Обращение счетных жетонов на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири в XVIII веке

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обращение счетных жетонов на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири в XVIII веке

Макова Ю.А. 1
1ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова г. Сарова Нижегородской области
Столяров И.В. 1
1ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова г. Сарова Нижегородской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы

Изучить роль счетных жетонов – счетных пфеннигов [1] в истории и жизни народов Западной Европы и России в XVI – XVIII веках, наиболее подробно рассмотреть их роль в экономической жизни Западной Сибири и культурно-бытовом укладе народов Поволжья XVIII века.

Основные задачи

 

Изучить и классифицировать конкретный счетный жетон.

 

Изучить на основе исторических, литературных, архивных материалов роль счетных жетонов – счетных пфеннигов в истории, жизни, счете народов Западной Европы и России в XVI – XVIII веках.

 

Наиболее подробно рассмотреть их роль в экономической жизни Западной Сибири и культурно-бытовом укладе народов Поволжья XVIII века.

Методы исследования

 

Изучение исторических, литературных, архивных материалов.

 

Посещение Мордовского объединенного Республиканского краеведческого музея им. И.Д.Воронина (г. Саранск), использование в работе архивных материалов из собраний краеведческих музеев.

 

Работа с экспонатами.

Новизна и актуальность

Новизна и актуальность данного исследования заключается в том, что исторические исследования по счетным жетонам практически отсутствуют. Всего одна книга И.Руденко «Нюрнбернские счетные жетоны» [2], изданная в Ростове-на-Дону в 2012г., посвященная счетным жетонам Германии, которая вышла ничтожно малым, в 300 экземпляров, тиражом, и ряд статей [3-8], в которых рассматриваются достаточно узкие проблемы данной темы.

Что касается данного жетона, то он чеканился в бронзе или латуни, информация о том, что жетон выполнялся из такого драгоценного металла, как серебро, согласно [2], по-нашему мнению не верна. Наборы (обычно комплект состоял из 100 штук) счетонов из серебра или золота дарились к Новому Году (сложилась такая традиция) уважаемым лицам или, даже — сотрудникам самих финансовых организаций в качестве поощрения и оплаты. Выпускать такие наборы для подарка, как нам думается, было бессмысленно, так как в XVIII веке исторических событий внутри самой Германии хватало. И выпускать их как медали — к какому-либо событию тоже не имело никакого смысла. Также мы не согласны и с определением по [2] данного жетона как жетона Анны Иоанновны, так как общеизвестно, что главное отличие производства нюренбергских жетонов от французских и датских заключалось в том, что они никогда не чеканились по заказу государства [3].

Основные результаты

В ходе проведенного исследования, был не только точно определен и каталогизирован данный жетон времен Анны Иоанновны, а также изучена история той мало известной войны XVIII века на основе капитального труда [9], но и сделан ряд выводов:

 

Счетные жетоны в Западной Европе применялись для подсчетов с помощью счетной доски и существовали уже в средние века в Италии, Франции, Нидерландах и Германии [10,11].

 

В середине XVI века счетные жетоны приобретают наибольшую популярность, именно в это время Нюрнберг становится безоговорочным лидером в их чеканке. Несмотря на то, что монетных мастеров, выпускавших счетные пфенниги, было много, в их производстве доминировали четыре семьи (фирмы) - Шультес, Краувинкель, Лауффер и Лауэр [12].

 

В России для счета они не применялись, так как на Руси существовал «костяной» и «дощаный» счет. Но в Россию они завозились большими партиями в качестве сувениров и пользовались спросом у русских купцов, которые в Сибири обменивали их на драгоценный мех, поэтому они в большом количестве и встречаются в погребальных памятниках Западной Сибири [13-14].

 

В конце XVI в. роль счетных жетонов изменяется: с распространением арабских чисел появляются письменные методы счета, и необходимость в жетонах для осуществления математических операций отпадает. Однако даже после того, как счетные пфенниги утратили свое прямое назначение, их продолжали чеканить и использовали в качестве игральных марок. Кроме того, в XVI веке жетоны нередко использовались для пропаганды определенных политических лозунгов, идей, а также для прославления деяний какого-либо монарха.

 

В XVII–XVIII веках счетные жетоны в большом количестве попадали в Россию, где были излюбленными элементами декора женских украшений народов Поволжья, Урала и Сибири. В XIX веке в России они уже почти не встречаются, т. к. были вытеснены большим обилием «лубочных» жетонов российского происхождения [15], а также специально выпускаемыми украшениями многочисленными российскими мастерскими, например Л.Д.Кучкина и др.

6. Счетные жетоны представляют собой еще мало изученную тему, но поражают обилием исторических фактов, связанных с ними, а также имеют большой искусствоведческий интерес.

Результатом исследования является исследовательская работа, посвященная роли счетных жетонов в истории и жизни народов Западной Европы и России, которая снабжена богатым иллюстративным материалом, а также обзор материала, связанного с историей одного жетона и его исторической эпохи.

