СОЗДАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ТАТАРСКОЕ ЧАЕПИТИЕ»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ТАТАРСКОЕ ЧАЕПИТИЕ»

Саликов  В.В. 1
1МОАУ "СОШ №85"
Дерябина  С.И. 1
1 МОАУ «СОШ № 85»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На территории Оренбургской области проживает большое количество национальностей - это как многоголосье оренбургской степи , где веками сплетаются судьбы и культуры разных народов в единое целое. Это мое многонациональное Оренбуржье.

Веками на территории нашего края бок о бок живут и существуют разные народы , культуры и традиции. Так и моя семья – это переплетение двух культур ,культур татарского и русского народов.

Актуальность проекта

Меня всегда удивляла одна вещь , но только сейчас задумался о ней. Когда я приходил к бабушке , она всегда встречала меня чаем . Но пить чай у бабушки –это непросто. Для нее выпить чай означало целое застолье. На столе к чаю можно было найти множество сладостей и изысков , все то , что любят маленькие сладкоежки (Приложение №1).

Однажды , в одну из таких встреч, я спросил бабушку , почему она всегда встречает нас большим застольем.

В этой беседе я узнал, что бабушка встречает нас так по обычаю и традиции своего народа.

Моя бабушка Нурия Махмудовна по национальности татарка(Приложение№2).За кружкой чая она рассказала мне историю своего народа. Так я узнал об особом гостеприимстве татар и чаепитии со сладостями , к которым привык с раннего детства.

Цель проекта:

Создать документальный фильм о традиции татарского чаепития.

Задачи:

Познакомиться с историей образования села с.Саиновка.

2. .Посетить старожил с.Саиновка семью Габидуллиных.

3. Стать участником татарского чаепития.

4.Снять на цифровой носитель церемонию чаепития.

5.Обработать полученный материал и смонтировать фильм.

1.История образования села Саиновка.

Село Саиновка расположено на юго-западе Тоцкого района . Это село в 1787 году основал татарин Хусаин Ишметов из Казанской губернии. Он вместе с жёнами и детьми (25 человек ) поселился в среднем течении реки Бузулук.

В 1807году к ним присоединились 30 переселенцев -татар из той же губернии. Основанная им деревня положила начало современному селу Саиновка.

К 1921 году в с.Саиновка проживало 1700 человек.

В 1929 году был создан колхоз «Кызыл тац»(в пер. «Заря» ). Село стало жить современной на тот период времени жизнью. В нем появились трактор и молотилка для зерна.

Знаменательным событием в истории с.Саиновка стал 1940 год. В этот год заложили 22 га фруктового сада . Впоследствии саиновские яблоки прославились на всю область .

В войне 1941 -45г. приняли участие 89 саиновцев. С фронта вернулись домой 54 сельчанина. После войны жизнь в с. Саиновка закипела с новой силой. Выросли новые здания :школа, клуб, медпункт, животноводческие помещения.

2.В гостях у старожил с.Саиновка-Габидуллиных.

Познакомившись с историей села, в котором выросла моя бабушка, мне захотелось побывать в нем .

Меня интересовал вопрос :сохранилась ли традиция на селе пить чай, собирая гостей на сакэ, в центре которых стоит самовар , а вокруг него изобилие сладостей национальной кухни .

Ответ бабушки меня огорчил .Большинство сельчан живут современной жизнью и чай на саке уже не пьют. Но на селе живут старожилы села –Габидуллины Игзам Хабидуллович и Роза Каюмовна, у которых еще сохранились сакэ ,где ,как и раньше, в кругу близких до сих пор пьют чай, соблюдая традицию «чаепития» (Приложение № 3).

Мы решили навестить Игзама Хабидулловича и Розу Каюмовну.

Когда подъехали к дому, нас вышли встречать хозяева .Приветливо встретив нас , они показали нам свое хозяйство .Это небольшой огород , где к концу сентября остались расти только карликовые сентябринки.

Постояв пару минут около дома, нас пригласили пройти .Дом состоял из двух комнат . Как только мы вошли, мне сразу бросились в глаза сакэ. Те самые сакэ, за которыми собираются многочисленные родственники д.Игзама и б. Розы. Где ,как много лет назад, пьют чай по традиции татарского народа: самовар , свежезаваренный чай и национальные угощения.

