ВВЕДЕНИЕ
Однажды зимним вечером я разглядывала разноцветные клубки шерстяных ниток, из которых моя бабушка вязала шарф, и на дне корзинки я обнаружила деревянную палочку, которой явно было много лет. Я спросила у бабушки: «Что это такое? На спицу это не похоже...» Моя бабушка мне ответила, что это ей досталось в наследство от ее бабушки и что это настоящее веретено, с помощью которого можно прясть нитки. Меня очень заинтересовало это веретено, мне захотелось узнать больше о веретене и прядении.
Я поставила перед собой цель узнать, что такое веретено и как его использовали.
Для этого я определила и выполнила следующие задачи:
исследовать бабушкино веретено, узнать что это такое, способы прядения веретеном;
изучить историю прядения (для этого сходить в Рыбинский музей на выставку «Полотняное воскресение», посетить библиотеку, найти информацию в энциклопедиях, книгах, интернете);
изучить роль прядения в мировой и русской культуре и искусстве.
попробовать спрясть настоящую шерстяную нить из собачьей шерсти.
БАБУШКИНО ВЕРЕТЕНО. ОПИСАНИЕ.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.[13]
Люди всего мира использовали веретена более 20 000 лет, они и до сих пор являются хорошим выбором как для начинающих, так и для опытных прядильщиц. Они дёшевы, компактны и универсальны.
Бабушкино веретено (см. Приложение 1) относится к классическим русским веретенам. Его длина составляет 310 мм, пятка 22 мм, в самой широкой части 18 мм. Веретено изготовлено в России, вероятно в Вологодской губернии, предположительно в конце XIX - начале ХХ века из древесины токарным способом. По нижней части стержня украшено полосками разного цвета и разной толщины. Состояние хорошее, но имеются потертости и небольшой скол. Может использоваться по назначению.
Веретено, этот простейший инструмент, с которого началось развитие прядения, живет во многих домах до сих пор и даже используется по назначению. Классическое русское веретено представляет из себя заостренную палочку с углублением на нижнем конце для закрепления нити, утолщением в середине и плавным сужением к верхней части. Такой тип веретена называется Support spindle. Буквально «опорное веретено». [10]Т.е. веретено опирается более тяжелой заостренной частью на плоскую поверхность. Существует множество вариантов веретен с разными размерами и элементами дизайна. Более длинные можно ставить на пол во время прядения, а те, что покороче – на деревянную подставку с бортиком, ограничивающим движение веретена. Прясть на веретене долго, но зато эта вещь не занимает особого места, не требует электричества и осваивать ее можно неторопясь, скажем, сидя на диване перед телевизором.
Рис. 1 Конструкция русского веретена.[8]
Веретено вращается медленнее, чем самопрялка. Однако его преимущество в том, что веретено можно всегда держать под рукой, это более дешевое и простое приспособление. За несколько минут прядения веретеном можно получить удивительно длинную нить.
2. СПОСОБЫ ПРЯДЕНИЯ ВЕРЕТЕНОМ.
Веретеном можно прясть двумя способами. В первом случае веретено висит в воздухе. Нить формируется из волокна, вытягиваясь вслед за веретеном. Во втором случае веретено уже установлено на земле или специальной подставке-тарелочке. Для того, чтобы вытянулась нить, нужно отводить волокно от веретена.
Рис. 2 Прядение с помощью веретена: a - кудель,b - веретено с намотанной на него пряжей,c – пряслице[13]
3. ТИПЫ ВЕРЕТЕН.
Существуют три основных вида веретен, отличающихся друг от друга высотой закрепления грузика (Рис.3).
а). Грузик внизу
Вы можете использовать веретено с грузиком в нижней части для любого вида прядения: подвешивать его в воздухе или устанавливать на земле. Такое веретено бывает разных размеров, прядет и тонкую, и толстую нить. Оно подходит для любого вида волокна.
