Введение
Краткая характеристика изучаемой темы
У каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или прошли его школьные годы жизни. Свою историю имеет не только человек, но и школа. (Приложение 4, слайд 1)
Побывав в школьном музее, мы узнали, что когда-то школа называлась Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школой. Нам стало интересно узнать историю родной школы: кто и как учил детей.
13 июня 1884 года были высочайше утверждены «Правила о церковно-приходских школах», закрепившие за ними официально это название:
«Пункт 1. Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством.
Пункт 2. ЦПШ открываются приходскими священниками на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских или городских обществ, приходских попечительств…и частных лиц…»
Пункт 5 «Правил» разъясняет, что ЦПШ могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом и второклассные с трехлетним курсом обучения. В них преподаются:1) Закон Божий (изучение молитв, Священная История и объяснение Богослужения), 2) церковное пение, 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо, 4) начальные арифметические сведения.[1.2] (Приложение 4, слайд 2) Учебная программа по чтению и письму тоже была направлена на укрепление нравственности.
Обоснование актуальности
Данная тема актуальна и нами выбрана вследствие того, что в 2017 году Коркинская средняя общеобразовательная школа отметила своё 150-летие. Мы вели поисково-исследовательскую деятельность, направленную на восстановление белых пятен в истории развития школы в начале XX века.
К сожалению, в литературе отсутствуют специальные исследования, посвящённые истории Коркинской второклассной церковно-приходской школы. В школьном музее имеются лишь некоторые данные, собранные учителем – краеведом Коркиным Алексеем Афанасьевичем в 1977 году по воспоминаниям бывших выпускников школы начала XX века. Он написал рукопись «История родного края. Очерки по истории села Коркинского»[4]. Вот только, как учили в школе того времени, кто учил основам наук, какие были учебники, какие были традиции в Коркинской школе, никто и не знает. А ведь у нашей школы есть своя история. (Приложение 4, слайд 3)
Личная заинтересованность. Мы решили впервые собрать и обобщить информацию по истории Коркинской второклассной церковно-приходской школы, которая является для нас не только сохранением связи прошлого с настоящим, а историей родного края. Тема исследовательской работы «Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа: обучение и воспитание в начале XX века». (Приложение 4, слайд 4)
Практическая значимость работы
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы в период начала ХХ века (1903 – 1917 г.г.), и мы думаем, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто окончил школу в разные годы, учителям, воспитателям и будущим поколениям учеников. Поэтому знать историю своей школы, историю людей, работавших в ней, также важно для каждого современного человека, ученика.
Объект исследования: история развития образования в селе Коркинском Туринского уезда Тобольской губернии в начале XX века.
Предмет исследования:особенности обучения и воспитанияв Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе.
Гипотеза:если будут установлены особенности обучения и воспитания вКоркинской второклассной церковно-приходской учительской школе и будет получена достоверная информация из архивных источников, связанная с её историей начала XX века, то мы предполагаем, что сможем восстановить историю развития школы в период 1903 – 1917 годов. (Приложение 4, слайд 5)
Цель исследовательской работы: восстановление истории развития школы в начале XX века на основе архивных документов и воспоминаний жителей села. (Приложение 4, слайд 6)
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
изучить историко-краеведческую литературу и источники (архивные документы) по теме исследования;
описать историю развития Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы в период 1903 – 1917 г.г.;
установить особенности обучения и воспитания в школе;
создать по материалам исследования мультимедийную презентацию.
Методы:
Поиск и изучение информации в школьном музее, краеведческом музее г. Туринска, в сети Интернет.
2. Анализ материалов исследования.
3. Сравнение и обобщение полученных результатов исследования.
При работе над данным проектом были использованы сведения из архивных копий Тобольского государственного архива, хранящихся в Туринском филиале СОКМ, рукописи Коркина Алексея Афанасьевича, хранящейся в школьном музее, художественной литературы, а так же материалы из сети Интернет («Тобольские епархиальные ведомости»).
Наша работа состоит из введения, основной части (три главы), заключения и приложений. Первая глава посвящена истории развития образования в селе Коркинском Туринского уезда. Вторая глава - это исследование особенностей обучения и воспитания в Коркинской второклассной церковно-приходской школе в начале XX века. В третьей главе представлена практическая часть работы по восстановлению хронологического списка заведующих школой в 1903-1917 годах, по составлению списков выпускников и учителей Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы.
