Архитектурное наследие в городе Ростове-на-Дону Леонида и Льва Эбергов

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архитектурное наследие в городе Ростове-на-Дону Леонида и Льва Эбергов

Калаурняк  А.И. 1
1МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Кибалова  Г.А. 1
1МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живем в прекрасном городе, имеющем свой неповторимый облик. Его можно по праву назвать городом архитектурных памятников. Донская земля за прошедшие столетия взрастила много талантливых людей: писателей, композиторов, ученых, скульпторов. Имена одних у всех на устах, другие незаслуженно забыты!

Основа моей работы - изучение биографии и творчества Леонида и Льва Эбергов.

В процессе исследования были изучены библиографические источники жизнедеятельности Леонида и Льва Эбергов.

В работе использовались различные методы исследования:

    •  

теоретический (отбор материала о творчестве Эбергов);

    •  

эмпирический (анализ материалов, отбор, систематизация и обобщение).

Актуальность: сохранение и увековечивание культурного наследия - одна из важнейших задач современного общества.

Цель:

рассказать о жизни и творчестве Леонида Федоровича Эберга и Льва Леонидовича Эберга;

определение места талантливых и выдающихся архитекторов Эбергов в культуре Дона.

показать нашим современникам настоящий пример независимого и бескорыстного служения своему городу и Отечеству.

Задачи:

1) изучить основные этапы творчества Леонида Федоровича Эберга и Льва Леонидовича Эберга;

2) познакомиться с архитектурными строениями Эбергов;

3) провести опрос среди учеников 9 "В" класса МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа №80» о знании творчества Эбергов.

Глава 1. Жизненный путь Леонида Федоровича Эберга

1.1. Становление архитектора Л.Ф. Эберга

Леонид Федорович Эберг родился 6 августа 1882 г. в Бронницком уезде Московской губернии. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В архиве этого учебного заведения (ныне МАрхИ) сохранились документы, свидетельствующие о том, что Леонид Федорович поступил в училище в 1900 г., а окончил его в 1911г. с «чином 12 класса», что считалось высокой оценкой полученного им образования. [10, 16]

Архитектурным отделением училища было выпущено множество зодчих, ставших подлинными лидерами отечественной архитектуры дореволюционного периода и после. Так, в один год с Леонидом Федоровичем здесь получил образование Пантелеймон Александрович Голосов - автор Окружной больницы в Ростове-на-Дону (ныне ЦГБ), родной брат не менее известного архитектора Ильи Голосова. [10]

Особенностью архитектурного отделения училища начала века была приверженность в обучении к неоклассическому направлению в архитектуре. Это обстоятельство в полной мере сказалось на творчестве Л. Ф. Эберга. [5]

В 1911 году он был приглашен на должность заведующего постройками при городской управе в Ростове-на-Дону. Здесь, благодаря счастливому случаю, он встретился с известным ростовским банкиром А. М. Штромом, который в это время искал архитектора для строительства доходного дома. Молодой архитектор с воодушевление взялся за это предложение и блестяще проявил себя в проектировании и строительстве. Пятиэтажный доходный дом А. М. Штрома на улице Большая Садовая возвели за 2 года. На фасаде была установлена мемориальная доска, в тексте которой сообщалось, что дом А. М. Штрома возведен в год 300-летия Дома Романовых, архитектором Л. Ф. Эбергом. [8]

Первый ростовский заказчик стал покровителем зодчего. Он ввел Л. Ф. Эберга в общество, собиравшихся в его гостиной служащих банка, инженеров, врачей, коммерсантов, которые вскоре составили ему обширную архитектурную практику, а так же поддержали архитектора в первые годы его жизни в Ростове.

В 1911-1916 годы, кроме дома А. М. Штрома, Л.Ф.Эбергом был возведен ряд доходных домов. Наиболее значимыми были: пятиэтажный доходный дом братьев Николенко на улице Большая Садовая, пятиэтажные доходные дома В. К. Чирикова и братьев Дутиковых на Таганрогском проспекте (ныне проспект Буденновского), четырехэтажный доходный дом М. И. Поповой на улице Пушкинская, семиэтажный доходный дом Б. Е. Хосудовского и Э. Л. Рецкер на Таганрогском проспекте. Стоит заметить, что семиэтажный доходный дом на Таганрогском проспекте был самым высоким строением в дореволюционном Ростове и оставался таким в довоенном городе (разрушен в 1941-42 годах., перестроен в начале 1950-х гг.). [1]

Это были монументальные доходные дома в стиле модерн, расположенные на главных улицах и проспектах города. Их отличия: укрупненный масштаб, активная пластика фасадов, использующая многоярусные эркеры, глубокие арочные ниши, ряды балконов, стилизованные классические и ренессансные формы и декоративные мотивы.

