Способы и приемы рыболовства у селькупов и эвенков Верхнекетского района

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы и приемы рыболовства у селькупов и эвенков Верхнекетского района

Бачинский М.М. 1
1МБОУ Белоярская СОШ №1
Домнина  Г.О. 1Шабанов  Ю.В. 1
1МБОУ Белоярская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Селькупов и эвенков можно по праву назвать аборигенами Верхнекетского района. Они являются первыми коренными обитателями этой территории. Их предки жили здесь еще до прихода русских. Именно они первыми освоили эти земли, накопив знания о повадках зверей, о природе. Жизнь и культуру этих народов невозможно представить без реки. Поселения селькупов располагались около рек, стариц, озер. Эвенки также кочевали вдоль таежных рек. Традиционный образ жизни селькупов и эвенков – это речное рыболовство и таежная охота. Рыба зачастую являлась единственной пищей. Кроме того, с приходом русских купцов рыба стала объектом торговли. К сожалению, в последние десятилетия многое из традиций коренных народов было безвозвратно утеряно. Современным жителям нашего района сложно представить жизнь таежных охотников и рыболовов. В большинстве случаев они не знают, почему использовался тот или иной способ добычи рыбы, как действовали те или иные орудия рыбного промысла.

Актуальность

Актуальность обусловлена возрастающим в последнее время интересом к прошлому, в том числе к народам, которые населяли наш край, к их культуре и обычаям.

Сейчас многие этнографические музеи пытаются своим посетителям не просто представить предметы быта, но и показать, как они изготовлялись, как ими пользовались. Кроме того, с целью возрождения культуры часто проводятся различные фестивали, на которых, например, устраивают гонки на обласках, предлагают сварить уху по-селькупски, приготовить строганину. Малыми народами интересуются многие ученые.

Материал по данной теме представлен во многих историко-этнографических работах. В частности, по истории селькупов источником явилась работа «Происхождение селькупов» Г.И.Пелих, а также монография «Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка», которая была написана авторским коллективом. Также источником информации по традиционной культуре народов, населявших наш край, стал сборник научно-популярных очерков «Земля Верхнекетская», под редакцией Я.А.Яковлева. Информация о лодках содержалась в «Историко-этнографическом атласе Сибири», под редакцией М.Г.Левина и Л.П.Потапова.

Гипотеза исследования

Селькупы и эвенки пользовались различными орудиями и приемами рыболовства в зависимости от времени года, от природных условий, от конкретной местности, используя опыт предыдущих поколений.

Объектом исследования определено коренное население Верхнекетского района: селькупы и эвенки.

Предметом исследования являются способы и приемы рыболовства селькупов и эвенков Верхнекетского района.

Цель работы:не только рассказать о значимости рыбного промысла в жизни коренных народов, рассмотрев основные способы и приемы рыбной ловли селькупов и эвенков, проживавших на территории Верхнекетского района, но и наглядно показать, как использовалось то или иное приспособление.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить способы и приемы рыбной ловли селькупов и эвенков.
  2. Изучить приспособления для ловли рыбы.
  3. Встретиться с представителем коренных народов, проживающих на территории Верхнекетского района, для того чтобы узнать о способах и приемах рыболовства.
  4. Встретиться с местными рыболовами, с целью выяснения использования ими опыта предшествующих поколений.
  5. Изготовить макет рыболовной снасти, которой пользовались селькупы и эвенки.

Методологическую основу работы составляют принципы историзма, объективности и системного подхода.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что результаты данной работы (выпуск брошюры, презентация, макет) могут быть использованы в качестве дополнительных материалов на уроках истории и краеведческой работы в школе.

Проблема исследования заключается в недостаточном количестве материала, который может быть использован в работе. С приходом цивилизации и активной ассимиляцией людей разных культур, малочисленные народы постепенно исчезают. На сегодняшний день в Верхнекетском районе проживает 152 селькупа и 17 эвенков, многие из них не знают родного языка и не занимаются традиционными видами деятельности.

