История моей семьи в истории страны

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей семьи в истории страны

Бачурин  М.Ф. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Липатова  Е.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть изучая предков, узнаём самих себя». В.О.Ключевский

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Каждому интересно узнать и мне тоже, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

Цель работы - изучение родословной моей семьи в контексте истории города Котласа.

Задачи работы:

  1. Выявить круг людей, владеющих сведениями о моей семье
  2. Исследовать основы теории родословной.
  3. Собрать исторический материал о моих предках
  4. Выяснить происхождение имён моей родословной.
  5. Составить генеалогическое древо семьи.

Методы исследования:

1.Опрос и беседы с родственниками

2.Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

3.Анкетирование.

4.Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Предмет исследования: изучение периода жизни семьи Тырбах, связанный с историей Котласа.

Объекты исследования: биография жизни прадеда Тырбах Федора Федоровича.

Практическая часть исследования.

  1. Поиск и закрепление истории своего рода.
  2. Воспитание чувств любви и уважения к старшим.

Краткий обзор литературы: статьи СМИ, научная литература, семейные архивы, электронные ресурсы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 Генеалогия

1.1 Генеалогия – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Родословная – это семейная связь поколений, объединенная общим родством, родословие - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

Существует несколько видов родословных: родословная роспись, родословное древо, родословная книга, родословная таблица.

«Генеалогическое древо» — так называют схематическое древовидное изображение родственных связей, где у «корней» расположен родоначальник, а «ветви» представляют линии его потомков.

В генеалогии возможны два направления исследования: восходящее и нисходящее. [9]

При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до наших дней.

Сначала я решил провести опрос многих своих знакомых и друзей на тему «История моей семьи». Я задавал такие вопросы: Знаком ли ты с историей своей семьи? Кто тебе её рассказал? Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»? Проанализировав результаты опроса, я сделал вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.

1.2 Мой прадедушка Тырбах Федор Федорович – немец. Мне стало интересно, как, почему и откуда в России появились немцы. Почему прадедушка оказался в Котласе? Изучая исторические материалы я узнал, что немцы на русской земле селились издавна.

4 декабря 1762 года российская императрица Екатерина II (немка по национальности) подписала Манифест, разрешающий иностранцам беспрепятственно селиться на необжитых территориях России. В манифесте Екатерина II обещала землякам лучшую жизнь, гарантировала переселенцам земли, свободу от налогов, от любой трудовой и военной повинности. Большие группы немецких крестьян превратили пустынные земли по обе стороны Волги в плодоносные земли и цветущие сады.

В 1923 году была образована Автономная советская социалистическая Республика /АССР/ немцев Поволжья. Центром являлся город Энгельс.

В конце 30-х годов поволжских немцев коснулись репрессии. В ходе коллективизации и так называемого раскулачивания в 1929-1930 годах мужчины-колонисты в первую очередь были депортированы на Крайний Север и в Сибирь. С началом Великой Отечественной войны немцев подвергли массовой депортации – в Сибирь, Алтай, Казахстан. 28 августа 1941 года Президиум Совета СССР издал Указ о "выселении" немцев из Поволжья. После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья.

ГЛАВА 2 Жизненный путь моего прадедушки

2.1 Тырбах Федор Федорович

Мой прадедушка – немец с Поволжья. Родился он в семье Тырбах Федора Адамовича и Амалии Готлибовны 7 января 1921 года. Семья про­живала в селе Нейн-Шульц Мариентальского контона Саратовской области. Все­го в семье было 6 детей: Эмма, Богдан, Федор, Андрей, Лена, Катя. (Приложение 2)

Волей судьбы в тяжелый 1930 год семья оказалась в городе Котласе Архангельской области. Высланные из юж­ных областей немцы жили в холодных шалашах. Тяжело за­болела и умерла Амалия Готлибовна. Было очень голодное суровое время. Вспоминая это время, у нашего прадедушки, Тырбах Федора Федоровича дрожал голос и на глаза наворачивались слезы. Будучи уже взрослым человеком он не мог сдерживать свои эмоции. Но и в таких трудных условиях люди продолжали жить, надеяться, верить в лучшее, любить. Наш прадедушка встре­тил прабабушку, Выгузову Валентину Михайловну и 12 ноября 1940 года они поженились. (Приложение 3)

И опять тяжелые испытания посылает судьба - вой­на. Долгих четыре года. Прадедушка прошел через трудармию, спецпоселение, разлуку с семьей. А затем мирная жизнь. [7]