Такие веретена были найдены по всему миру, они до сих пор используются во многих странах. Прядильщицы используют такое веретено для создания нитей и для персидских ковров, и для шелковых шалей.
б). Грузик в средней части
Обычно это маленькое и легкое веретенце. Его используют для прядения тонких нитей. Такое веретенце прекрасно подходит для хлопка, кашемира и другого мягкого волокна. Прядильщицы Индонезии обычно используют такое веретено для создания шелковых и хлопчатобумажных нитей для ткачества.
в). Грузик закреплен сверху
Это самый распространённый тип веретена в Америке. Однако в некоторой литературе указывается, что своми корнями веретено с грузиком сверху уходит аж в Древний Египет. С практической точки зрения, такой инструмент лучше использовать для прядения средних и тонких волокон.
Рис. 3 Типы веретен.[7]
ВИДЫ ВЕРЕТЕН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РУКОДЕЛИИ.
а) Русское веретено.
Русское веретено (см. рис. 1 и Приложение 1) представляет из себя стержень заостренный с одной стороны, утяжеленный с другой и имеющий заужение. Заужение используется для закрепления нити.
Главным отличием русского веретена является то, что оно ставится на опору. Такой вид веретена называется Support spindle. Буквально «опорное веретено». Опорой может служить специальная подставка или же стеклянная тарелочка без выпуклостей и неровностей.
б) Дроп-шпиндель (европейское веретено, см. рис. 4). Drop spindle переводится как «подвесное веретено». Наиболее распространенный вариант у любителей прядения на Западе. От обычного (опорного) веретена отличается наличием крючка и тяжелой нижней частью, похожей на гриб или на волчок. Крючок служит для быстрого закрепление нити и заменяет фиксирующую петлю, которую на простом веретене приходится делать руками.
Дроп-шпиндели бывают двух видов – верхние и нижние. У нижних крючок находится напротив утяжелителя. Во время прядения веретено напоминает перевернутый гриб. Нить наматывается над шляпкой. А верхний дроп-шпиндель имеет крючок со стороны утяжелителя. Во время прядения «гриб» находится в нормальном положении – шляпкой вверх, а готовая нить наматывается под шляпкой.
В обоих случаях веретено раскручивается в подвешенном состоянии, а тяжелая шляпка служит для повышения инерционности. Дроп-шпиндели просто поражают разнообразием форм и размеров! Иногда их шляпки раскрашивают в самые немыслимые сочетания цветов, чтобы прясть было веселее.
Рис. 4 Виды веретен (русские, дроп-шпиндель и турецкие)
в) Турецкое (иранское, персидское веретено) (см. рис. 4).[7]
Сегодня «турецким» называют веретено, пряслице которого по форме не круглое, а крестообразное. Крестовина может оставаться неподвижной, либо свободно сниматься с оси веретена вместе со спряденной шерстью, намотанной в виде готового клубка. Как и привычное подвесное, «турецкое» веретено можно запускать как путем вращения между пальцами, так и прокатыванием по бедру, а также необычным способом: вращением самой крестовины. Как и многие виды веретен, оно может быть использовано и как подвесное, и как опорное.
5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕТЕН В РОССИИ. XVIII -XIX вв.
В России, в XVIII -XIX вв, было развито веретённое производство, причём в день вырабатывалось до 500 веретён, настолько велик был на них спрос.
Вытачивание веретён как промысел, было развито в лесных районах страны: Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской. Рабочий инвентарь веретёнщика составлял топор, нож и токарный станок с ручным приводом. Промысел активно развивался до тех пор, пока лес не начал дорожать, да и сильно сказалось появление механических «самопрялок». Надо отметить, что и после этого он не исчез- веретёна были нужны, но уже не столь активно развивался.
Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.
Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли и вставляли в станок (см. Приложение 2), чтобы обточить и придать нужную форму.
Станки были самодельные, из берёзы или ёлки (см. Приложение 3). Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом обвивает заготовку. Благодаря этому заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал деревяшку и превращал в веретено.
