Иосифо-Волоцкий монастырь - центр просвещения

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иосифо-Волоцкий монастырь - центр просвещения

Коконцева  С.О. 1
1МОУ "Гимназия № 1 г. Волоколамска"
Тимофеева Ж.В. 1
1МОУ "Гимназия № 1 г. Волоколамска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением» А.С. Пушкин.

ВВЕДЕНИЕ

На одном из уроков учительница рассказала намо роли церкви в развитии Древней Руси. Я узнала, что после принятия христианства русский народ начал быстро приобщаться к европейской культуре. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь проникла и славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием, уроженцами греческого города Фессалоники. Церковь заботилась об открытии школ, создании библиотек. Конечно, их число в ту пору оставалось незначительным, но первые шаги к просвещению народа были сделаны.

В нашем Волоколамском крае есть замечательное место – Иосифо-Волоцкий монастырь. Мы с мамой много раз посещали его, любуясь красотой этих мест.Был ли он центром просвещения? Этот вопрос меня заинтересовал, и мы отправились в Теряево искать ответ.

Тема: Иосифо-Волоцкий монастырь – центр просвещения.

Цель: изучить историю Иосифо-Волоцкого монастыря, как центра просвещения.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Используя метод анализа и синтеза обобщить информацию об Иосифо-Волоцком монастыре, как центре просвещения.

3. Ознакомиться с историей возникновения монастыря.

4. Изучить историю основателя монастыря и последователей Иосифа Волоцкого.

5. Совершить экскурсию в музей Библии Иосифо-Волоцкого монастыря.

Объект исследования:Иосифо-Волоцкий монастырь.

Предмет исследования: Иосифо-Волоцкий монастырь – центр просвещения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Над лесом и озером чистымТы, словно виденье, паришь.

И звоном своим колокольнымК себе мою душу манишь.

Тамара Потёмкина

1.Легенда появления монастыря.

Есть на нашей древней волоколамской земле удивительное место – храм красоты и братства. Храм, куда вот уже многие десятилетия всей своей душой стремится русский православный человек, христианин. Сюда он идёт, чтобы мудростью божественной напитать свою душу.

Легенда появления монастыря гласит: когда-то здесь были охотничьи угодья, дремучие леса, болота. Ловчего послали найти место для монастыря и в тот момент, когда он стоял в задумчивости, ударила молния. Все решили, что это сам Господь Бог перстом Своим указал людям место. Вокруг были леса и болота. Тогда случилось второе чудо. Прошла буря и повалила весь лес на этом месте, тогда и начали строительство монахи и послушники. Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием.

Где шумел когда-то бор,

Вырос каменный собор.

Основал его святой,

Окропив святой водой.

Так вырос прекрасный монастырь. Шло время, храмы и стены ветшали, на их месте строились новые. И вот, к концу ХVII века русские мастера построили стены и храмы, которые мы видим сейчас.

2.Монастырь - центр письменности и просвещения

Более 500 лет стоит основанная Иосифом обитель. Много ценного хранит она. Монастырь с первых лет своего существования стал центром письменности и просвещения. На фоне почти поголовной неграмотности населения монахи отличались образованностью и начитанностью.

Время показало: монашество – источник благодатного воздействия на мир, на людей. Сердце России во все века билось в монашеских обителях. При непосредственном усердии Иосифа Церковный Собор 1503г.утвердил право монастырей быть не только центрами просвещения, книгоиздания, но и стать центром милосердия – кормить, содержать убогих, помогать странникам и нуждающимся.

Настоятель Иосифа–Волоцкого монастыря был ревностным сторонником идеи общественного служения Церкви. Им почиталось у монаха «умное делание», «трезвение», «блюдение сердца», занятие «Иисусовой молитвой».

3.Детство Иосифа Волоцкого

Сам преподобный Иосиф с детства тянулся к просвещению. В архиве монастыря я узнала, что в возрасте семи лет он был отдан родителями в Крестовоздвиженский мужской монастырь (который находился на месте Покровского храма в г.Волоколамск) обучаться грамоте. В монастыре жил старец Арсений, который и стал наставником маленького Иосифа. Отрок учился разумно и всех сверстников превзошёл: за один год изучил псалмы Давидовы (Псалтирь), а на другой год изучил все Божественные писания, и во святой церкви был чтец и певец. Он был совсем не похож на других детей. Никогда не баловался, не шумел и не играл в озорные игры. Всё время проводил в храме или за чтением книг. Видя успехи сына и его великое желание постичь книжную мудрость, родители решили продолжить обучение. Они перевели Иосифа в монастырь Пречистой Богородицы, на Возмище, где хранился целый сундук рукописных книг.

