Введение.
В наше время историю определённого предмета можно изучить в специальном музее, например «Музей музыки и времени» в Ярославле, «Музей утюгов» в Переславле – Залесском. После посещения таких мест надолго остаётся масса впечатлений. Но зачем куда-то далеко ехать, если можно сходить в наш Калачинский историко - краеведческий музей.
Мы с ребятами нашего класса так и сделали. Побывав в разных залах музея, наибольший интерес вызвали экспонаты в зале Воинской славы. История оживает на глазах: хвостовое оперение от мины, стальной нагрудник образца 1942 года, каска советского образца 1938 года, сапёрная лопатка и ложка, простая алюминиевая ложка. Она нас сразу заинтересовала, мы решили узнать её историю и написать исследовательскую работу по данной теме, чтобы привлечь больше внимания к военной истории нашего края.
Объект исследования: история ложки - музейного экспоната.
Предмет исследования: алюминиевая ложка.
Цель: по данным архивных документов и беседе с дарителем узнать историю алюминиевой ложки и установить, кому она принадлежала.
Задачи исследования:
- узнать, какую роль ложка играла на фронте;
- узнать, из каких материалов изготавливалась солдатская ложка;
- изучить архивные материалы краеведческого музея;
- встретиться и побеседовать с дарителем ложки.
Методы исследования:
- обзор ианализ литературы и Интернет – источников;
- беседа с дарителем музейного экспоната;
- обобщение результатов исследования.
Гипотеза исследования: если изучить историю алюминиевой ложки, то можно установить, кому она принадлежала и какова взаимосвязь с историей страны.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и обобщённый материал может быть использован как учениками, так и
педагогами при подготовке образовательных событий по гражданскому и патриотическому воспитанию нас, подрастающего поколения. Материалы исследования так же будут полезны работникам Калачинского историко – краеведческого музея. Мы хотим предложить работникам музея создать экспозицию «Музей в чемодане», которая позволит проводить передвижные экскурсии, что позволит большее количество местных жителей и гостей нашего района приобщить к военной истории. Так же мы предполагаем написать статью в районную газету «Сибиряк».
Глава 1. Солдатская ложка – не только память о семье, но и свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны...
1.1. Как ложка помогала солдатам выживать и приобретать новые силы.
Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Кухня скрашивала многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь прием пищи для солдат был не просто утолением голода.
Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, от общения с другими, думает о своих близких. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает.
«Солдат на фронте без ложки - голодный солдат,а голодный солдат – не боец», - гласит народная пословица. А сами бойцы говорили, что у
солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка.
Рис.1. Редкие минуты спокойствия и тишины
Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она, эта ложка, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня или солдаты с термосами прибывали как штык, и ложки начинали активно действовать.
Что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или не возможности их доставки к месту боёв. Только иногда приходилось прибегать к НЗ – неприкосновенному запасу, но и тогда требовалась ложка.
Солдатская ложка — свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны... На фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка выпуска завода «Красный выборжец», маркированная клеймом. У каждого солдата одинаковый набор снаряжения, с этим снаряжением нужно что-то делать, чтобы его отличать. Здесь уже шла фантазия, кто во что горазд – кто-то рисовал на ложках, кто её просто несколько раз перекручивал. Так же использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём. Форму сделать было просто: в глине делали оттиск имевшейся в наличии ложки, на костре плавили металл и заливали в форму. Иногда ложки мастерили из других материалов, например из жести. Эти кухонные принадлежности украшали подписями и рисунками.
Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.
Алюминиевая ложка
как прекрасна, как проста,
Но солдату эта ложка
очень – очень дорога!
С ней солдат не расстаётся
На привале и в бою.
Алюминиевая ложка
помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
С автоматом наравне
Ложка служит всей стране! (Климова Н.В.)
Ложка была верным другом солдату во время войны. Тому доказательством служит монолог Юрия Михайловича Погорельского, советского и российского драматурга, журналиста, писателя, поэта-песенника «Сказ о солдатской ложке»:
Верст больших и трудных тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем
Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда
Краткий отдых был у роты,
А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен
Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И нужнее вещи нет! (Приложение 1)
Из воспоминаний фронтовиков: «У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» — алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.
Вследствие того, что ложку носили за голенищем или за обмоткой солдатского ботинка, ее очень легко потерять. И если возникала такая проблема, заместить ложку в боевых условиях нечем, поэтому приходилось заниматься рукоделием. Большее распространение в технических войсках получили самодельные ложки, которые изготовлялись в мастерских. За счет того, что в танковых частях были мастерские-летучки, там служили механики, которые были рукастые и головастые ребята. Изготавливалась простая форма в песке, туда отливался алюминий из разбитых двигателей и самолетов, в общем, до чего дотянуться можно было. С тех же котелков можно было делать ложки. Отливалась, впоследствии обтачивалась и использовалась в обиходе». [6]
Выводы по главе 1.
