"Православные традиции в истории нашего края: почитание православного святого Николая Чудотворца»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Православные традиции в истории нашего края: почитание православного святого Николая Чудотворца»

Сизова Е.И. 1Завьялова А.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Новоталицкая средняя школа"
Косарева О.А. 1Никологорская  И.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Новоталицкая средняя школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Представленная работа является исследовательским творческим проектом, выполненным учащимися 11 класса. Тема недостаточно изучена, но представляет большой интерес, как с точки зрения духовности, так и с исторической точки зрения. Великого православного святого Николая Мирликийского (в России – Угодника или Чудотворца) почитали на христианском Западе, на Востоке и особенно на Руси. Число храмов, посвященных его имени, исчисляется сотнями, в честь святого Угодника называют монастыри, ему воздвигают памятники.

В июне - июле 2017 года в Москву и Санкт-Петербург были привезены мощи святого Николая Мирликийского, одного из самых известных и почитаемых в России святых. На поклонение к мощам святого приехали более 2 млн. человек, в том числе, сотни человек из Ивановской области.В современных условиях культурного и духовного развития России всё больше внимания приковывает к себе история возникновения и условий утверждения православия на Руси. Поэтому немалый интерес вызывают и различные формы почитания православных святых. События лета 2017 года показали, насколько велика вера в известного и любимого в России святого Николая Чудотворца. В связи с этим, у авторов проекта возник вопрос:если даже в современных условиях такое большое количество поклоняются Николаю Чудотворцу, то насколько его имя связано с историей Ивановской земли, имеющей славу не столько христианских, сколько пролетарских и революционных традиций? Тем более, что 20 июня 2018 года исполняется 100 лет со дня образования Иваново-Вознесенской губернии и к истории её развития сейчас приковано большое внимание исследователей.

Авторы работы выдвинули следующую гипотезу:почитание Николая Угодника в нашем крае всегда было настолько велико, что это отразилось во многих аспектах исторического и культурного развития Ивановской земли.

Затем была поставлена цель: выяснить, каким образом в нашем крае отражена связь с верой в православного Николая Чудотворца.

Были сформулированы задачи исследования.

Дидактические задачи:

- активизация творческой деятельности учащихся;

- знакомство с понятием двоеверия, анализ произведений писателей ХIХ века с точки зрения проявления в них языческих традиций;

- развивать умение видеть проблему и наметить пути ее решения;

-развитие ключевых компетенций обучающихся через самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность;

- формирование исследовательских навыков в ходе практической работы;

-формировать навыки публичного выступления

Методические задачи:

-определить круг источников, содержащих информацию о местах, связанных с именем Николая Чудотворца;

- найти и определить исторические места, постройки, храмы, улицы, источники, связанные с именем Н.Чудотворца;

- выявить свидетельства о чудесных событиях, связанных с именем Николая Мирликийского;

- выяснить, названия каких современных улиц и населённых пунктов нашего края ранее были связаны с именем Святителя Николая;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения перспективы ;

- совершенствовать навыки применения новых компьютерных технологий.

Методы, используемые в ходе проведения исследования: поиск и анализ источников, их группировка и систематизация, сравнение исторических фактов.

Авторы исследования основывали свою деятельность на анализе многочисленных источников. Были привлечены многочисленные фотографии из интернет – ресурсов и личных домашних архивов, найдены документальные подтверждения исследуемых событий, в качестве информативного и иллюстративного источника был исследован Путеводитель по Иванову, в котором содержатся материалы из Ивановского государственного архива. Так же авторы работы сами посетили некоторые места и улицы, связанные с именем Николая Угодника.

Для проведения исследования авторами работы был осуществлён поиск материала, связанного с именем Николая Чудотворца в Ивановском крае. Важным был тот факт, что предстояло найти сведения из прошлого и сопоставить их с современными событиями. Возникла необходимость большое количество собранного материла разделить на группы и систематизировать. Авторы работы решили выделить следующие группы: храмы и монастыри, святые источники, населённые пункты и улицы, свидетельства очевидцев чудесных событий. Авторы не ставили цель охарактеризовать историю возникновения каждого выделяемого объекта, а основное внимание уделили поиску самих объектов. Однако наиболее известным и значимым объектам в исследовании уделено особое внимание. Тем более, что авторы работы проживают в месте связанном с именем Святителя Николая Мирликийского.

Глава 1. Монастыри и храмы.

Конечно, в первую очередь внимание исследователей было обращено на объекты религиозного содержания, ведь речь шла о православном святом. Как оказалось на территории Ивановского края уже в средневековые времена возникли монастыри, связанные с именем Николая Чудотворца. Одним из самых известных и некогда очень богатых монастырей является ныне действующий Николо – Шартомский монастырь в Шуйском районе. [ Приложение 1] Так же были найдены ещё 5 монастырей, в названии которых есть имя Святого Николая: Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь (с. Тимирязево, Лухский район), Николо -Успенский мужской монастырь (Золотниковская Пустынь, Тейковский район), мужской монастырь Животворящего Креста (Ильинский район), Никольский женский монастырь (г. Приволжск), Николо – Борковская пустынь (Холуй). Многие монастыри были разрушены и закрыты в годы советской власти, но начали своё восстановление в 90 – е годы, кроме Николо – Борковской пустыни.[7,8,15 ].

В ходе работы были найдены семь храмов, освящённых в честь Святителя Николая Мирликийского: Никольский храм села Ново-Талицы,храм Святителя Николая Чудотворца село Никольское, ныне восстанавливающийся, храм Николая Чудотворца в г. Приволжске,храм в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровское (зимний придел), храм в Свято-Никольском приходе с. Вознесенье, храм свт. Николая (Вознесения Господня) (недействующий)с.Воскресенское, храм свт. Николая (Воскресения Христова) села Никольское (недействующий) [2,3,8]. Исследователями найдены стихи ивановских поэтов, посвящённые некоторым из этих храмов.[5,11] В 2016 году 5 сентября на улице Ермака в городе Иваново митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил чин закладки храма в честь святителя Николая Чудотворца. Губернатор Ивановской области Павел Коньков, митрополит Иосиф, глава областного центра Алексей Хохлов и председатель Ивановской городской думы Александр Кузьмичев подписали закладную грамоту и вложили ее в капсуле в основание храма. Сейчас строительство храма продолжается. «Строительство крупного Никольского храма служит делу восстановления исторической справедливости, – полагает ивановская митрополия. – В настоящее время в областном центре нет ни одного храма в святителя Николая Чудотворца. Между тем почитание этого великого угодника Божия в Иваново-Вознесенске, как и везде в России, было весьма велико"[6].

