Веселые парковые скульптуры города Пензы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Веселые парковые скульптуры города Пензы

Потапова  В.Н. 1
1МБОУ гимназия «САН»
Шабанова  С.М. 1
1МБОУ гимназия «САН»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самая большая ценность,

которой награждает человека искусство -

это ценность ДОБРОТЫ.

Д.С.Лихачев

Введение

Каждое государство богато своими традициями, уходящими глубокими корнями к истокам своего рождения, у каждого - своя национальная культура, свои национальные герои.

Моя страна - не исключение. Проучившись в школе неполных 5 лет, я знаю, кто такой Юрий Гагарин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Васильевич Ломоносов. Знаю некоторых знаменитых людей своего Сурского края. Это Александр Михайлович Самокутяев, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Осипович Ключевский, Александр Иванович Куприн. Они прославили нашу пензенскую землю своим трудом и творчеством, их сегодня знают и помнят не только наши земляки, но и весь мир.

Чтобы увековечить их память, чтобы наши потомки всегда помнили о них и не забывали, художники пишут живописные полотна, посвященные им, скульпторы ставят им памятники.

Я всегда считала, что памятники в городе ставят для того, чтобы сохранить в нашей памяти имена великих людей или важные исторические события разных эпох.

Однажды на уроке мы познакомились с книгой итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», а потом на слайде мы увидели огромную скульптуру идущего вдоль дороги 9-ти метрового Пиноккио. Памятник этому герою стоит на въезде в Швецию в городе Бурос и поражает всех своим ростом. Нельзя проехать мимо без улыбки и восхищения ни гостям этой страны, ни местным жителям!

Тогда я и узнала, что скульптуры и памятники или, как правильно нужно говорить «скульптурные произведения», бывают не только очень серьезные, строгие, знаменательные, но и очень даже веселые и радостные.

Поэтому тема нашего исследования:

«Веселые парковые скульптуры города Пензы».

Актуальность: наши сверстники очень мало знают о культуре Пензенского края, пополнять эти знания необходимо постоянно.

Практическая значимость: возможность создания своими руками миниатюрной парковой скульптуры для пришкольного участка.

Объект исследования: садово-парковые скульптуры.

Предмет исследования: веселые парковые скульптуры моего города.

Целью нашей работы является: раскрытие красоты и привлекательности парковых скульптур пензенских художников, привитие любви к изобразительному искусству родного края.

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

    •  

собрать и обобщить материал по данной теме;

    •  

научить понимать и ценить скульптуру как вид изобразительного искусства;

    •  

провести опрос ребят своего класса по ознакомлению с этой темой;

    •  

анкетировать родителей по данной теме;

    •  

подготовить сравнительный анализ по этому виду искусства;

    •  

проинтервьюировать художника по разработанной анкете;

    •  

воспитать патриотические качества у ребят моего класса;

    •  

приобщить ребят к прекрасному миру искусств;

    •  

оформить буклет-путеводитель.

Гипотеза:

Проявление интереса к культуре Сурского края поможет лучше узнать историю нашего города, познакомиться с замечательными пензенскими художниками, воспитать юных патриотов.

Воспитание патриотических качеств в человеке через искусство

Любовь к Родине - это и любовь к искусству своего народа, своего края. Но мы знаем, что редко проявляется интерес у взрослых и еще реже у нас, школьников, к такому виду искусств, как скульптура, тем более садово-парковая. В результате исследования ребята нашего класса многое узнали: что «скульптура»- это один из видов изобразительного искусства, что означает понятие «садово-парковая и декоративная парковая скульптура», узнали о пензенских памятных местах и пензенских художниках-скульпторах.

Скульптура1(лат.) - вырезаю, высекаю, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняют из твердых или пластичных материалов. Это металл, камень, глина, дерево, гипс, бетон, кость.

Скульптор, когда лепит свое произведение из глины или высекает из камня, он передает свои мысли через объемные формы своего творения, то есть рассматривает его со всех сторон.

Садово-парковые скульптуры2 - это искусство украшать скульптурными произведениями сады, парки и другие озеленяемые территории.