Краткий обзор литературы
Наиболее доступным краеведческим источником для нас оказались архивные копии Тобольского государственного архива, хранящиеся в Туринском филиале Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ) [1], рукописи Коркина Алексея Афанасьевича, хранящееся в школьном музее [4]. Поиск имеющихся источников дал следующие результаты: история Коркинской церковно-приходской школы изучена недостаточно, поэтому мы вынуждены были обратиться к «Тобольским епархиальным ведомостям» [14] начала XX века через сеть Интернета и узнать фамилии и имена священников, которые были заведующими школы, узнать об учителях, работавших в школе. Из историко-родоведческого сборника № 5 «Прикосновение к векам: Туринская старина» (сост. В.И. Давыдов) мы узнали фамилии учителей, работавших в нашей школе в начале XX века. В ходе изучения темы мы нашли старые фотографии 1913 и 1915 годов в альбоме фотографий «Выпускники Коркинской школы» [2], хранящемся в школьном музее и доказали, что эти люди были учителями Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы.
В работе использованы воспоминания Коркина Алексея Афанасьевича, других жителей села, проверить их невозможно, так как нет тех, кто мог бы рассказать о церковно-приходской школе.
История развития образования в cеле Коркинском Туринского уезда в начале XX века
Из истории Коркинской школы
Из «Очерка по истории села Коркинского» Коркина Алексея Афанасьевича известно, что история нашей школы начинается с 1867 года. В те далёкие времена в «селе Коркинском была открыта начальная школа на 30 человек, которая обслуживала д. Луговую, д. Бор, с. Коркинское и д. Галактионовку. Классов в школе было 3 при одном учителе. Школа давала законченное начальное образование, ребята сдавали экзамены, получали свидетельство и считались грамотными. В 1890 году в Коркинской школе уже было 2 учителя, так как детей было больше. Поступали в школу восьми лет, на девятом году и даже старше. Заканчивали школу немногие, обучение было необязательное». [4, с. 37]. (Приложение 4, слайд 7)
1.2. Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа
В 1901 году построили новое здание школы, и была открыта Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа (фото 1), в которой учились только мальчики со всего района.
Здание для школы построил купец Чирков (фото 2), который был при рождении записан в Троицкой церкви нашего села. Это было двухэтажное здание школы 2 ступени, а через дорогу была Коркинская образцовая церковно-приходская школа (начальная) при второклассной школе. При поступлении учащиеся держали экзамен по арифметике, по русскому языку,
Фото 1. Коркинская второклассная церковно-приходская школа, 1902 г.
Фото 2. Чирков Семён Андреевич
сдавали Закон Божий и чтение. Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа была мужская, здесь учились только мальчики. [4, с. 37-38]. (Приложение 4, слайд 8)
Но по данным «Памятной книжки Западно-Сибирскаго учебнаго округа на 1909 годъ» указано, что в Коркинской школе «на 1 января 1909 года обучается 57 мальчиков и 7 девочек» [1.1]. (Приложение 4, слайд 9)
По материалам архивных данных можно судить, что во второклассной школе преподавали следующие предметы: Закон Божий, учение о Богослужении, церковная история, общая и русская, церковное пение, церковно – славянский язык, русский язык, история всеобщая и русская, география всеобщая и России, арифметика, чистописание, дидактика. [7] (Приложение 3)
(Приложение 4, слайд 10) В школе использовали учебник церковно-славянского языка (1906г.), «Орфографический словарь» (1905 г.), «В.Г. Белинский. Избранные сочинения. Том 2» (1898 г.), которые хранятся в фонде школьного музея.
На ежегодных и выпускных экзаменах обязательно присутствовали епархиальный наблюдатель и благочинный священник, приглашали и попечителей. [7] (Приложение 4, слайд 11) «Испытания проводились учащимся в Коркинской образцовой школе и в Галактионовской под председательством председателя Отделения священника Василия Богословскаго»[1.4]. Из «Ведомости об успехах, оказанных на выпускных испытаниях учениками III отделения Коркинской второклассной школы 1913 года 27-29 мая» мы читаем фамилии шести выпускников, их успехи по всем предметам и мнение комиссии о получении ими свидетельства.[1.4, с.50-53] (Приложение 3)
Кроме сообщения детям полезных знаний достигалась по возможности и главная цель существования церковно-приходских школ – воспитание в детях истин веры и нравственности христианской, обучение детей церковно–славянскому чтению и церковному пению. Нравственная часть в церковно-приходских школах была одна из основных элементов воспитания детей [13].