Храм святителя Николая Чудотворца села Ново-Талицы Ивановского района.

На улице Цветаевых находится Никольский храм – один из самых старинных на Ивановской земле. Построен он был в 1775 году на средства адмирала Никифора Ивановича Молчанова. Каменный четырехпрестольный храм с колокольней стал украшением села. В холодной части храма устроены приделы в честь Святителя Николая Чудотворца, святого пророка Илии и святителя Димитрия Ростовского, в теплом приделе – престол в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. При Николаевской церкви в 1855 году была построена церковь в честь великомученицы Варвары усердием помещика Петра Кирилловича Меркулова. История храма тесно связана с историей семьи Цветаевых. Отец Ивана Владимировича Цветаева служил священником в Никольском храме больше 30 лет, потом труды его продолжил сын Петр [8] .

Никольская и Варваринская церкви были закрыты в начале 1930-х гг. и приспособлены под хозяйственные нужды. На территории Никольского храма и внутри его располагалось гаражное хозяйство сначала колхоза, затем совхоза. Колокольня вместе с папертью являлась сельским клубом. В кладбищенской церкви был склад горючего. В середине 1970-х гг. комплекс передали местному лесхозу, а в начале 1990-х гг. возвратили Русской Православной Церкви. Первоначально службы шли в Варваринском храме, затем, уже в начале 2000-х, был отремонтирован теплый придел в честь великомученицы Параскевы. Выложен плиткой пол, отштукатурены и побелены стены, устроен временный иконостас. Милостью Божией, в настоящее время заново отстроен купол главного храма, а 10 ноября 2013 года, в день двойного престольного праздника, митрополитом Иваново-Вознесенским и Вичугским Иосифом было совершено освящение новосооруженного Креста Господня, воздвигнутого на купол при большом стечении прихожан и гостей. В текущем году милостью Божией удалось побелить стены в приделе великомученицы Параскевы, обновить богослужебную утварь и престол, приобрести новое паникадило. Труды по восстановлению жемчужины нашего села продолжаются.

Храм Святителя Николая Чудотворца села Никольского Ивановского района.

Церковь Николаевская села Никольское на Молохте построена в 1854 г. помещиком Владимиром Андреевичем Молчановым с прихожанами.

Церковь, колокольня и ограда – каменные. При церкви располагается кладбище. Церковь сделана двухсоставной: главный, холодный храм (то есть тот, в котором совершаются службы в летнее время) отделен проходной аркой от теплого храма (в котором совершаются службы в зимний период).

Всего в церкви освящены три престола:

в холодной части Храма (главный Храм): во имя Святителя и Чудотворца Николая,

в теплой части Храма: правый престол - в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сведения по истории Никольского храма села Никольского, что на Молохте, Ивановского района Ивановской области, клира Никольского храма по исследованию документов фондов Костромской духовной консистории, Костромской казенной палаты, Нерехтского духовного правления, Костромской губернской строительной и дорожной комиссии, Костромского губернского статистического комитета, Костромского строительного комитета, печатные издания из библиотек архива и др.

Род Молчановых был достаточно известен в Костромской губернии, в том числе и потому, что в начале XIX века породнился с родом А.С. Пушкина через брак его двоюродного дяди – Александра Юрьевича с дочерью галичского помещика, титулованного Советника Лариона Васильевича Молчанова – Александрой Ларионовной.

Потомки Лариона Васильевича (в том числе дети и внуки А.Л. Пушкиной) достаточно хорошо изучены костромскими краеведами, но документы по ветвям параллельным его линии, практически, не поднимались (по крайней мере, публикаций об этих Молчановых не выявлено). Понятно, что все затмевало имя Пушкина, и пускало исследователей вновь и вновь по одному и тому же следу. В поисках информации о Владимире Андреевиче Молчанове, устроителе храма в селе Никольское на реке Молохта, дополнительно к уже перечисленным, были просмотрены документы фонда Костромского губернского дворянского собрания, именные указатели к описям фонда Костромского губернского предводителя дворянства, поколенная роспись Молчановых, карточки на представителей этого рода, собранные в личном фонде А.А. Григорова – положительного результата это не принесло. Александр Александрович Григоров – историк костромских дворянских родов подробно этот род не изучал, в других фондах данная информация была утрачена во время пожара в архиве (1982г.).

То, что каменный храм не был первым в селе Никольское подтверждают документы Нерехтского духовного правления, где в ведомости об уездных церквах за 1844 г. значится церковь «Никольская на Молохте, деревянная, при ней по штатному положению священников -1, диаконов – 0, причетников – 2; а по настоящему положению священников -1, диаконов – 0, причетников – 2; в том числе наличных священноцерковнослужителей состоит кончивший курс Богословия (имеется в виду полный семинарский курс) священников – 1, при всех налицо состоящих священноцерковнослужителей находится детей мужеска пола – 1, который не поступил в училище по болезни».

Исходя из этого документа, можно утверждать, что к строительству каменного храма В.А. Молчанов приступил не ранее 1845 г. Документов о строительстве Никольского храма не сохранилось: консисторский архив горел дважды: один раз в конце 1880 года, когда была уничтожена большая часть источников, второй, не менее разорительный – 1982 г., усугубивший последствия предыдущего [7] .

Из церковных ведомостей 1880-х и далее годов видим, что храм был выстроен трехпрестольный: во имя Святителя и Чудотворца Николая (главный, холодный), в честь иконы Владимирской Божией Матери (теплый, на правой стороне) и Покрова Пресвятой Богородицы (на левой стороне). По штату, как и в деревянном, полагались священник и псаломщик, которым полагалось государственное жалованье. В дополнение к этому набегала некоторая сумма с банковских билетов, помещенных причтом в Ивановский общественный банк и скромное вспомоществование от церковных треб.

