Церкви Кишертского района

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Церкви Кишертского района

Финкайзер А.В. 1Финкайзер Ю.В. 1
1МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского"
Дьякова О.М. 1
1МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –он был так же необходим для души народа,как дом и пища для его телесного существования.Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

В прошлом году мы заинтересовались историей церкви, стоящей в центре нашего села и написали по её истории исследовательскую работу. Историю Покровской церкви мы представили на школьный конкурс и на совместном с детьми нашего класса родительском собрании. Нам стало интересно, есть ли еще церкви в нашем районе. Мама предложила узнать это нам самим. Оказалось, что церкви есть, но часть из них разрушены до сих пор, часть в «плачевном» состоянии, а часть построена вновь. То, что мы узнали, представим в нашей работе.

Итак,

тема нашей исследовательской работы – церкви Кишертского района

Наша работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы и напишем в своей работе.

Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храмов Кишертского района

Задачи:

- найти сведения о возникновении сел Кишертского района и строительстве церквей в районе

- изучить историю церквей

- проанализировать отношение населения района к церкви

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана малоизученная тема.

Методы исследования

-работа с архивными документами,

- работа с газетными публикациями,

- опросы, интервью,

- экскурсия по церквям и району и др.

При написании работы были использованы материалы краеведческо-туристического очерка И.В. Шестакова «Путешествие по Кишертскому краю», статьи из районной газеты «Сылвенские зори», воспоминания старожилов села, в частности нашей бабушки, Интернет.

Мы попытались узнать историю церквей Кишертского района. Это было не так просто, как казалось в начале работы. В работе приводятся выдержки из историко-географического и церковно-библиографического очерка «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда», дополнительная литература. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю церквей района и рассказать о их буднях.

Объект: история событий, связанных с церквями от построения по настоящее время.

Предмет: церкви Кишертского района

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников и жителей села. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей православных храмов, находящихся в нашей округе, а старожилов в селе практически не осталось.

ГЛАВА I

Описание церквей Кишертского района

Село Посад. Церковь Вознесенская

Кишертское село (так называлось село Посад) есть одно из первых селений бывшего Кунгурского уезда. Местный священник (о.ст Будрин) полагает, что первая церковь была построена около 1604 или 1605 года. Сое предположение о. Будрин основывает на надписи иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», пожертвованной в Кишертский храм в начале 17 века владельцем Кишертских земель именитым человеком Никитой Григорьевичем Строгановым.

Первая церковь, существовавшая до 1841 г., была деревянная, но когда она была построена, - достоверно неизвестно. Однако, около половины 17 века она уже в Кишертском районе была. В 1692 году в утвердительной грамоте, данной царями Иоанном и Петром Александровичами Григорию Дмитриевичу Строганову на право вечного и потомственного владения пожалованными землями предкам его прежними царями, Кишертская вотчина называется уже селом Воскресенским. Название «село Воскресенское» говорит нам, что тогда был уже храм во имя Воскресения Христова, по которому и село названо Воскресенским. Но дальнейшая судьба этого храма 17 века в продолжение всего 18 века никаких памятников о своём существовании не оставила. Первый деревянный храм стоял близь берега реки Сылвы и по построении нового каменного «за ветхостию», был сломан, на месте его поставлен каменный столб. Церковь была разобрана в конце пятидесятых 19 столетия, причем старожилы тогда уверяли, что она простояла 180 лет. В 1859 году из церкви был куплен пол и потолок для соседней каменной церкви Спасобардинской, только что поставленной. Когда при разборке деревянной церкви сняли потолок, обнаружили ещё один, сильно прокопчённый, с вытяжными окнами для дыма. Это подтверждает, что церковь была древняя и отапливалась вначале по-чёрному. Каменная церковь построена в 1841 году на средства князя Голицина и Княгини Бутеро-Родали. Длина церкви 4 сажени, ширина 6,5 сажени, одноэтажная и однопрестольная во имя Воскресения Христова. Колокольни при церкви не было, колокола висели над папертью с западной стороны в арке. Церковь была обнесена каменною оградою с деревянными решётками.

