Введение
Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печи. И из кирпича человек уже построил целые дома, соборы, города... Оказывается, глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцветием красок, если она станет фаянсом. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными и многообразными скульптурными изображениями.
Глина проста и легка в обработке. Её возможности огромны. С древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.
Когда я была совсем маленькой, мне очень нравилось лепить своими руками различные поделки из пластилина. Фигурки получались красочные, но не крепкие. Я спросила маму: «А есть какой-нибудь другой материал, из которого получались бы мои сказочные персонажи более прочными». Мама ответила, что варианты есть. Можно, например, попробовать слепить из глины. Я поставила перед собой цель.
Цель исследовательской работы:
Ознакомиться с видами глин Уральского региона и выяснить, какие виды можно использоватьпри изготовлении глиняных изделий.
Задачи:
1. Познакомиться с историей происхождения и применением глины.
2. Узнать места нахождения глины нашего региона.
3. Изучить состав и свойства глины.
4. Изготовить глиняные изделия.
Объект исследования: глина.
Предмет исследования: свойства глины.
Гипотеза:
Предполагаю, что изучив свойства глины, узнаю, какие глины имеют способность деформироваться и удерживать приданную ей форму, научусь готовить глиняные изделия.
Методы исследования:
Изучение литературы
Использование Интернет-ресурсов
Обращение к взрослым
Проведение опытов и экспериментов
Практическая работа с глиной
История происхождения и применения глины
Не боги горшки обжигают
Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосуд. Может быть, это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Следующее открытие человек сделал тогда, когда обжег кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное – она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.
Версия №1. Есть версия, что впервые человек догадался лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину. В начале ею покрывали плетеные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.
Версия №2. Обжигать глиняную посуду люди научились спустя столетия и совершенно случайно. Существует легенда: когда женщина не уследила за огнем, в ее жилище случился пожар. Сгорело все, только уцелели лишь глиняные горшки. Люди заметили, что после пожара они стали прочнее и тверже, в них можно было хранить без опасения любые жидкости. Благодаря счастливой случайности люди стали активно обжигать и применять в быту глиняную посуду.
Версия №3. Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится прочной. Вполне возможно, что наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец.
Применение глины в истории и современном мире
В древности на тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увековечены эпические поэмы, религиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.
Тарелки, горшочки, кувшины и вазы в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров.
Глина может входить в состав других материалов: художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.
Места нахождения глины нашего региона
Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Уральском регионе каолина 93%, огнеупорных глин 64%. На территории Сосновского района расположены месторождения: каолин (белая глина), цементные глины, глины кирпичные.
Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли в Санкт-Петербург на императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Южноуральске, Троицке.
Свойства глины
Свойства глины в медицине
Белая глина есть в рационе малых народностей Дальнего Востока. Ее запивают козьим молоком. После употребления, в небольших количествах, глина оказывает полезные свойства.
Интересно, что глиняные ванны принимают не только люди, но и животные. Они измазываются, катаются в тягучей массе, если ранены или больны. Они чуют лекарство в окружающей их среде, так как глина обеззараживает и заживляет.
Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масо
В Индии существует целая индустрия парфюмерной промышленности, связанной с глиной! Оказывается, глина отлично впитывает ароматы, и местные парфюмеры, во время активного цветения природы, размещают глиняные диски прямо в благоухающих местах. После в специальном аппарате для дистилляции эти ароматы переводят в духи, которые называются земляными.
Физико-химические свойства глины и ее состав
1) в смеси с водой образовывать вязкое тесто;
2) набухать в воде;
3) пластичность, т. е. способность принимать и сохранять любую форму в сыром виде;
4) сохранять эту форму после высыхания с уменьшением объема;
5) клейкость;
6) связующая способность;
7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.
Свойства глины определяет ее химический состав.
Состав глины, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.
Глина различных составов имеет множество оттенков. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться.
Различают «тощие» и «жирные» глины.
Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.
Я сравнила два вида: глина блестящая на вид и скользкая на ощупь, попробовала на зуб, она скользит, а другая с матовой поверхностью, на ощупь шероховатая, при трении пальцем легко крошится, хрустит на зубах, а значит содержит много примесей.
Пришла к выводу: «Чем меньше примесей, тем она жирнее, а тощие глины содержат много примесей».
Практическая часть
Подготовительный этап
С мамой и папой мы набрали 4 вида разных по составу глин: белую, красную, желтую, розовую. Разбили все комочки, просеяли через сито, и привезли к мастеру по керамике Дударевой Ольге Николаевне, чтобы узнать: годится ли наша глина для ручной работы или нет?
Способы проверки глины:
Способ №1 «Добавление воды»
Все виды глин мы проверили путем добавления в них простой воды. Добавляли воду маленькими порциями и хорошо переминали руками. Белая глина оказалась очень пластичной, хорошо мялась в руках и не разваливалась. Ольга Николаевна сказала, что эта глина отличная, «жирная», у нее хорошие пластичные и связующие свойства и из нее получатся хорошие изделия.
Затем мы проверили красную глину, она оказалась не такой «жирной», но тоже очень хорошей, она хорошо лепилась и не разваливалась в руках. Потом взяли жёлтую: в ней оказалось слишком много песка, она трескалась и плохо склеивалась в руках. Эта глина оказалась «тощей», с очень низкой пластичностью, она не годилась для лепки. А вот розовая оказалась хорошей и пластичной.
