Введение
Особое место на карте Нижегородской области занимает Пильнинский район. Он является многонациональным. В нашем Пильнинском районе испокон веков компактно в бок о бок проживают в мире и согласии представители разных народностей – русские, татары, мордва. На жителях района лежит особая ответственность за сохранение русской, татарской и мордовской культуры, неотъемлемой частью которой являются национальные народные костюмы. Ежегодно в нашем районе проводятся межнациональные праздники «Пильнинский край –земля согласия», фестиваль татарской культуры «Летние встречи» (Жайге очрашулар» в старинном татарском селе Петряксы, мордовский праздник «Эрзян покш чи».Посещая праздники и рассматривая народные костюмы, у нас возникла проблема. Выяснить ,почему старинный народный костюм является хранителем достижений прошлого и почему с его помощью народы нашего края воспроизводят себя , свою культуру из поколения в поколение.(см.Приложение1).
Пришедшие к нам из глубокой древности национальные костюмы сохранили актуальность и в наше время. Так как в костюмах народов как в зеркале отразились занятия наших предков, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, контакты с другими народа, умение наших предков жить в гармонии с окружающей природой. В течение исторического пути у народов нашего края складывались свои самобытные черты национальной культуры. Одним из древних хранителей национального костюма были крестьяне .Для того , чтобы иметь представление об особенностях старинных костюмов жителей нашего края мы проанализировали ряд источников информации и на основании проведенного анализа мы выяснили , что во многих источниках даются сведения об одежде знати. Изображения крестьян встречаются лишь стихийно. Даже при наличии монографических работ этнографов по исследованию данной темы не приспособлено для полного понимания сущности народного костюма, назначения их элементов. Поэтому в своей работе мы исследовали костюмы крестьянской среды. Всю свою одежду крестьянка испокон веков делала сама, вкладывая в эту работу настоящий талант художника .
Интерес к исследованию по данной теме возникла после посещения музея районного поселка Пильна фотографии Вильяма Каррика, где четко видны народные костюмы, стариннные семейные фотографии, экспонаты краеведческих музеев нашего района.
Историческая справка о Вильяме Каррике – он шотландский и российский художник. Вся его деятельность была посвящена созданию фотографий, показывающих жизнь крестьян . Его галерея «Русские типы» содержит более 800 снимков, среди которых запечатлены и наши предки – земляки. Вильям Каррик просил своих героев надевать национальные костюмы.
Летом 1875 года Каррик приехал в Симбирскую губернию (а в эти годы наш район входил в состав Симбирской губернии Курмышского уезда). Он остановился на хуторе Нагорном. А хутор Нагорный, по историческим справкам ,располагался между русскими селами Княжиха и Романовка и мордовским селом Бакшандино ныне нашего района. Много фотографий сделал Каррик крестьян на жнивье.(см.Приложение5).
Цель: изучение старинных народных костюмов народов, проживающих на территории Пильнинского района Нижегородской области.
Задачи.
Изучение особенностей и истории возникновения русского, татарского, мордовского народного костюмов
Работать с разными источниками информации:
а) специальная литература;
б) интернет-ресурсы;
в) музейные экспонаты;
г) старинные фотографии из личных архивов жителей сел Пильнинского района и фотографии художника В.Каррика;
Описать виды костюмов народов нашего края, их особенности, историю;
Разработать вопросы для опроса и анкетирования;
Провести опрос, анкетирование обучающихся для определения знаний о народном костюме;
Обобщить, сделать выводы, которые позволят подтвердить высказанную гипотезу;
Составить фотоальбом старинных костюмов народов, проживающих в Пильнинском районе;
Гипотеза. Мы предполагаем, что старинный народный костюм татарского, мордовского народа нашего края – это своеобразная информация истории наших предков. Это их быт, обычаи и традиции, трудовая деятельность, занятия, идеалы красоты и религия, климатические условия, контакты с другими народами, пути торговли и умение наших предков жить в гармонии с окружающим миром, природой.
Объект исследования: народная национальная одежда народов, проживающих в Пильнинском районе Нижегородской области.
Предмет исследования: история и особенности народных костюмов, народов, проживающих в Пильнинском районе, описание предметов народной одежды как способа сохранения и изучения наследия Пильнинского края.
Методы исследования.
