Введение.
Выбор моей темы исследования определил случай. Проездом из с. Верхняя Тойма в г. Котлас мы с семьей не раз обращали внимание на величественные храмы вдоль берега Северной Двины. Замечали их схожесть друг с другом и при этом индивидуальную красоту. Путешествие в Великий Устюг в июле 2017 г. стало отправной точкой данного исследования, ведь гуляя по набережной р. Сухоны, любуясь Соборным Дворищем, храмами Дымковской слободы, мы впервые заметили, что храмы Устюга в общей планировке те же, что в Черевково, или Тимошино. Мысль о связи Устюга с нашими, более северными землями, укрепилась после посещения историко-культурного музея-заповедника и беседы с экскурсоводом. Там же мы нашли карту земель Устюжского и Сольвычегодского уездов, на которых в 17-18 вв. территория Котласского, Красноборского, Верхнетоемского районов входила в состав Вологодской губернии и принадлежала Великоустюжской епархии. Так возникли тема и гипотеза исследования, которую нужно было практически подтвердить или опровергнуть.
Гипотеза: каменные храмы Котласского, Красноборского, Верхнетоемского районов относятся к Устюжскому архитектурному стилю.
Объект исследования: храмовая архитектура.
Предмет исследования: каменные церкви «Двинской трети».
Цель: Определить стиль каменной храмовой архитектуры «Двинской трети».
Задачи: 1. Изучение данных литературных и архивных источников, систематизация сведений по выбранным для исследования объектам;
2. Оценка результатов опроса одноклассников по выбранной теме;
3. Выдвижение гипотезы, требующей практического подтверждения;
2. Выбор маршрута и реализация полевой экспедиции по изучению элементов архитектуры храмов;
3. Анализ фотоматериалов, письменных, информационных источников, формулирование выводов.
Методы исследования: полевой, анкетирование, статистический, эмпирический анализ.
1. Актуальность исследования.
Определив тему и круг изучаемых объектов, было проведено анкетирование среди обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ», чтобы выявить актуальность предмета исследования. Результаты (Приложение 1,2) меня удивили: 76% сверстников считают себя верующими людьми и знают, что такое храм. Более половины анкетируемых (56%), осведомлены, что церкви есть в Тимошино, Авнюге, Афанасьевске, Вершине и др. населённых пунктах Верхнетоемского района. Ребята не знают времени их строительства (41% опрошенных), большинство ответов указывает на 19-20 века, и лишь 6% могут назвать точнее: 18-19 век. Теряется в памяти поколений и факт существования каменной церкви в с. Верхняя Тойма – лишь 65% уверены в этом, 35 % указывают на место, где она находилась. Важно, что 88% анкетируемых осознают необходимость сохранения этих народных святынь, но 12 % считают это пустой тратой средств. В тупик поставил вопрос № 7: «Откуда пошла традиция строить каменные церкви?», ведь именно этим вопросом я и сам задавался недавно, а значит, тема актуальна.
2. Историческая справка.
2.1. «Двинская треть»
Из древнерусских городов, являвшихся, по выражению И. Э. Грабаря, «рассадниками искусства», на Севере выделялся Великий Устюг, в котором еще за XVII столетие сформировалась своя школа каменного зодчества. Ее дальнейшее развитие не могло не распространиться на административную сферу Устюга, который в 1682 г. стал центром епархии, а в 1708 г. — Великоустюжской провинции в составе Архангелогородской губернии (11). Такое положение сохранялось за ним до 1780‑х гг. Из литературных источников установлено, что в бассейне Двины есть 3 «трети»: в верхнем течении р. Сухоны с городом Устюгом – «Сухонская треть», по реке Вычегде с Сольвычегодском – «Вычегодская», от Котласа по Двине до Верхней Тоймы – «Двинская треть» (3).
