Особенности исполнения русского народного танца на Южном Урале

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности исполнения русского народного танца на Южном Урале

Тарасова  М.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 11» города Челябинска
Самойлова  Л.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 11» города Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Русский народный танец всегда был тесно связан с жизнью общества, с экономическим и социальным укладом, с верой, с эстетическими требованиями времени. В танце нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Народное искусство наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, за свою страну. В современной России воспитание молодежи в духе патриотизма является необходимостью, поэтому данная тема чрезвычайно актуальна. Изучение особенностей народной хореографии Челябинской области на уроках народного танца и использование в постановке концертных номеров имеет огромное практическое и воспитательное значение.

Объект исследования – русский народный танец.

Предмет исследования – особенности исполнения русского народного танца на Южном Урале.

Задачи:

изучить литературу и описать общие особенности русского народного танца;

определить особенности исполнения русского народного танца на Южном Урале.

Практическая значимость связана с возможностью использования данного материала на уроках истории хореографического искусства, а также в постановке концертных номеров (русских плясовых, кадрилей и хороводов) в детской школе искусств.

2. Русский народный танец

Предметом нашего рассмотрения стал русский народный танец как один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. За века танец обрёл сценические формы и получил многообразие жанров. Очень много народных плясок и танцев бытует в России, которые имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую исполняются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Движения в некоторых танцах имитируют движения животных и птиц, в других — отражают трудовые процессы (посев, жатва, ткачество).

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хорово́д — древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. Танец обычно сопровождается песней и иногда — инструментальным сопровождением. Характерная черта хороводной песни — припев. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Фигуры могут образовываться одними девушками или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета и действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня».

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. В игровых хороводах главным является – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д.

Пляска – это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее. Пляской можно выражать различные состояния человека. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук. Пляска отличается от хоровода более богатыми и сложными танцевальными движениями. Пляски идут не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Инструментальное сопровождение – это еще одна особенность, отличающая пляску от хоровода.

Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор. Часто исполнители используют движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей. Одиночная пляска начинается с движения по кругу – проходки – или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте – с выходки.

Парную пляску исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности, это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин (девушки участия не принимали). Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В массовой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах – один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача – не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому танец выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Появилось множество вариантов танца: четвёра, шестёра, семёра, восьмёра, кадрель, ланце и другие. Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые. Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили. Смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения. Русская кадриль, как по манере исполнения, так и по своим фигурам значительно отличается от своего первоисточника — бальной кадрили. В русской кадрили от 3 до 14 фигур. Разнообразный рисунок русской кадрили состоит из таких элементов, как «корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг». Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).

Русский народный танец имеет не только общие черты, свойственные танцу вообще, но и яркие областные особенности. Они обусловлены бытом, обычаями, климатом, географическим положением. В каждой зоне, в каждом конкретном регионе традиционные форме танцев имеют свои разновидности. Так, например, север с его сложной природой. Одеваются северяне тепло, от того пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно: подчеркнутое чувство собственного достоинства; движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы; голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. В Центральной части исполнялся то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью.

3.Особенности исполнения русского народного танца на Южном Урале.

Народные танцы каждого края отражают неповторимые условия жизни и характер населяющих его людей. Уральскому народному творчеству характерны, прежде всего, обилие и разнообразие его истоков.

Освоение богатств Урала привлекало сюда множество людей из разных краев России. Бежали на Урал, спасаясь от феодального гнета, крестьяне из олонецких лесов, с берегов Вологды и Устюга. Скрываясь от религиозных гонений, пробирались староверы с далекого Керженца - кержаки. Богатые уральские горнопромышленники скупали в центральной Pоссии целые деревни крепостных и привозили на Урал. Семьями приезжали украинцы, селились в заводских поселках. Местное население составляли коми-пермяки, башкиры, татары, марийцы. Сегодня на территории Челябинской области проживает более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, белорусы, мордва, казахи и др.

Вместе с беглецами, переселенцами, работными людьми пришли на Урал их песни и танцы. Оригинальностью и большим разнообразием отличаются русские народные танцы Урала. В отдельных плясках, кадрилях, переплясах отчетливо видны элементы марийских, татарских, башкирских и других национальных танцев. Башкиры, татары оказали влияние не только на хореографию, но и на музыку. Даже в таких распространенных мелодиях, как «Коробушка», «Во саду ли, в огороде», «Барыня», есть несколько иная окраска, чем в средней полосе России. В свою очередь и русский танец также оказывал большое влияние на хореографическое искусство других национальностей.