За шалость, ленивость и другие мелкие непослушания объявлялись детям выговоры, внушения, разъяснения важности сделанного поступка и какие последствия могли произойти от его повторения. За такие провинности учеников секли розгами, ставили на ноги и колени в углу класса на горох, оставляли без обеда и другими мерами. (Приложение 4, слайд 12)
Пункт 9 Правил церковно-приходских школ гласит: «Приходская школа нераздельно связана с церковью и должна внушать детям любовь к церкви и богослужению. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, способные, при надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою». [1.3] (Приложение 4, слайд 13)
В обязательном порядке школы посещали епархиальные наблюдатели.[5] 24 февраля 1902 года Тобольский Епархиальный наблюдатель церковных школ Григорий Яковлевич Маляревский (фото 3) пишет отчёт в Тобольский Епархиальный Училищный Совет: «Когда я был в г. Туринске и с. Коркинском для приёмки здания второклассной школы, настоящий попечитель её Семён Андреевич Чирков, изъявил желание подтвердить это звание, передав Училищному наблюдателю триста рублей со специальным назначением: открыть на эти деньги сельскохозяйственные занятия при школе. Меня он попросил принять на себя составление списка нужных книг и самого проекта сельскохозяйственных занятий…
Фото 3. Маляревский Григорий Яковлевич
Здесь выяснилось, что сельскохозяйственные занятия должны состоять: а) в пчеловодстве, для которых есть все благоприятные условия; б) в устройстве школьного огорода, для которого удобное приличное место представляет школьная усадьба; в) в опытном поле на отведённой для школы земле с восьмипольным севооборотом и посевом клевера. Далее он сообщает о том, что … Необходимо привлечь в состав Совета не мене 3-х человек из числа лиц опытных в хозяйствах и доказывающих своё сочувствие школе». [14]. (Приложение 4, слайды 14-15)
Исследование особенностей обучения и воспитания в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе в начале XX века
Духовно-нравственное воспитание учащихся в учебное и во внеучебное время
Духовно-нравственное воспитание проходило в учебное и во внеучебное время. Большое значение в деле воспитания имела школьная дисциплина. В учебное время ученики обязаны держать себя скромно, соблюдая порядок, приличие, вежливость и не причинять никому никакого беспокойства. Воспитывая в учениках ответственное отношение к учению, требовалось выполнение правил.
(Приложение 4, слайды 16-17)
Таким образом, дети должны были привыкать к дневному богослужебному кругу. Это была одна из мер нравственно-воспитательного воздействия на учащихся.[6]
Во время перемен и после уроков учитель следил за играми детей и их поведением. Обращение учителей с детьми было доброжелательное, справедливое, но настойчивое и требовательное. [6]Таким был Тверитин Иван Николаевич (род.24.10.1880–п.1950), (фото 4) учитель Коркинской второклассной церковно-приходской школы. [12] Выпускники 30-50 г.г. ХХ века помнят его доброту и заботу о них. (Приложение 4, слайд 18)
В своём Отчёте Туринский уездный наблюдатель церковных школ священник Николай Булдыгин отмечает: «Учителя школы проводили большую просветительскую работу среди населения, в школьном помещении были устроены учащими народные чтения в воскресные и праздничные дни».
В 1912-13 учебном году Шаврин Никанор Михайлович провёл 14 воскресных чтений с пением: число посторонних посетителей (максимальное) – 50, число посетителей на всех чтениях – 277». [1.4]. (Приложение 4, слайд 19)
Внеклассные мероприятия как форма учебно-воспитательного процесса
Организация хора в церковно-приходских школах с. Коркинского и д. Галактионовки
Большое внимание в учебно-воспитательном процессе церковно-приходских школ уделялось внеклассным мероприятиям. К ним относились посещения учениками храмов по воскресным и праздничным дням, внебогослужебные собеседования священника с родителями и детьми, организация певческих хоров, проведение совместных праздников. Особой гордостью церковных школ были певческие хоры из учеников. [13] (Приложение 4, слайд 20) Правильно организованные певческие хоры были в Коркинской второклассной и Галактионовской церковно-приходских школах [14].
«С 25 января по 10 февраля 1911 года для обозрения церквей совершил поездку Преосвященнейший Евсевий (Гроздов), Епископ Тобольский и Сибирский (фото 5).