Двинская треть — административно-территориальное образование в составе Устюжского уезда (Указ Петра I от 18 декабря 1708 года). Треть находилась на севере Устюжского уезда, где сейчас находятся Красноборский, Котласский и Верхнетоемский районы Архангельской области. Устюжские волости тянулись вниз по Двине до Верхней Тоймы (упоминается в летописи в 1137 г) (9). Двинская треть делилась на 5 станов и 9 волостей: Белослудский, Комарицкий, Вондокурский, Кривокурский и Ярокурский станы, Вотложемскую, Шемогодскую, Дракованову Кулигу,
2.2. Стили каменного зодчества.
На протяжении 16-19 веков Россия прошла, заимствуя и развивая, множество стилей архитектуры (Приложение 2, табл.1). Нас заинтересовал нарышкинский стиль, или барокко. У него есть разновидности – Строгановский, Тотемский, Устюжский и другие (7). В Нижнем Подвинье (Холмогоры, Архангельск) каменная архитектура еще с конца XVII в. приняла иное направление, сосредоточившись на кубических пятиглавых соборного типа храмах. Например, Кафедральный собор в Архангельске (1709–1743; не сохранился). Действительно, если проехать вдоль течения р. Северной Двины от её истока к устью, можно заметить, что храмы верхнего и части среднего течения не похожи по своей конструкции на более северные. А значит, влияние на зодчество оказывали разные архитектурные школы.
В каждой «трети» юга, несмотря на главенство устюжской епархии, развивалось самобытное каменное зодчество. Так, вверх по р. Сухоне стоит Тотьма (7), чьи первые храмы XVIII в. близки к архитектуре Великого Устюга (церковь Воскресения, 1744–1749. Но затем с удивительной быстротой сформировалась самобытная тотемская школа (1). Черты: вертикализм четверика, восьмериковое пятиглавие, тонкие, тянувшиеся во всю высоту объема пилястры, причудливые картуши, изменившие даже форму оконных проемов — все это, выраженное во Входо-Иерусалимском храме (1774–1794), не имело с Устюгом почти ничего общего (2). Итак, изучив литературные и исторические источники по данной теме, я пришёл к выводу, что стиль каменного зодчества «Двинской трети», т.е. храмов вдоль верхнего течения р. Северная Двина изучен крайне мало, или вообще не исследовался. Следовательно, необходимо определить черты северного устюжского барокко, его конструктивные архитектурные элементы и декор, на основе которых можно сравнить и классифицировать храмы за пределами епархии.
II. Основная часть
2.1. Устюжский стиль барокко.
Расцвет барокко пришёлся на сер. 17 – 18 веков, именно тогда в Устюге создаётся самобытный стиль, а на «переферии» Устюга отчётливо прослеживается 3 периода:
Начальный этап (1700–1710-м гг.),
Он охватывает Лальск и Вычегду. Как и в Устюге, здесь в этот период отсутствует центрическая композиция, выполнен характерный для «московского барокко» ярусный принцип построения объемов с «восьмериком на четверике» (пример: одноглавая Благовещенская церковь в с. Туглим на Вычегде (1710), (3);
Стилевой этап (1730-1780). Господство «трапезного» типа храмов и ихзавершение в виде малого восьмерика. Эти десятилетия представлены большим числом памятников. (В практической части исследования мы определили архитектурные элементы 13 храмов «Двинской трети», некоторые из них Вы можете увидеть на сделанных нами фото в приложениях, прочесть описание из словаря).