Доходные дома ярко проявили творческую манеру зодчего, сформировали «эберговский» тип многоэтажного секционного доходного дома.

Диапазон таланта мастера проявился и в облике трех небольших жилых домов, возводимых им одновременно с доходными домами. Это были: особняки П. И. Крамера «в стиле итальянского возрождения» и особняк Н. Е. Парамонова в «греческом стиле» на улице Пушкинская, особняк И. П. Хохладжева в «стиле Паллалио» на улице Казанская (ныне улица Серафимовича).

В 1916 году Леонид Федорович получает диплом Архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества за №2250 [10], который стал его охранной грамотой в эпоху грядущих социальных потрясений.

В 1917 году в Ростов приезжает его жена и восьмилетний сын, которые проживали в Москве. Вскоре в семье Эбергов родился второй сын. События революций они встретили, проживая в небольшой квартире доходного дома по улице Никольской (ныне улица Социалистическая). События гражданской войны не заставили их покинуть город.

В первых послереволюционных работах Эберга, обнаруживается взаимовлияние неоклассической школы и новых тенденций в формообразовании. Примерами такого синтеза старого и нового могут служить квартал «Трамвайщиков» на улице Пушкинская (1925-1928 гг.), жилой дом на углу улицы Суворова и Университетского переулка (1927 г.), улицы Большая Садовая и Кировского проспекта (1927 г.).[7]

При создании жилых домов он использует свои творческие разработки дореволюционных лет: секционные планировки, варианты блокировки секций, на фасадах - компоновку эркеров и ризалитов с гладкими поверхностями стен, вариации ленточного остекления, круглых и прямоугольных окон.

Ярким в этом ряду жилых построек является гигантский комплекс кооператива «Новый быт» на углу улицы Суворова и проспекта Соколова (1927-31 гг.), который выполнен Эбергом в соавторстве с М. Н. Кондратьевым.

На одном из этапов строительства Дворца культуры железнодорожников в честь вождя Пролетариата В.И. Ленина (Лендворец) в Ленгородке (исторический район города Ростова-на-Дону на правом берегу реки Темерник), Кондратьев, являясь автором первоначального проекта, лично обращался в комиссию по постройке Лендворца с просьбой привлечь Эберга к контролю над ходом строительства и разрешению возникающих споров.

В начале 30-х гг. началось возведение Драматического театра им. М. Горького, именно Л. Ф. Эбергу было поручено вести надзор за строительством этого крупнейшего в стране театрального здания.

В 20-е годы Л. Ф. Эберг проектирует здания и сооружения самого различного назначения. Наряду с проектами крупных общественных зданий и жилых комплексов, он осуществляет ряд проектов промышленных зданий и сооружений (Подстанция Ростовского Трамвая). Интересно и то, что мастер высокого уровня проектирует в 20-е годы и малые формы городской среды - в архивах сохранилось несколько созданных им проектов павильонов трамвайных остановок [3,4].

В предвоенные годы распадается семья Л. Ф. Эберга, которая долгие годы поддерживала творчество и обеспечивала бытовую устроенность. И все же, несмотря на это, его старший сын Лев Леонидович Эберг уже утвердился в профессиональном выборе. Он наследует профессию отца. Эберг младший, будучи студентом, принимает участие в конкурсе на постройку Ростовского драматического театра. Его проект премируется и получает 6-е место. После такого успеха Лев Леонидович Эберг получает приглашение на работу в мастерские от самых известных архитекторов столицы. Но он, как и отец, решает связать свою творческую судьбу с Ростовом. [14]

Когда в 1930-е годы в советской архитектуре произошел поворот к освоению классического наследия, Л.Ф. Эберг без труда возвращается к собственному неоклассическому опыту. Сочетание форм конструктивизма и возрождающейся классики характерно для театра ГОМЭЦ (ныне кинотеатр «Россия», достроенный Л. Л. Эбергом в 1960 г.), который Леонид Федорович проектировал вместе со своим сыном - Львом Леонидовичем, а также для известного «Дома Актера», построенного в 30-е годы на улице М. Горького.[1]

1.2. Деятельность архитектора Л.Ф. Эберга после войны.

