Родники детства. Село Волчьи Ракиты

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родники детства. Село Волчьи Ракиты

Ремпель  Э.В. 1
1Филиал МБОУ «Славгородская СОШ» - «Максимовская ООШ»
Ремпель  О.И. 1
1Филиал МБОУ «Славгородская СОШ» - «Максимовская ООШ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проблемы.

Тему для нашей исследовательской работы мы выбрали не случайно. Что побудило нас к ее созданию? Что значит для всех нас наша малая родина, наше, милое душе и любимое сердцем, родное село.

Проблема снижения изучения прошлого родного края, истории, культуры и традиции народов малых сёл на Алтае в наше время беспокоит очень большое количество людей. Мы и не замечаем, что с годами история нашей страны, малой родины утрачивает свое значимость и важность, молодежь мало знакома с истоками культуры своих предков.

Поэтому целью нашей исследовательской работы является исследование культурных традиций и обычаев, уклада жизни немцев, проживавших в селе Волчьи Ракиты.

В ходе работы мы постарались решить следующие задачи:

1. Изучить историю создания сельского немецкого поселения Волчьи Ракиты на Алтае

2. Проанализировать литературные источники

3. Познакомиться с семейными традициями жителей села немецкой национальности

4. Провести интервьюирование бывших жителей села Волчьи Ракиты

5. Восстановить план местности села Волчьи Ракиты

Объект исследования: село Волчьи Ракиты.

Предмет исследования: исчезнувшие деревни Немецкого района.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.

Методы исследования:Анализ источников информации, изучение архивных данных, интервью с бывшими жителями, сбор фотографий, экскурсия на место деревни. Сроки исследования: 3 года.

Причины заселения Западной Сибири

В конце 19 столетия началось добровольное заселение Сибири немецкими крестьянами. В 1888 году немецкие колонисты с горной стороны Поволжья отправились в Кулундинскую степь, чтобы разведать, можно ли вообще и где именно поселиться в этой степи. Имена этих первых разведчиков в архивах не сохранились.

В те времена, когда первые переселенцы поселились в Кулундинской степи, это была дикая местность. В степи необходимо было устроить пашни, что требовало не только много труда и усилий, но и финансов, потому что степные просторы были бесплодными и пустынными. Не хватало и питьевой воды. Сначала переселенцы жили в землянках, в которых в долгие зимние месяцы было очень холодно, и многие в них замерзали. К этим трудностям прибавлялась еще и опасность различных эпидемий, таких как тиф, оспа, скарлатина, жертвами которых в основном становились дети. Время от времени приходилось менять первоначальные места поселения, потому что сложно было найти подходящую питьевую воду. Другую опасность представляли собой дикие животные и недовольные соседние кочевые народы. Первые годы были чрезвычайно трудными для переселенцев.

Министерство сельского хозяйства под руководством министра Петра Столыпина в своё время было инициатором законом от 19 июня 1904 года о заселении Западной Сибири немецкими и русскими крестьянами.29 По исторической статистике, в результате так называемой Столыпинской сельскохозяйственной реформы, которая с 1904 по 1914 год активно претворялась в жизнь, в Славгородском уезде было основано более сотни немецких деревень. Но с началом Первой мировой войны заселение полностью прекратилось. В 1912 году был образован Подсосновский округ, в который входило 19 деревень, в том числе и село Волчьи Ракиты. В конце 1914 года в Кулундинской степи насчитывалось 126 немецких деревень с 47000 жителей и 346000 десятин земли. 35

Но прошло время и маленькие деревеньки в Славгородском и Немецком районах прекратили свое существование. Так в 1964 году вышел указ о ликвидации села Волчьи Ракиты.

Родник детства - село Волчьи Ракиты

Моя бабушка, Мина Яковлевна Гапусенко (Миллер) 1951 года рождения, родилась и провела всё свое детство в селе Волчьи Ракиты. С детьми и внуками почти каждое лето она навещала свою малую Родину. От деревни уже ничего не осталось, только заброшенное кладбище, колок, сохранились холмы, на месте которых стояли совхозные постройки. Моей бабушке очень нравилось бывать в этих местах. Воспоминания о прошлой жизни для нее как глоток волшебного омолаживающего лекарства, которое лечило душу и сердце.