При изучении использовались разные методы и формы работы:
Работа с информационными источниками;
Анкетирование;
Социологический опрос:
Анализ, обобщение;
Организация мероприятий, направленных на знакомство с народными костюмами;
Работа с публикациями, которые дают подтверждение многим историческим событиям, связанным с историей нашего края;Экскурсии по краеведческим музеям поселка Пильна и татарского села Петряксы, мордовского села Кисленка, работа с экспонатами этих музеев.
История развития и особенности русского народного костюма
в Пильнинском районе Нижегородской области.
Предыстория русского народного костюма в нашей местности уходит в глубину веков. Славянские народы начали заселять территории левого берега реки Суры и Припьянье с XII века..
Историческое развитие России определило характерную народную одежду для жителей нашего края. Сложившийся в быту многих поколений народный русский костюм соответствовал внешнему облику, характеру труда и образу жизни народа. . Народы нашего края занимались земледелием. Русский крестьянин исстари жил с землей, занимался скотоводством, собирательством, выращивали лен и коноплю.Основными видами промыслов были валяльный, сапожный, столярный,портновский,овчинный,суконно-ткацкий.
Судя по музейным экспонатам Пильнинского краеведческого музея и по старинным фотографиям старинный русский мужской костюм состоял из рубахи основу русского народного костюма (мужского и женского) составляли следующие элементы: женский – головные уборы, понева, рубаха-туника; мужской – рубаха-туника, порты, головные уборы. Женский сарафан, глухая верхняя одежда, вдеваемая в рукава, распашная верхняя одежда, вдеваемая в рукава, пояс. Холщовая рубаха длиной до колен с длинными просторными рукавами – основной элемент одежды. У мужчин она имела длину до колен (или была короче) и длинные просторные рукава. Рубаха русской женщины часто доходила до середины голени, иногда была до пят. Они обязательно подпоясывались. Декор располагался вокруг горловины, разреза груди, по низу рубахи, низу рукавов, у линии соединения рукава с проймой (плечом). Он был наполнен емким содержанием и символикой. У мужчин поясной одеждой были порты-штаны, у женщин «понева»- полотнища ткани. Порты своей длиной доходили до лодыжек или коленей. Вверху длинные порты были широкими, их собирали по фигуре на тесемку (гашник). Порты обертывали онучами или заправляли в сапоги, поверх надевали лапти(см.Приложение5). Лапти для всех крестьян служили обувью, реже кожаные обертки ног (поршни) и сапоги (они у нас назывались бахилы). Перед одеванием обуви ноги до коленей обертывали (у мужчин поверх портов) льяными онучами. Мужчины на голове носили обруч тесеменный, металлический или ремешковый, а также войлочную шапку. Тип войлочной шапки крестьян нашей местности можно увидеть на фотографиях Вильяма Каррика 70-х годов 19 века. Зимним головным убором была шапка с меховой опушкой. Одеждой зимой у крестьян были овчинная шуба или полушубок. Мужской кафтан был спереди открыт, изготовлен из грубой шерсти, длиной до колен и с длинными рукавами. Кафтан подпоясывался кушаком. Из литературных источников мы узнали, что вся одежда шилась из домотканой ткани. В19 веке развивается текстильная промышленность.
Фабричные ткани проникают в быт деревень нашего края.
Рубаха женская была самой древней и важной частью крестьянской одежды Она обязательно подпоясывалась. Пояс разделял фигуру наверх и низ. По преданиям верх символизировал землю и небо, голова – солнце, божество, низ – воду. На фотографиях Вильяма Каррика мы видим рубахи пожнивные и сенокосные. (см.Приложение5).
Поверх рубахи крестьяне носили сарафан. Он являлся вторым основным элементом костюма. Сарафан шили из холста, домотканого сукна, льяного холста, крашенины и пестряди, набойки и фабричных тканей. Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски ситца, позумент, гарус, галун. В нашем крае носили косоклинные сарафаны (см.Приложение11). В качестве декора были пуговицы с имитирующими петлями шнурком, расположенные по центру или просто прошитые по линии шва.