В 1936 году церковь закрыли. Позднее она была разрушена.

В настоящее время на средства прихожан построена новая церковь. Вот как она выглядит:

Село Спасо-Барда. Церковь во имя Нерукотворного Спаса

Спасо-Бардинская церковь была основана во второй половине 17 века. Построение первой церкви, как иобразование прихода, можно отнести ко времени задолго до 1699 года.

Вторая деревянная церковь построена в 1718 году, что подтверждантся записью на кресте положенном под жертвенник, на котором написано: «осветится жертвенник…при державе нашего императора Петра Алексеевичавсея Руси в лето 1718 г». Один из старожилов Иван Кириллович Фролов (1877 года рождения) уверял, что первая церковь упразднена «не ветхостью, а ввиду отопления её без трубы», она имела волоковые окна для дыма, а также лавки вдоль стен, с перегородкой для мужчин и женщин.

Первым составителем исторических сведений села Спасо-Бардинского, видимо, является священник Иоанн Бердников (Иван евдокимович Бердников), сын пономаря, в 1830г. окончил курс Пермской духовной семинарии и с этого года, 24 ноября был направлен в Спасо-Бардинскую церковь, где служил до 1863 года.Этот человек примечателен тем, что первым открыл с Спас-Барде, а может, и во всём нашем районе, приходскую

церковную школу, готовившую писарей, в которой он учил крестьянских мальчиков с 1838 по 1843 гг., хотя некоторые утверждают, что до 1871 года в наших местах грамоте не обучались.С 1876 по 1871 гг. учителем в Спасо-Бардинском земском училище был другой священник –Дмитрий Стефанович Шестаков.

Настоящая каменная церковь-уже третья с основания прихода, освещена 29 июня 1861 г., построена в 1859 г., во имя нерукотворного Спаса в селе Спасском (или Спасо-Бардинское). Самый большой колокол звонницы весил 92 пуда 16 фунтов, был отлит на Суксунском заводе в 1807 г. мастером Андреем Колокольниковым. Всего на церкви было 7 колоколов.

В приходе числилось 3249человек, в том числе мужчин 1584. Детей школьного возраста было 456, из них учились в земской начальной школе лишь 58 детей, а девочек обучалось всего 7.

В 1933 году церковь закрыли для посещений и служб. Неоднократно жители Спасо-Барды обращались с просьбами об открытии храма. Их услышали лишь в 1980 годы. В настоящее время церковь работает.

Село Осинцево.Церковь Петропавловская

Приход петропавловской церкви был образован в 1836 году. Первая церковь в Осинцево была построена в 1835 году, деревянная,рубленая из леса на месте постановки церкви. Через 20 лет, в 1855 году, она сгорела. Вторая церковь начала строиться в 1858 году на фундаменте сгоревшей, строительсво было закончено в 1868 году, церковь была названа Петропавловской. «В 1869 году обита тёсом, выкрашена до окон под кирпич, а выше белилами ; колокольня деревянная же, соединяется с церковью коридором; в1873 году церковь внутри оштукатурена; в 1888 году стены церкви внутри окрашены в голубой цвет, тогда же поновлен иконостас и позолочен в некоторых местах; в 1893 году кругом церкви устроена каменная ограда, с железными решетками»1. Престол в церкви один во имя первоверховных апостолов Петра и Павла был освящён 25 ноября 1859 года . Первая колокольня сгоревшей церкви была привезена от Спасо-Бардинской деревянной церкви; вообще здесь имеется несколько старинных образов, вывезенных с Бардинской деревянной церкви. В приходе имелись две часовни: одна в деревне Меча, другая в деревне Бырма (год постройки 1879).

В Осинцевском приходе насчитывалось 15 деревень: Савята, Болото, Бырма, Грязнуха (Паруново), Лебедева, Евдокина, Гари, Кошелёво, Верх-Лёк, Пашово, Шамарята, Меча, Климята, Раева, Корсакова и др.

В 1936 году церковь закрыли. В последующие годы там располагась школа, складские помещения.

В настоящее время церковь открыта, внутри силами прихожан делается ремонт.