Любовь к просвещению составляла отличительнейшую черту в самой натуре преподобного Иосифа Волоцкого. Что тогда разумелось под «просвещением»? Это было именно религиозное просвещение, достигаемое путем обучения грамоте и книжной начитанности. Любимейшим чтением самого преподобного Иосифа были книги Священного Писания, творения святых отцов, жития святых. Это чтение сделало его образованнейшим человеком и плодовитейшим писателем своего времени. Любовь к просвещению воспитывалась как средство, дающее истинную христианскую мудрость и поставляющее на путь истинно добродетельной жизни. Сообразно такому взгляду установилось благоговейное почитание книги. Распространение книг в то время достигалось путем списывания. Процесс переписки получал значение религиозного подвига, за которое переписчик надеялся получить награду от Бога.

4. Иосиф Волоцкий – искусный каллиграф

Преподобный и сам был искусным каллиграфом. По описи 1545 г. числится 11 книг его письма. Творения соединили в себе все то, что впоследствии переродилось в публицистику, историографию, философию, этику, художественное слово.

К концу XVI в. в библиотеке монастыря насчитывалось более тысячи рукописный книг. «Судя по количеству и качеству этих произведений, можно сказать, что ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое мы находим в обители Иосифа» - писал В.О.Ключевский, известный русский историк, писатель, неоднократно работавший в библиотеке монастыря.

Он излагал учение общедоступно, тем книжным языком, который подчинился уже влиянию местного русского языка, между тем, как язык переведенных с греческого книг, не всегда был понятен. Иосиф не мог знать греческого языка, но, с раннего возраста вчитываясь в книги, усвоил все то, чем богата была наша письменность.

5. Учреждение школ для юных монахов

Преподобный Иосиф Волоцкий старался в своем монастыре создать благоприятные условия для книжных занятий. В монастыре была учреждена своего рода начальная школа для юных монахов, которая своим назначением имела обучение правилам общежительного устава начинающих иноков. В этой же школе учились чтению и письму. Известен факт широкого распространения грамотности в обители. Около одного старца собиралась группа учеников, проходивших школу иноческого воспитания. Наряду с назидательными беседами иноки занимались чтением и изучением слова Божия, переписывали книги, составляли сборники.

Священное писание, книги повествовательные и пророческие – в них со всеми этическим подробностями Иосиф передает библейские рассказы.

Он и сегодня учит нас с помощью Библии воспитывать в себе строгость «своих приговоров» и пророческую ревность о Боге. Он в своих писаниях нередко выступает и как историк. Книжная образованность XV в. содействовала распространению познаний о былых временах.

Иосиф стремится воспроизвести и славу отечества, повествует о жизни подвижников русских своего столетия, много пишет о Сергии Радонежском. В течение трех веков (XVI-XVIII) его произведения издавались в большом количестве списков.

Монастыри всегда были центрами духовной жизни, просвещения. Здесь собирались и бережно сохранялись летописи земли русской, образцы духовной литературы. Именно в монастырях зарождалась письменность как часть национальной культуры.

Выполняя завет прп. Иосифа о важном духовно-нравственном и просветительском значении монастырей в жизни страны, 23 августа 1777г в монастыре была открыта официальная (по благословению епископа Феофилакта) школа при монастыре для детей монастырских служителей под присмотром Волоколамских протоиреев, а после – настоятелей монастырских. Она давала начальное церковное образование. Обучение в основном сводилось к изучению Закона Божьего, чтению, письму, началам арифметики. И все-таки это было обучение, потому что большинство детей не могли обучиться даже простой грамоте.

В 1840 году открыто училище для детей монастырских штатных служителей. С большим воодушевлением инокиотносились к книжным занятиям, и нашим монастырям принадлежит первенствующая роль во всей истории древне-русского просвещения.

В 1887 году открыта двуклассная церковно-приходская школа при монастыре, в которой обучались 4 года. Первоначально она размещалась в здании монастырской гостиницы, затем построили новый двухэтажный корпус. Обучалось в этой школе от 95 (1907 год) до 106 (1910 год) мальчиков.

6. Монастырь в годы советской власти

После закрытия монастыря в 1922 году местные органы советской власти распорядились разместить детский дом, где жили сироты, беспризорники и сельскую школу для местных детей в помещениях большого братского корпуса. В течение нескольких десятилетий дети со всех окрестных деревень приходили в монастырь учиться. Так советская власть, быть может, сама того не желая, продолжила дело основателя монастыря преподобного Иосифа – просвещение и благотворительную деятельность.

Из воспоминаний воспитанников:

«Я родилась в деревне Пушкари в 1919 году, через несколько лет умерла мать. Осталось 8 человек детей. Четверых отдали в детдом. Если бы не это, нашей семье не удалось бы выжить».

