Чернавское кладбище как исторический памятник

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чернавское кладбище как исторический памятник

Савосин  Е.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Чернава Измалковского муниципального района Липецкой области»
Игнатова  Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Чернава Измалковского муниципального района Липецкой области»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С некоторых пор в России разрушен "культ кладбищ",…

Возрождение этого культа есть возрождение памяти-

истока нравственного возрождения,

ибо память - это совесть.Краевед Николай Чулков

Историческое кладбище – это комплексный памятник, одновременно являющийся не только культовым объектом, но и памятником истории, носителем ценнейшей историко-краеведческой информации и важным литературным источником.

При этом обращает на себя внимание латентный (скрытый) воспитательный потенциал кладбищ. Именно здесь человек по-особому осознает себя в обществе, чувствует свою сопричастность ходу истории, переосмысливает собственные дела и поступки. В связи с этим кладбища во все времена были местом поучительным.

Важной задачей для нас, потомков, является изучение и сохранение старых некрополей, забота о сбережении исторического наследия.

Цель данной работы – привлечение внимания к некрополю с. Чернава как историческому памятнику.

Задачи :

* Выявление и изучение исторических частей сельского кладбища, как ценного памятника местной истории.* Выявление и изучение сохранившихся старинных надгробных памятников;выделение из общего числа памятников уникальных для села образцов.* Изучение погребальных текстов, эпитафий, орнаментального и стилистического оформления памятника. Фотофиксация памятников.* Популяризация сведений об исторических кладбищах в Чернаве с целью привлечения внимания к проблеме их сохранения.

История древнейшего из поселений Липецкой области - села Чернава - своими корнями уходит в далекое прошлое. На территории сельского поселения находится множество исторически важных объектов: храм Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня которого является объектом исторического и культурного наследия регионального значения (код памятника 4800000332/постановление Главы Администрации Липецкой области № 106 от 27.02.1992г.); памятник-барельеф Святителю Феофану Затворнику, памятник поэту-фронтовику Павлу Шубину, памятник воинам-освободителям и защитникам с.Чернава от немецко-фашистских захватчиков, памятники воинам, неизвестному солдату в лесу, а так же памятные доски.

Проблемы некрополя становятся актуальны на сегодняшний день. Но, к сожалению, данная тема мало отражена в литературе (в сельской библиотеке книг не было найдено). Исследование местного некрополя проводились в сентябре – ноябре 2016 года. Материал изучался через сеть Интернет, проводились сравнения изображений старинных надгробий с захоронениями на местном кладбище и делались выводы. Таким образом, исследуя место захоронений, мы получили огромное количество исторической, краеведческой и искусствоведческой информации.

Старое Чернавское кладбище также следует отнести к достопримечательностям села, так как территории старинных захоронений – это своеобразные музеи ритуальных памятников.

Старое чернавское кладбище. Наши находки и сравнения

На дорожках старого кладбища тихо. Старые заросли кустов сирени верно охраняют старые надгробья, тайны о разных судьбах и чувствах предков. Удивительно, но этот печальный, скорбный уголок может стать местом размышления о смысле жизни, ее загадках. Прогулка по старому кладбищу к могиле предков натолкнула на мысль об исследовательской работе.

В настоящее время территория старого кладбища расположена в пределах сельского поселения (в XVIII веке – это было окраиной села).

Со стороны входа старое кладбище огорожено кирпичной оградой; ворота – большие и малые – сделаны в форме арки. Территория кладбища делится на старое и новое (приложение 1). Старое обнесено невысокой каменной стеной (каменным валом). К сожалению, невозможно точно сказать, когда возникло это кладбище.Скорее всего, старое кладбище когда-то было окраиной более давних захоронений, так как оно находится в 300-х метрах от места расположения бывшей, довольно обширной, трёхпрестольной, каменной Владимирской церкви (приложение 2), построенной в начале XVIII века и взорванной в годы Второй мировой войны. А так как сельские погосты располагались вблизи храмов и церквей, можно сделать вывод, что начало оно берёт с места расположения церкви. Это подтверждают и старожилы, поселившиеся на месте бывшей церкви (при строительстве домов были найдены останки людей и каменные надгробия).

