«Военная династия семьи Мугалимовых»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Военная династия семьи Мугалимовых»

Мугалимова  С.И. 1
1МБОУ "Комаровская средняя школа"
Мугалимова Ж.Р. 1
1МОБУ "СОШ №3"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Военные династии. Они.Как монолит... Как столбик на границе... Меняются лишь звания. И лица...Но звания героям НЕ НУЖНЫ!

Среди традиций Вооруженных сил на первом месте стоиттрадиция беззаветного служения своему Отечеству! Слово «Отечество» происходит от слова «отец». Поэтому важнейшее место в формировании и поддержании воинских традиций принадлежит военным династиям, в которых традиции передаются по цепочке: от отца – к сыну, от сына к внуку и т. д.

Важную роль в деле формирования, накопления и поддержания воинских традиций играют военные династии.

Военная династия – это не просто преемственность, это осознанное посвящение себя трудному, опасному, но необходимому делу защиты Отечества. Такие династии – опора вооруженных сил, хранящих лучшие традиции предшествующих поколений.

Актуальность темы обусловлена тем, что ее результаты могут иметь существенное практическое значение для организации воспитательной работы среди школьников, абитуриентов, курсантов и самих представителей династий военнослужащих, помогут делу формирования, накопления и сохранения славных традиций военных профессий, традиций нашего государства, поддержанию его авторитета.

Объектом исследования являются семьи Мугалимовых, Урманбаевых, Калиахметовых, Карабасовых.

Предметами нашего исследования выступают состав, профессиональная деятельность, а также личностные характеристики представителей семей.

Цель исследования: изучение исторического и культурного наследия моей семьи, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Познакомиться с историей жизни своих родственников; изучить всех военных по мужской линии в семье Мугалимовых, Урманбаевых.2. Выявить новые факты из истории семьи; проследить связь поколений через профессию.3. Исследовать документы, статьи, фотографии, воспоминания.

4. Создать генеалогическое дерево моей семьи.

Методы исследования: изучение семейных документов и архивов, материалов СМИ и литературы по проблеме исследования; социологические методы исследования (опрос, беседа, анкетирование); анализ, систематизация и обобщение полученных сведений.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работа может быть интересна для любого человека, который интересуется историей своей семьи. Также работу можно использовать на классных часах по теме "Великая Отечественная война".

В исследовательской работе использовались семейный архив, справочная, специальная, научно-популярная литература, а также информация с интернет-сайтов.

Гипотеза: предполагаем, что семейные традиции и ценности влияют на формирование профессионального выбора человека.

Продуктом исследования являются генеалогическое древо, семейный архив, видеоролик, буклет "Как стать военным", бисерная композиция «Символы династии». Приложение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Начало военной династии Мугалимовых в годы ВОВ

Родоначальник династии - Мугалимов Сафетдин Мугалимович.

Родился в 1906 в селе Бураево Башкирской АССР. Основано село было в 1795 году. Бураево с 1864 г. становится центром одноименной волости. Бураевцы занимались хлебопашеством. Бураевцы испокон веков отличались стремлением к знаниям. Грамоте обучались в мечетях и медресе - в учебных заведениях высшего типа. Суровые годы Великой Отечественной войны отразились в истории образования района. Директора и учителя школ уходили на фронт, самоотверженно защищали Родину. Вся работа в колхозе легла на плечи стариков, женщин и детей. До обеда учились, после обеда – в поле, на ферму. Зимой в школе было холодно. Дети голодали. Но желание учиться было огромным! Ни одного прогула занятий без уважительной причины в эти годы не случалось. Дети были уверены, что своей хорошей учебой приближают победу. До войны Мугалимов Сафетдин работал участковым в своем родном селе. Был женат на Мугалимовой Магафузе. В 1935 году в их семье родился первенец, мой дед Мугалимов Рашит.

В 1937 году прадед был отправлен в Туркестан, где выполнял боевые задачи в составе специальной группы НКВД.

В 1943 году мой прадед ушел на фронт. Он служил в составе башкирской группы офицеров НКВД. Их отряд в количестве 60 человек был сформирован для выполнения секретных боевых задач и был направлен в Крым. Сафетдин участвовал в разработке плана освобождения озера Сиваш от захватчиков в составе отряда СМЕРШ Генического РВК. СМЕРШ — аббревиатура от «Смерть шпионам», так назывались ряд контрразведывательных органов СССР во время Великой Отечественной войны. СМЕРШ был создан 19 апреля 1943 года и просуществовал всего 3 года, до 1946 года.