Этапы исследования

На первом этапе нашего исследования мы посетили местный краеведческий музей с целью ознакомления с бытом местных селькупов и эвенков. Там я впервые увидел рыболовную ловушку – морду (Приложение 1), берестяной обласок (Приложение 2), сети (Приложение 3), крючки (Приложение 4).

На втором этапе я изучил научную литературу. Больше всего информации о нарымских селькупах и эвенках я нашел в работах Пелих Г. И., Тучковой, Дуткиной.

На третьем этапе были встречи с представителем эвенков нашего района Ивигиным В.А. (Приложение 5) и с охотником и рыболовом-промысловиком, знатоком селькупской культуры, Домниным В.В.

Четвертый этап – практический. Был изготовлен макет запора с ловушкой (Приложение 6) с целью изучения принципа действия и макет обласка (Приложение 7).

Глава I

Значение рыболовства

Значение рыбного промысла подтвердил рассказ представителя коренных народов Ивигина В. А.

Рыболовство занимало одно из главных мест в их хозяйстве. При неудачной охоте рыба была единственным спасением от голода.

Ивигин В.А. вспоминает, что рыбачить и управлять обласком они начинали с раннего детства и рыбный промысел играл важную роль в их хозяйстве.

Рыбу варили, сушили, вялили, жарили на рожне, также употребляли в сыром виде. Это была неотъемлемая часть рациона. Представить себе стол селькупов и эвенков без рыбы было также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши.

Рыбой кормили собак, использовали в качестве приманок в охотничьих ловушках.

Промысловое значение в хозяйстве имели язь, чебак, елец, карась, окунь, щука, иногда добывали стерлядь.

Основную массу рыбы ловили летом. Пока одни рыбачили, другие обрабатывали улов. Выловленную рыбу чистили и сортировали. Существовали различные традиции. Так нельзя было сушить окуня, вялить щуку. Из мелкой рыбы вытапливали жир. Из рыбьей чешуи варили клей. Рыбу коптили в специальных ямах, вялили на перекладинах. Из сушеной рыбы получали рыбную муку - порсу.

Используя различные способы лова рыбы, селькупы и эвенки могли обеспечить свои хозяйства рыбой круглый год. Рыбный промысел начинался с середины мая и продолжался до начала марта, когда происходит так называемый «замор» рыбы. Летом рыбачили по заливным лугам, в «ссорах». В озерах добывали карася, щуку. В протоках рыбачили сетями, запорами. Осенью промышляли рыбу «лученьем» с помощью остроги. Практиковался подледный лов рыбы с помощью различных ловушек.

По данным нашего информанта Домнина В. В. на территории Верхнекетского района селькупы проживали и занимались рыболовством в Белом Яре в районе улиц Малышка и Береговой. Здесь была деревушка с названием Лугавка. Около Белого Яра находились поселения, где проживали селькупы: Широково, Усть-Анга (на р. Анга), Ключинка (район Карбино), Иванкино (на р. Анга), Абрамкино, Карелино, Тартарелино.

В верховье и среднем течении р. Кеть селькупы проживали в районе старого Ягодного, старого Макзыра, на Мулёшке, в районе п.Клюквинка, в деревнях Алипка, Сегондино, Максимкин Яр, Усть-Озёрное.

В низовье р. Кеть местами их проживания были Карама, Чумакай, Савка, Тяпса-Марга, Ганькино, Боркино, Карьёвка, Тайное, Мохово, Алсет, Якутан.

Эвенки кочевали в районе рек Орловка, которую они называли Лымбок, Чурбиги, по-эвенкийски Чурум, Россомахе, по-эвенкийски Ингэри.