Производство получалось дешёвым: «Станок дешёвый, делают сами; стамеска 25-50 копеек; ремень 25 копеек. Ремней на зиму нужно рубля на 2; кроме того, нужно ещё немного мыла, которое кладётся в отверстие станка, где защемляется веретено (чтобы не загорелось от трения). В день можно наточить 100 веретён, десяток стоит 3 копейки.» Калашников А.С. «Город Рогачёв и волость Осуга»[12]
6. ИСТОРИЯ ПРЯДЕНИЯ.
Прядение имеет древнюю историю: в Древнем мире пряли вручную с помощью веретена. В таком виде оно просуществовало многие тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.
Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.
Процесс прядение теперь приобрел другой вид. Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом - то наматывалась
Следующим этапом в истории прялок стало изобретение в XVI веке самопрялки. Суть усовершенствования заключалась в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.
В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения. Две из трех операций: скручивание и наматывание нити на катушку стали автоматизированы. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи.
Первые прядильные машины появились в XVIII веке. Именно они и внесли последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины.[5]
7. ПРЯДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ.
В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней
(Александр Сергеевич Пушкин.)
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она с веретеном за прялкой. Это нашло отражение в народном творчестве.[1]
Многие поэты, писатели и художники (см. Приложение 4) воспели пряху как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Пословицы и поговорки о веретене.[4]
Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).
Знай гребень да веретено.
Не веретеном в бок, терпеть можно.
Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).
Без веретена пряжи не спрядёшь.
Остры веретена намозолили ладони.
Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.
Кривое веретено не надежа (не оденет).
Кривое веретено не исправится.
Девку веретено одевает.
Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.
Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)
Прядение в поговорках.[4]
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Какова пряха, такова на ней и рубаха
Прялка не Бог, а рубаху даёт
Пряха не волк — в лес не убежит
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
8. ВЫВОДЫ.
В результате своего исследования я узнала, что такое веретено, какие бывают его виды по расположению груза-пряльца (с грузом вверху, с грузом внизу и с грузом по середине), узнала, что в настоящее время самыми распространенными являются три вида веретена (русское опорное, дроп-шпиндель подвесное в виде волчка с крючком и турецкое веретено с крестообразным пряслицем), существует два вида прядения: с опорой на подставку и в подвешенном состоянии). Узнала как в России изготавливали веретена. Познакомилась с историей развития прядения. Узнала, что веретено и прядение играли существенную роль в жизни русской крестьянки, это отразилось в русском фольклоре: пословицах и поговорках, а также в творчестве русских поэтов, писателей и художников.
В настоящее время прядение и ткачество — это уже отдельная отрасль легкой промышленности. Прядут нити и ткут уже не люди, а машины на фабриках. Но так как интерес к рукоделию и уникальным вещам не угасает, то домашнее прядение, особенно прядение шерстяной и пуховой пряжи, не прекращается. Вязанные вещи (рукавицы, носки, платки) из пряжи ручной работы особенно ценятся их владельцами. Поэтому история веретена продолжается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. М.: Советская Россия, 1959.
Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: «Просвещение», 2006.
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб. «Паритет», 2004.
Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб. 1998.
Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия.-СПб.: «Азбука – Классика», 2003.
http://прядение.рф/
https://явь-тв.рф/?p=2385
http://crochet-story.ru/vyazhem-kryuchkom/pryadenie-vereteno-i-inostrannyiy-drug-drop-spindle/
http://dog-yarn.ru/joomla/index.php?option=com_content&task=view&id=108&Itemid=70
http://lizi-black.com/vereteno/
http://ru.russianarts.online/93593-vereteno/
https://ru.wikipedia.org/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бабушкино веретено. Русские веретена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Этапы изготовления русского веретена.
Этапы изготовления веретена. Коллекция музея Этнографии, Спб
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Станок для изготовления веретен. Музей Этнографии, СПб
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Картины.
А.Г. Венецианов «Пряха»
Ф.С. Журавлев «Пряха»