«Живая память. Дети - герои Сталинградской битвы»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Живая память. Дети - герои Сталинградской битвы»

Колягина Д.П. 1Собина Д.С. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда»
Бут Т.В. 1
1МОУ Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В годы Великой Отечественной Войны многие мальчишки и девчонки не могли смириться с тем, что их Родина находится в беде. Что их отцы и старшие братья гибнут на фронте.

Эти юные, а порой и совсем маленькие бойцы были готовы не задумываясь отдавать все свои силы и даже жизнь, лишь бы быть полезными своей семье, старшим товарищам, Родине.

Жизни этих героев никогда не должны быть забыты! Они являются примером для нас – детей и взрослых, которые наслаждаются миром благодаря их бесстрашию и самоотверженности. Мы должны быть столь же целеустремленными, уметь правильно расставлять приоритеты, ценить жизнь и стремиться к тому, чтобы никогда не повторились ужасы тех лет.

Мы хотим рассказать о подвигах, которые совершали на войне наши сверстники, совсем еще юные по возрасту, но такие взрослые и мудрые по своим поступкам.

Цель нашей работы: исследование героического поведения детей во время Сталинградской битвы и привлечение внимания современных подростков к необходимости сохранения мира на земле.

Задачи нашего исследования:

Углубленно изучить материал о жизни и делах детей во время Великой Отечественной войны.

Принять участие в театральной постановке «Казачата», чтобы попробовать понять чувства юных защитников Сталинграда.

Проанализировать теоретическую информацию и полученный практический опыт.

Организовать разъяснительную работу среди своих сверстников, для увеличения их знаний об участии детей в Сталинградской битве.

Обратить внимание представителей власти, общественности на проблему по сохранению героической истории нашей малой родины города-героя Волгограда путем увековечивания памяти ребят из Босоногого гарнизона в форме наименования улицы (сквера, парка или даже школы) Волгограда именем Босоногого гарнизона.

Методы исследования:

Изучение информации, содержащейся в архивах, документальной и художественной литературе;

Эксперимент (участие в театральной постановке «Казачата»);

Интервьюирование;

Фотографирование.

Играя в компьютерные игры, имитирующих военные действия, в которых можно убивать и воскрешать героев дети перестают воспринимать ужас войны.

Во все времена одной из характерных черт русского народа был патриотизм, любовь к Родине, гордость за Отчизну. К сожалению, в настоящее время, в силу многих причин, эта черта национального характера становится все менее выраженной. Исправить складывающееся положение возможно в том случае, если объяснять, рассказывать детям об их малой Родине, о величии русского народа, о ценности мирной жизни.

Тема, поднятая нами в данной исследовательской работе очень актуальна. Говорить о войне и о героизме солдат, а тем более, совсем юных защитников Родины с нашими сверстниками крайне важно. Ведь всего через 15-20-30 лет именно сегодняшние мальчишки и девчонки будут принимать, в том числе, и судьбоносные для всей страны решения. И нам очень хочется, чтобы все они были взвешенными, грамотными и обязательно с оглядкой на наше великое трагическое прошлое.

Глава 1. Сталинградская битва.

Колягина Д., Собина Д. в музее-панораме Сталинградская битва.

Великая Отечественная Война величайшая веха в истории всего человечества. Она унесла огромное количество человеческих жизней. Настолько огромное, что нам, людям, живущим в мирное время, даже невозможно представить.

Особое место в череде событий ВОВ занимает битва в нашем родном городе - Сталинградская битва.

В Волгограде есть интереснейший музей – панорама Сталинградской битвы. В этом музее мы смогли ознакомиться с уникальными документами – наградными листами несовершеннолетних защитников Сталинграда.

Перед солдатами гитлеровской армии стояла задача любой ценой попасть в Сталинград. Это было связано с тем, что Сталинград был одним из транспортных, экономических и военно - политических центров.

«В любом случае, — указывается в директиве немецкого верховного командования № 41 от 5 апреля 1942 г., — необходимо попытаться захватить Сталинград или, по крайней мере, подвергнуть его воздействию нашего тяжелого оружия, с тем, чтобы он потерял свое значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций».1

Сломить и занять именно этот город, было крайне важно для Гитлера также с целью пропаганды несокрушимости его армии. Уничтожить город-символ, носящий имя вождя и личного врага Гитлера – Сталина – помогло бы фашистам подавить волю советских людей к победе.

