Введение
Послевоенным временем принято считать 1945-1953 годы. Этот период характеризуется восстановлением народного хозяйства, возобновлением наказаний, усилением труда простого народа, началом холодной войны. После Великой Отечественной войны СССР понес огромные потери: по официальный источникам погибло 27 миллионов людей, было уничтожено 1/3 национального богатства страны, в частности был взорван днепрогэс, также посевные площади уменьшились[1]. Была подорвана экономика страны и разрушено сельское хозяйство.
Каждый год всё дальше отдаляются от нас события Великой Победы и те тяжкие, голодные и жестокие послевоенные годы. Понять и оценить настоящее можно только в сравнении с нелегким прошлым наших современников. Пока люди, которые жили в то жестокое время, живы, мы обязаны изучать, знать и рассказывать об их тяжелой жизни. О том, как не смотря на все преграды и жизненные трудности они становятся настоящими людьми, которых уважают и ценят в их родном городе. Изучать жизнь послевоенных лет, мы считаем, нужно с помощью людей, которые живут в твоем городе, потому что лично можно встретиться с ними и увидеть настоящие искренние эмоции и переживания от воспоминаний.
Объектом исследования в нашей работе являются жизнь в послевоенные годы, в период с 1945 года по 1953 год.
Предметом исследования являются детские годы Тактаровой Раисы Георгиевны.
Целью моего исследования - изучить жизнь людей в послевоенный период через детские годы Тактаровой Раисы Георгиевны, которая является ровесницей Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи исследования:
Гипотеза нашего исследования: война и послевоенные годы отразились на силе духа и характере ребенка, который рос и воспитывался в данный период.
Методы исследования: опрос через интервью с Раисой Георгиевной, анализ и систематизацию материала в полноценный текст и презентацию.
Чтобы изучить детские годы Раисы Георгиевны Тактаровой, нам необходимо было с ней встретиться, познакомиться и пообщаться. Чтобы получить наиболее глубокие сведения о жизни респондента, мы взяли интервью у Раисы Георгиевны, вопросы для которого составили заранее, тщательно продумав.
Интервью – предназначенная для печати беседа с каким-нибудь лицом.[2] При интервью мы придерживалась определенных правил:
- предварительно изучить биографию собеседника
- заранее подготовить (написать) вопросы к респонденту
- задавать открытые вопросы, без односложного ответа «да», «нет».
- задав вопрос, внимательно выслушивать ответ, не перебивать
- уважительно и внимательно относится к собеседнику.[3]
Родилась Тактарова Раиса Георгиевна в апреле 1945 года в Мурманской области в городе Кандалакша. Раиса Георгиевна является вторым ребенком в большой семье Тактаровых.
Отец Георгий Андреевич работал на самой северной железной дороге в СССР. Дорога, соединяющая Кольский полуостров с Петрозаводском, подвергалась бомбежкам всю войну. Работать на железной дороге было опасно и трудно. Мама Раисы Георгиевны - Мария Григорьевна - была домохозяйкой и занималась воспитанием 4 детей. У Раисы Георгиевны 1 старший брат и 2 младших сестры. В живых на данный момент осталась одна младшая сестра, которая живёт в Апатитах. На данный момент у Раисы Георгиевны из родных еще есть единственная дочь и любимый внук.
Сейчас Раиса Георгиевна на пенсии. Долгое время (целых 27 лет) ровесница Победы работала директором в "Сменной школе Общего Образования № 3". Зарекомендовала себя как ответственный, целеустремленный и честный человек в нашем городе Оленегорске. Поэтому и сейчас её уважают и любят в нашем городе.
Раиса Георгиевна награждена почетными грамотами от главы города и от министерства образования Мурманской области.
Раиса Георгиевна любит гулять по городу, разгадывать кроссворды, читать детективы.
Таким образом, Тактарова Раиса Георгиевна сегодня многоуважаемая женщина в городе, которая является ровесницей Великой Победы.
Детские воспоминания Раисы Георгиевны.
В послевоенные годы в 1945-1953 года семья Тактаровых жила в городе Кандалакша, где и прошли все детские годы Раисы Георгиевны.
Ровесница Победы вспоминает: «Жили мы в небольшом деревянном, двухэтажном доме, наша квартира была однокомнатной. Места на всю семью не хватало. В комнате находились две высокие, металлические кровати и небольшой деревянный шкаф, в котором хранилась одежда, которую шила нам мама. На кухне был обеденный стол, радио и две кровати. На кухне спала я и мой старший брат. Туалет находился не в самой квартире, а на коридоре и представлял он из себя обычную дыру. Мыла нас мама на кухне в тазах, около печи».
С братом Раиса Георгиевна ссорилась редко, так как мама учила всегда быть дружными и помогать друг другу.
