ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Каждый житель, проходя мимо какого-нибудь предмета, хоть раз задумывается, почему он именно здесь появился, и почему такие предметы не похожи друг на друга. Люди, в силу своего любопытства, интересуются всевозможными мифами, а также историческими фактами места, где они живут. Донецк имеет многовековую историю, а улицы, в силу своих географических особенностей, представляют ее взгляду населения. Мало кто задумывается, что если собрать воедино все, что таит в себе та или иная улица, или место, мимо которого человек ходит каждый день, получится интересная экскурсия, которая познакомит некоторых жителей и гостей города с интересными объектами и их особенностями. Мною было выбрано такое место в городе – участок улицы Артема от пересечения с проспектом Богдана Хмельницкого до проспекта Мира, где можно наблюдать интересные здания, изучая географические и топографические карты, планы застройки города, восстановить исторические события, немыми свидетелями которых являются строения на этом участке, называемым в народе «Студенческим городком».
Объектом исследования является рекреационный потенциал города Донецка, туристический маршрут как одна из форм изучения культурно-исторического наследия города Донецка, а также архитектурный ансамбль выбранной улицы.
Предметом исследования стали архитектурные сооружения больших и малых форм, которые находятся на выбранном участке.
Цель работы: провести исследование местности на наличие памятников архитектуры, выявить культурно-историческое наследие региона, научится использовать топографическую съемку и карты местности различных годов, изучить данные местных архивов.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, изучение литературы, архивных документов, сопоставление топографических карт города Донецка различных годов.
Практическое значение: новые факты помогут в полной мере всесторонне изучить наследие региона, будут способствовать патриотическому воспитанию подрастающей молодежи, разнообразят уроки истории, географии родного края, а также классные часы.
В процессе проведения исследования, мы убедились, что можно открыть широкому кругу жителей Донецка тематически подобранные интересные историко-географические особенности региона. А изучая и сохраняя объекты, окружающие нас в повседневной жизни, сохранять традиции и культурное наследие для потомков, которые будут обращать внимание на их особенности.
Новизна работы: проведен анализ рекреационных ресурсов города Донецка, выявлены возможности создания туристического маршрута как одного из способов активного отдыха подростков, разработан туристический маршрут, созданы виртуальные экскурсии.
ГЛАВА I. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА, КАК СПОСОБ ОБОБЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ПОВЫЩЕНИЕ ЭКСУРСИОННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ГОРОДА
1.1. Сведения об экскурсии
Адрес: г. Донецк, Ворошиловский р-н, ул. Артема, 92–98, 133–137 (Студенческий городок). Начало экскурсии – сквер им. М.Горького со стороны ул. Челюскинцев.
Как можно добраться: общественный транспорт: трамвай № 1 (остановка «Крытый рынок»), троллейбус №8 (остановка «Крытый рынок», пройти 30 м до ул.Челюскинцев, автобусы 14, 24б, 28, 77(автостанция «Крытый рынок», пройти 30 м до ул.Челюскинцев), автомобильный транспорт (GPS-координаты Широта: 48˚ 01′, Долгота: 37˚ 8′).
Участники экскурсии: 7-11 класс.
Порядок проведения: сбор экскурсионной группы происходит возле здания бывшего кинотеатра «Красная Шапочка» в сквере им.Горького с торца, где нанесено граффити Александра Гребенюка с изображением шута.
Вид экскурсии по способу передвижения: пешеходный.
Сезонность: на протяжении всего года.
Вид экскурсии по содержанию: культурно-познавательная, историко-краеведческая.
Цель: экскурсия направлена на ознакомление с культурным наследием г.Донецка; знакомство со студенческим городком как памятником архитектуры и исторического наследия; способствует воспитанию уважительного отношения к родному краю, его истории и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений Донецка.