На средства простых жертвователей сделаны следующие реставрационные работы:

- изготовлены и привезены новые купола - 2010 г.

- установлены новые окна и дубовые двери в холодной части Храма - 2011 г.

- произведен ремонт аварийного основания, а также постройка новой крыши над алтарной частью храма, установлены новые окна в алтаре - 2012 г. [Приложение 7].

На сегодня осуществляется сбор средств на восстановление аварийной крыши и купольного пространства Храма.

Николо-Шартомский монастырь.

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России, полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель. Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель - Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей. Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну. В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 90 – е годы 20 века монастырь вновь начал действовать после периода закрытия в годы советской власти.

Глава 2. Святые источники.

Как оказалось, на территории Ивановской области существует несколько святых источников, названных в силу разных причин именем Николая Чудотворца. Например,Луканинский колодчик в д. Луканино Пестяковского района по преданию находится на том месте, где была обретена икона святителя Николая Угодника Мирликийского [Приложение 4]. Этот святой источник был известен еще с XIV века. По преданию на этом месте была обретена икона святителя Николая Угодника, Мир Ликийского. Сам святой источник в народе называют Луканинский колодчик, и ему пришлось претерпеть много бед за годы своего существования. Так как люди обнаружили, что вода обладает целебными свойствами, сюда круглый год прибывало очень много людей, чтобы помолиться и набрать воды. В военное и послевоенное время число верующих, которые хотели помолиться тут, было настолько велико, что часовня, расположенная рядом со святым источником, не вмещала всех желающих. Однако в 1950-е годы часовня была разрушена. Но к святому источнику все равно продолжали сходится люди. И только спустя 40 лет тут был установлен крест и построена купальня.

Родник, освященный в честь святителя Николая МирликийскогоЧудотворца, известный с давних времён, расположен у храма, в бывшем селе Мельничное, а ныне это улица 2-я Мельничная города Шуя Шуйского района Ивановской области. В 1904 году, о роднике упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. По преданию, в старину здесь была явленаикона святителя Николая Чудотворца. С тех пор источник назвали именем святителя Николая. [6] Краеведами упоминалась древняя чудотворнаяикона Святителя и Чудотворца Николая, находившаяся в церкви Преображения Господня. Гостям города настоятельно рекомендовалось посетить Мельничное, чтобы приложиться к иконе. Одним из известных чудесбыло спасениесела от польско-литовского разорения в начале 17века. Тогда Шуя была полностью сожжена поляками, окрестные селения многократно грабились и горели. О святости источника, свидетельствуют многочисленные случаи чудесных исцелений.[10] Святителю Николаю был посвящён и сам храм, ныне на этом месте церковь.

На территории деревни Сергеевка Кинешемского района, в самом начале оврага, спускающегося к Волге, расположены два святых источника, в 30 м друг от друга, один из них назван в честь святителя Николая чудотворца. В 1916 году над источником стояли часовенка и купальня. Сюда приходили люди, страдающие разными болезнями, чтобы испить святой воды, искупаться и получить исцеление. Святой источник на Пестяковской земле исцеляет душу и тело. По преданию здесь залечивал раны Дмитрий Пожарский. Источник Николая Чудотворца известен с 14-го века. С тех пор, как в нем была найдена икона почитаемого святого, он стал местом паломничества. Многие чудеса исцеления и духовной помощи происходили и до сих пор происходят с людьми, искупавшимися в нем.[10] Об этих источниках известно немного. В 1916 году над источником стояли часовенка и купальня. Сюда приходили люди, страдающие разными болезнями, чтобы испить святой воды, искупаться и получить исцеление

В советский период купальня была разрушена. Вода использовалась для хозяйственных нужд, а часовня у источника переоборудована в обычный колодец с деревянным желобом для вытекающей воды. Крест, венчавший часовенку, был уничтожен.

Однако тропинка на родник не зарастала никогда и была видна в любое время года всем, кто приходил за водой. По свидетельствам старожилов, назван был источник во имя очень почитаемого на Руси святого - Николая Чудотворца.

Шли годы, пролетали десятилетия... Купель затянуло илом, завалило упавшими деревьями, остатки сруба вросли в землю... Почти ничто уже не напоминало о том, что здесь когда-то была купальня для омовения. Овраг со временем превратился в свалку бытового мусора.

Так вырывали у народа память о Святом месте.

Лишь в 1995 году после долгого забвения началось его возрождение, инициатором которого стал Ратушный Анатолий Григорьевич - начальник ТОО ПМК «Решма». На месте сгнившего сруба был установлен бетонный водосборник с отводящей воду трубой.

Глава 3. Населённые пункты и улицы.

Авторы проекта выделили тринадцать населённых пунктов, связанных с именем Николая Угодника. Причём, сегодня в два из них до сих пор в названии сохранили имя Святителя: село Никольское Ивановского района и село Мугреево – Никольское Южского района. Село, в котором живут и учатся авторы исследования (ныне Ново – Талицы) тоже когда –то носило имя Святителя Николая и называлось Николо – Талицы. К числу остальных населённых пунктов, каким – либо образом связанных с Николаем Чудотворцем относятся: село Введенье Шуйского района, д. Песочнево Ивановского района, г.Шуя, п.Золотниковская Пустынь Тейковского района, с. Тимирязево Лухского района, деревняЛуканино Пестяковского района, г. Приволжск, с. Парское Родниковского района, города Тейково и Иваново.

