Что рассказала о себе древняя печать

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что рассказала о себе древняя печать

Каданова М.Н. 1
1МБОУ Усвятская СОШ
Старовойтова Е.В. 1Белякова Г.П. 1
1МБОУ Усвятская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Люди пользовались печатями с древних времён. Сегодня же старинные печати можно назвать хранителями истории, потому что по ним археологи могут удостовериться в подлинности древнего документа. С таким «свидетелем» истории довелось встретиться и нам.

                         Актуальность: как-то учительница показала нам старинную печать и рассказала, что она была найдена на поле, где проходят ягодники и грибники. Нас поразило, насколько хорошо на ней были видны буквы. Мы с ребятами заспорили насколько древняя эта находка, стали предполагать, кому она могла принадлежать, как могла оказаться в месте ее обнаружения. Так возникла идея исследовать находку, и была сформулирована гипотеза исследования.

                 

 Гипотеза: печать связана с историей дорогобужского края и могла принадлежать человеку, занимавшему значимое положение в обществе.

Предмет исследования: найденная печать

Объект исследования: печати и их назначение

Цель: выявление принадлежности и назначения данной печати.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • провести эпиграфическое и лингвистическое исследование надписи;
  • по возможности определить временной промежуток существования печати;
  • проанализировать внешние признаки печати для установления её типа;
  • определить назначение данной печати;
  • привязать место находки к исторической карте;
  • составить паспорт печати как исторического экспоната.

В ходе работы были изучены следующие источники:

Пособие «Русская сфрагистика и геральдика» Каменцевой Е. И., Устюгова Н. В.  и монографическое исследование А.Б. Лакиера «Русская геральдика» дали нам общее представление о русской сфрагистике и геральдике в историческом развитии, показали значение печатей и гербов для исследования исторических проблем. Мы узнали, что такое герб как символ земли и рода, как он формировался  в России. Материалы книги Н.А.Соболевой «Русские печати» помогли разобраться в существующих классификациях и определить  принадлежность исследуемой нами печати. Ознакомиться с многообразием  печатей-матриц дала возможность книга Станюковича А.К. и Авдеева А.Г. «Неизвестные памятники русской сфрагистики. Прикладные печати-матрицы XIII-XVIII веков», содержащая сведения о 81 экземпляре печатей, опубликованных в различное время в специальной литературе, и 127 экземплярах, находящихся в основном в частных собраниях.

Анализ надписи на щитке печати проведен в соответствии с рекомендациями                         Л.В. Черепнина, автора книги «Русская палеография», и с использованием материалов сборника «Церковнославянский язык» под редакцией А.А.Плетнёвой, А.Г. Кравецкого. Эти книги научили нас читать и понимать тексты, используемые в православном богослужении, по-новому знакомили с историей отечественной культуры.

 

Методами нашего исследования стали: беседа, наблюдение, изучение литературы, сравнение, анализ, эксперимент.

В соответствии с методами современной сфрагистики осуществлялись:

-  анализ внешних признаков печати;

-  установление ее типа;

- изучение изображения или иконография печати, а также надписей на ней для датировки и установления ее принадлежности;

-  оценка печати как исторического источника.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 2.1 Эпиграфическое и лингвистическое исследование надписи

  Для прочтения надписи на щитке печати мы обратились за помощью к заведующему научно-экспозиционным отделом историко-краеведческого музея г. Дорогобуж Прохорову Владимиру Анатольевичу, а также изучили пособие «Церковнославянский язык» под редакцией А.А.Плетнёвой, А.Г.Кравецкого.  Материалы пособия по церковнославянскому языку и анализ букв печати, произведенный В.А. Прохоровым, подтвердили наше предположение о том, что буквы на щитке исследуемой печати начертаны церковнославянским языком. Их мы представили в таблице.

Буква

Название

Произношение

 

покой

п

 

добро

д

 

он

о

 

буки

б

 

рцы

р

 

аз

а

 

червь

ч

 

есть

е

 

люди

л

 

веди

в

 

како

к

 

ук

у

 

мыслите

м

 

наш

н

 

На щитке печати получается следующая надпись: «П добра человека на умн.» Мы обратились к труду Л.В.Черепнина «Русская палеография», где анализируются памятники славянской письменности до второй половины 19 века.   Обнаружили интересные сведения. Оказывается, первую букву «П» надписи следует читать, как сокращение от слова «печать». Л.В. Черепнин называет это как сокращение типа идеограмм.

