По святым местам Урала. Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По святым местам Урала. Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

Перминова  Е.А. 1Терентьева А.Е. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"
Рашева О.А. 1Гареева Л.А. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

"Между монашеской и мирской жизнью –

такое же различие, какое между пристанью и морем,

непрестанно колеблемым ветрами".

Свт. Иоанн Златоуст

Люди на Руси говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это говорится и в Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании духовно-нравственного, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Урал — это край, богатый своей историей.

Особую страницу в истории России и Урала занимает монастырь, находящийся недалеко от Нижней Синячихи. Это Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских, изучение истории которого является темой нашего проекта.

Мы о нем слышали на уроках ОРКСЭ и уроках музыки, но истинную историю не знаем. А когда в школе провели опрос, выяснилось, что многие учащиеся школы не знают, какие исторические события коснулись монастыря, не могут рассказать о его основателе. Поэтому мы решили провести своё исследование, собрать и изучить все материалы, которые связаны с ним.

Актуальность проблемы очевидна. Зачастую мы знаем о каких-то больших исторических событиях, имевших место в различных странах мира и на континентах за многие тысячи километров от нашей малой родины. И, увы, не интересуемся историей родного края. А между тем, удивительное, значительное и даже великое находится совсем рядом. Надо только проявить любопытство, любознательность, захотеть прикоснуться к вечному. И мы тоже хотели бы внести свой, пусть небольшой, посильный вклад в это благое дело.

Тема исследования определяется необходимостью изучения истории возникновения Алапаевского мужского монастыря Новомучеников Российских, так как он является неотъемлемой частью самой истории Российского государства.

Объект исследования: Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

Предмет исследования: обработка краеведческих документов и Интернет-ресурсов.

Цель работы: изучить историю Алапаевского мужского монастыря Новомучеников Российских, поделиться полученными знаниями.

Для осуществления поставленной цели были выделены следующие задачи:

    •  

обобщить литературный материал и Интернет-ресурсы по истории монастыря;

    •  

выяснить, что знают учащиеся о монастырях, храмах и святых местах;

    •  

дать определение понятиям «святые места», «монастырь»;

    •  

познакомиться с судьбами Алапаевских мучеников;

    •  

определить значение монастыря в жизни общества;

    •  

создать презентацию по результатам исследовательской работы и выступить с публичным докладом перед учащимися нашей школы, стремясь вызвать интерес к истории малой родины.

Гипотеза: изучение духовного прошлого малой родины помогает нам открывать новые страницы истории Российского государства.

Данный проект имеет, кроме научного, и практический характер. Результаты нашей работы могут быть использованы на уроках краеведения, ОРКСЭ как материал по истории нашего края.

Этапы исследования:

1 этап работы – исследовательский:

    •  

Проведение социологического опроса

    •  

Изучение истории Алапаевского мужского монастыря Новомучеников Российских;

    •  

Изучение краткой биографии погибших.

В начале работы над проектом у нас возникло много вопросов:

Что такое «святые места», почему их так называют?

Какую роль играют монастыри и храмы в жизни людей?

Кто такие «Алапаевские мученики»?

Как связан Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских с историей России и Урала?

На этом этапе, в ходе опроса (Приложение 1) среди учащихся мы узнали, что подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе и в области. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.

В сети Интернет нами был найден материал об истории основания Алапаевского мужского монастыря.

Ну и конечно же посетили сам монастырь (Приложение 3).

На уроках обществознания мы много говорим о культуре человека, о духовно-нравственном воспитании. Как оказалось, наш учитель Попов Алексей Геннадьевич много знает о самом монастыре, о жизни в нем не понаслышке.

Из беседы с ним мы узнали, что Алексей Геннадиевич принимал участие в строительстве монастыря и оказывал посильную помощь в его благоустройстве. (Приложение 4).

