История духовной жизни моего села Обшаровка

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История духовной жизни моего села Обшаровка

Бражникова А.А. 1
1государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с.Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области (ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка)
Молчанова А.М. 1
1государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с.Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области (ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Об Обшаровке любимой

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы дружно все живём!

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «История духовной жизни моего села Обшаровка».

Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – село, улица, дом, где он живет. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина.

Родина начинается на пороге дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью.

Есть на карте Приволжского района Самарской области село с названием Обшаровка. Здесь жили, трудились мои бабушки и дедушки, мама и папа. Здесь 13 лет назад родилась и я. Это моя Родина. Это мой родной край. И мне интересно знать историю своего села, историю знакомых мест, историю жителей. Но все это невозможно узнать без истории православного Храма. Каждый день по дороге в школу и обратно я смотрю с замиранием в сердце на купол и звонницу этого величественного Божьего дома – Храма в честь иконы Божией Матери Казанской. Раньше я мало знала о нем. но сейчас, благодаря исследованию узнала многое.

Поэтому выбранную тему работы и считаю актуальной. Она касается изучения наших духовных корней. Ведь история моего храма – это часть истории моего села, и все жители должны знать каким был первый храм, как и когда его разрушили, и не забывать тех людей, которые помогли построить новый храм. Вот об этом мне хотелось написать в своей работе.

Цель исследования – изучить историю храма села Обшаровка и показать духовное и культурное значение церкви в жизни села и людей.

Задачи для достижения цели:

1. Найти сведения о строительстве православного храма в селе.

2. Изучить историю храма до Революции, а так же в период его закрытия и восстановления.

3. Раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей.

4. Формировать опыт исследовательской деятельности.

5. Научиться работать с дополнительной литературой.

6. Учиться анализировать и делать выводы.

Объект исследования: события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.

Предмет исследования: Храм в честь иконы Божией Матери Казанской села Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма. Я, как прихожанка этого храма, ученица Воскресной школы считаю своим долгом подробнее изучить историю моего замечательного храма.

Источники исследования.

В своей работе я использовала воспоминания жителей села Кочергиной Татьяны Афанасьевны, Мазановой Светланы Николаевны, Молчановой Анжелы Михайловны, Рябцевой Татьяны Алексеевны, рассказы иерея Владимира (Минина), работников храма, певчих и др., кроме того использовала справочники и словари, сети интернета.

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

2.Основная часть.

Лингвистическое краеведение.

Обшаровка, Обшаровка – старинное село.От Левой Волги в сторону раскинулось оно.Людьми простыми славится, степенным говорком.Там камыши качаются, играя с ветерком.

Я из окна вагонного смотрю, не насмотрюсь:Страна моя озёрная – Обшаровская Русь.Окошки школы старенькой от солнышка горят.Там я училась маленькой так много лет назад. Обшаровка, Обшаровка, нет родины милей.Шумит дубрава старая, зовёт простор полей.Твои напевы звонкие тревожат душу вновь.Любимая сторонушка и первая любовь.

(Валентина Николаевна Юдина (Цыцулина), уроженка села Обшаровка)

Эти строки стихотворения посвящены моему селу Обшаровка, которое до краёв наполнено красотой. Село появилось очень давно, более 250 лет назад, и многие хотели бы узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали, и как шло духовное его развитие. В своей работе я попытаюсь рассказать о нём всё, что узнала сама.

2.1. Топонимика

Названия окружают человека уже в раннем детстве, и он узнает названия своей улицы, своего района, города, села. С возрастом кругозор расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают? А поможет нам в этом топонимика.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

2.2.Время возникновения села.

В середине XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II началось интенсивное заселение пустынного левого берега реки Волга. В первую очередь сюда переселялись крестьяне из центральных областей России: из Ярославской, Владимирской, Тульской губернии. Сюда же уходили от нищеты и безземелья и многие жители правобережных селений. Особенно много переселенцев было из Костычей (ныне город Октябрьск Самарской области), поэтому новое пристанище и получило название Новые Костычи (ныне село Обшаровка) 17 августа 1876 года царское правительство приступило к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали (участок Батраки-Самара). Одновременно с этим начались работы по возведению железнодорожного моста через Волгу. А на левом берегу произошла закладка первой станции Самара-Оренбургской железной дороги, которой дали название «Обшаровка». Новые Костычи – село Самарской губернии и уезда, в 1 версте от ст. Оренбургской железной дороги Обшаровка. Жителей 4918, дворов 708, 2 церкви, 2 земских школы, врач, приемный покой, 3 ярмарки, 2 кожевенных завода, 4 овчинных, 3 кирпичных, 7 кузниц, 20 ветряных и 2 водяных мельницы, 3 обдирки. До революции Обшаровка была волостным селом. Население в ней было около 7 тысяч человек. Большая часть села была беднота, малоземельные или совсем безземельное крестьянство.