Глава II

Орудия лова

2.1 Морда

Морда -старинная рыболовная ловушка. Эта ловушка была известна многим народам еще с древности. В Верхнекетском краеведческом музее находится морда, принадлежащая местным селькупам. Она представляет собой два сплетенных из прутьев конуса, вставленных один в другой. Острая часть большого конуса стягивалась саргой, чтобы через нее потом вытряхивать рыбу. Рыба заходит через широкое основание во внутренний конус и через узкий проход оказывается в ловушке. Обратно выйти она уже не может. Селькупы плели морды из тонкого, длинного ивняка или тальника. Прутья нужно было предварительно вымочить в горячей воде для гибкости. Прутья переплетали саргой, которую изготовляли из молодой черемухи. Ее сначала распаривали, затем расщипывали на две части. Каждую снова распаривали и скручивали в веревку, при этом древесина трескалась на волокна. Волокна разъединяли, и получался очень крепкий, устойчивый к воде и солнцу материал. Основа морды могла быть разной формы круглой, квадратной или треугольной, но в целом она имела цилиндрическую форму. Эти ловушки устанавливали в протоках озер, в глубоких ручьях, в речных заводях. При установке основание направляли в сторону, откуда идет рыба. Морду проверяли не часто, потому что рыба в ней могла находиться длительное время. До появления ниток для плетения сетей, эти ловушки широко применялись селькупами и эвенками, так как материал для их изготовления всегда был под рукой. Нужна была только сноровка и опыт. Кроме того, эта простейшая на первый взгляд ловушка являлась очень эффективной.

2.2 Сети

Сеть стала самым распространенным орудием рыбного промысла у коренных народов нашего края в 20 веке. Хотя по некоторым данным до появления искусственных материалов селькупы изготавливали сети из крапивы, которую собирали осенью. По данным Г.И.Пелих селькупы называли сеть пок или понг. Процесс изготовления крапивных ниток очень трудоемкий, поэтому сети уступали по своей распространенности плетеным ловушкам. Сети часто плелись вручную. Необходимыми принадлежностями при этом были дощечка-мерка и игла-челнок.

В ходе исследования я познакомился с техникой вязания сетей с помощью рыболовной иглы. В.В. Домнин показал нитки из крапивного волокна (Приложение 7), которые применялись для вязания сетей. Величина мерки зависела от необходимого размера ячеи.

Сети бывают с мелкими и с крупными ячейками в зависимости от вида рыбы.

Так селькупы называли, например, язевую сеть - лай-пок, карасевую- туды-пок.

По способу использования различали ставные (ронкат-пок) и плавные (кургум-ты-пок). Ставная сеть крепилась к кольям и устанавливалась в основном в заливах, протоках и истоках, зимой - под лёд. Плавная сеть крепилась одним концом к лодке, другим - к поплавку. Выбросив поплавок, рыбаки отгребали поперек течения, растягивали сеть и через некоторое время выбирали её с уловом.

Грузила для сетей изготавливали из обожженной глины, которую заворачивали в кусок бересты и обтягивали саргой (Приложение 10). Различные грузила также представлены в музее.

Поплавки изготовляли из местного тополя, который называют балбера.

2.3 Невод

Невод скорее всего был заимствован у русских. Он представлял собой большую сеть, до нескольких сот метров. Невод растягивали в широких местах водоема. По мере приближения к берегу сеть «выбирали» и замыкали в круг. Рыбу вычерпывали сачком, саком. Селькупы называли невод нагыджа-пок.

В трудах Г. И. Пелих упоминается также старинный деревянный невод селькупов – мазанг. Для его изготовления применялись юнги (колья), переплетенные кедровым корнем. Из них делалось что то, наподобие щитов или решеток. Отдельные звенья деревянного невода скрепляли друг с другом, опускали в водоем и начинали «заводить», постепенно снимая с концов невода одно звено за другим. Невод становился все меньше и меньше. Когда он становился совсем маленьким, его замыкали в круг и вычерпывали рыбу черпаками.

2.4 Фитиль

Еще одной рыболовной ловушкой является так называемый фитиль или могай. Фитиль делался в виде длинного, сетяного рукава с крыльями. В основание вставлялась квадратная рама из талового прута, а в середину – деревянные обручи. Конец рукава завязывался и прикреплялся к колышку. От основания могая в разные стороны расходились сетяные крылья, которые иногда могли перегородить весь исток от берега до берега. Раньше могай вязали из дели, которую делали из конопли, или плели из ивовых прутьев. От морды он отличался своей длиной и формой. Рыба направлялась в могай с помощью крыльев. Зайдя в этот рукав, большая рыба не могла в нем повернуться и выйти.

