Не только в гости ждет тебя природа

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не только в гости ждет тебя природа

Помелов М.В. 1
1МБОУ СОШ №12 Вахитовского р-на г.Казани
Брендина И.Н. 1
1МБОУ СОШ №12 Вахитовского р-на г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое состояние окружающей среды в современном мире ухудшается с каждым днем. Сегодня человек выступает в роли неблагодарного пользователя природных ресурсов, не осознавая масштабов наносимого им урона. Главная задача экологов по всему миру – это защита природной среды от загрязнения и разрушения. Для того, чтобы добиться любых положительных результатов по данному вопросу, необходимы комплексные меры не только экологических организаций, правительств разных стран, но и каждого человека.

Гражданская экологическая ответственность должна брать начало с осознания необходимости сохранять природный баланс на планете, а также предупреждения любых действий, направленных на уничтожение окружающей среды.

Основы экологической культуры, как и многие другие фундаментальные знания, закладываются в раннем детстве. Младший школьный возраст – самый продуктивный и рациональный этап воспитания позитивного отношения к окружающему миру. Именно в этот период происходит непосредственное взаимодействие ребенка с природой путем исследований, опытов, анализа и выводов и, как следствие, формирование бережного отношения к ней.

Врожденное любопытство детей является идеальной платформой для активного наблюдения за процессами, происходящими в природе, что при правильном руководстве и совместных занятиях с родителями способствует развитию внимания, творчества и логического мышления. Ребенок осознает и усваивает нормы и правила поведения в окружающем мире, анализирует, сопереживает и оценивает состояние природной среды и формулирует идеи решения основных экологических проблем.

Семья играет самую важную роль в воспитании ребенка. Здесь рождаются понятия об эмоциональном и физическом комфорте, закладываются основы общения, самопознания, нравственно-ценностные характеристики. Семья – это первая благодарная аудитория ребенка. Именно здесь поддерживаются интересы, порывы и чаяния маленьких первооткрывателей. Главная задача родителей – организовать процесс активного познания без негативного вмешательства, позволяя ребенку самостоятельно выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать выводы и предлагать решения.

Данная работа является результатом вышеуказанных принципов воспитания и творческой ориентации ребенка. Идея создания проекта, определение основной проблемы и выполнение научно-практической работы являются личной инициативой Матвея.

Тип проекта: проблемно-реферативный.

Участники проекта: Помелов Матвей, родители, члены семьи, представители населения поселка Ново-Юдино, одноклассники и друзья Матвея.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Актуальность выбранной темы: процесс загрязнения окружающей среды непосредственно затрагивает каждого жителя планеты, однако мы предпринимаем крайне мало усилий для улучшения ситуации, причиной чему служит недостаточный уровень экологической культуры в целом.

Цель проекта: воспитание чувства сопричастности и личной значимости каждого человека для охраны окружающей среды и планеты в целом.

Задачи проекта:

Пропаганда экологических знаний среди друзей, одноклассников, детей младшего возраста и взрослого населения поселка Ново-Юдино;

Формирование бережного отношения к природе среди данной целевой аудитории;

Разработка и реализация идей о способах решения экологических проблем на территории поселка Ново-Юдино;

Активное вовлечение как можно большего числа людей в работу, связанную с заботой о состоянии окружающей среды.

Гипотеза: привлечение внимания общественности к экологическим проблемам окружающей среды путем активного вовлечения целевой аудитории в работу, связанную с заботой о природе, способно качественно улучшить окружающий нас мир.

Объект исследования: экологические проблемы окружающей среды.

Предмет исследования: способы решения экологических проблем в современном мире для конкретной целевой аудитории.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

Формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах планеты среди целевой аудитории;

Воспитание общественного интереса к проблемам экологии и экологической культуры в целом.

Практические:

Осознанное регулярное участие представителей целевой аудитории в мероприятиях, направленных на улучшение экологической обстановки окружающей среды.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Практическая деятельность.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Основная часть данного этапа – это участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды поселка Ново-Юдино.

Рис.1. Регулярные субботники по уборке лесной зоны, прилегающей к территории пос.Ново-Юдино

Рис.2. Конкурсы для привлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста к работе, связанной с заботой о природе

Рис.3. Мероприятия по очистке береговой зоны, прилегающей к территории пос.Ново-Юдино

Рис.4. Мероприятия по зарыблению залива р.Волга и оздоровлению экологической обстановки водной зоны,прилегающей к территории пос.Ново-Юдино

Важной частью данного этапа является совместная работа Матвея и родителей по оказанию помощи бездомным животным. Необходимость воспитывать любовь, бережное отношение и сопереживание животным трудно переоценить в становлении целостной гармоничной и духовной личности. С раннего детства Матвей с родителями посещают приюты для бездомных животных, оказывают финансовую и материальную помощь.

