ВВЕДЕНИЕ
«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть изучая предков, узнаём самих себя». В.О.Ключевский
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Каждому интересно узнать и мне тоже, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Цель работы - изучение родословной моей семьи в контексте истории города Котласа.
Задачи работы:
Методы исследования:
1.Опрос и беседы с родственниками
2.Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
3.Анкетирование.
4.Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Предмет исследования: изучение периода жизни семьи Тырбах, связанный с историей Котласа.
Объекты исследования: биография жизни прадеда Тырбах Федора Федоровича.
Практическая часть исследования.
Краткий обзор литературы: статьи СМИ, научная литература, семейные архивы, электронные ресурсы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 Генеалогия
1.1 Генеалогия – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Родословная – это семейная связь поколений, объединенная общим родством, родословие - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
Существует несколько видов родословных: родословная роспись, родословное древо, родословная книга, родословная таблица.
«Генеалогическое древо» — так называют схематическое древовидное изображение родственных связей, где у «корней» расположен родоначальник, а «ветви» представляют линии его потомков.
В генеалогии возможны два направления исследования: восходящее и нисходящее. [9]
При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до наших дней.
Сначала я решил провести опрос многих своих знакомых и друзей на тему «История моей семьи». Я задавал такие вопросы: Знаком ли ты с историей своей семьи? Кто тебе её рассказал? Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»? Проанализировав результаты опроса, я сделал вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.
1.2 Мой прадедушка Тырбах Федор Федорович – немец. Мне стало интересно, как, почему и откуда в России появились немцы. Почему прадедушка оказался в Котласе? Изучая исторические материалы я узнал, что немцы на русской земле селились издавна.
4 декабря 1762 года российская императрица Екатерина II (немка по национальности) подписала Манифест, разрешающий иностранцам беспрепятственно селиться на необжитых территориях России. В манифесте Екатерина II обещала землякам лучшую жизнь, гарантировала переселенцам земли, свободу от налогов, от любой трудовой и военной повинности. Большие группы немецких крестьян превратили пустынные земли по обе стороны Волги в плодоносные земли и цветущие сады.
В 1923 году была образована Автономная советская социалистическая Республика /АССР/ немцев Поволжья. Центром являлся город Энгельс.
В конце 30-х годов поволжских немцев коснулись репрессии. В ходе коллективизации и так называемого раскулачивания в 1929-1930 годах мужчины-колонисты в первую очередь были депортированы на Крайний Север и в Сибирь. С началом Великой Отечественной войны немцев подвергли массовой депортации – в Сибирь, Алтай, Казахстан. 28 августа 1941 года Президиум Совета СССР издал Указ о "выселении" немцев из Поволжья. После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья.
ГЛАВА 2 Жизненный путь моего прадедушки
2.1 Тырбах Федор Федорович
Мой прадедушка – немец с Поволжья. Родился он в семье Тырбах Федора Адамовича и Амалии Готлибовны 7 января 1921 года. Семья проживала в селе Нейн-Шульц Мариентальского контона Саратовской области. Всего в семье было 6 детей: Эмма, Богдан, Федор, Андрей, Лена, Катя. (Приложение 2)
Волей судьбы в тяжелый 1930 год семья оказалась в городе Котласе Архангельской области. Высланные из южных областей немцы жили в холодных шалашах. Тяжело заболела и умерла Амалия Готлибовна. Было очень голодное суровое время. Вспоминая это время, у нашего прадедушки, Тырбах Федора Федоровича дрожал голос и на глаза наворачивались слезы. Будучи уже взрослым человеком он не мог сдерживать свои эмоции. Но и в таких трудных условиях люди продолжали жить, надеяться, верить в лучшее, любить. Наш прадедушка встретил прабабушку, Выгузову Валентину Михайловну и 12 ноября 1940 года они поженились. (Приложение 3)
И опять тяжелые испытания посылает судьба - война. Долгих четыре года. Прадедушка прошел через трудармию, спецпоселение, разлуку с семьей. А затем мирная жизнь. [7]
В семье Тырбах пять детей, все девочки: Надежда, Елена, Людмила, Нина, Ирина. Родители сумели сохранить добрые теплые отношения и воспитать достойными гражданами своей страны. Все дочери хорошо учились, (Елена окончила школу с серебряной медалью), были пионерскими и комсомольскими активистами. Всем детям родители помогли получить высшее образование. Прадедушка - профессионал своего дела. С 1956 года работал в Котласском речном порту на плавучем кране № 210 старшим крановщиком. Областная газета «Речник Севера» писала «В 1981 году за достигнутые успехи во всесоюзном социалистическом соревновании экипаж плавкрана № 210 награжден почетным вымпелом Министерства речного флота РСФСР, ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота. Коллектив крана перевыполнил план и получил сверхплановую прибыль в размере 14310 рублей. Тырбах Федору Федоровичу присвоено звание лучшего портового рабочего Министерства речного флота». [2]
К любой работе относился ответственно, с душой, внес много рационализаторских предложений, которые улучшали работу коллектива. Был требователен к себе и другим. Моего прадедушку ценили и уважали. За свой добросовестный труд он награжден медалями и имеет много Почетных грамот. Награжден знаком «Ударник девятой пятилетки», медалью» за доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью «Ветеран труда».