Село Чёрный Яр. Церковь Пророко-Ильинская

Первая церковь была построена в 1846 году, деревянная, из молитвенного дома в честь Рождества Иисуса Христа и называлась кладбищенскою, вероятно потому, что ещё ранее построенный молитвенный дом был местом отпевания умерших окрестных селений селений для выезжавшего сюда Спасо-Бардинского народа. В 1846 году Черноярский приход становится самостоятельным, отделяяясь от Спасо-Бардинского. Второй деревянный храм заложен в в 1852 году, а в 1853 году окончена постройка.Храм освящен во имя пророка Ильи в 1860 году.

В начале 20 века священником служил знаменитый краевед, просветитель и собиратель сведений о нашем крае Евгений Золотов.

В 1933 году церковь закрыли. В здании располагался склад колхоза «Светлый путь».

В настоящее время храм разрушается.

Село Молёбка. Церковь Троицкая

В начале 19 века в селе Молёбка при металлургическом заводе Демидовых был построен православный храм. До строительства церкви верующие справляли обряды в Суксуне и в часовнях в собственном посёлке.

Строительство храма началось в 1803 году, а в июне 1806 года Молёбский храм был освящен в честь праздника Троицы и получил название Молёбская Свято-Троицкая церковь церковь с одним престолом в этот праздник.

Храм построен на горе, на самом красивом месте.Церковь возвышалась над Молебкой, колокольня со шпилем в византийском стиле распространяла колокольный звон на 20 верст.Колокола были медные, кресты и купола- позолоченные. Три из куполов располагались по главной осевой линии над колокольней, куполом и алтарем.Четыре небольших шпиля находились по угламот купола.

Церковь сложена из кирпича-сырца.Кирпич для церкви пожертвовал местный купец Н.И.Маленин, имевший свой кирпичный завод на левом берегу Сылвы. Император Александр Второй пожаловал Маленина грамотой с присвоением ему звания «Почетный мещанин».В конце 1860-х годов вокруг храма соорудили ограду изкамня и кирпича. В воротах были вставлены ажурные кованиые решетки местного заводского производства. В ограде посажены липы и сосны.

Пол храма был выложен квадратными гугунными плитами с местного завода.2

В 1935 году храм был закрыт.

В настоящее время здание полуразрушено.

Д.Гусельниково. Церковь Николая Чудотворца

18 ноября 2012 года в деревне Гусельниково состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент строящегося храма в честь Святого Николая Чудотворца. В настоящее время церковь действует и построена она на средства прихожан.

В настоящее время на средства прихожан построена церковь в п. Кордон.

Заключение

Церковь по определению Евангелие- это большая семья. А всемье все друг друга любят.Что наступает в любой семье, когда приходит праздник? Наверное, собираются гости, чтобы вместе отметить яркие события. Праздник для церкци - это много гостей - прихожан. Много ли людей сегодня в Кишертском районе, которые посещают храмы? Наверное, достаточно. Видим, что люди имеют потребность в церкви. Им нужны храмы.

Но сегодня сегодня в Кишертском районе часть храмов в аварийном, ветхом состоянии, часть полуразрушены.

В настоящее время очень важно сохранить те здания храмов, которые еще остались.

Литература

«Описание церквей и приходов Кунгурского уезда» историко-географический и церковно-биографический очерк. Составил священник Градо-Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Пётр П.Пономарёв.Кунгур.Типография А.Паркачёвой.1896 г.

Шестаков И.В.Прошлое земли Кишертской. Краеведческие изыскания.Усть-Кишерть.1989г.

Беляевких С.А. Молёбка.Исторический очерк.Рукопись.с.20-21

Кинев Н.Г., Мякшин Е.Н., Шадрин А.И., Усть-Кишерть.Пермь.,2004.

«Описание церквей и приходов Кунгурского уезда» историко-географический и церковно-биографический очерк. Составил священник Градо-Кунгурского Иоанно-Предтеческого женского монастыря Петр П. Пономарёв.Кунгур.Типография А.Паркачёвой.1896г.

Беляевских С.А. «Молёбка».Исторический очерк.Рукопись.С.20-21

Просмотров работы: 489