Танцы на Урале отличаются от танцев других областей и характером, и манерой исполнения, и своеобразием рисунка, и тематикой. Особые условия жизни края, края железа и угля, заводов и шахт, порождали своеобразие манеры исполнения, оригинальное содержание плясок. Многие детали в танце рассказывают о жизни народа. Женщины на Урале выполняли физическую работу наравне с мужчинами, и это отложило отпечаток на их манеру исполнения танца. Гордая, уверенная поступь, чувство собственного достоинства, движения широкие, пластичные. Девушки держали руки в кулачках, кисти закрывали краями юбки – таким способом они скрывали мозоли на руках. Парень в танце выступал с гордо поднятой головой, раскрыв руки, как крылья - во всём чувствовалась сила, ловкость.

Формы уральских танцев: кадрили, кадрильные пляски, хороводы и игровые хороводы.

К хороводам относятся «Горница», «Кумушки», «Клубок», «А я улком шла», «Пирожки», «Пошли наши гуси» и другие. Ярким примером народного творчества является традиция празднования Семика на Южном Урале. В четверг перед Троицей девушки наряжались по-праздничному, половина из них рядилась в мужские костюмы. Мужчины в празднике участия не принимали. Если день был пасмурным или дождливым, то девушки надевали шутовские костюмы, а лица мазали сажей. Нарядившись, шли по улице и пели песни. Придя в лес, затевали игры, хороводы. Игра «Выходила девушка в сырой бор» - символизировала пробуждение природы от зимней спячки (приложение № 1).

Очень распространены на Урале кадрили, которые называются по количеству участников: «Шестёра» - 2 юноши, 4 девушки; «Семёра» - 3 пары и седьмой человек (гармонист или объявляющий фигуры); «Восьмера» - 4 пары; «Девята» - 3 юношей и 6 девушек; по названию села «Кочкарская», «Байновская», «Тютнярская» и т.д. Фигуры этих кадрилей самые разнообразные: по одному навстречу друг другу; крест-накрест по двое, трое; «по кругу» здоровались; проходили в «воротца» и т.д. Для Урала характерны линейные, двухрядные кадрили. В них могли участвовать от 2-х до 16 пар и более (на улице).

Старинные уральские кадрили очень поэтичны. При начале кадрили часть на одной стороне – девушки, на другой – парни. Затем идет «приглашение» и все расходятся по парам. Это может происходить без музыки и с музыкой, становясь первой фигурой кадрили. Каждая фигура может начинаться со взмаха платочком ведущего. В течение всего танца парень ухаживает за девушкой, красуется перед ней, подносит ей подарки. Девушки ведут себя степенно, движутся плавно, сохраняя чувство собственного достоинства. В танцах Урала часто встречаются моменты, когда все перестают плясать, прогуливаются под руку, гармонь играет чуть тише. Во многих фигурах уральской кадрили встречается типичный «уральский молоточек», его мелкая и четкая дробь не лишает пляску ни теплоты, ни спокойствия, вызываемого общей ее картиной. Основной шаг – простой, переменный «шаркающий».

Современные кадрили отличаются быстрым темпом, стремительностью движений, темпераментными дробями, частыми подскоками. Почти отсутствуют «хлопушки».

Народные танцы (хороводы и кадриль) тесно переплетались с частушками. Русской частушке посвящено серьезное исследование Ованесян Л.Г., проведенное на территории Тютнярского куста Аргаяшского района Челябинской области. Тютняры – так называют несколько сел, расположенных вокруг небольшого озера: Кузнецкое, Губернское, Смолино и Беспаловка. История появления Тютняр связана с именем заводчика Демидова. Семьдесят семей, выигранных в карты у Екатерины II, вывез он из Московской губернии на Южный Урал, основав здесь небольшой заводик. В окружении башкир, татар и других переселенцев, самобытное искусство переселенцев трансформировалось и приобрело новые черты.

В исследовании Ованесян Л.Г. [4] частушка рассматривается в единстве с движением, танцем. Автор четко определил порядок «народного действа», где пение, танец и шествие составляют единое целое: 1)«соборные» уличные шествия с припевками и пляской «навстречу»; 2) круговая пляска и перепляс на «лавычках» (возле какого-либо дома); 3) кадриль; 4) «разборные» уличные шествия.

В Тютнярах слово «кадриль» произносилось в мужском роде и звучало как «кадрль». Перед танцем движущаяся по улице кампания останавливалась возле обозначенного дома – здесь «строились» «лавычки», что означало место сбора и общения сельской молодежи. «Лавычки» имели названия по имени хозяина дома или по району, селу, где располагались (Баландинские, Фимкинские, Беспаловские). Публики на одних лавочках могло насчитываться до сотни и более человек. Они заводили несколько «больших» (четырехпарных) или «маленьких» (двухпарных) кадрилей одновременно.