Для наступления на Сталинград Гитлером была выделена 6-я армия (командующий — Фридрих Паулюс). В неё входило 14 дивизий, в которых насчитывалось около 270 тыс. человек, 3 тысячи орудий и миномётов, и около 700 танков2. Поддержку армии оказывал 4-й воздушный флот, в котором было до 1200 самолётов.

Даже сухие цифры, которые отражают соотношение сил советской и гитлеровской армий помогают нам понять, как сложно пришлось нашим солдатам.

23 августа 1942 года – страшная дата. В этот день силами 4-го воздушного флота люфтваффе была произведена самая долгая и разрушительная бомбардировка города3.

Сталинград был разрушен. Было убито более 90 тысяч человек. Огромный огненный вихрь дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 °С4.

200 огненных дней и ночей продолжались яростные бои в нашем городе.

Победа Советской Армии в Сталинградской битве послужила переломным моментом в ходе Второй Мировой Войны. Красная Армия, нанеся огромный урон немецко-фашистской армии, дала надежду всему миру на то, что фашистские идеи будут похоронены на подступах к Сталинграду.

Очень красноречиво иллюстрирует значение Сталинградской победы реакция, которую она произвела в мире. Государственные лидеры и политические деятели многих государств высоко оценили результат военных действий Красной Армии.

В послании И. В. Сталину 5 февраля 1943 американский президент Франклин Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы5. 17 мая 1944 года Рузвельт прислал Сталинграду грамоту6:

Король Великобритании Георг VI прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись:

«Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, — от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Очень печально, что в настоящее время на внешней политике существуют разногласия, относительно итогов Второй Мировой Войны и роли Советского Союза в одержанной победе. В связи с тем, что современные зарубежные политики пытаются принизить вклад советского народа в разгром гитлеровских войск, обесценить миссию Красной Армии по освобождению оккупированных территорий, нам кажется, что просто необходимо говорить о подвигах наших солдат. Вспоминать при каждом удобном случае о тех жертвах, на которые шел советский народ ради освобождения не только своей страны, но всей Европы.

Глава 2. Бесценный вклад.

В ходе войны погибло 8 668 400 человек списочного состава,7 а потери мирного населения составили 7 420 379 человека. Уничтожены и исковерканы судьбы не только тех, кто погиб, но и их близких. В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась война. Страшно, когда погибало такое огромное количество людей – солдат и ни в чем не повинных мирных жителей! Невыносимо больно, когда жертвами чудовищной идеи фашизма становились дети!

По данным Центрального архива Министерства обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.8 Очевидно, что цифра занижена, в это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов.

Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, стал, шестилетний Сергей Алешков.

Судьба и подвиги Сережи Алешкова описаны в документальной повести Анатолия Алексина и Константина Воронова «Человек с красным галстуком».

Сережа Алешков

Сережа Алешков своими действиями спас командира. Когда он увидел, что горит блиндаж, в котором находился командир, он бросился его спасать, но вход был завален. Тогда мальчику пришлось под огнем добраться до саперов и позвать их на помощь. Командира, хоть и раненого, но живого извлекли из-под обломков.

Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».9

Когда Сталинградская битва закончилась, подполковник Воробьев предложил Сереже стать его отцом. Тот был счастлив, тем более что они и так уже были как отец и сын!

Подвиг Ивана Федорова

О подвиге Ивана Федорова – Герасимова невозможно читать без слез. Поступок этого мальчика - образец величайшей силы духа, самоотверженности и невероятного мужества. Своими действиями 14 - летний Иван в октябре 1942 года смог остановить наступление врага. Ваня, как и многие другие подростки, на фронт сбежал. Его Отец Фёдор Герасимович погиб на фронте. Ваню обнаружили на станцииПоворино, в вагонах, в которых к Сталинграду ехала артиллерия 112-й стрелковой дивизии.

