Введение.
Тема моей исследовательской работы «Финно-угорские мотивы в творчестве Таныгина Ю.И.».
Принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а приобщением к его культурным ценностям и святыням.
«Я человек с двумя домами: один - марийский край, другой - финно-угорский мир, - говорит о себе художник Юрий Таныгин, - если земля Онара кормила, поила и вывела меня в жизнь, то финно-угорские народы помогают мне понять огромный мир» [1].
Актуальность исследования заключается в том, что не изучен и не систематизирован фактический материал о биографии и творчестве профессионального художника - этнофутуриста Таныгина Юрия Ивановича, внесшего большой вклад в развитее искусства всего финно-угорского мира.
Объектом исследования выступает творчество Юрия Ивановича.
Предмет исследования роль творческой деятельности Таныгина Ю.И. в изучении и сохранении традиции финно-угорского народа.
Гипотезу составляет следующее предположение: через мир искусства до людей можно
донести духовные ценности, традиции и культуры разных этнических групп (народностей).
Новизна исследовательской работы заключается в том, что через творчество Таныгина Ю.И. можно подробнее ознакомиться с особенностями жизни и традициями финно-угорских народов.
Цель данной исследовательской работы: изучить биографию и творческий путь профессионального художника-этнофутуриста Таныгина Юрия Ивановича.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1 - собрать фактический материал о жизни и творчестве художника Таныгина Ю.И.;
2 - изучить основные мотивы творчества и своеобразие работ художника;
3 -через изучение творчества художника – повысить этнокультурные знания обучающихся;
4 - систематизировать полученный материал для использования на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
В процессе решения указанных задач были использованы следующие методы сбора и анализа материала, методы обобщения и анализа научной литературы, публикаций СМИ и информации сети Интернет, метод сравнения полученной информации, интервьюирование, анализ продуктов творческой деятельности.
Глава 1. Биография Таныгина Юрия Ивановича.
Таныгин Юрий Иванович родился 12 мая 1963 г.в д. Маска-Рода Советского района Марийской АССР. Детство Юрия прошло среди ярких красок деревенской суеты, где жизнь кипит заботами, работой и в то же время веселым духом.
«Я родился в деревне Маска-Родо, в переводе с марийского – «медвежий род». Все мое детство прошло в этой сказочной «медвежьей» деревне, и по сей день в своих картинах я возвращаюсь туда. Детство у меня было очень красивое, теплое: большая дружная семья, где все уважают друг друга, пастбища, лес, дождь, жизнь на природе – мы были счастливые люди. Через меня проходили все марийские праздники, традиционные свадьбы! Представьте: лето, деревня, по центру которой стоит огромный тополь, и поздно вечером под этим лиственным шатром собираются деревенские девчата и поют марийские песни под гармонь. А мы с бабушкой засыпали в сенях под эти звуки! Я не ходил в детский садик и считаю, что это сохранило мою естественную творческую жилку» - так пишет о своем детстве Юрий Таныгин [2].
Творческая жилка проявилась у Юры еще в раннем детстве. Первый рисунок он нарисовал в 5 лет. Это был снегирь, птичка с красным фартуком, которая далее находит свое воплощение во многих серьезных его работах.
Художественное образование Юрий Таныгин получил в Йошкар-Олинском художественном училище (1979-1983г.).
В 1983-1985 гг. проходил службу в г. Оренбурге.
Далее оттачивал свое мастерство в Московском государственном университете печати на факультете «Графика» (1991-1997г.). Учился на заочном отделении, работал художником-оформителем в ДК Советского района, в Доме пионеров, в средней школе № 2 поселка Советский
Юрий Иванович работал художником-оформителем в Ронгинском ДК.
Член Союза художников России с 1995 г.
В 1994 году Ю. Таныгин получил звание лауреата молодежной премии имени Олыка Ипая. В том же году состоялась его первая персональная выставка.
С 1996г. работал художественным редактором газеты «Кугарня».
С 2005 г. Председатель отделения общественной организации «Марий ушем» г.п. Федоровский Сургутского района.