Выступая на II муниципальных Рождественских чтениях «1917-2017: уроки столетия», мы познакомились с Глазовой Еленой Ивановной. В секции «Маршруты духовного краеведения Урала» она выступала с темой «Палаточный лагерь на Межной «Царские дни». Данная тема тесно переплетается с нашей темой выступления. Мы встретились с Еленой Ивановной в духовно-просветительском центре «Сретение». Из беседы с ней мы – узнали, что ежегодно с 2005 года, взрослые и воспитанники ДПЦ «Сретение» посещают монастырь, сначала добирались до монастыря пешком, а последние годы на транспорте. С 2009 года походы совершаются семьями. Добравшись до места, разбивают палаточный лагерь на территории самого монастыря, а другим паломникам это не разрешено, также принимали участие в строительстве и благоустройстве территории монастыря. В процессе беседы мы не ограничивались составленным вопросником, а старались узнать, как можно больше об этом месте и людях. Благодаря такому подходу удалось обнаружить много интересного. Елена Ивановна поделилась своим фотоархивом. (Приложение 5)

2 этап – обобщение и систематизация материала.

    •  

Обобщение собранного материала, написание работы.

    •  

Выступление с сообщением на классном часе; по итогам которого провели конкурс рисунков «По святым местам Урала» среди учащихся 1-11 классов; (приложение 7)

    •  

Создание компьютерной презентации по истории Алапаевского мужского монастыря;

    •  

Создание видеоролика «Из прошлого рвется живая строка»

Что такое «Святые места?»

Что такое «святыня»?

Мы посмотрели в словаре С.И. Ожегова толкование слова «святыня» и нашли вот такие определения.

1.Предмет или место религиозного почитания.

2. Что-либо особенно дорогое, глубоко чтимое.

А вот это определение дает Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

- Святое, священное место; место, где находятся предметы поклонения или

где оно совершается. Чтобы лучше понять все определения вначале мы обратиться к разным источникам для определения этого слова.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин определяет святыню так: «То, что мы называем святынями, — это некое внешнее, материальное проявление действия благодати Божией в нашем человеческом мире. Святыня — это, прежде всего, нечто отделенное от обычного мира, то, что связано с Богом.»

В другом источнике: «Святынями для - кроме святых мест и священных предметов - является и родовая, и общая национальная память. В этот немалый перечень … мы включим и нашу Православную веру, и подвижников Русской Земли, …и ратников, землю нашу в веках, отстоявших, … а также князья и государи, помазанники Божии, коим венчана была судьба Отечества.»

Какие бывают святыни.

Теперь мы знаем, что святыни бывают разные. Это не только храмы, церкви и монастыри, но и память о великих людях и событиях. Святыни разделяют на два вида: православные и национальные.

Православные святыни.

Православная Церковь имеет много различных святынь. К ним относятся святые места, святая вода, иконы, мощи святых, кресты, храмы и все, что в них находится. Все православные святыни обладают чудесными

свойствами исцеления.

В каждой местности есть свои святыни. Их великое множество.

Например, в Москве:

мощи Святой Блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре,

Собор Василия Блаженного.

В Санкт-Петербурге:

часовня блаженной Ксении Петербуржской.

Александро-Невская ЛАВРА.

В Екатеринбурге:

Иоанно-Предтеченский собор.

Национальные святыни.

Особо почитаемые места и объекты - культурно-исторические, природные. К ним относятся древние курганы, городища, места боевых сражений, это такие места народного поклонения как: источники и ручьи, камни, отдельные деревья, некоторые озера и горы, действующие священные рощи, поляны или другие почитаемые места.

И их тоже великое множество:

В Москве:

Поклонная гора - Мемориал Победы в Великой Отечественной войне.

В Санкт-Петербурге:

Пискарёвское мемориальное

кладбище - это памятник Скорби и Славы ленинградцев.

В нашем крае есть много мест, которые называют святыми:

Скит Свято-Николаевского мужского монастыря Актай на берегу р. Туры, Храм иконы Божией Матери "Живоносный источник" в с. Актай, Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских в г. Алапаевск, Свято-Троицкий собор в г. Алапаевск, Храм св. вмч. Екатерины в г. Алапаевск, Храм Николая Чудотворца в с. Быньги, Знаменский храм в г. Верхний Тагил, Троицкий собор в г. Верхотурье, Церковь Владимира равноапостольного в пос. Висим, Церковь Николая Чудотворца в пос. Висим, Иоанно-Предтеченский собор в г. Екатеринбург, Мужской монастырь в честь Св. Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, Ново-Тихвинский монастырь в г. Екатеринбург, Троицкий собор в г. Екатеринбург, Храм на Крови в г. Екатеринбург, Часовня Святой Екатерины в г. Екатеринбург, Свято-Троицкий храм в г. Ирбит и много других.