Основная часть

1. Жетоны и счетоны

Счетный пфенниг - счетный жетон (нем. Rechenpfennig, Raitpfennig, франц. gectoir, jeton, англ. counter, исп. contador, гол. legpenning), металлическая марка для (принятых в древности и в средних веках) подсчетов с помощью счетной доски (абака), пришедшей на смену камушкам или жетонам из кости, в том числе слоновой. Счетные пфенниги существовали уже в средних веках в Италии (Флоренция, Венеция), Франции, Нидерландах; с начала XIV века в Нюрнберге их стали изготавливать мастера-специалисты (нем. Rechenpfennigmacher, Flinderleinschlger), а с конца XV века также в Халле, Баварии, Австрии, Чехии, Саксонии, Эйслебене и т.д. На счетных жетонах очень часто встречались сведения и изображения, относившиеся к политическим и историческим событиям, так как они, имея хождение среди широких кругов населения, служили носителями информации. Особенно ярко выступает политическая направленность счетных пфеннигов периода раннебуржуазной Нидерландской революции; так, на них встречаются изображения казни графов Эгмонта и Горна (1579), гибели испанской Армады (1588), борьбы Нидерландов за свободу вероисповедания и национальную независимость. Часто на них изображался счет на счетной доске, чтобы таким образом способствовать ее распространению; нередки также символы счастья и торговли. В период с XVI по XIX век нюрнбергские счетные пфенниги распространились по всей Европе главным образом потому, что чеканились уже только в меди или латуни и часто были подражаниями известных иностранных монет (Франции и Нидерландов). Их чеканкой занималась главным образом основанная в 1700г. фирма Лауэр [1].

Счётный жетон (счетон или счетный пфенниг) — это одна из удачнейших попыток человечества обойти свои физиологические ограничения при осуществлении своего стремления объять необъятное. При этом связь с человеческой физиологией ярче всего выражается именно при счете с помощью счетонов, ведь в его основе лежит пятеричный счет, то есть досчитал свои персты до пяти, получил одну пядь, перешел на порядок выше.

Средневековый счетон очень похож на монету, но не имеет номинала, сделан из меди, бронзы, латуни, реже — из свинца, серебра или золота. Существуют и биметаллические, например, с центром из меди и ободом из латуни, они выглядят очень эффектно. Тому, что они сохранились в таком количестве, способствовало отсутствие интереса тех, кто извлекал выгоду при переплавке более дорогостоящих металлических изделий. Утверждают, что свинцовые счетоны имеют более позднее происхождение, чем латунные. После 1500г. появляются латунные жетоны с покрытием, например с позолотой.

Счетоны выпускались как государственными учреждениями, так и частными конторами, которым, тем не менее требовалось официальное разрешение властей на такую деятельность, которая всегда регулировалась государством.

Разнообразие счетонов, как официальных, так и частных, бесконечно. Многие схожи с монетами и гравировались теми же мастерами. Для того чтобы предупредить путаницу, на счетонах стояло словесное указание о его назначении. Но во Франции например, в 1362г. был введен запрет на счетоны из серебра, которых стало так много, что они начали конкурировать с деньгами.

Отличительная черта — это малая толщина, 0,5 — 1мм, реже — толще, фактически — это очень тонкая пластинка, а размер варьируется от 6 до 29мм, или, по классификации мэтра жетоноведения Ф. Барнарда от № 1 до № 12, как на данном рисунке. Еще одна отличительная черта — очень малый рельеф, по

которому счетон всегда можно отличить и от монеты, и от медали [10,11]. Это обусловлено их предназначением — постоянно перемещаться и стойко держаться стопками. Высокий рельеф этому помеха.

Изображения на счетонах схожи с изображениями на средневековых монетах, а иногда их копируют, поэтому нередко жетоны изготавливали с отверстием, чтобы исключить соблазн подделок. Это орнаменты: растительные и геометрические, геральдика, эмблемы, бюсты правителей, в том числе и российских, религиозные символы и фигуры, разнообразные мифические персонажи, картины реальной жизни [ 10,11].

Легенды (на самых старинных счетонах их нет) содержат имена правителей и мастеров, даты, лозунги, поговорки, ребусы, фразы из библии, а порой виграют роль декоративной виньетки, выполненной на латыни, ломбардическим, готическим или современным шрифтом.

Самые старинные жетоны грубы выделкой и аскетичны видом. У них нет легенд. Дизайн минималистичен. До XV века с одной стороны чаще всего крест какой-либо формы или изображение какого-либо бытового предмета — ключа, весов, грабель и т.д. и повтор того же символа на обороте. Одинаковые аверс и реверс — это признак старины.

В течение XVI века происходит увеличение типов и усложнение детализации, появляется больше информации, развивается символика, счетоны становятся носителем идеи. По нашему мнению, счетоны и есть предок медалей.

До изобретения винтового пресса в 1561 году, счетоны изготовлялись с помощью двух матриц и молотка.

