Введение
Эпиграф
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»
Слова из поэмы
«Флаг над сельсоветом» Алексея Ивановича Недогонова
Война... Как много боли и горечи в этих словах. До сих пор наша Родина не залечила всех ран и, к сожалению, не залечит никогда. Такое не забывают! Тысячи и тысячи людей погибали от пуль и снарядов, от голода и усталости. Но нужно отдать должное тем людям, благодаря которым фронт «жил».
Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять войне и победить — несмотря на чудовищные просчеты, допущенные правящим режимом.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Впервые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели
Я, Серая Ольга, ученица 6 «в» класса МОБУ «СОШ №3», посвящаю свою работу моей прабабушке, Глебской (Михайленко) Марие Кононовне .
Актуальность темы обусловлена тем, что ее результаты могут иметь существенное практическое значение для организации воспитательной работы среди школьников, абитуриентов, представителей династий тружеников тыла, помогут делу формирования, накопления и сохранения славных семейных традиций, традиций нашего государства, поддержанию его авторитета.
Объектом исследования являются семьи Михайленко и Глебских.
Предметами нашего исследования выступают состав, профессиональная деятельность, а также личностные характеристики представителей семей.
Цель исследования: изучение исторического и культурного наследия моей семьи, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Познакомиться с историей жизни своих родственников; изучить жизнь семьи в годы ВОВ.2. Выявить новые факты из истории семьи; проследить связь поколений через профессию.3. Исследовать документы, статьи, фотографии, воспоминания.
4. Создать генеалогическое дерево моей семьи.
Методы исследования: изучение семейных документов и архивов, материалов СМИ и литературы по проблеме исследования; социологические методы исследования (опрос, беседа, анкетирование); анализ, систематизация и обобщение полученных сведений.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работа может быть интересна для любого человека, который интересуется историей своей семьи.
В исследовательской работе использовались семейный архив, справочная, специальная, научно-популярная литература, а также информация с интернет-сайтов.
Гипотеза: Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Продуктом исследования являются генеалогическое древо, семейный архив, видеоролик.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
. Тыл Оренбуржья в годы ВОВ
Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело-
Трудилось Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.
Нашествие гитлеровских войск на нашу страну привело к тягчайшим потерям в сельском хозяйстве. Важнейшие житницы — Украина, Дон, Кубань — оказались в зоне фашистской оккупации. Гитлеровцы сожгли полностью или частично 70 тыс. сел, уничтожили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций. Они угнали на территорию Германии 17 млн. голов крупного рогатого скота, нанесли большой урон свиноводству и овцеводству. Война не могла не вызвать серьезных осложнений и трудностей в сельскохозяйственном производстве и Оренбуржья. На фронт уходили полеводы и механизаторы. Уже к 30 июня 1941 г. отправились в Красную Армию из области 1677 трактористов и 462 комбайнера. Посевная площадь только в колхозах области сократилась почти на миллион гектаров, снизилась урожайность, уменьшилась сдача хлеба государству. Вместо мужчин на тракторы и комбайны сели женщины. На весеннем севе 1942 г. 6 тысяч девушек-трактористок Оренбуржья взяли на себя повышенные обязательства и многие перевыполнили их.
За четырегодаВеликой Отечественной войны колхозы и совхозы области сдали государству 124 млн. пудов хлеба, свыше 6,2 млн. пудов мяса и много других сельскохозяйственных продуктов. Причем было сдано мяса государству на 1,4 млн. пудов больше, чем за 4 предвоенных года.
Кроме того, колхозы области сумели оказать большую помощь районам страны, освобожденным от фашистской оккупации. Они отправили туда около 120 тыс. голов скота.
История подвига Ветерана Труда Глебской (Михайленко) Марии Кононовны.
Все дальше уходят события Великой Отечественной войны. Минуло семьдесят три года с того чудного весеннего дня, имя которому Великая Победа. Цвел и благоухал обновленный май. У всех в душе звонили колокола радости, маня счастливым ожиданием выстраданной мирной жизни.
Уходят годы, и, поэтому, трудно переоценить актуальность выбранной темы исследования. Уходят годы, а имена героев остаются. Их списки полнятся все больше и больше, летопись дописывает новые и новые страницы того героического времени, в котором есть место и отдельным личностям, и населенным пунктам.
Мы хотим добавить к этим героическим летописям историю моей прабабушки, Ветерана Тыла Глебской (Михайленко) Марии Кононовны.
Родилась моя прабабушка, Глебская, в девичестве Михайленко Мария Кононовна в Украине в 1922 году. Когда ей было 10 лет, ее семья переехала в Оренбургскую область. Ехали в телегах, которые были запряжены волами. На Украине в те годы был голод. Поселились они в поселке Красноярский Адамовского района Оренбургской области. В одном большом доме жили два брата Михайленко: Митрофан и Конон. Жили дружно. Моя прапрабабушка Фёкла, жена Конона, вязала, шила и вышивала для всей семьи, смотрела за детьми. Жена Митрофана, Елена готовила, убирала в доме. И, конечно же, всей семьей ухаживали за домашними животными. Мужчины работали в поле.
