Мое путешествие по святым местам Осетии

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мое путешествие по святым местам Осетии

Газзаев  А.С. 1
1МБОУ СОШ №43
Понамарева  Т.Н. 1
1МБОУ СОШ №43
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моего исследования:

«Мое путешествие по святым местам Осетии»

Цель исследования: Изучить материал о Святых местах Осетии.

Для этого мне нужно решить следующие задачи: 1.Изучить материал по своей теме 2.Посетить святые места 3.Узнать их историю

Я выдвинул гипотезу: Во всех осетинских селах есть свои святые места или святилища

Актуальность своей темы вижу в том, что наши близкие каждый день обращаются к Богу, часто посещают святые места. Мы, их дети, так мало знаем о истории святилищ, о правилах поведения в них, традициях и обычаях. А ведь это наша национальная культура, история и достояние.

В переводе с греческого «Кавказ» обозначает «трон божества». Не только небо, но и горы Кавказа хранят свои тайны. В самом центре Кавказского хребта живутосетины. По мнению ученых, предки осетин создали богатую духовную и материальную культуру.

Религиозные верования осетин складывались в течение многих веков. Осетины делятся на христиан и мусульман, но их верования тесно переплетены с языческими обрядами. В результате нашествия монголов осетины были оттеснены в горы. Тяжелое географическое положение, жуткие климатические условия, экономические факторы способствовали тому, что древние верования еще больше распространились. Появилось много своих покровителей и святых мест.

Осетины ставили святилища в труднодоступных местах. Проезжая или проходя мимо, было принято снимать головной убор, молиться о благосклонности, а чтобы умилостивить святого, делались пожертвование - мысайнаг. Святые места представляют собой или большую груду камней, или куст, или дерево, пещеру или гору, поляну или холм, а иногда остатки христианских храмов. Осетины любое божество называют Дзуаром. Этим же словом называют место, где живет, обитает божество, т.е. святилище. Слово «Дзуар» происходит от грузинского «джари»-крест. Вместе с этим боги и божества называются осетинами «задта и дауджыта». Среди них общеосетинские: Уацилла, Уастырджи, Фалвара, Мыкалгабыр, Афсати, Донбеттыр, Аларды, Хуыцауы дзуар, Рыныбардуаг, Мады Майрам, и другие. Во главе стоит верховный бог -Хуыцау.

Все божества делятся на общеосетинские, ущельские (сельские), родовые (фамильные) Дзуары. Почти все они имеют культовые сооружения, где до сих пор проводятся различные обряды.

Глава I. По дороге в Алагир

1.1. Нитка маршрута

В Алагирском ущелье религиозные культы возникли в большом количестве. Самыми уважаемыми были и остаются: Реком, Мыкалгабырта и Ныхасы Уастырджи. Из сельских и фамильных культов особенными считаются Саубарагы Дзуар, Тхосты Дзуар, Мигъдау, Рындзы Дзуар и т.д.

Так уж получилось, что мой папа, Газзаев Сергей Юрьевич, да и моя учительница Понамарева Тамара Николаевна - выходцы Алагирского ущелья. Оно для нас оказалось родным. Может быть именно поэтому мы решили начать наше исследование в этом направлении. Сначала определили маршрут.

Нитка маршрута:

Селение Гизель. Святилище Рыныбардуаг.

Селение Саниба. Святилище Санибинский Реком

Селение Майрамадаг. Мады Майрамы Кувандон

Селение Дзуарикау .Хастаг Дзуар

Селение Суадаг.Священная роща Хетага

Селение Бирагзанг.Уастырджийы Ганах

Селение Црау .Хуыцауы Дзуар

Селение Црау. Мады Майрам кувандон

1.2. Селение Гизель. Рыныбардуаг

Рыныбардуаг- в осетинской мифологии - бог-повелитель болезней в облике страшного чудовища. Святилища Рыныбардуаг возникли в середины ХIV века, т.е. во время эпидемии чумы, охватившей Осетию. Во время эпидемии молодые люди группами с трещетками обходили селения, которым угрожали болезни и распевали песни во славу Рыныбардуага. Все остальные давали им овец и коров, которых затем приносили в жертву. Осетины, верившие в могущество святого Рыныбардуага, просили его избавить их от чумы (емына)

До наших дней дошло выражение «емынæйыцæф». Считалось, что Рыныбардуаг видел, как усердно люди молятся ему, и избавлял людей от болезней. В ряде сел Осетии есть сохранившиеся до наших дней святилища Рыныбардуага, одно из них - в селении Гизель.