    В исследуемой печати мы наблюдаем зеркальное изображение  асимметричной буквы «ч». Зеркальное изображение букв являлось распространенной в то время ошибкой. Что касается асимметричности, то в новгородских берестяных грамотах ассиметричное «Ч» не встречается. В качестве устойчивого палеографического признака такое начертание характерно для надписей, датированных 1485–1501 гг. Асимметричные «Ч» и «Н» с горизонтальной перекладиной и лунарное (по другим источникам якорное) «Е» с язычком характерны для уставного письма XV века.

Кроме того, интересно начертание буквы «Я», читаемой как «А», и буквы «Я», имеющей вид петельки, примыкающей к вертикальной перекладине (оба варианта имеются на щитке); буквы «В» в виде прямоугольника. Буква «Е» имеет два различных начертания, а это характерно для письма середины 16 века.

Исходя из этого, мы предполагаем, что действие исследуемой печати относится в XVI веку.

«На умн.» в конце четвёртой строки предположительно является сокращением «на умного крепость». Прочитав надпись, мы перешли к этапу определения лексического значения высеченных на печати слов и задались вопросом: «Какие лексические значения эти слова имели в 16 веке?». В «Полном церковнославянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко мы нашли следующее толкование:

«Добрым человеком назывался в то время человек, ничем не опороченный, достойный уважения, обладающий определёнными правами, достоинством и капиталом, имеющий право приложить печать. Добрый - красивый, важный, внутренне совершенный.

  Человек - живущий, мыслящий. Оумный - духовный, одарённый умственными способностями, заключающий в себе ум».

       Полезной оказалась книга «Славянская азбука для детей и родителей», в которой представлены сравнения славянских буквиц и образов к ним. Мы соотнесли начертания букв на щитке печати и образы, получился следующий текст: «Покой, отсутствие тревоги, праведные поступки человека, богатого духовно, изначально несите, проникайте в явный мир людей и природы, всё сущее, ведайте мудрость на Земле, совершенствуйте душу. Тот, кто принадлежит народу, призывает к накоплению опыта и высших знаний наших предков».

   ВЫВОД: сравнение  значения образов на печати и лексического значения слов подтвердило наше предположение о том, что начертания на печати характеризуют владельца печати с положительной стороны как человека духовно богатого, грамотного, опытного, важного, обладающего определёнными правами, достоинством и капиталом, имеющего право приложить печать.

 

 

  • Сфрагистическое исследование

 

а) дефиниция терминов и классификации печатей

 

После прочтения надписи на печати у нас возникли дополнительные вопросы: Кому могла принадлежать эта печать?  Кто и для чего имел печати в то время? Какие вообще были печати? Как печать оказалась в данном месте? В поисках ответов на вопросы была собрана информация о печатях средневековой Руси, для этого обратились к сфрагистике.

Сфрагистика – греч. «сфрагос» - печать. (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Приступая к сфрагистическому исследованию, мы выяснили, что печать как вещественный источник подвергается анализу по следующим 9 параметрам:

  1. способ прикрепления печати к документу (вислая, прикладная);
  2. местонахождение печати по отношению к документу (при документе или отдельно от документа);
  3. предметно-функциональный тип печати (матрица или оттиск);
  4. материал изготовления печати (золотые, серебряные, свинцовые, восковые, воско-мастичные, сургучные, копченые и т.д.);
  5. цвет печати;
  6. геометрическая форма печати;
  7. иконография печати (изображение, т.е. рисунок на печати);
  8. надписи на печати;
  9. социально-функциональный тип печати (роль и значимость данной печати в системе государственного управления).

    Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), — матрицы, так и их оттиски (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.). Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др.) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античного времени. В средние века в государствах Западной Европы, Византии, на Руси были распространены так называемые «печати вислые», которые оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовул), серебре (аргировул), свинце (моливдовул), воске, сургуче и т. д. и закреплялись на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14-15 веках вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до 20 в. сохранялись вислые печати.