В ходе изучения литературы мы выяснили, что на фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье, выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка. Также использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Основным материалом для изготовления ложки был алюминий, так как под рукой всегда можно было найти либо фляжку, либо кружку, либо котелок, а если повезёт, то и двигатель от разбитого самолета, а они, как известно, изготавливались из этого материала.
Ложка была верным другом солдату во время войны. Солдатская ложка она - как немой свидетель личного подвига советского солдата в годы Великой Отечественной войны. Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.
Глава 2. История одного предмета (ложки) – музейного экспоната.
2.1. Что могут поведать музейные архивы.
Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер.
Вот и алюминиевая ложка, которая нас заинтересовала, имеет непростую и интересную историю. (Приложение 2) Чтобы её узнать, мы ещё раз посетили зал Воинской славы в музее. Когда мы рассматривали ложку, то не увидели на ней никаких меток и надписей, к тому же она оказалась без номера. Как нам рассказала Галина Михайловна Иванова, специалист историко – краеведческого музея, что владелец ложки не установлен, но можно предположить, что она принадлежала советскому солдату, состоявшему в составе 70-й морской стрелковой бригады, которая формировалась из курсантов военно-морских училищ и моряков Тихоокеанского флота и молодых людей Калачинска. В нашем городе названа улица в честь этой 70-й морской стрелковой бригады.
Чтобы уточнить эту информацию, работниками историко – краеведческого музея нам была предоставлена возможность поработать с архивными материалами, в результате чего мы установили, что интересующий нас экспонат по описанию не подходит к данным, которые были внесены в книгу учёта. Там значилась другая ложка.
Рис.3. Работа с архивными материалами
После тщательного исследования мы выяснили, что интересующая нас ложка была передана в дар музею в 2007 году Пономарёвым Геннадием Андреевичем (Приложение 3), бывшим руководителем театра кукол «Сказка» г. Калачинска, о чём свидетельствует запись в Книге № 3 учёта основного фонда историко – краеведческого музея г. Калачинска Омской области на с. 112. Нас сразу заинтересовал вопрос: «Откуда эта ложка у Геннадия Андреевича?»
Рис.4. Та самая архивная запись
2.1. Что может рассказать даритель.
Чтобы найти ответ на наш вопрос, мы разыскали Геннадия Андреевича, и договорились с ним о встрече. Сразу нам встретиться не удалось, поскольку он был в Китае на выставке со своими куклами. Так как это человек с активной гражданской позицией, неравнодушный к истории своего края, поддерживающий молодое поколение во всех его начинаниях, согласился встретиться с нами в стенах историко – краеведческого музея.
Вот, что нам удалось узнать в ходе нашей беседы с Геннадием Андреевичем: «Что такое ложка в жизни человека? Ложка – это предмет, с помощью которого человек насыщается пищей, насытившись, он способен работать, лежать в окопах, сражаться с вражескими солдатами. Это очень важный инструмент в жизни солдата.
Рис.2 Встреча с Г.А. Пономарёвым
В 70-е годы XX века принимал активное участие в строительстве домов культуры в сельской местности в Воскресенке, Куликово, Лагушино, Глуховке, поскольку по первому образованию я - архитектор. В этих домах культуры всегда что-то вылепливал для интерьера декоративно – прикладного характера. Уже не помню кто, узнав, что меня интересуют такие вещи, решил выменять ложку на мою работу. Почему он решил выменять эту ложку, которая святая святых, питала во время войны либо его деда, либо отца, до сих пор остаётся загадкой. Этот человек пожертвовал ею, вероятно всего потому, что она уже ему пригляделась, не вызывала интереса, а может и не вписывалась в интерьер дома. А ведь ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не сможет воевать.
Когда я увидел эту ложку, привлекла её необычная форма. Сразу подумал, что это непростая ложка. По своему прямому назначению её не применял. Она долгое время лежала в моих инструментах, как память о войне. Я жил во время войны, не в местах оккупации, но все равно, было очень тяжело.
Рис.3 Ложка на своём почётном месте.
Я очень хорошо относился к работникам музея и в один из Дней дарения, раньше были такие, передал эту ложку в музей. Хотелось, чтобы она сохранилась, а своей сохранностью напоминала бы молодому поколению, что такое война, в каких условиях жили люди, какими предметами домашнего обихода пользовались. Простая алюминиевая ложка ещё несёт в себе мощную эмоциональную нагрузку на человеческую память о трудностях нашего народа. Именно здесь, в музее, она по настоящему «отработает» своё назначение. И ваша работа тому подтверждение. Прошло уже много-много лет, как я передал её музею, уже многое забылось и вот, тот самый момент, когда она кого-то заинтересовала».