В 1812 г. образовалось селение Гизель. Жители были счастливы избранным местом. Но вскоре у них стали болеть и умирать дети. Народ был в отчаянии. Больных становилось все больше. Один из старейшин посоветовал жителям села принести жертву божеству-повелителю эпидемии Рыныбардуагу. Все вместе выбрали место для жертвоприношения. Там и справили куывд. Вскоре болезнь отпустила.

С того дня жители села каждый год определяют по жребию быка для жертвоприношения и водят его по улицам. Каждая семья выносит три пирога и мысайнаг, завернутый в атласную ленту. Они передаются жрецу, а лента привязывается к быку. Даже самое буйное животное становится тихим и покорным. Разукрашенного быка ведут к святилищу Рыныбардуаг для жертвоприношения. Праздник с песнями и танцами продолжается допоздна.

Эту историю рассказал нам глава администрации с. Гизель Доев Аслан. Он сказал, что святилища есть и второе название –Галзилан Кувандон.

Святилище находится в центре села между домами ул.Калинина 11 и ул.Калинина 13 (Рис.1-2)

Рис. 1 Рис.2

Аслан поведал нам историю святого места, которое находится между селением Верхняя Саниба и Нижняя Саниба.

1.3. Селение Саниба. Тбау Уацилла

Далее наш путь лежал в селение Саниба. По рассказу Доева А.Х. его прадед привез сюда из Даргавского ущелья святыню. Это было в 1900году, когда сошел первый ледник. Он взвалил на плечи барашка и понес его принести в жертву. Вдруг баран соскочил и побежал вперед. Когда прадед догнал его, то увидел, что баран неподвижно лежит на поляне, причем именно в том направлении, в котором принято приносить жертву святым. Там его и принесли в жертву. Это место стало сельским святилищем. Позже его назвали Святилище Тбау Уацилла. (Рис.3-4)

Рис.3 Рис. 4

Селение Майрамадаг. Мады Майрамы Кувандон

В Майрамадаге пришлось долго ходить по улицам в поисках жителя, который бы смог рассказать нам о местном святилище. Нам указывали место, где оно находится, но, к великому удивлению, никто ничего не мог рассказать о истории его возникновения. Только благодаря помощи администрации села в лице Джериевой Фатимы мы встретились с Батиевым Славиком, который является ответственным за местный дзуар Мады Майрамы Кувандон. Из его рассказа мы узнали, что Святилище находится в конце села в овраге у реки. В далеком 1905 году поздно ночью жители поселения увидели, что место , где они днем косили сено, озарилось ярким светом. Они бросились туда. На стоге сена увидели ослепительное сияние. Когда люди приблизились, этот «Свет» сорвался со стога сена и полетел вдоль реки. С тех пор это место стало святым. Рядом со стогом сена росло дерево, которое впоследствии стало символизировать это святое место. (Рис.5-6)

Рис.5 Рис. 6

Мыкалгабырта

Есть в Майрамадаге еще одно известное святилище –Макалгабырта (Рис. 7)

Рис. 7

1.5 Селение Дзуарикау. Хастагдзуар

В Дзуарикау ответственным за сельский Хастагдзуар (дзуары лаг) является Тохтиев Алик, который принял нас очень доброжелательно, рассказал нам историю святилища и повел нас по тропинке высоко в гору. Там на небольшой площадке и находится святое место.

В 1927 году осетины спустились на равнину и облюбовали место для поселения. Решали, где будет их святилище. На горе над поселением рос большой чинар. Он выделялся среди всех деревьев. Однажды в него ударила молния и расколола его. Старейшины решили, что это знак и указали на это место. Со святого места все село у подножия горы видно, как на ладони. В сентябре здесь собирается очень много людей не только из с. Дзуарикау, но и с окрестных тоже. (Рис. 8-9)

Рис. 8 Рис.9

Селение Суадаг. Священная роща Хетага

Жительница Суадага , учительница осетинского языка, с гордостью поведала нам легенду о Хетаге и сказала, что существует две версии названия святого места: Лагты Дзуары кувандон и Хетаджы Уастырджийы кувандон(Рис. 10-11). Было очень интересно узнать, что раньше дорога к роще была усыпана пятнадцатикопеечными монетами- мысайнаг. Женщины не могли посещать святое место. Но во время войны, когда в селе почти не осталось мужчин, женщинам было разрешено относить мысайнаг и молиться за ушедших на фронт. Но при этом до святилища они обязательно должны были идти босиком с покрытой головой. В этом святом месте нельзя зажигать свечи.