Фото 5. Преосвященнейший Евсевий, Епископ Тобольский и Сибирский
1 февраля 1911 года в час пополудни прибыли в село Коркинское. Остановились в квартире священника отца Льва Кондакова. Затем Владыка испытывал учеников местной министерской школы и Луговской
церковно-приходской, и долго благословлял народ. Во время молебна и благословения народа пел правильно организованный хор из учеников местной второклассной церковно-приходской школы под управлением одного из учителей – А.Н. Карпова. Громадный Коркинский храм содержится в полном порядке и должной чистоте. Из храма проследовали в здание второклассной церковно-приходской школы. Школа помещается в собственном двухэтажном деревянном здании, хорошо для школьных нужд приспособленном. Во всех отделениях Владыка испытывал учеников, на что ушло свыше 1, 5 часов. Выбыли из села Коркинского в половине пятого часа вечера» [14]. (Приложение 4, слайды 21- 22)
В 5 часов вечера прибыли в село Галактионовское. Остановились в квартире отца настоятеля, священника Ефимия Насонова, занимающего одну небольшую комнату в крестьянском доме. Замечательно хорошо здесь пел школьный хор при встрече Владыки и служении молебна Спасителю, которым управляла маленькая девочка-ученица. Хор - детище отца Ефимия, любителя и знатока пения. Во время благословения Архипастырем народа пела буквально вся церковь уверенно, правильно и стройно. Несомненно много труда стоило о. Евфимию составить такой прекрасный школьный и общенародный хоры.». [14] (Приложение 4, слайд 23)
Таким образом, многие внеклассные мероприятия были продолжением учебного процесса, так как здесь осуществлялось нравственное воспитание в духе религиозности.[7]
Трудовое воспитание в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе
Стремясь разнообразить и сделать наиболее интересным пребывание детей в школе, учителя находили подчас очень удачные решения. В это время школа заботилась о формировании у своих учеников привычки к труду. В школе действовали особые ремесленные (для мальчиков) и рукодельные (для девочек) классы. В книге «Человек долга и чести» Татьяна Солодова рассказывает о том, что увидел Г. Я. Маляревский, когда посещал Коркинскую школу весной 1903 года: «…На столах были разложены листы картона, цветная бумага, сафьян, марля, нитки и переплётные инструменты. На отдельном столе лежали старые, с очень потрёпанными переплётами тома. Рядом находился учитель…
- Книжки в порядок приводим. Переплётному делу обучаемся, - бойко проговорил, вставая, худощавый мальчик.
…На дворе школы, в большом флигеле расположилась столярная мастерская. Четыре мальчика что-то стругали на деревянных станках, двое красили готовые стулья. Ещё двое возились над деталями стола. Здесь же находился учитель, который замерял линейкой оконную раму. Это наставник по части мастерства столяр Михаил Александрович Шаврин»[5].
Из Отчёта Туринского уездного наблюдателя церковно-приходских школ священника Николая Булдыгина за 1912/13 учебный год от 29 июня 1913 года № 59 читаем, что в Коркинской второклассной церковно-приходской школе имеется сад, огород, пасека, полевое хозяйство, но воспитанники вели здесь занятия только случайно. Практических занятий воспитанников в образцовой школе ныне не было, ибо из-за неимения полного состава учащих второклассной школы, некому было следить за таковыми занятиями. Так как в школе был только один учитель–воспитатель Ипатий Фёдорович Потапов, то он и следил за учащимися: бывал на молитвах, отдыхах, чаях, ужинах и всё это, конечно, бывало в определённые часы». [1.4 с. 24-26] (Приложение 4, сл. 24)
Занятия по рукоделию для девочек велись в церковно-приходской школе. Из архивной копии Государственного Архива г.Тобольска, хранящейся в Туринском филиале СОКМ, мы узнали и предположили, что занятия по рукоделию вела Августа Петровна Иорданская. Девочки занимались шитьём, вязанием, и рисованием. «Рукодельные материалы приобретались большею частью на средства самой учительницы и немного давалось заведывающими из местных источников (попечительские, церковные, общественные суммы)». [1.4, с. 20-21] (Приложение 4, слайд 25)
Практическая часть
3.1. Составление хронологического списка заведующих Коркинской церковно-приходской учительской школы