2.5 Крючки

Использовались при рыбной ловле и крючковые снасти.

Материалом для крючка могла быть кость оленя или лося. Для этого бралась кость с верхней части морды животного. Могли использовать грудную кость крупной птицы, как правило, глухаря, косача, если рыбачили на крупную рыбу. Если же рыбачили на мелкую рыбу, то в дело шла грудная косточка рябчика. Использовали деревянные крючки. Их изготавливали только из ели, так как они были самые прочные, другая древесина не использовалась.

2.6 Чердак

Была известна ловушка типа чердак. У селькупов она называлась кожба или кожпан от селькупского кожб – мешок и па – шест палка. Это был большой сетевой мешок, который опускали на жердях под лед. Этот способ применяли ранней весной.

2.7 Жерлица

Жерлица или «пыш» применялась для ловли крупных щук. Ее изготовляли из длинного кедрового корня, к концу которого крепился крючок с наживкой, мелкой рыбешкой.

Глава Ш

Способы лова

3.1 Запорное рыболовство

Промысел рыбы запорами относится к старинным способам лова. Есть сведения в научной литературе, что раньше для селькупов этот способ являлся основным. Это объясняется отсутствием материала для изготовления сетей. Запирали обычно протоку, рукав реки, небольшую речку. Селькупы различали несколько видов запоров. Принцип их действия одинаков. Рыба натыкается на преграду, плывет вдоль нее и попадает в ловушку.

Самыми распространенными были запоры для ловли рыбы мордами в небольших речках, протоках, курьях. По данным Г.И.Пелих селькупы называли такие запоры - квеж. Запор представлял собой изгородь из воткнутых в дно реки кольев (у селькупов колья были из лиственницы), переплетенных кедровой саргой. Иногда делали два ряда кольев и клали между ними молодые елки. Для установки ловушек в заграждении оставляли проходы. Запоры из года в год ставили в одних и тех же местах.

3.2 Котец

Разновидностью запора является котец. Селькупы по данным Пелих Г. И. называли котец – тавур. Это - запор из деревянных решеток. Он как бы состоит из двух перегородок. В одной оставляют отверстие для прохода рыбы, другую делают глухой, но сложно искривлённой, чтобы рыба потеряла ориентацию в пространстве. Для изготовления котца брали обрубок соснового бревна и раскалывали его на тонкие длинные плашки шириной примерно полтора сантиметров. Их называли юнги. Юнги переплетали саргой. Получалась решетка с ячейками в 1см. Сплетенные из юнг решетки прикреплялись к жердям (толан), которые вбивались в дно реки. Высота котца определялась глубиной водоема, иногда их делали высотой до 4 м. Когда в котец набиралось достаточно рыбы, его отверстие перегораживали и рыбу вычерпывали сачком (Приложение 11). Иногда от берега до берега перекидывали мостик из тонких бревен, чтобы удобнее было вычерпывать рыбу. Котец можно было ставить и летом, и зимой. Он применялся и в речках, и в озерах, и у берегов больших рек. Изменялась только форма котца. Чаще всего котец устанавливался в форме сердца.

3.3 Атарма

Весенние запоры устраивали в определенных местах, в устьях притоков, которые называли атарма. Отсюда и вид запора называли атарма. Раньше речку перекрывали запором, а в середине устанавливали большую ловушку. Ловушка изготовлялась из прутьев или дранки. С появлением сетей ловушка стала представлять собой большой сетевой мешок, кожпан. Сейчас также существует атарменный лов. В дно реки вбивают четыре кола с кольцами, к ним крепят ловушку.