На селе было несколько арендаторов больших земельных массивов: Ерёмин А.П., Голошубин Е., Завьялов М.М., они содержали в аренде целые участки. С ними вместе в аренде участвовали с десяток хозяйств, более мелкого ранга по состоянию. Был на селе и купец Калмыков, который занимался скупкой и продажей хлеба.

Власть на селе возглавлял сельский староста, а волостным правителем был волостной старшина. Много лет волостным правителем был матерный кулак Зотов Терентий Михайлович. Он был суров и беспощаден к бедноте. Управление политической и экономической жизни в волости возглавлялось единолично старшиной и его подручными-зажиточным населением при участии церкви.

В селе Обшаровка имелось 2 церкви (православная и старообрядческая) Вот что написано в «Ведомости о церкви Самарской Епархии и уезда села Новых Костычей за 1884 год» Благочинным иереем Федором Лебедевым: «Церковь сия застроена в 1875 году, а отстроена тщанием прихожан в 1884г. 7 октября того же года освящена, свободно вмещает 2000 человек… Зданием обе церкви каменные с такими же колокольнями. Новая церковь крепка, а у старой колокольня несколько дала трещин… Обе церкви теплые. Новая имеет пол собой две духовых в одной камере печи системы «Ваймепра», а в старой имеется кирпичная печь, обтянутая жестью». Так же имелось 3 религиозные секты, 1 начальная школа с количеством учащихся 25-30 человек и 2-двухклассные по 150 человек.

2.3. Версии о названии села.

Первая версия гласит, что перед строительством Александровского моста, проводились большие исследования местности для возведения такого сложного сооружения. Сызранский мост (также Александровский мост) — железнодорожный мост через Волгу в Октябрьске Самарской области, в 10 километрах выше Сызрани. Первый железнодорожный мостовой переход через Волгу в её среднем и нижнем течении. Создателями моста являются В.И. Березин и Н.А. Белелюбский. (Приложение 1).

Открыт мост 30 августа 1880 года на построенном в 1877 году участке Батраки - Оренбургской железной дороги (Приложение 2). До этого действовала паромная переправа.

Мост построен по проекту Н. А. Белелюбского, на момент открытия являлся самым длинным мостом Европы (1436 метров, 13 пролётов). Руководил строительством инженер Березин В. И., под началом которого трудилось около 2500 человек. Опоры возводили инженеры Рейнер и Кнорре.

Рабочие «обшаривали» каждый пригорочек, каждый кустик…так и повелось, село стали называть Обшаровка.

Иначе звучит вторая версия. Так как расположилось село очень удобно - на большом Оренбургском тракте, то двигались по нему обозы с продуктами и товарами, перегоняли скот гуртовщики, ехали в Москву и обратно купцы с тугими кошельками полными денег. От постоя в селе все время многолюдно было. А мужички местные не дремали (много здесь было беглых крестьян). И пьяного быстренько оберут, и воз без товара оставят. Выйдет утром к своему обозу купец или приказчик, уткнется взглядом в пустые телеги и завопит дурным голосом: "Обшарили!" Покричит, поплачет, да успокоится и, махнув рукой, поедет ни с чем домой. А куда денешься, коль без присмотру обоз оставил? Сам виноват. Мужики-то сразу смекнули, что никто никогда ничего не докажет и преспокойно промыслом своим занимались. И почти каждое утро разносилось по селу знакомое всем костычёвцам слово: "Обшарили!" Вот так и стало село Обшаровкой.

2.4 История храма.

Раньше наше село называлось Новые Костычи и напоминание о самом первом Храме имеется в энциклопедии Самарской области, т.4, стр.98, где записано: «В 1795 году в Новых Костычах стояла церковь каменная построенная «иждивением крестьян» во имя Казанской Божией Матери с приделом Иоанна Богослова. Село «экономических крестьян», в котором 212 дворов (644 муж., 671 жен.). В той же «земельной даче» были владения графа В. Г. Орлова, имелось три хутора». Больше о ней ничего не известно. Вторая каменная церковь с колокольней построена в 1815 году и просуществовала до 1896 года, после была разобрана. В 1875 году в селе построена еще одна каменная, теплая, с каменной колокольней, двухпрестольная церковь, вмещавшая до 2000 верующих. Освящена в 1884 году в честь иконы Божией Матери Казанская, придел освящен в честь Феодосия Черниговского. По воспоминаниям старожилов села и по фотографиям 1927 года (Приложение 3), наша сельская церковь не уступала Казанскому собору в городе Сызрань Самарской губернии. В 30-е годы 20 века в стране началось массовое снятие колоколов с Храмов. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали. Нашу церковь постигла участь многих русских Храмов. Её окончательно закрыли и переоборудовали в зернохранилище. Рассказывали старожилы, как плавали по реке Ерыкле иконы да образа после разгрома Храма. Верующие люди подбирали их и прятали у себя в домах.

