. Взамен неё была сооружена Пророко-Ильинская деревянная церковь, о которой первые сведения относятся к 1764 году.
В 1805 году была построена новая каменная Покровская церковь, которая была освящена 30 сентября 1805 года. Строителем этого храма был мастер Комаров.
Покровская церковь - первое каменное здание в селе Усть-Кишерть. построенное на средства прихожан. В церкви было три священника, дьякон и три псаломщика. В 1898 году Покровская церковь была в ведении Благочинного православных церквей в городе Кунгуре. В приходе имелось 9 школ: одна церковная, одна министерская и 7 земских. Церковная школа была открыта, в деревне Седа в 1888 году, министерская в селе Усть-Кишерть в 1897 году и называлась - низшая ремесленная школа. Земские школы открыты: в селе Усть-Кишерть в 1871 году, в деревне Низкое в 1899 году, в деревне Голдыри в 1898 году, в деревне Камаи в 1914 году, в деревне Пятково в 1911 году, в деревне Гарино в 1914 году, в деревне Капустино в 1916 году.
К церкви в селе Усть-Кишерть было приписано 2 церкви - в деревне Комарово - Восресенская и в деревне Голдыри - Петропавловская. И еще было приписано к церкви 3 часовни - в деревнях Пятково, Низкое и Седа.
Копии всех метрик родившихся и умерших с 1801 г. хранились в архиве церкви.
РАЗРУШЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА.
По ходатайству Усть-Кишертского сельского Совета было принято решение Кишертского райисполкома № 1418 от 5 июля 1933 года о закрытии церкви и передаче здания под образцовую школу первой ступени, на оборудование которой этим решением было выделено из бюджета 8000 рублей. По другим сведениям церковь была закрыта в 1940 году. Тогда же у церкви была разрушена колокольня.
В 1941-1945 годах в церкви размещалась артель "Прогресс" по изготовлению железных печек, труб к ним и других изделий из железа на нужды Красной Армии. Потом многие годы здание церкви использовалось как склад райпотребсоюза, райпо.
В 1991 году была восстановлена часовня. С 1992 года начала действовать и сама церковь. 13 октября 1992 года установлен крест на западной стороне, а в октябре 1996 года - на восточном куполе.
В наше время большое внимание уделяется реставрации и приумножению духовно-культурных памятников: на въезде в Кишертский район установлен крест, село Кишерть охраняет киот, идут восстановительные работы в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Хотят вернуть нашей церкви первоначальный вид.
РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ СЕЛА
В ходе исследовательской работы вместе с руководителем мы разработали анкету, которая поможет нам определить значимость церкви для жителей села. Мы опрашивали простых прохожих. В анкетировании принимало участие 45 человек.
В результате проведенного анкетирования на вопрос:
Верите ли вы в Бога? – 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога.
Все из опрошенных крещенные, т.е – 100 %.
На вопрос: Посещаете ли вы Храм – да ответили - 65 %, нет – 35%.
Считаете ли восстановление храма правильным делом? – 100% - ответили - да.
На вопрос: Знаете ли вы, как называется церковь нашего села? 50%- ответили – нет.
Большинство участников, 76% , обращаются к Богу в трудную минуту, произнося «Господи, помоги!». 24% участников кроме «Господи, помоги!», благодарят Его «Слава Тебе, Господи!».
Так, судя по результатам, духовная жизнь села возрождается.
Также мы организовали для учеников моего класса экскурсию в церковь. Там Ольга Васильевна - руководитель Воскресной школы рассказала нам об истории возникновения церкви, показала как устроена церковь, какие работы там сейчас проводятся. Экскурсия получилась увлекательная, интересная и познавательная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма в нашем селе. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Кишерть.
Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать историю своего села. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что чем лучше дети знают историю своего села, тем бережнее они будут относиться к нему в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Н.Г. Кинев, Е.Н. Мякшин, А.И. Шадрин « Усть-Кишерть», Пермское книжное издательство, 2004г.
И.В. Шестаков « Прошлое земли кишертской», Кишертский филиал Кунгурского ППО, 1989г.
Интернет-ресурсы
http://school19sz.ucoz.ru
http://www.bibliotekar.ru/r
http://krasnoarmejsk.su/index.php
Приложение 1
АНКЕТА
Верите ли вы в Бога ?
Крещеные ли вы?
Посещаете ли вы Храм?
Считаете ли восстановление Храма правильным делом?
Знаете ли вы, как называется церковь нашего села?
Обращаетесь ли вы к Богу в трудную минуту?
Благодарите ли вы Бога?