Рис.5. Матвей занимается выгулом неагрессивных проверенных собак, помогает утеплять им вольеры.

Ребенок с раннего детства осознает важность такой работы. Стипендию, которую Матвей получает в школе за высокую успеваемость, он добровольно тратит на корм животным.

Рис.6. Несколько животных из приюта находятся под личной опекой Матвея и живут в нашем доме.

Ребенок осознает ответственность за прирученных живых существ, учится заботиться о них, осваивает азы ветеринарной службы и дрессировки.

Таким образом, формируется еще один аспект экологической культуры – понимание, что окружающий нас мир принадлежит не только человеку, но и животным. Заботясь о природе в целом, мы заботимся и о каждом животном.

II этап. Декоративно-прикладная деятельность.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Данный этап включает в себя подготовку кулинарных поделок для благотворительных акций, художественно-наглядных композиций для уроков окружающего мира, ярких игрушек для друзей младшего возраста.

Рис.7. Декоративно-прикладная деятельность

III этап. Научно-исследовательская работа.

Срок реализации проекта: август-декабрь 2017г.

Источники исследования:

вещественные (гербарий);

письменные (печатные книги, журналы);

технотронные (видеофильмы о природе, мультимедийные презентации об экологических проблемах, работа с Интернет-ресурсами);

изобразительные (фотографии, рисунки);

устные (беседы).

Методы исследования:

Сбор и подготовка гербария

Работа с печатной литературой (справочники, энциклопедии)

Поиск информации в Интернете

Подбор иллюстративного материала

Анализ информации

Технологии и оборудование:

Фотоаппарат

Компьютер, со следующим установленным программным обеспечением:

- графический редактор CorelDraw

- графический редактор Adobe PhotoShop

- Интернет-браузер Google

Цветной принтер

Идея возникновения данного научного проекта возникла у Матвея на уроке окружающего мира при изучении темы: «Растения России». Он столкнулся с тем, что названия многих растений у него и его одноклассников на слуху, однако дать четкое описание и рассказать о них более подробно оказалось проблематично.

Проект состоит из 6 частей:

хвойные деревья

лиственные деревья

кустарники

цветы

травянистые растения

мхи и грибы

Каждый раздел состоит из описания нескольких видов растений соответствующей группы. Описание растений включает в себя:

эпиграф-стихотворение о растении

образец растения (гербарий)

общая информация о растении (корневая система, ствол, листья, цветы, плоды и т.д.)

интересные факты о растении (подборка мифов, сказок, забавных историй и легенд, связанных с данным растением)

Каждый абзац текста иллюстрирован яркими фото.

Проект был представлен на классном часе и получил высокую оценку научного руководителя, а также вызвал живой интерес среди одноклассников, что явилось яркой мотивацией для участия в акциях по сбору макулатуры еще большего количества школьников.

IV. Заключительный этап.

Систематизация информации, научно-исследовательского проекта и результатов практической деятельности в виде мультимедийной презентации. Подготовка доклада для представления проекта на научно-практической конференции (Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что тот образ жизни, который ведет Матвей и вся наша семья, привлекает внимание общественности и приносит ощутимые практические результаты:

Количество участников акций и мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды, проводимых на территории поселка Ново-Юдино увеличивается с приростом 10-25 человек каждая;

Представители целевой аудитории активно участвуют в разработке идей по улучшению природной среды пос.Ново-Юдино и зачастую становятся инициаторами мероприятий;

Представители целевой аудитории активно вовлекают в работу, связанную с заботой о природе, новых участников, не связанных территориально с пос. Ново-Юдино, но так же проявляющих активность по данному вопросу;

На территории пос.Ново-Юдино организованы добровольные народные дружины по контролю за порядком в лесной зоне в период длительных праздников и выходных;

Акция по запуску мальков рыбы в залив приобретает регулярность. Следующее мероприятие заявлено на май 2018 года;

Силами Матвея и членов нашей семьи за 2017-2018гг. 14 собак и 8 кошек обрели новый дом и заботливых хозяев;

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста увеличился интерес к мероприятиям, связанным с заботой о природе и способам решения экологических проблем.

Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду! Природа – наш друг! Она дает нам все необходимое для полноценной счастливой жизни: чистый воздух, яркое солнце, она кормит и поит нас, дарит красоту и делится своей вековой мудростью! Мы просто обязаны уважать и беречь ее!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Культиасов, И.М. Экология растений. – М.: МГУ, 2008. – 380 с.

