Профессия - родину защищать.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профессия - родину защищать.

Климушина А.А. 1Коверенская  Н.Н. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №6
Майорова Л.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Дважды Герой Советского Союза гвардии генерал-полковник танковых войск Давид Абрамович Драгунский - наш земляк. (Приложение №1) Золотыми буквами его имя начертано в Зале Славы на Поклонной горе, его именем названа улица в городе Солнечногорске, бронзовый памятник при его жизни поставлен на его родине. (Приложение №2). К юбилею, 100-летию со Дня рождения, открыт памятник на ул. Банковской, напротив нашей гимназии. (Приложение №3). Подвиг, авторитет, высокое воинское звание, многочисленные награды нашей страны и зарубежных стран – всё это вызвало наш интерес и желание изучить, узнать и взять для себя пример мужества, стойкости, трудолюбия и доброты.

Шестнадцать лет из восьмидесяти трёх он жил в Солнечногорске, командовал курсами «Выстрел», избирался депутатом городского и областного Советов. Был членом Совета комитета ветеранов России, председателем Антисионистского комитета, членом Союза советской общественной дружбы и культурных связей с зарубежными странами, председателем Общественного комитета «Мир – сегодня». Наряду с этим был частым гостем нашей школы, инициатором строительства нового здания нашей школы, ставшей гимназией. (Приложение №4).

Цель: на примере жизни и боевого пути Д. А. Драгунского показать пример героя, представителя профессии – защитник Родины.

Задачи:

 

Прочитать книги «И всё это в одной судьбе», «Годы в броне», «Славой овеянная», статьи в газетах.

 

Взять интервью у людей, знавших Д. А. Драгунского.

 

Посетить музей «Ратной и трудовой славы».

 

Собранный материал сделать достоянием всех учащихся гимназии, жителей города и района. Со своей работой выступить перед учащимися нашей гимназии и учащимися других школ в районной детской библиотеке.

    1.  

По экспозиции в музее и собранном нами материале проводить экскурсию в музее гимназии.

Методы исследовательской работы: cбор и анализ материала, организация экскурсий и встреч, взять интервью у людей, знавших Д. А. Драгунского, посетить музей учебного центра «Выстрел».

Обоснование темы: мы посмотрели фильм «Офицеры» по произведению Б. Л. Васильева. Устами одного из героев фильма писатель сказал: «Есть такая профессия – Родину защищать». Тему исследовательской работы по изучению боевого пути, общественной деятельности Д. А. Драгунского мы назвали «Профессия – Родину защищать», так как большую часть своей жизни он посвятил армии. Пять лет воевал, чтобы спасти мир от фашизма. Все остальные годы, будучи на высоких командных должностях, он стремился к укреплению вооружённых сил России, чтобы защитить и сохранить мир. Но, к сожалению, большая часть молодого поколения не знает, кто такой Драгунский, в чём его заслуга перед Отечеством и Солнечногорском.

Актуальность работы: надо не забывать говорить о таких людях, как Д. А. Драгунский, который защищал Родину и в годы войны, и в мирное время.

ПАМЯТЬ ЖИВА

Бронзовый бюст человека в военной форме, танкиста, стоит напротив гимназии, в которой мы учимся. На постаменте золотыми буквами выбито «Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник танковых войск Давид Абрамович Драгунский». В нашем родном городе Солнечногорске есть улица, названная его именем, которая тянется вдоль учебного центра «Выстрел» до самого озера Сенеж. Его фотографии на многих стендах школьного музея, в буклетах, альбомах, журналах на иностранных языках, в статьях из газеты «СЕНЕЖ». Бережно хранятся его книги «Годы в броне», «Славой овеянная», книга В. Кривулина и Ю. Пивовара «И это все в одной судьбе» (Приложение №5).

Его вспоминает добрым словом то поколение, которое общалось, работало с ним в с 1969 по 1985 год, когда он был начальником курсов «Выстрел». Для нас важен вопрос: чему учит его наследие, что в нём главное для нашего поколения?

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Если говорят «Человек с большой буквы», «человек-легенда», то всё это можно отнести к имени Давида Абрамовича Драгунского. В школьном музее мы с интересом прослушали рассказ Почётного гражданина Солнечногорского района Грузиновой Евгении Степановны о Д.А.Драгунском. Ответили на вопросы викторины. (Приложение №6).

Узнали, что после окончания средней школы Давид намерен был стать журналистом, поступив в Московский университет. Но оказалось, что ждала его совсем другая профессия – защищать Родину.