Из воспоминаний о малой Родине

О культурных традициях и обычаях, об укладе жизни немцев, проживавших в селе Волчьи Ракиты мне рассказала моя бабушка. Её рассказ и лёг в основу нашей исследовательской работы. Вот что она мне рассказала: «Мой дедушка, Гергерт Иван Яковлевич (31.05.1887 года рождения), и бабушка, Гергерт Мария Вильгельмовна (15.11.1887 года рождения), были самыми первыми переселенцами из Саратовской области села Алтенхоуф. Они пришли в Сибирь пешком в 1910 году, им было всего по 23 года. В 1911 году у них родился первый ребенок – дочь Мария. Всего у них было пятеро детей: три дочери и дав сына, среди них и моя мама. Название села Волчьи Ракиты, по рассказам старожил, произошло от места строительства села. На этом месте был большой пустырь, заросший густой и высокой травой. Там водилось много волков. Мама рассказывала , когда она была маленькая, волки часто подходили к жилым землянкам и заглядывали в окна.

Село Волчьи Ракиты было небольшим, примерно 55-60 жилых дворов. Каждая семья держала корову, овец, кур, гусей, уток и свиней. Сельчане разводили домашних животных, поэтому они были привязаны к хозяйству и не могли его оставлять без присмотра надолго. Корову каждый день до половины шестого утра надо было подоить и выгнать в стадо. Около девяти часов вечера стадо возвращалось домой. Пока хозяйка подоит корову и накормит всю остальную живность, было уже 11 часов вечера. Так женщины летом с 8 до 23 часов были заняты работой в селе и дома. Большинство жителей Волчьи Ракиты там и родились, выросли и никогда не имели возможности поехать в отпуск. Даже если кто-то и мог бы себе это позволить в материальном плане, его руки были связаны личным подсобным хозяйством. Таким образом, многие жители села ничего в своей жизни не видели, кроме деревни.

В селе жили казахи и немцы. В 1955 году казахи уехали из села, остались жить только немцы.

В селе была своя конеферма, коровник, небольшой кирпичный завод, кузня и столярный цех.

Строили дома из самана. Саман делали из соломы и глины. Народ жил дружно, в строительстве жилья все помогали друг другу. Дома у людей были небольшие: комната, кухня, кладовка и сени. Во дворе почти у каждого хозяина была построена летняя кухня, а в кухне находилась большая печь для выпечки хлеба. В комнате стояли кровати, родительская кровать была железная, а детские кровати и люлька были деревянные. Всю мебель в доме отец делал своими руками. Кровати на день в комнате «наряжались»: застилались светлым ситцевым покрывалом и повсюду вешали кружевные занавески, подушки укладывали одна на другую, на них были надеты вышитые наволочки, на быльцах завязывались цветные атласные ленты. Также в комнате стоял сундук, в котором хранилась одежда всей семьи, на стене крепили вешалку, или просто вбивали гвозди, чтобы вешать пальто и фуфайки. На стенах в комнате висели семейные портреты в рамочках или красивые вышитые салфетки. На окнах вышитые или выбитые белые ситцевые занавески. На кухне стоял большой обеденный стол, лавочки и табуретки. На стене висел шкаф для посуды, сделанный из досточек. В углу на кухне стоял отцовский рабочий стол, на котором находились рабочие инструменты. Печь топилась зимой соломой, кизяком, лозой. Материалы для топки печи готовили летом. Во дворе были колодцы, одним колодцем пользовались несколько семей. Воду брали, чтобы поить скотину, поливать огороды.