Махлаюк, В. П. Лекарственные растения в народной медицине. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1964. – 634 с.

Плешаков, А.А., Румянцев, А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.

Плешаков, А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.

Плешаков, А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.

Соколов, С. Я., Замотаев, И. П. Справочник по лекарственным растениям. – М.: Медицина, 1985. – 463 с.

Тихомиров, Ф.К. Ботаника. – М.: Высш. шк., 2008. – 439 с.

Цицилин, А. Н. Полная энциклопедия лекарственных растений. - М.: Эксмо, 2010. - 768 c.

Цицин, Н.В. Атлас лекарственных растений СССР. – М.: Медгиз, 1962. – 702 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://стофактов.рф

http://www.smirnova-tatjana.ru/

htt://www.foxwoodrus.ru/

https://www.ayzdorov.ru/tvtravnik

http://lektrava.ru/encyclopedia/

https://herbal-grass.com/medicinal-plants/

https://flowertimes.ru

Приложение 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДОКЛАДОМ

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Слайд №1

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и друзья!

Слайд №2

Меня зовут Помелов Матвей. Я учусь в средней общеобразовательной школе №12.

Мой научный руководитель: Брендина Ирина Николаевна.

Слайд №3

Сегодня я представляю вам свой проект под названием «Не только в гости ждет тебя природа…».

Слайд №4

Каждый человек на Земле тесно связан с природой и является его неотъемлемой частью. Мы обязаны своим существованием матушке Земле, однако сегодня колыбель нашей жизни страдает от нашего же невежества и жестокости.

Мы часто говорим о том, как любим природу, но это неправда!

Слайд №5

Поведение современных людей говорит как раз о том, что мы разрушаем ее. Самыми изощренными способами мы отравляем воздух, загрязняем водоемы, уничтожаем животных.

В наше оправдание нужно отметить, что сегодня существует много социальных проектов в пользу защиты китов, против постройки вредных заводов и т.п. Все это, несомненно, очень важно! Однако в большинстве случаев люди не относятся к этому серьезно, считая, что один человек не сможет изменить вселенную.

Меня пугает такое отношение к жизни, к природе, и на своем примере я хочу показать, что каждое даже самое маленькое доброе дело способно улучшить окружающий нас мир!

Слайд №6

2017 год в России был объявлен годом экологии, а 2018 – годом волонтера, поэтому я считаю, что темы, поднятые мною в данной работе, особенно актуальны, причем не только в данный момент или любой другой период времени, а на протяжении всей жизни человечества.

Слайд №7

Работая над проектом, я поставил для себя следующую цель:

- Воспитание чувства сопричастности и личной значимости каждого человека для охраны окружающей среды и планеты в целом.

Слайд №8

Для достижения выдвинутой цели, я определил следующие задачи:

- Пропаганда экологических знаний среди друзей, одноклассников, детей младшего возраста и взрослого населения моей малой родины – поселка Ново-Юдино.

- Формирование бережного отношения к природе среди данной целевой аудитории.

- Разработка и реализация идей о способах решения экологических проблем на территории поселка Ново-Юдино

- Активное вовлечение как можно большего числа людей в работу, связанную с заботой о состоянии окружающей среды

Слайд №9

Лучше любых слов всегда говорят действия. Предлагаю обратиться именно к ним. Многие члены моей большой семьи проживают в поселке Ново-Юдино, где я провожу почти все выходные, праздники и каникулы. Все мы принимаем активное участие в жизни нашего уютного зеленого уголка природы.

На фото вы видите, как мы проводим мероприятия по облагораживанию нашего поселка. Это регулярные субботники по уборке лесной территории, мы сажаем молодые деревья, устанавливаем скворечники, очищаем от мусора улицы поселка. Для того, чтобы привлечь самых маленьких участников, мы проводим конкурсы рисунков с угощениями. Мы с мамой и бабушкой печем пирожки и блины. Пока кипит работа, мой дядя ставит огромный самовар, и после работы мы все вместе пьем чай.

Слайд №10

Вблизи нашего поселка находится берег реки Волги. Мы очень любим там купаться летом, но, к сожалению, в последнее время, это просто опасно для здоровья. Здесь же вы можете наблюдать, как все вместе мы очистили береговую территорию, собрали средства и организовали акцию по запуску мальков рыбы в залив.

С удовольствием приглашаю всех вас принять участие еще в одной такой акции, которая состоится в начале мая этого года. На собственном примере вы убедитесь, что помощь матушке природе может быть очень веселой и увлекательной.