В семье Тырбах пять детей, все девочки: Надежда, Елена, Людмила, Нина, Ирина. Родители сумели сохранить до­брые теплые отношения и воспитать достойными граж­данами своей страны. Все дочери хорошо учились, (Елена окончила школу с серебряной медалью), были пионерскими и комсомольскими активистами. Всем детям родители по­могли получить высшее образование. Прадедушка - про­фессионал своего дела. С 1956 года работал в Котласском речном порту на плавучем кране № 210 старшим крановщи­ком. Областная газета «Речник Севера» писала «В 1981 году за достигнутые успехи во всесоюзном социалистическом соревновании экипаж плавкрана № 210 награжден почетным вымпелом Министерства речного флота РСФСР, ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота. Коллектив крана перевыполнил план и получил сверхплановую прибыль в размере 14310 рублей. Тырбах Федору Федоровичу присвоено звание лучшего портового рабочего Министерства речного флота». [2]

К любой работе относился ответственно, с душой, внес много рационализаторских предложений, которые улучша­ли работу коллектива. Был требователен к себе и другим. Моего прадедушку ценили и уважали. За свой добросовестный труд он награжден медалями и имеет много Почетных грамот. На­гражден знаком «Ударник девятой пятилетки», медалью» за доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения Вла­димира Ильича Ленина», медалью «Ветеран труда».

С 1960 года семья жила на Гвардейской (район в г. Котласе). В деревянных домах не было центрального ото­пления, не было водопровода, приходилось носить воду, то­пить печки. Прадедушка вставал утром очень рано и выполнял всю мужскую работу по дому, оберегая дочек и мою прабабушку от тяжелых домашних дел.

В 1986 году Федор Тырбах вышел на пенсию и посвя­тил все свое время семье - жене, детям, внукам. (Приложение 3)

С прадедушкой всем было интересно, он был большим вы­думщиком: рассказывал захватывающие сказки, придумывал интересные игры. Всегда был в курсе всех школьных дел своих дочерей. Знал всех друзей дочек по именам. Он был немного­словным, но всегда выслушает, даст мудрый совет. Всех научил играть в шахматы и тренировал зрительную память. Дома устраивал шахматные турниры, тем самым учил со­ревноваться, уметь проигрывать, радоваться победам. Моя прабабушка Валентина во всем поддерживала его. Она хорошо пела и играла на гитаре, поэтому все ее дети очень любят петь. Прабабушка выразительно читала, была пре­красным рассказчиком, учила этому своих дочерей, а затем и внуков. Все это будило во­ображение, воспитывало фантазию и творчество.

Прадедушка был очень строгим и добрым одновременно. Всег­да спокойный, уравновешенный, он никогда не повышал го­лоса и, одного его взгляда было достаточно, чтобы понять, что ты не прав. Он никогда не пропускал школь­ных родительских собраний, был председателем родитель­ского комитета школы. Наш прадедушка был скромным, позитив­ным, оптимистичным человеком, с тонким чувством юмора, тактичным, аккуратным, любил порядок во всем.

Вместе они прожили больше полувека. У наших прадедушки и прабабушки пять внуков и четыре внучки. Они пронес­ли через годы свою любовь, уважение, заботу друг о друге.

В семье моей бабушки Бачуриной (Тырбах) Елены Федоровны и дедушки Бачурина Владимира Григорьевича два сына Сергей и Федор. Бачурин Федор Владимирович, названный в честь моего прадеда, мой папа. [8]

ШЕСТЬ ПОКОЛЕНИЙ СЕМЬИ:

I п. Я – Бачурин Максим Федорович

II п. Бачурины Анастасия Зияддиновна (мама) и Федор Владимирович (папа)

III п. Бачурины Елена Федоровна (бабушка) и Владимир Григорьевич (дедушка)

IV п. Тырбах Валентина Михайловна (прабабушка) и Федор Федорович (прадедушка)

V п. Тырбах Амалия Готлибовна(прапрабабушка) и Фридрих Адамович (прапрадедушка)

VI п. Тырбах Анна Мария (прапрапрабабушка) и Адам Фридрихович (прапрапрадедушка)

Я составил генеалогическое древо по линии папы (приложение 5)

Среди учеников нашей школы я провел анкетирование: 1. «Знаешь ли ты историю своей семьи, где познакомились твои родители?» 2. «Как зовут твоих прабабушку и прадедушку?» 3. «Хотел бы ты узнать историю своей семьи»

Из 26 учеников моего класса на первый вопрос – 11 человек ответили – знают. Из 27 человек 8 «Г» 24 человека – знают. На 2 вопрос в 3 «В» классе знают – 12 человек, а в 8 «Г» - 22 человека. На 3 вопрос 3 «В» ответили да – 23 человека, а в 8 «Г» - 27 человек

Анкетирование показало, что интерес к своему роду большой, чем дети старше, тем больше знают и хотят узнать свои корни. Анкета подчеркнула актуальность темы моей работы. (Приложение 4)

2.2Толкование имён моей родословной.

