Русский самовар

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский самовар

Митрофанов С.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Калуги
Куренкова Т.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Пусть неуклюж он на вид, но на Руси знаменит.

Медью сверкают бока. Топает через века. Самовар!»

Слова из песни Юрия Энтина «Русский самовар»

Третий год я посещаю вокальную студию «Фа-солька». Нашей визитной карточкой является песня «Русский самовар». (ПРИЛОЖЕНИЕ I) Мне захотелось узнать побольше об этом старинном предмете: как он появился в России, почему его называют символом России и символом русского гостеприимства.

Цель работы: сохранение и укрепление семейных традиций через историю русского самовара.

Задачи исследования: изучить данные литературы о самоваре, как предмете народного быта; о русском чаепитии; проанализировать результаты анкетирования моих сверстников по этому вопросу; узнать о строении жарового самовара; попытаться разжечь самовар и сравнить качество чаепития из жарового и электрического самовара.

Объектом исследования нашей работы стал самовар. Предметом — использование жарового самовара.

Новизна нашего исследования - показать, что в современном мире найдётся применение и старинным вещам.

Гипотеза нашего исследования: - самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме.

Мы провели анкетирование младших школьников, которое показало, что в семьях не поддерживается традиция пить чай из самовара. Выбранная нами тема актуальна: сохранение семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение – это одно из условий существования крепкой дружной семьи. (ПРИЛОЖЕНИЕ II)

Всё это объясняет структуру работы. Глава I «Родословная самовара» содержит данные об истории его изобретения. Глава II «Самоварные профессии» рассказывает об устройстве самовара и технологии его производства. Глава III «Русское чаепитие» позволяет дать представление об особенностях русского застолья. Глава IV «Самоварники» посвящена анализу проведённых опытов с жаровым и электрическим самоваром.

Собранный материал имеет практическую значимость и может использоваться на уроках окружающего мира и классных часах, может заинтересовать молодых людей изучением истории и культуры наших предков, вызвать желание устроить чаепитие с самоваром. (ПРИЛОЖЕНИЕ II)

I Родословная самовара

«А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке

Самовар стоит, словно жар горит».

К. И. Чуковский “Федорино горе”

Изучив научно – популярную литературу, мы узнали следующие сведения о самоваре. В 19 веке при раскопках Помпеи обнаружили автепсу - бронзовую вазу с краном и тремя ножками. Археологи сначала приняли её за самовар, но жители Помпеи не знали чая! Оказалось, эти сосуды использовали для кипячения и подогрева воды, которой разбавляли вино.[4, с. 6-7.]

Предком самовара можно считать большие чайники с впаянной трубой для горячих углей. Наши предки ещё в 16 веке носили по ярмаркам горячий сбитень в таких сосудах. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара. Внешне сбитенник напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидим в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, мёда, пряностей и трав.

Мы привыкли считать самовар очень старинным предметом, но ему всего 300 лет. Появление этого "медного чуда" связано с широким распространением в России заморского напитка — чая. [1, с.169 – 171.]

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять её по мере надобности кипятком. Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о котором относится к 1746 году.

Самовар - русская чайная машина - так её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни. Так что самовар можно считать прадедушкой нынешних мультиварок.

Первой фабрикой, которая стала выпускать самовары, была фабрика владельца Шмакова. Но потребность в самоварах с каждым годом возрастала, и вскоре почти в каждом городе стали появляться свои самоварные мастерские и фабрики, а самоварной столицей становится город Тула. В этом городе к концу 18 века насчитывалось уже около сотни самоварных мастерских.[7, с. 12]

«Тульский самовар...» В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".

Уже в то время о самоваре складывались пословицы песни, стихотворения. Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год о самоваре писала так: "Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника..."

Каких только самоваров там не делали! Когда мы с выступлением были в Туле, то в свободное время посетили музей самоваров. (ПРИЛОЖЕНИЕ I) Сотрудники тульского музея нам рассказали, что самовары раньше изготавливали разнообразные: в форме вазы, бочонка, рюмки, банки, яйца, репы, шара… Краник тоже был причудливо изготовлен – в виде листика, невиданного зверя, гирлянды цветов. Самовары делали разных размеров: самовары – малютки вмещали только один стакан воды, а самовары – гиганты – несколько вёдер! Такие громадины стояли в трактирах и чайных. Материалом для самоваров служили различные сплавы меди, латуни, мельхиора. Дорогие изделия серебрили. Самовары делали не только из металла, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя! В конце прошлого века для отделки самоваров стали применять никелировку. Это покрытие стоило дёшево, а выглядело очень красиво. [10, с. 478-482.]