1934 году на территории Адамовского района было создано 22 колхоза. Поселок Красноярский как и другие стал Колхозом. При вступлении в коллективное хозяйство братья Михайленко вынуждены были отдать весь домашний скот. Начался голод. Нужно было кормить большую семью. С большим трудом пережив тяжелую зиму, братья Михайленко решили весной сеять поле. Не было ни лошади, ни другой скотины. Весной прапрадед Конон запрягал себя в плуг вместо вола, а моя прабабушка Мария и ее старший брат Иван брались за рукоятки и давили, что есть силы. Прабабушка так уставала к вечеру, что ложилась спать, даже не поужинав. Съедала свой ужин уже утром.
В колхозе тогда школы не было. Но, прабабушке очень хотелось учиться. Она со старшим братом ходила пешком в школу в соседний совхоз, который находился за двадцать километров от дома. До конца своих дней она считала в уме быстрее калькулятора.
В 1941 году началась война. Тогда прабабушке было 19 лет. Старший брат Иван ушел на фронт. А прапрадед Конон остался в колхозе, выращивать хлеб для фронта. Бабушка тоже пошла работать комбайнером. Тогда многие мужчины ушли на фронт и молодые девушки вместо них работали в поле на комбайнах и на тракторах.
Повсеместно развернулось движение «Больше хлеба фронту!». На каждого жителя сельской местности резко выросла нагрузка. В военное лихолетье уральские и сибирские колхозы, совхозы стали главным поставщиком на фронт сельскохозяйственной продукции. Места мобилизованных мужчин на полях и фермах занимали женщины, подростки и старики.
«Земля на поле боя соленая от крови. Соленая она была и в тылу – от трудового пота»
Во время уборки домой не отпускали. Работали днем и ночью. Спали, готовили кушать прямо в поле. Все что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя самый минимум тем, кто трудится. Дети и старики питались же тем, что выращивали в огороде, собирали ягоды, грибы.
Когда прабабушка Мария, после окончания уборки вернулась домой, ее младшие брат Анатолий и две сестры Любовь и Евдокия очень похудели, выглядели истощенными, еле держались на ногах. А мама моей прабабушки и вовсе слегла от голода. Взглянув на мать, младших сестер и брата Мария поняла, что им грозит голодная смерть. Ни смотря на смертельную усталость и то, что сама еле держится на ногах, прабабушка пошла к председателю колхоза, чтобы он отдал положенный мешок муки комбайнерам, работающим во время войны на уборке и посевной. Председатель не отказывался, мешок муки положен. Только где же его взять, если все зерно увезли в Райпо на помол? Ни лошади, ни телег в колхозе не осталось – все забрали на фронт. На улице уже стемнело, перед глазами стояли лежачая мама, голодные сестренки и братик. Они ее ждут. От нее зависит их жизнь. А значит медлить нельзя, надо, что-то решать. И она решила, решила идти в районный поселок Адамовку, идти ночью, пешком и во что бы то ни стало принести мешок муки в дом. Была холодная осенняя ночь, конец октября, ночные температуры опускались ниже 0 °С. Расстояние от Красноярского до Адамовки примерно 55 км, на машине около 1 ч, но пешком ночью по размытым от дождя дорогам это расстояние бабушка преодолела за 3 часа. Когда добралась до Райпо, была уже глубокая ночь, Сельсовет уже был закрыт, все спали. Мария отыскала дом председателя, умоляла, просила не ждать до утра, а ночью выдать ей положенный мешок муки, так как до утра ее мать может и не дожить. Мешок муки ей выдали. Хороший мешок, тяжелый, около 30 кг весом. Прабабушке 19 лет, тоненькая, худенькая она сама весила чуть больше этого мешка. Не было у нее ни тачки, ни коляски, да и ночью негде было искать, все спали. Мария взвалила мешок на плечи и потащила его домой. Обратный путь был особенно тяжелым. Холодная ночь, размытые дороги, глухая степь и тяжелый мешок за плечами, который надо было донести. Шла прабабушка долго, ей казался бесконечным путь домой. По дороге много раз падала, разбивая в кровь ноги и руки. Размазывая слезы, пот и кровь по лицу, тащила она мешок. Прабабушка рассказывала о том, как ей было страшно одной ночью в степи, как несколько раз слышала вой волков или бродячих собак, время было тяжелое лихое, голодали не только люди, но и животные. Но больше всего Мария боялась, что не успеет помочь семье, что не дождется ее мама долгожданного хлеба. И страх за семью был сильнее всех остальных страхов в ту ночь. Он давал ей силы, он заставлял ее подниматься после очередного падения и нести свою драгоценную ношу, ношу от которой зависела жизнь ее семьи. Лишь к утру смогла добраться Мария в поселок. Сразу бросилась к маме и ребятишкам, живы! Дальше все как в тумане, превозмогая усталость и боль в теле, поставила тесто, растопила печь, приготовила еду. Так выходила она голодающую семью и спасла от голодной смерти. Благодаря моей прабабушке ее семья выжила в эти трудные военные годы. Мама Марии прожила до 1959 года. Ее младшие дети благодаря Марии прожили долгую жизнь, обзавелись семьями. Прабабушка Мария вышла замуж за прадедушку Василия Андреевича Глебского в октябре 1952 года. У них – два сына и две дочери. Младшая дочь Ольга – моя бабушка. Говорят, бабушка Оля очень похожа на прапрабабушку Феклу.
Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!
Низкий поклон и благодарность от нас потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей!!!
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Создание генеалогического дерева
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно…
А.С.Пушкин
На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Генеалогическое (родословное) древо – представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья. Началом, корнем этого дерева является родоначальник, а расходящиеся линии его потомков представлены в виде ветвей, листьями которых являются его потомки. Такое генеалогическое древо называется нисходящим. Нисходящее дерево может быть и перевёрнутым, когда родоначальник находится наверху, в кроне дерева, а потомки расходятся вниз. Практика изображения таких генеалогических древ была принята до революции.
Восходящим является родословное древо, стволом которого являетесь Вы, ствол разветвляется на Ваших родителей, далее на бабушек-дедушек и так по восходящей ко всем предкам семьи.
В нисходящем - объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам.
Восходящие и нисходящие родословия изображаются:
Родословным древом;
Родословными таблицами;
Родословной росписью.
Родословное древо
Изучение истории своей семьи, своей фамилии, составление родословной, построение генеалогического древа (некоторые называют генеалогическим деревом) - занятие сколь увлекательное, столь и трудоёмкое.
Генеалогическое исследование можно разбить на несколько этапов:
1. Сбор первичной информации о представителях Вашего рода .
2. Изучение круга документов, которые можно привлечь к генеалогическому исследованию
3. Составление родословной.
4. Изучение вспомогательных источников
5. Изучение истории населённого пункта, где жили представители рода.
6.Оформление результатов исследования (графическое оформление генеалогического древа, составление поколенной росписи, таблицы сведений про архивные фонды, которые были изучены при проведении данного исследования).
Опросив старшее поколение семьи Серых, Глебских, Михайленко мною было составлено генеалогическое древо. Наше древо получилось восходящим. Стволом этого дерева являемся мы с братом. Далее идут наши родители, родители родителей и так до 7 поколения. Приложение 1.
2.2. Анкетирование учащихся
Результаты анкетирования. Приложение 2.
На первый вопрос «Что вы знаете о жизни тыла в годы ВОВ?» Ответы обучающихся 6 в класса распределились так: Было трудно считают 32% опрошенных, Не знаю ответили 12%, Выращивали хлеб и Ковали победу 1%.
Есть ли в вашей семье Ветераны и труженики тыла? 70% опрошенных ответили что есть.
Имеется ли в Вашей семье Генеалогическое древо? 70% опрошенных ребят ответили положительно.
О скольких поколениях Вы знаете в своей семье?
Считаете ли Вы что, изучая историю семьи, Вы сохраняете ее традиции?
Изучив результаты анкеты можно сделать вывод, что учащиеся 6в класса МОБУ «СОШ №3» знают историю своей семьи, в семьях есть ветераны и труженики тыла, у многих ребят имеется генеалогическое древо в семье. И все единодушно считают, что изучать историю своей семье необходимо.
Заключение
Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая моей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой. Несмотря на то, что наш район находился далеко от боевых действий, фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Нашему поколению становится всё сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому наших ветеранов нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием, как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками. Это многотомная неизданная книга, «эпохальная быль» - послание нам, сегодняшним, которую мы должны сохранить и передать потомкам. Подвиги наших земляков и самоотверженный труд в тылу являются прекрасным примером для молодежи. На основании изученных материалов, я подтверждаю свою гипотезу : Победа ковалась не только на полях сражения, но и в тылу!
Изучив историю своей семьи и историю Подвига моей прабабушки, я пришла к определенным выводам, которые возможно в дальнейшем сформируют мою жизненную позицию:
Самое главное в жизни у Человека это Семья;
Хранить в памяти подвиги членов своей семьи и передавать следующим поколениям;
Неразрывно рассматривать и изучать историю Родины и историю семьи.
Библиография
1. Таборко В.А. Летопись Великой Отечественной. 1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества. Предисл. П.А. Жилина.- М.: Мол. гвардия, 1985 г.-334 с., ил. 2. Материалы из газеты «Огни Курумкана» 3. Книга Памяти 4. Материалы из фондов музея школы 5. Полевые материалы автора 6. Навечно в памяти народной. Составитель Костюшина З. – М.: Мол.гвардия, 1975 г. – 176 с., с ил. 7. Историко-культурный атлас Бурятии под рук-вом Намсараева С. Д., доктор пед.наук, профессор. – М.: «Дизайн. Информация. Картография», 2001. – 679 с., с ил.
Приложение 1