ПРОФЕССИЯ – ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ

Боевое крещение Драгунский получил на Дальнем Востоке у озера Хасан, где за успешную операцию танковой роты, которой он командовал, был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени у него уже накопился большой жизненный опыт. Вместо учёбы в университете пришлось зарабатывать на жизнь на стройке. Драгунский был активистом комсомола Мосстроя, рабкором, бригадиром, он был и коллективизатором в деревне, и председателем сельского совета в Калининской области в Ахматове. Всякий раз, активно вникая в новую работу, Давид Драгунский чувствовал себя очень счастливым человеком, хотя за всё браться впервые было очень тяжело. Помогало его упорство: он учился и учился, стараясь узнать как можно больше из книг и у людей. В 1936 году в Саратове Драгунский окончил Краснознамённую бронетанковую школу и стал молодым лейтенантом Красной Армии (Приложение №7).

ГОДЫ В БРОНЕ

Страшную картину увидел Д. А. Драгунский в первые дни войны на белорусской земле: горели города и сёла, фашисты расстреливали как военных, так и мирных жителей. Через всё это прошёл молодой командир. На его пути были и кровь, и горе, и радость побед; на его счету бои под Смоленском, на Украине, под Курском и Харьковом, на немецкой и чешской земле. Примеры из его нелегкой трудовой, боевой, будничной человеческой жизни говорят о многом. Прежде всего, это целеустремленность и вера в свои силы.

Из статьи Д.Драгунского «Во имя жизни», опубликованной в журнале «Байкал» за 1962 год, можно сделать вывод, что жил и воевал этот человек за свой народ, за свою родную страну. Командующий армией Рыбалко отзывался о нём так: «Он обладал решительностью, стремлением к маневренным и активным действиям, дерзостью в бою и постоянной готовностью наступать, не оглядываясь назад. Загораясь сам, он умел зажечь и подчинённых, повести за собой в самое рискованное дело».

На Львовско-Сандомирском направлении путь танкам преградила глубокая полноводная река Сан. Драгунский принял решение провести танки по дну реки. Эта рискованная, опасная, но неожиданная для противника операция прошла успешно. В боевых условиях на Дальнем Востоке он тоже проводил танки по дну глубокой реки.

После длительных и тяжёлых боёв на Висле командующий фронтом маршал Советского Союза И.С. Конев отметил: «Решительно действовала в сражении танковая бригада под командованием полковника Д.А. Драгунского». За бои на Сандомирском плацдарме командиру бригады гвардии полковнику Д.А.Драгунскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза и вручёна медаль «Золотая Звезда».

ВЫСОКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Полковник Драгунский не раз смотрел смерти в лицо. Три раза он был тяжело ранен, а четвёртый, под Киевом, чуть не оставил его инвалидом. Осколок диаметром 7 сантиметров пробил полушубок, зацепил орден Красной Звезды и зазубренным концом впился в печень. После этого пришлось вынести не одну сложную операцию. Семь месяцев провёл он в госпиталях, где учился сначала ползать, а потом ходить, превозмогая адскую боль, но всё же сказал себе: «Раз выжил – значит, должен вернуться в строй».

Через много лет после окончания войны генерал Драгунский побывал в польском городке Болеславец, который ему пришлось освобождать в годы войны. Польский народ приветствовал его с городской ратуши, вручил ему символический ключ от города и ленту Почётного гражданина.

Д.А.Драгунский всегда гордился своей матерью, воспитавшей десятерых детей, не забывал он и односельчан, чтил память тех, кто принял от врагов мученическую смерть. Каждый раз, когда он приезжал в родное село Святск, подолгу стоял у мемориала, который был открыт при его содействии в 70-е годы. В центре – гранитная скульптура скорбящей матери. На белых мраморных плитах 208 фамилий украинцев, евреев, белорусов, поляков. Среди погибших – 74 человека Драгунских.

Свой ратный путь дважды Герой Советского Союза Драгунский завершил на Параде Победы в 1945 году в Москве, возглавив батальон танкистов фронта.

ЗА МИР И СОЗИДАНИЕ

Вся послевоенная деятельность Д.А.Драгунского была направлена на созидание. Его называли «Генералом армии Мира», потому что многие годы воевал на идеологическом фронте холодной войны. Зарубежные журналисты интересовались, почему он, боевой генерал, удостоенный за свои ратные подвиги десятков наград не только своей страны, но и многих государств, так много пишет и говорит о мире, на что Д.А.Драгунский ответил: «Я делаю это потому, что очень хорошо знаю, что такое война».

Нам нравятся многие человеческие качества Драгунского: ум, храбрость, решительность, трудолюбие, смекалка и другие. Хотелось бы отметить и присущее ему чувство юмора.