В связи с массовой газификацией жилых домов самовары стали постепенно выходить из употребления. В первую очередь популярность потеряли жаровые самовары, электрические же продолжали массово использоваться.

С середины 1990-х массово выходят из употребления электрические самовары, вытесненные дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства.

И только в 2005 году на тульском заводе вновь начинают производство жаровых самоваров. Выпускаются штучные самовары в авторском эксклюзи́вном исполнении, с соблюдением ремесленных традиций.

В калужских музеях можно увидеть старинные самовары в экспозиции Краеведческого музея, Дома-музея А. Л. Чижевского, Дома Мастеров. (ПРИЛОЖЕНИЕ I)

II Самоварные профессии

Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приёмов. [2.] В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар. Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

На фабриках в основном производилась сборка самоваров. А все детали делали многочисленные кустари в деревнях. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели.

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. (ПРИЛОЖЕНИЕ III) Самая важная часть самовара, часто имеющая красивую форму – тулово (корпус), куда вливается вода для кипячения. В центре самовара, внутри, специальная полость для топлива — кувшин или труба-жаровня.

В нижней части кувшина есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью – поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Этот переход от корпуса к поддону называется шейка; в верхней части шейки находятся поддувало – отверстие, декоративно оформленное, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. В месте соединения шейки и поддона, изнутри, находится донышко. Здесь скапливаются продукты горения древесного топлива: зола, угольки. Донышко не закрепляется наглухо. Его можно открыть и удалить золу и пепел.

Сбоку на корпусе находятся ручки – парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними. Деревянные валики –шишки-хватки, надетые на специальные стержни – подшипники, для удобства переноса самовара из одного места в другое и предохраняют руки от опасности обжечься.

Впереди на корпусе расположен кран, который состоит из ключа и ветки крана – изогнутой пластины, соединенной с ключом для удобства поворачивания. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам. Кран присоединен к корпусу репейком — специальным утолщением вокруг крана для более надежного соединения.

На верхнюю часть корпуса самовара надевается круг — литое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрывает самоварный корпус и не дает воде выкипать. В центре крышки — отверстие, равное по диаметру трубе-жаровне, крышка нанизывается на жаровню. Также в крышке часто пробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой, это паровички (отдушники): когда самовар закипает, через паровички выпускается пар.

На крышку одевается конфорка — подставка для заварочного чайника, который часто ставится сверху самовара для прогревания и высушивания, а также для того, чтобы чай лучше «настоялся». Конфорка также маскирует ту часть жаровни, которая возвышается над крышкой.

На самом верху находится небольшая крышка-колпачок. Это заглушка, она закрывает верхнее отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре, так как препятствует постоянному току воздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают.

На колпачке — заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они с помощью маленьких полых цилиндров, надетых на винт, — подшишек. Деревянные шишки предохраняют руки от соприкосновения с горячим металлом, так как именно к этим деталям самовара — крышке, заглушке, как и к боковым ручкам — прикасается хозяйка в процессе работы самовара. Подшишки закрепляются специальными гайками конической формы — малинками.

Эта конструкция обязательна для любого вида самовара. Меняются размеры, объем, форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жарового самовара. [5.]

III «Русское чаепитие»

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем”

Русская пословица

Впервые на Руси чай появился в XVII веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки: "Чай из самовара пьёшь - до ста лет проживёшь", "Выпей из самовара чайку - позабудешь тоску", "Самовар кипит — уходить не велит", "С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее". Чаепитие с самоваром прижилось в России, и к середине XIX века вся Россия пила чай, что называется, «взахлёб». Не было трактира, в котором бы не пили чай. «Наш русский кипучий самовар дымился на каждом шагу», - вспоминал писатель М.Н. Загоскин.

В России отношение к чаепитию и самоварам сложилось особенное. Приобретение самовара считалось значительным событием в жизни семьи. [8.]