Первым заведующим, который нам стал известен, был Кыштымов Филогоний Иванович. Родился в г. Туринске в 70-х годах 19 столетия. Закончил в 1896 году Тобольскую духовную семинарию, через два года рукоположен во священника. В Тобольских епархиальных ведомостях в №17 за 1903 год в разделе «Открытие и замещение священно-церковно-служительских вакансий» читаем: «Определены: священник церкви села Троицкого, Омской епархии, Филогоний Кыштымов на вакансию диакона при церкви Коркинского, Туринского уезда, с назначением заведывающим и законоучителем местной второклассной церковно - приходской школы». Трудился Филогоний Иванович до 1906 года. Имел награды за свой труд. (Приложение 2)
Лев Яковлевич Кондаков родился в 1885 г. в селе Истошинском Ишимского округа Тобольской губернии в семье псаломщика Якова Николаевича Кондакова (1843-1905). Исходя из данных Тобольских епархиальных ведомостей, 3 ноября 1906 г. священник Лев Кондаков был переведен к Троицкой церкви села Коркинского Туринского уезда. Состоял заведующим Коркинской второклассной церковно-приходской школы и Коркинской образцовой церковно-приходской школы при второклассной школе. 20 февраля 1908 г. отец Лев был удостоен архипастырского благословения как «потрудившийся с пользой для Коркинской второклассной школы в 1907 году». В 1914 году переведён в другую церковь. (Приложение 2)
26 апреля 1915 года из села Усениновское был перемещен «на таковую же вакансию» священник Николай Виноградов. Виноградов Николай Петрович родился в начале 70-х годов 19 века в Рязанской губернии. Закончил Рязанскую духовную семинарию в 1894 году. Принят на службу в Тобольскую епархию и в июле 1909 года. Был заведующим Коркинской второклассной церковно-приходской школой до 1 июля 1919 года. За свой труд получил «архипастырское благословение (с выдачей грамоты). (Приложение 4, сл. 26)
3.2. Составление списка выпускников Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы
Второклассная церковно-приходская учительская школа готовила учителей для школ грамоты, поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся было на должном уровне. Школа может гордиться своими выпускниками. Изучив историко-краеведческую литературу, мы составили список из 7 выпускников Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы. (Приложение 4, слайд 27) Так, окончившие курс в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе с 1906 по 1907год
Пантелеймон Петрович Кандышев и Иван Амфилохиев Коркин (1907-1908 год выпуска) были помощниками учителя в Ленской церковно-приходской школе Туринского уезда.
Алексей Васильевич Бурдуков (фото 6) родился в деревне Боровой Туринского района. После окончания церковно-приходской школы он попал в услужение к купцу Я. Е. Мокину и вскоре он перебрался в Монголию. Алексей Васильевич Бурдуков - известный монголовед-филолог, прекрасный знаток этнографии и разговорного монгольского языка, общественный деятель. [2]
Фото 6 .
Шаврин Никанор Михайлович (фото7) окончил Коркинскую второклассную церковно-приходскую учительскую школу и стал учителем естествознания в своей школе, занимался с учениками тепличным хозяйством. В школьном музе мы обнаружили фотографию 1915 года Шаврина Н.М. с подписью на обороте «подарена Елизавете Петровне от коллеги Шаврина» [2].
Фото 7.
Виноградов Константин Александров (фото 8), фотография 1913 г., выпускник нашей школы.[2] А на стр.70 сборника «Туринская старина» № 5 Елькин Михаил Юрьевич подтверждает, что он был ещё и «учитель Коркинской второклассной школы Туринского уезда», который «в 24 года бракосочетался 11.09.1909 г. первым браком (с дочерью псаломщика) учительницей Агнией Петровной Иорданской, 24 лет»[3]
Фото 8.
Иорданская Таисия Петровна (фото 9), окончила Коркинское министерское училище, позднее учительствовала. [3]
Коркин Яков Сергеевич - учитель биологии и географии работал в школе № 1 г. Туринска [4, с. 40].
Коркин Василий Ефимович (1902–1971), кадровый военный, полковник, начальник финансового управления Военно-морского флота страны (фото 10)
Фото 9.
Фото 10.
3.3.Учителя, работавшие в Коркинскойвтороклассной церковно-приходской учительской школе
Просматривая метрические книги Вознесенской церкви села Ерзовского Туринского уезда за 1898- 1919 г.г., Михаил Юрьевич Елькин обратил внимание на записи регистрации бракосочетания 10 браков учителей различных школ Туринского уезда. В статье «Забытая традиция туринских педагогов» [3, с. 73] он упоминает их фамилии. Мы выбрали только тех учителей, которые работали в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе и составили список (Приложение 1).