Например, Троицкая церковь с. Черевково 1731 г., «выделяется двухъярусным малым восьмериком, двумя приделами по сторонам галереи, сочным декором. На фасадах «успела сказаться распространившаяся в Устюге под воздействием петровского барокко «графичность»: на нижние лопатки наложены постаменты «висячих» двойных пилястр верхнего яруса (Приложение 4, фото 5). Между апсидами сохранены колонки с ионическими капителями, восходящими к Введенскому собору Сольвычегодска. Среди оконных обрамлений — те же колонки, обработанные под резьбу, разрезные фронтоны. (Приложение 4, фото 6 и 8). Эти «строгановские» черты дополнены новым мотивом: вычурные картуши в форме вертикально развернутого овала с дугообразным выступом, весьма напоминают тотемские» (3). Очень характерна Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье на Северной Двине между Устюгом и Котласом (1726–1745). Пятигранный ступенчатый алтарь, двусветный четверик верхнего храма, венчаемый малым восьмериком, небольшая трапезная и выступающая по оси колокольня, так или иначе присутствуют в ряде других памятников «двинской трети» (рис. 2). Например, это Воскресенская церковь в с. Пермогорье, Николаевская в с. Комарица. Велика была роль колокольни. В епархии фактически везде — восьмигранные столпообразные колокольни на четвериковом основании. Возводившийся над
Рис. 2. звоном восьмеричок обычно
очень мал и служит барабаном «шпица». К концу периода шпили как увенчание колоколен вытеснили восьмерики. Если искать важное различие, то оно состоит в постановке колоколен. Они то примыкают к западной стене трапезной, то соединены с трапезной крыльцом либо притвором на арке. В любом случае колокольня подчиняется строго осевой композиции здания, не имея сдвига в сторону. Что касается пятиглавия, то оно, в данный период исчезнувшее в самом Устюге (кроме ранее пятиглавого Успенского собора), не встречается в Двинской трети» (3).
Декоративное убранство памятников этого периода имеет свои особенности. Устюжские черты:«бровки», скругленные кубические капители, вогнутые плиты-абаки над капителями, пилястры, филенки, розетки, сандрик-карнизы (рис. 3). Оформление фасадов большинства памятников сдержанное, имеет плоскостные тенденции. Преобладает двухъярусное тройное членение по вертикали, создаваемое пилястрами. Наличие под верхними окнами карниза создавало даже у одноэтажного храма иллюзию дополнительного этажа (реальная разбивка на этажи не свойственна памятникам Устюга). Внизу вместо пилястр могли быть лопатки (Пермогорье) или филенки с розетками (Ярокурье), (Приложение, фото 9, 11). Пилястры (Приложение 4, фото 3-5) лишь условно можно называть ордерными. Их расстановка порой несимметрична, встречается раздваивание внизу средних пилястр (церковь в Ярокурье), что
Рис. 3
было заимствовано из устюжской Никольской церкви. «Как в Великом Устюге, так и на «периферии» прорисовка пилястр одинакова: пьедестал с прямоугольной филеночкой, тонкий ствол без энтазиса, капитель из полочки и валика, над которой часто встречается вогнутая плита» (3). «Важным элементом декора являются наличники. «Разрезные» фронтончики тоже приходили на «периферию» из Устюга (Приложение 4, фото 6-7). Новым стало отделение такого фронтончика от первоначально слитной с ним рамки, (верхние ряды окон церквей в Ярокурье). Дальнейшая эволюция наличников приводит к простой плоской рамке, также над окном может иметься «лучковый» фронтончик в роли сандрика, а то и сандрик-карниз». По-видимому, устюжское происхождение имел еще один частый для всего Севера компонент наличников — «бровки». В оформлении окон этот мотив по популярности выходит на 1 место. Вариации заключались в закруглениях и изгибах частей бровок. Типичными для Устюга и его «периферии» являются картуши: небольшие подоконные, вытянутые по горизонтали и часто заполняемые розетками (Приложение 4, фото 10). Заметно, что в устюжской школе картуши всего наряднее на колокольнях (колокольня Никольской церкви, рис. 3)» (3).
Заключительный этап местной школы зодчества (с 1787 г.) - проникновение классицизма и утрата самобытности.