По окончании ВОВ офицеры данной группы продолжили несение службы на Украине для борьбы с отрядами Степана Бандеры. Домой вернулся мой прадед в 1946 году.

После войны Мугалимов Сафетдин работал в родном селе Бураево общественным участковым уполномоченным сельхозартели «Мир» Бураевского района. Принимал активное участие в сохранение общественного порядка села. Также мой прадед печатался в районной газете, рассказывая о жизни и труде своих односельчан. В 1973 году был приглашен работать селькором в республиканскую газету «Советская Башкирия». Выписка из приглашения к сотрудничеству: «Вы живете и трудитесь там, где выращивают хлеб, производят животноводческую продукцию, Вы не только свидетель больших и славных дел своих односельчан, но и активный их участник. И Вы, как ни кто другой, имеете большое моральное право рассказывать в печати о тружениках села, о том, как они работают, о чем думают и мечтают, что их тревожит….» Так долгое время Сафетдин освещал жизнь своего родного села в печати районной газеты и газеты республиканского значения «Советская Башкирия». Умер мой прадед в 1987 году на 81 году жизни. Похоронен в селе Бураево. Дети Мугалимова С.М.: Рашит (1935-2013), Вилиса (1937-2002), Вилис (1940-2000), Рамит (1946-1995), Фидарис (1947-1998), Венера (1949), Венерет (1952).

Награды Мугалимова Сафетдина:

Ордена:

Боевого Красного Знамени;

Красной Звезды.

Медали:

40 лет победы;

50 лет победы;

За победу над Германией;

1.2. Продолжение династии в мирное время

Мугалимов Рашит Сафетдинович родился в с.Бураево Башкирской АССР 28 декаюря 1935 года. В годы ВОВ жил в родном селе, учился в начальной школе при местной мечети. После учебы работал в поле, помогал, матери вести домашнее хозяйство, присматривал за младшими братьями и сестрами. В 1956 году, он уехал из родного села в Оренбургскую область. Послевоенные годы были тяжелыми. Голод, разруха привели к необходимости распашки обширных пространств неосвоенных территорий в Казахстане, Оренбургской области, Челябинской области, на Алтае. Распашка целинных земель могла решить проблему с хлебом в стране.Первая на решение Пленума откликнулась молодежь страны - именно с молодежного движения началось освоение целинных и залежных земель. Рашит не продолжил военное дело своего отца, так как в те годы необходимо было поднимать страну, восстанавливать мирную жизнь. Мой дед стал первоцелинником.

Освоение целины - сложное дело. Целина требовала от людей силы и отваги. Кроме того оренбургский край пугал и своим суровым климатом. «Солнца здесь много и зимой и летом, также как на юге и Дальнем Востоке. Пугал климат, о котором старожилы не без оснований говорили: «Летом плюнешь - слюна высыхает на лету, а зимой падает ледяшкой».- И шутливо заключали: «Землю создал Бог, а наши степи, однако дьявол ».

( По родному краю.- Чкалов, 1956. - С. 50).

Условия жизни были тяжелыми. Вода – привозная, да и та довольно солоноватая. От грубой пищи и не совсем качественной воды у многих отмечались желудочно-кишечные расстройства. Тяжелое положение складывалось, когда наступала дождливая погода. Доставка продовольствия нарушалась, палатки промокали, а ночи становились холодными. Работали по 5-6 смен, спали всего по нескольку часов. Зимой приходилось ходить на работу в худой обуви. Не все выдерживали тяжелых условий жизни и обустроенности быта, болезни. Но, не смотря на все тяготы, освоение целины позволило развиваться и процветать совхозам и колхозам. В одном из таких совхозов, совхозе «Целинном», и поселился мой дед. Здесь женился на моей бабушке Карабасовой Рыс Касеновне, здесь родились его дети Эдуард 1971г., Ильяс 1972 г., Зульфия 1974 г., Гульнара 1976 г.

