Тайны арбатских переулков

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны арбатских переулков

Демидов М.Д. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Артёмов М.Ю. 1
1АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С появлением городов, деревень, улиц, поселков людям приходилось как-то их обозначать. Названия возникали не просто так. Чаще всего имена давали по достопримечательностям, находящимся на территории данного объекта. Изучать наименования объектов на местности помогает наука топонимика. Следует отметить, что все топонимы, как и любые наименования являются именами собственными. В лингвистике изучением имён собственных занимается специальная дисциплина - ономастика. Ономастика даёт, таким образом, ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Из этого следует, что анализ возникновения того или иного топонима или гидронима, углубление в его историю посредством лингвистической науки открывает новые горизонты для анализа науки исторической.

Географические объекты принято называть топонимами. По наименованиям можно понять мышление народа, язык, письменность и культуру. Обычай давать название своим поселениям, рекам, озёрам и горам имеет корни в глубокой древности. Интерес для исследователя топонимы представляют прежде всего тем, что исторический смысл наименования может быть забыт, утрачен, но лексема практически не бывает бессмысленной. Восстановить утраченный повод наименования — одна из задач топонимики. В Москве более четырех тысяч названий городских объектов, изучая историю которых, можно получить исчерпывающие сведения, связанные с разными научными областями. Разнообразие московских топонимов представляет собой большой интерес для исследований разного характера.

Цель работы: изучить историю происхождения некоторых переулков Старого Арбата

Задачи работы:

1. составить экскурсионный маршрут по изученным переулкам;

2. подготовить и записать аудиогид по составленному маршруту.

Актуальность темы. В данной проектной работе мы попытаемся систематизировать исторические сведения об улицах и переулках центра Москвы, а также установим этимологию названий выбранных топонимов. Выбранные нами объекты станут основой для экскурсионного маршрута по Старому Арбату, который будет реализовывать прикладную сторону нашей работы.

Постановка проблемы. Многие жители Москвы и гости столицы независимо от их возраста не всегда знают историю происхождения улиц и переулков центра Москвы, в то время как это знание является необходимым для понимания истории столицы и страны в целом.

Результатом работы является разработанный экскурсионный маршрут по переулкам Арбата и аудиогид, прилагающийся к нему.

Краткий обзор источников по теме. Горбачевич К.С. писал о топонимике с точки зрения геолокации а также анализировал основные принципы складывания названий географических объектов. Нельзя не отметить также книгу Гиляровского В.А. «Москва и москвичи», в художественной форме представлены истории многих московских улиц, переулков, домов и, конечно, их обитателей. Не менее интересна научно-популярная книга Мурзаева Э.М. «География в названиях», где в доступной форме устанавливается связь между географическим названием и историей его происхождения. Систематизировать данные сведения помогает «Школьный топонимический словарь» Поспелова Е.М. Необходимой для анализа топонимических легенд Москвы стала книга Алексея Митрофанова «Арбат. Прогулки по старой Москве», а также книга Лазутина С.Г, «Топонимические предания. Легенды. Русское народное творчество». Научной базой нашей проектной работы стали книги Суперанской А.В. «Что такое топонимика» и М.В. Горбаневского «Имена земли Московской».

Попытка классификации некоторых топонимов

исторического центра Москвы

Арбат

Принято считать, что в основе этого необычного название лежит слово не русское и не славянское, а принадлежащее одному из восточных языков.

Например, некоторые считают, что оно появилось от слова «горбат» (краткое прилагательное, образованное от полного «горбатый»), и называется так из-за своей извилистости. Другие исследователи считают, что «Арбат» так назван по персидскому слову «рабат», что означает «пристанище» или же - «богадельня».

Была и третья версия: Арбат – от латинского «arbutum», вишня. По этой версии топоним произошел отсечением последних двух букв латинского слова. Да, вполне возможно, что тут существовали вишневые сады, но всё же эта версия пользуется меньшей популярностью, чем другие.

Возможно также, что название произошло от слова «арба», означающего высокую двухколёсную повозку. Да, такие средства передвижения существовали, но всё-таки к происхождению названия они, скорее всего, отношения не имеют.

Большинство учёных склоняется к тому, что в основе топонима Арбат лежит арабское слово арбад (форма мн. числа от слова рабад, которое означает «пригород, предместье»). Оно могло попасть в Москву с караванами восточных купцов, которые торговали пряностями, тканями и благовониями.

У Арбата было и ещё одно название — Николина улица. Местные жители считали святого Николая Чудотворца своим покровителем. В честь него на Арбате построили целых три храма - Николы на Песках, Николы Явленного и Николы в Плотниках. Однажды Арбат попытались переименовать в 1658 году, когда царь Алексей Михайлович повелел называть Арбат Смоленской улицей, так как она вела к Смоленской дороге.1 В документах это название просуществовало более ста лет, но среди москвичей так и не прижилось, и улице вернули старое название.

Карманицкий переулок

Один из переулков Арбата, а именно Карманицкий находится между Спасопесковским переулком и Смоленской площадью. Он проходит на юго-запад параллельно Арбату, а слева от переулка на углу с Троилинским переулком находится выход станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. В 1760 году данный переулок был назван Большим Толстовским в честь асессора и домовладельца Петра Андреевича Толстова, но вскоре чтобы избежать созвучия названий с переулком Льва Толстого было принято решение изменить этот топоним. В 1922 году переулок был переименован в Карманицкий.