1.2. Экскурсионный маршрут
1.3. Описание экскурсионных объектов
1.3.1. Сквер им. М.Горького
Отправной точкой нашей экскурсии будет центральный вход в сквер им. М. Горького. До начала индустриализации (30-е XX века) это была окраина города Сталино, а на этом месте располагалось Семеновское кладбище. Во время войны тут хоронили итальянских оккупантов и немецких военнопленных. Вопросом: «Когда же все-таки был заложен сквер?» задавались многие краеведы, ведь упоминание о нем есть даже на довоенных картах, а также фотографиях, сделанных во время Великой Отечественной Войны. На этот вопрос однозначно удалось ответить совсем недавно, когда в был обнародован документ, в котором приводится описание участка, где сейчас расположен сквер. Датирован он 1945 годом и называется «Конкурс. На составление проекта памятника героям-воинам погибшим за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков». В этом документе приводится описание участка, выделенного для размещения монумента: «Монумент намечается к сооружению у сквера имени Горького, разбивка и посадка которого произведена в 1944 году, на бывшем кладбище». Однако, впервые сквер появился на плане застройки г. Сталино в 1932 году (Портфель экскурсовода, Приложение 1) (Приложение 6, Рис.2).
С правой стороны находится памятник архитектуры «Крытый рынок», строительство которого было начато по приказу Сталина на месте Сенного рынка весной 1954 года. К тому времени Сталино управлял Алексей Бахаев. И, в общей сложности, рынок возводили почти семь лет. Киевский архитектор Фельдман вместе с коллегами Набережных и Беднарским поставили перед собой задачу – создать в городе не просто очередную торговую точку, а произведение искусства, значимое и оригинальное. С задачей они справились виртуозно, и так появился архитектурный шедевр, который прекрасен как снаружи, так и внутри, а множество окон купола в солнечный день добавляют ему небывалого величия, воздушности и яркости. Ничего подобного на территории СССР больше не было (Портфель экскурсовода. Приложение 2).
1.3.2.Кинотеатр «Красная шапочка»
В начале февраля 1968 года в сквере имени Горького был открыт единственный детский кинотеатр «Красная шапочка» (Приложение 6, рис.3).
Архитектором этого специфического сооружения был В.Спусканюк. Тогда его считали еще молодым специалистом, хотя на его счету уже имелось несколько значимых сооружений в городе, а такое знаковое сооружение, как Северный автовокзал было построено Спусканюком вместе с Навродским. «Шапочку» Спусканюк разработал в духе времени: разумный минимализм, космические мотивы, овальные и круглые формы сооружения, которое способно вот-вот сорваться с места и взлететь. Внутри все это архитектурное новшество было украшено тематической мозаикой и позволяло горожанам окунуться в сказку: здесь всегда пахло ванильным мороженым, жил большой попугай какаду. Рассказывают, что сначала кинотеатру было приготовлено название «Дюймовочка», и возражающих не было. Но по желанию внука секретаря обкома, который обожал классический мультфильм «Красная шапочка» Валентины и Зинаиды Блумберг, кинотеатр назвали – «Красная шапочка». На все 70-е годы новый кинотеатр стал самым модным у донецкой молодежи. Новый кинотеатр удовлетворял все поколения – даже тех, кто скучал по стоявшей на его месте эстраде сквера Горького. В начале 90-х годов прошлого столетия здание было продано, и с тех пор собственник неоднократно менялся, как и менялся формат заведения: здесь даже был ночной клуб с одноименным названием. Городские власти пытались вернуть в собственность города объект, но безрезультатно. Сейчас бывшее зрелищное учреждение производит удручающее впечатление [3] (Приложение 6, рис.4).
И, чтобы поднять его значимость и облагородить внешних вид, сделать привлекательным объектом в отреставрированном парке, на его тыльную сторону нанесли граффити. Это был первый подобный арт-объект в городе. После нанесения граффити Александра Гребенюка, кинотеатр опять стал городской достопримечательностью. Но уже совсем другого рода…
1.3.3.Спасо-Преображенский кафедральный собор, памятник Преподобному Сергию Радонежскому
2 февраля 1992 года Донецким городским советом было принято решение о выделении земельного участка и начале строительства собора на месте старого кладбища. (Приложение6, рис.5) 27 февраля 1993 года епископ Донецкий и Славянский Ипполит торжественно освятил первый камень, заложенный в основание Спасо-Преображенского собора. Рядом с местом строительства собора был возведён небольшой деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, освящённый в 1994 году, где ежедневно стали проводиться богослужения и вокруг которого начала формироваться православная община [1].