Таким образом, по способу прикрепления печати к документу найденная печать является прикладной, предметно-функциональный тип – матрица. По параметру «местонахождение печати по отношению к документу» – отдельно от документа. Иконография печати отсутствует (т.к. нет изображения); цвет – темный, с легкой зеленью, материал изготовления печати – предположительно бронза. Геометрическая форма печати установлена при сопоставлении с образцами древнерусских печатей  различных форм – печать восьмиугольной формы.

Проведя атрибуцию находки, без чего данный источник не может быть использован в научном исследовании, мы приступили непосредственно к  цели исследования –  выявлению принадлежности и назначения данной печати. Для этого мы изучили первую в отечественной историографии классификацию русских средневековых печатей, предложенную А.Б. Лакиером, выделившего следующие категории:

  1. печати княжеские:

    а) печати киевских великих князей,

    б) печати московских великих князей,

    в) печати русских удельных князей;

  1. печати городов;
  2. печати духовенства;
  3. печати должностных лиц и приказов;
  4. печати частных лиц.

А также изучили классификацию Н.А. Соболевой, которая положила в основу  владельческую принадлежность:

  1. печати великих князей и княгинь: а) великие князья Московские, б) великие князья Тверские, в) великая княгиня Рязанская, г) удельные князья владимиро-московских уделов;
  2. печати феодальных землевладельцев;
  3. печати лиц, исполняющих должностные обязанности;
  4. печати послухов[1];
  5. печати духовных лиц и организаций.

Следует отметить, что обе эти классификации имеют определенные неточности –  расплывчатость границ между печатями феодальных землевладельцев, послухов и должностных лиц, так как на них присутствуют одни и те же легенды.

 Основой легенды на печати является набор информационных элементов, из сочетания которых складывается структура надписи. Типология легенд, таким образом, определяется взаимоотношением ведущих информационных элементов. В большинстве случаев структурообразующим элементом легенды является слово «печать», к которому присоединяются личное или монашеское имя, отчество, фамилия или прозвище, титул, духовный сан и/или монашеский чин владельца.

            По легендам на печатях мы условно классифицировали их следующим образом:

  1. печати княжеские;
  2. печати духовных лиц и сообществ;

– печати предстоятелей и высших иерархов;

– печати белого и черного духовенства и монашеские;

– печати церковные и монастырские;

  1. печати должностных лиц;
  2. частновладельческие печати.

В особую группу выделяются печати с изречениями, не сопровождаемые личными именами.

Очевидно, что исследуемая печать не относится к 1-3 группам указанной классификации, поэтому относится либо к особой группе печатей с изречениями, не сопровождаемыми личными именами, либо является частновладельческой печатью.

  Частновладельческие печати подразделяются на именные печати и печати с изречениями. Для именных частновладельческих печатей основным информационным элементом является личное имя владельца.

 Из чего делаем вывод, что наша печать - частновладельческая печать с изречением.

Частновладельческие печати с изречениями, не несущие имени владельца, должны были иметь такую же юридическую силу, как и именные печати. Например, на печати вологодского писца и межевщика Федора Ивановича Измайлова, приложенной к сотной грамоте на земли в Вологодском уезде, выданной в 1622 г. игумену Никольского Комельского монастыря, имелась только надпись, содержавшая цитату из псалма 36:11 – «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие»[2].

Следуя логике Каменцевой Е.И., Устюгова Н.В., мы делим изречения, воспроизведенные на печатях, на два типа:

  1. Изречения, закреплявшие модель поведения во взаимоисключающих жизненных ситуациях

Изречение

Источник

Праведных душа в руце Божией и не прикоснется их мука 

Книга Премудрости Соломона

Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие 

Псалтырь

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий 

Псалтырь

При славе буди смирен, при печали мудр 

«Пчела» (Александр Македонский)

Не боися смерти, боися Г(о)с(пода) ? 

Пословица ? 

Не боися смерти, боися пре(лести) ? 

Пословица ?

 

  1. Нравоучительные изречения, положительно характеризующие владельца или предписывающие ему правильные нормы поведения

 

Изречение

Источник

Печать (перстень) добра человека

 

Нравен и ч(ист сердцем)

 

Печать на умного крепость

Экклезиаст

Люби друг друга 

Евангелие по Иоанну

Кресту твоему поклоняемся, Христе Исусе 

Тропарь Кресту

Нраве живи 

 

Зри смотри Юпитер и стань добр и …  ? 