Важно отметить, что согласно официальной, признанной информации — становление счетонного дела произошло на стыке XV и XVI веков, что счетоны изменялись от простого к сложному, что естественно и верно для развития любого ремесла.

С XV в. жетоны начинают выпускаться в Нюрнберге. Считается, что Нюрнберг был единственным германским городом, в котором чеканились жетоны, но на самом деле это не так. Счетные пфенниги выпускались также в Пруссии, Саксонии, Богемии, известны крупные серии жетонов из Ганновера. Однако за Нюрнбергом оставалась пальма первенства в производстве жетонов. С середины XVI в. этот город стал главным экспортером счетных пфеннигов в другие европейские страны, в том числе и в Россию. Самые ранние серии были представлены в основном небольшими жетонами (приблизительно 2см в диаметре), которые чеканились из латуни. Изображения на них были очень разнообразны. Многочисленные легенды на счетонах указывают, что они использовались именно для счета. Но не только. Наборы (обычно комплект состоял из 100 штук) счетонов из серебра или золота дарились к Новому Году (сложилась такая традиция) уважаемым лицам или, даже — сотрудникам самих финансовых организаций в качестве поощрения и оплаты. Некоторые, особенно в 18 веке и позже использовались в качестве жетонов — церковных или игорных, или выпускались как и медали — к какому-либо событию.

Значительная часть счетонов, обращавшихся в западной Европе, были изготовлены в Нюрнберге. В основном они были грубы по исполнению, легки, тонки и недороги. Расхожая в те времена поговорка «Nuremberg’s hand in every land» («Нюрнберга длань — куда ни глянь!») — еще до того, как сухопутные торговые пути сменились на морские и город перестал быть важнейшим распределительным центром Европы — как нельзя лучше относится к распространению производимых здесь дешевых счетонов. Нюрнбергские жетоны были запрещены во Франции, где имелся конфликт с государственной монополией, но тщетно. Наиболее видный из Нюрнберских мастеров имел производственное отделение даже в Нидерландах.

В середине XVI века счетные жетоны приобретают наибольшую популярность, именно в это время Нюрнберг становится безоговорочным лидером в их чеканке. Несмотря на то, что монетных мастеров, выпускавших счетные пфенниги, было много, в их производстве доминировали четыре семьи (фирмы) - Шультес, Краувинкель, Лауффер и Лауэр. Отметим, что фирма Лауэр существует до сих пор [16]. В это время происходят некоторые изменения в чеканке счетных жетонов - общий облик жетонов упрощается, на многих из них появляется имя мастера. Некоторые серии счетных пфеннигов разных мастеров были очень схожи, при этом внешнее различие было только в легенде, остальные элементы были практически идентичны. Этот вид жетонов был распространен в 1550-1630 гг.

Статистический анализ приведенных ниже данных показывает всплеск количества мастеров в промежутке с ~1540 по ~1605г. и 1740г.[17]. Отметим, что точка «B» приходится на годы Нидерландской революции.

Полный список мастеров Нюрнберга дан в [17]. Главное отличие производства нюрнбергских жетонов от французских и датских заключалось в том, что они никогда не чеканились по заказу государства. Производство счетных пфеннигов было чем-то вроде частного предпринимательства, когда сам мастер выбирал наиболее популярные сюжеты для будущих жетонов, сам чеканил и сам занимался их реализацией. Скорее всего, именно рыночное производство счетных жетонов привело к такому широкому их распространению, как на территории Западной Европы, так и в России - вплоть до Сибири. Как уже упоминалось выше, одной из отличительных особенностей счетных жетонов является указание в легенде имени мастера, который их чеканил. В первую очередь именно эта информация дает возможность датировки жетонов, так как по письменным источникам установлены годы работы большинства мастеров, чеканивших жетоны.

Помимо имени мастера, на счетных жетонах присутствуют элементы, которые позволяют сузить датировку.

В немецком языке до сих пор бытуют поговорки, возникшие в период распространения счетных пфеннигов, например «Rechnung legen» (отчитываться, буквально «класть счет»), «einen Stein im Brett haben» (быть на хорошем счету, буквально «иметь /лишнюю/ шашку на доске») [1].

2. Роль в счетном деле в Западной Европе

Жетоны или счетчики в средневековой Европе использовались в качестве инструмента подсчетов. По средневековой традиции, они всегда были красиво оформлены. Иногда дизайн жетонов имел религиозный оттенок, но, как правило, был связан с именем их владельца. В XVI веке, жетоны использовались в основном для распространения политических идей или прославляли правителей. Важность использования жетонов как средства пропаганды привела к тому, что их продолжали чеканить еще долгое время после того, как перестали использовать для подсчетов.

Во Франции и Нидерландах новый образ жетонов возник в конце XVI века. Жетон стал более похожим на небольшую памятную медаль и рассматривался скорее как предмет коллекционирования. В Германии их судьба была несколько иной. В XVII веке счетчиков становилось все меньше и меньше, они все больше использовались как расчетные единицы в карточных играх. Металлические жетоны чеканились, как и монеты, в основном из меди или латуни, редко из серебра. Золотые жетоны встречаются крайне редко. В основном они были размером 20-28мм. Жетоны меньшего или большего размера использовать в качестве счетчиков было неудобным. Рельеф жетонов всегда низкий для простоты передвижения по плоской поверхности счетной доски. Поскольку жетоны не являлись монетами, на них никогда не указывался номинал.

