Введение
Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. Народное искусство - наше национальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть родной культуры кубанского народа. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы, среди которых вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла кубанских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения кубанских мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Актуальность данной работы заключается в том, что народное творчество оказывает огромное влияние на формирование национального самосознания человека. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным (кубанским) красочным, изящным вышитым вещам, поэтому данная тема меня очень заинтересовала. Из бесед с одноклассниками я поняла, что не все знают о кубанской вышивке, традиция вышивать в ручную уходит из повседневной жизни современных людей.
Целью моей работы стало повысить интерес учащихся к традициям и обрядам кубанского казачества через изучение кубанской вышивки.
Исходя из цели исследования, нами определены следующие задачи:
раскрыть характерные особенности кубанской народной вышивки
Провести анкетирование среди учащихся начальных классов и учителей нашей школы с целью изучения интереса к вышиванию
Посетить музей, подробнее узнать об истории кубанской вышивки
Найти и встретиться с кубанскими мастерами в области вышивания, изучить её работу
Провести в школе конференцию среди младших школьников с результатами своего исследования.
3
Объект исследования: одежда, рушники, настольники, салфетки ручной вышивки
Предмет исследования: виды вышивок
Гипотеза: если способствовать развитию интереса у учащихся к вышиванию, как одного из устаревших видов декоративно-прикладного творчества Кубани, то это приведёт к повышению знаний по кубановедению и возможному возрождению традиций вышивания.
В работе были использованы различные источники. Прежде всего, это
работы известных специалистов, изучавших вышивку России. Это труды Богуславской И. Я., Моисеенко Е. Ю., Климовой Н. Т., Масловой Г. С., Жирова М.С., Кичигина В.П.
4
1.ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ НА КУБАНИ
С историей, традициями и культурой кубанского казачества мы знакомились на уроках кубановедения и кружке «Декоративно- прикладного творчества Кубани» в школе. Знаем, что казачьи семьи занимались земледелием и скотоводством. И все необходимое производили, выращивали и изготавливали своими руками, с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Меня очень заинтересовали особенности традиционной кубанской вышивки: орнаменты, украшающие предметы быта и одежду казаков и казачек.
За информацией о развитии вышивки на Кубани я обратилась в музей СДК в хуторе Прикубанском, где я живу. ( Приложение 1)
С моим руководителем мы побывали в историко-краеведческом музее г. Славянска-на-Кубани, где я познакомилась с историей вышивки на Кубани и творчеством кубанских мастериц. (Приложение 2)
Произведения вышивки – это мир красоты и фантазии, взволнованный рассказ о мыслях и чувствах человека, мир вдохновенных образов, восходящих к обычаям наших предков. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Вышивали по целой ткани различными «верхошвами» - крестом, гладью, мережкой. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приема исполнения. Изготовлением полотна занимались женщины.
5
Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале
XX века вошло в употребление фабричное полотно – миткаль. Искусство вышивания имеет многовековую историю.
Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ, в зависимости от местных условий, особенности быта, обычаев и природы, создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия - закономерное расположение основных линий, форм и красок.
Нарядные вышивки Украины отличаются четким, графическим изображением орнамента, легкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Традиционные рушниковый орнамент, преимущественно растительного характера, иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей, делает эти рисунки необыкновенно красочными и неповторимыми, выполняют рушниковые швы, нитками красного цвета, иногда прибавляя синие или чёрные.
Характерной особенностью вышивки на Кубани явилось соединение двух культур - восточно-украинской и южнорусской. Именно на их основе появилась новая региональная этнокультура, расширилась цветовая гамма. К украинским черно-красным фигурам добавились русская синева и зелень.
Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани.
В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет - цвет любви, жизни и черный цвет - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. В вышивке был и геометрический, и растительный, и животный орнамент. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил.
6
В каждой семье женщины владели различными видами рукоделия.
Девочки уже с 6-7 лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное.
Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук.
По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на досвiтки» или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом, где готовили себе приданое, шили, вязали.Посиделки сопровождалась рассказами сказок, небылиц, пением песен. Считалось похвальным, если девушка на посиделках вязала носки или рукавицы для суженого или вышивала хустки, которые служили призами на конных состязаниях.