Еще до упразднения Великоустюжской епархии (1787) и усиления роли нового губернского центра — Вологды в нее проникают черты классицизма. Композиционная схема храма остается той же — «трапезный» тип. Все еще нередко завершение малым восьмериком, как, к примеру, в Троицком храме в с. Вондокурье на Северной Двине под Котласом (1795), выстроенном в лучших традициях устюжской школы. Тем не менее, этот заключительный этап ее развития качественно нов по сравнению с предыдущим. «В двухэтажных церквях компактное построение сменяется протяженным, с вытянутой трапезной и крыльцом. Под влиянием классицизма «полуглавия» в завершении храмового четверика заменяются треугольными фронтонами (Приложение 4, фото 12-14), а венчающий восьмерик — круглым барабаном» (3), (Стефановская церковь в Котласе, начата в 1777, церковь Николаевская в Ягрыше, 1822). Декор становится все суше и невыразительнее. В связи с дальнейшим распространением классицизма и ужесточением архитекторского контроля местные традиции окончательно угасают, что приводит к утрате всем каменным зодчеством русского Севера былых самобытных качеств.
2.2. Организация и результаты полевой экспедиции.
2.2.1. Выбор маршрута и объектов изучения.
Итак, мы выяснили, что в период 17-18 века в самом центре и на «периферии» развивался Устюжский стиль барокко. Его черты: здания вытянуты по продольной оси, трапезного типа. Храмы, как правило, двухэтажные, с зимней и летней церковью. Колокольня и куб здания – четверик, а на нём находится восьмериковый барабан, также восьмериковое завершение колокольни, часто венчающейся шпилем. Кровля выпуклая, элементы декора: пилястры, часто раздвоенные или в виде полуколонн, сандрик-карнизы, картуши, бровки, филенки с розетками. Изучив эти архитектурные детали, мы составили маршрут полевой экспедиции по храмам Двинской трети (Приложение 3, рис. 1). Всего в наш список попало 13 объектов из 12 географических пунктов. Это действующие и пустующие храмы, которые доступны для стилизации по внешнему облику. Маршрут составил более 320 км от Устюга Вологодской области до с. Тимошино Верхнетоемского района. На личном автомобиле мы тщательно прокладывали маршрут до каждого объекта, пользуясь картами интернет-сервисов Open Street Map и Mapdata.ru. Работа растянулась на несколько дней. В наши задачи входил осмотр внешних фасадов и элементов здания, фотографирование, по-возможности внутренний осмотр. Материал обрабатывался и систематизировался на основе аналогов великоустюжских храмов.
2.2.2. Результаты внешнего осмотра.
В 41 км. к северу от Устюга, в Котласском районе, преодолев 2 км. пешком по полю нескошенной травы, мы встретили Ярокурскую церковь (Преображения Господня, 1726-1746 гг.). Высокое, как корабль, двухэтажное здание (фото 1.) начала 18 века – признанный образец устюжского барокко. Об этом говорит и трапезное построение храма, и восьмерик на четверике, и пышный декор, с курьёзными, как в Устюжской Никольской церкви, раздвоенными пилястрами, нарядными розетками, карнизами.
фото 1. фото 2. фото 3.
Храм изучен профессором Уральской академии Каптиковым А.Ю. в 2013 г. (Приложение 3, фото 2). Он пишет: «Кирпичная двухэтажная церковь с богатым декором, основной объем - двусветный четверик, с пятигранным алтарем. Над западной частью трапезной в 1770-х поставлена колокольня под куполом со шпилем» (3). В 22 км. далее нас ждал храм Василия Великого 1794-1830 года постройки. Храм (фото 2.) поражает своей мощью, высокой колокольней, и по строению соответствует устюжскому типу. Но уже присутствуют черты нового стиля классицизм – это полукруглые колонны на фасаде, треугольный фронтон в завершение крыши, более плоский и сухой декор. Связанная с храмом колокольня поставлена в 1830, в 1875 - надстроен второй ярус звона. От местных жителей мы узнали, что в церкви ведутся службы. В 15 км от неё мы посетили церковь Троицы Живоначальной (1777-1806 гг.) в Вондокурье (фото 3.) – памятник позднего устюжского барокко. «Каменная одноэтажная церковь - трехпрестольный храм трапезного типа с двумя приделами. Колокольня ярусная, восьмерик на четверике, с открытым ярусом звона, перекрытым восьмигранным куполом со шпилем и фигурой ангела» (12). Изящный храм наделён знакомыми бровками и карнизами, выпуклой кровлей, даже ажурная кованная решётка на окнах – того же типа, подобную мы встретили и в Устюге, и в Черевково. Вероятно, мастеров кузнечного дела объединял один шаблон. Далее, в 25 км – святое место, Туровец и церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото 4.) с двухъярусной колокольней. Одноэтажная церковь 1815 г. заметно отличается по стилю, в декоре это уже провинциальный классицизм. Ему присущи плоскостность, а устюжские черты напоминают главки и восьмериковый ярус звона колокольни.