Вот, как выглядят настоящие счетные столы и скатерти — на средневековых гравюрах [17]:

и в жизни:

Музей искусств и истории (г.Женева) Баварский Национальный музей (г.Мюнхен)

Счетные столы и скатерти средних веков уже в начале прошлого столетия были музейной редкостью, что удивительно, учитывая их широчайшее применение на протяжении с XIII века по Великую Французскую Революцию, покончившую с абаком, как с монархическим пережитком. Правда и то, что ни обычный счетный стол, ни, тем более скатерть, не представляли из себя какой-либо исключительной ценности, чтобы стоило их сохранять на века. Большую их часть, после того, как они отслужили свое, ожидали печная топка или камин.

Столы, кроме, разве бортика по периметру, не дававшего жетонам скатываться, да нанесенной тем или иным образом разметки, вообще несильно отличались от обычных столов. Тем более, что необходимая разлиновка иной раз производилась тут же, например — мелом. В основном это была горизонтальная разлиновка. а вертикальные линии добавлялись по мере необходимости — в зависимости от типа расчетов.

Понимая необходимость проведения большого количество расчетов казны того или иного состоятельного дома, особенно королевского, не приходится сомневаться, что в их бухгалтериях должно было иметься все необходимое и лучшего качества, столы с инкрустацией и всяческими перлами, а жетоны, как известно, использовались серебряные и золотые. Тем не менее, Ф.Бернард к 1916 году, несмотря на все свои тщательные попытки, сумел обнаружить в Европейских музеях всего несколько экземпляров в Германии (Базель, Нюрнберг и Мюнхен).

С абаком и счетными жетонами связаны и такие распространенные теперь слова, как «банк» и «чек». «Банк» по-немецки означает «скамья». Что же общего между финансовым учреждением – «банком» в современном смысле слова - и скамьей? Оказывается, здесь далеко не простое совпадение названий. Абак в форме скамьи был широко распространен в торговых кругах Германии в XV-XVI веках; каждая меняльная лавка или банковская контора прежде всего характеризовалась присутствием «счетной скамьи», - естественно, что скамья стала синонимом банка.

3. О жетоне на взятие русскими войсками крепости Азов в 1736г.

Все мое настоящее исследование началось с одной семейной реликвии, когда в сундуке у своей бабушки я нашла сюлгам, на котором было много монет и монетовидных жетонов, среди которых мое внимание привлек один из них. Он еле держался, и когда я взяла сюлгам в руки, он выпал и остался у меня в ладони. Мне стала интересно, что же это - монета, жетон, или медаль – на одной из сторон которой просматривался грозный профиль российской царицы, а на другой было какое-то изображение. В ходе исследования мне удалось не только разобраться что это такое – а это оказался нюренбергский счетный жетон XVIII века «Победа над турками при Азове», узнать имя его автора Johann Jacob Dietzel, изготовителя - фирму Лауэра, но и историю той мало известной войны XVIII века.

На жетоне — погрудное изображение императрицы Анны Иоанновны (1730 — 1740). Изображение заимствовано с медали 1736 года работы Вестерна по случаю победы над татарами и турками у Азова. Соответственно жетон посвящен взятию русскими крепости Азов в 1736г. во время русско-турецкой войны 1735-1739гг.

Аверс: Российская императрица Анна ИоанновнаANNA.D.G.RVSSOR.IMPERAT (Anna Dei Gratia Russorum Imperatrix - «Анна благодати Божией, императрица России») по окружности бусы в виде рубчика.

Реверс: DONAT VICTORIA TANTA – «Дарована Победа».

Богиня победы, держащая в левой руке пальмовую ветвь, возлагает два лавровых венка на императрицу, сидящую на троне. Подлокотник трона в виде щита с российским гербом. Перед ней два коленопреклоненных турка: одни подносит царице план города, другой, склонившись к ее ногам, повергает бунчук. По окружности бусы в виде рубчика. (В поле, справа, на троне, с прислоненным щитом с малым гербом России, женщина в императорской короне. Слева - две фигуры дары приносящие. Крылатая фигура Виктории венчает императрицу венком.)

Изготовитель: Johann Jacob Dietzel (г.Нюрнберг, Германия)Изготовлен в период с 1739 по 1748 годы.