Угощали гостей "до седьмого пота", даже после того, как гость переворачивал стакан или чашку вверх дном и тем самым показывал своё полное удовлетворение чаепитием. К самовару относились бережно, хранили как семейную реликвию. Иногда в доме заводили два самовара: один предназначался для повседневного использования, другой, более вместительный и красивый в праздничные дни. Во время чаепития громко говорить было не принято, спорить не полагалось совсем.

Самовар стал частью жизни и судьбы нашего народа, отражённой в его пословицах и поговорках, в произведениях художников (ПРИЛОЖЕНИЕ IV) и писателей. Самовар - поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, тёплый и сердечный покой. Вот как описывал вечернее чаепитие А.С. Пушкин в своём романе "Евгений Онегин": «Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар,китайский чайник нагревая; под ним клубился лёгкий пар…». «Но и в комнатке Алексея Степановича, когда засветился в ней яркий огонёк и запел начищенный к празднику самовар, стало весело и уютно» — читаем мы у Л. Н. Андреева. «Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими; было бы так тепло, хорошо, знакомо» — такими словами вспоминает героиня Ф. М. Достоевского свою разлуку с домом.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовский в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, онвне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шёпоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, весёлый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".

IV «Самоварники»

Любителей гонять чаи называли самоварниками. В середине 19 века появилось слово «самоварничать», т. е. проводить время за чаем. Находим это в словаре В.И. Даля. [3, с.588.]

Выясним, сколько сил и времени понадобится, чтобы вскипятить жаровой самовар?

Эксперимент № 1 «Когда запоёт самовар?»

Цель исследования: выяснить, каким топливом лучше разжечь самовар (дровами, щепками, ветками, шишками), нужна ли самовару труба, и когда же «запоёт» самовар.

Участники эксперимента: вся семья (папа, мама, сёстры и я).

Предмет исследования: жаровой самовар.

Оборудование: топор, дрова,яблоневые веточки, угольки из бани, щепки и шишки.

Ход эксперимента

В трубу мы положили тлеющий древесный уголь, который взяли из топящейся печки в бане. В потоке поступающего воздуха он продолжал гореть. Добавляли постепенно дровяные щепки и наблюдали, как разгорается пламя. Воздух в трубе нагревался и поднимался по жаровой трубе вверх, отдавая тепло и нагревая воду в тулове (корпусе). Для аромата положили в топку яблоневых веточек.

Древесный уголь хорошо горел, пока на самоваре была труба. Если мы снимали трубу, то угли в самоваре начинали потухать. Этот процесс объясняется наличием тяги, т.е. внизу воздух в трубе горячий от угля, а вверху холодный.

Рядом с домом у нас растёт ель, усыпанная шишками. Мы решили попробовать, а будет ли быстрее самовар разгораться от шишек. И правда, самовар вскоре забормотал, запел и закипел.

Как только вода в самоваре дошла до кипения, сверху мы установили заварочный чайник. В результате тяга становилась меньше, и вода медленнее закипала, заварочный чайник медленно подогревался, и чай заваривался. (ПРИЛОЖЕНИЕ V)

Вывод: в ходе эксперимента мы выяснили, что для розжига самовара необходим древесный уголь, шишки очень хорошо горят и их не надо рубить; яблоневые веточки придают особый аромат. Ещё мы узнали, что для тяги самовару обязательно нужна труба, и перед тем, как закипеть самовар «поёт».

В стихотворении Даниила Хармса «Самовар Иван Иваныч» толстый трёхведерный самовар напоил всех обитателей коммунальной квартиры. Интересно, а сможет ли наш самовар быть таким же добрым и щедрым?

Эксперимент № 2 «Чаепитие до седьмого пота»

Цель исследования: выяснить, с каким самоваром дольше можно проводить время за чаем всей семьёй.

Предмет исследования: жаровой и электрический самовар.

Оборудование: жаровой и электрический самовары, 2 чайных сервиза, вода, заварка, сахар, часы.

Участники эксперимента: вся семья.

Ход эксперимента

Мы заварили и пили чай из жарового самовара и электрического. Было предложено всем попробовать разного чая и сказать, какой из них понравился больше. Для того чтобы не перепутать чашки, мы взяли два сервиза. Оба варианта чая участникам эксперимента понравились, но чай из жарового самовара оказался вкуснее и ароматнее, дольше оставался горячим. Электрический приходилось подогревать. К тому же жаровой самовар оказался более вместительным (5 л, могут быть до 50 литров), чем электрический (3 л, могут быть только меньшего объёма). Из него было выпито примерно 25 чашек, пришлось на помощь звать соседей! А в электрический вместилось около 15 чашек.