3.4Ломанье ямы

Этот способ основан на таком явлении, как залегание рыбы в так называемые «зимовальные ямы», глубокие места, где били ключи со свежей водой. Над такой «ямой» во льду пробивались цепочкой два ряда прорубей. Расстояние между ними равнялось длине невода. Подо льдом с помощью жерди от одной проруби к другой протаскивались длинные веревки. К их концам привязывался невод и проводился под водой. Опускание невода происходило по сигналу. Лед над ямой делился на участки. Количество добытой рыбы зависело от места (в центре ямы было больше рыбы), и от быстроты опускания невода. Кто начинал первый, тот добывал больше рыбы.

3.5 Самоловы

Самоловами рыбачили и селькупы, и эвенки. Самолов представлял собой веревку, длиной более 60 метров. Веревка плелась раньше из конского волоса. К ней на расстоянии 75-100 сантиметров привязывали крючки. Конец веревки раздваивали. К одному концу привязывали груз, к другому – поплавок. Затем груз с поплавком спускали с лодки в глубоком месте, выпускали веревку с крючками, второй конец закрепляли на берегу. Вся веревка вместе с крючками находилась в воде под наклоном. Рыба натыкалась на крючки, которые шевелились от движения воды. Селькупы называли самолов – карба.

3.6 Удочки

Из рассказа информанта В.В. Домнина мне стало известно, что проживающие на территории Верхнекетского района селькупы и эвенки, для рыбной ловли также использовали удочку (санак). Взрослые мужчины её использовали редко, удочкой рыбу ловили дети. Материалом для поводка мог служить конский волос (Приложение 9), который сплетали косичкой из 6 или 4 волос. Также могли использовать нить из крапивного волокна. Мог использоваться и кедровый корень после дополнительной обработки. Обычно брали корни молодых деревьев. Свежий кедровый корень расслаивали, удаляли сердцевину, а оставшуюся болонь сплетали или ссучивали (свивали).

3.7 «Глушение» рыбы

Этот способ использовался, когда реки покрывались льдом. По льду били палками. Рыба «глохла». Лед долбили и вычерпывали впавшую в оцепенение рыбу сачком.

3.8 Топтанье

В конце зимы, в случае сильного голода, применяли способ, который назывался топтанье. Г.И.Пелих в своей работе называет этот способ по-селькупски пюрманчу. Когда при заморе, нехватке кислорода, рыбы устремлялась к ключам, водоем перекрывали, устраивали плотину из снега и хвороста. В середине оставляли проход и вставляли ловушку. Это был хищнический способ добычи рыбы и его использовали редко.

3.9 Лученье

Осенью, в ночное время рыбу промышляли «лученьем» с помощью остроги.

Глава IV

Лодки

Большую роль в хозяйстве селькупов и эвенков играла лодка. Ее можно рассматривать и как средство передвижения, и как орудие рыбной ловли. Летом в нашем районе не было дорог, поэтому с ранней весны до поздней осени лодка была единственным средством передвижения. В местном краеведческом музее выставлена легкая берестяная лодка эвенков. Однако по рассказам самым распространенным типом передвижения была долбленая лодка. Долбленые лодки в нашей местности называли обласками. Селькупы изготовляли долбленые лодки из осины. С заготовленного бревна снимали кору, обрабатывали нос и корму и начинали долбить сердцевину дерева. Инструментами для изготовления обласка были тесла, лучковое сверло, топор. В заготовку ровными рядами вбивали березовые шпеньки высотой в предполагаемую толщину лодки до 200 штук. По ним определяли толщину стенок будущей лодки. Дерево стесывалось до тех пор, пока не показывались концы вбитых шпеньков. После этого обласок поднимали на козлах, наливали в него воду, а внизу разводили медленный огонь. Между стенками «распаренного» обласка вбивали «упорки», постепенно увеличивая их длину. Так лодку «разводили» до нужной ширины. После этого окончательно отделывались нос и корма, обласок смолился и был готов к употреблению. Весла к лодкам изготовлялись из ели или сосны. Весло на конце часто изготовлялось в форме лопаты. Это помагало отталкиваться, если лодка садилась на мель. В краеведческом музее находится весло, принадлежащее эвенкам. На нем можно увидеть орнамент, который показывает принадлежность к тому или иному роду (Приложение 12). Интересен тот факт, что, искусно управляя обласком, многие селькупы не умели плавать. Ивигин В.А. также рассказывал, что в лодке часто зажигали дымокур из гнилушек для защиты от гнуса.