Телевизора и радио в то время не было, часы и те были не в каждом доме. Поэтому длинными зимними вечерами люди ходили друг к другу в гости. Женщины делились опытом вязанья и вышивания, мужчины вязали корзины из лозы и делали метелки. Все девушки и женщины могли шить себе наряды, вязать, прясть на прялке овечью шерсть, вышивать гладью.

Центром нескольких сел было село Подсосново, как говорили наши родители «центральная усадьба». В «центральной усадьбе» был большой колхозный сад, в котором росли яблони. Осенью рабочим выдавали положенное количество яблочек на трудодни. Каждая хозяйка варила варенье, смешивая тыкву, морковку, свеклу, яблочки, и долго варила, без добавления сахара. Сахар в то время был роскошью и продавался в магазинах большими и очень твердыми кусками. Еще в магазине нашего села был выбор ситцевой ткани в больших рулонах, продавали мыло, но только хозяйственное, сигарет в то время еще не было, а был табак , расфасованный в коричневой бумаге, одна расфасовка стоила 6 копеек. Продавались сухофрукты, конфеты - леденцы в железных баночках и конфеты карамельки - подушечки в картонных коробочках, 100 граммов стоили 12 копеек.

В селе праздновались праздники, но нам детям особенно нравились Рождество и Пасха. На Рождество обязательно стряпали пряники из специального теста различной формы в виде сердечек, куколок, петушков, лошадок. Хозяйки варили компот. На Пасху красили яйца, стряпали «куха». Яйца красились в тайне от детей, с вечера, накануне Пасхи, все дети делали себе «гнездышко» и ставили шапки , утром вставали и находили в них крашеные яйца . Сколько было радости, веселья! Мы выбегали на улицу, обменивались с друзьями и соседями красивыми яйцами.

Меню немецких семей состояло из молочных блюд, готовили штрудель, галушки, шницуп - суп из сухофруктов с галушками, нудельсуп - суп из лапши с курицей, пекли часто кухе (кребл) – вергуны.

В селе была небольшая школа, состояла из двух кабинетов, в одном кабинете занимались ученики 1 и 3 классов, в другом - 2 и 4 классы. Была учительская и там же, в учительской, находилась школьная библиотека, далее коридор, тут же стояли деревянные вешалки, чтобы вешать пальто, и маленькая веранда. Все отапливалось двумя печками. К школе была пристроена комната для проживания учителей. Местных учителей у нас не было, поэтому приезжали каждый год новые молодые девушки, но почему-то больше чем на один год не задерживались. В Волчьих Ракитах жители к учителям относились с уважением, мы их считали грамотными культурными людьми, учитель на селе был уважаемым человеком. После четырех лет учебы в родной школе, мы стали учиться в селе Подсосново. Подсосновская школа состояла из десяти классов. Нам до Подсосново надо было добираться шесть километров. Мы, ученики, весной и осенью, сколько погода позволяла, ездили в школу на велосипедах, а зимой нас возил гусеничный трактор: цепляли к трактору деревянную будку на полозьях, снаружи закрывали дверь, чтобы мы не смогли их открыть и никого из детей по дороге не потеряли. Мы в этой будке толкались, баловались, пели песни. Была прекрасная пора. В Подсосново ученики жили всю неделю в школьном интернате, по 30 девчонок в одной комнате. Жили дружно, делились карандашами, ручками, тетрадями. Воспоминания о том времени самые хорошие.

В Подсосново первое и второе поколение говорили на диалектах, которые они привезли с Волги. И только родившиеся в Подсосново после 1925 года жители стали говорить на своем едином, сложившемся с течением времени диалекте. Жители очень ревностно следили за тем, чтобы сохранить свой родной язык, и поэтому старались говорить как можно больше на родном диалекте. А в школе на уроках говорили на русском языке. На уроках труда нас учили шить, вышивать, вязать. Ещё мы посещали фермы, где рабочие учили нас доить коров, поить телят и многое другое.

В то время выучиться на какую либо профессию подростку из деревни было трудно, транспорта доступного, чтобы попасть в город не было. Поэтому в основном после школы оставались в родных селах, работали на разных деревенских работах и потом создавали свои семьи. В деревне жили все свои люди, текучести уезжающих и приезжающих людей почти не было.