Надпись на перстне 17-19 вв

 

В данном подтипе наиболее часто встречаются изречения «Печать (перстень) добра человека» и «Печать на умного крепость». По мнению Каменцевой Е.И., Устюгова Н.В., последнее, возможно, является парафразом библейского изречения, входящего в круг христианской морали: «Кто дастъ ми во оуста мо< хранилищh и на оустнh мои печать разuмнu, да не падuс< ^ нихъ, и <зыкъ мои да не погuбитъ м<» (Еккл. 22:31).

Оно перекликается также с приводимой В.И. Далем пословицей «Для умного печать, для глупого замок», что может свидетельствовать о наличии у прикладных печатей не только удостоверяющей, но и охранной функции. То есть печати использовались не только для утверждения документов, но и для опечатывания чего-либо, играя роль пломбы[3]. На частновладельческих печатях встречаются также азбучные надписи, которые в полном виде могли символизировать Христа, восходя к известной фразе «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец»; надписи, поясняющие изображения на печатях; надписи констатирующего характера, например, «Перьстень»; так называемые «ложные надписи»; аббревиатуры, которые в ряде случаев могут являться сокращениями от слов «печать» или «перстень» и инициалами владельца; отдельные буквы, не поддающиеся истолкованию.

Материалы книги А.К.Станюковича, А.Г.Авдеева «Неизвестные памятники русской сфрагистики» содержат информацию, на основании которой мы можем предварительно определить «статус» владельца печати.  В первую очередь необходимо отметить, что особенностью данного класса печатей является их личный характер. В частновладельческих печатях отсутствуют указания на сословную или социальную принадлежность их владельцев, что можно объяснить узостью сферы их применения: главным образом при имущественных сделках в границах уезда, стана или волости, то есть на тех территориях, где владельцы печатей были хорошо известны. Учитывая широкое распространение института прикладной печати в средневековой Руси и узость сферы применения частновладельческих печатей, можно сделать вывод о том, что печать могла принадлежать купцу или ключнику, т.е.  лицу достойному и известному в нашей местности.

 

б) назначение печатей

 

   Наиболее ранние прикладные печати-матрицы относятся еще к до и предмонгольскому времени, свидетельством чему являются, например, печати из Чернигова и Серенска, но институт личной прикладной печати начинает формироваться лишь в послемонгольское время вместе с развитием института землевладения и возникновением служилого сословия. Другой стороной этого процесса является становление и быстрое распространение монастырского землевладения в результате монастырской реформы митрополита Алексия, заменившей особножительный устав на общежительный. Период расцвета личной прикладной печати приходится на XV в., когда в актовом материале фиксируется большое количество частных сделок, связанных с куплей, продажей и обменом земельных владений, требующих по протоколу присутствия не только совершающих сделку лиц, но и представителей великокняжеской администрации и послухов. Их присутствие требовалось также на судебных разбирательствах, связанных с земельными спорами. При этом личная печать в течение XV века становится необходимым актовым элементом, подтверждающим подписи лиц, присутствующих при сделке или судебном разбирательстве.

С конца XV века начинается угасание института личной печати и ее превращение в личный знак, что связано с завершением формирования Русского централизованного государства, превращением последнего в основной институт регулирования и распределения земельной собственности, а также созданием централизованного аппарата управления. Одной из сторон этого явления стало возникновение в XVII в. печатей государственных учреждений – приказов, в том числе и Печатного приказа.

Не менее важной причиной угасания института личной печати, по мнению историков, являлся процесс консолидации уездных нетитулованных родов в землевладельческо-служилую корпорацию. Начиная с середины XVI века, с нею было связано одно из основных направлений внутренней политики государства, вводившего систематические ограничения права покупки, продажи и, отчасти, наследования вотчинных земель. В этот период прекращается покупка земель крупными монастырями; вотчины запрещается продавать в чужой род и иногородцам, передавать их внутри рода за пределами круга близких родственников, вкладывать в монастыри[4].  В легендах на печатях это явление, возможно, отчасти вызвало замену структурообразующего слова «печать» на слово «перстень», не несущее юридической нагрузки. Так, во второй половине XVII века  приложение «перстня» ассоциировалось с опечатыванием товаров для обеспечения их сохранности.  