Сыновья моего деда, мой дядя и мой отец, продолжили военную династию, которую основал их дед. Оба внука Сафетдина стали военнослужащими. Службу по контракту проходят они в 13 Краснознаменной ракетной дивизии.

13-я ракетная Оренбургская Краснознамённая дивизия (войсковая часть 68545) — соединение в составе 31-й ракетной армии Ракетных войск стратегического назначения, расположенная в городе Ясный, ЗАТО Комаровский Оренбургской области.

Мой отец - Мугалимов Ильяс Рашитович родился в совхозе «Целинный» Ясненского района Оренбургской области в 1972 году. Окончил 9 классов в родном селе, после обучался в ПТУ города Ясного. В 1992 году проходил срочную службу в Западной группе войск в ГДР (Германия). В 2003 году прошел обучение в военно-учебном центре города Мирный Архангельской области, после окончания которого получил звание прапорщика. На сегодняшний день мой отец проходит службу по контракту в в/ч 12466 в должности техника-расчета. Женат на Урманбаевой Жанне Рамазановне, имеет троих детей: Ринат - 1998 г., Самира - 2005г., Амир - 2014г.

1.3. Защитники будущего

Третье поколение военнослужащих моей семьи – мой брат Мугалимов Ринат Ильясович.

Он родился 5 января 1998 года в городе Орске. В 2015 году окончил 11 классов «СОШ №3» города Ясного. В этом же году поступил в Военно-Космическую Академию им. А.Ф. Можайского в городе Санкт-Петербурге. Ринат с детства хотел быть военным, ведь перед глазами был пример прадеда, ветерана ВОВ, и папы. С 5 класса он участвовал в военно-патриотических соревнованиях «Зарничка», «Зарница». После 9 класса за хорошую учебу был отправлен в Военно-патриотический лагерь «Гвардеец2» в городе Пензе. С первых дней пребывания в лагере показал себя дисциплинированным, упорным и смелым воспитанником, за что был назначен командиром отведения. Месяц, прожитый в военных условиях казармы, в форме и берцах, окончательно определил его выбор будущей профессии. В 10 классе мой брат поставил перед собой цель – окончить хорошо 11 классов, успешно сдать ЕГЭ и поступить в Военную Академию. Два года Ринат упорно шел к своей цели, занимался спортом, готовился к ЕГЭ. Для поступления в академию необходимо было сдать ЕГЭ по трем предметам: русский язык, математика, физика, поэтому этим предметам мой брат уделял особое внимание. Результаты ЕГЭ Рината: русский язык – 79 баллов, математика – 70, физика – 65. В конце июня 2015 года мой брат отправился в Санкт-Петербург. Месяц длились вступительные испытания: физическая подготовка, медосмотр, профессиональный отбор. Решением Мандатной комиссии мой брат был признан годным к военной службе в Военно-Космической Академии в первую очередь. С 1 августа 2015 года Ринат – курсант Санкт-Петербургской Военно-Космической Академии им. А.Ф.Можайского.

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для войск воздушно-космической обороны, других видов и родов Вооруженных Сил, а также силовых ведомств РФ.

Таким образом, мы проследили военную династию моей семьи по мужской линии. Можно сделать следующее заключение: основатель династии прадед Сафетдин – Ветеран ВОВ, контрразведчик, воевал в Крыму; продолжение династии - внуки Эдуард и Ильяс – военнослужащие 13 ракетной Оренбургской Краснознамённой дивизии; защитник будущего - Ринат – курсант Военно-Космической Академии им. А.Ф.Можайского.

Возможно, в будущем военная династия Мугалимовых будет продолжаться, ведь у моего дяди есть два сына Тимур и Артур. Артур планирует стать курсантом после окончания 11 класса. А у моего младшего брата Амира выбор жизненного пути еще впереди.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Исследование результатов опроса учеников 4 «В» класса (Приложение 1)

В 4 «В» классе проводился опрос с целью определения, имеются ли военные династии в семьях моих одноклассников, какое отношение сформировано у учащихся класса к профессии военнослужащих. В опросе приняли участие 20 обучающихся.