Что касается данного жетона [18], то он чеканился в бронзе или латуни, информация о том, что жетон выполнялся из такого драгоценного металла, как серебро, согласно [2], по-нашему мнению не верна. Наборы (обычно комплект состоял из 100 штук) счетонов из серебра или золота дарились к Новому Году (сложилась такая традиция) уважаемым лицам или, даже — сотрудникам самих финансовых организаций в качестве поощрения и оплаты. Выпускать такие наборы для подарка, как нам думается, было бессмысленно, так как в XVIII веке исторических событий внутри самой Германии хватало. И выпускать их как медали — к какому-либо событию тоже не имело никакого смысла. Также мы не согласны и с определением по [2] данного жетона как жетона Анны Иоанновны, так как общеизвестно, что главное отличие производства нюренбергских жетонов от французских и датских заключалось в том, что они никогда не чеканились по заказу государства [3].

Наряду с информацией о данном жетоне, я обнаружила информацию о памятной медали, отчеканенной в Западной Европе на эту тему [19].

Западная Европа. Медальер лиц. ст. Петер Пауль Вернер (на обрезе: PPW·). Серебро, 28,16г. Диаметр 43,3мм.

Надписи на об. ст. медали: вверху по окружности — «OCCIDENTEM RESPICIT ET ORIENTEM» (Взирает на Запад и Восток), под обрезом — «PACE EVROP•PROMOTA• / TARTARIS VICT• / TANAI LIBERATO / 1736•» (Сохранен мир Европы, татары побеждены, Дон освобожден. 1736г.).

4. Роль жетонов в России

Что касается России, то счетные жетоны являются оригинальной категорией инвентаря могильников Западной Сибири XVI-XIX вв. Они поставлялись достаточно крупными партиями из Европы в Россию, после чего жетоны следовали в Сибирь, где купцы обменивали их на товары, которые предлагали сибирские аборигены. Для рассмотрения вопросов датировки счетных жетонов необходимо сделать небольшой экскурс в их историю, чтобы глубже понять специфику данного вида источников.

Термин «счетный жетон» заимствован от французского слова «jeter» - толкать, пихать, так как жетоны толкали, двигали по специальной доске (абакус) во время счета. По внешнему облику счетные жетоны похожи на обычные монеты, но они имеют несколько важных отличий. Во-первых, жетоны чеканились из неблагородных металлов (медь, латунь). Во-вторых, на счетных жетонах практически всегда присутствует информация о мастере, который его чеканил. В-третьих, на жетоне, в отличие от монеты, нет обозначения номинала.

В конце XVI в. роль счетных жетонов изменяется. С распространением арабских чисел появляются письменные методы счета, и необходимость в жетонах для осуществления математических операций отпадает. Однако даже после этого, их продолжали чеканить и использовали в качестве игральных марок. Кроме того, в XVI в. жетоны нередко использовались для пропаганды определенных политических лозунгов, идей, а также для прославления деяний какого-либо монарха. Именно эта сторона использования жетонов значительно продлила им жизнь [10].

Монеты и счетные жетоны изначально не были созданы для того, чтобы стать украшением для аборигенных народов Сибири, а имели иные функции, которые они выполняли в России (русские монеты) и в странах Западной Европы (жетоны).

Чаще всего счетные жетоны использовались в качестве украшений, и после смерти их владельца либо укладывались вместе с ним в могилу, либо передавались по наследству.

К концу XVI века они утратили функцию инструмента счета и чеканились уже как дешевые сувениры. И именно в качестве сувениров они пользовались спросом у русских купцов, которые в Сибири обменивали их на драгоценный мех. Очевидно, счетные жетоны недолго задерживались на складах в Нюрнберге и поступали в продажу сразу же после их чеканки. Судя по объемам их производства, это был очень ходовой товар. Очень любопытны в этом плане свидетельства поставки счетных жетонов, которые оставил шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер. В росписи немецких товаров за 1671г. фигурируют «четыре ящика счетных пфеннигов» [20], что говорит о достаточно крупных партиях этих сувениров, ввозившихся в Россию в XVII в. Еще одним свидетельством того, что счетные жетоны ввозились целыми партиями, а не случайно собранными разрозненными экземплярами, служат сами находки жетонов в погребениях. В большинстве случаев в погребениях встречаются счетные жетоны одного мастера и нередко отчеканенные одним и тем же штемпелем [3, 4, 8].

И, наконец, косвенным свидетельством того, что счетные жетоны, которые поступали в Сибирь, не использовались в Европе ни в качестве счетного средства, ни в виде фишек для карточных игр, а поставлялись напрямую на российский рынок, служит почти идеальная сохранность рельефа легенды и изображения жетонов. Абсолютное большинство жетонов из погребений Западной Сибири имеют рельеф легенды и изображений практически идеальной сохранности. Дело в том, что изображения на счетных жетонах имеют много мелких деталей, которые при постоянном использовании (в качестве счетов или карточных фишек) обязательно бы затирались, и в целом были бы видны следы износа.

Оценивая факты, изложенные выше, можно сделать вывод, что, вероятно, большая часть счетных жетонов из могильников Западной Сибири XVI-XIX вв. отправлялась в Россию, а далее в Сибирь через непродолжительное время после чеканки. Вероятнее всего, они не имели хождения на территории Западной Европы, а также вряд ли жетоны долго задерживались на складах.