По воспоминаниям Раисы Георгиевны, с раннего детства мама учила её шить и вышивать. Так как одежды было не купить в магазине, мама всегда шила ее сама. Сыну мать шила рубахи, а дочкам лёгкие, красивые в цветочек платья. Материал в магазинах был и стоил недорого. Зимой и весной дети ходили в тёплых пальто, валенках с галошами и в шапке-ушанке.
По словам Раисы Георгиевны, в послевоенные годы игрушки были огромной редкостью, поэтому игрушки дети делали сами. Мама помогала девочкам шить кукол и рисовать им лица. Для детей это было очень интересным занятием. А настоящая кукла у ровесницы Победы появилась только в 8 или 9 лет. Это был пластмассовый пупсик, которого маленькая девочка Раиса хранила и берегла, потому что у нее он был один. Сейчас с раннего возраста у маленьких детей появляются различные игрушки, в послевоенные годы дети играли только самодельными.
Так как детских садов в послевоенное время не было, таких как сейчас, всем первоначальным навыкам учили дома родители. Папа Раисы Георгиевны работал на железной дороге, был очень редко дома, а если и был, то приходил очень поздно с работы, когда дети уже спали. Поэтому воспитанием и развитием детей занималась мама: учила читать, считать, вышивать, мыть посуду. А папа, так как выезжал в различные командировки по стране и за ее пределы, имел возможность привозить разные книги, ведь богатых книгами библиотек на тот момент не было.
Также мы узнали у Раисы Георгиевны про питание в то время. Старалась семья принимать пищу вместе. Обычно на обед был суп или каша. Суп был практически без мяса. Всю еду готовили на печи, которую топили дровами. Больших трудностей в недостатке питания Раиса Георгиевна не помнит. Но самым вкусным для нее было хлеб с растительным маслом. Сегодня мы и в обычный день не видим в этом лакомства. Самой отвратительной едой был для Раисы Георгиевны рыбий жир. Его неприятный вкус она запомнила на всю жизнь. Но ее дедушка всегда говорил о том, что у него до самой старости было хорошее зрение и не болели суставы, потому что он много ел рыбьего жира.
Одним и самым главным праздником, как вспоминает Раиса Георгиевна, был Новый год. Новый год всегда дети ждали, потому что родители детям дарили конфеты карамельки и подушечки. Раиса Георгиевна вспоминает: «На новый год папа всегда приносил высокую и пушистую настоящую ёлку. Украшали её только самодельными игрушками, которые я так же делала с помощью мамы и старшего брата. А подарками кроме конфет были еще мандарины, их вкус всегда ассоциировался с Новым годом». Сегодня дети редко делают новогодние игрушки и украшения, все их можно купить в магазине. Ярким моментом из детских лет у Раисы Георгиевны был тот, когда папа на очередной Новый год принес ёлку, но уже установил ее на самодельный круг, и она крутилась вокруг своей оси. «Когда мне было лет 6, папа сделал гирлянду, и наша ёлочка мигала разноцветными огнями».
Ценности детей в послевоенное время отличались от ценностей современных детей. Например, сегодня дети не задумываются о том, что игрушек может не быть, так как они видят их в магазинах. А тогда, как вспоминает Раиса Георгиевна, были игрушки только самодельные и однообразные. Детские годы современных детей не голодные, как у детей в послевоенное время, потому что сегодня выбор продуктов огромен, и у родителей есть возможность приобретать их. У родителей Раисы Георгиевны такой возможности не было. Рацион питания был скудным в послевоенное время.
Начальная школа в послевоенное время глазами ребенка
Раиса Георгиевна окончила 3 класса в Кандалакше, а после переехала в Оленегорск.
В Кандалакше здание школы было деревянным двухэтажным и с печным отоплением. Сегодня нам не представляется школа с печкой. Современная школа отапливается батареями и детям их не нужно самостоятельно нагревать. Как приходилось делать это детям в послевоенный период.
Классного руководителя в начальной школе звали Марина Николаевна Севальнева. Раиса Георгиевна вспоминает: «Она была строга на уроках. Но после окончания рабочего дня она была очень доброжелательна и даже могла угостить учеников домашним пирожком или блинчиком».
В школе детей не кормили, поэтому пищу они носили с собой. Обычно это был бутерброд с маслом. Ели дети в классе. На парту обязательно стелили салфетку, чтобы не запачкать парту.
Обычно было не больше 4 уроков. Учебные предметы были такими же, как и сейчас у нас, только проводилась Астрономия. Домашнего задания задавали немного, так как дети успевали всё сделать на уроке. Система оценок была такая же, как и сегодня. Высший балл - это отметка пять. Но самой важной и нужной была отметка за поведение. Если за поведение была двойка или тройка, даже могли не выдать аттестат об образовании. Поэтому на уроках была всегда дисциплина, и с огромным вниманием слушали учителя, записывали всё то, что было необходимо.
Раиса Георгиевна очень любила учиться и всегда хотела стать учителем, на кого вскоре и выучилась в институте.