Слайд №11

Важная часть моего проекта – это научно-исследовательская работа. У вас на столах мой проект, который состоит из нескольких частей. На уроках окружающего мира мы с одноклассниками столкнулись с тем, что некоторые растения России и нашей республики у нас всегда на слуху, но мы не можем описать их точно и почти ничего о них не знаем. Так я решил написать мой проект. Начал я со сбора растений, лишайников и мхов. Засушил все это под прессом. Бабушка помогла мне сохранить образцы, чтобы они не осыпались и не испортились, прошив их на машинке под пленкой. С мамой мы подобрали интересную информацию о каждом растении, красивые фото и вот перед вами мой труд.

Когда на классном часе я представил свой проект одноклассникам, мы долго обсуждали забавные факты, которые мне удалось раздобыть, мои друзья с удовольствием разглядывали собранные мною образцы. Всем очень понравилась моя работа, и многие по-новому взглянули на привычные растения, потому что каждое из них уникально.

Слайд №12

Теперь мы с удвоенным энтузиазмом участвуем в акциях по сбору макулатуры, ведь это помогает спасать от вырубки колоссальное количество лесов. Переработанная макулатура идет для печати книг, журналов, газет и тетрадей, на которых мы пишем; для изготовления обоев, упаковок, салфеток, туалетной бумаги и т.д.

Слайд №13

На следующем фото вы видите, как мы с членами моей семьи готовим различные поделки на благотворительные акции. Ничего необычного в этом процессе нет, кроме того, что каждой работой я пытаюсь привлечь как можно больше единомышленников.

Рассказывая детям о красоте природы, о растениях и животных, я подкрепляю свои слова вкусными иллюстрациями. Сегодня я принес и вам показать нашу работу. Представляю вашему вниманию пряничные домики, на которых изображена природа зимой и весной. Моя тетя научила меня украшать эти вкусные имбирные печенья.

Когда мы говорили на уроках окружающего мира о зимней красоте, о сверкающем снеге, мы с мамой и бабушкой сшили вот такого замечательного пушистого снеговика. Я принес показать его своим друзьям, чтобы они помнили о необходимости сохранять чистую планету.

Напевая новогодние песни, мой маленький брат и его друзья не смогли нарисовать елку. Тогда я уговорил маму связать нам пушистую красавицу, которая теперь радует нас в праздники. Теперь детки точно знают, чтобы нарядить праздничное дерево, совсем не нужно вырубать лес.

Даже сейчас здесь перед вами я в костюме, который мы придумали и изготовили вместе с мамой на осенний праздник. Почти все красно-желтые краски золотой красавицы представлены в моем костюме.

Слайд №14

Важно помнить, что наша планета – не только наш дом, это еще и родина братьев наших меньших. Участвовать в митингах о защите полярных медведей и тропических бабочек мне не приходилось, но мы с мамой регулярно посещаем приюты для бездомных животных. Мы привозим им корм, лекарства, теплую одежду, помогаем выгуливать их и утеплять им вольеры и будки. Благодарность, которая отражается в их преданных глазах, ни с чем невозможно сравнить! В нашем городе работают организации, которые помогают найти хозяев этим замечательным животным. Мы оказываем им всяческое содействие, и иногда сами не можем пройти мимо пушистых хвостиков, которые нуждаются в нашей помощи.

Так в нашем доме появилась взрослая кошечка Шпуля, которая стала моим первым пушистым другом. В возрасте полтора месяца к нам в руки попало рыжее чудо, которое без специального питания и ухода просто не выжило бы. Назвали мы ее Белкой. Очередной визит в приют закончился дружбой вот с такой замечательной собакой – Крошкой.

Этот пушистик оказался на улице в двадцатиградусный мороз совсем крошечкой. Согрелась она у нас в доме. За крутой нрав, хозяйственность и грацию была названа Фреей.

Я понимаю, что взять животное к себе в дом это очень ответственный шаг, но помогать нуждающимся можно и нужно всегда. Стипендию, которую я получаю в школе за высокую успеваемость, каждый месяц я трачу на корм животным из приюта. Это совсем немного, но если нас наберется много… с каждого по нитке – голому рубаха!

Слайд №15

В заключение хочу сказать, что тот образ жизни, который веду я и мои близкие, привлекает внимание общественности. Надеюсь и вас я немножечко по-хорошему заразил!

Природа – наш друг! Она дает нам все необходимое для полноценной счастливой жизни: чистый воздух, яркое солнце, она кормит и поит нас, дарит красоту и делится своей вековой мудростью! Мы просто обязаны уважать и беречь ее!

Слайд №16

Спасибо вам за внимание! С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

Просмотров работы: 154