В нашем Пильнинском музее есть синий и красный – праздничный и один самотканый повседневный. Синий сарафан продублирован клетчатым самотканым холстом. Перед сарафана украшен шнуром, цвет желтый с красным, двумя параллельными вертикальными рядами, один из которых имитирует петли, якобы застегивающие пуговицы по всей длине сарафана, от горловины до самого низа подола. Металлические пуговицы на ножке – их 17, создают красивый декоративный ряд. По подолу сарафан декорирован лентой позумента с золотыми нитями, желто-оранжевый с геометрическим рисунком . У горловины вверху отделка с золотым шитьем желтого. Мышки (бретели) обшиты красной бейкой. Ансамбль завершает рубаха (рукава) из фабричной ткани в цветочек. Низ рукава собран и подшит манжет. Пояс вязаный
Важную роль играл и головной убор. По богатству убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству. По головному убору определяли статус женщины. На голову надевалась иногда лента, веночек или в праздничной одежде кокошник, который тоже сверху (затылок) не был покрыт. Кокошник украшался бисером, вышивкой. На лоб спускалась сетка из жемчуга или бисера. Зимой крестьянки носили платок и шаль. Платок в нашей местности был универсальным головным убором для всего женского населения нашего района.
История возникновения татарского национального костюма и его особенности в Пильнинском районе Нижегородской области
Вторым по численности народом в Нижегородской области являются татары. История возникновения татарского костюма в нашем районе берет начало в далекой древности. И прошла довольно длинный путь создания .
В описании татарского костюма мы опирались на старинные фотографии старожилов и фотографии Вильяма Каррика и на костюмы, которые сохранились в музеях татарских сёл Петряксы - Сафаджай.
Образ национального костюма татар-мишарей за многовековую историю постоянно менялся. На изменения оказывали влияние территория проживания, климатические условия и занятия татар .Поэтому в традиционной одежде отразились природно-географические, социально-экономические условия жизни татарского народа в нашем районе.
Татары жили в степной зоне и занимались земледелием, большое место в хозяйстве занимало животноводство. Среди некоторых групп татар-мишарей была развита мелкая торговля.
Основной частью мужского костюма татар-мишарей служила широкая и длинная туникообразного кроя рубаха (кулмяк) и широкие свободного покроя штаны- так называемые штаны с широким шагом (ыштан) . Шили ее в основном из холста или тонкой полотняной ткани пестряди .
Традиционный кулмяк мишарей от плеч до подола цельными, а по бокам вставляли клинья. Прямо на центральное полотно пришивали рукава. Судя по фотографиям Вильяма Каррика, рубахи для старшего поколения были длинными и свободными. (см.Приложение12). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Полевые костюмы четко приспособлены к условиям труда .Они не подпоясывались и удобны для выполнения крестьянами нелегких земледельческих работ. А праздничные костюмы подпоясывались поясом, подчеркивая его красоту.
В татарской деревне фабричные ткани появились во второй половине 19 века. С внедрением фабричных тканей происходили изменения в костюмах. В оформлении рубах часто стали использовать тамбурную вышивку (цветочно-растительный орнамент, аппликации и художественное ткачество). Поверх рубахи одевали безрукавный или с короткими рукавами камзол –жилет. Это двубортная с правосторонним запахом одежда с приталенной спинкой. В теплое время года для выхода на улицу мужчины одевали длинный просторный халат (жилян) с небольшим шалевым воротником, его шили из конопляных и льняных тканей, а позже из фабричной полосатой или однотипной.
К верхней одежде относится зыбын – традиционная одежда татар-мишарей. Длина была у зыбына ниже колен, воротник стоячий и низкий. Шили ее обязательно из сукна домашнего производства на подкладке. Зимняя одежда обязательно подпоясывалась.
Во второй половине 19 века у татар-мишарей популярным становится одежда – бишмет, как облегающий фигуру, так и прямоспинный. Его шили из материи темного цвета, сотканной на фабрике. Из рассказов сотрудников музея села Петряксы и судя по старинным фотографиям, в деревне носили приталенные шубы, называемые тун.
Татарский народ исповедовал веру ислам. Обязательным было посещение мечетей. Существовала специальная национальная одежда для посещения мечетей. . Короткие чикмены имели воротник стойку, а длинные – отложные воротники(см.Приложение8).
Наиболее известным легким головным убором была тюбетейка (кяпяч). Существовало два вида тюбетеек: усеченный и полусферический (см.Приложение 7).Праздничные тюбетейки шились из бархата. Все тюбетейки искусно вышивались гладьевой и тамбурной вышивкой с растительным орнаментом, разукрашивались аппликацией, позументной лентой или бисером. В летнее время мужчины носили шляпы войлочные с опушенными полями.