В селе был клуб, туда один раз в неделю приезжал киномеханик и крутил кино. В кино ходили все вместе, и дети, и взрослые. Детский билет стоил 5 копеек, взрослый - 20 копеек. Местная молодежь под руководством учителей устраивала концерты, в которых были сценки, стихи, песни на русском и немецком языке. Возле клуба родителями была построена большая качеля, днем качалась детвора, а ближе к вечеру молодежь. Возле деревни был березовый небольшой колок, дети очень любили проводить там время. Мы делились на две команды и играли в прятки, строили шалаши. Сидя в шалаше, придумывали разные рассказы и истории-страшилки, пугая друг друга. Так мы жили до 1964 года. В 1964 году вышел указ о ликвидации маленьких деревень.45 Наше село не исключение тоже попало под ликвидацию. Помню, как взрослые собирались на улицах кучками, вечерами ходили друг к другу в гости и обсуждали этот вопрос, что всем придется уехать из села. Все понимали, что деревня исчезнет с лица земли. Отец рассказывал, что никто из сельчан не хотел уезжать, покидать родные места. Но из «центральной усадьбы» приехали люди, увезли весь скот, забрали электростанцию. Люди остались без работы и электричества, и потихоньку стали уезжать из села. Мои родители не поехали жить в Подсосново, нам всем было очень жаль уезжать из деревни, из своего дома. Наш дом был новым, прожили мы в нем только два года. Один год готовили строй -материал, второй год строили . Мой папа был хорошим кузнецом, об этом знали многие руководители близлежащих колхозов. К нам приехал председатель колхоза «Путь-Ильича» из села Максимовка. Я помню, как за нами и за нашими вещами приехали машины. Мама стояла во дворе нашего дома, и пятеро ее детей прятались за ее спиной. Мама сильно плакала, не хотела уходить с родного двора, и дети плакали. Папа тоже сильно переживал, но приказным тоном сказал, что нам пора ехать. Была я тринадцатилетним ребенком и уже тогда четко понимала, что покидая свой дом в Волчьих Ракитах, уже никогда сюда не вернусь. Мне сейчас 63 года, но я помню расположение села, как стояли фермы , березовый колок, где проходило детство, кирпичный завод, школа, клуб, склады, старая не рабочая ветреная мельница, помню одноклассников , подружек. Итак, 1 апреля 1964 года села Волчьи Ракиты не стало, для нашей семьи началась совсем новая жизнь.»

Население села

Население села составляло 278 человек, взрослое население- 95 человек, пенсионеры-19 человек, дети-164 человек.

Село было небольшое, но красивое. В деревне было 6 домов старой постройки, а остальные дома новой постройки. Так же был клуб, магазин школа, склады, ток, кирпичный завод, летний тракторный парк, баня электростанция, коровник, конеферма, телятник, овчарня, откормочник. В Волчьих Ракитах было 63 жилых двора.