Виды орнамента в вышивке
По характерным признакам орнаментальные мотивы подразделяются на несколько групп.
Зооморфнымназывается орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц или насекомых. Птица считалась в древности посланницей солнца символом любви, счастья. На предметах быта изображались голуби, ласточки, жаворонки, петухи, куры, павлины, соловьи, кукушки. В кубанской вышивке встречаются изображения насекомых: бабочки, мухи, пчелы. Конь - один из популярных мотивов в русской вышивке, находит отражение в кубанских изделиях.
7
Растительный орнамент - упорядоченное ритмичное изображение растительного мотива. Растительные мотивы занимают центральное место в вышивке Кубани. Изображение вазона имеет древние истоки, как и древо жизни.
Разновидностью мотива вазона является изображение букета. Таким образом ветки с цветами, собранные в букеты, древо-цветок, вазон - цветок являются вариантами одного и того же элемента дерева - цветка. Довольно часто встречаются мотивы изогнутой ветви калины, рябины. Розы, лилия - символы любви, красоты, совершенства, изящества, радости. Из полевых цветов — мак. Существует поверье, что после битвы весной поле покрывается маками. Девушки, в семье которых были погибшие, вышивали узоры из маков на сорочках, а на головы клали венки из семи маков, как символ памяти и продолжения рода. На праздничных скатертях вышивали ромашки, васильки, на сорочках юношей, как: символ мощи, силы и вечности составляли узоры из дубовых листьев.
Геометрический орнамент создается при помощи линейного мотива. Квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки повторяющиеся по полотну - самые ранние по происхождению узоры.
8
Антропоморфный орнамент - это последовательное повторение фигур людей. Антропоморфные мотивы встречаются во всех видах славянского искусства. Центральное место среди них занимают изображения Великой богини — Матери – земли. Женская фигура изображалась в условной позе с воздетыми кверху руками, в которых она иногда держала птиц или деревца. Ее художественные признаки куполообразная юбка, ромбовидная голова.
Коленопреклоненные фигуры ангелов у лампады образуют трехчастную фигуру.
Эпиграфические - текстовые. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты. К этой категории относятся надписи, применявшиеся в качестве украшения. Тексты на рушниках были самые разнообразные: «С милым годочек, как один часочек», «Встану раненько, умоюсь беленько» и
другие.
9
ИССЛЕДОВАНИЕ.
Приступая к исследовательской работе, я прежде всего посетила историко –краеведческий музей в городе Славянске-на-Кубани познакомилась с историей вышивки на Кубани, узнала, что вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она: отображает культуру народа; национальные традиции; особенности региона. Кубанская вышивка крестиком отличалась по цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота. Мне было очень интересно узнать, что любая кубанская девушка, должна была, уметь вышивать. К 15 годам она должна была, собственноручно приготовить себе приданное: скатерть, рубаху, сарафан, подушки и так далее. Вышитые узоры были не просто красивым дополнением одежды, а играли роль оберега. Каждый символ имел свое значение, особенно это прослеживалось в вышивке крестом. Рубаха с вышитыми крестом символами защищала своего носителя от сглаза, порчи, болезни и других неприятностей.
В музее есть и персональные выставки мастериц. Очень интересно было в одном зале наблюдать разные стили вышивок рукодельниц. Язык кубанской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» означало вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков. В вышивке предстает перед нами народное познание мира и природы. Творцы узоров неразрывно связаны с природой родного края и несут в себе культурные традиции.
В этнографической комнате сельского дома культуры имеются работы уже ушедших из жизни мастериц хутора. А ведь традиция живёт! Я люблю вышивать, знакома с творчеством многих мастеров, но не знакома с местными рукодельницами, с этой целью я обратилась в администрацию сельского поселения и вот я уже в гостях у жительницы нашего хутора Ковтун Ольги Михайловны, в ходе знакомства я узнала, что Ольга Михайловна увлекается вышивкой очень давно, с детства вышивает, вела кружок по вышивке в сельском доме культуры х. Прикубанского. Ольга Михайловна рассказала и показала мне приемы кубанской вышивки, показала свои работы. Личная беседа с мастерицей и знакомство с её творчеством убедили меня в правильности моего решения написать эту работу. Дом мастерицы-рукодельницы наполнен яркой палитрой различных изделий, украшенных вышивкой, здесь же располагаются оригинальные образцы кружев, вязания.