Фото 4. Фото 5. Фото 6.
В 11 км от Туровца нас ждала Комарицкая церковь (Николая Чудотворца, 1773-1785 гг.) в д. Гагарки (фото 5). Изящный двухэтажный храм к. 18 века – типичное барокко. Колокольня под шпилем сооружена, видимо, в начале XIX в. в духе классицизма. Одноглавый четверик с декором в стиле тотемского барокко (5). Внешняя реставрация уже завершена, и храм блистает северной красотой.
В 28 км от него – Свято-Троицкая действующая церковь (1812 г.) в с. Красноборск (фото 6), с сухим, классического стиля декором, рустованными стенами. Примечательно, что храм почти не закрывался. В местечке Шеломя (фото 7.), известного по имени Ермака Ерофеевича – покорителя Сибири, стоит храм имени Николая Чудотворца (1850 – 1853 гг.), сочетающий черты классицизма и русско-византийского стиля (10) – с крупным фронтоном, полукруглым алтарём и шатровым завершением колокольни. А дальше – снова в путь, в Пермогорье, с его удивительными церквями деревянного и каменного зодчества, кирпичной церковью Воскресения Христова (1748 – 1775 гг.). Двухэтажная (фото 8.), с малым восьмериком, «алтарные апсиды пятигранные, притвором храм соединен с колокольней» (8). И снова знакомый тип с бровками и пилястрами, чуть
Фото 7. Фото 8. Фото 9.
грубоватый, но в духе устюжской школы (13). А самый яркий памятник ждал нас впереди, в с. Черевково, постройки 1731 г., от этой даты ведут отсчёт зрелости стиля на периферии епархии (3). Храм Троицы Живоначальной (фото 9.), к сожалению, очень разрушен, в июле 2014 обрушились завершение и кровля, но былое величие и сочность декора (филенки, розетки, картуши) читаются в его каменных стенах.
Ещё в 28 км ниже по течению Северной Двины - церковь во имя Николая Чудотворца в Ягрыше (фото 10). Ударом молнии сломило крест, колокольня разрушена при советской власти, церковь обветшала. В строении храм типично устюжский, но год постройки – 1822 (4) или 1895 (12), и элементы фасадов имеют классические черты – треугольные карнизы окон; также исчез восьмерик, его заменил круглый барабан. В нашем родном селе, Верхней Тойме, тоже когда-то стоял храм 1783 года постройки, но был разрушен в середине 20 века. По описанию:
Фото 10. Рис 4. Фото 11.
«Каменная Троицкая церковь была освящена в 1783 г. Возобновлённый придел во имя свт. Николая освящён 22 марта 1870 г. Придельный храм во имя ап. Петра и Павла освящён 15 ноября 1873 г. В 1902 г., после полного внутреннего ремонта, церковь освящена вновь. Каменная, одноэтажная, трёхпрестольная (?)» (12). К сожалению, сведений о декоре нет, но есть уверенность в его облике, ведь все храмы Двинской трети строились по устюжскому образцу. В подтверждение – хранящийся в краеведческом музее селарисунок художника М. Мокеева (рис. 4.) . Последним пунктом нашего маршрута стали храмы в Тимошино, их два – Вознесенская церковь - старинная, устюжская, и более молодая, в честь Дмитрия Солунского (фото 11.), с классическим декором. Двухэтажный каменный храм с двумя приделами был построен в 1842 году на средства крестьян Кузнецовых (12). Строительство церквей в Ягрыше и Тимошино шло практически одновременно, многие элементы (треугольные карнизы, плоские пилястры) копируют друг друга.