В послевоенные годы в реконструкции разрушенного Ростова участвовали архитекторы разных поколений. В конце 1940-х годов Л.Ф. Эберг ведет восстановление монументальных строений возведенных в начале века: здания Думы и Управы (впоследствии его занимает горком партии), Волжско-Камского банка (передано Дворцу Пионеров) и особняка на улице Пушкинская (передан библиотеке Госуниверситета). Вместе с ним работают молодые талантливые архитекторы Г. А. Петров, Ф. В. Лузанов, П. С. Калашников, В. В. Баринов и др. [2,15]

Последние годы жизни открыли новую тему в творчестве зодчего. В 1949 году по поручению Ростовской епархии он выполняет эскизный проект восстановления разрушенной колокольни Ростовского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По заданию утвержденному главным архитектором города, колокольня должна была быть «реконструирована» без восстановления двух верхних разрушенных ярусов.

Понимая, неправомерность такого решения, архитектор все же составляет проект, желая сохранить уцелевшие габариты культовой постройки. Нельзя не вспомнить, что это был единственный случай в послевоенном Ростове, когда предлагалось хоть какое-то восстановление культового сооружения. Но попытка Леонида Федоровича оказалась безуспешной. [9]

Но эта неудача не остановила сотрудничества архитектора с епархией. Несомненно, что он консультировал и помогал советами по вопросам ремонта уцелевших храмов.

В 1954 году он выполнил проект иконостаса среднего предела Ростовского кафедрального собора, который был утвержден митрополитом Вениамином. Иконостас исполнен в виде часовни и аналогичен существовавшему в храме Христа Спасителя.[6,11]

Здания, построенные по проектам

Леонида Федоровича Эберга в Ростове-на-Дону

Доходные дома:

Доходный дом А.М,Штрома

Доходный дом А. К. Калмыковой

Доходный дом братьев Николенко

Доходный дом Е. П. Чириковой

Доходный дом купца Чирикова

1912 г.(впоследствии «Здание горсовета», ныне городское управление УВД), Буденовский пр.,46.

Доходный дом М. Б. Рындзюн

Доходный дом братьев Дутиковых

Доходный дом М. М. Яндолевского

Доходный дом Т. К. Гершкович

Доходный дом М. И. Попова

Доходный дом Рецкера и Хосудовского, 1914 (после революции — гостиница «Дон»).

Особняки:

Особняк П. И. Кромара

Особняк Н. П. Хахладжева

Особняк Н.Парамонова (сейчас – Библиотека ЮФУ)

Гостиница «Ростов» (проект Льва Леонидовича Эберга).

Рабочий дворец имени Ленина (Лендворец), 1927 г. (впоследствии перестроен в стиле «сталинского ампира»; ныне - Дворец культуры железнодорожников)

Общежитие (в конце 1980-х – «Дом актера»)

Л. Ф. Эберг умер 24 октября 1954 года. Похоронен на Братском кладбище города Ростова-на-Дону рядом с Вознесенским храмом.

Творчество зодчего в архитектурной биографии города имеет огромное значение. Его творения продолжают вдохновлять созидателей и сегодня.

Глава 2. Жизнь и творчество Льва Леонидовича Эберга

2.1. Начало архитектурной науки в жизни Эберга младшего

Лев Леонидович Эберг родился 3 августа 1907 года в Москве, в семье известного архитектора Леонида Федоровича и Марии Георгиевны Эберг.

В 1920 году Л.Л. Эберг переехал вместе с матерью и старшим братом Марком в г. Ростове-на-Дону, где учился в школе имени М.И. Калинина. С четвертого класса занимался в художественной школе. С 1921 года каждое лето работал под руководством отца. В 1921 году работал чертежником в управлении лесного хозяйства Сочинского района. В 1925 году окончил школу, получил диплом, уехал в Москву в студию изобретательных искусств. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ВХУТЕМАСе) с 1928 по 1932 год. Вернулся в Ростов-на-Дону и начал профессиональную деятельность в группе архитекторов по строительству Ростовского академического театра драмы им. М.Горького на Театральной площади. [13]

В период с 1932 по 1941 год занимался проектированием ряда крупнейших зданий в Ростове-на-Дону, включая гостиницу «Ростов», кинотеатр «Россия». С 1935 года Л.Л.Эберг работал в Ростовгражданпроекте. Активно ездил в командировки по всей территории Советского Союза, занимаясь изучением памятников архитектуры.