10
В ходе исследования мне удалось познакомиться ещё с одной мастерицей кубанской вышивки, проживающей в городе Славянске-на-Кубани, Абраменко Людмилой Васильевной. «С детства, сколько себя помню, - рассказывает мне Людмила Васильевна, - меня окружала такая красота! В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали. Часто родители пели песни, такие задушевные. Нельзя было не уметь девочке вышивать – считалось зазорным. А вышивать учились с 5 – 6 лет, как только иголку умели держать в работе. Так осваивалась традиция народа, народное искусство». Сейчас многие свои работы Людмила Васильевна передает в музей. (Приложение 3)
Узнав, что мои сверстники, мало знают о традициях кубанской вышивки, я провела мастер класс среди учащихся начальной школы с результатами своего исследования. Итогом которой стало анкетирование, в котором приняли участие 28 девочек 2-4 классов, анкетирование показало, что 30 % учащихся знали об особенностях традиционной кубанской вышивки ; 70% учащихся отметили, что узнали что-то новое для себя о кубанской вышивке; 96% учащихся считают, что нужно сохранять традиции кубанской вышивки, возрождать рукоделие и традиции. (Приложение 4- 5)
На вопрос «Какие формы работы в этом направлении вы считаете наиболее приемлемыми?»:
-16 % учащихся ответили - организация исследовательско-поисковых экспедиций по хутору (району) с целью сбора информации и материала по кубанской вышивке;
- 56% организация выставок произведений в технике кубанской вышивки в школе (хуторе);
- 25% посещение тематических выставок в музеях
- 47% освоение приёмов кубанской вышивки на уроках технологии;
- 14% учащихся считают, что необходимо осваивать приёмы кубанской вышивки на занятиях кружков;
11
Накопленный мою материал передан в этнографическую комнату сельского дома культуры, который размещён в качестве экспозиционного материала.
12
3.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Опыт №1 Анализ изделий вышитых крестом в старину и сейчас.
Цель: сравнить применение вышивки в быту в старину и в наши дни.
В старину все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами. Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала вышивать себе приданое и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет.
В современном мире умение вышивать стало скорее хобби. Основываясь на интернет исследования, можно сказать, что вышивают сейчас в основном в возрасте 10- 20 лет. Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Исторически крест рассматривался как оберег, который способен защитить человека и его жилище от нечистой силы и дурного глаза. Изделия, украшенные кропотливой работой хозяйки дома, передавались по наследству, их хранили как драгоценную реликвию. Мы посетили Славянский краеведческий музей, где убедились в этом. Нам показали разнообразные изделия, вышитые крестом, которые сохранились до наших времен в хорошем состоянии (Приложение 6). По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды. Люди начали уделять больше внимания дизайну интерьера. Вышитые картины - это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Картины ручной работы - это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление. Интерьер, в котором есть вышитые картины, становится таким теплым, домашним (Приложение 7). В высшем петербургском обществе распространены были домашние туфельки без колодки, которые вышивались крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани, а шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки. В наше время, вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность
Вывод: в старину все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами. Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка – это одно из
13
самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что изделия из вышивки крестом не забыты, а наоборот становятся более популярными.
Опыт № 2«Сравнение образцов»
Цель: сравнить количество затраченных материалов на вышивку изделия, изготовления и эксплуатацию работ.
Материальные затраты на вышивку могут быть самые разные.
1вариант
Если вы будете использовать материалы, которые есть уже дома (игла, нитки, пяльцы, ткань), то вам ничего приобретать в магазине не надо. И схемы вы можете взять из Интернета. Практически любой рисунок с помощью компьютера можно превратить в схему для вышивания.