Второй список из 23 учителей Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы мы составили в процессе изучения темы. (Приложение 4, слайд 28) Вот некоторые из них: 1. Иорданская Елизавета Петровна (фото 11) с 1919 года работала в Туринском уездном отделе народного образования. (Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви села Коркинского; Жданович Е.Н. Образование в Туринском уезде. С. 55, 57). Наверное, ей подарил свою фотографию Шаврин Никанор Михайлович в 1915 году. Значит, мы можем предположить, что Елизавета Петровна тоже работала в Коркинской церковно-приходской школе вместе с Шавриным Никанором Михайловичем в 1915 году, в 1947 году награждена Орденом Ленина. [4].
Фото 11.
Коркин Алексей Афанасьевич (фото 12) окончил Галактионовскую церковно-приходскую школу в 1914 году с Похвальным листом, учитель Коркинской школы, автор очерка по истории села Коркинского [4]. (Приложение 4, слайд 28)
Определенная часть молодых людей, получив образование, становилась счетоводами, бухгалтерами, военными, почтмейстерами, достигали определенных высот на гражданской службе. [7]
Фото 12.
Делаем вывод: в практической части исследования мы составили в хронологической последовательности список заведующих Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школой 1903 по 1917 годы, в ходе изучения темы нашли фамилии выпускников, прославивших школу начала XX века, и составили список учителей, работавших в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе в период с 1903 по 1917 годы в количестве 23 человек. Тем самым восстановили белые пятна в истории Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы.
Заключение
В ходе исследования темы нам было интересно окунуться в давно прошедшие времена и изучить историю становления и развития школы в период с 1903 по 1917 годы. Мы узнали, как учили в школе того времени, кто учил основам наук, какие были учебники, какие были традиции в Коркинской школе. В результате исследования мы пополнили информацию об истории Коркинской средней общеобразовательной школы в начале ХХ века и сделали выводы. (Приложение 4, слайд 29)
Во-первых, в ходе поиска мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в школьном музее. Благодаря работе с архивными копиями Тобольского государственного архива и «Тобольскими епархиальными ведомостями» мы описали особенности обучения и воспитания в Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школе в начале ХХ века.
Во-вторых, знакомясь с материалами сборника «Прикосновение к векам: Туринская старина», мы восстановили информацию об учителях Коркинской школы с 1903 по 1917 годы. (Приложение 1)
В-третьих, нами была восстановлена хронологическая цепочка руководства церковно-приходской школой (Приложение 2) и прослежены разные формы учебно-воспитательного процесса.
По результатам исследования мы составили мультимедийную презентацию (Приложение4).
Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Исследование по теме показало, что нами установлены особенности обучения и воспитания вКоркинской второклассной церковно-приходской учительской школы, получена достоверная информация из архивных источников, связанная с её историей начала XX века, значит, мы можем считать, что история развития школы в период 1903 – 1917 годов нами восстановлена. Надеемся, что данная информация займёт достойное место в школьном музее.
Социальная значимость
Работая над исследованием, мы имели редкую возможность читать и изучать архивные документы, возраст которых более 100 лет. Мы рассказали учащимся школы об истории развития Коркинской школы на II школьной краеведческой конференции, посвящённой 150-летнему юбилею школы. (Приложение 4, слайд 30)
Мы планируем продолжить работу по теме.
Список литературы:
Библиотека Тобольского Государственного Музея (Архивные копии из фондов Туринского филиала СОКМ)
№ 20656 Памятная книжка Западно-Сибирскаго учебнаго округа на 1909 годъ. Библиотека Тобольского Гос. Музея № 20656
№ 53074 Правила и программы для церковно-приходских школъ и школъ грамоты. СанкПетербургъ, 1894.
№ 13554 Правила для учеников уъездныхъ и городскихъ училищъ Западно-Сибирскаго учебнаго округа, 1886.