Самые древние захоронения не сохранились. Наиболее старые захоронения, исследуемые нами, датируются началом XIX века.

На территории кладбища хоронили людей разных сословий, разных социальных статусов. На могилу устанавливались надгробия – сооружения малой архитектурной формы, по их внешнему виду (его размеру, искусности оформления, а так же материалу) можно было узнать, насколько знатный и богатый человек был под ним захоронен. В каждом столетии существовали характерные черты надгробных скульптур. В восемнадцатом веке принято было изготавливать надгробья в античном стиле. Этот период считается расцветом кладбищенской скульптуры. Для начала XIX века характерно влияние романтизма на создание ритуальных памятников, они были проникнуты христианскими мотивами.

Надгробия различались формой и стилем, что делает его художественным и культурным памятником.

На Чернавском кладбище можно увидеть разные по времени создания и использованному материалу надгробные памятники. Больше всего притягивает к каким-то чудом уцелевшим старинным надгробным камням. К сожалению, старинных памятников сохранилось немного. Памятники исчезали не только из-за безжалостного времени, но и по воле людей, т.к. часто на месте старинного захоронения появлялось новое (второй половины 20 века). Тем не менее, всё же можно рассмотреть некоторые из сохранившихся захоронений.

В самой старой части кладбища недалеко от входа сохранилось немало старинных надгробий. Большая часть из них сделана из белого известняка. Так как наша местность богата известняком, в основном все надгробия производились на территории местности. К сожалению, надписи в большинстве случаев исчезли под влиянием времени и погодных условий.

Наиболее ранняя форма надгробия – плита, где текст расположен на верхней плоскости. В Чернаве нами обнаружена только одна плита с плохо читаемой надписью, которая практически ушла под землю.

Следующим по хронологии типом является саркофаг (приложение 3). Это самый распространенный тип надгробий. Впервые появился в петровское время в местностях богатых белым камнем, просуществовал до начала XX в. Стиль "саркофага" зависел от моды и изменялся от барокко до эклектики.

Для наиболее ранних саркофагов характерно выполнение в стиле барокко. Но более строгими по своему художественному строю являются надгробия, выполненные в стиле классицизм. Их очертания геометричны, с ярко выраженной христианской тематикой. Таких саркофагов мы насчитали более 300. Они разнятся размерами, формой и начертаниями крестов.

Особо следует остановиться на крышке саркофага (приложение 4). Верх его имитирует крышку гроба. От верхней части к боковым стенкам идет наклонная плоскость (кстати, на чернавском кладбище не всегда боковые стенки имеют наклонную плоскость).

На верхней поверхности обычно был высечен Голгофский крест. Его изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.

Чаще изображали трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего на надгробиях изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой. Сохранены такие его элементы как Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.

На чернавском кладбище можно увидеть изображение как простого, так и восьмиконечного креста. На некоторых саркофагах сохранились надписи: (приложение 5) «…ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ТЕЛО ЖЕНЩИНЫ ФЕОДОСЬИ ШИЛОВА С.К. ФЕВРАЛЯ 16… 1895Г».

Следует отметить, что надписей на саркофагах очень мало, в основном, только Голгофские Кресты. Надгробие типа "саркофаг" было распространено в основном на могилах мещан, крестьян и купцов, что подтверждается составом населения Чернавы 19 столетия.

При изучении некрополя не было обнаружено такого типа надгробия как жертвенники, конусы; обнаружен памятник, похожий на колонну (приложение 6), а также аналои, «часовни», стелы.

Очень интересны надгробия в виде аналоя, которые появились в середине XIX века в виде каменных тумб со скошенной верхней поверхностью. Стилизовались под богослужебный столик-аналой, часто с ниспадающими складками пелены. На его верхней части прекрасно сохранились высеченные в камне аналойный крест и Евангелие. Такие надгробия в старину устанавливали исключительно на могилах священнослужителей (приложение 7-8).

Таких надгробий на чернавском кладбище обнаружено 6: два парных (расположенных рядом), и два – по одному. К сожалению, время оказалось беспощадно к надписи. И выяснить, кто из священнослужителей захоронен не появилось возможности.