3.Подготовка к чаепитию.

После непродолжительной беседы Роза Каюмовна стала готовить стол к чаю. Под ее чутким руководством я собирал стол к чаю.

В процессе организации чаепития я узнал, что :

- на сакэ нужно постелить клеенку в центре , она будет выполнять функцию стола (бабушка пояснила , что раньше использовали красивую тряпичную скатерть ), но время не стоит на месте и перешли на более практичную вещь –клеёнчатую скатерть;

-после мы стали расставлять традиционные татарские блюда для чаепития :татарский сметанник, губадью ,эчпочмак с картофелем , чак-чак , кештели , баурсаки ;также к чаю подают сухофрукты и сахар.Чай принято пить вприкуску с сахаром;

- оставалось поставить посуду, из которой пьют чай .Для чаепития татары используют не обычные бокалы , а маленькие пиалушки (Приложение № 4).

4.Чаепитие по –татарски.

Когда все было готово ,б.Роза заварила чай и тут же позвала нас к столу.Как оказалось, у татар не принято долго настаивать чай ,они пьют его сразу . Потом я понял почему!

Когда мы все разместились на сакэ, Роза Каюмовна стала разливать чай . Было очень интересно то, что в маленькую и без того пиалушку наливали чая только половину . Я обратил внимание , что в заваренный чай бабушка не наливала кипятка , вот оказывается почему чаю не давали настояться , так как чай не разводят дополнительно горячей водой.

В начале нашего чаепития для меня оставалось загадкой , почему так мало наливают чая.Но в процессе я догадался : сладостей много и, чтоб не обидеть хозяев непопробованным блюдом , гостю наливают так мало чая для того ,чтобы можно было все попробовать . С новой порцией чая мне не хотелось брать туже самую сладость , а пробовал и пробовал все новые угощения.

Теперь мне стало понятно ,почему моя бабушка, всегда встречая нас, накрывает такой большой стол с угощениями .

Особую атмосферу добавляли нашему чаепитию сакэ .Это не стол , где у каждого члена семьи есть свое место , здесь мы все сидели рядом , согревая друг друга своим теплом , наслаждаясь приятным чаепитием по –татарски (Приложение №5).

5.Работа над фильмом.

Получившийся материал теперь необходимо было обработать .Это оказалось самым сложным .Мне хотелось, чтобы зритель, посмотрев фильм ,мог им воспользоваться как инструкцией для проведения своего собственного чаепития. Разделив фильм на смысловые части , мне хотелось придать ему национального колорита. Для этого мы с бабушкой прослушали большое количество народных татарских песен. Эти песни стали фоном между сюжетными линиям моего фильма.

Заключение.

Работая над фильмом, я смог еще ближе познакомиться с культурой и традициями близкого мне человека, моей бабушки Нурии Махмудовны.

Вместе с бабушкой мы посетили татарское подворье в национальной деревне , прочитали книгу «Оренбургские татары» Рашида Искандарова, прослушали много красивых народных татарских песен о родном крае.

Прощаясь с Игзамом Хамидулловичем и Розой Каюмовной, я поделился с мамой , что хотел бы создать книгу традиций нашей семьи (Приложение № 6).

Ведь моя семья -это переплетение двух культур: русского и татарского народов. Сколько еще традиций я могу узнать от своих родственников ! А может и в нашей семье уже сложилась какая-то своя традиция , но первую страницу нашей книги – традиций , я хотел бы посвятить татарскому чаепитию .

Список литературы

1.Оренбургские татары: историко –энциклопедический альманах//Рашид Искандаров,-с.250-251.-статья «Саиновка».

2. Денис Денисов//Оренбургские татары в XVIII – начале XX веков-LAP LAMBERT AcademicPublishing-2011.

3. Мазина Н.//Блюда татарской кухни,-Диля, 2011 .

Кадры из фильма.

Приложение1.

В гостях у бабушки.

Чаепитие со сладостями.

Нурия Махмудовна - бабушка

Приложение № 3.

В гостях у старожил с.Саиновка -Габидуллиных.

Приложение № 4.

Подготовка к чаепитию.

Приложение № 5.

Чаепитие по – татарски.

Прощание с Игзамом Хамидулловичем и Розой Каюмовной

Просмотров работы: 141