2.3. Определение стилистики храмов.
На основании наших наблюдений и анализа мы составили маркерную таблицу (Приложение 3, 4, Таблица 2), в которой красным шрифтом в графе «храм» выделены церкви установленного нами стиля устюжского барокко, зелёным шрифтом – подтверждённые из других источников (6). Определяли стиль, исходя из критериев: год постройки, композиция здания, тип колокольни, элементы декора.
III. Заключение.
Выводы по результатам исследования.
Итак, в ходе нашего исследования, проведено анкетирование обучающихся 9 класса «МБОУ Верхнетоемская СОШ», посещены краеведческий и историко-культурный музей-заповедник в с. Верхняя Тойма и г. Великом Устюге. Составлен маршрут и организована полевая экспедиция к 13 памятникам каменного зодчества «Двинской трети», расположенных на территории Котласского, Красноборского и Верхнетоемского районов. Путём анализа и сравнения полученных материалов сформулированы выводы:
Территория «Двинской трети» в 1708 -1780 гг. входила в состав Великоустюжской провинции;
Самобытное устюжское барокко развивалось в течение 18 века, сменяясь классицизмом в н. 19 века, что нашло отражение в местной архитектуре;
Тип устюжских храмов – трапезных, вытянутых по оси, с восьмериком на четверике и особым декором определён и нашёл подтверждение в данном исследовании;
Из 13 изученных объектов каменного зодчества 10 являются яркими примерами устюжского барокко (из них 1 – предположительно, т.к. в данный момент храм утрачен), 5 храмов соответствуют устюжскому барокко в планировке, но имеют классический или смешанный декор, а церковь в Шеломя - смесь классицизма с русско-византийским стилем;
В 50% определённый стиль подтверждается данными профессора Уральской архитектурно-художественной академии Каптиковым А.Ю.;
Гипотеза нашла подтверждение: Устюжское барокко является ведущим в каменном зодчестве «Двинской трети».
Можно подытожить, что памятники, созданные в сфере влияния Устюга на протяжении XVIII столетия, раскрывают его значение как центра крупной по территории и незаурядной по художественному уровню региональной школы русского барокко. А в качестве послесловия хочется добавить, что ещё многое продолжает открываться в этой теме с новой, неожиданной стороны. Так, изучая каменные храмы, мы узнали, что существует предположение о «Верхнетоемском» стиле деревянного храмового зодчества (14). Это может стать продолжением данного исследования и целью новой экспедиции.
IV. Список использованных источников и литературы:
Опубликованные источники:
Выголов В. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования.- М.: Наука, 1980., с. 123-125.
Зайцев В. Тотемское барокко / С. Зайцев // Русская Америка. – Вологда, 1994. - № 1. – с. 18-20.
Каптиков А.Ю. «Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье в контексте Устюжской школы зодчества XVII века», 2013 г.
Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №16. - Прибавления. - С. 472.
Хрусталёв А.Н. Достояние веков: Страницы истории Николаевской церкви (1773-1781 гг.) в деревне Комарица Котласского района Архангельской области. Котлас. 2010. – ил.: 180 стр.
Литература:
Большой энциклопедический словарь, Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2000 г. ISBN 5-85270-160-2.
Интернет-ресурсы:
«Барокко в архитектуре русской провинции». Студми. Учебные материалы для студентов (info{aт}studme.org) © 2013 – 2018. (https://studme.org/1325062127943/kulturologiya/barokko_arhitekture_russkoy_provintsii).