Отчёт Туринского уездного наблюдателя церковно-приходских школ Н. Булдыгина за 1912-13 учебный год. 7 августа 1913г. / Туринское уездное отделение Епархиального училищного Совета № 334, с. 5, 20-21, 24-26, 50-53
Адресъ-календарь Тобольской губернiи на 1904 годъ / Изданiе Тобольскаго Губернскаго Статистическаго Комитета, Тобольскъ, 1904
Альбом фотографий «Выпускники Коркинской школы». Из фонда школьного музея МАОУ Коркинской СОШ
Елькин М.Ю. Забытая традиция туринских педагогов. Прикосновение к векам: Туринская старина: ист-родовед. сб./Сост.В.И. Давыдов; Упр. Культуры Турин. гор. окр.; Турин. ЦБС; Турин. Филиал СОКМ.- Туринск, 2014. - Вып. 5. с.70.
Коркин А.А. История родного края. Очерки по истории села Коркинского. Рукопись. 1977
Солодова (Матиканская) Т. Человек долга и чести. Жизнь и деятельность тобольского педагога Г. Я. Маляревского, – Тобольск, 2011.Т.
Интернет-ресурсы:
Валитов А.А, Вильцан М.А., Еремеева О.И., Сулимов В.С., Федотова Д.Ю. Духовно-нравственное воспитание в церковно-приходских школах Тобольской Епархии в конце XIX - начале XX века [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35280
Второклассные учительские школы Рязанской губернии конца XIX- начала ХХ века [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://rus-istoria.ru/library/text/item/8-vtoroklassnyie-uchitelskie-shkolyi-ryazanskoy-gubernii-kontsa-xix-nachala-hh-veka
Духовный концерт в гор. Туринске // Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 14. Школьный листок. С. 103. Перепеч. из: "Ур. Ж."
Насонов Ефим Федорович. Биографическая база данных и собрание материалов, священник [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/657/
Поспелов В. «Сейте разумное, доброе, вечное...» [Электронный ресурс]:-Режим доступа:http://uvatskie.ru/articles/media/2017/5/5/sejte-razumnoe-dobroe-vechnoe/
Программы учебных предметов для церковно-приходских школ. СПб. 1903 стр. 118
Российский государственный исторический архив [Электронный ресурс]:-Режим доступа:http://www.fgurgia.ru/old/showObject.do?object=120704560&viewMode=B_10341&link=1
Судник Т.В. Деятельность церковно-приходских школ в Тобольской губернии [Электронный ресурс]:-Режим доступа: deyatelnost-tserkovno-prihodskih-shkol-v-tobolskoy-gubernii
Тутолмин Г., протоиерей. Третья поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Тобольского и Сибирского (с 25 янв. по 10 февр. 1911 г.) // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 12, отдел неофиц. С. 269.
15.Жукова Л. Церковно-приходские школы: от Закона Божия до гимнастики [Электронный ресурс]:-Режим доступа: https://prichod.ru/on-the-pages-of-the-history/23394/
Приложение № 1
Список учителей Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы, который составил Елькин Михаил Юрьевич по метрическим книгам села Ерзовского за 1898- 1919 г.г. [3, с. 73]
Бисеров Стефан Яковлевич (*до 1894. +п. 1909.), учитель Коркинской второклассной школы (1909)
Булатова Александра Гавриловна(*до 1894. + п. 1909.), учитель Коркинской второклассной школы (1900)
Виноградов Константин Александрович (*1884/85. +п. 1909), учитель Коркинской второклассной школы (1909)
Иорданская Агния Петровна (*1884/85. +п. 1909.) (по мужу - Виноградова), дочь псаломщика Свято-Троицкой церкви с. Коркинского, учительница (1909)
Костин Иоанн Семёнович (*1892/93. +п. 1916.), учитель Коркинской второклассной школы (1916)
Лебедев Михаил Василиевич (*до 1901. +п. 1916.), учитель Коркинской второклассной школы (1916)
Хомутов Михаил Фёдорович (*до 1898. +п. 1913.), учитель Коркинской второклассной школы (1913)
Чемагин Стефан Евграфов (1985/86. + п. 1917.), учитель Коркинской второклассной школы (1916), бывший учитель (1917)
Список учителей Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школы, который составили в процессе изучения темы:
Емельянов Н.В., второй учитель Коркинской второклассной школы (1904) (Адрес-календарь Тобольской губернии)
Иорданская Августа Петровна, учитель Коркинской второклассной школы (29 июля 1913)
Иорданская Елизавета Петровна с 1919 г. работала в Туринском уездном отделе народного образования. Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви села Коркинского; Жданович Е.Н. Образование в Туринском уезде. С. 55, 57.