Находки счетных пфеннигов - уникальное явление для Сибири, так как прежде чем появиться здесь, им предстоял длинный путь из Западной Европы (Германии). Рассмотрим пути проникновения счетных жетонов в Сибирь и приблизительно оценим время, необходимое для транспортировки пфеннигов от места их чеканки до конечного пункта.

Впервые идея проследить пути проникновения счетных жетонов в Сибирь была высказана Б.В. Мельниковым [21].

Условно разделим время проникновения счетных пфеннигов на два периода:

1. Западная Европа - Архангельск (этот город являлся главным центром торговли России с европейскими странами);

2. Архангельск - сибирские города-остроги (Верхотурье, Мангазея, Тара, Нарым, Томск и др.).

Не будем подробно останавливаться на первом этапе, так как транспортировка счетных жетонов из Нюрнберга в Россию, очевидно, не занимала много времени. Уровень развития кораблестроения и навигационного дела в Западной Европе был к этому времени достаточно высок, и корабли могли покрывать значительные расстояния за относительно небольшой интервал времени.

Наибольший интерес вызывают торговые пути на территории России и Сибири, так как большие расстояния и суровые условия климата являлись серьезным препятствием для продвижения русских торговых людей на восток. На основании письменных источников С.В. Бахрушин [22, с. 72-136] выделил три основных пути в Западную Сибирь в XVI - XVII вв.:

    1.  

Печорский «чрезкаменный» путь,

    1.  

Морской путь и

    1.  

Пути по Каме.

Общее протяжение «чрезкаменного» пути от Соли Вычегодской до Березова исчислялось в 1656г. ямщиками в 3000 верст. На прохождение его, по расчету, имеющемуся в «Списке с чертежа Сибирские земли» 1672г., требовалось 13 недель 4 дня [22, с. 73]. На время прохождения морского пути влияло много факторов: погода, наличие попутного ветра, льдов и др., однако в среднем путь «морем-окияном» занимал приблизительно 3-4 месяца [22, с. 89]. Камский путь от Соли Камской до Верхотурья составлял примерно 263 версты. Для прохождения этого расстояния требовалось 810 дней: «зимней порой... приезжают от Соли Камские на Верхотурье в 8 дней, а в которое время и дорога попортится, ино день в 9 или 10» [22, с. 106].

Анализ торговых маршрутов в Западную Сибирь в XVII века показывает, что товары из европейской части России могли попадать в Сибирь за относительно короткое время. Можно уверенно говорить, что время, необходимое для транспортировки счетных жетонов из Западной Европы в г. Архангельск, а затем на сибирский рынок не превышало одного-двух лет.

После попадания счетных жетонов в Сибирь они приобретали функцию украшений. При этом нужно учесть, что традиционные народы Сибири вкладывали в украшения не только эстетический, но и культовый, религиозный смысл. В этнографии сибирских народов есть немало свидетельств о том, что вещи, попавшие в культуру, передавались по наследству как семейные или родовые реликвии. Таким же образом могли передаваться по наследству и украшения, в состав которых входили монеты и счетные жетоны. Вследствие этого они могли оказаться в погребении спустя значительное время после их попадания в культуру. Если они передавались через 2-3 поколения, то это время могло составлять сто и более лет. Об этом свидетельствуют отверстия в счетных жетонах, сделанные для пришивания к одежде. Также нередки находки жетонов в составе сложных украшений, например накосного [23] или головного убора [24].

Несмотря на то, что перечисленные выше факты сужают возможности нумизматических источников для точной датировки, имеется ряд фактов, позволяющих сделать процедуру датировки более четкой. В погребениях Западной Сибири XVI-XIX вв. в обилии встречены предметы русского импорта, которыми в том числе являются монеты и счетные жетоны. С началом русской колонизации на сибирский рынок стала поступать масса разнообразных товаров, которые в литературе объединяют под общим названием - русский импорт. Если в предыдущее время импортные изделия, особенно из металла, доходили до аборигенного населения Сибири в единичных экземплярах, то с приходом русских они стали исчисляться десятками и сотнями (о чем свидетельствуют записи Таможенных книг), значительно расширился и ассортимент товаров. Импортные украшения и предметы быта стали более доступны для аборигенного населения, чем раньше.

Монеты привозились в Сибирь купцами, которые вместе с товаром везли с собой наличные деньги для различных расчетов (таможенных и др.). Считается, что в Сибири купцы редко обменивали серебряные монеты на товары, которые им предлагали сибирские аборигены. Это было невыгодно, и купцы для обмена специально везли с собой массу украшений из более дешевого металла (меди, бронзы, олова). Этот факт подтверждается и археологическими материалами - среди нумизматических находок серебряные монеты встречаются редко, в отличие от счетных жетонов. Третий этап - это время функционирования монет в культуре аборигенного населения Сибири. С одной стороны, монеты, как и счетные жетоны, использовались аборигенным населением Западной Сибири в качестве украшений одежды. С другой стороны, по мере вовлечения в товарно-денежные отношения с русским населением, аборигены воспринимали монеты уже как денежное средство. Об этом, например, свидетельствуют захоронения второй половины XVIII-XIX в., где монеты в основном были обнаружены в области тазобедренных костей с остатками кожаных кошельков [25]. Однако и в первом, и во втором случаях наиболее вероятным является то, что монеты принадлежали погребенному и попали к нему во время его жизни.