Строительство собора начато в 1997 году. Когда его начали, территорию обнесли забором, а памятник Горькому, кстати, второй возведенный здесь (первый, бетонный, разрушился), перенесли к одноименному Медицинскому институту. Из-за ворот вывозили множество костей-останков, которые принадлежали тем, кто покоился на кладбище. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе размещается четыре престола. Освящались они поочередно, по мере завершения этапов строительства и внутренней отделки.
В октябре 2004 года митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в ещё строящемся Спасо-Преображенском кафедральном соборе совершил чин освящения нижнего храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Через некоторое время храм был расписан художниками Владимиром Теличко и Геннадием Жуковым в византийском стиле.
Первая пасхальная служба в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена в 2007 году.
В 2002 году у входа в собор установили подаренную киевскими властями бронзовая статуя Архистратига Михаила, ранее стоявшую на площади Независимости в Киеве (ответный дар киевлян на копию пальмы Мерцалова, которую Донецк подарил Киеву летом 2001 года).
В августе 2017 года в сквере около собора, на месте деревянной церкви, был установлен памятик Преподобному Сергию Радонежскому, который был подарен Донецку проектом «Аллея российской славы», автором которого является Михаил Сердюков [4] (Приложение 6, рис.6, рис.7).
Преподобного Сергия называют духовным собирателем и объединителем русского народа, который молился об его единстве и примирении, а также о даровании победы русскому воинству над врагами. Все это для Донбасса сегодня не менее важно, чем для Руси XIV века, когда жил игумен земли русской.
1.3.4. Арт-отель «Ливерпуль»
Общежитие Донецкого политехнического института (сейчас ДонНТУ) №8 предназначено для иностранных студентов, обучающихся в политехе Донецка разным техническим специальностям. В 70х это было очень престижно для нас, и доступно для иностранцев, приезжавших из дружественных Советскому Союзу стран. В 1990-х у них появилось пристрастие к обмену валюты и за это жители города прозвали это место – «Негробанк». Здесь любой желающий, без перерыва на обед и ночной сон, мог без шума и пыли обменять нужную ему сумму, здесь всегда был выгодный курс и именно это место дало старт потом выгодному бизнесу – пункты обмена валют, которые как грибы после дождя стали появляться на первых этажах зданий студгородка (Приложение 6, рис.8).
В 2005 году менял у входа в общежитие не стало. Облик здания поменялся несущественно (Портфель экскурсовода. Приложение 3).
Раньше в этом месте ходил трамвай и по проспекту Богдана Хмельницкого поворачивал в трамвайный парк.
1.3.5. Клубный дом им. Антонио Гауди
Пройдя немного дальше, мы увидим новую эпоху в архитектурном ансамбле. Эффект «яркого пятна», которое надолго запомнится экскурсантам. Разноцветная керамическая плитка, причудливые лестницы, круглая башня, глобус – такого нет больше нигде на этой улице... Это клубный дом, который носит имя известного испанского архитектора Антонио Гауди. Этот дом единственный «именной дом», дом клубного формата, который создан в соответствии с модными мировыми тенденциями в архитектуре. Это мой любимый дом, который напоминает мне о важности быть необычным, дарит настроение и радость, когда я вижу его желтые лестницы. На 11 этажах расположено всего 7 квартир. Это единственный дом клубного формата в Донецкой области (Приложение 6, рис. 9).
Его месторасположение очень удачно и выгодно для того класса людей, которые вложили в него свои средства еще на этапе строительства - он находится в самом центре города. В этом районе расположены крупные торговые и офисные центры, театр, кинотеатр, кафе и рестораны. Недалеко находится бульвар Пушкина. (Портфель экскурсовода. Приложение 4).