Член Общественного совета муниципального образования городское население Федоровский [3].
Дальнейшая жизнь и творчество марийского художника связана с Ханты-Мансийским автономным округом. Идея приехать в Ханты-Мансийский автономный округ была предложена женой Натальей. До замужества она уже жила и работала здесь год и успела привыкнуть к этой местности, - говорит Юрий Иванович. В голове художника сразу же промелькнула мысль, что это было бы очень романтично и интересно. Ведь коренные народы ханты и манси – родня марийцам. Так в 2001 году молодая пара переезжает на Север, в пос. Федоровский, который становится родным для их ребенка, дочки Элвики. В Югре Юрий работает художником-оформителем. (3)
Работы художника хранятся в Республиканском музее изобразительных искусств (Йошкар-Ола) и частных коллекциях России, Эстонии, Финляндии, Венгрии.
Глава 2. Этнофутуризм в творчестве Ю.И. Таныгина.
Этнофутуризм — одно из перспективных направлений в современном искусстве, сочетающее подлинное знание народов и современные технологии.
Прежде всего, как художественное явление, переросшее затем в мировоззрение, этнофутуризм сформировался в Удмуртии, в первой половине 90-х годов. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в российскую современность, воспользовались идеями, которые сформулировали эстонские художники на рубеже 80-90 годов. Поэтому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.
В Марий Эл активно развивается этнофутуризм. Этнофутуризм в современном искусстве является самобытным и динамично развивающимся направлением, получившим широкий общественный резонанс. Являясь одним из способов сохранения и трансляции традиционной культуры этноса, вместе с тем, органично включаясь в современное мультикультурное пространство, представляет собой диалог этнической культуры с опытом мирового изобразительного искусства. Сегодня многие современные художники пытаются найти себя именно в этом направлении.
Впервые этнофутуристом Юрий Таныгин осознал себя в конце 80-х, после написания картины «Букварь детства». Художник создал рисунок из множества мелких, больших, разноцветных точек. Картину словно переполнили брызги бисера, похожие на брызги чувств. Юрий Иванович понял, что в этом присутствует что-то космическое, какая-то связь поколений, которую еще предстоит разгадать. А эти маленькие точки, как шифрует автор, являются частью прекрасного детства, марийского мира, счастья, природы, родины. Именно тогда у художника начинает четко проявляться свой особенный стиль. Его творения узнаешь сразу, они отличаются насыщенностью знаков и многослойностью изображения, вмещающих тайны финно-угорского народа.
Лучшая картина Юрия Таныгина «На женитьбу» вывешена в Республиканском музее изобразительных искусств г. Йошкар-Ола. Художник уверен, что она приносит счастье. Через несколько месяцев после ее написания он обрел свою любовь и сыграл свадьбу. Многие работы художника пронизаны детскими воспоминаниями. Это отражается в их названиях: «Букварь детства», «Время думает о детстве», «Колыбельная» [4].
Художники этнофутуристы |
Этнофутуризм в творчестве Таныгина Ю.И. (взгляды, новые веяния в данном направлении) |
Александр Иванов |
Связь прошлого с будущим. Сохранение, развитие истории, традиций, культуры…марийского народа. Т.к. работы связаны с легендами, воспоминаниями, мифами, живописная трактовка его работ воспринимается мягко, в нежных цветах, лёгким прикосновением кисти, где присутствует точечная техника. Ю. И. Таныгин в своём творчестве сумел найти переход от общепризнанного реалистического искусства к знаковой, символической, яркой живописи, которая является началом нового направления в изобразительном искусстве Марий-Эл. |
Сергей Евдокимов |
|
Измаил Ефимов |
|
Алексей Боголюбов |
|
Сергей Таныгин |
|
Сергей Бушков |
|
Объединяющей чертой в творчестве каждого из художников является его обращение к национальной тематике, но каждые интерпретируют по-своему: А.Иванов идёт через марийский костюм, С. Евдокимов передаёт в своих картинах быт марийского народа, И. Ефимов связан с историей марийцев, А. Боголюбов с религией, С. Таныгин с театральными декорациями, С. Бушков с природой. |
Вывод: В произведениях художников этнофутуристов на первый план выходят мотивы созвучия смысла человеческого бытия с вечными духовными ценностями, бережно сохраняемыми предками и дошедшими до нас с древнейших времён, поиск устойчивых этнокультурных ориентиров. Этнофутуризм в искусстве обретает международное признание и успешно развивается в большинстве финно-угорских и тюркских регионов России и за рубежом.