Список жителей

1. Эрмиш Екатерина - Разнорабочая, дети -2

2. Гуменшаймер Эмма – Разнорабочая, дети - 3

3. Гуменшаймер Иван - Разнорабочий

Гуменшаймер Амалия - Домохозяйка, дети -2

4. Гуменшаймер Карл - Скотник

Гуменшаймер Катя – Домохозяйка, дети - 3

5.Вагнер Екатерина – Разнорабочая, дети - 1

6.Гуменшаймер Федор - Чабан

Гуменшаймер Гермина - Домохозяйка, дети - 8

7.Вамбольт Сара - Телятница

Вамбольт Екатерина - Пенсионерка, дети - 3

8.Гуменшаймер Федор - Механизатор

Гуменшаймер Анна – Домохозяйка, дети - 3

9.Франк Ева - Пенсионерка

10.Фишер Данил - Чабан

Фишер Мария - Домохозяйка, дети - 3

11.Штраух Александр - Механизатор

Штраух Ольга - Домохозяйка

Штраух Малужа, дети - 4

12.Вольф Фрида – Телятница, дети - 3

13.Вольф Александр - Пенсионер

Вольф Амалия - Пенсионерка

Вольф Фрида - Разнорабочая

14. Школа

15.Склад

16.Миллер Лиза - Пенсионерка

Миллер Ирма - Доярка

17. Миллер Владимир - Скотник

Миллер Ольга - Доярка, дети - 3

18.Лангольф Яков - Механизатор

Лангольф Роза - Домохозяйка

Брак Роза - Пенсионерка, дети - 8

19.Лангольф Герберт - Разнорабочий

Лангольф Клара – Домохозяйка, дети - 2

20.Лангольф Андрей - Плотник

Лангольф Фрида – Домохозяйка, дети - 3

21.Склад

22.Шенгальс Андрей - Разнорабочий

Шенгальс Мария – Домохозяйка, дети - 4

23.Варкентин Арон - Бригадир

Варкентин Лиза - Швея

24. Штраух Петр - Конюх

Штраух Эмма – Домохозяйка, дети - 4

25.Кнауб Христьян - Разнорабочий

Кнауб Эмма - Домохозяйка, дети - 4

26.Штраух Андрей - Скотник

Штраух Роза – Домохозяйка, дети - 3

27.Триблан Петра - Пенсионерка

Триблан Эльга - Доярка

28.Франк Александр - Разнорабочий

Франк Роза – Доярка, дети - 3

29. Магазин

30.Штраух Эдуард - Разнорабочий

Штраух Дора - Домохозяйка, дети - 2

31.Штраух Андрей - Разнорабочий

Штраух Роза - Домохозяйка, дети - 3

32.Миллер Андрей - Механизатор

Миллер Мария - Домохозяйка

Миллер Мария - Пенсионерка, дети - 4

33.Баус Василий - Рабочий молоканки

Баус Лиза - Домохозяйка, дети -1

34. Штраух Андрей - Дояр

Штраух Лиза - Домохозяйка, дети - 5

35.Штраух Каспар - Разнорабочий

Штраух Лиза - Домохозяйка, дети - 4

36. Беккер Мария - Пенсионерка

37.Арнольт Федор - Разнорабочий

Арнольт Мария - Домохозяйка, дети - 2

38.Штраух Екатерина - Пенсионерка

39.Штраух Карл - Разнорабочий

Штраух Роза - Домохозяйка, дети - 4

40.Миллер Лиза - Разнорабочая, дети - 2

41.Штраух Филипп - Разнорабочий

Штраух Лиза - Домохозяйка, дети - 7

42.Гуменшаймер Лиза - Разнорабочая

43.Вельш Федор - Плотник

Вельш Лиза - Домохозяйка

Вельш Екатерина - Пенсионерка, дети- 8

44.Вельш Паулина - пенсионерка

45.Вельш Андрей - Разнорабочий

Вельш Мария - Домохозяйка, дети - 6

46.Гуменшаймер Андрей - Разнорабочий

Гуменшаймер Анна - Домохозяйка, дети - 4

47.Штраух Иван - Разнорабочий

Штраух Екатерина – Продавец, дети - 1

48.Гуменшаймер Александр - Ветеринар

Гуменшаймер Нюра – Домохозяйка, дети - 2

49.Штраух Андрей - Разнорабочий

Штраух Мария - Домохозяйка

Штраух Екатерина - Пенсионерка, дети - 3

50.Кузница

51.Столярная мастерская

52. Клуб

53.Склад

54.Баус Андрей - Почтальон

Баус София - Домохозяйка

55.Баус Иван - Разнорабочий

Баус Мария - Доярка

Баус Мария - Пенсионерка, дети - 2

56.Гуменшаймер Карл- Разнорабочий