Бокарёв А. Храмы России. Церковь Воскресения Христова в Пермогорье, 2013 (http://temples.ru/card.php?ID=19817).
Материалы из википедии. Двинская треть. (https://ru.wikipedia.org/wiki)
Мародный каталог православной архитектуры (http://sobory.ru/lib/slovar.html).
Одинцов Г.В. Словарь архитектурных и церковных терминов (http://temples.ru/dictionary.php).
Сайт Виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской. Храмы-мученики Красноборского, Котласского района. (http://arhispovedniki.ru/).
Электронное периодическое издание «Храмы России» (http://temples.ru/).
Электронный ресурс сайта: http://www.xn--80arjgt.xn--p1ai.
Все фотографии, использованные в работе и приложениях, – авторские, кроме фото 3, 5, 7. Также представлены фотографии из фондов, стендов Верхнетоемского краеведческого музея (рис. 6), Великоустюжского историко-культурного музея-заповедника (Приложение 3, фото 1).
V. Приложения
Приложение 1.
Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (вопрос 1-6)
Приложение 2.
Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (вопрос 7-8)
Таблица 1. Архитектурные стили европейской России VII – XIX веков.
Нарышкинский стиль (или московское барокко) Строгановский Тотемский Устюжский |
сер.17 – н.18 в 17-н.18 18 век сер.17 – 18 век |
Москва, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Филях Нижний Новгород, церковь Собора Пресвятой Богородицы Тотьма, церковь Входа Господня в Иерусалим Великий Устюг, церковь Илии Пророка |
Самобытный стиль,. Имеет несколько провинциальных «школ» Пятиглавые храмы с пышным дробным барочным декором 5-главые храмы напоминают корабли, богатый, с «клеймами», устремлённость ввысь 17 в. – кубический пятиглавый храм с приделами, колокольней и обходной галереей. В 18 веке – трапезный храм с продольной осью и ярусным четвериком |
|
Классицизм |
к.18-н. 19 вв |
Москва, церковь Мартина Исповедника |
Арки, колонны, треугольные фронтоны, килевидные закомары. |
Приложение 3.
Рис. 1. Объекты маршрута полевой экспедиции.
Фото 1. Карта Устюжских земель в экспозиции музея г. Великий Устюг.
Фото 2.
Таблица 2. Результат стилизации храмов маркерным методом
Приложение 4.
Таблица 2. Результат стилизации храмов маркерным методом
(Пояснения: ф-филенки, б-бровки, п-пилястры, с-сандрик, колок – колокольня)
Архитектурные элементы церквей Двинской трети
(источник: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий.)
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. (Фото 3. Пилястры Ильинской церкви Великого Устюга. Фото 4 и 5. Пилястры Ярокурской и Черевковской церквей).
Фото 3. Фото 4. Фото 5.
Сандрик, карниз - архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом в виде небольшого карниза, малых фронтонов, имеющих различные очертания. (фото 6, 8 -. Фронтоны оконных проёмов церкви в с. Черевково. Фото 7 – сандрики окон церкви Николы Гостунского в Великом Устюге))
Приложение 5.
Фото 6 фото 7 фото 8
Розетка - Декоративный мотив в виде круглого цветка с одинаковыми лепестками. Филёнка - выделенные профилированными рамками участки стены. Картуш - элемент декора в виде щита либо свитка с закрученными краями. (фото 9 – филенки в Черевковской церкви, фото. 10 – картуши в Комарице, фото. 11 – розетки в Ярокурье.
Фото 9 фото 10 фото 11.
Фронтон - Треугольное, полукруглое, лучковое завершение кладки стены.Замковый камень - клинчатый камень в вершине арки, а также имитирующий его элемент посредине перемычки наличника или проема. (фото 12 – фронтон храма и имитация над арками окон «под замковый» камень в Туровце, фото 13 – фронтон колокольни в Комарице, фото 14 – фронтон фасада в Шеломя)
Фото 12 фото 13 фото 14