2.2. Великая Отечественная война в жизни Л. Л.Эберга

Лев Леонидович Эберг ушел на войну добровольцем 23 июня 1941 года и начал военную службу в 708 БАО на Ростовском аэродроме. В конце августа 1941г. переведен в 80-й рабочий городок Сталинграда. Участник Сталинградской битвы на протяжении всей войны много летал, строил действующие и ложные аэродромы и занимался их маскировкой. В марте 1942 года пережил контузию.[17]

С апреля 1943 года и до конца войны занимал должность начальника маскировочной службы 16-й воздушной армии. В 1943 году был участником сражений на Курской дуге. Во время войны Л.Л.Эберг писал статьи о маскировочных требованиях по выбору действующих и ложных аэродромов.[16]

В 1945 году участвовал во взятии городов Мезеритц, Вольтерсдарф, Гроссфалленведер. В марте 1945 года был комендантом города Мезеритц.

Награжден в 1943 году медалью «За боевые заслуги», в 1944 году - орденом Красной Звезды, в 1945 году - орденом Отечественной Войны второй степени, медалью «За победу над Германией» и медалью за взятие Берлина.

2.3. Послевоенная деятельность Л.Л. Эберга

В 1946-м году активно участвовал в восстановлении и строительстве родного города. С 1946 по 1982 год работал в Облархпроекте, в архитектурной мастерской главного архитектора города, по совместительству в проектной конторе Ростовэнерго, в Ростовгорпроекте, Ростовгражданпроекте.

В период с 1946 по 1982 годы Лев Леонидович Эберг спроектировал здания Дома книги на улице Большая Садовая и Дома СКЖД на Театральной площади, здание «Колос» на углу улицы Большая Садовая и проспекта Будённовский, здание «Ростовэнерго» на улице Большая Садовая, здание Ростовского ипподрома. Л.Л. Эберг принимал самое деятельное участие в защите памятников архитектуры. В период с 1924 по 1982 год объездил всю территорию Советского Союза, сделал зарисовки и создал акварели (более 50 экземпляров) множества памятников архитектуры в СССР. Многие акварели изображают уже не существующие здания. Целью архитектора Эберга было сохранить красоту архитектурных творений для истории, для будущих поколений.[2]

В своей деятельности Лев Леонидович Эберг несомненно следовал передовым движениям советской архитектуры начала XX столетия, признавал особую необходимость специального мышления для архитектора, учитывающего пространственный объем, краски, перспективу, принимая во внимание теорию теней.

Лев Леонидович Эберг не всегда следовал принципам строгости и лаконичности форм в архитектуре, свойственным конструктивизму.

Особое вдохновение Л.Л. Эберг черпал в памятниках русской архитектуры, выразившееся в постоянном стремлении их рисовать.

        Работы Л.Л.Эберга в городе Ростове-на-Дону:
    •  

Гостиница «Ростов» (Буденновский проспект);

    •  

Здание Ростовской студии кинохроники (угол Красноармейской и Островского, 1952 год);

    •  

Кинотеатр «Россия» (парк Горького, 1959 год);

    •  

Жилой дом СКЖД на Театральной площади;

    •  

Жилой дом на углу Красноармейской - Халтуринского;

    •  

Здание «Колос» (Жилой дом "Золотой Колос" - угол Большой Садовой и проспекта Буденновского);

    •  

Дом книги (улица Большая Садовая);

    •  

Дом «Ростовэнерго» (угол Большой Садовой и переулка Газетного);

    •  

Здание Ростовского ипподрома;

    •  

Здания Администраций Ленинского и Кировского районов;

    •  

Жилой дом с керамикой (улица Суворова 7);

    •  

Жилой дом (улица Суворова 1/3), получена Вторая Всесоюзная премия ;

    •  

Жилой дом №18 на площади К. Маркса;

    •  

Административное здание "Сантехарматура" (переулок Соборный);

    •  

Монумент в честь освобождения Ростова от белогвардейцев в 1920 году, скульптутор Вучетич Е.В., архитекторы: Ловейко И.И., Ребайн Я.А., Эберг Л.Л.