Основная роль в кадрили отводилась партнеру. Активная роль мужчин выражается, прежде всего, в том, что каждую фигуру начинают они (кроме третьей и четвертой), в разнообразии всевозможных движений во время «соло» и «проходки». Танцевальные движения мужчин носят оттенок соревнования, щегольства. Только в двух фигурах начинают первыми женщины, да и то такого яркого соло, как у мужчин, у них нет. Танец женщин сдержан, только в одном случае есть дробные движения, но они не яркие. Несмотря на сдержанность, различные проходки женщин отличаются внутренним темпераментом. Частушка являлась полноценным участником тютнярской кадрили и все из двенадцати фигур, кроме первой, опевались куплетами со своей мелодией, словесными текстами соответствующей тематики и ритмики. Огромная роль отводилась аккомпаниатору-гармонисту, который управлял всем процессом.

Уральская кадриль отличается в ряду подобных танцев, бытовавших в России, большей продолжительностью, массовым участием (одновременно могли плясать по четыре-шесть кадрилей на четыре пары) с активной и основной ролью мужчин-партнеров в большинстве фигур; композиционным и драматургическим построением; импровизационным началом.

Говоря об искусстве танца невозможно ничего не сказать о костюмах танцующих. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточкой».

На Урале бытовал комплекс с сарафаном. Он включал в себя рубаху с прямыми поликами, или без поликов, сарафан, пояс, обувь, головной убор и украшения. Основу русского костюма, как мужского, так и женского, составляла рубаха. Мужской крестьянский костюм, да и не только крестьянский, но и мещан в небольших провинциальных городках, состоял из туникообразного покроя рубахи-косоворотки с застёжкой на левую сторону и с невысоким стоячим воротом, нешироких портков, которые кроились по бёдрам и заправлялись в сапоги. Под них надевали исподники - род кальсон. Их шили из холстины. Обувь была кожаная. Праздничная кожаная обувь шилась из кожи лучшего качества. Особенно ценились опойковые - из кожи молочных телят. Молодые мужики и холостые парни обычно заказывали такие сапоги и просили, чтобы голенище собирали в гармошку, а в подошву "для скрипа" подкладывали бересту.

У уральских казачек был распространён косоклинный сарафан (приложение № 2). Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой. С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. В косы вплетали яркие шелковые или атласные ленты – длинные и широкие. Иногда головы подвязывали узенько сложенным платком с распушенными концами. Платки были разных цветов, шелковые. Носили сетки, расшитые бисером или бусами на косу, уложенную в пучок. В ушах – серьги, на шее – стеклянные бусы, на руках – перстни. На шею надевали платки или шали яркие, пестрые из атласа или шелка. Пояса носили из крученого шелка – именные или плетеные с золотыми головками по концам.

В конце XIX веке сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Во 2-й половине XIX века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке. Особенностью уральской рубахи были очень пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного или разных цветов. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом.

4. Заключение

Итак, изучая русский народный танец Южного Урала, мы выделили целый ряд областных особенностей танца:

Разнообразны истоки уральского народного танца. В нем соединились особенности исполнения танца в европейской части России и элементы национальных танцев коренных народов Урала (марийцев, татар, башкир и других).

Особые условия жизни людей (работа на заводах и шахтах) порождали своеобразие манеры исполнения: гордая поступь с высоко поднятой головой, с чувством собственного достоинства, широкие движения, у мужчин раскрытые как крылья руки, демонстрирующие силу и ловкость, у женщин кисти рук, собранные в кулачки.

Для южно-уральского народного танца характерны следующие движения:

- уральский бег («молоточки» одинарные и двойные) (приложение № 3);

-стелющийся, шаркающий шаг (влияние татарской и башкирской хореографии) (приложение № 4);

- приставной переменный шаг;

- «моталочка», «ключ»;

- сдвоенная дробь с притопом.

Положение рук в кадрилях – «Челнок», «Свеча» (приложение № 5).

Частушка являлась полноценным участником уральской кадрили и все из существующих фигур (до 16-ти), кроме первой, опевались куплетами со своей мелодией, словесными текстами соответствующей тематики и ритмики. Огромная роль отводилась гармонисту, который управлял всем процессом.

Уральская кадриль отличалась более массовым участием людей и активной ролью мужчины в этом танце, большей продолжительностью и импровизационностью.