У татар-мишарей обувь изготавливалась из лыка, кожи и шерсти. Основная масса крестьян носили лыковую обувь – лапти (чабата) (см.Приложение 9). Она представляла у татар рабочую обувь, потому что она была легкой и удобной, в ней легко работалось в поле и дома.
При обувании лаптей татары надевали на ноги шерстяные носки и на них закручивали холщовые портянки. На ноге лапти укреплялись оборами (кяркяш). Летом лапти носили с белыми суконными чулками и холщовые портянки. Во дворе носили легко снимаемую обувь – лыковые галоши, обрезки валенок, валенки, чесанки. Лыковые галоши были на деревянной подошве. .
Во второй половине 19 века у татар-мишарей широкое распространение получила кожаная обувь (бябечляр) и кожаные галоши (калош) Бябечляр- и шились из кожи черного и коричневого цвета на мягкой и жесткой подошве. (см.Приложение7)
Татарская женская одежда жителей татарских сел Пильнинского района Нижегородской области
По рассказам сотрудников музея, анализируя литературу и исследуя фотографии, мы узнали в нашем районе бытовала широкая длинная рубаха из домотканой ткани туникообразного покроя. Древняя форма у женской рубахи была без волана. Затем с появлением фабричной ткани женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками. Материалом служили холст, пестрядь, а в конце 19 века часто сатин или ситец, редко шелковые ткани.
Традиционно основу женского татарского костюма составляла рубаха (кульмян) и сшитые из легких тканей штаны (ыштан).
С появлением на рынках и базарах татарских деревень, близость древней Казани, где можно было купить фабричные ткани, способствовало появлению рубах с отрезной талией и рубах с кокеткой. Среди татарок-мишарок появилась мода – нашивание оборок на рубахах. Очень часто оборками покрывалась вся нижняя часть рубахи (итяк).
Поверх рубахи татарки надевали приталенные безрукавки – бишмет в талию - камзол. Обычный приталенный домашний бишмет шился из простой ткани. Для праздников безрукавки- бишметы шили из цветного и однотонного бархата, украшали по низу и бортам позументной тесьмой. Важной деталью женского татарского костюма был фартук. В конце 19 века и в начале 20 века в одежде татарок-мишарей большое распространение получил полубишмет (кыска бишмет).
Женщины носили лапти с шерстяными чулками, укрепляли их оборами. Широко распространены были лыковые галоши на деревянной подошве. Большое распространение во второй половине 19 века у татарок получили (бябечляр) – кожаная обувь.
Разнообразны были женские головные уборы у татарок. У мишарей отмечается бытование женских головных уборов древней формы. Женские головные уборы у них имели шапкообразную и калфаковую форму. В прежние времена головной убор содержал информацию о социальном, семейном и возрастном положении женщины. Мягкие белые калфаки, тканевые и вязаные были самыми популярными среди молодых девушек. Его надевали на голову с повязкой и украшениями. (см.Приложение3). Замужние женщины поверх калфаков носили легкие покрывала, платки. Они закрывали не только голову женщины, но ее спину, плечи, шею. Древние языческие сказания о магии волос, позднее закрепленные исламом, рекомендующим прикрывать лицо и скрывать очертание фигуры, так как татары исповедовали мусульманскую веру ислам. Во второй половине 19 века платок стал основным видом головного убора среди татарок.
В холодную погоду в зимнее время поверх платка надевали шерстяную шаль большого размера (эрфяк), свернутую в угол.
До начала 20 века татарки носили разнообразные украшения металлические и серебряные. Все украшения татарок можно разделить на три группы: головные, для рук и шейно –грудные. К головным украшениям татарок можно отнести серьги, накосники. Они изготавливались из серебра, серебряных монет, часто монеты заменялись жетонами из серебра. Из шейных украшений следует отметить петю. Это украшение представляло собой цепочку с подвешенными к ней монетами. В конце 19 и в начале 20 века вместо монет появились бусы из стекла, камня и костей. Большой популярностью у татарок пользовались нагрудные украшения.
Из украшений для рук широко использовались кольца (йозек), перстни, браслеты серебряные (белязек). В сельской местности особенно у татар-мишарей при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.