Гуменшаймер Лиза - Домохозяйка

Гуменшаймер Яков - Пенсионер

Гуменшаймер Катя - Пенсионерка, дети - 2

57.Штумбергер Екатерина – Телятница, дети - 1

58.Миллер Яков- Кузнец

Миллер Фрида - Домохозяйка, дети - 5

59.Шеллер Герман - Механизатор

Шеллер Лиза – Домохозяйка, дети - 4

60.Эрмиш Владимир - Разнорабочий

Эрмиш Мария - Телятница

Гуменшаймер Эмилия – Пенсионерка, дети -3

61.Беккер Владимир - Разнорабочий

Беккер Эльвира - Домохозяйка, дети - 2

62.Штраух Андрей - Чабан

Штраух Эрна – Доярка, дети - 2

63.Вагнер Иван - Разнорабочий

Вагнер Амалия - Домохозяйка, дети - 3

64.Вамбольт Яков - Механизатор

Вамбольт Лиза - Домохозяйка, дети - 4

65.Вамбольт Екатерина - Пенсионерка

66.Штраух Филипп - Разнорабочий

Штраух Мария - Домохозяйка, дети - 4

В деревне люди все делали сами и среди жителей были мастера своего дела. Отец Мины Яковлевны Миллер Яков Яковлевич был отличным кузнецом. Штраух Филипп, был мастер копать колодцы. Лангольф Андрей занимался резьбой по дереву. Баус Елизавета была прекрасная портниха.

Заключение

Написав исследовательскую работу нам удалось достигнуть поставленной цели и выполнить поставленные во введении задачи:

1. Изучили историю создания сельского немецкого поселения Волчьи Ракиты на Алтае.

2. Проанализировали литературные источники по данной теме.3. Познакомились с семейными традициями жителей села немецкой национальности.4. Провели интервьюирование бывших жителей села Волчьи Ракиты.

5. Восстановили план местности села Волчьи Ракиты.

Таким образом, написав исследовательскую работу, стало понятно, что истоки тех жизненных сил, которые движут нами, те родники, которые питают душу, родом из детства. И нам, живущим в современном мире, необходимо знать и помнить культурные традиции, обычаи, уклад жизни наших предков.6

Источники и список литературы

Источники

Гаусенко М.Я., 1951 года рождения, г.Славгород, село Максимовка, ул.Новая 10/1

Список литературы

  1. Гринемаер Я.Я. Мое Подсосново. Альманах. Барнаул. 2012. С.12-30.
  2. Козлов Ю.Я. Наш общий дом. Барнаул. 1988.
  3. Малиновский Л.В. История немцев в России. Барнаул. 1996

Приложение 1

Первые переселенцы

Приложение 2

В таких землянках переселенцы пережили первую зиму

Приложение 3

Мина Яковлевна Гапусенко (Миллер)

Приложение 4

Мина Яковлевна навещает свою малую Родину

Приложение 5

Заброшенное кладбище села Волчьи Ракиты

Приложение 6

Территория села Волчьи Ракиты

Приложение 7

Колки

Приложение 8

Первые переселенцы из Саратовской области села Алтенхоуф (1910 год)

Гергерт Мария Вильгельмовна

(15.11.1887)

Гергерт Иван Яковлевич (31.05.1887)

Приложение 9

Гергерт Мария Вильгельмовна, её дети и внуки

Приложение 10

На строительстве дома из самана в 1950-х годах

Приложение 11

Жилой дом, крытый камышом (1954 год)

Приложение 12

Убранство дома переселенцев

Приложение 13

Рабочие села Волчьи Ракиты при изготовлении топки для печей

Приложение 14

Прялка (1935 год)

Приложение 15

У стен школы 4 класс (1962 год)

Приложение 16

Мина Яковлевна и её подруга (1963 год)

Приложение 17

Доярки (1956 год)

Приложение 18

Сельская свадьба (1953 год)

Приложение 19

Сестры Миллер: Эмма и Ирма

Приложение 20

Жители села Волчьи Ракиты (1960 год)

Приложение 21

План села Волчьи Ракиты

Просмотров работы: 162