Закончив две академии, Драгунский продолжал воевать за силу, боеспособность армий, которыми он командовал в Забайкалье, Закавказье. Шестнадцать лет он командовал высшими офицерскими курсами «Выстрел». Под его началом преподаватели – участники Великой Отечественной войны – передавали свой боевой опыт и знания молодым офицерам не только нашей страны, но и многим зарубежным слушателям – офицерам. (Приложение №8) На спецкурсе, где обучались представители многих стран мира, никогда не было национальных конфликтов. Главным в учебном процессе генерал считал полевые занятия. Большое внимание уделял патриотическому воспитанию школьников (Приложение №9). О патриотизме Д.А. Драгунский писал: «О патриотизме говорилось во все времена, у всех народов, патриотизм был всегда в ряду самых высоких моральных ценностей».

По-доброму солнечногорцы называли его «Давид-строитель». Под его руководством в нашем городе выросли многоэтажные корпуса гостиниц и жилых домов, магазинов, кафе. (Приложение № 10) В результате его усилий построили детский сад «Космонавт», среднюю школу №6, открыли детский клуб «Старт» - это говорит о его большой любви к детям, заботе о них. Территория курсов «Выстрел» всегда отличалась благоустроенностью, красотой и порядком. За честь считали горожане погулять там по аллеям, набережной озера, посетить Дом офицеров, а также богатые ассортиментом магазины. А сейчас: многим жителям городка стыдно за то, какой территория стала - неухоженная, заросли кустарников и травы у бесхозных и разрушающихся зданий, по дорогам в тёмное время лучше не ходить. (Приложение №11).Неужели такие люди, как Д. Драгунский, были только в прошлом истории нашего города?!

Весь Солнечногорск знал Д.А.Драгунского как активного депутата городского Совета. Он был доступен, прост, приветлив, в то же время строг и требователен. Его всегда любили и уважали и за эти качества, и за его отвагу и героизм в годы войны.

Прожить долгую жизнь, почти 83 года, полную тревог, невзгод, побед и радостей помог его оптимизм, любовь и вера в людей, которые платили ему взаимностью. Умер он 12 октября 1992 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (Приложение №12). На его могиле установлен памятник известным скульптором Львом Кербелем. Такой же бюст скульптор подарил курсам «Выстрел».

Жизнь генерала Драгунского овеяна славой, вечной памятью, который в годы войны мужественно защищал Родину, а все послевоенные годы посвятил её улучшению и процветанию. Его жизнь может служить примером и уроком как нам молодым, так и взрослому населению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не только для нашего поколения, но и для всех последующих поучительными могут быть дела, взгляды, поступки, пожелания, боевые заслуги, достижения Д.А. Драгунского. (Приложение №13). Из них следует выделить самые главные:

- борьба за мир во всем мире;

- уважение, забота и помощь людям;

- настойчивость в достижении цели;

- высокая эрудиция;

- творческое трудолюбие;

- строгость, требовательность, доброта к подчиненным;

- решительность, смелость, отвага в бою;

- беззаветная преданность Родине, верность присяге, долгу офицера;

- память о родных и близких, погибших и живых, поддержка земляков в трудный период;

- забота о детях и стремление вырастить их достойными гражданами;

- любить природу, заботиться о ней, видеть ее красоту, быть ей благодарным.

Со своей работой мы выступили перед учащимися, родительской общественностью нашей гимназии, готовимся представить нашу работу в районной детской библиотеке перед учащимися других школ. Считаем, что необходимо знакомить с этой темой каждое новое поколение школьников. Ежегодно, 15 февраля, в День Победы, возлагаем цветы к памятнику Драгунского, отдаём почести памяти. (Приложение №14).

Библиографический список

1. Д.А. Драгунский. Годы в броне. – Военное издательство Министерства Обороны - 1975 г. – 382 с.

2. Д.А. Драгунский. Славой овеянная. – Издательство «Знание» Москва - 1976 г.

3. В.З. Кривулин «Генерал Драгунский». «Неделя» 10.06.80

4. В.З. Кривулин «Когда генералы плачут». «Сенеж» 21.09.05

5. Книга Памяти Солнечногорского района. Вторая книга. Прошедшие сквозь пламя войны. - г. Солнечногорск – 1997 г.- 606 с.

Приложения

Приложение №1

Дважды Герой Советского Союза

Д. А. Драгунский

Приложение №2

Памятник в родном городе Святске

Приложение №3

Памятник на ул. Банковской

Приложение №4

Гимназия №6

Приложение №5

Книги Драгунского и о нём

в музее гимназии

Приложение №6

Встреча в музее с Почётным гражданином Солнечногорского района Е. С. Грузиновой

Приложение №7

Курсант бронетанковой школы.

Саратов, 1934 г.

Приложение №8

Со слушателями спецкурса

Приложение №9

Встреча со школьниками школы №6 г. Солнечногорска

Приложение №10

Учебный центр «Выстрел»

Приложение №11

Бывший универмаг

Приложение №12

Надгробие Д. А. Драгунского на Новодевичьем кладбище

Приложение №13

С правнуком

Приложение №14

У памятника 6 «В» класс. 12.12.2017

10

Просмотров работы: 139