Троилинский переулок

Карманицкий переулок соединяется с Арбатом коротким Троилинским. Этот небольшой арбатский переулок был назван в начале XIX века по фамилии домовладельца XVIII века купца Троилина, которому принадлежал почти весь квартал до Смоленского рынка.

Денежный переулок

Этот переулок с весьма интересным названием расположен между Большим Лёвшинским переулком и Арбатом, а также проходит параллельно Смоленскому бульвару. Названий у него было несколько. Сначала переулок назывался Плещеевым, по фамилии домовладельца середины XVIII в. сержанта Н.П. Плещеева, а с 1933 г. улицей Веснина по фамилии Леонида Веснина, старшего из троих братьев-архитекторов, жившего в доме № 12.2 В советское время братья были одними из известнейших людей, работавших в стиле конструктивизма. В XVIII веке переулок назывался Покровским в честь церкви Покрова, но был переименован ввиду множества таких улиц и переулков в городе. К концу века укрепилось название Денежная улица, позже Ермолов переулок, Покровский переулок — по церкви Покрова в Лёвшине. В 1933—1994 годах переулок называли улицей Веснина, в память об архитекторе Л. А. Веснине, жившем в этом переулке. Сейчас, да его доме установлена мемориальная доска. Последнее название возникло по существовавшей здесь слободе денежных мастеров Государева Монетного двора.

Сивцев Вражек

Сивцев Вражек – самый крупный из всех арбатских переулков. Его длина 800 метров, а расположен он между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Он получил название по небольшому оврагу (вражку), по дну которого протекал ручей Сивец. Ручей впадал в приток Москвы-реки Черторый, а его воды были заключены в трубу под проездом Гоголевского бульвара. Река Сивка называлась так по сивому (серому) цвету её воды. Длина реки составляла 0,8 км, она была заключена в трубу в начале XIX века. Название произошло от реки «Сивец»3. Ранее разные части переулка назывались по-разному, например: Протасьевский по дому дочери генерал-поручика Настасьи Яковлевны Протасовой, Подьяческий и Троицкий, названный по церкви Троицы, которая находится на Арбате. В 1910-х годах начал обозначаться Сивцевым Вражком.

Плотников переулок

Плотников переулок начинается от Большого Могильцевского и проходит на север, а практически в самом начале переулка слева от него находится Глазовский, затем справа примыкают Малый Могильцевский и Гагаринский, также он пересекает Сивцев Вражек, далее к нему примыкает Кривоарбатский, после которого переулок заканчивается на Арбате. На углу с Арбатом стоит памятник Булату Окуджаве. Плотников переулок был назван по слободе плотников, располагавшейся около приходской церкви Николая, находившейся на углу с Арбатом (№ 24/45). Именно из-за этой церкви переулок до 1922 г. назывался Никольским. Она назвалась «что в Плотниках», то есть в слободе, ведомой в Приказе Большого дворца.

Кривоарбатский переулок

Кривоарбатский переулок находится между улицей Арбат и Плотниковым переулком. Название этого переулка, то есть топоним возник в 19 веке. Название отражает конфигурацию переулка, а также то, что он находится рядом с Арбатом. Ранее у него было несколько других названий, например одно время он назывался «Кривой», а после был назван Кривоникольским переулком, по церкви Николая Чудотворца в Плотниках, находившейся в Плотниковом переулке. К сожалению, церковь была снесена в 1930-х годах. Название «Кривоарбатский» появилось при помощи сложения. Корни «крив» и «арбат» сочетаются в данном топонимы.

Калошин переулок

Калошин переулок располагается между Арбатом и Сивцевом Вражком. Данный переулок с 1720-х годов назывался «Чаадаев», а в 1760 был переименован в «Евреинов». Все названия, которые когд-либо были присвоены этому переулку восходят к фамилиям домовладельцев. После назван по домовладельцу конца XVIII в. бригадиру А.И. Калошину.

Староконюшенный переулок

Он протянулся на 730 метров почти от Пречистенки и до Арбата.

На протяжении веков один из двух главных переулков Старой Конюшенной слободы носил разные названия: Староконюшенная улица, Конюшенная улица, Сторожевая улица, Коробейников переулок, Бахметьевский переулок по фамилии надворного советника Бахметьева, а далее за ним закрепилось нынешнее название. Название его сохранилось с того времени, когда тут

были домишки дворцовой Конюшенной слободы, поэтому она стала известна под названием Новой Конюшенной.

Серебряный переулок

Серебряный переулок является тупиковой улицей к северу от Арбата. Топоним произошел из-за серебряников, работавших на государевом серебряном (монетном) дворе. Переулок также назывался в XVIII в. Мануковским, по фамилии деда А.В. Суворова дьяка Феодосия Манукова, который в 1702 г. приобрел здесь усадьбу майора И. Чемберса.4 Потом именовался Никольским или Явленским - по церкви Николы Явленного.

Собачья площадка

Предположительно такое название возникло от придворных псарен, которые обслуживали царскую охоту в XVII веке. А «Площадка» - это московское название малых площадей вдали от главных улиц.