1.3.6. «Голубой дом» – архитектура на стыке эпох
Длинное голубое здание справа от экскурсантов (Приложение 6, рис. 10–12) – корпус университета имени (Приложение 6, рис. 13). Здание это еще довоенной постройки, датировано 1927 годом. Раньше здесь была окраина города Сталино. В Государственном архиве Донецка на 34-х листах хранится архивный документ, подготовленный зодчими в 1984 году, в котором рассказывается обо всех этапах изменения архитектурного облика нашего областного центра. Архитекторы утверждали, что в 20х годах прошлого столетия в облике многоэтажного жилого дома утверждался такой принцип: «Красиво то, что полезно, логично, целесообразно; никаких лишних деталей, предназначенных только для украшения».
В архитектуре жилых домов Донецка, как и общественных зданий предвоенного периода, прослеживается два этапа. Здания, построенные или строительство которых начато до 1933 года, в большинстве случаев отмечены чертами конструктивизма: развитый функционально оправданный план, ленточное горизонтальное остекление в контрасте с вертикальным остеклением в местах входов. В зданиях, проектировавшихся и строившихся после 1933 года, доминируют классические формы и только изредка классическая система сочетается с элементами народного зодчества от желания приукрасить и подчеркнуть привлекательность домов, фасады которых образуют первую линию.
Дома студгородка (улица Артема 131, 131а, 133, 137) построены в 1930-е. В первых двух разместились общежития. Напротив – построили учебный корпус Металлургического института, который после вхождения в Донецкий индустриальный институт стал его третьим учебным корпусом.
Как видно из старых фотографий, «голубой дом» не сильно пострадал во время войны и сохранил свой первозданный облик.
Дом напротив – самая большая загадка работы, информация о нем нашлась только в архивах, по типовым признакам он похож на довоенное здание, но, как оказалось возведен по проекту Гипрограда, который был разработан в 1944 – 1946 году. После войны много домов было разрушено оккупантами, и город нуждался в восстановлении. Возрождалась промышленность, сюда приезжало много людей, которые нуждались в жилье. Поэтому, правая сторона ул. Артема согласно схеме размещения строительства, была разработана архитекторами В.И.Новиковым, Д.М.Баталовым, Э.Г.Теплицким, Д.С.Бойченко и П.М.Лежневым и застраивалась в 1948 – 1952 годах. И проект застройки предусматривал сохранение единого архитектурного ансамбля с фасадом второй школы, насыщая дома различными архитектурными дополнениями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внимания, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях применялись эркеры, лоджии и другие элементы, не предусмотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, детских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мастерских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верхних тягами или выносили вперед, что мы и можем наблюдать на здании слева от вас, экскурсанты (Приложение 6, рис.14 – рис.16).
1.3.7.Третий корпус ДонНТУ
Мы подходим к еще одной архитектурной достопримечательности. В различных источниках именно 1935-й встречается в качестве отправной точки истории этого здания. Здание, в котором неопытному глазу видятся следы конструктивизма, а опытному – эклектики:
А как оно выглядело во время войны можно увидеть на старых фотографиях. (Портфель экскурсовода. Приложение 5). Во время войны здание было почти полностью разрушено, а реконструировано лишь к сентябрю 1953 года. Рядом с корпусом мы наблюдаем монумент студентам и преподавателям института, погибшим в годы ВОВ. Памятник представляет собой прямоугольную стеллу. На ее средней части расположены скульптуры двух молодых воинов, в солдатских шинелях, с винтовками за плечами: девушки, мужественной советской патриотки, и отважного солдата, застывших в глубоком молчании. В верхней части стелы накладными металлическими буквами надпись – «Вечная слава, преподавателям, студентам, сотрудникам Донецкого политехнического института, павшим в Великоя Отечественной войне 1941–1945 гг.». [12] (Приложение 6, Рис.18). А также католический храм Святого Андрея Первозванного (Приложение 6, Рис.19).
Продолжив свой путь по ул. Артема, мы увидим напротив здания третьего корпуса строящее здание супер-современной научно-технической библиотеки. Строительство пока заморожено, но дончане надеются, что когда-нибудь библиотека будет сдана. Напротив строящегося здания библиотеки установлен памятник Джону Юзу - английскому промышленнику Джону Джеймсу Юзу, основателю Юзовки (нынешний Донецк), создателю донецкой металлургической промышленности, на которой теперь базируется экономическая мощь Донбасса, был открыт 8 сентября 2001 года в самом сердце студенческого городка. Автор памятника – скульптор Александр Митрофанович Скорых. На этом месте был памятник Сталину (Приложение 6, Рис.20).