В XVIII –начале XIX века российские мастера также включились в производство счетных жетонов – очень выгодной продукции, что поощрялось государством. Политика поощрения базировалась не только на коммерческом успехе данного товара, но и на обеспокоенности правительства за разменные монеты, которые также шли на украшения сибиряков. Продажа жетонов позволила уменьшить поток изъятия монет из обращения [26-29].

В XVII–XVIII веках счетные жетоны в большом количестве попадали на Поволжье и Урал, где были излюбленными элементами декора женских украшений. В XIX веке в России они уже почти не встречаются, т. к. были вытеснены большим обилием «лубочных» жетонов российского происхождения [15], а также специально выпускаемыми украшениями многочисленными российскими мастерскими, например Л.Д.Кучкина и др.

В отличии от счетных пфеннигов, ставших украшением по прихоти сибирских модниц, «лубочные» жетоны изначально производились как украшения. Другая их особенность – чисто российское происхождение. Видимо популярность счетных пфеннигов в известной среде была столь велика, что когда их поступление в Россию сократилось или прекратилось совсем (вероятно - во второй четверти XIX века), русские предприниматели наладили собственное производство доходной продукции. Предположение, что «лубочные жетоны» подражают западноевропейским счетным жетонам, подтверждается близостью размера, веса, применяемого материала и стилистики оформления. Вместе с тем, это российский продукт – сюжеты изображений, применение кириллицы, псевдо легенды, часто совершенно бессмысленные, на счетных пфеннигах нами не встречены. «Лубочными» я называю эти ранние российские жетоны-украшения потому, что по стилю оформления они напоминают неповторимый русский лубок – доступный, понятный, почитаемый простым народом. Среди многочисленных типов русских металлических марок (жетонов) встречаются экземпляры с названием церкви или монастыря и номиналом в копейках.

Марки с названиями церквей представляли из себя своеобразную церковную «мелочь». Ими давали сдачу при покупке прихожанами свечей, просфор и других принадлежностей ритуала при богослужении. При последующих покупках этих предметов в этой же церкви марки принимались как внутрицерковные суррогаты мелких денег. Для некоторых церквей известны также бумажные боны такого же назначения.

Марки с названиями монастырей имели несколько иное назначение. Монастыри служили местом паломничества верующих, привлекаемых сюда различными святынями, хранящимися в этих монастырях. Иногда число паломников было довольно значительным, а особый наплыв паломников был в дни празднования святого, мощи которого были в монастыре.

Особенное место занимают счетные жетоны как украшение мордовских костюмов. Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники [30-32]. Среди мордовских нарядов и украшений очень часто встречаются счетные жетоны, в том числе и нюренбергские, в чем мы и убедились, посетив Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д.Воронина.

Заключение

Выводы

Результатом исследования является исследовательская работа, посвященная роли счетных жетонов в истории и жизни народов Западной Европы и России, которая снабжена богатым иллюстративным материалом, а также обзор материала, связанного с историей одного жетона и его исторической эпохи.

В ходе проведенного исследования, был не только точно определен и каталогизирован данный жетон времен Анны Иоанновны, а также изучена история той мало известной войны XVIII века на основе капитального труда [9], но и сделан ряд выводов:

Счетные жетоны в Западной Европе применялись для подсчетов с помощью счетной доски и существовали уже в средние века в Италии, Франции, Нидерландах и Германии [10,11].

В середине XVI века счетные жетоны приобретают наибольшую популярность, именно в это время Нюрнберг становится безоговорочным лидером в их чеканке. Несмотря на то, что монетных мастеров, выпускавших счетные пфенниги, было много, в их производстве доминировали четыре семьи (фирмы) - Шультес, Краувинкель, Лауффер и Лауэр [12].

В России для счета они не применялись, так как на Руси существовал «костяной» и «дощаный» счет. Но в Россию они завозились большими партиями в качестве сувениров и пользовались спросом у русских купцов, которые в Сибири обменивали их на драгоценный мех, поэтому они в большом количестве и встречаются в погребальных памятниках Западной Сибири [13-14]. Государством поощрялось как производство, так и распространение счетных жетонов, которое базировалась не только на коммерческом успехе данного товара, но и на обеспокоенности правительства за разменные монеты, которые также шли на украшения сибиряков. Продажа жетонов позволила уменьшить поток изъятия монет из обращения [26-29].

В конце XVI в. роль счетных жетонов изменяется: с распространением арабских чисел появляются письменные методы счета, и необходимость в жетонах для осуществления математических операций отпадает. В XVI веке жетоны нередко использовались для пропаганды определенных политических лозунгов, идей, а также для прославления деяний какого-либо монарха.