Анализ информации показал, что практически во всех районах нашей области есть населённые пункты, связанные с именем святого Николая. Это говорит о большой любви жителей нашего края к упоминаемому святому и о глубоком его почитании в прошлые века. Село Мугреево - Никольское в Ивановской области Южского района. Согласно найденной грамоте, между 1437 и 1445 годами вотчина Мугреево в составе Стародубского княжества в результате обмена была передана от князей Ряполовских князьям Пожарским. После поражения в первом народном ополчении раненый князь Дмитрий Пожарский был доставлен в Мугреево (Мугреево-Никольское) для лечения ран. Для собрания второго народного ополчения в Мугреево приходили гонцы от Козьмы Минина из Нижнего Новгорода. История села Введенье в Шуйском районе Ивановской области непосредственно связана с Николо-Шартомским мужским монастырём. Точная дата основания монастыря не известна, но предполагают, что это произошло в XIII веке. По преданию, одна благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы, которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии, монастырь был основан иноками, бежавшими из Суздаля после монгольского нашествия. [9]

В 1790 году в селе Никольском помещица Наталья Николаевна Красенская с помощью прихожан построила в селе каменную церковь с колокольней вместо деревянной церкви. Престолов в ней было два: в холодной — в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе — во имя святого мученика Иоанна воина[Приложение 7] .

Но кроме самих населённых пунктов были найдены и улицы, названные в честь Николая Мирликийского. Некоторые из них до сих пор так называются, например, ул. Никольская в селе Ново – Талицы [3], а другие носят современные названия. Оказывается только в Иваново – Вознесенске в 19 веке было несколько улиц, связанных с именем Николая Угодника.[ 2] Например, Проспект Ленина (бывшая Николаевская улица),улица Сарментовой (бывшая Ново-Никольская улица), улица Ермака (бывшая Никольская улица), Театральная улица (бывшая Никольская улица), Ударная улица (бывшая Никольская улица), 4-я Сосневская (бывшая Никольская улица), 4-я Завокзальная (бывшая Никольская улица),улица Фролова (бывшая Николаевская) [ 1,3]. В 1872 году Семёновская улица была переименована в Николаевскую. Названа по религиозным мотивам - здесь располагалась Николаевская церковь. Ныне это часть проспекта Ленина. Ново – Никольская улица название своё получила в 1899 году по религиозным мотивам. Располагалась в местечке Ушаково. Ныне это улица Сарментовой. Никольская слобода возникла в начале XX века на землях пустоши Минеево. Включена в черту города в 1917 году. Её границы проходили по нынешним улицам 1-й и 4-й Слободским, Степана Халтурина и Музыкальной.

5 сентября 2016 года на улице Ермака в городе Иваново митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил чин закладки храма в честь святителя Николая Чудотворца. Губернатор Ивановской области Павел Коньков, митрополит Иосиф, глава областного центра Алексей Хохлов и председатель Ивановской городской думы Александр Кузьмичев подписали закладную грамоту и вложили ее в капсуле в основание храма. Улица, на которой состоится закладка храма, первоначально назвалась Никольской. Она возникла в первой половине XIX столетия, намного раньше, чем сформировался Вознесенский посад, в состав которого она впоследствии вошла. Имя Никольской улица носила на протяжении многих десятилетий. В 1872 году она была переименована во Всесвятскую, в честь придела Всех святых Вознесенского храма.

Никольской тогда стала называться часть нынешнего проспекта Ленина в районе современной Станционной, так как в 1866 году там была построена больница для мастеровых и рабочих с домовым храмом в честь святителя Николая.

В 1927 году Всесвятская улица была переименована в честь партийной клички одного из боевиков ивановской организации большевиков – В.Е.Морозова («Ермака»), застреленного во время большевистского восстания в Москве осенью 1917 года.

Глава 4. Свидетельства о чудесах.

Интересным этапом в ходе исследования стал поиск каких–либо документальных или записанных сведений о чудесах, происходивших в нашем крае и связанных с именем Николая Угодника. Их оказалось не мало. Причём, свидетелями чудес были и простые горожане, и монахини, и нынешний архимандрит Введенского храма г. Иваново Амвросий (Юрасов) [Приложение 5].Описанные события происходили как с конкретными людьми в определённых обстоятельствах, так и с множеством людей в разное время, например, при исцелении от святых источников или при явлении Нерукотворного креста и иконы Святителя Николая. Были обнаружены семь свидетельств, но, возможно, их гораздо больше.

Заключение.

На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что почитание Николая Чудотворца в нашем крае было всегда настолько велико, что это нашло отражение в многочисленных названиях различных культурных, исторических, географических, религиозных объектов, а так же в литературе и воспоминаниях жителей. Объём источников очень большой, поэтому поиск информации авторы исследования будут продолжать. Интересным и неохваченным вопросом остаётся вопрос о наличии чудотворных икон Святителя Николая на территории нашего края.

Результат исследования показал, что гипотеза, выдвинутая авторами работы, подтвердилась, и мы можем убедиться в том, что в богатом революционными историческими событиями Ивановском крае была и остаётся вера в великого христианского святого, поддерживаются и почитаются православные традиции, пришедшие из глубины веков.

Источники и литература. Интернет – ресурсы.

1.Тихомиров А.М. Иваново. Иваново – Вознесенск. Путеводитель сквозь времена.-Иваново;ИД «Референт», 2011.

2. Животворящий Крест Господень в храме святителя Иоана Златоуста села Годеново. Составитель А. Горюнова –Борисова. Переславский Никольский женский монастырь. 2011.

3.Фотографии из личного архива Косаревой О.А.

4. Ивановский край в истории Отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для 9 класса. ИД «Референт». Иваново. 2007.

5. http://semyaivera.ru/2013/12/19/svyatitel-nikolay-gryadet-stihi/ Стихотворения Светланы Бородулиной и Сергея Синявина

6. https://ria.ru/religion/20170521/1494757054.html

7. http://www.vgoroden.ru/novosti/ikona-nikolaya-chudotvorca-s-chasticey-moshhey-prebyvaet-v-leninskom-rayone-id289100

8. http://novotalitsy.cerkov.ru/ Никольский храм села Ново-Талицы

9.https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti Шартомский монастырь

10. http://svyato.info/ivanovskaja-oblast/ Святые источники

11. http://www.stihi.ru/2012/12/26/9544 Посвящение Храму Николая Чудотворца

12. http://www.piter.orthodoxy.ru/ Чудеса

13. http://www.piter.orthodoxy.ru/)

14. http://www.piter.orthodoxy.ru/) Архимандрит Амвросий (Юрасов) Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры».

15. http://semyaivera.ru/2013/12/19/svyatitel-nikolay-gryadet-stihi/

Приложения

Приложения.