История и особенности возникновения мордовского национального костюма в Пильнинском районе Нижегородской области
Самыми первыми переселенцами наших мест считаются мордва. Из исторических источников мы изучили, что одно из первых упоминаний о мордве в нашем крае относится к середине IV века. Места, заселенные мордвами в нашем крае, славились плодородными землями и основным занятием у мордвы был труд на основной кормилице земле-матушке. . Пряли лён, создавали шерстяные ткани, часть которых шла на продажу.
Основными частями мужского костюма мордвы-эрзя были рубаха (панар) белая и холщовая и штаны (понскт). Покрой рубахи был туникообразный. Для шитья рубахи использовали домотканый холст. В основном рубахи были без воротник. Узоры наносились на грудной вырез, подол и концы рукавов. Считалось, что вышивка «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Мордва –эрзя носили рубахи навыпуск и подпоясывали узким самотканым кушаком. В весеннее и осеннее время мужчины носили сумань –вид пальто из сукна коричневого и черного цвета. Он был похож на кафтан. В зимнее время мордва носили шубы из овчин. Головными уборами мужчин-эрзян были шапки валяные черного и белого цвета, в большинстве высокие с небольшими полями. Во время полевых работ одевали колпак из холста (холщовый).
У мордвы-эрзи традиционной обувью были лапти – карть. В праздники мордва-эрзя носили кожаные сапоги со сборами и острыми носками – кемть - по эрзянски.
Главной и основной частью женского костюма мордовской женщины-эрзянки являлась рубаха-панар. Она была наиболее яркой и красочной. Их можно увидеть на фотографиях Вильяма Каррика, которые он снимал в мордовской деревне Бакшандино(см.Приложение2). Рубаха шилась из домотканого холста. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. У рубахи были короткие до локтя рукава. Главным украшением рубахи была вышивка. Большое значение сыграли религиозные правила. Мордва являются представителями древнего язычества, и культ природы для них являлся важным. И в костюме он проявляется в красках, тканях и вышивке. Каждый знак декора нес большой смысл о связях человеческой жизни с миром божественным. Рубаха украшалась вышивками по подолу и на груди. Часто элементом орнамента являлся ромб как символ изобилия и плодородия.
Третьей обязательной частью народной одежды эрзянок был передник – икелга пяця. Рубаха эрзянок была очень широкой. Чтобы придать ей необходимый силуэт панар перетягивали плетеным шерстяным поясом-каркс
Эрзянки нашей местности носили набедренное украшение – пулай. Он являлся обязательным элементом мордовского костюма. Пулай представлял собой широкий холщовый пояс. Носили пулай чуть ниже талии, на бедрах. К поясу снизу пришивали несколько слоев длинной бахромы из крученных шерстяных ниток домотканого прядения. Верхнюю часть пулая – валик, покрывали вышивкой с четким красочным рисунком – орнаментом.
Для национального костюма мордовок-эрзянок нашего края характерны были многочисленные украшения. (см.Приложения6).
Нагрудным украшением женщины-эрзянки была фибула – сюлгамо. Сюлгамо представляла собой традиционную эрзянскую застежку с незамкнутой овальной пряжкой.. К сюлгамо прикрепляли разные подвески и украшения. Одним из распространенных нагрудных украшений были бусы. Эрзянки на руки надевали серебряные и медные браслеты, кольца, перстни.
В мордовском народном костюме большое внимание уделялось головному убору. Девушки на голове носили налобную повязку – паця коня. Для эрзянок были характерны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста и украшений с блестками. Мордовки в нашей местности,судя по фотографиям В.Каррика, носили головные уборы : повойники, сороки, кички и платки. У эрзянок одним из распространенных видов кички были рога. Обязательным элементом сороки являлся позатыльник – бисерный, который закрывал волосы женщин сзади. Во второй половине 19 века и в начале 20 века вместо сороки появились повойники и платки. Их шили из ситца и других фабричных тканей. Зимой носили большие шали.
Повседневной и праздничной обувью эрзянок были лапти – карть. С начала 20 века в мордовских селах стали распространяться кожаные сапоги. С лыковой обувью эрзянки носили белые онучи пракстат .
Анкетирование и опрос жителей разных поселений Пильнинского района
Для того, что бы узнать какие народные костюмы были в разных селах нашего района, мы провели анкетирование учащихся Пильнинской средней школы №2 им. А.С.Пушкина и опрос жителей и старожилов .
Жителям и старожилам Пильнинского района было предложено три вопроса.