Черторый

Черторый- небольшая река на краю Белого города. Название происходит от народного термина «черторой», то есть овраг, рытвина от воды (производное от слов «черт рыл»).

Белый город

Существуют несколько теорий об образовании названия этого местечка, но основной считается та, о которой пишет П. В. Сытин в своей книге «Из истории московских улиц».

Он объясняет это тем, что «в XVI—XVII вв. здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, почему земля, занятая их дворами называлась «белой» — то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев».

Городские легенды

Исчезнувшие топонимызначат буквально стертые со страниц карт и атласов, но это не означает, что о них забывает народ. Исследование данной категории географических названий является одним из самых сложных и труднодоступных, поскольку данные об утраченных названиях не так широко распространены в мире. Нельзя исключать и тот факт, что некоторые данные, безусловно, могли быть также потеряны.

К примеру, взять топонимы Москвы. Раньше, на нашей земле существовало большое количество крепостей, названия которых сейчас исчезли с карт. Московская крепость, включая в себя Красные ворота, уничтоженные в 1926 году и давшие название станции метро, Сухаревую башню, снесенную в 1934 и оставившую после себя напоминание в виде названий Большой и Малой Сухаревской площади, одновременно с ней были также снесены стены Китай-города, сохранившиеся сейчас лишь на некоторых отреставрированных участках.

Другую крепостную стену Москва потеряла еще на рубеже XVIII–XIX веков. Вместо обветшавшей стены Белого города, возведенной в 1590-х годах, было проложено Бульварное кольцо. Однако в местах пересечения стены с магистральными улицами, на месте крепостных ворот, разбили площади, "унаследовавшие" соответствующие названия. Чаще всего они давались по соседним улицам: так, через Никитские воротапроходила Большая Никитская улица, в свою очередь, названная по Никитскому монастырю, также уничтоженному в начале 1930-х годов. Другим обителям повезло больше: Сретенский и Высоко-Петровский монастыри, давшие названия ближайшим воротам и улицам Сретенкеи Петровке, сохранились до наших дней.

Интересно, что одна из площадей была оригинально переименована: в 1934–1994 годах. Мясницкие Воротаименовались Кировскими, так как и соседняя Мясницкая стала улицей Кирова (произошло это лишь на том основании, что гроб с телом Кирова для захоронения на Красной площади пронесли по Мясницкой). Такое смешение XVI века с ХХ выглядело весьма причудливо.

Помимо этого района, интересным примером служит Зарядье, находившееся между стен Китай-города и Москвой-рекой. По данным исследований 1948-1950 года, первое поселение в данной местности возникло в XII–XIII веках. Уже к 1534-1538 годам Зарядье, как и остальная часть Китай-города, была окружена кирпичной крепостной стеной. Именно здесь в 1555 году было воздвигнуто одно из первых каменных гражданских зданий Москвы – Английское подворье. В отличие от других частей Китай-города, которые лежат на холме, часть Зарядья находится в низком месте, что раньше приводило к многочисленным паводкам и подтоплениям. К сожалению, в 1812 году случился пожар, после которого сгорело все, что могло сгореть. Новые застройки строили очень экономя, они состояли лишь из двух-трехэтажных каменных домов. Лишь в конце XIX - начале XX века Зарядье стало центром формирования московской еврейской общины. Здесь находилась гостиница "Глебовское подворье", в которой с 1826 года разрешалось останавливаться еврейским торговцам. Потом и весь район стал заселяться евреями — ремесленниками, торговцами. К концу 1870-х годов в Зарядье было уже две синагоги. Часть переулков превратилась в настоящие "местечковые" базары5. Уничтожение Зарядья началось задумываться в 1920-е годы, когда правительство задумалось о его переустройстве, из-за того, что Зарядье, находившись в самом центре, стало ветшать и постепенно превращаться в трущобы. По проекту реконструкции Щусева в 1936 рядом со старым Москворецким мостом началось строительство нового моста и расчистка кварталов, прилежащих к мосту и Васильевской площади. По его проекту рассматривалось расширение проездов у Москворецкого моста, который мог быть выполнен лишь при уничтожении частей Зарядья. В тот же год на Зарядье произошло подтопление нижней части района в связи с подъемом уровня грунтовых вод, вызванных повышением уровня Москвы-реки в результате строительства каскада подпорных плотин и канала. Участь Зарядья можно было предугадать уже тогда, и в конце 1930-х годов массовый снос района начался. К 1953 году в Зарядье был возведен громадный стилобат – платформа, под которой размещалось бомбоубежище и технические помещения, и на нем стал возводиться стальной каркас, доведенный 14-ого этажа. Вместе с этим уже уничтожалась остальная часть Зарядья, но ломали только то, что мешало стройке, многие дома, стоявшие возле Варварки и Москворецкой улицы, исчезнувшие лишь в конце 1960-х годов. После 1953 года со смертью Сталина стройку приостановили. В 1959 архитектор Д. Чечулин предложил использовать каркас для постройки большой гостиницы. 1 января 1967 года гостиница «Россия» была введена в эксплуатацию.