В период с 1918 по 1930 год из детского дома вышло 2,5 тысячи человек. Это из их числа – замечательные «беспризорники»: почётный гражданин города, краевед А.С.Лейкин, бывший начальник типографии В.М.Крутов, заведующий Волоколамским кинопрокатом Г.И.Платонов и многие другие. Путёвку в жизнь им дал детский дом, расположенный на территории монастыря.

7.Духовное сердце Волоколамского края вновь забилось

В 1989 году усилиями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), который стал настоятелем обители, монастырь был возвращён во владение церкви. 22 июля 1989 г. Владыка совершил освящение монастыря. Вновь забилось духовное сердце Волоколамского края.

После возвращения монастыря Православной Церкви, появился в нем удивительный человек, архимандрит Иннокентий Просвирин. Есть такое старинное мнение: «Свет для монахов – Ангелы, свет для мирян – монахи». Именно таким светом был отец Иннокентий: блестяще образованный историк и богослов, знаток греческого языка. Цель его прихода была предельно конкретна – восстановить просвещенческую миссию монастыря, восстановить библиотеку и создать на ее основе музей Библии. Началась большая работа по подготовке многотомного издания Библии.

8. Открытие музея Библии

Основу фондов музея, который открылся 27 апреля 1991 года, составило собрание книг митрополита Питирима, а практической реализацией этой идеи занимался сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии архимандрит Иннокентий (Просвирнин). После кончины архимандрита Иннокентия деятельность музея была приостановлена.

Силен был дух просветительства Иосифа – силен дух его монастыря.

Благодаря сотрудничеству с профессором МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Поздеевой успешно была осуществлена многолетняя кропотливая работа по созданию новой экспозиции музея Библии, фонды которого за это время пополнились новыми интересными изданиями.

Главной целью создания Музея Библии является просветительская деятельность среди паломников и гостей нашего монастыря. Среди экспонатов издания Библии и библейских книг разных времен и на многих языках, литература по библейской науке и многое другое.

Едва начав действовать, музей привлек к себе внимание и взрослых, и детей.

7 сентября 2015 года, после богослужения в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев возглавили церемонию открытия новой экспозиции музея Библии в стенах обители. Красную ленточку у входа в музей перерезали Святейший Патриарх Кирилл, губернаторА.Ю.Воробьев и наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий (Воронков).

В мемориальном зале, посвященном памяти митрополита Питирима, представлены его библиотека, а также иконы и облачения приснопамятного владыки. Один из стендов зала содержит материалы из коллекции крупного церковного историка и археографа, сотрудника Издательского отдела Московской Патриархии, члена археографической комиссии РАН архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Второй и третий залы музея посвящены темам «Библия в мировой цивилизации» и «Священное Писание и русская святость».В экспозицию входят редкие старинные и современные издания Библии и иллюстрации к Священному Писанию.

9.Просветительская деятельность монастыря в настоящее время

Волоколамцам посчастливилось общаться с митрополитом Питиримом, он помогал проведению в нашем городе Всероссийской книжной выставки. В течение двух недель ежедневно он встречал в зале выставки посетителей, коротко улыбался и начинал свой рассказ.

В 90-х годах прошлого столетия зародилась традиция – проводить на базе монастыря научно-практические конференции по проблемам возрождения духовности и культуры в России. Идея таких конференций принадлежала митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Владыке Питириму.

С благословения Владыки начали свою деятельность воскресные школы.

Забудь на время всю свою тревогу,От жара повседневности остыньИ приезжай кратчайшею дорогойВ Иосифо-Волоцкий монастырь.

Смирнов Павел Андреевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по теме, я достигла поставленной цели: узнала, конечно, не всё, но много нового, интересного из истории монастыря, встретилась с интересными людьми. Изучив литературные источники, побывав в монастыре, в музее Библии, я убедилась, что Иосифо-Волоцкий монастырь во все времена был центром просвещения, служил на благо людям.

Список литературы

Архимандрит Геронтий (Кургановский). Волоколамский Иосифов Второклассный монастырь и его современное состояние. СПб; 1903г.

Волоколамский край, газета № 17, 30 апреля 2009 года

Волоколамский край, газета № 74, 8 октября 2005 года

Волоколамск в очерках краеведов. – М.: Издательский дом «Российский писатель», 2005. – 280 с.: ил.

Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого. Короткие рассказы по житийным клеймам ХVII века. Иосифо-Волоцкий монастырь, 2013, рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ № ИС 13-220-1749

Иосифо-Волоцкий монастырь, книжка-раскраска. Рисунки, оформ., макет:Егасова Н.А.; стихи Морозова Л.А. Иосифо-Волоцкий монастырь, 2004 г.

Летописи Волоколамского Иосифова монастыря, - М., 1988г

Партия иосифлян и ее историческое значения – исследование, Московская духовная академия.

РГАДА, ф.1192, оп. 5.

Просмотров работы: 495