Одним из мест, которое является святым, считается Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. Главная святыня монастыря - это частицы мощей великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары.

Что такое монастырь?

Но что такое монастырь, и какую роль они играют в жизни людей? Мы нашли ответ в интернете.

«Первые монастыри появились на Руси тогда, когда монашество прошло уже длительный, в несколько веков, исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя и Святой горы Афон, разработало правила подвижничества, оформленные в различных уставах, создало великую аскетическую литературу, испытало практикой различные формы устроения монашеской жизни. Новопросвещенным русским христианам предстояло вобрать, усвоить всю полноту и цельность аскетической традиции и вместе с тем выбрать из нее то, что наиболее соответствовало новым естественно-географическим и социально-культурным условиям, создать собственный аскетический идеал.

Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания. В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове, в Тмутаракани, Переславле, во Владимире Волынском и др. Однако были монастыри и в северо-восточных пределах; в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале, в Ростове.»1

Урал - российская провинция, место встречи Европы и Азии... Перевалив через Уральский хребет, человек оказывался как бы на пороге Сибири, с ее просторами, богатствами, размахом. А когда это не манило русскую душу? Но не неприкаянность бродяги, а основательность, способность сделать необжитой край родным надежным домом помогала раздвигать границы России. Примет такого продвижения можно найти много. Ими были и русские деревни, и крепости, и заводы, обильно возникавшие в уральском крае. Появлялись постоянные поселения, появлялись и православные храмы. С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда ещё не освоенном крае появились первые монастыри.

По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.

Строились монастыри отдельными крепостями. Они несли переселенцам не только веру, но и способствовали развитию всевозможных ремесел, земледелия, учили наукам.

Монастыри получали от Российского государства земельные наделы, и это использовалось, как способ привлечь переселенцев из крестьян селиться на своих землях. Так власти продвигали процесс освоения переселенцами отдаленных глухих районов.

История Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников Российских.

Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских поставлен на месте, где в июле 1918 г. приняли смерть Алапаевские мученики. В списке невинно убиенных: великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, ее келейница, инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья императорского Дома Иоанн Константинович, Константин Константинович и Игорь Константинович, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Федор Ремез.

В конце 80-х годов ХХ века, вновь после 1918 г., усилиями священнослужителей и краеведов было установлено место – урочище Межное, заброшенная угольная шахта №11 (1051), расположенная недалеко от перекрестка дорог на поселки Верхняя и Нижняя Синячихи. У заброшенного шурфа в 1991 г. был установлен поклонный крест.

В 1992 г. (в год прославления св. Елисаветы и Варвары) недалеко от шахты построили каменную часовню во имя святой преподобномученицы Елисаветы. Первая литургия, проведенная в ней архиепископом Свердловским и Курганским Мельхиседеком, состоялась 18 июля того же года. С тех пор в этот день в летней нерасписной часовне проходит торжественное богослужение. Из-за малой вместительности здания верующие находятся на улице.

Спустя три года, 22 февраля 1995 г., Священный Синод принял решение устроить на месте гибели Алапаевских мучеников мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. Строителем был назначен иеромонах (ныне – игумен) Моисей (Пилатс). Районными властями было выделено 32 га земли, на которой усилиями монахов, послушников и трудников стали возводиться здания и облагораживаться территория. Первый камень будущего храма во имя Новомучеников Российских был заложен 6 июля 1996 г. и освящен епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном.

23 сентября 2000 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь в собравшимся, он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это месте уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь».

18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

Сегодня братия монастыря значима для жителей г.Алапаевска и прилегающего к нему района. Она проводит обширную миссионерскую деятельность. Во многих деревнях и поселках усилиями монахов возрождены или созданы приходы. Братия осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивает продуктами себя и помогает малоимущим.

Комплекс монастыря состоит из Памятный крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освещен во имя Новомучеников Российских), Часовни во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, братский корпус, корпус-трапезную и строящийся храм вблизи святой шахты. (Приложение 2)

В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, священноисповедника Сергия (Сребрянского), преподобного Севастьяна Карагандинского.