На Арбате – одной из самых старинных улиц Москвы, также есть топонимы, исчезнувшие с карт. Взять, к примеру, Собачью Площадку. Она была снесена в конце 50-х годов, когда было принято решение о строительстве Калининского проспекта. Собачью площадку, уголок старой Москвы, где бывал Пушкин со своими товарищами, приговорили к сносу. Мешал не только устроенный здесь «Музей дворянского быта», куда свозили реквизированные из разрушенных усадеб вещи, но и жильцы. Тем не менее, приоритетные стройки, а потом война и восстановление народного хозяйства помешали разрушению любимого места москвичей.

Якобы для того, чтобы проложить правительственную трассу, требовалось непременно снести часть старого Арбата и в первую очередь крохотный треугольник Собачьей площадки, ради благозвучия переименованный в Композиторскую улицу. До сих пор под магистралью покоятся фундаменты старинных особняков. «Сколько лет прошло, а я все ищу Собачью площадку, поглощенную Калининским проспектом. Когда вспоминаешь, сколько московской старины съел этот неоправданно широкий, архитектурно невыразительный проспект, так и не слившийся с арбатской Москвой, то начинаешь сомневаться в его необходимости» - писал Юрий Нагибин в предисловии к одному из путеводителей по Москве, вышедшем только в начале 90-х. Калининский проспект давно переименован в Новый Арбат.

Кондратий Федорович Рылеев, поэт, декабрист, приезжал в 1824 году в Москву для встречи с декабристами и останавливался у В.И. Штейнгеля в доме 15 по Гагаринскому переулку. Тут в XIX веке обитали масоны и устраивали свои тайные встречи. Говорят, под ним сохранился подземный ход, который соединял дом с особняком на противоположной стороне улицы. А в секретную комнату вел ход, расположенный в шкафу.

Недавно отреставрированный дом Берсов в Большом Афанасьевском переулке, по мнению профессора, доктора архитектуры С.В. Заграевского, является прообразом знаменитого дома Ростовых из романа «Война и мир».

Спасопесковский переулок назван по уцелевшей до наших дней церкви Спаса на Песках. В 1711 году на месте ветхой деревянной церкви поставили каменную в традициях московского зодчества времен Алексея Михайловича. Эта церковь стала широко известна благодаря пейзажу Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Художник написал своё знаменитое полотно в 1878 году. Глядя на эту картину, можно представить, насколько необратимо изменилась Москва за последние 130 лет. Храм закрыли в 1931 году, но, к счастью, только испортили, не снеся полностью. В 1991 году церковь вернули православным, однако ещё два года в ней оставались мастерские киностудии «Союзмультфильм».

Заключение

Изучая разнообразные истории возникновения арбатских переулков, а также некоторые городские легенды, нам удалось прийти к следующим выводам:

Большинство названий объектов нашей экскурсии происходит от уже существовавших в языке слов, это говорит о том, что слово сначала существует в языке само по себе, а потом по разным причинам становится названием какого-либо городского объекта (топонима).

За названием конкретного городского объекта (топонима) всегда стоит определённая история, причём следует разделять историю слова (топонима) и историю архитектурного объекта.

Если проследить историю возникновения названий некоторых городских объектов, можно увидеть связь с историей города.

На карте исторического центра Москвы есть ряд так называемых «исчезнувших» топонимов, история которых интересна для анализа, относится к разряду городских легенд и может пролить свет на топонимику современной Москвы.

Говоря о результатах проделанной работы, следует отметить, что созданный нами экскурсионный маршрут по переулкам Старого Арбата будет интересен не только гостям столицы, но и москвичам, которые захотят больше узнать об историческом центре родного города. Удобство использования материалов экскурсии обеспечивается сайтом izi.travel.ru, где опубликована интерактивная карта, текст экскурсии, аудиогид. Все материалы находятся в свободном доступе по ссылке: https://izi.travel/ru/browse/c203bcdf-8c27-4f2e-b16e-6ca9244be4a0?passcode=xfbkls#tour_details_first.

Библиографический список

Гиляровский В.А. «Москва и москвичи» - М.: Правда, 1989. – 316 с.

Горбаневский М.В. Имена земли Московской. – М.: Московский рабочий, 1985. – 160 с.

Горбачевич К.С. Русские географические названия – М., 1965. – 64 с.

Дроздов Д.П. Китай-город. Лубянка. Театральная. Арбатская. Пешеходные прогулки в окрестностях метро – М.,2017. – 250 с.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Топонимические предания. Легенды. Русское народное творчество – М.: Высшая школа,1983. – 375 с.

Митрофанов А.В. Арбат. Прогулки по старой Москве – М., 2017. – 272с.

Мурзаев Э.М. «География в названиях» - М., 1979. – 270 с.

Мурзаев Э.М. Основные направления топонимических исследований// Принципы топонимии – М., 2007. – с. 23-33.

Мурзаев Э.М. Топонимика и география - М., 1995. – 304 с.

Мурзаев Э.М. Очерки топонимики – М., 1974. – 382 с.

Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь – М., 1988. – 224с.

Романюк С.К. Арбат. В лабиринте переулков – М.,2016. – 230 с.

Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты – М.,2013. – 831 с.

Суперанская А.В. Что такое топонимика? – М.: Наука, 2005. – 182 с.

Хельга Патаки «Арбат»- М.,2015. – 24 с.