Николо-Шартомский монастырь.https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti

Улица Театральная (Никольская) www.photohc.net/

Никольский храм села Ново-Талицы ( из личного архива Косаревой О. А.)

Луканинский колодчик, д. Луканино, Пестяковский район youtube.com›watch?v=5IYpKEUXB3I

5. Свидетельства о чудесах.

1. В тридцатые годы…

« Маме было 16 лет. Отец умер. Осталась старушка-мать, две старшие сестры и брат, которому было около 25 лет. Брат серьезно заболел. Врачи сказали: «Безнадежен, скоро умрет». Мама пошла утром на работу и по дороге взмолилась: «Николай Чудотворец! Подними брата, иначе пропадем от голода: он старший в семье». Обещала пойти в храм и поставить свечку. Возвращается с работы, а брат сидит за столом и ест щи, будто и не болел. А мама забыла поставить свечу, дело молодое – гулянки. Через две-три недели во сне мама увидела старичка. Он сказал: «Молодайка, я твою просьбу выполнил, а ты про обещание забыла. Нехорошо». Мама побежала скорее в храм ставить свечу. Брат жил долго.

Мама вышла замуж, родился сын, который в четыре года умер от скарлатины. Мама, по ее словам, ходила сама не своя. Перед ней в воздухе все время висела черная петля. Мама совала в нее голову, хотела удавиться, но петля исчезала. Однажды во сне увидела того же старичка. Он успокоил: «Молодайка похоронила сына. Не горюй, будет дочка и будет жить долго. Вот, посмотри». Мама увидела умершего сына и меня (примерно двухлетнего возраста). Мы сидели на полу и играли. Мама хорошо запомнила меня. Потом она рассказала обо всем мужу. Они пришли в храм, поставили свечу. А это было в тридцатые годы, когда ходить в храм было очень опасно: могли и посадить. Посещение храма обошлось без последствий, Господь миловал. Через два года родилась я. Мама говорила, что я была один в один как девочка, которую показал Святитель Николай».

Р.Б. Галина, Иваново. (http://www.piter.orthodoxy.ru/)

2. На грани отчаяния.

« Это было во время Великой Отечественной войны. Отца у нас расстреляли коммунисты. Его забрали в 1937 году, в два часа ночи. Когда утром мама пошла узнавать о нем, ей сказали: «Срок заключения – десять лет, пять лет лишения в правах. Переписка с семьей не разрешается. У мамы сразу открылся порок сердца. Нас у нее было восемь человек детей. Но Господь Милосердный стал забирать детей, и нас у мамы осталось двое: моя сестра, 1931 г. рождения, и я, 1935 г. рождения.

Мы жили очень плохо, голодали.

И вот однажды мама продала хлебные карточки на месяц и накупила булавочек, иголочек и других вещей. И поехали они с соседкой в деревню – менять все это на картошку. А дело было ранней весной: таял снег и кругом была вода. Мне тогда было, наверное, лет восемь или девять.

Они наменяли по мешку картошки и поехали домой на санках. Надо было ехать через лес, а время близилось к вечеру. Они думали, что успеют выехать из леса, уже почти проехали его. И вдруг – кругом вода: куда ни поедут, везде по колено. Мама моя все молилась Чудотворцу – Николаю Угоднику. Они с соседкой измучились. Стало уже темно, и они решили дождаться утра. И вдруг слышат: едет телега, и старческий голос понукает лошадей: «Но! Но!» – они обе слышат и друг другу ничего не говорят. Потом совсем близко от них послышался скрип колес – и все затихло. Мама говорит: «Давай посмотрим: может, там есть какой проход». Подошли – а там лежат три широких доски, как мостик; они и проехали. И тогда они поняли, что это был голос св. Николая Угодника.

2. Дело было на Николу зимнего. Мы голодали. Мама лежала больная. Она в отчаянии говорит: «Хоть бы очистки были от картошки!» (мы собирали их на помойке). Мама встала и пошла во двор. У нас во дворе была конура, а собаки не было. И вот мама в этой конуре нашла рукав от фуфайки, принесла его домой и как бы назло говорит: «Сейчас буду работать!» Мы легли спать, но нам не спалось. Мама сидела одна. Слышу, она говорит: «Распорю рукав и состегаю Любе, – значит мне, – шапку». Начала пороть, а сама все молится св. Николаю Угоднику. И вдруг она подходит к нам и говорит: «Люба! Вера! Вставайте! Нам святитель Николай послал подарок!» Смотрим: она держит в руке десятирублевый золотой. Я, ничего не понимая, говорю: «Нашла копейку – и радуется!» Этот золотой был зашит в том рукаве. Мы тогда ее продали, нам дали и муки, и денег. После к нам еще приходили, хотели дать больше, но мы его уже выменяли.

3. Дело было под Рождество Христово; помню, еще шла война. Есть нам было нечего, мама лежала больная. И вот вечером под Рождество мама говорит сестре: «Вера, веди Любу в деревню. Она побегает по домам и чего-нибудь наберет; а ты походи по лесу». Вера стеснялась ходить просить, говорила: «Умру, но не пойду!» А я ради мамы хоть куда могла пойти! Мне было, наверное, лет десять или одиннадцать.

Мы все легли. Я слышу, мама плачет и говорит: «Господи, наверное, для меня и места здесь нет! Забери Ты меня и детей моих!» Было уже поздно, от голода сна нет. Смотрю: мама моя поднялась и вышла в сенцы. Я очень любила маму и поэтому всегда была рядом с ней. Я тоже быстро поднялась. В доме было холодно. Я села в кухне в уголочек на лавку прямо под иконы, здесь же стоял стол. Прижалась и сижу. Зашла мама, принесла кизяки топить печку – и говорит мне: «Зачем ты встала, ведь холодно!» Мама затопила печку, а сама облокотилась на загнетку и плачет.