Результаты наблюдения за остыванием воды в самоварах заносили в таблицу. (ПРИЛОЖЕНИЕ VI)

Вывод: проанализировав итоги экспериментов, мы отметили плюсы и минусы исследуемых самоваров:

Жаровой самовардольше сохраняет температуру жидкости, чай из него ароматнее, такой самовар смягчает и очищает жёсткую воду. [М.В. Короткова «Путешествие в историю русского быта», М., Дрофа-Плюс, 2003 г.] Чтобы попить чай из жарового самовара вся семья бросает все свои дела, т.к. его нельзя больше подогреть, а заново разжигать самовар затратно по времени. Такие изделия можно вскипятить только на свежем воздухе или же выводить трубу в специальную вытяжку.

Электрический самовар наоборот теряет тепло быстрее жарового, но при необходимости его можно быстро подогреть. В то же время основным недостатком на наш взгляд является отсутствие запаха яблоневых веточек, еловых шишек. Нет такого ритуала «колдовства» над самоваром при его разогреве, нет семейного единения. (ПРИЛОЖЕНИЕ VII)

Заключение

Закончив своё исследование, можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Самовар являлся не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме. Дети впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. За ним делились новостями, говорили о делах, о планах на следующий день.

Этот предмет вошёл в классику русской литературы и искусства. Без него невозможно представить традиционное русское чаепитие. Ему всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Он был настоящим «хозяином» застолий.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так в основном электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Для всего мира он остался символом русского гостеприимства.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях. (ПРИЛОЖЕНИЕ VII)

Список литературы:

Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей, - М: Дрофа-Плюс, 2004 г., с.169 – 171.

Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, - 1995.

Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.:АСТ, 2014 .-Т.2. И-О – 779 с.

Калиничев С. П. Самовары России. Популярная энциклопедия, -СПб.: Хобби Пресс, 2014. – 272 С.

Калиничев С. П. Самоварное дело в России. Каталог справочник, -СПб.: Хобби Пресс, 2015.– 460 С.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта, - М: Дрофа-Плюс, 2003 г.

Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.

Низовский А. Энциклопедия старого быта. Российская империя конца XIX – нач. XX века. Том I. -СПб.: Хобби Пресс, 2012. – 832 С.

Ожегов С. И. Словарь русского языка/Под. ред. Н. Ю. Шевцовой. – М.: Рус. яз. 1990. – 921 С.

Орлова Н. «Я познаю мир: История вещей» Дет. энциклопедия., - М: ООО «Изд-во АСТ», 2000 г., с. 478-482.

ПРИЛОЖЕНИЕ I “Русский самовар”

Выступление вокальной студии «Фа-солька» с песней «Русский самовар»

Самовар в калужском Доме-музее А.Л.Чижевского

В тульском музее самоваров

ПРИЛОЖЕНИЕ II Анкетирование младших школьников

Вывод: самовары – редкий гость у нас в домах. В семьях не поддерживается традиция пить чай из самовара.

Вывод: многие дети думают, что из самовара чай будет вкуснее и хотят дома пить чай из самовара.

ПРИЛОЖЕНИЕ III Устройство самовара http://samovarovo.ru/glavnaya/informaciya/76-ustroistvo-samovara.html

   

ПРИЛОЖЕНИЕ IV Натюрморты с присутствующим самоваром, сцены чаепития дворян и простых людей за столом или на пикнике у самовара становятся одними из излюбленных мотивов живописцев с XIX века.

Б. М. Кустодиев «Купчиха, пьющая чай», 1923

Константин Маковский «Алексеич», 1881

ПРИЛОЖЕНИЕ V «Когда запоёт самовар?»

       
       
       
       

ПРИЛОЖЕНИЕ VIРезультаты наблюдения за остыванием воды в самоварах

 

1 час

2 часа

3 часа

4 часа

Жаровой самовар

+

+

+

+ -

Электрический самовар

+

+ -

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ VII «Чаепитие до седьмого пота»

   
       
       
Просмотров работы: 727