Электронные источники:

Сайт исследовательского центра «История фамилии» [электронный ресурс] // http://www.familii.ru/onomastika/toponimica/1139-abouttoponim

Сайт «Достопримечательности Москвы» [электронный ресурс] // http://www.Progulkipomoskve.ru

Сайт «Прогулки по Москве» [электронный ресурс] // http://liveinmsk.ru

Приложения

Приложение №1

Экскурсия

Тайны арбатских переулков

И если вам, читатель торопливый,

он не знаком, тот гордый, сиротливый,

извилистый, короткий коридор

от ресторана «Прага» до Смоляги

и рай, замаскированный под двор,

где все равны:

и дети и бродяги,

спешите же...

Все остальное — вздор.

Булат Окуджава

Читая эти строки одного из ярчайших поэтов-шестидесятников, основателя авторской песни, невольно задаёшься вопросом, почему Булат Шалвович называет раем одну из многих московских улиц, пусть и одну из старейших? Безусловно, ответ следует искать в его судьбе, его отношении к этому месту. Ведь любовь к Родине всегда начинается с любви к тому месту, где родился и сделал первые шаги, где жили твои родители, где пошёл в школу.

Старый Арбат знаком всем, кто хоть раз слышал о таком городе, как Москва. Можно сказать, что, наряду с Красной площадью, Тверской улицей, Собором Василия Блаженного, Спасской башней, Старый Арбат является визитной карточкой столицы. Но, в первую очередь, это место паломничества иностранных туристов, которые, пристально всматриваясь в объективы фотоаппаратов, фотографируются на каждом квадратном сантиметре этой улицы, не всегда понимая, что является фоном их фотографий.

Москвичи теперь нечастые гости Арбата, поскольку с тех пор, как построили Новый Арбат и Старый стал пешеходной улицей, его облик, его дух разительно переменились.

Но всё же москвичи хорошо знают и любят это удивительное место. Старшему поколению оно во многом знакомо по стихам любимого ими поэта - Булата Окуджавы, который здесь родился и вырос. Молодые люди, которые учатся или живут неподалёку, или, напротив, приезжают, чтобы пройтись по этой улице, приходят туда, конечно, чтобы провести время с друзьями, в приятной компании, послушать уличных музыкантов, навестить стену Цоя, оставить на ней автограф, понаблюдать за работой художников, посидеть в уютных кафе.

Но очень часто получается так, что и москвичи, и гости столицы, оказываясь на этой улице, не задумываются над тем, что это одна из самых старых улиц Москвы, что почти каждый дом здесь - памятник архитектуры, что у каждого арбатского переулка есть своя собственная история, что по камням этой улицы ходили монголо-татары, Наполеон, в правительственном кортеже проезжал Сталин, гостил Александр Пушкин, жили Николай Гоголь, Андрей Белый, Юрий Казаков, Николай Скрябин, родился и вырос Булат Окуджава.

Уважаемые гости, мы приглашаем вас пройтись вместе с нами по переулкам Старого Арбата - одной из старейших московских улиц, хранящей много тайн, которые мы и предлагаем вам узнать вместе.

Если неспешно гулять по Старому Арбату, можно заметить, что он вполне напоминает нам одну из типичных улиц западной Европы, например, улочку недалеко от Староместской площади в Праге, или переулок недалеко от Бульвара Капуцинов в Париже, или один из переулков Латинского квартала там же, или одну из улочек Варшавы или Кракова. Безусловно, они разные, но есть что-то объединяющее их. Можно предположить, что это элементы архитектуры и неповторимый дух старого, любимого людьми города. По архитектурным элементам здания Старого Арбата немного схожи с постройками центра Праги, так как и тем и другим свойственна эклектичность: на одной улице могут располагаться дома, построенные в стиле классицизма, барокко, ренессанса. И это никак не портит, но только украшает город.

Старый Арбат протяжённостью 1.2 километра соединяет два московских кольца: Садовое и Бульварное. Беря своё начало от так называемых Арбатских ворот, где теперь располагается метро Арбатская и кинотеатр Пушкинский, в том месте, где Гоголевский бульвар плавно переходит в Никитский, Старый Арбат упирается в Смоленскую площадь, которую огибает участок Садового кольца - улица Садово-Кудринская, по обеим сторонам которой располагаются выходы станции Смоленская Филёвской и Арбатско-Покровской веток метро.

Арбат - одно из самых загадочных и даже таинственных названий на карте столицы. Однако история Арбата уникальна, как и само его имя. Арбат был важным перекрёстком дорог на подступах к Кремлю. Так откуда же взялся топоним Арбат? Дело в том, что в 16– 17-м веках под "Арбатом" наши предки понимали не просто улицу, а обширную местность, которая лежала между улицами Знаменка и Большой Никитской. Главной улицей данной местности была Воздвиженка, именно она носила название Арбат, а позже была названа Смоленской улицей. В основе этого необычного названия лежит слово не русское и не славянское, а принадлежащее одному из восточных языков.

Большинство учёных склоняется к тому, что в основе топонима Арбат лежит арабское слово «арбад», множественное число от слова «рабад», которое означает "пригород, предместье". По другой версии, название улица Арбат в Москве получила от колымажного двора, где изготавливались телеги и повозки, по-татарски – «арбы». В первой четверти 17 века здесь жили черные (посадские) люди, но постепенно их вытеснили самые известные дворяне Москвы: Толстые, Ростопины, Гагарины, Долгорукие и многие другие.