Школьный класс представлял собой помещение, в котором стояло около 15 парт. Они всегда все были заняты, а это значит, в классе училось много человек. Парты отличались от современной школьной мебели. Столешница у стола открывалась, в парте был встроен шкафчик под школьные принадлежности. На поверхности парты посередине было сделано отверстие, в которое ставилась «непроливайка» в ней находились чернила. Ведь писали только чернилами.
В школе ходили только в школьной форме. У девочек это были строгие платья с фартуками. Примерная ученица Раиса вспоминает: «Школьная форма мне очень нравилась, наверное, еще потому что мама шила ее для меня со всей любовью».
По приятным воспоминаниям Раисы Георгиевны, девочки иногда оставались после уроков в классе и играли в школу. И отличница Раиса часто была в роли учителя, поэтому и после школы стала получать образование учителя. В школе послевоенных лет не было внешкольных мероприятий, как сейчас. В школе не проводились праздники и развлечения.
Класс у Раисы Георгиевны был дружный. На уроках помогали друг другу. Во время обеда они могли поделиться бутербродом, потому что не у всех была еда, жизнь послевоенных лет была сложной.
Также в классе у всех были обязанности. Некоторые следили за печным отоплением, необходимо было принести к печке дров. После уроков дежурные прибирали в классе, но доску не мыли.
В классе выбирались санитары. Они следили за чистотой. Все ученики становились до начала урока у дверей и проверяли у всех руки, головы и уши. Это было необходимым, потому что мылись редко, часто бывали вши и различные болезни из-за грязных рук.
Школьные годы Раисе Георгиевне запомнились пионерским движением. Чтобы выбрали тебя в пионеры, как вспоминает Раиса Георгиевна, необходимо было хорошо учиться, но самым главным критерием было поведение в школе и в обществе. Пионеров выбирали в классе по школьным заслугам.
Начальная школа послевоенного времени во много отличается от современной школы. Сегодня ученики не имеют таких обязанностей по классу, как имели ученики, которые были ровесниками Победы. Сейчас школьные годы беззаботнее, чем были тогда. Со школы ребята видели тяжелое положение практически всего населения. Послевоенное положение людей, которые нуждались в еде, в тепле, а порой и в одежде, было удручающим.
Но никакие жизненные трудности не помешали этим детям стать настоящими людьми.
Заключение
Целью нашего исследования было изучить детские годы Тактаровой Раисы Георгиевны, которая является ровесницей Победы Великой Отечественной войны. Познакомившись с ней, мы смогли прочувствовать те нелегкие дни её детства через воспоминания. Но я могу сделать вывод о том, что детские годы Раисы Георгиевны были порой голодные, тесные и хмурые, но в её памяти много светлых, ярких воспоминаний из детства.
Из слов Тактаровой Р.И. мы поняли, что после войны люди жили плохо. Не хватало еды, дров, чтобы отапливать жилое помещение, медикаментов, а следовательно, люди часто болели и умирали. Взрослым людям приходилось трудиться днём и ночью, чтобы получится небольшое количество продуктов.
Из воспоминаний Раисы Георгиевны было очень много осужденных, в том числе и женщин, которых заставляли выполнять тяжелый труд.
Ровесница Победы отмечает, что, не смотря на тяжести повседневной жизни, люди были отзывчивыми, честными и всегда шли на взаимопомощь.
Я считаю, что люди, которые жили и трудились в послевоенный период у них сильный и настойчивый характер.
Список литературы
2.Ожегов C. И., под ред. Скворцова Л.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ОНИКС, 2005. – 589 с.
3.Литвинчук В. Как брать интервью? 1/Школа Жизни.ру.- 2016. – СПб. – С. 14.
Приложение 1. Вопросы для интервью с Тактаровой Р.Г
1.Биографическая справка интервьюируемого (ФИО, дата рождения, место рождения, образование, место работы)
2.Как звали ваших родителей? Где они работали?
3.Есть ли у вас братья и сестры?
6.Что находилось в комнатах?
7.Часто ли вы болели?
8.Вы ходили в детский сад?
10.Чему вас учили родители дома?
11.Какая была ваша первая игрушка?
12.Какой ваш любимый праздник? Как его праздновали? Как к нему готовились?
13.Какие подарки дарили вам по праздникам?
16.Что находилось в классе? Сколько человек было в классе?
17.Носили ли вы еду в школу? Какую?
18.Какие у вас были уроки?
19.Задавали ли домашнее задание вам?
20.Вам нравилось ходить в школу?
21.Какие обязанности были в классе?
22.Вы помните своего классного руководителя?
[1] Земсков В.Н. О масштабах людских потерь CCCР в Великой Отечественной Войне 1/Военно-исторический архив.- 2012.- М. – С. 59.
[2] Ожегов C. И., под ред. Скворцова Л.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ОНИКС, 2005. – 896 с.
[3] Литвинчук В. Как брать интервью? 1/Школа Жизни.ру.- 2016. – СПб. – С. 14.