2 вариант
Если есть желание, то можно в магазине или на рынке приобрести готовые наборы для вышивания, стоимость одного набора от 200 руб. до 500 руб. в зависимости от размера рисунка. В набор уже входит: цветная схема, канва, нитки, игла.
3 вариант
Необходимые материалы для первоначальной учёбы.
№ |
Название |
Количество |
Стоимость |
1. |
Ткань «канва» |
30х30 см |
80 руб. |
2. |
Нитки «Мулине» |
1 шт. |
10 руб. |
3. |
Иголка |
набор |
25 руб. |
4. |
Пяльцы |
1 шт. |
50 руб. |
Итого: |
165 руб. |
Вывод: из таблицы видно, для занятия мы потратим 165 руб. с пяльцами, но для первой учёбы можно воспользоваться без пялец. Если без пялец затратим
14
всего 115 рублей. Такие растраты может позволить себе любая семья, ведь результат будет впечатляющим.
Изготовление и эксплуатация сделанных работ не изменяет ничего в окружающей среде, не нарушает ничего в жизнедеятельности человека, так как выполняет работы из экологических чистых материалов. На вышивке изображены приятные глазу работы, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Сделанные работы могут украшать интерьер, соответствовать настроению вашей комнаты. Вышитые работы радуют близких нам людей.
Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверное, слышали о медицинском термине «трудотерапия»?! Вышивание восстанавливает душевное равновесие. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. А также вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, художественного вкуса, усидчивости и аккуратность.
Вывод: Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно
Занимаясь вышивкой выделим положительные качества:
красота готовых работ;
эстетичность;
прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
подарить подарок, сделанный своими руками;
можно заработать.
Отрицательные качества:
усталость;
при вечернем свете нитки меняют цвет;
много затрачивается времени для выполнения больших изделий.
15
Опыт №3 анкетирование
Цель: узнать знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
Мнения учителей:
Почему бы не возобновить традиции этого искусства вышивания. И ввести как обязательный урок трудового обучения. Научить всех простейшей технике вышивания крестом. Овладев основной технологией вышивки крестом, можно превратить моток «Мулине» в самые разнообразные вещи: от оригинальной открытки до большого красивого панно;
Этот вид рукоделия успокаивает.
Мнения одноклассниц:
Такие занятия интересные и увлекательные;
Научившись вышивать, мы сможем сделать подарки своими руками, а так же вышить и продать на ярмарке в школе.
Мнения родителей:
Это хорошо, что девочки интересуются и увлекаются рукоделием.
Это занятие объединяет людей с разными интересами и отношением к жизни.
Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
Анкетирование учителей и учащихся.
Таблица 1.
№ |
вопросы |
учащихся |
учителя |
||||
да |
нет |
не знаю |
да |
нет |
|||
1. |
Ваши бабушки или мамы когда – то занимались вышивкой? |
66% |
10% |
24% |
87% |
13% |
|
2. |
Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? |
44% |
28% |
28% |
4% |
96% |
16
Вывод: из таблицы 1 видно, что знают об увлечениях бабушек и мам среди учащихся 66%, 24% не знают и не интересуются этим вопросом. Значит, новое поколение не поддерживает связь со старшим поколением. А среди учителей порадовал результат: все учителя знают и помнят интересы бабушек, мам. Старшее поколение занималось вышивкой 87% , 13% не занимались этим видом рукоделия. В наше время это редкость, бабушки и мамы увлекаются вышивкой 4%.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
вопросы |
учащихся |
учителя |
||
да |
нет |
да |
нет |
||
1. |
Умеете ли вы вышивать крестиком? |
40% |
60% |
30% |
70% |
2. |
Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас? |
44% |
56% |
10% |
90% |
Вывод: из таблицы 2 видно, что Из опрошенных учителей 30 % умеют вышивать. В данное время 10% увлекаются вышивкой. Остальные, аргументировали свой ответ отсутствием свободного времени. Из всех учащихся 2-4 классов умеют вышивать 40%.Значит, есть занятие, которое бы могло объединить, сблизить взрослых и детей – это рукоделие «вышивка крестом».