Глава 3. Ханты – мансийские мотивы в творчестве Таныгина Ю.И.
«С переездом в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, - поясняет художник, - в творческом плане мною была оставлена задача: найти объединяющую, «красную нить», между родственными финно-угорскими народами – мари, ханты и манси. Оказалось, в языческой мифологии этих этносов много общего. В основе древнейшей религии коренного населения Югры, как и финно-угорских народностей, лежит вера в добрых и злых духов.
И действительно, после переезда на Север картины стали суровей, как и местная природа. Каждая картина напоминает многотомную книгу по философии, которую надо читать очень внимательно. Юрий Таныгин переплетает марийскую, хантыйскую и мансийскую культуры. Первые картины, рожденные в Югре: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Мать Севера». Все они отражают югорскую тематику, фольклор северного народа.
Опираясь на мифологию этносов Севера, Юрий Таныгин создает свои живописные полотна [5].
Хотелось бы подробнее остановиться на картине «Вороний день» (2003).
Художник с особым вниманием изучает сказания народов ханты. «Легенда о вороне» заставила его по-иному взглянуть на эту птицу. На крайнем Севере не ласточка, а ворона предвещает своим прилетом весну. В легенде рассказывается, что за младенцами ханты следят с особым вниманием, своевременно убирают из люлек мокрые стружки, которые выносят и ссыпают вокруг высокого пня. Ранней весной ворона в этих стружках греет свои лапки, перелетая с одной кучки на другую. Чем больше в селении стружек у пеньков, тем вороне удобнее и теплее, тем легче переносит она морозную весну, поэтому ворона радуется появлению в семьях ханты каждого нового младенца.
В картине «Вороний день» серая ворона изображена крупным планом на кучке стружек у остроконечного пня. Вдали мы замечаем еще один пенек. Ворона сидит в холодной, заснеженной части картины. В другой половине, в теплом помещении люлька с младенцем. Появившееся на горизонте солнце сулит бурную весну и короткое теплое лето. Ворона предстает в картине главным действующим лицом. Кажется, она глубокомысленно размышляет о вселенских проблемах. Собственная же судьба беспокоит ее значительно меньше.
- Над картиной «Вороний день», - делится своими впечатлениями художник, - работал в преддверии рождения дочери и провел параллель с легендой ханты, воспроизведенной в рассказе хантыйского писателя Е.Д. Айпина «Вороны месяц» из повести «У гаснущего очага».
Опираясь на мифологию этносов Севера, Юрий Таныгин создает свои живописные полотна. «Праздник медведя» (2002). Медведь в миропонимании ханты и манси — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец — верховный бог — уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
Образ животного в картине показан в качестве божества – покровителя умерших людей. Собственно, здесь изображена лишь большая голова медведя. Она украшена голубыми лентами с хантыйским орнаментом, поясами с орнаментом мари, бриллиантовыми бусами. Над медвежьей головой большой золотистый бубен, в который бьет колотушкой шаман (карт). Шаман совершает языческий обряд, призывая медведя как тотема, как божество, помочь людям в их непростой и нелегкой жизни.
Лиризм и теплота, которыми наполняются произведения художника, исходят из личных переживаний. Так картина «Сияние» (2003) посвящена рождению дочери Элвики. Она привлекает возвышенным эмоциональным накалом. В космосе всё взорвалось. В круговороте мчатся олени. Они несут весть о рождении младенца. Впереди, в вихре яростных преображений, Олениха-Мать. В ней представлен образ праматери народов Севера [6].