О Ване Федорове написана героическая быль. Автор один из командиров-артиллеристов лейтенант Алексей Очкин - «Иван – я, Федоровы-мы».

Во время напряженного боя при обороне тракторного завода Ваня, отрезанный фашистами от своих товарищей, в одиночку продолжал стрельбу из орудия. Ваню ранили, перебили левую руку в локте, и он правой рукой продолжал швырять гранаты в фашистские танки. Потом осколком ему оторвало кисть правой руки, и он зубами поднял гранату. Обрубками рук помог прижать гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошёл навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под головной танк, который загородил путь остальным. Фашисты в этот день к Волге не прорвались.

«… Так шагнул в бессмертие мальчишка. Имя его теперь высечено на красном мраморном знамени в зале воинской славы памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Всего день он был в комсомоле. И было ему в ту пору неполных пятнадцать лет...»10

Горько осознавать, что правительственными наградами подвиг Ивана Федоровича Герасимова-Федорова не отмечен.

Люся Радыно

Не только мальчики рвались на войну, огромный вклад в победу был внесен хрупкими девчушками. Самоотверженной школьницей, не поддающейся страху, всеми силами приближающей победу была Люся Радыно.

Люся была пионеркой из Ленинграда. Отец погиб на фронте. Мама умерла от голода в блокадном Ленинграде. В поисках своих родственников она попала в Сталинград. Однажды, в детский приемник в, который была определена девочка, пришел офицер. Люся, которая не могла простить фашистам смертей своих родителей, стала проситься на фронт разведчицей. Брать ее не хотели – она казалась очень хрупкой и болезненной, ведь девочка перенесла ужас блокады. Но в ней чувствовалась такая сила духа, что ее зачислили в 3-е отделение разведотдела штаба 62-й армии. В тот момент ей было 13 лет.

При выполнении очередного задания Люся попала к немцам. Фашисты даже предположить не могли, что эта хрупкая девчушка может представлять для них опасность и определили ее на кухню. Ей давали чистить картошку. И даже находясь в такой ситуации, Люся не растерялась и смогла извлечь пользу. По количеству картошин, которые ей приходилось чистить, Люся высчитала число солдат, которые ее съедают. Люсе удалось бежать, и эти ценные сведения она смогла передать командиру своей части.

Люся осталась жива после войны. За мужество и бесстрашие она была награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

Кракова Э.Н.

Еще одной маленькой девочкой, о которой нам очень хочется рассказать является Кракова Эльвира Николаевна. Она родилась в Сталинграде в сентябре 1931 года. Жила с мамой на улице Саратовской. Теперь это улица Мира. Училась Эльвира в школе № 8. Теперь это лицей № 5, в котором учимся мы. Это помогает нам лучше понять, представить себе всю несправедливость войны. Дети, такие же, как и мы, до войны спокойно жили, ходили в школу, строили планы на будущее. И вдруг взрослые, руководствуясь своими чудовищными мотивами, решают, что могут калечить судьбы детей!

Эльвира пережила первые бомбежки 23 августа 1942 года. И хотя на тот момент ей было всего 10 лет, она запомнила поминутно страшные события тех дней. В первый же день бомбежки Сталинграда Лира увидела, как ампутируют ногу раненому военному врачу. Ее мама всю войну прошла операционной медсестрой и Лира всегда была с ней в операционной. Много страшного пришлось увидеть и пережить этой девочке. Награждена медалью «За оборону Сталинграда.

А. Филиппов

Мария Ускова

Имя разведчика Саши Филиппова знает каждый житель Волгограда. Именем Саши названа одна из улиц нашего города, есть школа его имени, в Ворошиловском районе есть парк, в котором установлен его бюст. Но мало кто знает, что его могила находится здесь же в сквере. Он похоронен под памятником. Еще одним малоизвестным фактом является то, что похоронен в этой могиле Саша с двумя своими боевыми товарищами – Марией Усковой и еще одним разведчиком, имя которого до сих пор не известно.

Саша родился 26 июня 1925 года в Сталинграде. Жил на Дар-горе. Когда началась война, Саше было 16 лет и поэтому, в отличие от братьев, его на фронт не взяли. Но Саша не смирился с этим и пробрался в расположение наших частей и стал разведчиком. Саша Филиппов переходил линию фронта 12 раз в самых напряжённых участках.