Напротив памятника Юзу можно увидеть современный торговый центр, который демонстрирует архитектурные возможности и формы уже нашей эпохи, и, словно для сравнения, рядом находится дом постройки 30х годов, на фасаде которого величественно красуются колонны (Приложение 6, рис. 21, рис.22). К сожалению, не все дома удается сохранить, и подтверждением тому дом, на который много лет наброшена цветная накидка.
1.3.8. Памятник Ватутину. Советская площадь
Продолжая наше путешествие, мы перемещаемся в квадрат, который застраивался в 50-е годы. В начале Советской площади мы можем видеть памятник Ватутину. В Донецке не сносятся памятники, мы дорожим своей историей, поэтому каждый кусочек нашей земли, любимого города дорог для нас! (Приложение 6, Рис. 23)
За памятником Ватутину виднеется здание городского совета, которое построено после 1957 года. Другая эпоха, другой архитектурный стиль, на который сразу можно обратить внимание. Напротив здания городского совета – торговый центр «Белый Лебедь» постройки 70х годов и ресторан Троянда. Долгое время «Белый Лебедь» с фонтаном около него был визитной карточкой Донецка (Приложение 6, рис. 24-25).
На Советской площади установлен колокол и царь-пушка.
Царь-пушка, расположенная на площади перед зданием мэрии Донецка, является точной копией знаменитой московской Царь-пушки. Это подарок, который Москва сделала Донецку в 2001 году. Существует мнение, что мэр Москвы согласился сделать такой подарок на условии, что копия легендарной пушки будет меньше, чем оригинал. Это требование было реализовано: пушка в Донецке несколько короче и имеет меньший калибр, чем московская. Кроме того, реплика была отлита из чугуна и не из бронзы, как оригинал. Еще один подарок для столицы Донбасса расположен недалеко от пушки. Это копия знаменитого Бохумского колокола, который был презентован городу его немецким побратимом. Хотя копия донецкого колокола в десять раз меньше, чем его прототип, отлитый в середине 19-го века и установленный рядом с мэрией Бохума, он очень популярен среди местных жителей и гостей Донецка (Приложение 6, Рис. 26).
А фонтаны летними вечерами превращаются в разноцветное чудо (Приложение 6, Рис. 27).
1.3.9. Мемориальная табличка, памятник Артему
Продолжая экскурсию дальше, мы увидим на углу мэрии мемориальную табличку Спицыну (Приложение 6, рис. 28), а справа – памятник просветителю шахтеров и металлургов – Артему.
Спицын сделал очень многое для дончан: как строитель заботился о постройке жилья для горожан, основал совхоз «Троянда» и, именно благодаря ему, город получил название «Донецк – город миллиона роз». Розами были засажены все клумбы Донецка. Также Спицин добивался строительства в городе метро.
1.3.10.Парк кованых фигур.
За зданием горсовета расположился парк кованых фигур, который был заложен в 2001 году, и стал любимым местом отдыха горожан. Наверное, нет такого дончанина или гостя города Донецк, который бы не приходил сюда хоть раз сделать фото (Приложение6, Рис. 29).
И действительно, парк кованых фигур отличается от типичных парков культуры и отдыха с большим количеством зеленых насаждений, аттракционов и прочих атрибутов культурного отдыха. Здесь в тени деревьев расположились творения кузнецов со всего мира. Разнообразные фигуры радуют посетителей своей красотой, изящностью и оригинальностью замыслов.
В 2001 году в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым годом их количество растет с каждым фестивалем кузнечного мастерства.
На сегодняшний день в парке более 140 экспонатов, и их число продолжает расти[5].
1.3.11. Граффити на учебном корпусе ДонНТУ
Вдоволь побродив тенистыми необычными аллеями парка, завершим нашу экскурсию у граффити на стене Донецкого Национального Технического университета (Приложение 6, Рис. 30).