Проанализировав анкеты, мы пришли к такому выводу:

65% учеников нашего класса ответили, что в их семьях нет профессиональных династий. 35% ответили положительно, значит, в их семьях есть несколько поколений людей, посвятивших свою жизнь одинаковой профессии. Диаграмма 1 (см. Приложение 1)

40% опрошенных ребят ответили положительно, подтвердив наличие династии военнослужащих в своей семье. 60% ответили отрицательно. Диаграмма

В 55% семьях опрошенных нет представителей династии военнослужащих, 40% назвали представителем только отца, 5% отметили прадеда и дядю. Диаграмма 3

65% опрошенных в будущем хотят стать военнослужащими, 35% дали отрицательный ответ. Диаграмма 4 (см. Приложение 1)

На вопрос, почему бы вы хотели стать военнослужащим, 20% опрошенных ответили, что хотят защищать Родину, такое же количество опрошенных отметили, что им нравятся военные, 15% ответили, что хотят стать как папа, 45% затруднились ответить. Диаграмма 5(см. Приложение 1)

Большинство учащихся ответили, что надо поступить в военный ВУЗ, 20% - хорошо учиться в школе, 5% - идти в армию, такое же количество - принять воинскую присягу, 10% - не знают, но хотят узнать, 25% - не знают. Диаграмма 6 (см. Приложение 1)

45% опрошенных ответили, что люди в военной форме вызывают у них гордость, 20% - доверие, 20% - спокойствие, 10% - уважение, у 5% люди в форме не вызывают никаких чувств. Диаграмма 7(см. Приложение 1)

Большинство - 70% ответили, что в их семьях есть семейные традиции, 30% ответили, что нет. Диаграмма 8(см. Приложение 1)

У 60% семей есть свое генеалогическое дерево. Диаграмма 9(см. Приложение 1)

90% считают, чтоналичие династии в семье сохраняет и укрепляет ее традиции.Диаграмма 10(см. Приложение 1)

Проанализировав все ответы анкетирования обучающихся 4в класса, можно сделать следующие выводы:

В семьях учащихся имеются профессиональные династии, в том числе династии военнослужащих.

При этом большинство опрошенных ребят отмечают представителя династии только отца. Лишь один человек отметил прадеда и дядю. Это говорит о том, что либо учащиеся не знают представителей своих династий, либо ошибочно полагают, что династия может состоять из одного человека.

Большинство одноклассников в будущем хотят стать военнослужащими, считая эту профессию достойной.

Многие ребята знают, как стать военными, отмечают, что надо поступить в военный ВУЗ, идти служить в армию и при этом хорошо учиться.

Люди в военной форме у учащихся вызывают положительные чувства: гордость, доверие, уважение, спокойствие.

В большинстве семьях имеются традиции и генеалогическое дерево, что является свидетельством того что в семьях чтут традиции и хранят память о предках.

Подавляющее большинство согласны с мнением, что наличие династии в семье сохраняет и укрепляет ее традиции, следовательно, в будущем эти ребята продолжат дело своих отцов.

2.2. Создание генеалогического дерева ( Приложение 2)

Издавна одной из традиций в российских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция в настоящее время возвращается в семьи.

Недаром существуют такие пословицы:

-Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.

- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.

- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.

- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.

- Тот, кто свою страну не знает - невежда, тот, кто родословную свою не знает - грешен.

Схема генеалогических связей называется родословным (генеалогическим) древом. "Листьями" такого древа являются представители рода, а "ветви" символизируют семейные связи. Семейное древо можно строить всей семьей, вместе можно узнать больше о своих корнях. . Существует два способа составления родословного древа. В случае, когда дерево начинается с самого древнего известного представителя рода, а его потомки занимают места на расходящихся "ветвях" выше предка, оно называется нисходящим. Нисходящее дерево может быть изображено перевёрнутым, тогда родоначальник окажется во главе схемы, а линии потомков будут расходиться вниз. В случае, когда древо начинается с Вас (или кого-либо из современных членов рода), а "ветви" образуют сначала родители, потом бабушки и дедушки и так далее, включая всех известных прямых предков, является восходящим и не содержит братьев, сестер, и прочих непрямых родственников.