Способ №2 «Отмучивание глины»
Этот способ подготовки глины мы провели путем отмучивания. При таком способе глина становится более жирной и пластичной. Мы набрали глину в ведра и залили их водой 1:3. Все тщательно перемешали и оставили на сутки. У нас получился однородный раствор разных цветов.
Вода в ведрах отстоялась и высветлилась. С помощью резинового шланга мы аккуратно слили отстоянную воду и весь глиняный раствор протерли через сито. Разложили глину на хлопковую ткань и поставили у батареи, чтобы вышла лишняя влага. После того, как глина стала густой как тесто и перестала прилипать к рукам, ее мы скатали в рулоны и хранили в полиэтиленовых пакетах до начала ручных работ.
Основной этап
Мы взялись за дело.
Попробовали слепить из этих трех видов глин различные изделия.
Мастерство гончарного дела
Гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. На Руси это было одно из важнейших ремесел. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным, механизм управлялся одной рукой, а позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.
Мое занятие на гончарном круге проходило в мастерской города Челябинска под руководством Третьяковой Анны. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.
Прежде чем начать работу на круге я помяла глину, почувствовала и слепила колобок. Мастер сказала, что в такие моменты, глина сама подскажет, каким должно стать будущее изделие.
Второй очень важный компонент - вода. Я периодически смачивала руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины, поэтому я использовала в процессе работы губку.
В конце я украсила свои поделки узором с помощью стека. Осталось высушить мои изделия. Все было просто и сложно.
Быстро постичь мастерство гончарного дела у меня не получилось. Но радость от этого занятия я получила огромную и незабываемую!
Сушка - это длительный процесс. Если поспешить, то изделие покрывается трещинами и его коробит. В первые дни изделия сушат в помещении без сквозняков 2-3 суток, потом – на печи или батарее. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность.
Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах и дает усадку. Обжиг укрепит наше изделие.
Мои изделия просохли. Ольга Николаевна сказала, что если я хочу пользоваться своей посудой, то нужно залощить изделия. Это древнерусский способ обработки глины перед обжигом. Лощение придаст моему изделию плотность и гладкость. Поверхность подсохших глиняных изделий я натирала до блеска деревянными стеками. Теперь лощеную посуду можно смело использовать в быту, так как она достаточно влагоустойчива и экологически чистая.
Обжиг проводили в муфельной печи при температуре 970-1050 градусов, для белой и розовой глины. Красную глину обжигали при температуре 600 градусов, если выше, то она расплавится.
Обвар - это последняя стадия обработки глиняных изделий, после которой глиняная посуда становится еще более прочной. После этой процедуры изменяется ее внешний вид: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающие ей неповторимое своеобразие. Мы провели молочение своих глиняных изделий. С помощью жирных сливок я окунала каждое свое изделие, а затем с Ольгой Николаевной проводили обжиг при температуре 360 градусов 20 минут. Посмотрите какая красота! Теперь я могу пользоваться посудой сделанной своими руками!
Лощение и молочение – это древнерусские способы обработки глины, которые применялись только на Руси!
Сейчас больше используют глазурь – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.
Заключительный этап
Заключение
Я сейчас простая глина
Что лежит у очага.
Жду я рук, но чтоб любимых,
Что, лаская, разомнут,
Выгнут, форму придадут.
Обожгут, чтоб закалиться,
Что бы долго жить, храниться.
Радовать глаза творца,
Удивляя мудреца.
Ведь была простая глина,
А теперь ну впрямь картина.
Не прибавишь, не возьмёшь.
Видно мастер постарался,
Знать работал не за грош.
Вывод: Познакомившись с историей происхождения и применением глины, узнала места нахождения глины нашего региона, какими свойствами она обладает, как и где используют глину, научилась готовить изделия из глины.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
В дальнейшем я хотела бы провести мастер-класс своим одноклассникам с целью познакомить их с этим чудесным и удивительным материалом!
А также очень хотела бы побывать на фарфоровом заводе в Южноуральске и в городе Сысерть Свердловской области.
Список литературы
Лыкова И.А. Мы лепили мы играли: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова – изд. ООО «Карапуз-дидактика», 2007. – 82 с.
Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. – М.: «АСТ-ПРЕСС». 1997. – 144 с.: ил.
Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощенская керамика/ А.И. Поверин – изд. М.: «АСТ-ПРЕСС». 2016. – 160 с.: ил.
Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей и детских садов/ А.П. Усова Изд. 3-е. М.: «Просвещение». 1972. – 78 с.: ил.
Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня/ Л.В. Браиловская. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 217 [2] с., : ил., [4] л. ил. – (Это модно).
Уварова И. Глина, вода и огонь: научно-художественная литература/ И. Уварова. – М.: «Детская литература», 1973. – 174 с. с ил.
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – http://wikipedia.org
Приложение
Подготовительный этап
Сбор глины
Сбор глины
Проверка на пластичность
Отмучивание
Основной этап
Ручная лепка
Гончарное дело
Сушка
Обжиг
Лощение
Молочение
После обжига
Заключительный этап (готовые изделия)