Мария Ускова родилась в 1917 году. Маша - боевой товарищ Саши Филиппова, с которой они под видом брата и сестры часто ходили в расположение немецких войск и добывали ценные сведения. До войны, во время работы на фабрике Ермана после несчастного случая Машина левая рука усыхает и перестает функционировать. Однако во время войны это не мешает Маше пойти в разведшколу и на службе доказать, что отсутствие работоспособной руки не помешает ей внести свой вклад в борьбу в фашистами.

11 декабря 1942 года Маша – старшая их группы, Саша и еще один разведчик получили свое последнее задание, из которого они не вернулись. На обратном пути их выследили полицаи из числа местных жителей. Задержанных пытали несколько дней, а затем на глазах у собранных людей разведчики были казнены. У виселицы Саша ударил палача ногой в лицо и предпринял попытку бегства. Последние слова разведчика были: «Всё равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак»11

После освобождения от немецкой оккупации Дар-Горы тела разведчиков были найдены и захоронены в сквере по ул. Рабоче-Крестьянской г. Сталинграда. В настоящее время на месте захоронения установлен бюст Саши Филиппова. Посмертно Александр награжден Орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

Памятник И. Цыганкову, М. Шестеренко, Е. Покровскому, П. Кошелеву

Еще четыре имени, которые мы не могли не упомянуть в нашей исследовательской работе Ваня Цыганков, Миша Шестеренко, Егор Покровский, Павел Кошелев. Эти ребята родом из Калача. Они организовали свой партизанский отряд и своими действиями всячески вредили фашистам. Как и многие другие подвиги юных героев, дела калачевских ребят описаны Иосифом Гуммером и Юрием Хариным в документальной повести «Это было в Калаче». Им удавалось незамеченными пробираться в тыл врага и добывать ценные сведения, например, место расположение вражеских штабов, техники и орудий. Ребята делали самодельные «мины» - в деревянные дощечки вбивали гвозди и раскладывали на дороге. Проколотые шины останавливали движение и на значительное время выводили технику из строя. Еще ребята сожгли обнаруженный гараж с 40 единицами техники, уничтожили много немецких солдат.

Ваня и его отряд организовали побег пленных советских солдат. Этот подвиг был последним в короткой, но такой яркой жизни ребят. Задание поймать партизан, было дано немецкой комендантской роте и русским полицейским.

«На окраине Калача стоит скромный обелиск, под которым похоронены трое ребят. Нет такого дня, чтобы сюда не приходили школьники. Они идут к этому обелиску группами, в одиночку, идут в праздники и будни; в дни, когда весь город чествует погибших героев и когда кому-нибудь хочется побыть наедине с самим собой, со своей совестью, проверить стойкость своей души, своего характера»12.

Глава 3. Босоногий гарнизон.

Наше исследование подвига юных бойцов началось с прочтения документальной повести В. Н. Дроботова «Босоногий гарнизон», которая написана в 1962 году. В ней Виктор Николаевич очень подробно описывает события, происходившие в 1942 году в хуторе Вербовка Калачевского района Волгоградской области.

Д.Г. Вразова, Собина Д., Колягина Д. 08.12.2017 г. перед спектаклем «Казачата»

Также, работая над исследованием, мы очень внимательно изучили книгу Дэи Григорьевны Вразовой – «Память и боль людская». Рассказ четвертый из этой книги называется «Мужчины, или «Наш босоногий гарнизон». Дэя Григорьева много лет работала над изучением этого подвига. Ей удалось ознакомиться не только с уникальными архивными документами, но и встретиться со свидетелями тех событий и даже четырьмя героями – Силкиным П.М., Церковниковым М. Ф., Головлевым Ф. Г., Семеновым А. Г.

Мы несколько раз встречались с Дэей Григорьевной, и она рассказала нам страшные, но с исторической и исследовательской точек зрения, очень интересные и ценные факты.