В XVII–XVIII веках счетные жетоны в большом количестве попадали в Россию, где были излюбленными элементами декора женских украшений народов Поволжья, Урала и Сибири. В XIX веке в России они уже почти не встречаются, т. к. были вытеснены большим обилием «лубочных» жетонов российского происхождения [15], а также специально выпускаемыми украшениями многочисленными российскими мастерскими, например Л.Д.Кучкина и др.

6. Счетные жетоны представляют собой еще мало изученную тему, но поражают обилием исторических фактов, связанных с ними, а также имеют большой искусствоведческий интерес.

Список литературы

 

Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой. / Отв. редактор В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Радио и связь, 1993. — 408с.

 

Руденко И. Нюрбернские счетные жетоны. Россика. Ростов-на-Дону, 2012. – 520с.

 

Спасский И.Г. Счетные жетоны. // Исторический памятник русского полярного мореплавания XVII века. – М. – Л.: Главсевморпуть, 1951, с. 130-138.

 

Корусенко М.А., Милищенко О.А. Счетные пфенниги из памятников в низовьях р. Тара. // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. – Т. 5. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 2002, с. 110-121.

 

Ожередов Ю.И., Смолин А.В. Западноевропейские жетоны из курганной группы Барклай. // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Томск: ТГУ, 1993, с. 101-105.

 

Фролов А.М. Обзор металлических жетонов, выпущенных с 1889 по 2003г. на территории России и СССР. М.: Изд-во «Келла Графикс», 2003. – 47с.

 

Шишкин А.П. Классификация русских жетонов, металлических бон и металлических марок. – Миниатюра, 1994, апрель, вып. №20.

 

Боброва А.И., Пушкарев А.А. Счетные пфенниги 17 века в Нарымском Приобье. // Традиционные культуры и общества Северной Азии с древнейших времен до современности: Материалы XLIV Региональной археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Кемерово, 2004, с. 348–350.

 

Баиов А. К. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоанновны. Война России с Турцией в 1736-1739 гг. СПб.: Электро-Типография Н. Я. Стойковой; Николаевская Академия Генерального штаба, 1906. – 398с.

 

Mitchener M. Jetons, Medallets and Tokens. Vol.1 Mediaeval period & Nuremberg. Seaby, 1988.

 

Jettons or Reckoning Counters. – Режим доступа: http://www.mernicks.freeserve.co.uk/jetton/

 

Jetons – a brief history. 2002. – Режим доступа: http:// users.bigpond.com/gcates/getons/

 

Милищенко О.А. Монеты и жетоны как датирующий инвентарь позднесредневековых поселений и могильников (На примере бассейна реки Тара). Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. – 128с.

 

Пушкарев А.А. Методика датировки погребений с нумизматическими находками из могильников Западной Сибири XVI-XIX вв. // Вестник ТГУ, История, 2012, № 2(18), с. 152-159.

 

http://mdrussia.ru/index.php/topic/9203-старые-жетоны-из-наших-коллекций

 

http://www.ostmedaille.com/index.php?option=com_content&view=article&id=51:l-chr-lauer-nurnberg-w&catid=3:2010-11-17-10-16-14&Itemid=9

 

http://s4erbinin.ru/russia

 

http://www.jetons.ru/catalog/i/76

 

http://www.numismat.ru/au.shtml?au=80&per=&descr=&material=&nominal=&lottype=&ordername=&orderdirection=ASC&num=10&page=12

 

Курц Б.Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915.

 

Мельников Б.В. Поздние погребальные памятники Таежного Прииртышья. // Древние погребения Обь-Иртышья. Омск: Изд-во ОмГУ, 1991, с. 142–156.

 

Бахрушин С.В. Научные труды. Избранные работы по истории Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1955, т. III, ч. 1.

 

Богомолов В.Б., Мельников Б.В. Накосное украшение XVII в. из Черталинского могильника. // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Новосбирск: Наука, 1996, с.49–58.

 

Чиндина Л.А. О ритуальной одежде селькупской женщины XVII века. // Моя избранница наука, наука, без которой мне не жить. (Сборник, посвященный памяти этнографов Г.Н. Грачевой и В.И. Васильева). Барнаул: Изд-во АГУ, 1995, с. 179–187.

 

Боброва А.И. Селькупы XVIII–XIX вв. (по материалам Тискинского могильника). Томск: Изд-во ТГУ, 2007.

 

Спасский И.Г. Русская монетная система. М.: Наука, 1962. – 188 с.

 

Спасский И.Г. Денежная казна. // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века. – Л. – М.: Главсевморпуть, 1951, с. 110-128.

 

Спасский И.Г. Из истории древнерусского товароведения. // КСИИМК, вып 62. М., 1956, с. 45-50.

 

Мельникова А.С., Узденников В.В., Шиканова И.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М.: Стрелец, 2000.

 

Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910.

 

Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.,1973.

 

Мордовский народный костюм. Саранск,1990.

19

Просмотров работы: 620