Методическая разработка программ эколого-просветительской направленности «Юные экологи»»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Методическая разработка программ эколого-просветительской направленности «Юные экологи»»

Ясюкевич М.В. 1
1Оренбургская область г.Гай МАОУ СОШ №8
Трифонова  Е.А. 1
1МАОУ СОШ №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

       В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Чем быстрее, растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты. Мы занимаемся изучением экологических вопросов уже 4 год. В начале работы нами были изучены и исследованы темы «Мусорной проблемы» и «Вторичного использования сырья». Эти проекты были реализованы в наше школе и оценены на всероссийских конкурсах. Было проведено несколько выставок, экологических заседаний, и т.д. организован пункт сбора батареек. Следующим шагом было «изучение экологической обстановки в городе и области», что в свою очередь явилось ступенькой к новому исследованию «Охране окружающей среды» и «Изучению заповедных мест своего края, его богатств и достопримечательностей», а также «Изучению истории своего края» и эти проекты тоже имели успех на областном и всероссийском конкурсах.

      В результате работа позволила собрать неплохой багаж знаний и сделать определённые выводы. Так предыдущие проекты показали, что, во-первых, решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. Во вторых чтобы, осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, лучше понять, как сохранить природу, как жить с нею в согласии, как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание, научиться оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки, необходимо начинать заниматься этим с самого детства и продолжать  потом всю жизнь.

В третьих, учитывая опросы, анкетирования, обратную связь с учащимися мы пришли к выводу, что для большей заинтересованности и привлечения к активной деятельности детей, а так же для лучшего усвоения полученной информации, занятия, беседы, и т.д. должны проходить в игровой форме, в виде квестов, викторин, а учитывая век новых технологий преимуществом пользуются их электронные версии, кроме того электронные варианты игр позволяют открыть доступ к ним сразу большого числа людей.

Поэтому мы решили начать именно с электронных версий, конечно для создания компьютерных игр необходимо знать хотя бы основы программирования, таких знаний у нас пока нет, поэтому начнём с самых простейших вариантов используя программы Power Point  2007 и  Excel 2007 так как эти программы нам немного знакомы. Кроме того мы решили, что такой подход к дальнейшему развитию нашего проекта будет правильным ещё и по тому, что позволит создать основу наших игр протестировать её, проанализировать все плюсы и минусы, внести необходимые исправления, и уже готовый вариант в последствии переводить в специализированную программу.

       Мы уверенны, что только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных специалистов-выпускников школ. Кроме того экологическое образование и воспитание детей - актуальная проблема 21 века, от решение которой  зависит экологическая обстановка в мире.

Цель работы:  Разработать и создать  интеллектуально экологические викторины и игры: «Знатоки природы» и «Юные экологи», с целью сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, а так же активизации познавательного интереса обучающихся к экологическим проблемам современности и закрепления знаний по экологии природопользованию, достопримечательностям и богатствам своего края.

Задачи: 1.Систематизация собранного материала и создание теоретической основы для компьютерных тест-игр.

2.Тестирование учащихся с целью выявления уровня знаний по теме.

3.Создание нескольких вариантов игр и викторин в программах  Power Point  2007 и  Excel 2007.

4.Тестирование созданных программ учениками нашей школы, проведение  ответного опроса и  анализ  полученных результатов с целью выявления всех плюсов и минусов и исправления недочётов.

5.Сделать выводы по проделанной работе.

 Гипотеза: Если преподносить познавательный и обучающий материал в интересной нестандартной форме, то это не просто поможет его лучшему усвоению и запоминанию, но и повышает интерес к проблеме.

Объектом исследования являются учащиеся 1 и 2 ступени школы.

Предмет исследования - аспект отношения учащихся к охране окружающей среды.

Методы: Библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, анализ и синтез информации по изучаемому вопросу, метод анкетирования, метод тестирования, метод наблюдения, метод моделирования, метод программирования, работа с таблицами, метод тестирования созданных программ.

 Основная часть

1.Глава. Экологическая защита и охрана окружающей среды.

      Как мы уже говорили, работа ведётся уже не первый год и собран большой объем информации. Однако на сегодняшний день и он пополнился  новыми фактами и событиями. Нам предстояло расставить приоритеты и определить последовательность действий. Мы решили не спешить и проработать для начала самые основные проблемы в общем рассмотрении без детального подхода.