Вдруг раздался стук в дверь. Мама, не оборачиваясь, сказала: «Кто там? Входите!» Входит старец: такой приятный, такие добрые глаза; крестится на иконы и говорит: «Подайте милостыню, ради Христа!» Мама моя даже не видит, кто зашел, плачет и говорит: «Прости, но у нас нет даже крошки!» Он тогда говорит: «Ну, разрешите мне погреться!» Мама говорит: «Грейся – не жалко!» Он встал рядом со мной. Мама все плачет и не оглядывается, а я думаю: «Может, он что-нибудь даст мне?» Сумки у него не было.

Я смотрю на него – и вдруг у него в руках появился кусок материала и иголка с ниткой; он ниоткуда его не вынимал, он именно появился у старца в руках. И материал был, как на священнических ризах – это я после узнала. Я закричала: «Мама! Мама!» А вылезти не могу: впереди стол, а сбоку он сидит. Тогда только мама поняла и говорит: «Не бойся, сиди спокойно». А он не обращает на меня внимания, сидит спокойно и шьет. Мама подошла и говорит: «Ты что шьешь?» Он говорит: «Сумку». Мама говорит: «Давай я тебе сошью!» Он отдал, и пока мама шила, он все пел ее слова, – те, что она часто повторяла: «Господи, смилуйся надо мной, мне надоело страдать, я не могу смотреть на детей, я больше не могу выдержать!» Я часто слышала, как мама это говорила. Потом старец глянул на нее и говорит: «А Бог заставляет, говорит: «Живи!»» Мама спрашивает: «Когда кончится война?» Он отвечает: «Когда я уйду, когда я приду, когда я приеду»…

Мама сшила ему сумку, а он говорит: «Выверни ее мне, чтобы туда хлеб класть». Встал, перекрестился и пошел. Мама вышла его провожать и, когда вернулась, говорит: «Люба, он исчез в дверях. Ты знаешь, кто это был? И показывает на икону св. Николая Угодника. Я закричала: «Да, мама! ОН! ОН!» И только я это сказала, встает сестра и спокойным голосом говорит: «Люба, скорее одевайся! Пойдем в Ракшу», – это такая деревня. Мама, не веря, что сестра согласилась вести меня в деревню, опять упала перед иконой и стала плакать и благодарить святителя Николая. Мы с сестрой пошли. Она осталась ждать меня в лесу, а я пошла по домам.

Мама учила нас не воровать, и мне это очень пригодилось. Бывало войдешь в дом, а хозяйки нет: она доит корову, а на столе лежит горячая картошка в мундире – ее варили для скота. Встанешь у порога, а рука так и протягивается взять картошку, чтобы съесть. Но тут вспоминаются мамины слова: «Воровать – большой грех!»

Так Святитель Николай сшил нам сумку, и мы все-таки пережили это трудное время, а когда мы с сестрой подросли, мы стали работать в нашем огороде».

Монахиня Ф.,

Ивановская обл.

Перепечатано из народной газеты во славу

Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры»

(http://www.piter.orthodoxy.ru/)

3. Золотой.

« Дело было на зимнего Николу. У нас ничего не было. Мама лежала больная. Она была в отчаянии и говорит: «Хоть бы очистки были от картошки!» Мы собирали их на помойке. Она встала и пошла во двор. У нас во дворе была конура, а собаки не было. И вот мама в этой конуре нашла рукав от фуфайки, принесла его домой и как бы назло говорит: «Сейчас буду работать!». Мы легли спать, но нам не спалось, мама сидела одна, и слышу, говорит: «Распорю рукав и состегаю Любе (это мне) шапку». Только начала пороть, а сама все молится Николаю Угоднику. И вдруг она подходит к нам и говорит: «Люба! Вера! Вставайте! Нам Святитель Николай послал подарок!», – и держит на руке десятирублевый золотой. Я, ничего не понимая, говорю: «Нашла копейку – и радуется!» Этот золотой был зашит в том рукаве, мы тогда его продали, нам дали и муки, и денег, после еще к нам приходили, давали дороже, но мы уже его продали».

Монахиня Ф., Ивановская обл.

Перепечатано из народной газеты во славу

Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры». (http://www.piter.orthodoxy.ru/)

4. « Дело было под Рождество Христово; помню, еще шла война. Есть нам было нечего, мама лежала больная. И вот вечером под Рождество мама говорит сестре: «Вера, веди Любу в деревню. Она побегает по домам и чего-нибудь наберет; а ты походи по лесу». Вера стеснялась ходить просить, говорила: «Умру, но не пойду!» А я ради мамы хоть куда могла пойти! Мне было, наверное, лет десять или одиннадцать.

Мы все легли. Я слышу, мама плачет и говорит: «Господи, наверное, для меня и места здесь нет! Забери Ты меня и детей моих!» Было уже поздно, от голода сна нет. Смотрю: мама моя поднялась и вышла в сенцы. Я очень любила маму и поэтому всегда была рядом с ней. Я тоже быстро поднялась. В доме было холодно. Я села в кухне в уголочек на лавку прямо под иконы, здесь же стоял стол. Прижалась и сижу. Зашла мама, принесла кизяки топить печку – и говорит мне: «Зачем ты встала, ведь холодно!» Мама затопила печку, а сама облокотилась на загнетку и плачет.

Вдруг раздался стук в дверь. Мама, не оборачиваясь, сказала: «Кто там? Входите!» .Входит старец: такой приятный, такие добрые глаза; крестится на иконы и говорит: «Подайте милостыню, ради Христа!» Мама моя даже не видит, кто зашел, плачет и говорит: «Прости, но у нас нет даже крошки!» Он тогда говорит: «Ну, разрешите мне погреться!» Мама говорит: «Грейся – не жалко!» Он встал рядом со мной. Мама все плачет и не оглядывается, а я думаю: «Может, он что-нибудь даст мне?» Сумки у него не было.