Для построения своей родословной я провела беседу с прабабушками Калиахметовой Базарбеке (78лет), Урманбаевой Ракелей (77 лет), с бабушками Мугалимовой Рыс и Урманбаевой Бакталой. В ходе бесед выяснилось, что многие данные о моих предках утеряны, забыты. Не сохранились сведения о двух братьях моего прадеда Сафетдина, оба они пропали без вести в годы ВОВ. Также нет никаких следов о прадеде Калиахметове Сабыре, знаем только, что он воевал в ВОВ. Мы решили построить родословное дерево с меня и моих братьев.(Приложение 2)

Ринат, Самира, Амир – дети. Наши родители – Мугалимов Ильяс, Мугалимова (Урманбаева) Жанна. Дедушки и бабушки - Мугалимовы Рашит и Рыс (Карабасова), Урманбаевы Рамазан и Бактала (Муканова). Прадеды - Мугалимовы Саффедин и Магафуза, Карабасовы Касен и Катира; Урманбаевы Бахитжан и Ракеля, Калиахметовы Сагий и Базарбеке. Далее прапрадедов называю только по мужской линии, женская линия не сохранилась. Прапрадеды: Мугалим, сын Хисматулы, Карабас, сын Еркибая; Урманбай, сын Таубая, Калиахмет, сын Шамбулата, Аубакир, сын Мукана. От имен прапрадедов образовались наши фамилии Мугалимовы, Урманбаевы, Карабасовы, Калиахметовы.

У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит, и Тенгри . Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам. К сожалению, семь поколений мне удалось составить только по двум линиям, по линии моих бабушек Карабасовой Рыс и Мукановой Бактале. Я горжусь своими предками и своей большой семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много нового и интересного узнала о своих предках, готовя этот материал, и возникла невидимая нить - связь поколений. В моей душе возросла гордость за тех, кто основал династию военных в годы ВОВ, гордость за тех, кто продолжил ее в мирное время и охраняет наш покой сегодня, гордость за тех, кто, будучи молодым, выбрал этот нелегкий труд, и пошел по стопам отцов и дедов. Исследуя историю своей семьи, узнала о семейной военной династии. А династии появляются лишь в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с преданностью и удовольствием. Как сложится моя судьба в будущем, чем я буду заниматься, еще не известно. Но чтобы я не делала, постараюсь сохранить семейные традиции и быть достойной сменой своих предков. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.Семейные традиции и ценности влияют на формирование профессионального выбора человека.

Практическая значимость работы.По результатам проведённых исследований созданы генеалогическое древо, видеоролик, бисерная композиция, буклет «Как стать военным». В буклете показаны все возможные пути освоения этой нелегкой профессии. Материал буклета может использоваться на классных часах по профориентации. Данная информация размещена на стенде классного уголка нашего класса, доведена до сведения учащихся на классном часе, используется на уроках окружающего мира. Мы надеемся, что подобная просветительская работа поможет школьникам в их профессиональном выборе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература:

Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Просвещение, 1979. – 177 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 212 с.

Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия/ гл.ред.М.М.Козлов. – М.: Советская энциклопедия, 1985.-832с.

Веренчик И. Трудовые династии [Электр. ресурс].: www.stihi.ru (дата обращения: 10.02.2014 г.)

Дробязко С.И. Вторая мировая война 1939-1945 / М.:Эскимо, 2006.-384 с.

Огородникова А.В. Начинающему исследователю родословной. – Ижевск: Удмуртия, 2007, 125 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988. – 750 с.

Онучин А.Н. Твое родословное древо. Пермь: Ассоциация генеалогов-любителей, 1992. – 40 с.

Память сердца:[отчет детей перед погибшими и ушедшими родителями] сост. и ред. Котляренко Анатолий Маркович Челябинск: Челябинский Дом печати. 2013.(Кн.1).-2013.-304 с.7. Память сердца:[отчет детей перед погибшими и ушедшими родителями]Кн П. –Челябинск: ООО «ИнвестПРО», 2014 – 304 стр.

Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – 4-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. -1632 с., ил.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. Под ред. Пискунова А.И., и др.- М.: Педагогика. - 1974. - 584 с.

Чудакова М.О. Беседа об архивах. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 224 с.

Приложение 1

Результаты анкетирования

Приложение 2

Генеалогическое древо моей семьи

Приложение 3

Семейный архив

Мугалимов Сафетдин

1942-1943

Отряда СМЕРШ Генического РВК

Мугалимов Рашит

Мугалимов Эдуард

Мугалимов Ильяс

Мугалимов Ринат

Просмотров работы: 421