Мы решили сравнить творчество двух художников-этнофуткуристов: хантыйского художника Г.С.Райшева и марийского художника Ю.И.Таныгина и наши выводы изобразили в таблице.
Сравнительная таблица творчества хантыйского художника Г.С.Райшева и творчества марийского художника Ю.И.Таныгина.
Творчество Райшева |
Творчество Таныгина |
Д емонстрирует родство с мифологией хантыйского народа, и это проявляется не только на уровне сюжета, но и в манере представления, в ощущении пространства, в ритмике, формах. |
Воспроизводит особенность древнего мышления во многих своих работах, он ищет способ обретения времени. Композиции таких работ выглядят эклектичными, лишёнными цельности |
В его картинах присутствует мифологическое мышление северного лесного народа, мир сказок, легенд и суеверий. |
Создаёт картины на основе воспоминаний детства , подобно сну. |
Образы живописи Райшева сопротивляются прямому словесному переводу, однозначному истолкованию. Есть пласт непосредственных наблюдений натуры ,но есть также и целый мир фольклорных олицетворений |
Присутствуют условный язык, сильные цветовые сочетания, в которых преобладает контраст цветов. |
способен органично и эмоционально переводить мифологическое сознание на язык современного, остро индивидуализированного творчества. |
Стремится к сохранению культуры марийского народа, народов ханты и манси, к самопознанию национальных основ средствами искусства и обретению себя сегодняшнего, к участию в становлении современной финно-угорской культуры. |
Общее: Г.С. Райшев и .Ю.И. Таныгин являются художниками – этнофутуристами, которые в своих картинах отражают культуру и традиции финно-угорского народа. Первоисточником в творчестве обоих художников является то, что они отталкиваются от природного начала, которая выражена в различных символах, соединяющих прошлое и настоящее. |
Творчество Юрия Ивановича оказываете большое влияние на формирование техники исполнения работ и мировоззрения его дочери Элвики.
Следует отметить, что Элвика пошла по стопам Юрия Ивановича, к кисти и краскам она впервые прикоснулась в одиннадцать месяцев и с тех пор не перестает удивлять окружающих своими красками.В данной таблице мы отразили влияние творчества Таныгина Ю.И. на формирование техники исполнения работ и мировоззрения Элвики.
Юрии Иванович |
Фрагмент картины «Букварь детства» Точечная живопись – характерная деталь для живописи Ю.И. Таныгина |
Фрагмент картины «Букварь детства» Любимая птица снегирь - птица, часто используемая деталь во многих работах автора. |
Фрагмент картины «Птица Счастья» - одна из последних картин, созданная на основе первых впечатлений о красной птице - снегире. |
Фрагмент картины «Упоение Жизнью» Утончённая стилизация отдельных деталей картин, воспринимающаяся в сопровождении ярко-огненных красок. |
Элвика |
Ранняя работа. Им присущи широкие мазки, которые используются мной и в настоящее время |
Ранняя работа – сочные, яркие цветовые отношения |
Поздняя работа. Подобие точечной живописи, основанное на представлениях работ папы. |
Поздняя работа. Линии в живописи в сопровождении тёмных цветов. |
Общее |
Изящество линий, общая цветовая гамма |
Вывод: Все живописные работы, написанные в Юрге, основаны на реальных материалах связанных с коренными народами, с её историей, культурой, традициями и легендами.
Глава 4. Выставки Таныгина Ю.И..
Международные (Финляндия, Эстония) 1990 г. - Эстония, г. Тарту
5 августа 2010 г. в Культурном центре «Kaaпелитехдас Валссаамо» города Хельсинки открывается выставка произведений современных марийских и финских художников «Kaksi kuvaa - kaksi runoa» («Две картины - две строки»). На этой выставке были представлены лучшие работы художников - энтофутуристов. Юрий Таныгин приехал в Хельсинки в составе марийской делегации, он представил Ханты-Мансийский автономный округ, тем самым покорив сердца финнов.