    •  

Лев Леонидович Эберг умер 4 декабря 1982 года.

    •  

На протяжении всего профессионального пути Лев Леонидович Эберг признавал особое значение гармонии, фантазии и художественной выразительности для архитектурного творчества.

    •  
    •  

Заключение

    •  

В сентябре 2017 года мною был проведен опрос среди учеников 9 "В" класса МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа №80».

    •  

Опрос состоял из нескольких пунктов:

    •  

1. Знакомы ли вам архитекторы Л.Ф. и Л.Л. Эберги?

    •  

2. Известно ли вам кто построил: "Дом Актера", гостиницу "Ростов", "Дом Книги", здание кондитерской "Золотой Колос", панорамный кинотеатр "Россия"?

    •  

3. Знаете ли вы что утраченное здание Ростовской киностудии было построено Л.Ф. Эбергом?

    •  

4. Почему фирменный "эберговский" почерк стал признаком архитектуры нашего города?

    •  

Опрос показал, что лишь малая часть учащихся слышала о семье выдающихся архитекторов.

    •  

Творчество зодчих в архитектурной биографии города имеет большое значение. Их творения продолжают вдохновлять созидателей и сегодня.

    •  

Своим исследованием мы хотели на примере творчества этих выдающихся архитекторов, обратить внимание современников на важность сопричастности к истории Родного края и нашей Родины.

    •  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что историческая значимость деятельности Л.Ф. и Л.Л Эбергов огромна, как в масштабах Донской столицы, которая приобрела свой неповторимый облик благодаря их таланту, так и для российской культуры в целом.

Список используемой литературы и источников

 

Архитектурную летопись Ростова, выпуск № 49 от 9 декабря 2003г.

 

Выставка Льва Эберга "Дон ТР", выпуск 14.07.2016

 

ГАРО. Ф. Р-175. оп.1, д.57

 

ГАРО. Ф. Р-176, оп. 1, д. 25, л. 8, 9;

 

Личное дело архитектора Л. Ф. Эберга // Архив РОСА РФ.

 

Проект иконостаса среднего предела Ростовского кафедрального собора. Чертеж архитектора Л. Ф. Эберга, утвержденный митрополитом Вениамином 10.03.1954.

 

Ребайн Я. А. Ростов-на-Дону. — М., 1950. — С. 37.

 

Россия в прошлом и настоящем. В память 300-летия царствования Державного Дома Романовых. — М.: Тип. В. М. Саблина, 1915.

 

Текущий архив СКДП института Спецпроектреставрация. Ростов-на-Дону. Проект восстановления Колокольни. Чертежи архитектора Л. Ф. Эберга. 1949 г.

 

Фонд Музея Московского архитектурного института.

 

Храмы Ростова и Ростовской области

 

http://rslovar.com/content/акварели-архитектора -Льва-Эберга

 

https://www.know.cf/enciclopedia/ru/Эберг_Лев_Леонидович

 

https://ru.wikivoyage.org/wiki/ Культурное_наследие_России /Ростов-на-Дону

 

http://www.donland.ru

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эберг,_Леонид_Фёдорович

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эберг,_Лев_Леонидович

Приложение

    •  
    •  

Леонид Федорович Эберг Лев Леонидович Эберг

    •  

(6.08.1882г. – 24.10.1954г.) (3.08.1907г. – 4.12.1982г.)

    •  
    •  

«Доходный дом Б. Е. Хосудовского «Особняк И. П. Хохладжева»

    •  

и Э. Л. Рецкер»

    •  
    •  

«Доходный дом братьев Николенко» «Доходный дом А.М. Штрома»

    •  
    •  

«Доходный дом купца Чирикова» «Доходный дом братьев Дутиковых»

    •  
    •  

«Особняк Н. Е. Парамонована «Подстанция Ростовского Трамвая»

    •  

Пушкинской улице»

    •  
    •  

«Новый быт» ул. Суворова, «Угол Б. Садовой и Кировского»

    •  

Л.Ф. Эберг и Кондратьев»

    •  

Гостиница «Ростов»Кинотеатр «Россия»

Просмотров работы: 522