    Исходя из выше сказанного, делаем вывод о том, что исследуемая печать относится к частновладельческим печатям с нравоучительными изречениями, положительно характеризующими владельца или предписывающими ему правильные нормы поведения. Так как отсутствуют указания на сословную или социальную принадлежность, что можно объяснить узостью сферы их применения: главным образом при имущественных сделках в границах уезда, стана или волости, то есть на тех территориях, где владельцы печатей были хорошо известны, печать могла принадлежать купцу или ключнику, т.е. лицу, достойному и известному в нашей местности. Таким образом, подтверждается вторая часть нашей гипотезы о том, что печать, скорее всего, принадлежала человеку, занимающему значимое положение в обществе. 

     Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть первую часть гипотезы, мы провели анализ исторических карт.

 

в) анализ картографического материала

     На вопрос о принадлежности печати человеку, проживающему на тот момент на территории нынешнего Дорогобужского района,  ответить однозначно нельзя. Мы проанализировали место нахождения печати. К сожалению, карты XVI века найти не удалось, но анализ Интернет-карт XVIII-XIX веков (см. ниже), позволяет сделать вывод, что  дороги, ведущие к крупным деревням и селам, менялись незначительно и при необходимости «читаются» и сейчас. Поэтому мы использовали сервис www.etomesto.ru/shubert-map/, который позволяет совмещать старинные и современные карты. Мы отметили местонахождение печати на современной карте и наложили на карту XIX века. Вот что у нас получилось. Печать найдена на территории Дорогобужского района на землях Усвятского сельского поселения, в близости к  Старой Смоленской дороге. В XVI веке Старая Смоленская дорога располагалась также близко к этому месту, но еще ближе место находки располагалось к действующей в то время дороге, ведущей в довольно крупную деревню Гончарово (практически на обочине). Таким образом, первая часть нашей гипотезы может быть, как подтверждена, если предположить, что человек разъезжал по торговым или хозяйственным делам в пределах уезда и обронил печать, так и опровергнута, если предположить, что человек передвигался транзитом. Более точно утверждать нельзя.

 

Рис.1 Генеральное межевание — мероприятия по установлению точных границ отдельных владений, проводившиеся в России с 1765 г и до конца XVIII века.

http://www.etomesto.ru/map-smolensk_pgm-dorogobuzhskogo-uezda/

 

Рис.2 Трехверстная военная топографическая карта Российской империи – это старинная карта территорий нынешней европейской части России, Украины, Беларуси, Молдовы, Латвии, Литвы и Эстонии. Топографические съемки местности, для построения карты проводились во второй половине XIX века, начиная с 1846 года.

http://www.etomesto.ru/shubert-map/13-11/?view=2

 

 

2.3  Анализ химического состава материала печати

Целью третьего мини-исследования стало определение  химического состава исследуемого предмета.

Задачи: исследование предмета по органолептическим и химическим свойствам.

Результаты органолептического исследования

По внешнему виду вещество, из которого сделано изделие, напоминает сплав из латуни, бронзы или меди. Присутствует красноватый оттенок с небольшим зеленоватым налетом. Судя по массе предмета, это не чистая медь, так как слабо притягивается к сильному магниту в отличие от меди и латуни. Это позволяет предположить, что вещество исследуемого предмета представляет собой бронзу.

 

Рис.3   Изучение органолептических свойств              Рис.4 Воздействие магнита

 

Не имея возможности провести спектральный, радиоуглеродный  и другие типы анализа, мы прибегли к химическому эксперименту для получения дополнительного доказательства состава предмета.

Результаты химического исследования

Чтобы окончательно убедиться в том, что сплав представляет собой бронзу, мы провели реакцию на наличие в составе сплава меди. Для этого опустили исследуемый предмет в концентрированную азотную кислоту. Судя по выделяемым пузырькам газа бурого цвета (оксида азота 4), - качественной реакции на наличие меди - мы удостоверились в своих предположениях, что исследуемый предмет является медным сплавом.

   

                           Рис. 5-7  Взаимодействие с азотной кислотой

К сожалению, проверить наличие второго компонента бронзы – олова – в школьных условиях не представляется возможным.

Вывод: исследуемый предмет представляет собой медный сплав – бронзу.

 

Определив состав вещества печати, мы сформулировали ряд дополнительных вопросов.  Изготовлена ли данная вещь на месте или вдали от места находки? Если вдали, то можно ли указать место, где она была изготовлена. Является ли данный состав материала преднамеренным или случайным? Какова была технология того или иного производственного процесса? Поиск ответов на эти вопросы мог бы стать темой дальнейшего исследования.