Однако старожилы утверждают, что такой памятник установлен на могиле жены и дочери (по другим источникам – внучки) чернавского купца Ивана Туртыгина: Евдокии Васильевны и Екатерины Ивановны. Об этом можно прочесть в историческом очерке А.А. Вобликова "Из рода своего": «… подошел к привлекшим его внимание двум, искусно сработанным в виде аналоев памятникам. Судя по датам, на них некие Елизавета и Екатерина Туртыгины были бабушкой и внучкой. «Почила в Бозе и молитвах в свой срок» - гласила лаконичная надпись на бабушкином надгробии. А вот смерть умершей «На руках близких» шестнадцатилетней Кати повергла родных в отчаяние: «Вернуть нельзя, забыть невозможно», - так выразили они свои чувства…».

На сегодняшний день, к сожалению, этих надписей не сохранилось, но среди старшего поколения чернавцев идёт спор о захоронении Туртыгиных. Есть мнение, что они захоронены в другом месте и на их захоронении стоит другое надгробие.

Таких старинных захоронений обнаружено три, тип которых подходит по описанию на тип «Часовня»; они появляются во второй половине XIX века в виде одноглавых или пятиглавых часовенок в русско-византийском стиле. Тип «часовня» - вертикальный памятник, который формой и декором стилизован под часовенный столб. Ребра граней такого памятника оформлены в виде колонн, а суженная верхушка заканчивалась крестом. Чаще всего для изготовления такого памятника брали мягкий известняк, но использовали и мрамор.

Старожилы утверждают, что на данном памятнике (предположительно, Туртыгиных) (приложение 9) на верхушке была «птичка, которая при порыве ветра издавала звук: пела».

Другой такой памятник, (приложение 10) как выяснилось, стоит на могиле священно- служителя Дмитриевской церкви Алексея Малинина. Его часто посещают приезжие служители церквей (судя по облачению).

Кому принадлежит третье захоронение (приложение 11) – неизвестно.

Свою печальную лепту в историю кладбища внесла Великая Отечественная война. По окончании войны на местах захоронений защитников Родины ставились памятники – обелиски и стелы.

Обелиск представляет собой сужающийся кверху четырехгранный памятник. В России обелиски начали устанавливать наряду с памятниками-колоннами в ознаменование крупных военных побед в период царствования Екатерины Второй. С окончанием эпохи классицизма колонны перестали быть популярными, а обелиск перешел из царской России в советскую эпоху и стал одним из символов военных захоронений.

Тип надгробия «стела» используется до сих пор. Представляет собой вытянутое вертикальное надгробие с гранями трапециевидной формы, где верхняя часть уже основания. Этот тип памятника имеет строгое очертание и лишен декора.

По краю чернавского погоста у кладбищенской ограды в годы войны хоронили солдат и офицеров, умерших от ран в эвакогоспитале, который располагался тогда в старом здании Никольской школы, что напротив кладбища.

По окончании войны на местах этих захоронений были поставлены памятники.

Кроме умерших от ран солдат, был похоронен на чернавском кладбище экипаж лётчиков, погибших в 1943 году. Много лет минуло с того времени. И нет уже того могильного холма, над которым в мартовской тишине 1943 года раздались выстрелы – последняя воинская почесть павшим героям. Но стоит памятник в виде стелы из обычного местного белого камня, возведенный руками школьников по проекту скульптора Бориса Надёжина, брата погибшего лётчика (приложение 12). По сторонам стелы расположены таблички с фамилиями погибших лётчиков: Артюхов Павел Андреевич, Полетаев Иван Алексеевич, Надёжин Артемий Михайлович, Петров Андрей Павлович.

На кладбище много обелисков. Самый посещаемый – памятник авиатехнику Волкову И.Е. (приложение 13).

Много обелисков стоят на захоронениях участников Великой Отечественной войны, умерших в мирное время после войны. Здесь можно видеть сочетания обелиска и осовремененного саркофага (приложение 11).

Интерес привлекают и эпитафии (надписи на надгробиях) (приложение 14). Больше всего их на деревянных крестах, на современных захоронениях, немного - на саркофагах, на стелах.