Русский народ является хранителем своего искусства, своих обычаев и обрядов, песен, частушек, игр и танцев. Популярность русского народного танца растет благодаря программам, которые показывают профессиональные и любительские коллективы на концертных площадках и различных фестивалях. Стремясь возродить русскую национальную культуру, учебные заведения искусства и культуры, деятели искусств создают произведения на основе народных традиций, изучают обычаи и обряды, песни и танцы. Решению данной задачи способствует и наше небольшое исследование русского танца. Дальнейшее направление исследования данной темы может быть связано с рассмотрением вопроса взаимовлияния русской и татаро-башкирской хореографии.

5.Литература

1. Областные особенности русского народного танца: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / Заикин, Н. И. Заикина, Н. А. - Орел, 1999 - 550 стр.

2. Уральский и башкирский танцы: Учеб. пособие по специальности "Хореографическое творчество" / Морозова, Е.Д. Рочева, О.А.; Челябинская государственная академия культуры и искусств, Миасский колледж искусства и культуры. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003 – 90 стр.

3. Народные песни, наигрыши, танцы Челябинской области: методические рекомендации/ Челябинский государственный институт культуры, областной научно-методический центр народного творчества, сост. В.Л.Хоменко. – Челябинск, 1981 – 64 стр.

4. Ованесян, Л.Г. Песенные традиции русских переселенцев Челябинской области: тютнярские частушки // Природное и культурное наследие Урала. Материалы III региональной научно-практической конференции. Челябинск, 28-30 июня 2005 г. / ЧОКМ, ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – стр. 112-114.

5. Ованесян, Л.Г. Стилистические особенности Тютнярских частушек // Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы международной научной конференции. Челябинск, 25 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челябинская государственная академия культуры и искусств; ред. проф. Н.Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – стр. 336-339.

6.Приложение

Приложение № 1

Игра «Выходила девушка в сырой бор»

Девушки встают в хоровод вокруг большой березы. На березу залезают три девушки: одна называется «Яры пчелы», вторая - «Белый горностай», третья - «Сизый орел». Четвертая девушка, по ходу песни, подходит к дереву и поджигает его.

Хоровод поет:

Выходила девушка в сырой бор

Выносила девушка жар в рукаве

Зажигала девушка бор-сосну

А на той сосенушке три угодья.

Первое угодье - «Яры пчелы»

Второе угодье - «Бел горностай»

А третье угодье - «Сизый орел»

Журят, бранят девушку Яры пчелы.

Журят, бранят девушку Бел горностай.

Журят, бранят девушку Сизый орел.

Затем поют девушки, сидящие на березе, а хор подхватывает:

Чтоб тебя девушка, сваты не сватали.

Чтоб тебя, девушка, поп не венчал.

Чтоб тебя, девушку, муж не любил.

Затем играется второй хоровод.

Приложение № 2

Праздничный костюм уральской казачки.

Приложение № 3

Уральский ход (молоточки одинарные)

Исходное положение – первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер – 2/4.

«Раз» - сделать легкий прыжок на правую ногу, левую ногу, согнутую в колене, резко поднять назад.

«и» - ударить подушечкой левой ноги сзади, одновременно сделать легкий подскок на правой ноге и левую ногу, согнутую в колене, резко поднять назад.

«два» - сделать легкий прыжок на левую ногу, правую ногу, согнутую в колене, резко поднять назад.

«и» - ударить подушечкой правой ноги сзади, одновременно сделать легкий подскок на левой ноге и правую ногу, согнутую в колене, резко поднять назад.

Приложение № 4

«Шаркающий ход»:

Исходное положение – первая параллельная позиция

«раз» - шагнуть правой ногой вперед, левая нога слегка отрывается от пола.

«и» ударить каблуком левой ноги рядом с правой и провести вперед.

«два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога слегка отрывается от пола.

«и» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и провести вперед.

Ход с поворотом стопы внутрь и ударом каблука в пол – этот ход родственен некоторым видам башкирских ходов:

На счет «и» – поворот стопы правой ноги в невыворотное положение с одновременным ударом каблука в пол.

На счет «раз» - опустить стопу с небольшим ударом на пол слегка выворотно и перенести тяжесть корпуса на правую ногу.

На счет «и два» все то же повторить с левой ноги.

Приложение № 5

Положение в паре «Челнок»:

Партнеры стоят лицом друг к другу, правая рука партнера – на талии партнерши, левая поддерживает локоть партнерши, правая рука девушки находится на предплечье левой руки партнера, а левая – на правом предплечье.

Положение «Свеча»:

Исполнители стоят лицом друг к другу. Правые руки согнуты в локтях и соединены в «свечу». Ладонями левой руки поддерживают свой правый локоть или правый локоть партнера.

Просмотров работы: 3894