С 1960 года семья жила на Гвардейской (район в г. Котласе). В деревянных домах не было центрального отопления, не было водопровода, приходилось носить воду, топить печки. Прадедушка вставал утром очень рано и выполнял всю мужскую работу по дому, оберегая дочек и мою прабабушку от тяжелых домашних дел.
В 1986 году Федор Тырбах вышел на пенсию и посвятил все свое время семье - жене, детям, внукам. (Приложение 3)
С прадедушкой всем было интересно, он был большим выдумщиком: рассказывал захватывающие сказки, придумывал интересные игры. Всегда был в курсе всех школьных дел своих дочерей. Знал всех друзей дочек по именам. Он был немногословным, но всегда выслушает, даст мудрый совет. Всех научил играть в шахматы и тренировал зрительную память. Дома устраивал шахматные турниры, тем самым учил соревноваться, уметь проигрывать, радоваться победам. Моя прабабушка Валентина во всем поддерживала его. Она хорошо пела и играла на гитаре, поэтому все ее дети очень любят петь. Прабабушка выразительно читала, была прекрасным рассказчиком, учила этому своих дочерей, а затем и внуков. Все это будило воображение, воспитывало фантазию и творчество.
Прадедушка был очень строгим и добрым одновременно. Всегда спокойный, уравновешенный, он никогда не повышал голоса и, одного его взгляда было достаточно, чтобы понять, что ты не прав. Он никогда не пропускал школьных родительских собраний, был председателем родительского комитета школы. Наш прадедушка был скромным, позитивным, оптимистичным человеком, с тонким чувством юмора, тактичным, аккуратным, любил порядок во всем.
Вместе они прожили больше полувека. У наших прадедушки и прабабушки пять внуков и четыре внучки. Они пронесли через годы свою любовь, уважение, заботу друг о друге.
В семье моей бабушки Бачуриной (Тырбах) Елены Федоровны и дедушки Бачурина Владимира Григорьевича два сына Сергей и Федор. Бачурин Федор Владимирович, названный в честь моего прадеда, мой папа. [8]
ШЕСТЬ ПОКОЛЕНИЙ СЕМЬИ:
I п. Я – Бачурин Максим Федорович
II п. Бачурины Анастасия Зияддиновна (мама) и Федор Владимирович (папа)
III п. Бачурины Елена Федоровна (бабушка) и Владимир Григорьевич (дедушка)
IV п. Тырбах Валентина Михайловна (прабабушка) и Федор Федорович (прадедушка)
V п. Тырбах Амалия Готлибовна(прапрабабушка) и Фридрих Адамович (прапрадедушка)
VI п. Тырбах Анна Мария (прапрапрабабушка) и Адам Фридрихович (прапрапрадедушка)
Я составил генеалогическое древо по линии папы (приложение 5)
Среди учеников нашей школы я провел анкетирование: 1. «Знаешь ли ты историю своей семьи, где познакомились твои родители?» 2. «Как зовут твоих прабабушку и прадедушку?» 3. «Хотел бы ты узнать историю своей семьи»
Из 26 учеников моего класса на первый вопрос – 11 человек ответили – знают. Из 27 человек 8 «Г» 24 человека – знают. На 2 вопрос в 3 «В» классе знают – 12 человек, а в 8 «Г» - 22 человека. На 3 вопрос 3 «В» ответили да – 23 человека, а в 8 «Г» - 27 человек
Анкетирование показало, что интерес к своему роду большой, чем дети старше, тем больше знают и хотят узнать свои корни. Анкета подчеркнула актуальность темы моей работы. (Приложение 4)
2.2Толкование имён моей родословной.