Я смотрю на него – и вдруг у него в руках появился кусок материала и иголка с ниткой; он ниоткуда его не вынимал, он именно появился у старца в руках. И материал был, как на священнических ризах – это я после узнала. Я закричала: «Мама! Мама!» А вылезти не могу: впереди стол, а сбоку он сидит. Тогда только мама поняла и говорит: «Не бойся, сиди спокойно». А он не обращает на меня внимания, сидит спокойно и шьет. Мама подошла и говорит: «Ты что шьешь?» Он говорит: «Сумку». Мама говорит: «Давай я тебе сошью!» Он отдал, и пока мама шила, он все пел ее слова, – те, что она часто повторяла: «Господи, смилуйся надо мной, мне надоело страдать, я не могу смотреть на детей, я больше не могу выдержать!» Я часто слышала, как мама это говорила. Потом старец глянул на нее и говорит: «А Бог заставляет, говорит: «Живи!»» Мама спрашивает: «Когда кончится война?» Он отвечает: «Когда я уйду, когда я приду, когда я приеду»…Мама сшила ему сумку, а он говорит: «Выверни ее мне, чтобы туда хлеб класть». Встал, перекрестился и пошел. Мама вышла его провожать и, когда вернулась, говорит: «Люба, он исчез в дверях. Ты знаешь, кто это был? И показывает на икону св. Николая Угодника. Я закричала: «Да, мама! ОН! ОН!» И только я это сказала, встает сестра и спокойным голосом говорит: «Люба, скорее одевайся! Пойдем в Ракшу», – это такая деревня. Мама, не веря, что сестра согласилась вести меня в деревню, опять упала перед иконой и стала плакать и благодарить святителя Николая. Мы с сестрой пошли. Она осталась ждать меня в лесу, а я пошла по домам.

Мама учила нас не воровать, и мне это очень пригодилось. Бывало, войдешь в дом, а хозяйки нет: она доит корову, а на столе лежит горячая картошка в мундире – ее варили для скота. Встанешь у порога, а рука так и протягивается взять картошку, чтобы съесть. Но тут вспоминаются мамины слова: «Воровать – большой грех!»

Так Святитель Николай сшил нам сумку, и мы все-таки пережили это трудное время, а когда мы с сестрой подросли, мы стали работать в нашем огороде».

Монахиня Ф., Ивановская обл. Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры» http://www.piter.orthodoxy.ru/)

5. Монастырь, где происходят чудеса

Есть в Ивановской области святыня, поклониться которой съезжаются из разных уголков нашей страны. Едут сюда люди из Москвы, Ярославля, Владимира, Вологды, чтобы попросить у Бога покоя, счастья и исцеления. И, по словам многих паломников, покой в душе после посещения монастыря действительно восстанавливается…

Место для церкви указал столп света. На границе Ивановской и Ярославской областей, в селе Погост Крест Ильинского района, на высоком холме, который огибает речка Иорданка, располагается монастырь Животворящего Креста Господня.

По легенде именно здесь, на Сахотском болоте, в 1423 году местные пастухи увидели столп света от неба до земли, а в нем Спасителя на Кресте, «яко жив», и стоящего рядом святителя Николая Чудотворца с Евангелием в руке. И услышали пастухи голос Спасителя, что будет на сем месте дом Божий, «а кто с верою сюда приидет помолиться будут многия исцеления и чудеса. Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны», - сказано об этом в житии св. Николая Чудотворца.

Исполняя данное повеление, решили поставить церковь, но не на болоте, где было явление Животворящего Креста, а неподалеку - на сухом месте. Но заложенное основание церкви и все бревна, припасенные для строительства, были чудесным образом перенесены на место явления Животворящего Креста Господня. Этой же ночью посреди болота прошел большой поток, вода собралась в реку, и образовалась суша – гора, на которой строители могли беспрепятственно продолжать свою работу.

Так была поставлена деревянная церковь во имя Чудотворца Николая. Впоследствии воздвигли каменный храм. Однако при советской власти святое место было разрушено, а сам Животворящий Крест после тщетных попыток уничтожить его брошен в болото. Верующие люди Крест сохранили и перенесли в село Годеново Ярославской области, ныне там располагается Храм св. Иоанна Златоуста. После перенесения святыни место сошествия Креста близ села Антушково пришло в запустение.

Восстановление церкви здесь началось только в 1998 году усилиями игумена Бориса Храмцова. Сначала воздвигли часовню, а с 2000 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма, который был отстроен почти заново, так как от прежнего храма, разрушенного большевиками, уцелела лишь часть колокольни. Теперь на этом месте возвышается монастырь Животворящего Креста Господня.

Сюда стекаются паломники со всей России, которые по сложившейся традиции стремятся поклониться как самому Кресту Животворящему в селе Годеново, так и посетить место его явления, тем более что расстояние между ними всего 6 километров.

Крест помогает при раке и бесплодии

Поток паломников в монастырь Животворящего Креста Господня не иссякает в течение всего дня. Люди приезжают сюда на машинах, в составе паломнических туров, стремятся посетить церковные службы во время праздников. Многие едут набрать святой воды из колодца. «Она обладает если не чудесными, то по крайней мере лечебными свойствами», - уверена паломница Людмила, которая вместе с мужем приехала сюда из Москвы, чтобы приложиться к копии Креста Животворящего, которая находится в монастыре. Кроме колодца и Креста в монастыре есть еще одна святыня: в стену алтарной части храма заложен камень, привезенный из Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Среди паломников место сошествия Креста Животворящего известно своими чудесами и исцелениями. В первом построенном на этом месте храме даже существовала книга чудес. Однако во время пожара она сгорела, и с тех пор об исцелениях известны лишь некоторые истории, рассказанные или присланные людьми, исцелившимися после посещения святыни. «К сожалению, у нас подобной книги не ведется, - рассказывает один из насельников обители, - но такие случаи несомненно есть. Например, я слышал историю про мальчика, который был болен раком и не мог ходить, но после посещения Креста пошел на поправку. Сам же я разговаривал с человеком, который рассказал, что они с женой не могли иметь детей, а через год после посещения святыни им был дарован ребеночек».И хотя в монастыре находится копия Креста Животворящего, «она обладает не меньшей целительной силой, чем оригинал. Известны случаи, когда страждущие и беснующиеся получали исцеление, только оказавшись на месте сошествия Креста», - говорит служитель храма.

