Кружевные загадки на окнах - резные наличники

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кружевные загадки на окнах - резные наличники

Степаненко Д.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Калуги
Фролкина А.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом году я делала исследовательскую работу на тему «Калуга в марках». Создавать марки своими руками и изучать историю своего города мне очень понравилось, и я захотела продолжить работу в том же русле. Я долго не могла определиться с темой своей исследовательской работы, пока однажды на кружке по изобразительному искусству мы не стали рисовать деревянные дома с наличниками. Меня заинтересовали наличники, их предназначение и разнообразие. У нас в городе домов с наличниками встречается мало. Мне стало интересно изучить историю возникновения наличников, а также рассмотреть калужские дома с наличниками, узнать, что знают мои ровесники и люди старшего поколения о наличниках вообще. И, конечно же, продолжить создание серии своих марок.

Цель работы – создать свою серию марок с калужскими наличниками.

Актуальность работы в том, что марок с изображениями калужских наличников не существует – о деревянных домах и предназначении наличников мало кто знает. Я думаю, что важно, чтобы в Калуге была своя серия марок – это поможет сохранить память о старом городе.

Объектисследования – наличник как один из видов декоративного оформления в России.

Предмет исследования стали наличники города Калуги.

Для достижения цели я подставила перед собой следующие задачи:

- узнать, что такое наличник и для чего его используют;

- изучить типы наличников и значение узоров на них;

- найти марки с изображением наличников и попробовать создать свои марки с наличниками Калуги;

- провести опрос детей и взрослых о наличниках; провести для своих одноклассников мастер-класс по созданию наличников со своими узорами.

Историография вопроса. Фотограф Иван Хафизов уже более 10 лет ездит по городам России и фотографирует наличники. Он даже создал сайт, на котором выкладывает фотографии самых интересных наличников. Там же он рассказывает истории создания некоторых наличников. Если говорить о Калуге, то Александр Сергеевич Днепровский-Орбелиани, исследователь строительства родного края, пишет о некоторых калужских наличниках в своей книге «Калуга деревянная» [Днепровский-Орбелиани, 2013]. Но исследования конкретно наличников у него нет. Выпускались марки с наличниками только Псковской и Нижегородской областей. Марки с калужскими наличниками не выпускались.

Новизна работы в том, что я хочу попробовать не только познакомиться с наличниками Калуги, но и создать свою серию марок с наличниками города.

Работа над исследованием состоит из нескольких этапов:

Начальный этап: сбор информации по проблеме. Методы сбора информации: изучение литературы и Интернет-источников, анкетирование учащихся школы и их родителей.

Основной этап: оформление проекта и презентация его результатов. Освещение результатов проекта через школьную газету и веб-сайт школы. Проведение мастер-класса для учащихся класса по изготовлению наличника. Выступление на классном часе, родительском собрании.

Перед тем как приступить к практической части исследования, я проанализировала статьи из журналов, информация из книг и сделала выборку интернет-ресурсов. В качестве методов исследования мной были использованы опрос, беседа, наблюдение. Также мы составили детальный план работы (Приложение 1).

Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛИЧНИКОВ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ

Наличники – декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой - резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой [Наличник, 2017].

Но наличники оконных проемов – это не только украшение фасадов. Точнее, это совсем не украшения. Это оберег жилища. Подобно тому, как наши предки оберегали себя, свое тело от нечистой силы путем изображения священных языческих символов на одежде, вышивая знаки на вороте, на рукавах и на подолах рубах, точно также они стремились обезопасить свое жилище от враждебной силы. До нашего времени из темных веков древности дошли эти символические знаки (драконы, птицы, змеи и т.д.), к ним прибавились христианские кресты и перекрестия. И в XX веке на наличниках стали появляться пятиконечные звезды.

Наличник – от слова «чело» (лоб, лицо). Огромную роль мастер всегда придавал силуэту изделия. Например, при солнечном освещении отбрасываемая прорезным карнизом тень создавала дополнительный декоративный эффект. Поэтому наличник стремились вынести от стен вперед, чтобы включить тень от узоров в создаваемое впечатление. Цвет при этом играл дополнительную, второстепенную роль, изделия могли и не окрашиваться.

Следует отметить общую особенность наличников: их цвет обычно резко контрастирует с тоном стен дома. На таком фоне наличники особенно эффектно выделяются. Обычно цвет наличника белый, очень редко наличник окрашен тем или иным цветом.

И еще одну закономерность в окраске фасадов и наличников в деревянном строительстве удалось проследить. Чем ближе географически местность расположена к северу, тем чаще мы встречаем теплые цвета окраски зданий. Так, например, в Финляндии и Швеции фасады окрашены в любые оттенки коричневого, оранжевого, желтого, красного цветов и совсем отсутствуют голубые, синие, зеленые цвета. В нашей умеренной полосе приемлемы любые цвета в любых сочетаниях и оттенках.

Испокон веку считается, что окна зданий – их глаза. А глаза надо беречь «пуще глаза». И украшать их. А только для украшения резные наличники?

Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Один из способов защиты – окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняка и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» назвал домовую резьбу «овеществлёнными заговорами» [Рыбаков, 1987, с.766], возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.

Вход в дом, окно, углы дома, крыша – самые уязвимые места для ветра и зла. На защитные доски в таких местах и стали наносить сакральные знаки.

Окна для наших предков являлись связью с Космосом, Богом. Подать что-нибудь в окно нищему, божьему человеку, – значило Богу подать. Самые важные вести человек получал через окно, потому что у сообщающего их не было времени заходить в дом: он спешил поделиться новостями. Окно – это и связь с миром мертвых. Через окно подавали на Святки колядующим, то есть, тем, кто принес божественные пожелания хозяевам. Разумеется, окно должно было быть защищено от напастей.

Оформление окна избы представляет собой своеобразную картину мира древних. В общем и целом в ней мир делится на верхний мир — мир неба, средний мир — поверхность земли и нижний — подземный мир. Все это мировоззрение отражено в наличниках.

Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы: солярные символы (символы солнышка), символы воды, символы земли, символы- обереги и символы-пожелания (Приложение 2).

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках.

ГЛАВА II. НАЛИЧНИКИ КАЛУГИ

Когда-то наш город был полностью деревянным, а сейчас остатки этого строительства – редкие жемчужины в каменных джунглях. Дома Толмачёвых, Толстых, Дом мастеров в центре города и небольшие покосившиеся избушки на окраинах - в переулке Тульском, улице Никитина, улице Воробьевская гора. Резные наличники, пилястры, балкончики, слуховые окна, карнизы, дубовые ворота и крылечки – от всего этого веет не только стариной, но и каким-то невероятным теплом и светом, как будто эти здания живые.

Искусствоведы уверены, что на калужскую резьбу большое влияние оказала народная вышивка – плетение кружев. И только потом мастера стали добавлять что-то своё. Поэтому в резьбе много языческих мотивов. Солярные (солнечные) знаки – крест, ромб с крестом-колесом, восьмилепестковая розетка. Среди символов плодородия встречаются всевозможные ромбы: с острыми краями, с крючками и т.д.

В XIX веке в Калуге был популярен «стиль Ропета», его называют наиболее ранним проявлением модерна. Тогда в калужской деревянной резьбе появились новые фигуры, которые уже не имели никакой символики, они просто радовали глаз.

28 ноября 2014 года Почта России выпустила в обращение почтовые марки «Резьба по дереву. Наличники» в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России». На почтовых марках изображены наличники Псковской и Нижегородской областей. Больше марок, где встречаются наличники, я не нашла. Зато нашла интересный сайт «Виртуальный музей резных наличников». На этом сайте можно увидеть наличники многих городов России. Фотограф Иван Хафизов ездит по городам России и фотографирует дома с интересными наличниками. Оказывается, наша страна богата домами с самыми разнообразными наличниками. Не обошел он стороной и нашу Калужскую область, и саму Калугу [Наличники России. Часть 40. Калуга!, 2012]. На сайте можно найти наличники, которые заинтересовали фотографа в нашем городе.

Для создания своей коллекции марок и книги, посвященной нашему городу, я решила сначала собрать материал о домах с наличниками. В нашем городе есть деревянные дома с наличниками, которые раньше принадлежали известным людям, а так же много домов где живут простые люди. Мы с родителями ездили по Калуге и фотографировали дома с наличниками и сами наличники, чтобы потом по ним можно было нарисовать эскизы марок. Для создания своей книги я использовала свои фотографии и в программе Power Point создала презентацию, где коротко рассказала об известных домах с резными наличниками нашего города. Там я представила дома с самыми разнообразными наличниками, которые встретились мне в нашем городе. Чтобы создать эскизы своих марок, я уменьшила фотографии наличников и используя технику стекления, создавала марки наличников.

К сожалению, с каждым годом деревянных домов в нашем городе становится все меньше и меньше. И поэтому я надеюсь, что моя книга и эскизы марок будут хорошей памятью о нашей деревянной Калуге.

Работая над проектом, я провела опрос одноклассников и людей старшего возраста. Мне было интересно сравнить знания о резных наличниках людей разных поколений. Как выяснилось, по результатам опроса, мои ровесники практически ничего не знают о наличниках (Приложение 3). А у людей старшего поколения вопросы о наличниках не вызвали затруднений, кроме вопросов о том, что такое солярные символы и что могут обозначать узоры на наличниках.

На классном часу я рассказала ребятам о наличниках и узорах, которые на них изображены. И предложила им сделать наличники со своими узорами, в которых они могли бы использовать самые разнообразные орнаменты. Эти наличники должны рассказать что-то о каждом из них. Для этого я раздала трафареты наличников, и мои одноклассники карандашом наносили на них различные узоры, а потом написали на листочках, что они хотели изобразить и почему. Все наличники мы наклеили на дом, нарисованный на ватмане. И получили свой интересный дом, с индивидуальными наличниками (Приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было выяснено, что многие мои одноклассники не знают, что такое наличники и что несут узоры на них. Это объясняется тем, что все это дошло до нас от языческих времен, и в последнее время эти узоры потеряли для людей какое-либо значение. Но также я узнала, что есть люди, которые собирают информацию о наличниках, чтобы сохранить эти знания не только для нас, но и для будущих поколений. Потому что это является частью нашей истории; но с каждым годом старых деревянных домов с резными наличниками становится все меньше. Создавая свой альбом с фотографиями домов и наличников, а также эскизы марок, я надеюсь, что они также будут памятью о том, каким когда-то был наш город.