В памятные дни вокруг шахты совершаются крестные ходы. Также традиционно проводятся ходы от Напольной школы в г.Алапаевске до монастыря. Данное мероприятие символично, поскольку именно по этой дороге шли в свой последний путь Алапаевские мученики.

Алапаевские мученики

Город Алапаевск, как и Алапаевских район прославлен для верующих группой святых, называемой Алапаевскими мучениками.

В ночь на 18 июля 1918 г. в заброшенную угольную шахту №11 (1051) было сброшено восемь человек. Это – великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья Императорского Дома Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Федор Ремез.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, жена великого князя Сергея Александровича Романова, была глубоко верующим человеком. Она стала учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций Москвы и Санкт-Петербурга. После гибели мужа, ее усилиями была создана Марфо-Мариинская обитель милосердия, где великая княгиня вместе с сестрами ухаживала за больными. При обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для сирот, столовая для бедных, два храма. В 1918 г. великая княгиня была арестована и привезена в Алапаевск.

Инокиня Варвара (Яковлева) – одна из самых близких к великой княгине Елисавете крестовых сестер Марфо-Мариинской обители, исполняла обязанности ее келейницы. Кем она была в миру – неизвестно. После того, как княгиню арестовали, инокине Варваре предложили свободу. Однако та пожелала разделить судьбу своей настоятельницы.

Князь Иоанн Константинович Романов, был очень богобоязненным человеком. Он выделялся даже среди членов своей религиозной семьи. Основными чертами его характера были чуткость, отзывчивость, милость и помощь ближнему. Император Николай II, зная глубокую религиозность князя, нередко посылал его на духовные торжества в качестве своего представителя.

Князь Константин Константинович Романов был офицером лейб-гвардии Измайловского полка и храбрым воином. Часто его видели в траншеях на передовой в окружении солдат, в то время, как позициям шел обстрел. Неоднократно князь вел людей в атаку. За храбрость в бою и за спасение полкового знамени Константин Константинович был награжден орденом Святого Георгия IV степени. О нем отзывались как о скромном и не роняющем достоинства человеке.

Князь Игорь Константинович Романов – младший из братьев. К началу Первой мировой войны ему исполнилось 18 лет, и князь практически сразу отправился на фронт. В 1915 г. приказом государя он назначен флигель-адъютантом. Будучи арестованным, Игорь Константинович отказался принять поддельные документы и бежать из страны. Он мотивировал это тем, что не сделал ничего худого перед Родиной.

Великий князь Сергей Михайлович Романов во время военных действий Первой мировой войны был на фронте и в Ставке, где показал себя наилучшим образом. Всей душой любил русский народ, был доступен для всех. Отличался среди начальников простотой и искренним ласковым обращением.

Князь Владимир Павлович Палей за участие в боевых операциях получил чин подпоручика и Аннинское оружие за храбрость. Обладая поэтическим даром, издал два сборника собственных стихов. На предложение большевиков отречься от фамилии отца князь ответил отказом. Это послужило причиной для ареста.

Некоторое время арестованные содержались под стражей в Напольной школе Алапаевска. В ночь на 18 июля, проделав последний путь, будущие новомученики оказались у заброшенного шурфа.

Стоя у края шахты, великая княгиня Елисавета, понимая свою участь, молилась за своих врагов. Ее большевики первой сбросили в шахту. Следом за ней в штольню еще живыми были сброшены остальные заключенные. Только великого князя Сергея Михайловича, перед тем, как скинуть, застрелили в упор. Великая княгиня оказалась на одном из уступов шахты на глубине 15 м., радом с ней – тяжелораненый князь Иоанн. Не смотря на полученные травмы, Елизавета Федоровна, принялась оказывать ему помощь, перевязав голову куском ткани от своего апостольника.

Еще некоторое время крестьяне, по каким-либо причинам оказавшиеся на Межном урочище, слышали доносившиеся из шахты молитвенные песнопения. Алапаевские новомученики медленно умирали от ран и голода.