В каких годах проходило ваше детство?
Носили ли вы народные костюмы?
Опишите элементы этих костюмов
Получился богатый, познавательный и интересный материал о народных костюмах 19 и 20 века. Описание народных костюмов жителей района, которые дали старожилы, мы использовали в написании своей работы.
Результаты исследования обучающихся 3 «В» и 4 «В» классов Пильнинской средней школы №2 им. А.С.Пушкина
Обучающиеся 3 «В» класса (15 человек) – это полинациональный класс, потому что здесь обучаются дети представителей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары).
Прежде чем приступить к работе мы провели социологический опрос. Была предложена анкета, в которой содержался вопрос: «Знаете ли вы старинные народные костюмы жителей Пильнинского района Нижегородской области. Напишите (см.Приложение13).
33% учеников назвали русский народный костюм;
15% - татарский костюм;
20% - мордовский костюм;
2% - чувашский костюм;
30% - дали отрицательный ответ.
Мы пришли к выводу, что обучающиеся 3 «В» класса недостаточно знают о национальных костюмах жителей нашего района.
Для сравнения мы взяли 4 «В» класс, где обучаются дети более однородные по национальному составу. Им была предложена аналогичная анкета. анкета, в которой содержались аналогичные вопросы. Напишите.
45% обучающихся назвали русский народный костюм;
8% - мордовский народный костюм;
7% - татарский народный костюм;
40% - дали отрицательный ответ.
Мы пришли к выводу, что в полинациональном классе представление о народных костюмах Пильнинского края более широкое, а в классе однородному по национальному составу, обучающие остановили свое внимание на русском народном костюме, лишь несколько назвали мордовский.
На классных часах мы познакомились с особенностями русского, татарского и мордовского костюма.
В конце исследования мы провели повторное исследование №2 и №3 после активной работы по изучению материала о народных костюмах, показа презентаций и написанной работы. Очередное анкетирование показало повышение интереса обучающихся к культуре других национальностей, проживающих в нашем районе(см.Приложение 14).
В поликультурном 3 «В» классе следующие результаты:
35% учащихся назвали русский народный костюм;
25% - татарский костюм;
30% - мордовский костюм;
5% - чувашский костюм;
5% - армянский костюм;
В 4 «В» классе с однородным составом:
50%- назвали русский народный костюм;
24% - мордовский народный костюм;
22% - татарский народный костюм;
4% - чувашский народный костюм.
Заключение
Русский, татарский, мордовский костюм нашего края создавался на протяжении нескольких веков;
Костюм каждого народа – это своеобразная информация об истории наших предков;
В народных костюмах отразились занятия народов нашего края, традиции, культура, религия, обычаи, пути торговли, природные условия, идеалы красоты, умение наших предков жить в гармонии с природой и стремление простого народа к красоте;.
В ходе исследования мы узнали разные национальные костюмы народов Пильнинского района. Народный костюм каждого народа – это летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Но самое главное, изучая старинный костюм жителей края, мы поняли, как важно помнить и сохранить это неоценимое национальное наследие.
Со своими исследованиями мы выступили сначала перед одноклассниками, затем на школьной научно-практической конференции. Потом провели опрос среди сверстников. Мы спросили у них, почему надо изучать народные костюмы народов, живущих в нашем крае. Большинство ребят ответили: изучая народный костюм, мы знакомимся с жизнью, культурой, обычаями, трудом людей нашего края и его непростой историей.
Список использованных источников и литературы
Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. М. Паритет. Санкт-Петербург, 2006, 301с.
Ефимова Л.В. Русский народный костюм. М.: Советская Россия, 1989,387с.
Завьялова М.К. Татарский костюм: Казань: Издательство «Заман»,-1996.-265с.,237с.иллюстр.
Искаков Д.М. Татары, Набережные Челны. Газетно-книжное издательство «Камаз» 1993,40с.
Кузнецов А. Курмыш. Нижний Ногвгород. «Барс XXI века», 2002,159с.
Корнишина Г.А. Знакомые традиции народной одежды. Саранск: Мордовское книжное издательство,250 с.
Мерцамова М.А. Красота противостоит злу. Ж. Этнос. 2005, №4,46с.
Мухамедова Р.Г. Татары-Мишаре,-М.:1972,195с.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм Москва. Легпромбытиздат, 1994,371с.