Арбат для москвичей – не просто улица, это как бы особый "кусочек "столицы, своеобразная «Москва в Москве», с её собственной историей, самобытностью, традициями, со своим топонимическим ландшафтом.

То место, где мы сейчас находимся, откуда начнём наше знакомство с переулками Старого Арбата, называется Спасопесковская площадь, или Спасопесковская площадка. Она расположена между улицами Арбат и Новый Арбат на пересечении Трубниковского, Карманицкого, Спасопесковского переулков и переулка Каменная Слобода. Название произошло по существующему поныне храму Спаса на Песках, построенному в 1706—1711 (полное название — Церковь Преображения Господня, что на Песках, на Арбате). «Пески» в названии отражают характер местных почв. При советской власти помещение церкви много лет использовалось для мастерских «Союзмультфильма», благодаря чему и сохранилась церковь — там делали кукол для кукольных мультфильмов. Именно там «родились» Чебурашка, его верный друг Крокодил Гена и многие другие мультперсонажи, без которых уже немыслима наша культура.

В Москве также существовала другая Церковь Преображения Господня, что на Песках (Большой Каретный переулок, 10a), построенная в 1657 и уничтоженная в 1930-х годах

В XVI веке к северу и к югу от Арбата, в те времена — главной дороги на Смоленск, были поселены две стрелецкие слободы, предназначенные для охраны западных предместий Москвы. Деревянный храм на Песках был центром одной из этих слобод (в середине XVII века называемой по имени командира полка «Тимофеева приказа Полтева слобода»).

Во второй половине XVIII века Арбат и прилегающие переулки постепенно заселяются знатью. Район полностью выгорел в пожар 1812 года, но был вскоре отстроен заново. В Спасопесковском переулке сохранились одноэтажные дворянские усадьбы послепожарной застройки.

Сквер к северу от храма разбит в 1870 и тогда же назван «Пушкинским». Однако постепенно название утратилось, и в обиходе окрестные жители очень долго называли скверик «кружок», хотя он имел овальную форму. Имя Пушкинский возвратилось лишь недавно, в 90-е годы ХХ столетия. Памятник А. С. Пушкину был установлен в 1993 году на средства профессора Венского университета Р. Ягшида.

Уважаемые гости, теперь предлагаю вам направиться дальше, начать наше путешествие по переулкам. Наша следующая цель - Карманицкий переулок. Он здесь совсем близко, сзади от вас. Обернитесь, и вы увидите его.

Это старинное название (происхождение его неизвестно) было возвращено переулку в 1922 году. До этого (с конца XVIII века) он назывался Большой Толстовский, по фамилии домовладельца майора Толстова. Переименование было вызвано стремлением избежать созвучия названий улиц при присвоении Большому Хамовническому переулку имени Льва Толстого. Дом 2/5 на Карманицком переулке — доходный дом (1903, архитектор С. Ф. Воскресенский). Среди жильцов дома были зоолог Н. К. Кольцов, географ А. А. Крубер. В 1920-х годах здесь жил и был арестован бывший обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер.

Теперь проследуем в Троилинский переулок, для этого нам придётся выйти на Старый Арбат. Это удобней сделать, пройдя мимо Смоленской площади. Следуйте за мной!

Троилинский переулок назван в начале XIX века по фамилии домовладельца XVIII века купца Троилина, которому принадлежал почти весь квартал до Смоленского рынка. С 1740-х годов и до начала XX века здесь находились торговые ряды, специализирующиеся на продаже муки, рыбы и мяса. В 1926 году на месте торговых лавок был возведен комплекс жилого кооператива для сотрудников НКВД, на первом этаже которого располагался универмаг (позже гастроном «Смоленский»). Тогда же в рамках этого проекта появился и жилой дом в Троилинском переулке.

Известно, что в 1930-х годах здесь располагались коммунальные квартиры. Изначально планировка предусматривала общий коридор, из которого можно было попасть в комнаты. На каждой площадке – две квартиры.

Здесь до осени 1929 года жил Евгений Петров, то есть до его переезда в Кропоткинский переулок. Именно тогда велась работа над романом «Двенадцать стульев».

Отсюда попадём в Денежный переулок (в 1933-1994 годах — улица Веснина) — один из Арбатских переулков, расположенный в районах Хамовники и Арбат между Большим Лёвшинским переулком и Арбатом. Проходит параллельно Смоленскому бульвару непосредственно за комплексом зданий МИД России. В переулке расположены посольства Италии, Чили и Габона. Название возникло по существовавшей здесь слободе денежных мастеров Государева Монетного двора (гравёры и чеканщики монет). В XVIII веке переулок назывался Покровским по церкви Покрова (переименован ввиду множества таких улиц и переулков в городе). К концу века укрепилось название Денежная улица, позже Ермолов переулок, Плещеев переулок (по именам домовладельцев) и Покровский переулок — по церкви Покрова в Лёвшине (документально известна с 1673 года, разобрана в 1930 году). В 1933—1994 годах — улица Веснина, в память об архитекторе Л. А. Веснине (1880—1933), жившем в этом переулке. На его доме установлена мемориальная доска.

Пройдя по этому переулку до конца, попадём, пожалуй, в самый известный переулок Старого Арбата - Сивцев Вражек.