Алапаевск был занят белой армией 31 октября 1918 г. Тела убиенных были извлечены из шахты. Пальцы правой руки великой княгини были сложены троеперстно. На груди лежала икона Спаса Нерукотворного, подаренная ей императором Александром III. Останки были положены в гробы и перевезены в склеп алапаевского Свято-Троицкого собора. С наступлением красных на город, гробы тайно переправили через Нейвинский пруд и погрузили на поезд для отправки в Читу. По словам сопровождавших, в вагоне с телами убиенных пахло миррой и ладаном, хотя никаких воскурений не делалось.

С дальнейшим наступлением Красной армии на восток останки Алапаевских мучеников увозились все дальше и дальше. В апреле 1920 г. они прибыли в Пекин, где их встретил начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба с телами великой княгини Елисаветы и сестры Варвары были перевезены в Шанхай и затем пароходом – в Порт-Саид. Конечной остановкой невинно убиенных стал Иерусалимский храм равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елисавета Феодоровна причислена к лику святых вместе с инокиней Варварой.

Выводы

Изучив и описав Алапаевский мужской монастырь, и место где он находится можно действительно считать святым. Оно является свидетелем тех тяжёлых событий 1917 года.

В изученных нами источниках нет ни одного упоминания о недобрых делах великих князей и княгини Елисаветы, которые погибли мученической смертью, поэтому они стали святыми.

Изучая, исследуя сам Алапаевский мужской монастырь, историю его создания, мы узнали много интересного и полезного, чем будем делиться с одноклассниками на уроках истории и краеведения.

Считаем, что все Алапаевские мученики заслужили уважение и почтение к их памяти.

Заключение.

Занимаясь этим проектом, мы выдвинули гипотезу, что изучение духовного прошлого малой родины помогает нам открывать новые страницы истории Российского государства. Мы думаем, что наша гипотеза подтвердилась, работая по данной теме мы раскрыли для нас неизвестные страницы истории нашей малой родины, а именно историческую судьбу Алапаевского мужского монастыря Новомучеников Российских.

Считаем, цель работы достигнута. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы намерены продолжать свою работу по изучению истории монастыря. Собранный нами материал будет использоваться на уроках истории и краеведения и внеклассных мероприятиях в школе. Мы уже провели классный час для учащихся начальной школы. Своей работой мы внесем посильный вклад в возрождение православных традиций: благотворительность, милосердие.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди учащихся. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе и в области. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.

В заключение хочется сказать, что на сегодняшний день монастырь жив. Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоимущим людям.

Исследовательская работа это трудное, но очень интересное и нужное дело.

Список источников информации:

Используемая литература:

Альманах «Мгновения истории», второй выпуск, посвящённый великой княгине Елизавете Фёдоровне, Пермь, 2011 г.

Монастырь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Под общей редакцией игумена Моисея(Пилатса), 2014

С. И. Ожегов Словарь Русского Языка. 3-е изд., стреотип – М.: 1994г.

Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

Интернет-ресурсы:

https://itreba.org/ru/object/muzhskoj-monastyr-novomuchenikov-rossijskih-2790/history

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ekaterinburg&page=38

http://www.svelizaveta.ru/about.htm

http://seaseas.livejournal.com/2314925.html

http://varandej.livejournal.com/299481.html

http://www.sobory.ru/article/?object=05773

http://palomniki.su/countries/ru/g06/Ekaterinburg/mode/places.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Результаты социологического опроса школьников

Количество респондент – 39

Категория респондентов – учащиеся 4 –х классов

Метод опроса – анкетирование

Вопрос 1. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком!

Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?

Вопрос 3. Как вы считаете, для чего люди ходят в церковь?

Вопрос 4. Что такое монастырь?

Вопрос 5. Знаете ли вы историю какого-либо монастыря нашего края?

Приложение № 2.

Комплекс монастыря состоит из Памятного креста над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освещен во имя Новомучеников Российских), Часовни во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, братский корпус, корпус-трапезную и строящийся храм вблизи святой шахты.

Монастырские врата.

Часовня во имя св. прпмц. Елисаветы

Поклонный Крест у шахты. Место убиения Алапаевских мучеников.

Храм и Братский корпус монастыря

Приложение № 3.

Приложение № 4

Строительство монастыря.