Тихий, залитый солнцем монастырский дворик, высокая колокольня, уходящая куполом в небо, и неспешно передвигающиеся люди – атмосфера, располагающая к размышлениям, спокойствию и радости. «Мы часто сюда приезжаем именно за успокоением, - говорят паломники из Ярославля Наталья и Валерий. - Наша работа связана с постоянным общением с людьми, и очень важно, чтобы на душе был покой. Тогда и окружающим это передастся». За радостью в душе приехала сюда и паломница из Москвы Надежда. «Может быть, это и не дает физического исцеления, но то, что посещения храма дают радость душевную, я уверена», - говорит она.

Впрочем, такого мнения придерживаются не все. В день моего посещения монастыря людей, кого Крест излечил от болезней, мне встретить не удалось, но то, что люди верят в чудеса святого места, - несомненный факт. У стен монастыря даже образовалась небольшая яма: паломники берут землю, чтобы увезти ее с собой. По свидетельствам летописи чудес, которую ведут инокини в храме св. Иоанна Златоуста в Годенове, исцелить от недуга может даже фотография Креста Животворящего – нужно только в чудо сошествия поверить.

Небольшую горечь в душе оставила дорога, которая со стороны Ильинского узкая, грунтовая. К храму она превращается в проселок, кое-как накатанный через поле, и наверняка непроходимый во время дождей.

http://www.piter.orthodoxy.ru/

6.Поюще твоя чудеса…

« Мой близкий знакомый однажды пребывал в большой скорби. Было это в послевоенные годы. Дело доходило до суда. Но знакомый мой был невиновен и усиленно молился святителю Николаю, чтобы тот оказал ему помощь. Устав, он прилег и только вздремнул, как видит: на небе – великое множество святых людей, и среди них святитель Николай больше всех сияет благодатью и светом. И вот мой знакомый думает: «Какое великое утешение, что у нас есть такой святой, такой великий помощник и защитник!» Проснувшись, он осенил себя крестом и сказал: «Слава Богу! Господь меня помилует». И действительно, Господь защитил и помиловал его.

И еще один случай небесного заступничества святителя Николая. Очень давно одна благочестивая старушка ухаживала за ребенком. Когда родители его уходили на работу, она открывала небольшой чемоданчик, на крышке которого была икона святителя Николая, и молилась. А ребенок, играя, все это видел. Помолится старушка – чемоданчик убирает.

Однажды родители после работы занимались какими-то хозяйственными делами. Окна на балконе были открыты. Ребеночек вышел и смотрит с балкона вниз – на детскую площадку, где гуляют, играют, смеются дети. И ему захотелось быть с ними. Он подставил стул, взобрался – а было ему только четыре года – и прыгнул прямо с четвертого этажа.

Сбежался народ. Кричат: «Ребенок упал!» Родители смотрят: нет ребеночка на балконе. Бросились вниз по лестнице, а мальчик стоит внизу живой, и ни одной царапины у него нет. Мать подхватила его на руки и говорит:

– Сынок, как же ты остался живой-то?

А он в ответ:

– Меня дедушка поймал!

– Какой дедушка?

– А который у бабушки в чемоданчике.

Пришли домой:

– Бабушка, показывай чемоданчик!

Она в тайне хранила свою веру, но пришлось открыться. Ребенок говорит, показывая на иконочку в чемоданчике:

– Вот этот дедушка меня поймал».

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Перепечатано из народной газеты во славу

Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры»

(http://www.piter.orthodoxy.ru/)

6. Стихи ивановских поэтов о Николае Угоднике.

Замри Россия в торжестве!Замри, ликуя в тишине,Замри весь люд Руси, взирай,Идет святитель Николай!

Идет, спешит на праздник свой,К народу в храмы к службе той,Где Русь собралась и поет,Николе славу воздает!

Он самый быстрый в мире всём,Помощник, посланный Христом,Он слышит всех, летит туда,Кто призовет в своих бедах.

«О! Слава! Слава!» — Русь поет,В церквях святому дважды в год,А дома в каждый люд четверг,Акафист чтёт ему от бед.

И в каждом доме на Руси,Есть образ дивной красоты,Святитель в ризах, с добротой,благословляет всех рукой!

(19 декабря 2007 года) автор Сергей Синявин

Старо-Синдровскому Храму

Николая Чудотворца посвящается…

Святой Угодник Николай

Источник, освятивший верой,

Благословил наш добрый край,

Оставив лик свой в дар Явленной.

Порочный век не смог пленить

Того, чей Дух помог сознанью

Знаменьем крестным осенить

Свой путь любви и состраданья.

Ваш Храм возносит Песнопенья

Во славу нашего Отца

Честнейшим сердцем Михаила,

Душой познавшего Творца.

Он скромен, мудр в своем терпенье,

Благочестив и чист душой.

Он проповедует ученье,

В котором свет, любовь, покой…

Ведь тот, в чьем сердце Божий Свет,

Мирским соблазнам - не помощник.

Сказав земным порокам «НЕТ!»,

Священник много сделать может…

Дай Бог, чтоб с ним мы были вместе

Все, для кого бездушный век

Не стал хозяином их чести,

Не обольстил чью душу грех.

Хвала всем вам, кто чтит обитель,

Хвала всем, верящим в Любовь,

Которой щедрый Чудотворец

Спасает мир наш и народ!

Давайте все поможем Храму

Вновь воссиять своей красой,

Чтоб он обрел былую славу,

Украсив мир земной собой!

Благослови нас, Николай,

Свой лик явивший во спасенье,

Найти душой дорогу в рай

Нам и грядущим поколеньям!

Вновь призови сердца людей,

Обманутых коварным златом,

Во имя счастья их детей

Уйти с путей, ведущих к аду.

Пока мы вместе – есть надежда!

Пока мы вместе – с нами Бог!

Он ждет и верит в нас, как прежде,

Венчая радугой наш род.

23.12.2012 г.

Светлана Бородулина

http://semyaivera.ru/2013/12/19/svyatitel-nikolay-gryadet-stihi/ Стихотворения Светланы Бородулиной и Сергея Синявина

http://svt-nikolay.ru/old/history.html

Фронтальный рисунок. Проект реставрации

Проект является дипломной работой, которая была выполнена студенткой кафедры архитектуры в 1999г. В целом он сохранится, но будет исправляться и дополнятся епархиальной комиссией.

Просмотров работы: 144