Наша работа о декоративных парковых скульптурах, которые придают веселое и симпатичное лицо нашей Пензе, выделяют её среди других городов, радуют своих жителей. А гости, приезжающие в наш край не перепутают его ни с каким другим городом. Если мы остановимся около них, не пройдем мимо, сфотографируемся на память, если эти веселые скульптуры смогут развеять нашу печаль или грусть, заставят нас рассмеяться и улыбнуться, значит, это скульптурное произведение и стоит на нужном месте, и сделано профессионально!

2. Знакомство с веселыми парковыми скульптурами Пензы

2.1. «Шкатулка»

13 ноября 2010 года в центре Пензы появилась уникальная скульптурная композиция - «Шкатулка «Русские народные пословицы»». По замыслу автора, Валерия Кузнецова, бронзовая шкатулка весом 600 кг и высотой 2,5 м хранит внутри себя народную мудрость и те ценности, которые составляют основу нашей жизни и передаются из поколения в поколение.

На шкатулке пословицы: «Смелость города берет», «Старый друг лучше новых двух», «Надо сегодня заботиться о том, что будет завтра», «В общем строю в ногу шагают», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Главный герой композиции бравый солдат Иван Лачинов, потомок первого пензенского воеводы. По преданию, он прошел две русско-турецких войны, служил пушкарём, за храбрость и мужество награждён орденами. Всю жизнь Иван Лачинов собирал русские пословицы и поговорки. Скульптурная композиция подарена городу компанией «МегаФон» в честь её 7-летия. Пенза отличается от остальных поволжских городов народной мудростью. Таким образом, к истории Пензы добавилась еще одна легенда. У нашего города много легенд, и чем больше их будет, тем интереснее станет в нем жить.

2.2. «Дама с собачкой»

Вторая скульптурная композиция Валерия Кузнецова «Дама с собачкой», выполненная в бронзе, также интересна и взрослым, и детям. Красивая стройная дама с зонтиком, в модном, развевающемся платье видимо вышла на прогулку в солнечный день, а собачка, её друг не отстает от нее, даже лапой наступила даме на ногу, как будто ей говорит: «Про меня-то не забудь!». Очень радостная и нежная парковая скульптура. Стоит «Дама с собачкой» высоко на горе. Обязательно хочется остановиться и полюбоваться, постоять рядом, потрогать веселую собачку, взять даму за руку, ну и, конечно, улыбнуться!3

2.3.Декоративная скульптурная композиция

Третья его декоративная скульптура открыта совсем недавно 23 января этого года в Пензе на территории областной больницы им. Бурденко вблизи здания перинатального центра. Скульптура, изображающая на ладонях младенца, который озарен лучами солнца, очень трогательная и радостная.

2.4. Скульптура Германа Михайловича Феоктистова

«Кот Митька»

Другой пензенский скульптор Георгий Феоктистов создал веселого бездомного кота Митьку. Новый арт-объект, первый кошачий банк, открылся 7 сентября 2015 года у магазина «Менделеевъ» на улице Красной, 49.

Бронзовый кот Митька, опираясь на костыль, просит у прохожих деньги. Перед ним лежит пустая шляпа, в которой есть отверстие для монет. Опускаемые туда деньги попадают в сейф, на нем восседает кот.

Автор произведения рассказывает так: «Случайно мне попался репортаж по телевидению про бездомных животных. Получился такой занимательный и милый котик. Мне захотелось сделать такую скульптуру, чтобы она в себе несла еще функциональную нагрузку, то есть это еще и банк- копилка»4.

Создатель этой веселой парковой скульптуры уверен: скоро кот Митька станет достопримечательностью Пензы и обретет свою легенду. Например, можно потереть сейф, чтобы разбогатеть, или погладить кота, чтобы в городе стало меньше бездомных животных.

2.5. Веселые парковые композиции нашего города

Многие другие веселые парковые скульптуры города радуют нас. Это скульптуры в нашем городском парке им. Белинского, около магазина «Буратино» на проспекте Победы (герои этой сказки – симпатичные и занятные куклы, но особенно мне нравится большая жаба). Можно побегать вокруг них, полюбоваться ими, тем самым создать себе хорошее настроение.

Скульптура «Школьница», она находится в парке Ульяновых, рядом с нашей гимназией. Мы постоянно бываем там и фотографируемся рядом с этим скульптурным произведением. Декоративная композиция «Светофорное дерево» находится недалеко от железнодорожного вокзала между улицами Октябрьской и Суворова.