Приложение № 5

Паломники из духовно-просветительского центра «Сретение»

(из интервью с Глазовой Еленой Ивановной)

- Почему Вы выбрали для паломничества именно Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских, откуда вы о нем узнали?

Е.И.: О монастыре мы узнали из изучения истории жизни царской семьи Романовых.

- Когда Вы совершили свое первое паломничество?

Е.И. Первые походы, были чисто подростковыми, это было в 2005 году, ходили взрослые и дети, воспитанники военно-патриотического клуба «Дружина». Во время похода, а это был пеший поход, мы лучше узнали друг друга, это нас сплотило, еще больше сдружило. А с 2009 года, походы стали носить семейный характер, стали ходить родители с детьми, с внуками, команды стали разновозрастные.

- Расскажите, что Вы делаете, когда приходите в монастырь?

Е.И.: А дальше идет уже трудничество, мы приходим туда, благословляемся на разбивку лагеря и сразу просим послушание, то есть выполняем послушание. Игумен монастыря нам дает какое-то определённое задание. Оно дается на день, или длительное, строительство или еще что-то. Мальчикам отдельное послушание, у них свой труд, девочкам отдельное – благоустройство, прополка и т.д. Мы участвовали в строительстве гостиницы для паломников, звонницы, красивого моста через ручей. Нам разрешают разбивать лагерь на территории самого монастыря за длительное сотрудничество.

- В какое время и сколько дней Вы посещаете Алапаевский мужской монастырь?

Е.И.: Мы там находимся в течение 3-5 дней. Дни всегда одни, потому что это связано с 18 июля, мы приезжаем им помочь встретить их гостей. Обычно приезжаем 14-15 июля. Но по опыту убедились, что им еще важно чтобы мы остались еще на два дня после праздников Исходя из наших возможностей и потребностей, они нас ждут, чем дольше мы там живем, тем лучше. Мы готовим места для паломников: колотим каждый год столы на улице, для трапезы прихожан, делаем навесы.

- Почему Алапаевский мужской монастырь является святым?

Е.И.: Это место святое, потому что оно освещено уже кровью погибших людей. Это уже особое место. Такая земля уже ценная, там благодать уже есть, в других местах, где монастырь построен на новом месте монахи только добиваются благодати своими усердными молитвами. А здесь уже святость места, наша задача сохранить эту святость и приумножить благодать трудами монахов, которые там находятся и нас мирян.

- Сколько монахов живёт в монастыре?

Е.И.: к сожалению монахов, там немного. Их было, по-моему, до восьми, сейчас 4 или 5, точно я сейчас даже не скажу. Большая территория, а монахов мало. 4-5, которые священный сан уже носят: иеромонахи и иеродьяконы. И послушники, есть молодые парни из Салды.

- Мы слышали, что в монастыре не используют электричество?

Е.И.: Изначально правильно: монах – свеча, не должно быть электричества. В монастыре нет электричества, они сознательно не электрифицируют сам храм, чтобы сохранить традиции монашества. В кельях у них есть генератор, есть возможность подключиться к электричеству, но при службе, в самом храме они используют только свечи.

- Какое назначение у монастыря?

Е.И.: Монастырь –это молитвенный щит, и самое главное, как говорится: пока монастыри живут – Русь стоит.

- Чем живет монастырь?

Е.И.: Монастырь живет своим трудом и помощью прихожан. У них огромное поле, большой скотный двор: козы, коровы, монахи сами за ними ухаживают. Много собак, щенят, конь, жеребята. Когда мы приезжаем, детям нравится ухаживать за животными. Дети получают разнообразный опыт работы в хозяйстве.

- Мы благодарим Вас за интересное интервью, желаем успехов в вашем нужном деле. Спасибо!

Приложение № 6

Словарь.

Святые места - места, связанные с деяниями богов и святых, различными событиями священной истории, чудотворениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. Имеются практически во всех религиях.

Церковь - У христиан: организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община. Здание для богослужения, храм.

Монастырь - это комплекс построек, в которых проживают принявшие монашеский обет люди на постоянной основе.

Новомученики Российские — Собор святых Новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь.

Послушник – это член братии, готовящийся принять монашество

Тру́дник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии.