Работая над родословной, я столкнулся с новыми именами. Захотел узнать их значение.

Во все эпохи имена играли существенную роль в общении людей. Поэтому и невозможно представить лексику какого-либо языка без имен собственных; изучение истории языка должно включать и изучение истории имен.

В наши дни имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда. Раньше ответственным делом выбора имени ведала церковь. Имя давалось при крещении в зависимости от того, память какого святого отмечалось в этот день.

А ведь от имени человека зависит очень многое. Имя несет в себе разную информацию, и даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение персоны. Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума. [3]

Я начал составлять словарь имен нашей семьи, который будет пополняться:

Адам: человек; буквально – вылепленный из земли или из глины (имя Адам еврейского происхождения)

Амалия: трудолюбивая, деятельная, очень усердная. (древнегерманские корни)

Анна: – 1) грациозная, миловидная; 2) благодать, милостивая (имя Анна древнееврейского происхождения).

Богдан: данный богом (имя Богдан славянского происхождения

Готлиб: Оно состоит из двух немецких слов: Gott – «Бог» и lieben – «любить» (буквально – «Бог любит»).Фридрих: имеет немецкие корни, образовано из двух частей «friedlich» (мирный) и «ric» (богатый, могущественный, также - лидер). Поэтому имя Фридрих часто переводят как «мирный король», «мирный лидер». Это имя носили многие германские короли.Эмма: льстивая (имя Эмма греческого происхождения).

Анастасия – воскрешая (греч.)

Елена – солнечная (греч.).

Валентина: - сильная, здоровая (имя Валентина латинского происхождения).

Владимир:властелин мира (имя Владимир славянского происхождения).

Максим: величайший (имя Максим латинского происхождения_)

Федор — «Божий дар» (греч.) [9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Изучил происхождение имён и фамилий своего рода. Узнал нелегкую судьбу немцев во время войны.

Я горжусь тем, что такой замечательный, добрый, умный человек, мой прадедушка Федор. Я восхищен его биографией, его нелегкой судьбой. Считаю, что у него есть чему поучиться. Я узнал не только факты из жизни судьбы семьи, но совсем по- особенному увидел людей старшего поколения. Я понял, что нельзя создать новый мир, минуя прошлое.

Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилии Бачурины.

Изучение родословной имеет важное значение для понимания роли каждого человека в жизни своей семьи, своего окружения, в истории своего города

Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Копосов В. Бригадному методу широкую улицу// В.Копосов – Речник Севера. Архангельск, 1981
  2. Г П. Петрова. Невыбранное время нежданная судьба / Г.П. Петрова. – Котлас, 2013. – 176с.
  3. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий / Е.Н. Полякова. - Москва: Просвещение, 1975г.-160с
  4. Флоренский П., Вронский С. Имя – судьба./ П.Флоренский, С. Вронский - Москва Современный писатель, 1993. – 156 с.
  5. Флоренский П., Минцлов С. Тайна имени: сборник / П.Флоренский, С. Минцлов, Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». – 608 с.
  6. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. / Б.Ю. Хигир – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.
  7. Семейный архив Тырбах.
  8. Семейный архив Бачуриных.

Электронные ресурсы

  1. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/. – Заглавие с экрана
  2. Интернет – ресурсы. Словарь русских имён

Приложение № 1

В процессе работы

Приложение 2

Семья Тырбах

 

Семья Тырбах ( слева на право): Андрей, Федор, Амалия Котлибовна (прапрабабушка), Лена, Анна-Мария (прапрапрабабушка) , Катя, Эмма, Федор Адамович, Богдан.

 

Молодой прадедушка: Федор Федорович.

 

Молодые прадедушка Тырбах Федор Федорович и прабабушка Валентина Михайловна.

Приложение 3

Семья Тырбах

 

Сестры Тырбах: Елена, Надежда, Людмила, Нина, Ирина.

 

Мой прадедушка Тырбах Федор Федорович, папа Федор Владимирович, родной дядя Сергей и двоюродные братья; сестра моего отца Андрей и Елена Бутаковы и Алексей Загоруйко.

Приложение 4

Анкетирование

3 класс 8 класс

1 Знаешь ли ты историю своей семьи, рода (Знакомство родителей)

2 Как зовут твоих прабабушку и дедушку?

3 Интересно ли тебе узнать своего рода?

 

Просмотров работы: 4838