Результаты исследования

3.1. Опрос ребят класса

Но очень хотелось узнать и о других парковых скульптурах Пензы, памятных местах нашего города. Поэтому мы провели опрос ребят нашего класса. Приложение 1. Участвовало 26 респондентов. Результаты получились следующие:

на первые три вопроса ребята ответили правильно;

на четвертый - «Скульптурное произведение это…» - почти все дали точное определение. Это произведения, которые имеют объемную форму: памятники, скульптуры, сделанные руками мастера-художника;

на пятый: «Перечислить памятники нашего города» - были названы: памятник на Проспекте Победы «Монумент воинской и трудовой славы» - первое место; на втором месте - памятник Милиционеру; на третьем - памятник Первопоселенцу; четвертое - «Росток».

А вот парковые скульптуры назвали только три человека- это «Дама с собачкой», «Буратино», «Мальвина», «Мудрая черепаха», «Гном», «Голубь мира». Остальные даже и не вспомнили про них. А как хотелось, чтобы все ребята помнили и знали эти веселые садово-парковые скульптуры, их же и создавали мастера, прежде всего для нас, детей.

Поэтому наша работа, сегодня нужна и важна. Она научит моих сверстников разбираться в этом виде изобразительного искусства – скульптуре. Опрос, проведенный среди ребят моего класса, заставил нас всех покопаться в энциклопедиях, прибегнуть к поиску информации в Интернете, поразмышлять над ответами вместе с родителями, просто призадуматься и узнать много нового о родном городе.

3.2. Анкетирование родителей

Для полноты исследования мы провели также анкетирование среди наших родителей по составленной анкете из пяти вопросов. Приложение 2. Участвовало 26 человек.

На первый и второй вопрос все родители ответили верно.

На третий – они также ответили хорошо. Были перечислены: Монумент «Славы» - Росток; «Монумент воинской и трудовой славы»; памятник В.Г. Белинскому; «Первопоселенцу»; памятник «Чернобыльцам»; «Афганские ворота»; памятник «М.Ю. Лермонтову» и многие другие.

На вопрос «Назовите веселые парковые скульптуры нашего города» - были названы: «Веселая композиция героев сказки «Буратино» (назвали большинство- 20 человек), «Дама с собачкой (13 человек), «Светофорное дерево», а также - парковые скульптуры парка им. Белинского, на «Чистых прудах», «Лев» - около зоопарка.

А вот про шкатулку «Русские народные пословицы» родители ничего не знали. Мы обязательно им про это удивительное скульптурное произведение расскажем, потому, что это действительно красивое и привлекательное лицо нашего города.

На последний вопрос только два человека не согласились с выражением «Любовь к родине - это любовь и к искусству родного края…».

Все остальные считают, что это действительно так, потому, что если наши родители будут трепетно и с пониманием относиться к искусству пензенского края, значит, они будут любить и свой город, свою Родину. А значит, воспитают и нас патриотами своей страны, смогут привить любовь ко всему прекрасному, к культуре пензенского края.

3.3. Интервьюирование

Мне удивительно повезло, потому что удалось лично познакомиться с Валерием Ювенальевичем Кузнецовым, заслуженным художником РФ и задать ему несколько вопросов о его творчестве и дальнейших жизненных планах.5 Мы провели интервьюирование по заранее составленной анкете с художником. Приложение 3.

Так на вопрос «Когда Вы поняли, что быть художником Ваше призвание?», он ответил: «Еще в детстве прекрасно лепил солдатиков, а серьезно понял только на третьем курсе художественного училища». На следующий вопрос: «Как Вы оцениваете творческие работы Ваших друзей?», он ответил: «С любовью. И пожурю, и поругаю, а, вообще, объективно. У нас, у скульпторов, есть даже свой девиз в работе: «Сохраняя прошлое, работаем по-настоящему, создаём будущее».

Заключение

Таким образом, любовь и желание узнать как можно больше о веселых парковых скульптурах своего города, это значит еще больше узнать о талантливых пензенских художниках, которые своим творчеством умеют создать радостное и праздничное настроение всем жителям города.

Данное исследование поможет воспитать у наших ребят уважение и любовь к культуре малой Родины, земле пензенской. Именно сегодня очень важно ценить и помнить талантливых людей при жизни, а не после… Особенно наших земляков.

А можно ли любить то, чего не знаешь, или знаешь очень мало?