Кре́стный ход – Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки; Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по-особому, где исходный и конечный пункты следования различны;

Инокиня - образованная от др. русск. «инъ» — один. Инок — как бы «новоначальный монах». Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

Келе́йница – прислуга духовных лиц монашеского звания: архиереях, настоятелях монастырей, старцах и т.д. В обязанности келейника входит обеспечение бытовых нужд, письмоводительство и т.п.

Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.

Пало́мничество – путешествие с целью посетить св. места (монастыри, храмы, места священных событий и др.), помолиться пред их святынями (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), поблагодарить Господа за оказанную милость, получить духовный совет и поддержку опытных старцев.

Паломник– это слово происходит от слова «пальмовник», что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням

Царские дни — дни празднования торжественных событий царствующей императорской фамилии в Российской империи, установленные в память событий из жизни царствующего дома. В XXI веке «Царскими днями» называется ежегодный фестиваль православной культуры в Екатеринбурге и Свердловской области — регионе, где в 1918 году большевиками была уничтожена царская семья и ряд её приближённых. Проведение царских дней приурочено к датам 21 июля 1613 года — дню помазания на царство первого из династии Романовых царя Михаила Фёдоровича — и 17 июля 1918 года — дню расстрела семьи Николая II в Ипатьевском доме в Екатеринбурге и последовавшему на следующий день расстрелу в Алапаевске. В рамках «царских дней» проводятся богослужения, крестные ходы, выставки, концерты и другие торжественные мероприятия.

Приложение № 7

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС»

Методическая разработка

классного часа

тема: Люби и знай свой край

Выполнили: Перминова Екатерина

ученица 8А класса ОУ № 17,

Терентьева Анастасия

ученица 8А класса ОУ № 17

Руководители: Рашева О.А.

учитель географии

Гареева Л.А.

учитель начальных классов

Верхняя Салда 2017

Аннотация: данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа для учащихся 4-11 классов. В методической разработке присутствуют элементы краеведения.

Данная методическая разработка призвана помочь классным руководителям, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе в подготовке к классным часам, открытым мероприятиям в рамках воспитательной работы в школе.

Пояснительная записка

Религия является неотъемлемой частью развития культур, и ее роль, в частности, в формировании и воспитании колоссальна. Изучение православной культуры даст возможность понять особенности нравственных норм, духовных ценностей, правовых установок, повседневного поведения.

Учитель призван воспитывать и развивать детей не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.

Данная методическая разработка была опробована, как классный час с учащимися 4 класса.

Ожидаемые результаты от данного классного часа:

    •  

расширение представлений о православных святынях и Храмах Урала.

Цели:

расширить представления, учащихся о храмах, монастырях Урала.

Объяснить значение храмов, монастырей в жизни человека.

Классный час по теме: «Люби и знай свой край»

Цель:расширить представления, учащихся о храмах, монастырях, об их значении в жизни человека.

Задачи:

Узнать о понятиях: церковь, храм, собор, монастырь

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию Урала.

Формы и методы работы: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, показ видео.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, учебная презентация с видеоматериалами.

Ход классного часа:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю. Путешествие будет необычным. Мы посетим удивительные места – святые места нашего края.

А кто из вас может ответить на вопрос:

Какие места называют «святыми?»

Святые места – это места, связанные с деяниями богов и святых, различными событиями истории, являются объектами поклонения.

(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

1.Беседа с учащимися по вопросам:

- Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

(Показ слайдов)

Поговорим о храмах, монастырях нашего края.

– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий.

Вот как говорил о храме великий русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении

«ТИШИНА»

Сюда народ, тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил -

И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки

И снимет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной...

Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл.

– На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?

– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю.

Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега).

По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм.

Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.

Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Иоанно-Сергиевского г. Красноуральска, Свердловской области, Петропавловский храм, г. Талица.

(Слайды презентации)

Визитной карточкой уральских святынь является Храм на Крови.

Храм-на-Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна семья Романовых.

Чтение стихотворения. (Стихотворение представлено на слайде презентации)

В густой листве затерян монастырь,Над ним лишь небо, да, как вата облака.Вокруг полей российских гладь и ширь,А вдалеке виднеется река.Святой источник спрятан средь берез,Лишь только ветер шелестит листвой.Блуждаем в царстве собственных мы грез,Боясь спугнуть волнующий покой.Прозрачный воздух, ярка неба синь,А вдалеке виднеется река.В густой листве затерян монастырь,Над ним не властны время и века.