Зональные (г. Нижний Новгород, 1998г)
Российские (гг. Сыктывкар, Ижевск, Сургут, Москва,1990 г.).
Персональные выставки в Йошкар-Оле были организованы в 1994, 2008 годах. Последняя выставка «Я – ребенок природы бескрайней» была отмечена благодарностью Государственного Собрания Республики Марий Эл.
2009 г.- персональная выставка в библиотеке г.п. Федоровский «Маршрутами дружбы», по программе творческого десанта в г.п. Федоровский «Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
Картины можно увидеть в Национальной художественной галерее и Музее изобразительных искусств Йошкар-Олы [7].
Заключение.
Цель исследовательской работы достигнута. Гипотеза подтверждена – художник-этнофутурист Таныгин Ю.И. через свои картины знакомит с духовными ценностями, традициями и культурой родственных финно-угорских народов, проводить между ними объединяющую нить.
Таким образом, творчество Юрия Ивановича можно разделить на два периода:
1 период – 1980-2001 гг. – работы отражают мир марийских народных сказок и языческих мифологии. К этому периоду относятся следующие работы: «Время думает о детстве», «Колыбельная», «Бабушка из рая», «Утро Башкирии», «Мелодии прошлых лет», «Медвежье гнездо», «Дочь Луны», «Птица», «Возрождение», «На женитьбу».
2 период – с 2001 года начинается новый этап – творчество художника стало соединяющей нитью между родственными народами мари, ханты и манси. Ко 2 периоду в творчестве Юрия Ивановича можно отнести следующие картины: «Праздник медведя», «Вороний день», «Цветок Севера», «Мать», «Пробуждение», «Дух предков».
В результате исследования:
1 - собран фактический материал о жизни и творчестве художника Таныгина Ю.И.;
2 - изучены основные мотивы творчества и своеобразие работ художника;
4 - систематизирован полученный материал для использования на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
Практическая значимость:
- данный материал может быть использован в школе на уроках мировой художественной культуры, изобразительном искусстве, учебном курсе «Социокультурные истоки»;
- систематизированный материал о жизни и творчестве Таныгина Ю.И. был передан в поселковую библиотеку для составления календаря юбилейных дат, посвященных жителям г.п. Федоровский.
Список литературы.
http://vnd12.ru/postarchive/5447-yoshkar-ole-ne-izmenyu-ni-s-kem.html [Электронный ресурс]. (Дата обращения 05.03.2018).
http://gtrk.marimedia.ru/news/44759/. (Дата обращения 06.03.2018).
Очерки о художниках Марий Эл. // составитель, отв. Ред. Чеботкин В.В. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016.
http://old.ugra-news.ru/issue/42114
РЕКИ ВСЕЛЕННОЙ: неомифологизм в творчестве марийских художников:научно-популярное издание. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010.
Очерки о художниках Марий Эл. // составитель, отв. Ред. Чеботкин В.В. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016.
http://i-ola-museum.ru/.(Дата обращения 06.03.2018).
Приложение.
Картины Юрия Таныгина
«Букварь детства»
«Колыбельная»
«Бабушка из Рая»
«Медвежье гнездо»
«Формула встреч»
«Мелодии прошлых лет»
«Упоение жизнью»
«Сияние»
«Время думает о детстве»
«На женитьбу»
«Утро Башкирии»
«Возрождение»
«Праздник медведя»
«Вороний день»
«Мать»
«Дух предков»
1 http://vnd12.ru/postarchive/5447-yoshkar-ole-ne-izmenyu-ni-s-kem.html
2 http://gtrk.marimedia.ru/news/44759/
3 Очерки о художниках Марий Эл. // составитель, отв. Ред. Чеботкин В.В. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016.
4 http://old.ugra-news.ru/issue/42114
5 РЕКИ ВСЕЛЕННОЙ: неомифологизм в творчестве марийских художников:научно-популярное издание. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010.
6 Очерки о художниках Марий Эл. // составитель, отв. Ред. Чеботкин В.В. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016.
7 http://i-ola-museum.ru