Опыт № 4
Цель познакомить одноклассников с вышивкой крестом, её особенностями; показать основы техники выполнения вышивки крестом по канве
Мастер – класс «Вышивка крестом» Мы с моей учительницей провели мастер - класс «Вышивка крестом», цель которого познакомить одноклассников с вышивкой крестом, её особенностями; показать основы техники выполнения вышивки крестом по канве (Приложение 8). Нам понадобились такие инструменты и материалы: пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани; вышивальная игла; нитки мулине необходимых цветов; ткань для вышивки (канва), ножницы, схема для вышивания. Полученные работы мы собрали в альбом, который можно использовать при подготовке и проведении уроков технологии.
17
Вывод: Благодаря мастер-классу «Вышивка крестом» одноклассники познакомились с техникой вышивки крестом и многие 15 увлеклись этим занятием. Результатом этого этапа стала выставка работ с различными вышивками
18
ЗаключениЕ
В результате моей работы, сопоставляя собранный материал и сегодняшнюю действительность можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам, знают и понимают обычаи и традиции кубанского народа, дети хотят овладевать народным искусством, в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений.
При написании работы я пришла к выводу, что: повышение интереса к вышиванию, способствует укреплению кубанских традиций, ведёт к его возрождению, моя гипотеза подтвердилась, а для этого нам необходимо:
- организовать выставки искусства народных мастеров;
- продолжить поиск талантливых людей, с которыми мы ещё не знакомы;
- популяризировать кубанское творчество через вовлечение в кружковую деятельность учащихся
Свои материалы исследований мы можем предложить для использования на уроках кубановедения, изобразительного искусства, технологии в нашей школе. После проведенной мною конференции уже три человека изъявили желания записаться в кружок «Декоративное творчество Кубани» и заниматься вышиванием.
Сохраняя и приумножая собранный ценный материал, встречаясь с мастерицами-рукодельницами, мы приумножим наше будущее. Ведь Без памяти - нет традиций, Без традиций - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности - нет личности, Без личности - нет народа.
На этом наши исследования не закончены, в дальнейшем я хочу научиться вышивать не только простые картины, но и серьезные работы: рушники, скатерти, а также изучить технологию вышивки крестом и гладью, пополнить копилку школьного и этнографического музеев нашего хутора, которая будет полезна нашим жителям.
19
Список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодяев Ю. М. История Кубани. - Краснодар, 1997.
2. Бондарева Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. - Армавир, 2006.
3. Гринь Л. Природа родного края. - Краснодар, 2005.
4. Лотышев И. П. Путешествие по родному краю. - Краснодар, 1999.
5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
6. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
7. Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. - Москва - Краснодар, 2002.
8. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. - Краснодар, 2005.
9. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. - Краснодар, 1994.
10. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/. - Краснодар, 2003.
11. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. - Краснодар, 2001.
12. Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках. - Краснодар, 2002.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
21
Приложение 3
Приложение 4
22
Приложение 5
АНКЕТА
1. Знали ли вы об особенностях традиционной кубанской вышивки до конференции?
- да
- нет
- частично
2. Узнали ли вы что-то новое для себя о кубанской вышивке?
- да
- нет
- частично
3. Что больше всего вас заинтересовало?
- информация о кубанской вышивке
- показ старинных изделий с вышивкой
4. Считаете ли вы, что нужно сохранять традиции кубанской вышивки?
- да
- нет
5. Какие формы работы в этом направлении вы считаете наиболее приемлемыми:
а) организация исследовательско-поисковых работы по району (хутору) с целью сбора информации и материала по кубанской вышивке;
б) организация выставок произведений в технике кубанской вышивки в школе (хуторе);
в) посещение тематических выставок в музеях Славянского района;
г) освоение приёмов кубанской вышивки на уроках технологии;
д) освоение приёмов кубанской вышивки на занятиях кружка;
6. Хотели бы вы освоить изготовление предметов быта с традиционной кубанской вышивкой.
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
23
Приложение 6
Приложение 7
24
Приложение 8
25