- О чем стихотворение? (О монастыре)

Мы продолжим путешествие по монастырям России. Мы познакомимся с православным монастырем, узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни..

(Идут слайды презентации .)

Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.

Монастырь - особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.

Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Слово «монах» означает «один». Монаха называют иначе «инок», что значит» иной, принадлежащий иному миру». Сначала они жили в далеких от людей пустынях. Строгость жизни, благочестие привлекало к себе людей. Они стали селиться поблизости от их жилищ. Так стали возникать уединённые заселения-монастыри, а вокруг них образовывались города.

(Показ слайдов)

Монастырем управляет игумен или игуменья (если женский монастырь). (Показ слайдов.)

Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать послушником, т.е. пожить в монастыре, посмотреть на монахов, на их жизнь. И если твёрдо решил связать свою жизнь с монастырём, принимает специальный обряд-постриг.

- Что такое призвание? (ответы детей)

- Главное правило жизни монахов «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три-четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания- работают на полях, в монастырской кухне ухаживают за больными, ремонтируют здания монастыря.

(показ слайдов).

Каждый монастырь славится своими святыми.

- Сегодня на занятии мы бы хотели рассказать вам об одном из монастырей нашего края: Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

Этот монастырь расположен рядом с нами - около города Алапаевска. Может кто-то из вас был в этом городе? Если же вы там не были - обязательно съездите туда со своими родителями.

Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских поставлен на месте, где в июле 1918 г. приняли смерть Алапаевские мученики. В списке невинно убиенных: великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, ее келейница, инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья императорского Дома Иоанн Константинович, Константин Константинович и Игорь Константинович, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Федор Ремез.

В конце 80-х годов ХХ века, вновь после 1918 г., усилиями священнослужителей и краеведов было установлено место – урочище Межное, заброшенная угольная шахта №11 (1051), расположенная недалеко от перекрестка дорог на поселки Верхняя и Нижняя Синячихи. У заброшенного шурфа в 1991 г. был установлен поклонный крест.

В 1992 г. (в год прославления св. Елисаветы и Варвары) недалеко от шахты построили каменную часовню во имя святой преподобномученицы Елисаветы. Первая литургия, проведенная в ней архиепископом Свердловским и Курганским Мельхиседеком, состоялась 18 июля того же года. С тех пор в этот день в летней нерасписной часовне проходит торжественное богослужение. Из-за малой вместительности здания верующие находятся на улице.

Спустя три года, 22 февраля 1995 г., Священный Синод принял решение устроить на месте гибели Алапаевских мучеников мужской монастырь во имя Новомучеников Российских.

Первый камень будущего храма во имя Новомучеников Российских был заложен 6 июля 1996 г. и освящен епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном.

Комплекс монастыря состоит из Памятный крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освещен во имя Новомучеников Российских), Часовни во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, братский корпус, корпус-трапезную и строящийся храм вблизи святой шахты.

В памятные дни вокруг шахты совершаются крестные ходы. Также традиционно проводятся ходы от Напольной школы в г.Алапаевске до монастыря. Данное мероприятие символично, поскольку именно по этой дороге шли в свой последний путь Алапаевские мученики.

Ежегодно 18 июля в престольный праздник храма Новомучеников Российских в монастыре совершаются торжественные Архиерейские богослужения с участием большого количества паломников.

(видео)

- Мы сегодня узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

    •  

громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    •  

говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    •  

носить шорты на территории монастыря;

    •  

лицам женского пола находиться без головного убора.)

Красота святых мест проявляется в колокольном звоне, в архитектуре храмов, в торжественном богослужении, в чуде православных таинств, в красоте чудотворных икон, в лицах молящихся людей, в неповторимом храмовом пении. Берегите, сохраняйте данную красоту!

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. А понравилось оно вам или нет, мы сейчас узнаем. Перед вами на партах лежат смайлики, выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. А домашним заданием будет нарисовать любой храм, монастырь.

1 http://xreferat.com/81/1401-2-russkie-pravoslavnye-monastyri.html

Просмотров работы: 368