Рис.10 Рис.11

Селение Бирагзанг. Уастырджийы Ганах

Кульминацией нашего исследования стала для нас встреча с Суановым Виссарионом в Бирагзанге. Это поистине человек-энциклопедия. Он с радостью поведал нам историю возникновения села(1785 г), его названия, святых мест. Над селом возвышаются горные цепи. Самая низкая - гора Ганах. Именно на ней находятся сразу три святых места, почитаемых сельчанами: Уастырджийы Ганах, Уацилла, Кардаг Хассан. (Рис. 12)

Сколько открытий сделали мы для себя, общаясь с этим удивительным человеком! Оказывается, 12 едва заметных выемок заснеженной вершины Къариу Хох (самой высокой гряды) - это места 12 присяжных-святых (Къариу Тархонылагта), которые наблюдают за жителями ущелья, судят их за проступки и наказывают. (Рис.13)

Рис.12 Рис.13

Есть в селении Бирагзанг еще одно святое место -Хуыцауы Дзуар Мыкалгабыр. Находится оно в самом селении. Это небольшой дворик, расположившийся между жилыми домами. Когда–то во время переселения из ущелий братья Цаллаговы принесли с собой камень с фамильного святого места. С тех пор сюда приходят жители села просить святых о помощи. (Рис. 14-15)

Рис.14 Рис.15

Глава II. Святые места Алагирского ущелья

2.1. Селение Црау. Хуыцауы дзуар

Задолго до революции в Алагире появилась эпидемия холеры. Люди заражались и умирали целыми семьями. Они обратились за помощью к старейшине, а он - к ясновидящей, которая указала, что в таком-то месте в стаде есть белый бык. Его надо купить за любые деньги не торгуясь. Пустить его вперед и идти за ним. На том месте, где он приляжет, сделать кувандон – святилище Бога . Помолиться Богу и принести в жертву этого быка: тогда народ будет спасён. Все так и произошло. Сегодня на этом месте стоит часовня рядом с которым находиться статуя белого быка. Ежегодно жители Алагирского ущелья приходят сюда с тремя пирогами. (Рис. 16 -17)

Рис. 16 Рис.17

2.2 Селение Црау. Мады Майрамы дзуар

В этом же селе мы попросили рассказать нам о местном святилище- Мады Майрамы кувандон- жительницу села Газзаеву Разминат. Она поведала, что люди давно выбирали подходящее место для этого святилища. Оно находится у Цраудона на высоком выступе. Один из старейших видел во сне, что именно на этом месте должно быть святое место. Было это в 60-е годы. Сколько было наводнений! Смывало все, но только этот островок оставался нетронутым. Сюда приходят помолиться за детей или с просьбой послать бездетным семьям детей. (Рис. 18–19)

Рис.18 Рис. 19

Заключение

Проведя свое исследование, я убедился, что в каждом, даже самом маленьком поселении есть святые места, имеющие свои уникальные истории. Я узнал столько интересного !

Неожиданно для меня самого я опроверг информацию интернет-сайтов о том, что в селении Дзуарикау есть святилище, называемое Реком. Многочисленные авторы даже проводят сравнение между ним и Цейским Рекомом. Но, как выяснилось, никогда такого святилища в селении Дзуарикау не существовало.

Святилища являются центром духовной жизни осетин. Жители республики по особенному уважительно, трепетно и с опаской относятся к святым местам, соблюдают ритуалы и запреты. Туда можно приходить в определенный день только один раз в год. Есть святые места, куда ходят только мужчины или женщины. Но есть и такие святилища, куда приходят целыми семьями. Обязательно туда надо приходить в особой чистоте и опрятности. Во время праздников некоторых святых жители устраивают шумное веселье с песнями, танцами. А есть святые места, где даже не позволены громкие разговоры. Территории святилища особые. Все, что там находится - неприкосновенно. Вести себя в таких местах надо достойно. Если не соблюдать правила, человек будет наказан святым.

Соблюдая эти требования, каждый осетин будет лучше усваивать народные ценности и традиции, будет продолжать и передавать из поколения в поколение моральные принципы и нормы жизни предков.

Библиографический список

Миллер В. В горах Осетии . Миллер В.Ф. Фольклор народов Северного Кавказа. М.: Наука, 2008

Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Материалы по археологии Кавказа. М., 1883. Вып. 3.

Тменова Д.Г. Святые места Осетии. Комплект открыток. г. Владикавказ. Издательство «Респект». 2010 г.

Интернет-ресурсы

http://www.anaharsis.ru/biblio/etno/mil

http://iriston.com/

http://iratta.com

http://tabol.nm.

http://aors.narod.ru/

http://www.travelvlad.com/

Просмотров работы: 1434