Сивцев Вражек — переулок в Центральном административном округе города Москвы между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название XVII века произошло от оврага («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец (или Сивка), которая впадала в текший вдоль стены Белого города ручей Черторый. Река Сивка называлась так по сивому (серому) цвету её воды. Длина реки составляла 0,8 км, заключена в трубу в начале XIX века. Сивцев Вражек несколько раз менял своё название и был Троицким, Протасьевским, Подьяческим. В 1910-х годах начал обозначаться Сивцевым Вражком.

Пройдя Сивцев Вражек, мы поворачиваем налево и попадаем на Плотников переулок, который начинается от Большого Могильцевского и проходит на север. Практически в самом начале переулка слева от него отходит Глазовский, затем справа примыкают Малый Могильцевский и Гагаринский, пересекает Сивцев Вражек, примыкает Кривоарбатский, после которого заканчивается на Арбате. Идем дальше к дому №43 на пересечении Арбата с Плотниковым переулком. В этом доме жил знаменитый поэт-бард Булат Окуджава. На углу с Арбатом стоит его памятник.

Плотников переулок возник на месте дворцовой Плотницкой (Плотничьей) слободы XVII века. Своё название это место унаследовало в честь церкви Николая Чудотворца в Плотниках. Среди других его названий были Никольский и Сторожев (XII в.)

Плотников переулок был назван по слободе плотников, располагавшейся около приходской церкви Николая, "что в Плотниках", находившейся на углу с Арбатом (№ 24/45). По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. В этом переулке необходимо отметить единственный в своем роде дом в Москве (№ 4). На уровне его второго этажа проходит скульптурный фриз с изображениями стоящих и как бы прильнувших друг к другу фигур. Среди них можно различить фигуры Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Насколько можно судить, фигура Льва Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения. Кто же был автором этого необычного скульптурного фриза? Им мог быть скульптор Л. С. Синаев-Бернштейн, которому был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Судя по описанию этого фриза, он очень похож на тот, который сейчас можно увидеть в Плотниковом переулке. Скульптор изобразил композицию "Парнас" - процессию из 50 фигур в античных одеждах, направлявшихся к окруженному музами Аполлону, раздававшему венки славы художникам, писателям и ученым разных стран (в том числе и России - Гоголю, Тургеневу, Толстому).

Далее мы поворачиваем на Кривоарбатский переулок. Его название возникло в XIX веке, отражая конфигурацию переулка (до этого был известен как Кривой) и его близость к улице Арбат. Он также назывался также Кривоникольским переулком, по названию церкви Николая Чудотворца в Плотниках, стоявшей в Плотниковом переулке (известна с 1625 года, разрушена в 1930-х годах). Здания и сооружения переулка входят в состав охраняемой территории культурного слоя «Плотничья слобода», однако в 1990—2000-е годы несколько исторических зданий в переулке были снесены.

Стена дома № 37 по Арбату, выходящая в Кривоарбатский переулок, в просторечии называется «стеной Цоя»: здесь собираются поклонники погибшего Виктора Цоя — звезды отечественной рок-музыки. На стене (и даже на стенах домов противоположной стороны переулка) находятся посвящённые Цою надписи и изображения Цоя.

Дом номер 3 на Кривоарбатском переулке - семиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом на 27 квартир, был построен в 1912 г. по заказу состоятельного и предприимчивого купца Ивана Васильевича Борисова по проекту одного из самых востребованных в Москве начала XX в. архитектора Э. Нирнзее. Здание выстроено в типичном для доходных домов сочетании черт стиля модерн и неоклассики. Отличительная черта фасада — плоские округлые эркеры, которые выделяются за счет узких окон и тонких тяг.

Оформление фасада часто называют протоконструктивистским благодаря квадратным подоконным рамкам со ступенчатыми членениями, которые спустя 20 лет нередко будут использовать в своих постройках мастера советского авангарда. К неоклассическим же элементам декора можно отнести громоздкую рельефную композицию двух рогов изобилия, перевитых гирляндами плодов и лентами.

Из знаменитых жильцов, обитавших в этом доме, можно вспомнить писателя А.С. Некрасова, автора романа «Приключения капитана Врунгеля».

Перпендикулярно Кривоарбатскому переулку размещается Калошин переулок, чье название возникло в конце XVIII века; с 1720-х годов XVIII века переулок назывался Чаадаев, а в 1760-х — Евреинов. Все названия восходят к фамилиям домовладельцев. Последнее название переулок получил по фамилии А. И. Калошина, служившего в чине бригадира.

Вновь очутившись на переулке Сивцев Вражек, мы достигаем Староконюшенного переулка. Эта улица в Центральном административном округе города Москвы проходит от Пречистенского переулка до улицы Арбат, лежит между Калошиным и М. Власьевским переулком с одной стороны и Б. Афанасьевским переулком с другой стороны. Нумерация домов ведётся от Пречистенского переулка В XVI веке в западной части Земляного города, близ Пречистенских ворот Белого города, сформировалась Большая Конюшенная слобода, где жили царские скорняки и конюхи. Слобода находилась в подчинении Конюшенного приказа. Уже в начале XVII века в слободе появилось каменное здание церкви святого Власия, который считался покровителем домашних животных. В конце XVII века, когда Москва в очередной раз сгорела, слободу перевели от Пречистенки за пределы Земляного города, к Девичьему полю. С конца XVII века на территории Конюшенной слободы, которую стали называть Старой в отличие от Новой Конюшенной слободы, стала селиться знать, возводя для себя здания побогаче, и в начале XVIII века слобода стала одним из аристократических районов Москвы.