Заключение

Способы и приемы добычи рыбы, которые применяли селькупы и эвенки, были разнообразными и эффективными. Использование природных материалов для изготовления различных приспособлений помогало выживать в суровых таежных условиях. Каждый мужчина мог сам изготовить лодку, приспособления для рыбной ловли и тем самым обеспечить свою семью всем необходимым. Сочетание различных способов лова помогало добывать рыбу практически круглый год.

Практическая часть исследования показала, что несмотря на кажущуюся простоту изготовление орудий лова требовало терпения и опыта. Так на изготовление рыболовной морды у опытного мастера уходило 1-2 дня. Обласок долбили 5-6 дней. Селькупы и эвенки передавали свой опыт и знания из поколения в поколение. К сожалению, сейчас многое уже безвозвратно утеряно.

Приложения

Приложение 1

При посещении краеведческого музея я познакомился с такими объектами как морда (рыболовная ловушка), берестяной обласок, сети многими другими.

Фото 1. Морда. Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Фото 2. Морда Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 2

Фото 3. Берестяной обласок. Районный краеведческий музей, п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 3

Фото 4. Сети. Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 4

Фото 5. Крючки. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 21.11 2017г.

Приложение 5

Во время встречи с Ивигиным Владимиром Александровичем, представителем коренных малочисленных народов (эвенк по происхождению), а также Домниным Владимиром Васильевичем, охотником и рыболовом промысловиком, я выяснил какие способы рыбной ловли использовались, как они назывались, в какое время года использовались те или иные приспособления.

Фото 6. Ивигин Владимир Александрович. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 26.12 2017г.

Фото 7. Ивигин Владимир Александрович. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. ул. Гагарина 19. Снимок сделан 9.09. 2016г.

Приложение 6

С целью практического ознакомления были сделаны макеты рыболовных ловушек.

Фото 8. Макет запора. п. Белый Яр, ул. Курская 7. Снимок сделан 10.06 2017г.

Фото 9. Макет запора. п. Белый Яр, ул. Курская 7. Снимок сделан 10.06 2017г.

Приложение 7

Фото 10. Крапивная нить. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 8

Фото 11. Грузило. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 9

Фото 12. Конский волос. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 10

Фото 13. Сарга. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 11

Фото 14. Сачок для вылавливания льда. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Фото 15. Весло. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Приложение 12

Фото 16. Весло. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Фото 16. Узор на весле. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Список использованной литературы

1.Дуткина В.А., Белинская М.Х. Эвенки Верхнекетья: Историко- этнографический очерк/ отв. Ред.Е.Ф. Афанасьева – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015

2. Пелих Г.И. Происхождение селькупов XVII века (очерк социально- экономической истории). – Томск: Издательство Томского университета, 1992.

3.Земля Верхнекетская : сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района / [отв. ред. Я.А.Яковлев]; Адм. Верхнекетск. района; Том. обл. краев. музей. — Томск: Издательство Томского университета, 1997.

4. Историко- этнографический атлас Сибири, под. ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова – Издательство Академии наук СССР, Москва, Ленинград, 1961.

5. Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка: монография/ Н.А. Тучкова, С.В. Глушков, Е. Ю. Кошелева и др.; Томский политехнический университет. - 2-е изд., испр. и доп.- Томск. Изд-во Томский политехнический университет, 2013.

Респонденты

Ивигин Владимир Александрович, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Гагарина, дом 84, кв.2. (тел. 8-38-258-2-20-77)

Домнин Владимир Васильевич, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Береговая, дом 10, (тел. 8-38-258-2-35-50)

Просмотров работы: 1548