Для этого нужно чаще посещать с родителями и учителями творческие выставки пензенских художников, картинную галерею, праздники, проводимые в рамках культурных программ города, музеи, библиотеки, участвовать самим в городских творческих конкурсах, интересоваться всеми событиями в области культуры Сурского края и читать как можно больше книг о нашей губернии.

Одна из причин распространения агрессии и жестокости в нашем обществе заключается в утрате культурных традиций, отсутствие эстетического вкуса, почитания культурного наследия.

Сегодня дети гораздо лучше знают культуру народов Востока и Запада, чем свою собственную. Плохо знают современных пензенских музыкантов, поэтов, писателей, артистов, художников. Обращаясь к данной теме, мы попытались сформировать у подростков, пока лишь у пятиклассников нашей школы, чувство любви к «малой родине», закрепить знания в области скульптуры, как вида изобразительного искусства.

Чтобы приобщить одноклассников и их родителей к духовным ценностям своего края, мы оформили «Путеводитель по веселым парковым скульптурам города Пензы». Приложение 4.

Благодаря буклету каждый сможет вспомнить веселые скульптуры нашего города, посетить понравившееся ему место и создать себе радужное настроение.

Практическая значимость моего исследования предусматривала возможность создания своими руками миниатюрной парковой скульптуры для пришкольного участка. И я попробовала это осуществить. Я сделала рабочий эскиз предполагаемого объекта. Материал – мыло. Приложение 5.

Наша гимназия называется «САН», что в переводе означает солнце. Поэтому я изобразила петуха на фоне лучезарного солнца. Мои предки, древние славяне, относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси петух был птицей священной. Петух почитался как символ огня и символ Солнца.

Совсем скоро нашему городу исполнится 355 лет. Многое нам ещё предстоит познать и увидеть. Но занимаясь исследованием по теме «Веселые парковые скульптуры города Пензы», скажу: «Время зря не было потрачено!». И все новое, о чем мы узнали навсегда останется в нашей памяти. «Человека формирует всё великое» - И. Гёте.

Список литературы

1. Интернет- ресурсы: пензенский сайт «АРТ-Пенза».

2. Маневич Л. «Сурские художники»// Сура.- № 3.-2000.- С. 10-11.

3. Пензенская энциклопедия: /Гл. ред. К.Д. Вишневский.-Пенза: Министерство культуры Пензенской области-. М.:Большая Российская энциклопедия,2001.

4. Советский энциклопедический словарь.-3-е изд.-М.:Сов.энциклопедия,1984.-1600 с.

5. Художники Сурского края. Автор проекта В.В. Шабанов.-М.:ОАО «Типография «Новости», 2011.

Приложение 1

ОПРОС

учащихся 5а класс

    1.  

Что означает слово «патриотизм»?_______________________________________

_________________________________________________________________________

    1.  

Кто такой патриот?____________________________________________________

    1.  

Как ты понимаешь слово «искусство»?___________________________________

__________________________________________________________________________

    1.  

Скульптурное произведение это…_________________________________________

___________________________________________________________________________

    1.  

Какие памятники ты встречаешь на улицах нашего города? Перечисли их______

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1.  

Патриот – это…______________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    1.  

Что означает слово «искусство»?_______________________________

__________________________________________________________________

    1.  

Перечислите скульптурные произведения, памятники города Пензы_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.  

Есть ли в Пензе «веселые парковые скульптуры»? Перечислите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.  

Согласны ли Вы с выражением: «Любовь к Родине - это и любовь к искусству родного края…». Есть ли взаимосвязь в этом высказывании?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Приложение 5

Форэскиз предполагаемой садово-парковой скульптуры

для нашей гимназии «САН»

1Советский энциклопедический словарь, С.1215, 1984.

2 Пензенская энциклопедия: /Гл. ред. К.Д. Вишневский.-Пенза: Министерство культуры Пензенской области-. М.:Большая Российская энциклопедия,2001.-С.

3  Маневич Л. «Сурские художники»// Сура.- № 3.-2000.- С. 10-11.

4 Интернет- ресурсы: Пензенский сайт «АРТ-Пенза».

5 Художники Сурского края. Автор проекта В.В. Шабанов.-М.:ОАО «Типография «Новости», 2011.-С.144-147.

20

Просмотров работы: 279