На протяжении веков один из двух главных переулков Старой Конюшенной слободы носил разные названия: Староконюшенная улица, Конюшенная улица, Сторожевая улица, Коробейников переулок, Бахметьевский переулок (по фамилии надворного советника Бахметьева, которому в начале XIX века в переулке принадлежало домовладение), пока за ним окончательно не закрепилось его нынешнее название.

Проследовав по всему Староконюшенному переулку, мы попадаем на Серебряный переулок. Название Серебряный он получил по наименованию проживавших здесь мастеров Старого государева серебряного (монетного) двора.

Однако в быту переулок называли по-разному: было название (XVIII век) — Мануков переулок по фамилии домовладельца Феодосия Семеновича Манукова — деда полководца А. В. Суворова (ему принадлежал дом ныне по Арбату № 12-14, тогда это было единое строение с большим двором вглубь переулка). Затем он назывался Никольский или Явленский переулок — по стоявшей в переулке церкви Николы Явленного (построена в 1593 году, разрушена в 1931 году). По преданию, церковь была построена Борисом Годуновым на углу Арбата и Серебряного переулка, в месте изгиба Арбата, поэтому она просматривалась с обеих сторон улицы. В арбатском храме имелся образ Николая Чудотворца, поэтому церковь получила в народе ещё и прозвание Николы Явленного по явленному от его иконы чуду исцеления. Церковь стала усыпальницей многих именитых людей времени.

Война с Наполеоном 1812 года не обошла церковь. Лев Николаевич Толстой при написании «Войны и мира» досконально изучил этот период: близ храма Николы Явленного маршал Мюрат сделал остановку, ожидая донесения; здесь же Пьер Безухов намеревался убить Наполеона. В Пожаре в Москве 1812 года, уничтожившего почти весь город, каким-то чудом выстояла церковь Николы Явленного, у стен которой похоронили самых знатных героев войны, среди которых генерал Василий Васильевич Вяземский, когда-то служивший адъютантом Суворова и павший в битве при Березине в декабре 1812 года. Но почти полностью выгорели соседние храмы: сильно обгоревший храм Николы на Песках в 1817 году было велено разобрать и отдать камень на строительство ограды церкви Николая Явленного. Лишь прошением прихожан храм дозволили «исправить». Посещал Николу Явленного Н. В. Гоголь и возносил молитву перед Ахтырской иконой, которую считал своей покровительницей. Более того, писатель был наречен Николаем в честь святителя Николая Чудотворца по обету, который мать Гоголя дала здесь же, перед образом святого.

Наконец мы подходим к памятнику Булату Окуджаве, открытому 8 мая 2002 года в Москве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка и создан скульптором Георгием Франгуляном совместно с архитекторами Игорем Поповым и Валентином Прошляковым.

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года. Во время Великой Отечественной Войны он три года воевал с фашистами. По своим фронтовым воспоминаниям Окуджава написал сценарий доброго, немного смешного и грустного фильма “Женя, Женечка и Катюша”. Большая же часть жизни поэта прошла в коммунальной квартире на Арбате.

Любимой улице своего детства Булат Окуджава посвятил множество стихов:

«Ты течёшь, как река, странное название,

И прозрачен асфальт, как в реке вода,

Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,

Ты и радость моя, и моя беда.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,

Ты и радость моя и моя беда.

Пешеходы твои, люди невеликие,

Каблуками стучат, по делам спешат,

Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия,

Мостовые твои подо мной лежат…»

А когда Окуджава получил новую квартиру, то написал:

«Я выселен с Арбата

Арбатский эмигрант

В Безбожном переулке

Хиреет мой талант…»

Открытие памятника Окуджаве было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы — Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения: 9 мая 2002 года Булату Шалвовичу исполнилось бы 78 лет.

Создатели композиции поставили перед собой цель воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.

Критики относятся к памятнику в целом отрицательно: «довольно уродливый памятник Окуджаве», «мимо которого страшно проходить» (С. Ямщиков), «Памятник Окуджаве на Арбате — это… попса» (М. Э. Кравчинский). По замыслу авторов памятника Булат Окуджава как бы выходит на Арбат из своего дворика. Бронзовые арки – это арбатские подворотни, а лавочки и столик воссоздают атмосферу типичного московского дворика 30-х, 60-х годов прошлого века.

Приложение №2

Карта экскурсионного маршрута

Приложение №3

Аудиогид

Аудиогид доступен любому пользователю по ссылке:

https://izi.travel/ru/browse/c203bcdf-8c27-4f2e-b16e-6ca9244be4a0?passcode=xfbkls#tour_details_first

1 Хельга Патаки «Арбат»- М.,2015. – с. 7

2 Романюк С.К. Арбат. В лабиринте переулков – М.,2016. – с. 135

3 Романюк С.К. Арбат. В лабиринте переулков – М.,2016. – с. 111

4 Романюк С.К. Арбат. В лабиринте переулков – М.,2016. – с. 210

5 mosday.ru

Просмотров работы: 1478