Работая над родословной, я столкнулся с новыми именами. Захотел узнать их значение.
Во все эпохи имена играли существенную роль в общении людей. Поэтому и невозможно представить лексику какого-либо языка без имен собственных; изучение истории языка должно включать и изучение истории имен.
В наши дни имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда. Раньше ответственным делом выбора имени ведала церковь. Имя давалось при крещении в зависимости от того, память какого святого отмечалось в этот день.
А ведь от имени человека зависит очень многое. Имя несет в себе разную информацию, и даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение персоны. Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума. [3]
Я начал составлять словарь имен нашей семьи, который будет пополняться:
Адам: человек; буквально – вылепленный из земли или из глины (имя Адам еврейского происхождения)
Амалия: трудолюбивая, деятельная, очень усердная. (древнегерманские корни)
Анна: – 1) грациозная, миловидная; 2) благодать, милостивая (имя Анна древнееврейского происхождения).
Богдан: данный богом (имя Богдан славянского происхождения
Готлиб: Оно состоит из двух немецких слов: Gott – «Бог» и lieben – «любить» (буквально – «Бог любит»).Фридрих: имеет немецкие корни, образовано из двух частей «friedlich» (мирный) и «ric» (богатый, могущественный, также - лидер). Поэтому имя Фридрих часто переводят как «мирный король», «мирный лидер». Это имя носили многие германские короли.Эмма: льстивая (имя Эмма греческого происхождения).
Анастасия – воскрешая (греч.)
Елена – солнечная (греч.).
Валентина: - сильная, здоровая (имя Валентина латинского происхождения).
Владимир:властелин мира (имя Владимир славянского происхождения).
Максим: величайший (имя Максим латинского происхождения_)
Федор — «Божий дар» (греч.) [9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Изучил происхождение имён и фамилий своего рода. Узнал нелегкую судьбу немцев во время войны.
Я горжусь тем, что такой замечательный, добрый, умный человек, мой прадедушка Федор. Я восхищен его биографией, его нелегкой судьбой. Считаю, что у него есть чему поучиться. Я узнал не только факты из жизни судьбы семьи, но совсем по- особенному увидел людей старшего поколения. Я понял, что нельзя создать новый мир, минуя прошлое.
Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилии Бачурины.
Изучение родословной имеет важное значение для понимания роли каждого человека в жизни своей семьи, своего окружения, в истории своего города
Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Электронные ресурсы
Приложение № 1
В процессе работы
Приложение 2
Семья Тырбах
|
Семья Тырбах ( слева на право): Андрей, Федор, Амалия Котлибовна (прапрабабушка), Лена, Анна-Мария (прапрапрабабушка) , Катя, Эмма, Федор Адамович, Богдан. |
|
Молодой прадедушка: Федор Федорович. |
|
Молодые прадедушка Тырбах Федор Федорович и прабабушка Валентина Михайловна. |
Приложение 3
Семья Тырбах
|
Сестры Тырбах: Елена, Надежда, Людмила, Нина, Ирина. |
|
Мой прадедушка Тырбах Федор Федорович, папа Федор Владимирович, родной дядя Сергей и двоюродные братья; сестра моего отца Андрей и Елена Бутаковы и Алексей Загоруйко. |
Приложение 4
Анкетирование
3 класс 8 класс
1 Знаешь ли ты историю своей семьи, рода (Знакомство родителей)
2 Как зовут твоих прабабушку и дедушку?
3 Интересно ли тебе узнать своего рода?