 

  • Паспорт исторического экспоната

 

Название экспоната: Печать прикладная воротниковая (шейная), частновладельческая с нравоучительным изречением, положительно характеризующая владельца или предписывающая ему правильные нормы поведения.

Основные данные о предмете: печать (матрица),

по способу прикрепления печати к документу – прикладная;

предметно-функциональный тип – матрица;

по параметру «местонахождение печати по отношению к документу» – отдельно от документа;

иконография печати отсутствует (т.к. нет изображения);

цвет – темный, с легкой зеленью;

материал изготовления печати – бронза;

геометрическая форма печати – восьмиугольник;

материал: бронза;

размеры: высота-2.8 см, диаметр-1.5 см.

 

Описание: на поверхности восьмигранного щитка находится углубленная четырехстрочная надпись, заключена в едва заметный линейный ободок. Надпись представлена двумя типами изречений в виде строк: «Печать добра человека» и «Печать на умного крепость». Печать могла принадлежать купцу или ключнику, лицу достойному и известному в данной местности, т.к. отсутствуют указания на сословную или социальную принадлежность, что можно объяснить узостью сферы их применения.

Печать, скорее всего, была изготовлена и использовалась в Смоленской волости в Дорогобуже или его окрестностях  в середине XVI века.

Назначение: выполняла удостоверяющую,  и охранную функцию, то есть использовались не только для утверждения документов, но и для опечатывания чего-либо, играя роль пломбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В ходе исследования было собрано и проанализировано большое количество информации. Мы узнали о существовании таких наук как сфрагистика и эпиграфика. Нас поразил тот факт, что маленькая вещица, пролежавшая в земле не одну сотню лет, может предоставить столько сведений о конкретной исторической эпохе из жизни нашей Родины - России, а также  из истории нашей малой родины - Дорогобужского края. Работая с картами, мы представляли себе, как на месте, где сейчас находится лес, располагалась большая деревня (название этой деревни Гончарово сохранилось в названии этой местности и сегодня), как кипела в ней жизнь, как по различным делам передвигались по ныне заброшенной, но еще читающейся дороге люди.

Мы получили знания и о нравственных ценностях изучаемого периода, в частности о том, как много значили и  как глубок смысл нравоучительных изречений, о том, как они становились легендами на печатях. Например, надпись «Печать на умного крепость» свидетельствует о наличии у прикладных печатей не только удостоверяющей, но и охранной функции. То есть печати использовались не только для утверждения документов, но и для опечатывания чего-либо, играя роль пломбы.

Мы научились исследовать вещественные источники по определенным параметрам. Изучение всей совокупности признаков позволило идентифицировать печать, т.е. определить ее подлинность, принадлежность, время использования. В результате  составлен паспорт печати.

Гипотеза о том, что печать связана с историей дорогобужского края и могла принадлежать человеку, занимавшему значимое положение в обществе, в целом, подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены. Практическую значимость проделанной работы мы видим в том, что приобретенные умения могут быть использованы в дальнейшей исследовательской деятельности; результаты исследования вместе с находкой станут экспонатами школьного музея, а значит, достоянием всех интересующихся историей родного края.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. «Русская сфрагистика и геральдика». М., 1963.
  2. Лакиер А.Б. «Русская геральдика» СПб, 1855.
  3. Соболева Н.А. «Русские печати», М., Наука, 1991
  4. Станюкович А.К., Авдеев А.Г. «Неизвестные памятники русской сфрагистики Прикладные печати-матрицы XIII-XVIII веков» М., 2007, Табл.ХХ
  5. Черепнин Л.В. «Русская палеография», М.: Политиздат, 1956.
  6. «Церковнославянский язык» под редакцией А.А.Плетнёвой, А.Г. Кравецкого
  7. Дьяченко Григорий, протоиерей «Полный церковнославянский словарь» [Электронный ресурс]-https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar
  8. «Славянская азбука для детей и родителей» [Электронный ресурс] https://www.liveinternet.ru/users/felitsata/post353581629

 

 

  1. VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Посещение Дорогобужского краеведческого музея 

 

Рис. 1-3  Беседа с В.А. Прохоровым, заведующим научно-экспозиционным отделом

 

Приложение 2

Типология прикладных печатей-матриц

Все металлические прикладные печати-матрицы подразделяются на три самостоятельных морфологических класса:

  1. Шейные печати,
    2. Печати с рукоятями,
    3. Перстни-печати, включая эпиграфические перстни.