Выводы по главе 2.
Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история. Проследить эту историю можно благодаря музеям, поскольку они - кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер. Так и алюминиевая ложка, которая заинтересовала нас и подвигла к написанию исследовательской работы, имеет свою необычную историю.
Пусть в ходе исследования мы не установили, кому она принадлежала, но удалось встретиться и пообщаться с интересным человеком.
Память времени — к ней обращаемся чаще и чаще,
Нет прекраснее чувства веков постигать глубину,
И как важно, что ценности непреходящи,
Что мы бережно любим, храним нашу старину.
Без прошлого нет у нас настоящего, не будет и будущего, из прошлого мы извлекаем уроки истории, чтобы в будущем не повторить ошибок.
Заключение.
В результате нашего исследования следует сделать вывод, что ложка, наравне с автоматом, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным, ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не мог воевать. Алюминиевая ложка выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой», все свои данные солдаты выцарапывали на ложке.
Исследуемый нами предмет - алюминиевая ложка, является не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. Она рассказывает о своих предшественниках, которых она превосходила, и потомках, которые ее превзошли. К сожалению, не удалось установить личность владельца, с которым эта ложка прошла войну, но удалось выяснить, что этот солдат живым вернулся домой, а значит, она давала ему силы для героической борьбы с врагами нашего Отечества.
Гипотеза, выдвинутая нами в ходе нашего исследования, подтвердилась. В каждой семье есть свой герой, реликвии, информация о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. Изучая историю предметов, мы узнаём о судьбах людей, об истории своей страны. Особенно это важно в наше время, когда в обществе происходит переоценка человеческих ценностей: любовь к Родине, патриотизм, выполнение своего гражданского долга, скромность и порядочность - это «вечные ценности» для всех поколений человеческого общества.
Список литературы.
1. Архивы Калачинского историко – краеведческого музея.
2. www.mmenu.com Полевая кухня времен Великой Отечественной: как и чем питались советские солдаты.
3. http://www.polk.ru/nashi-istorii/zagadka-soldatskojj-lozhki/ Загадка солдатской ложки
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ложка
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 70-я морская стрелковая бригада
Приложение 1.
«Сказ о солдатской ложке»
Ю.М. Погорельский
Верст, больших и трудных, тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем
Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда
Краткий отдых был у роты,
А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен
Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И нужнее вещи нет.
И с шутливой речью часто
Обращался воин к ней:
Дескать, друг мой милый, здравствуй,
Похлебай со мною щей!
Уж такое, дескать, наше
Дело ратное с тобой -
После щей да после каши
Снова - в путь и снова - в бой!
Нам с тобою стыть в разведке.
Нам спешить врагу в обход...
На тебе недаром метки
Я свои поставил - вот!
Не от шалости-забавы
Взял да вырезал слова:
Курск, Орел, а вот - Варшава,
А вот здесь у нас - Москва!
От Москвы, как говорится,
Путь пролег для нас один:
Через села да станицы,
Через разные столицы –
На фашистский на Берлин!
А когда мы злому зверю
Кол осиновый вобьем
(А такое будет, верю!).
Возвратимся в отчий дом.
В дом, где мама у окошка
Сына ждет который год...
А тебя я, значит, ложка,
Спрячу бережно в комод.
Чтоб хранилась честь по чести,
Не пылилась, и притом
Завсегда была бы вместе
Ты с солдатским котелком.
Потому как, я считаю,
Ты прошла нелегкий путь.
Так что можешь, золотая,
Взять теперь и отдохнуть!
И нанес на алюминий
Он в последний самый раз
Метку в городе Берлине:
Дескать - точка! Знайте нас!
И пора приходит вроде
Сказ про ложку кончить тут.
Но сейчас ее в комоде
Отыскать - напрасный труд!
Где она?.. Могу поведать,
Потому как не секрет.
Стал давненько воин дедом,
Очень внука любит дед.
Мол, бери ее на счастье,
С ней я шел в огонь атак...
Увидали ложку в части
И сказали парню так:
- Ложка славная, дружище,
Видишь надписи на ней?
Место ей не в голенище,
Есть в полку у нас музей.
В том музее ратной славы
Все, что нам не позабыть,
И положено по праву
Там ей именно и быть!
... И лежит с тех пор в музее
Эта ложка под стеклом,
И склоняются над нею,
Размышляя о былом,
Офицеры и солдаты,
Внуки тех, что в трудный час
Шли в атаку с автоматом,
В голенище ложку спрятав
И громя врагов проклятых
Ради жизни, ради нас!
Приложение 2.
Алюминиевая ложка – экспонат
Калачинского историко – краеведческого музея
Приложение 3.