Карпов А.Н., учитель Коркинской второклассной школы (1февраля 1911)
Лапин К. В., старший учитель Коркинской второклассной школы (1904) (Адрес-календарь Тобольской губернии)
Орловская Е.А., учительница в образцовой школе при Коркинской второклассной школе (1904) (Адрес-календарь Тобольской губернии)
Потапов Иппатий Фёдорович, учитель-воспитатель Коркинской второклассной школы (весна 1903)
Смирнов Николай Петрович (1887- не ранее 1932), 24.02., 1912 года, согласно прошению, переведён к Троицкому храму села Коркинского Туринского уезда , учитель Коркинской школы до 1914 года
Тверитин Иван Николаевич (*24.10.1880 +п. 1954), учитель Коркинской второклассной школы
Чефранов Софоний Асикритов, учитель Коркинской второклассной школы (3.02.1914) Метрическая книга Коркинской церкви о бракосочетавшихся
Шаврин Михаил Александрович, учитель Коркинской второклассной школы (весна 1903)
Шаврин Никанор Михайлович учитель Коркинской второклассной школы (29 июля 1913)
Приложение 2
Заведующие
Коркинской церковно-приходской школой учительской школой
(1903 – 1919г.г.)
Кыштымов Филогоний Иванович 1903 – 1906 г.г.,
заведующий и законоучитель
Коркинской второклассной церковно-приходской школой
Тобольские епархиальные ведомости №10 за 1905 год:
Лев Яковлевич Кондаков,
заведующий Коркинской второклассной церковно-приходской школой 03.11.1906 - 25.09.1914 г.г
Датаначала |
Датаокончания |
Место служения, сан,должность |
20.08.1906 |
03.11.1906 |
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., |
Ишимский уезд, с. Петуховское, Богоявленская церковь, |
||
священник (2-й священник) |
||
03.11.1906 |
25.09.1914 |
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., |
Туринский уезд, с. Коркинское, Троицкая церковь, |
||
священник, настоятель (переведен на место по |
||
прошению). заведующий Коркинскойвтороклассной |
||
школой |
Исходя из данных Тобольских епархиальных ведомостей, 3 ноября 1906 г. священник Лев Кондаков был переведен к Троицкой церкви села Коркинского Туринского уезда. Состоял заведующим Коркинской второклассной церковно-приходской школы и Коркинской образцовой церковно- приходской школы при второклассной школе.
Тобольские епархиальные ведомости №22 за 1906 год:
Виноградов Николай Петрович,
заведующий Коркинской второклассной церковно-приходской школой
26.04.1915 - 01.07.1919 г.г.
Места служения / Должности
Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность
26.04.1915 01.07.1919 Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Туринский уезд, с. Коркинское, Троицкая церковь, священник (переведен на место по прошению), заведующий Коркинской второклассной школой
Тобольские епархиальные ведомости №18 за 1915 год:
Награды:
Приложение 3
Архивные копии
«Ведомость об успехах на выпускных испытаниях учениками III отделения Коркинской второклассной школы
1913 года 27-29 мая»
«Адресъ-календарь Тобольской губернии на 1904 годъ»
Приложение 4
Список слайдов мультимедийной презентации
Школа – детства островок.
Правила церковно-приходских школ
Актуальность темы
4. Тема:«Коркинская церковно-приходская учительская школа: обучение и воспитание в начале XX века»
5. Объект и предмет исследования, гипотеза
6. Цель и задачи исследования
7. Коркинская начальная школа
1867 – 1890 г.г.
8. Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа, 1902 год
В церковно-приходской школе изучали следующие предметы.
Каникулы для учащихся в церковно-приходской школе.
Выпускные экзамены в школе
Наказания в школах
Любовь к церкви и Богослужению
Школу посещали Епархиальные наблюдатели
Открыть сельскохозяйственные занятия в школе
Ответственное отношение к учению
Правила для учеников
Почтение к наставникам
19.Просветительская работа среди населения
20. Внеклассные мероприятия
21. Поездка для обозрения церквей
22. Выписка из Тобольских епархиальных ведомостей
23. Хор – детище священника Ефимия Насонова
24. Ремесленный класс для мальчиков
25.Рукодельный класс для девочек
26. Заведывающие Коркинской второклассной церковно-приходской учительской школой
27 Выпускники – гордость школы
28 Учителя – гордость школы
29 Заключение
30 Коркинская второклассная церковно-приходская учительская школа, 1903