Первый и третий классы имеют отдельные типо-хронологические группы.

Печати, изготовленные из иных материалов (камня, кости, дерева), находятся за пределами данной классификации.

Шейные печати

Наиболее надёжной основой классификации шейных печатей является их форма. Полученный типологический ряд является при этом в какой-то степени и хронологическим, а количество найденных печатей соответствующего типа отчасти характеризует «популярность» типа.

Квадрифолийные. Общая датировка этой группы печатей – вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.

Листовидные. Группа печатей, характерная исключительно для 15-го в. Воскомастичные оттиски печатей этой группы (4 экз.), опубликованные Н.А. Соболевой (1991), датируются в хронологическом интервале между 1448 и 1492 гг., но сюжетные аналогии и палеографический анализ надписей свидетельствуют, что наиболее ранние экземпляры, входящие в группу, бытовали уже в первые десятилетия 15-го в. Все печати этой группы именные, и для них характерна композиция, состоящая из центрального изображения, окруженного надписью с именем владельца. Имеются печати, на которых сохранились остатки золочения, а также, в одном случае. Цветной эмали на оборотной стороне.

Овальные. Небольшая группа печатей. Наиболее ранние экземпляры, судя по палеографическим особенностям надписей, бытовали уже во второй половине 13-го – первой половине 14-го вв. одновременно с печатями квадрифолийной формы. Оттиски таких печатей, опубликованные Н.А. Соболевой, датируются в интервале между 1430 и 1506 гг., но сюжетные аналогии и палеографический анализ надписей на печатях, публикуемых нами, свидетельствуют, что печати этой группы бытовали также в первые десятилетия 15-го в., и, возможно, в последней трети 14-го в. Для всех именных печатей этой группы, за исключением наиболее ранней, характерна композиция, состоящая из центрального изображения, окруженного надписью с именем владельца. Одна из печатей имеет следы золочения, ещё одна выполнена в ювелирной технике и имеет вставку из камня. В этой группе имеются также анэпиграфные печати.

Круглые. Обширная группа печатей, бытовавших на протяжении длительного времени – судя по воскомастичным оттискам, опубликованным Н.А. Соболевой, начиная со второго десятилетия 15-го в. Наиболее ранние экземпляры, относятся к несколько более позднему времени – не ранее середины 15-го в. Наиболее поздние печати круглой формы относятся к первой половине 18-го в. Среди печатей круглой формы можно выделить печати именные, с изречениями и аббревиатурами, а также анэпиграфные. Именные печати появляются в 15-м в. и бытуют по 17-й в. включительно. Для наиболее ранних печатей характерны композиции, состоящие из центрального изображения и круговой надписи с именем владельца, тогда как более поздние печати имеют надписи, состоящие из строк. Печати с изречениями, отдельными словами или аббревиатурами появляются не ранее конца 15-го в. и распространены по первую половину 18-го в. включительно. В конце 15-го – 16-го в. изречения на печатях нередко выполнялись вязью. Анэпиграфные печати бытовали на всем протяжении существования данной группы.

Сердцевидные. Небольшая группа печатей сердцевидной формы включает как именные печати, так и печати с изречениями, отдельными словами или аббревиатурами, а также печати анэпиграфные.

Печати индивидуальных форм. Среди известных нам шейных печатей имеется именная каменная печать прямоугольной формы, заключенная в серебряную оправу, которую мы отнесли к первой четверти 15-го в. Имеется также именная печать в виде правильного восьмигранника, отнесённая к 17-му в. Её композиция, состоящая из центрального изображения и круговой надписи, на первый взгляд характерна для более раннего времени, но подобные печати 17-го в. в единичных экземплярах известны.

 

 

 

[1] Послух - в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой» то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов).

[2] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. «Русская сфрагистика и геральдика», 1974, с. 170

[3] Соболева Н.А. «Русские печати», 1990, с. 228–229

[4] подробнее об этом см.: Кобрин В.Б. «Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.)», М.,  1985,с. 79–89

Просмотров работы: 894