Появилось оно в центре Донецка не случайно. 15-метровое граффити символизирует защиту детей Донбасса. На нем изображен пятилетний ребенок на руках ополченца Донецка. Героями картины стали реальные жители Донбасса, а именно один из бойцов батальона «Кальмиус» и пятилетний воспитанник донецкого дома семейного типа «Теремок» Андрей. Работали над граффити три мастера в течение десяти дней. Ушло немало времени, 150 баллонов краски и были приложены грандиозные усилия. Художник Андрей Кравченко своей работой хотел поздравить детей с их Международным днем, а также всех дончан. Ведь все мы дети одной земли Донецкой, обязаны сделать вклад в строительство мирной жизни. Мальчик, изображенный на картине, держит в руках бумажный самолетик, что символизирует стремление жителей Донецка к скорейшему миру. И этот мир настанет, для всех, и еще не раз мы с гордостью пройдем по улице Артема, и расскажем свои детям о ее культурном наследии!
ВЫВОД
В соответствии с поставленными целями работы, была разработана экскурсия по одной из главных улиц г.Донецка – ул. Артема. Изучены топографические карты, подняты архивные материалы, а также собраны историко-культурные факты о строениях на этой улице, которые помогают нам лучше усвоить историю родного города, а также рассказать о ней всем, кто посещает г.Донецк.
Все это говорит о том, что наш город привлекательный для туристов, и все это способствует признанию на мировой арене. А разработка подобных экскурсий поможет подрастающему поколению лучше знать историю и географию своей Родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
Печатные издания:
Периодика (газеты):
ПРИЛОЖЕНИЯ
Портфель экскурсовода.
Приложение 1.
План застройки центральной части г. Сталино, 1932г. (доработан в 1937г)
Пересечение ул. Артема и бульвара Шевченко в годы оккупации. В 1946 году тут планировалась площадь Победы
Указатель во дворе немецкого госпиталя (сейчас МОУ «Школа №2 г. Донецка», сквер им.Горького) Пионер-парк – это склады боеприпасов.
Немецкое кладбище на месте сквера им.Горького.
Сквер им. Горького до 1968 года (бетонный памятник Горькому разрушился, и на его месте, одновременно с началом строительства кинотеатра был установлен новый памятник Горькому, который сейчас перенесен к Донецкому Национальному Университету им.М.Горького)
1960 г
1968г
Приложение 2
Крытый рынок, строительство1957 год
Приложение 3
1977
2010
Приложение 4
2010
Архитектурный макет.
Приложение 5
До войны
После войны
Реконструированное
Приложение 6
Рис.1 Нитка маршрута
Рис.2. Крытый рынок, 26.11.2017
Рис.3 Кинотеатр «Красная шапочка», 1960-е годы.
Рис.4 Кинотеатр 26.11.2017
Рис. 5 Спасо-Преображенский собор, 26.11.2017
Рис. 6 Памятник Сергию Радонежскому
Рис. 7. Мемориальная табличка
Рис. 8 Арт-отель «Ливерпуль»
Рис. 9 Дом Гауди (введён в эксплуатацию в 2010 году)
Рис. 10 «Голубой дом», 30-е годы
Рис. 11 «Голубой дом», 1949 год
Рис. 12 «Голубой дом», 50-е годы.
Рис. 13 «Голубой дом» 26.11.2017
Рис. 14 Ул.Артема, д.92
Рис. 15. Ул. Артема, д.94
Рис. 16 Ул. Артема, д.94
Рис.17 ул. Артема, 96
Рис. 18. Мемориальный комплекс
Рис. 19. Католический храм Святого Андрея Первозванного
Рис. 20 Памятник Дж.Юзу и И.В.Сталину.
Рис. 21 Современная архитектура
Рис. 22. Дом с колоннами
Рис.23 Памятник Ватутину
Рис. 24 Горсовет
Рис. 25. Белый Лебедь
Рис. 26
Рис. 27 Фонтаны
Рис.28
Рис.29. Парк кованых фигур
Рис.30. О мире детям Донбасса