Изучая эту тему, я узнала, что такое наличник, для чего его используют; изучила типы наличников и познакомилась со значением узоров на них; я провела опрос и мастер-класс для своих одноклассников.

Выполняя эту работу, я достигла поставленной цели – я создала свою серию марок с калужскими наличниками, которые до этого никогда не появлялись на марках.

БИБЛИОГРАФИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Днепровский-Орбелиани А.С. Калуга деревянная. Калуга: Издательство «Фридгельм» в Калуге, 2013. – 80 с.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. – 790 с.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

3. Исчезающая Калуга: прогулка по остаткам деревянного города // Сайт Издательского Дома «КП-Калуга», 2015. URL

http://www.dg.kp40.ru/news/society/33879/ (дата обращения: 15.12.2017)

4. Наличник // Википедия. Свободная энциклопедия, 2017. URL

https://ru.wikipedia.org/wiki/Наличник (дата обращения: 17.09.2017)

5. Наличники России. Часть 40. Калуга! // Виртуальный музей резных наличников, 2012. URL

http://nalichniki.com/kaluzhskie-okonnye-nalichniki-vopreki-vsemu/ (дата обращения: 24.09.2017)

6. Плесские наличники-обереги // Плес. Потаенная Россия, 2014. URL

http://plios.ru/pub/plyesskie-nalichniki-oberegi/ (дата обращения: 10.10.2017)

7. Русский наличник // Древоделатель, 2013. URL

http://drevodelatel.ru/articles/12/367/ (дата обращения: 18.01.2018)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. План работы

Время

Содержание работы

Выполнение

1.

Октябрь 2017 г.

Составление плана работы

Формулировка темы, цели, гипотезы работы

- составление плана работы;

- «пошаговое» деление работы;

- формулировка темы совместно с научным руководителем;

- выдвижение гипотезы работы;

2.

Октябрь-ноябрь 2017 г.

Сбор информации

- анализ литературы и Интернет-источников;

-проведение опроса, фотографирование;

3.

Декабрь 2017 г. – январь 2018 г.

Обработка информации

- фиксация результатов наблюдений;

- анализ полученных результатов;

4.

Январь 2018 г.

Подготовка проекта

- оформление проекта;

- проведение мастер-класса для учеников класса по изготовлению наличника;

5.

Февраль – март

2018 г.

Реализация проекта

- размещение проекта в школьной газете и на веб-сайте школы;

- выступление на классном часе и родительском собрании.

Приложение 2. Группы символов

Группа символов

Пример

Значение

Солярные символы (символы солнышка)

 

Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья;

Символы воды

 

Без воды нет жизни. Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть). Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле и пути «на тот свет», рубежа между мирами.

Символы земли

 

Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Символы-обереги и символы-пожелания

 

В этих группах символы стихий, животных и растений. На наличниках можно встретить относительно реалистичные изображения коней и птиц (лебеди, утки), которые считались «носителями» солнечного диска. Конь в славянской мифологии поднимал солнце на небо с утра, и потому он изображается в верхней части наличника, в то время как его антагонист – птица, уносившая солнце на закате, чаще фигурирует в нижней части. Весьма необычным звериным (зооморфным) символом, который можно встретить на наличниках, является Ящер – божество нижнего, подводно-подземного, мира, которого нередко изображают в виде либо ящерицы, либо дракона. Отдельное место в зооморфных мотивах занимают змеи, которые связаны с культом ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Часто встречающийся символ, напоминающий букву «S». В языческой славянской традиции в большинстве случаев этот символ ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею.

Символ женщины-берегини

 

Образ женщины с раскинутыми руками и ногами, женщины-берегини, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало,встречается очень часто и занимает важное место. Обозначение символа - материнство, растительное плодородие.

Приложение 3. Опрос

Взрослые

Дети (учащиеся 5 «Г» класса)

Знаете ли вы, что такое наличник?

да – 100%

нет – 0 %

да – 65 %

нет – 35 %

Знаете ли вы, что такое солярные символы?

да – 17 %

нет – 83 %

да – 9 %

нет – 91 %

Знаете ли вы, для чего наши предки использовали наличники?

да – 100%

нет – 0 %

да – 48 %

нет – 52 %

для красоты и защиты – 25 %

для красоты –

42 %

для зашиты –

30 %

     

Знаете ли вы, что обозначают узоры на наличниках?

да – 50 %

нет – 50 %

да – 52 %

нет – 48 %

Видели ли вы наличники в Калуге?

да – 100 %

нет – 0 %

да – 65 %

нет – 35 %

Приложение 4. Дом с наличниками

Просмотров работы: 942