Дэя Григорьевна Вразова уникальный человек –– краевед, писатель, поэтесса, журналист, поисковик. Она автор нескольких книг по краеведению. В книге «Память и боль людская» собраны воспоминания детей, которым удалось выжить в годы войны.

Сопоставляя произведения Д.Г. Вразовой и повесть В.Н. Дроботова мы смогли наиболее детально и достоверно восстановить страшную картину событий, произошедших во время Великой Отечественной Войны.

Виктор Николаевич рассказывает о том, что подробности героических действий ребят стали ему известны после поездки в хутор Вербовка и ознакомления с Актами Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов на территории Сталинградской области. Как указывает Виктор Дроботов, комиссия не собирала сведений о партизанских действиях команды Аксена. Она лишь расследовала и удостоверила факт изуверства, совершенного фашистами в Вербовке.

В отряд юных защитников входило 17 человек. Это были самые обычные хуторские мальчишки в возрасте от 9 до 14 лет.

Махин Иван - 11 лет, Егоров Николай - 12 лет, Горин Василий - 13 лет, Тимонин Тимофей - 12 лет, Тимонин Аксен - 14 лет, Егоров Василий - 13 лет, Манжин Семен - 9 лет, Назаркин Никифор - 12 лет, Головлев Константин - 13 лет, Сафонов Емельян - 12 лет, Церковников Максим - 13 лет, Семенов Анатолий - 10 лет, Ребриков Григорий - 12 лет, Сафонов Сергей - 12 лет, Силкин Петр - 11 лет, Силкин Федор - 13 лет, Головлев Филипп - 13 лет.

Идею объединить свои усилия и вредить всевозможными способами врагу принадлежала самому старшему из ребят – 14-летнему Аксену Тимонину. Виктор Николаевич очень трогательно описывает Аксена и его младшего брата Тимошку. Ребята были не похожими друг на друга. Аксен прилежно учился, увлекался географией, моделировал самолеты. Тимошка хоть и был забиякой и хулиганом очень уважал старшего брата и старался во всем ему подражать.

Для того чтобы отомстить немцам ребята воровали и закапывали посылки с продовольствием и ценными вещами, которые немцы награбили. Воровали и уничтожали важную почтовую корреспонденцию. Вскрывали склады с продовольствием, амбар.

Немцы очень боялись партизан. Действия ребят заставляли фашистов думать о том, что это диверсии взрослого партизанского отряда. Это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов.

Ребята, для того чтобы опровергнуть ложную информацию, которую распространяли фашисты о том, что Сталинград захвачен ребята изготавливали собственные листовки и расклеивали их по хуторам. Текст одной из таких листовок высечен на памятнике, который установлен на месте расстрела ребят в Калачевском районе Волгоградской области. «Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны». Так ребята поднимали дух своих односельчан, вселяли веру в скорую победу.

Немцы злились. А когда у командира пропали важные документы, и 4 ноября 1942 года гитлеровцы устроили облаву на местную детвору.

7 ноября 1942 года по приказу немецкого офицера всех пойманных мальчиков избили проводами, связали, а затем стали возить по улицам хутора, заставив всех выйти на улицу и смотреть на пытки над детьми. Потом мальчишек увезли на окраину, к силосной яме, где в присутствии родителей расстреляли 10 человек из отряда «Босоногий гарнизон».

Всего лишь через несколько дней после расстрела ребят началось наступление Советских войск. Фашисты бежали. В поселок пришли советские солдаты, только ребята с ними уже не встретились…

Спектакль «Казачата», по повести В.Н. Дроботова «Босоногий гарнизон»

Чтобы попытаться понять, что испытывали эти ребята – боль, отчаяние, ненависть, решимость, во чтобы то ни стало, вредить врагу, мы участвовали в постановке театральной студии «Бриз» - «Казачата». Конечно, это не может передать даже малой толики чувств и переживаний ребят, которых зверски пытали. Кого-то расстреляли. Кто-то остался жить. Но мы испытали чувство глубокой скорби по этим невероятно мужественным мальчишкам.

Мемориал, на месте перезахоронения ребят из Босоногого гарнизона. Хутор Ляпичево Волгоградской обл.