В этой церкви меня не крестили,

Здесь колхоз обустроил склады.

Дай-то бог, храмов нынешних шпили

Впредь не встретят подобной беды.

(Светлана Корд)

Окончательно разрушена была церковь в 1947 году. На церковном фундаменте построена Обшаровская школа №1.

Но сменились времена. И в 1999 году в Обшаровке вновь зарегистрирован православный приход в честь иконы Божией Матери Казанская по волеизволению жителей моего села и по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского.

Ныне действующий Храм воздвигнут в 2000 году на месте бывшего здания конторы совхоза «Мирный». (Приложение 4). Внутреннее убранство храма немногим отличается от убранства бывшей церкви, только нет того величия и могущества. С этого времени в храме регулярно совершаются Божественные литургии. Настоятелем храма является иерей Владимир Минин. В Храме действует Воскресная школа, где дети изучают Закон Божий, церковно-славянский язык, жития святых, готовятся к церковным праздникам. Духовная жизнь прихода наладилась. Невозможно восстановление храма, пока не возродятся души людей после многих десятилетий. В 2015 году был отснят фильм Самарской Епархией «Путь паломника» про историю нашего Храма. Эфир прошел по Самарскому телевидению 2 и 23 января 2015 года. Храм ежегодно издает перекидной настенный календарь с фотографиями богослужений и праздничных литургий. (Приложение 5) По селу организовывается крестный ход Самарского казачества с Ташлинской чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница от бед». Иерей Владимир Минин проводит встречи с учащимися техникума, двух общеобразовательных и коррекционной школ села Обшаровка. (Приложение 6).

И взрослые, и дети рады, что могут вместе молиться о здравии и процветании всех православных христиан в своем родном храме. Церковь в селе Обшаровка – это настоящая жемчужина, с далеким историческим прошлым. И я очень рада, что каждый день по дороге в школу и обратно, я смотрю на наш величественный Храм, слушаю волшебный колокольный звон. А в выходные дни, после службы в Храме, я всегда прихожу в Воскресную школу, где учат добру, милосердию и состраданию к ближнему.

«Никто так не действует на воспитание детей, как пример родителей, воспитателей, окружающих их товарищей. На их душах остается дурной или хороший след от каждого взгляда, слова, дела окружающих их.»

(Свт. Иоанн Златоуст)

3. Заключение

Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Это нужный, важный шаг в духовном выздоровления общества. Без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Без прошлого нет будущего.

Работая над заданной темой, я много узнала нового и интересного из истории своего села. Рассказы односельчан, работа в библиотеке и в сети интернет заставили меня мыслями ощутить прошлое моего села. И я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего края. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – это одна из сторон нравственной характеристики человека. Это позволяет нам, молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознать всю ответственность перед будущим, нашим будущим.

Моя родная земля полна памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. А с появлением в истории нашего села нового храма начался новый отсчет.

Россия возвращает свой духовный авторитет. Именно нам, россиянам, суждено ввести Мир в новую Эпоху.

Православие есть правое (то есть истинное и потому благодатное) прославление Бога. И это бесценное духовное сокровище правоты и правды было вручено православной Церковью и народам.

«За всё тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали».

(И.А.Бунин)

Список литературы.

1. Алов А. А. Что такое православие//Москва. 1996. №3. с. 11-13.

2. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.: Политическая литература, 1990. с 301.

3. Газета муниципального района Приволжский Самарской области «Приволжский вестник», №1950 от 22.11.1997г.

4. Лебедев Е.С. Уроки топонимики: научный поиск и творчество учащихся (журнал «Русский язык в школе» №2 -2000 с.48).

5. Самарская епархиальная ведомость, 1870 г, №3.

6. Советский энциклопедический словарь, главный редактор А.М. Прохоров, 2 издание М., «Советская энциклопедия»1983 г, с. 1599.

7. https://yandex.ru/video/=обшаровка

8. http://kbm.cerkov.ruПриложение

Приложения.

Приложение 1.

Создатели Александровского моста через Волгу

В.И. Березин и Н.А. Белелюбский.

Приложение 2.

Александровский мост после открытия 1880 год.

Приложение 3

Копии фотографий храма с. Обшаровка начало XX века.

Приложение 4.

Храм в честь иконы Божией Матери Казанской

села Обшаровка м.р.Приволжский Самарской области

Богослужение в храме

Приложение 5.

Настенный перекидной календарь храма.

Приложение 6.

Встречи иерея Владимира Минина с учащимися образовательных организаций села Обшаровка.

Просмотров работы: 1350