Не только нас, краеведов, привлекло наше чернавское кладбище. Заинтересовало оно и нашего земляка, русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Тому, что он посетил его, есть подтверждение в его книге «Жизнь Арсеньева». «… Я глядел на эти надгробные паспорта в степях и пустынях, на Чернавском погосте и на Константинопольских Полях Смерти, на Волковом кладбище и под Дамаском, где среди песков стоят несметные рогатые бугорки из глины в виде седла, в Московском Донском монастыре и в Иосафатовой долине под Иерусалимом, в Петропавловском соборе и в катакомбах на Аппиевой дороге, на берегах Бретани и в сирийских криптах, над прахом Данте и над могилой дочурки Фени в Задонске…». Возможно, в прошлом веке было больше читаемых старинных эпитафий, до нас дошли лишь несколько, читаемых частично (приложение 15). Полностью их прочесть мы не смогли.

Выводы

Жизнь человека на Земле сопровождается непрерывной сменой поколений - таков непреложный закон природы. Поставить памятник усопшему близкому человеку – отдать честь тому, кто ушел из мира нашего. И главное при создании памятника – показать будущему поколению, что тут лежал его близкий человек, что именно ему они обязаны очень многим. Некрополь - это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались как священные. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям.

Старинные мемориальные надгробья, ритуальные памятники на могилу – это часть истории. Они вызывают трепет и волнение. Людей, похороненных под ними, уже давно нет, но кто-то прочитает уже еле различимое имя – и вспыхнет свечка памяти, разрушится забвение.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что старинные кладбища являются ценнейшим историческим источником и при детальном исследовании преподносят удивительные исторические и культурные открытия. Нами работа по исследованию некрополя только начата. Мы надеемся на продолжение, но нам нужна помощь специалистов в этой области.

Литература:

  1. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. М, Дрофа, 2003г
  2. Вобликов А.А. Мне снился сон. Липецк, Веда социум, 2013г.
  3. Лукьянов Б.Г. В Мире Эстетики.М.: Просвещение, 1988. с. 272
  4. Ожёгов С.И. Словарь русского языка. М, Русский язык, 1987
  5. Современный толковый словарь русского языка. М., Ридерз дайджест, 2004

Интернет-ресурсы:

  1. Распространённые виды надгробных памятников. http://is-tok.ru/blog/rasprostranennye_tipy_starinnykh_nagrobnykh_pamjatnikov/2012-06-19-18
  2. Виды надгробных памятников. http://www.mos-ritual.ru/informatsiya/stati/vidy-nadgrobnyh-pamyatnikov
  3. Лебедев В. Ю. Журнал «Вестник славянских культур». Выпуск № XXIII / том 1 / 2012 Некрополи центральной России как объект исследования. http://cyberleninka.ru/article/n/nekropoli-tsentralnoy-rossii-kak-obekt-issledovaniya
  4. Социально-экологические аспекты изучения некрополей как феномена культурного наследия. http://earthpapers.net/sotsialno-ekologicheskie-aspekty-izucheniya-nekropoley-kak-fenomena-kulturnogo-naslediya
  5. Клянин Р.В. Пример комплексного исследования исторического кладбища. Столица и провинция в отечественной и мировой истории. [Электронный ресурс]: URL: http://tiam-tula.ru/primer-kompleksnogo-issledovaniya-istoricheskogo-kladbishha/ (дата обращения 25.12.2014)
  6. Распространённые виды надгробных памятников. http://is-tok.ru/blog/rasprostranennye_tipy_starinnykh_nagrobnykh_pamjatnikov/2012-06-19-18

Приложение

 

Старое чернавское кладбище

 

Чернавская Владимирская (Дмитриевская)

трёхпрестольная церковь

3.Виды саркофагов, различные по форме и размерам

4. Разновидности Голгофского Креста

5.Надписи на саркофагах

 

«Колонна»

 

Аналои (парные).

 

Аналои (одинарные)

 

Надгробный памятник XIX в. (возможно, жены и дочери купца

И. Туртыгина)

 

Надгробный памятник начала XXв на могиле священнослужителя Алексея Алексеевича Малинина

Памятник экипажу лётчиков

12.Памятник авиатехнику И.Е.Волкову

13.Послевоенные памятники участников Великой Отечественной войны (60-70-е годы)

15. Плохо читаемые надписи на саркофагах

Просмотров работы: 487