Нам очень хотелось своими глазами увидеть то место, за которое они так отчаянно сражались. Для этого мы ездили в х. Ляпичево Волгоградской области. Нас очень тепло встретили в Ляпичевской средней школе и в доме культуры. Директор школыБоднарук Галина Ивановна и учитель краеведения Низкопоклонная Ирина Анатальевна откликнулись на нашу просьбу рассказать, что произошло на этой земле в страшные годы войны.

В начале этой главы мы упоминали Акт чрезвычайной комиссии, который документально закрепил произошедшую трагедию. Этот акт хранится в Государственном архиве (ГА РФ. Ф. 7021. Оп 45.Д.11. Л. 29,29 об.).

Мы испытываем огромное изумление и огорчение от того, что, несмотря на то, что имеется документальное подтверждение действий ребят, их подвиг не отмечен правительственными наградами. Ребята действовали самостоятельно по велению своего сердца. Документы никто не оформил. Да и разве об этом думали мальчишки? О том наградят их или нет?

Глава 4. Живая память.

В своей работе мы подняли очень тяжелую в нравственном отношении проблему - отсутствие со стороны государства признания вклада некоторых детей в победу в Сталинградской битве и в Великой отечественной Войне. Многие даже посмертно не были отмечены наградами.

Проводя исследование, мы узнали, что на территории России действует Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", предусматривающий, что увековечению подлежит память, в том числе, погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечеств.

Одной из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества, согласно названного Закона является присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, кораблям и судам.

Особое внимание в своем проекте мы уделили ребятам, нашим землякам, жившим в х. Вербовка Калачевского района, Волгоградской области, тому самому Босоногому гарнизону, описываемому нами в главе 3 проекта.

Горько осознавать, что подвиг ребят так и не был признан государством. Мальчишки даже не признаны участниками Великой Отечественной Войны.

Эта Война закончилась уже очень давно. За прошедшее с той страшной поры время люди смогли отстроить города, постаравшись максимально исправить то, что было разрушено войной. Только не получится вернуть жизни погибших солдат и мирных жителей. Мы, живущие сегодня, можем только сохранить память о них в названиях улиц, школ, парков.

Для того, чтобы попытаться в незначительной степени исправить эту несправедливость мы обратились с письмами к президенту РФ В.В. Путину, губернатору Волгоградской области Бочарову А.И. и главе администрации Волгограда В.В. Лихачеву с просьбой оказать содействие в увековечивании памяти погибших ребят путем наименования улицы (школы, сквера или парка) в нашем городе именем Босоногого гарнизона.

Ответы на наши обращения еще не получены, но мы доведем начатую работу до конца.

Заключение.

Работа над этим проектом потребовала от нас больших сил. И, конечно, мы говорим не о физических силах, а о душевных. При подготовке мы прочитали документальные повести «Босоногий гарнизон», «Это было в Калаче», «Машенька из Мышеловки», «Иван – я, Федоровы - мы», «Человек с красным галстуком». Тяжело читать эти произведения, а ведь они описывают реальные события, участниками которых были наши сверстники. Нам тяжело на душе даже когда мы представляем как им было больно и страшно, а они это пережили… Или погибли…

Участие в спектакле «Казачата», по повести В. Н. Дроботова «Босоногий гарнизон» тоже произвело на нас огромное впечатление. На репетициях режиссер театральной студии Татьяна Анатольевна Жутова много нам рассказывала о событиях тех лет, а главное о чувствах взрослых и детей, попавших в настоящий ад.

Когда мы слушали рассказы Д.Г. Вразовой, о ее военном детстве, о тех фактах, которые ей стали известны в процессе ее работы, она иногда замолкала и тяжело вздыхала. Сложное, тяжелое было время.

Но им, детишкам, было понятно – на нашу землю, на родной край вероломно напал враг. Гитлер пытается уничтожить, поработить, унизить русских людей. С ними надо воевать, их надо ненавидеть.

Но слезы из глаз Дэи Григорьевны потекли, когда она стала говорить о мирном времени. О той несправедливости, которая происходила и происходит до сих пор. Многие, сейчас уже очень пожилые люди, пережили всю войну, отдали все свои силы, или даже жизнь, но с точки зрения законов нашего государства не имеют права на какое-либо признание.