Смирнов И.Н. Мордва; Историко-этнаграфический очерк. Казань, 1985, 316с.
http://www.feja-nitok.ru/
http://www.opentextnn.ru/museum/nn/
http://www.toybytoy.com/
http://www.mordva.ru
http://zubota-poliana.narod.ru/history-costume.html
Приложение 1.
В ходе исследования в течение двух лет мы побывали на всех народных праздниках, изучая народный костюм. Народные праздники служат ярким примером сохранения национальных традиций и единения для всех национальностей, проживающих на территории нашего района.
Мордовский праздник «Эрзянь-Покш-Чи» в мордовском селе Бакшандино.
Приложение 2.
Старинный мордовский женский костюм нашего края.
Обязательной частью народной одежды Главной и основной частью женского костюма
эрзянок был передник-икелга пяца. являлась рубаха –панар.Эрзянки нашей
местности носили набедренное украшение
пулай.
Одним из нагрудных украшений были бусы.
Приложение 3.
Головные уборы татарских женщин.
Жители села Петряксы. Татарские замужние женщины на калфак набрасывали красивую белую шелковую шаль.
Жители с.Петряксы 1900 год.
Женские головные уборы у татарок- мишарок имели калфаковую форму. В прежние времена головной убор содержал информацию о социальном, семейном, возрастном положении. Мягкие белые калфаки были самыми популярными среди молодых девушек.
Приложение 4.
Национальный татарский костюм
Татарский народ исповедовал веру ислам. Обязательным было посещение мечетей. И у татар существовала специальная национальная одежда- чапан. Судя по фотографии мужчина — мулла одной из мечетей
Приложение 5.
Старинный русский народный костюм нашего края.
Женская рубаха была самой Крестьянин в кафтане. На
древней и важной частью ногах лапти с онучами.
крестьянской одежды.
Приложение 6.
Украшения мордовок-эрзянок нашего края.
Медные и серебряные кольца –перстни. Сюльгамо традиционная эрзянская застёжка.
Браслеты. Подвески.
Приложение 7.
Этап нашей работы — работа с музейными экспонатами.
Экспонаты музея татарского села Петряксы позволили нам достаточно полно представить стиль одежды конца 19 века. Праздничные тюбетейки шились из бархата. Все тюбетейки искусно вышивались гладьевой и тамбурной вышивкой.
Элементы татарского костюма: платье - кулмяк, сшитая из легких тканей, приталенная безрукавка, верхняя одежда — бишмет
Приложение 8.
Жители старинного татарского села Петряксы , 1900 год.
В мужской одежде широкое бытование имели камзолы, сшитые из тёмных тканей и казакины. Неизменно традиционным были тюбетейки — головной убор, обувью были — кожаные сапоги — бябечляр
Приложение 9.
В зале школьного музея.
Этапы нашей исследовательской работы. В школьном музее у старинного ткацкого станка.
Изучаем старинную обувь крестьян, как элемента костюма.
Приложение 10.
В ходе исследования народных костюмов мы изучали особенности вышивок русского, мордовского, татарского народов. Об украшениях вышивкой можно судить по костюмам из краеведческого музея поселка Пильна и села Петряксы, из семейных реликвий старожилов нашего района.
Изучаем вышивку в школьном музее истории родного края.
Вышивка рушника жительницей мордовского села «Семейная реликвия»
Элемент орнамента ромб- символ плодородия мордовского народа.
Приложение 11.
Старинные русские сарафаны- экспонаты Пильнинского краеведческого музея.
Слушаем рассказ сотрудника краеведческого музея Лигановой Ф.И . о народных костюмах нашего края.
Приложение 12.
Старинный народный костюм татар нашего края
Приложение 13.
Результаты анкетирования обучающихся 3 «В» и 4 «В» классов Пильнинской средней школы №2 им. А.С.Пушкина
3»В» класс
4»В» класс
Приложение 14.
Результаты повторного анкетирования в 3»В» и 4»В».
3»В» класс
4 «В» класс
Анкета №2
№ |
Вопросы |
Ответы |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Интересно ли было узнать о народных костюмах народов живущих в нашем крае? |
15 |
- |
2 |
Как вы думаете, нужны ли знания о костюмах в нашей современной жизни? |
15 |
- |
3 |
Как вы думаете, какое значение имеет для вас изучение народных костюмов родного края? |
15 |
- |