В те страшные годы настоящие патриоты, всей душой любили свою страну, делали все от них зависящее, чтобы приблизить победу, не думая об оформлении своих действий «документально»... А сейчас у государства не хватает духу сказать «Спасибо!», выразить благодарность путем признания и увековечивания памяти. И даже ссылки на нормы закона, якобы не позволяющие отблагодарить того или иного человека, прошедшего через ад войны, не могут быть приняты, ведь законы написаны нами!

Мы, написав письма в органы власти всех уровней, очень надеемся, что читать их будут не чиновники, а люди, с душой и сердцем. Понимающие огромное значение для будущего нашей страны сохранения памяти о подвигах защитников отечества. ЖИВОЙ ПАМЯТИ.

Список литературы.

Алексей Исаев. Сталинград. Трудное начало// Журнал «Родина», № 1, 2013. - Стр. 5-6.

Алексин А.Г. Воронков К.В. Человек с красным галстуком – М. «Малыш», 1972

Боровиченко Мария Сергеевна// Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. Коллегии И. Н. Шкадов.—М.:Воениздат, 1987.— Т.1 /Абаев — Любичев/.— С.194.— 911с.—100 000 экз.

Бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года.. Администрация Волгограда. 22 августа 2011 года.

Горели даже камни. Самая страшная бомбардировка Великой Отечественной войны// РИА, 23 авг 2017

Ганс Дёрр Поход на Сталинград. - Западная Германия. 1955.

Гуммер И.С., Харин Ю.А. Это было в Калаче: военная проза. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1985

Г. Ф. Кривошеев (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника

Дроботов В.Н. Босоногий гарнизон: Документальная повесть. – Волгоград: Издатель, 2004

История второй мировой войны 1939—1945. Том 6. Военное издательство Министерства Обороны СССР. Москва 1974

Калач-на-Дону: энциклопедия/ гл. ред., авт.-сост. Е.А.Мохов.- Волгоград: Издатель, 2008

Лубченков Ю.Н. 100 великих сражений Второй мировой. – М.: Вече, 2008

Несовершеннолетние солдаты Сталинграда: [сборник] / Под редакцией Арнольда Александровича Бравермана.—М. : Вагриус, 2007. — 384 с.: ил.

Очкин А. «Иван – я, Федоровы-мы» – М.: Дет. лит. 1973 г – 111 с.

Чуянов А.С. На стремнине века, Записки секретаря обкома. – Книга – Москва: Политиздат, 1976. – С 242-243. – 288 с.

Список использованных источников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Василевский,_Александр_Михайлович

Переписка Председателя Совета Министров СССР на сайте hrono.ru

http://www.rulit.me

http://www.opoccuu.com

http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/108141_eto-nepravda-chto-malenkikh-smert-nastigaet-rezhe

http:/www.infovolga.ru

1 Ганс Дёрр Поход на Сталинград. - Западная Германия. 1955.

2 Лубченков Ю.Н. 100 великих сражений Второй мировой. – М.: Вече, 2008

3 Горели даже камни. Самая страшная бомбардировка Великой Отечественной войны // РИА, 23 авг 2017

4 Бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года.. Администрация Волгограда.22 августа 2011 года.

5 История второй мировой войны 1939—1945. Том 6. Военное издательство Министерства Обороны СССР. Москва 1974

6 Переписка Председателя Совета Министров СССР на сайте hrono.ru

7 Г.Ф. Кривошеев (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева МОСКВА «ОЛМА-ПРЕСС» 2001. Потери военнослужащих

8 http://www.opoccuu.com

9 Алексин А.Г. Воронков К.В. Человек с красным галстуком – М. «Малыш», 1972

10 Очкин А. «Иван – я, Федоровы-мы» – М.: Дет. лит. 1973 г – 111 с.

11Чуянов А.С. На стремнине века, Записки секретаря обкома. – Книга – Москва: Политиздат, 1976. – С 242-243. – 288 с.

12 Гуммер И.С., Харин Ю.А. Это было в Калаче: военная проза. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1985

Просмотров работы: 17620