1.1.Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды является по-настоящему важным и значимым процессом. В последние годы, в связи с необратимыми процессами и изменениями окружающей среды, вопросы её охраны выросли в общемировую проблему. Охраной окружающей среды называется комплекс мер, направленных на предупреждение отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека. В условиях научно-технического прогресса задачей человечества является охрана важнейших элементов окружающей среды (воздух, вода, почва), которые из-за вредных промышленных выбросов и отходов подвергаются сильнейшему загрязнению, результатом чего является закисление почвы и воды, изменение климата и разрушение озонового слоя. [5] Поэтому разработка долгосрочной экологической политики по созданию благоприятных условий (пдв) стала необходима. Охрана и защита окружающей среды включает в себя несколько  этапов: видовая и заповедная охрана природы — поресурсная охрана — охрана природы — рациональное использование природных ресурсов — охрана среды обитания человека — охрана окружающей природной среды.[13]  Пока не будем рассматривать все эти этапы подробно, а выделим для начала три основные экологические проблемы и проблему заповедной охраны природы.(см.приложение 1.1)

1.2 Первая глобальная проблема - «Мусор».                                                   

На сегодняшний день современный человек потребляет в разы больше, чем его предки. Таким образом, вполне очевидно, что проблема мусора и бытовых отходов стоит очень остро.  Часть стран уже предприняли определенные шаги после осознания всей опасности загрязнения. Во многих странах работают специализированные заводы, перерабатывающие большой спектр отходов, в частности, пластиковые и стеклянные. С экономической точки зрения, это очень выгодно, так как примерно 80%  всех отходов, поступающих на переработку, обретают вторую жизнь, однако многие такие предприятия загрязняют окружающую среду.[9] Конечно, мероприятия, проводимые на государственном уровне и направленные на решение проблемы отходов, имеют важное значение, однако полагаться исключительно на государство не стоит – люди должны сами делать все для того, чтобы правильно избавляться от отходов. Существует несколько простых правил помогающих это делать. (см. приложение1.2).

        Проблема глобального загрязнения планеты отходами очень актуальна и так будет, пока люди не придумают совершенно новые методы утилизации мусора, которые дадут возможность навсегда покончить с отходами. А пока каждый человек должен помнить о важности переработки отходов, а также придерживаться нехитрых правил, которые помогут хотя бы немного уменьшить количество мусора на Земле, иначе мусор просто уничтожит человечество.  

 1.3. Вторая глобальная проблема - «Загрязнение мирового океана».                        

Люди всегда стремились к воде, именно эти территории они пытались освоить в первую очередь. Порядка 60%  всех больших городов находятся на прибрежной зоне. С ростом количества городов растет и количество выливаемых в океан отбросов, в результате происходит отравление фауны и флоры как прибрежной, так и морской и упадок рыбного хозяйства.  Ещё одним из самых главных загрязнителей  является нефть, попадающая в океан, при добыче или крушении нефтерудовозов и  авариях на морских нефтепромыслах. На сегодняшний день многие ядерные державы  используют Мировой океан для размещения ракетно–ядерных боеголовок подлодок, производят захоронение отработанных ядерных отходов, что приводит к  радиоактивному заражению океана. Всё чаще стали загрязнять океан и отходами химической промышленности. Было замечено увеличение количества мышьяка в океанических водах, а также примесей  тяжелых металлов и всяческих пестицидов. Кроме того, пагубное влияние на морских жителей оказывает  и вещество трибутилоловохлорид, которым красят корабли, что бы защитить их от зарастания водорослями и ракушками. Растёт загрязнение океана и бытовыми отходами, что так же приводит к гибели животных и птиц. Конечно есть механизмы и самоочищения вод (см. приложение1.3) однако даже такому большому природному ресурсу не под силу переработать столько отходов. [10]

    Загрязненная вода становится причиной многих заболеваний людей и животных. В результате сокращаются популяции флоры и фауны, а некоторые даже вымирают. Все это приводит к глобальным изменениям экосистем всех акваторий.

 1.4. Третья глобальная проблема - «Загрязнение атмосферы».                       

Согласно данным  (ВОЗ), ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха, а так же оно является главной причиной возникновения онкологических заболеваний. [11]

Загрязнение атмосферы Земли - это принесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. Естественными источниками загрязнения атмосферы служат вулканизм, лесные пожары, пыльные бури, выветривание и пр., которые приводят к значительному уменьшению притока солнечной радиации к земной поверхности. К основным источникам загрязнения относятся: промышленные предприятия, транспорт, теплоэнергетика, сельское хозяйство и др. Среди отраслей промышленности особенно токсичные выбросы в атмосферу дают предприятия цветной металлургии, химической, нефтяной, чёрной металлургии, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. Большой вред приносят и выбросы автотранспорта. (см.приложение). Последнее время антропогенные факторы загрязнения стали превышать по масштабам естественные, приобретая глобальный характер. Выделим несколько основных проблем к которым это ведёт. Во первых-это Парниковый эффект, ведущий к повышению уровня Мирового океана и следующих за этим последствий, во вторых - азоновые дыры, которые приводят к увеличению потока УФ-лучей на земную поверхность, что создаёт опасность для всего живого на нашей планете. (см.приложение1.4). В-третьих - кислотные дожди, выпадение которых связано с антропогенным загрязнением, выбросами диоксида серы и оксидов азота. [12]

       Загрязнение атмосферы – одна из основных причин роста числа респираторных заболеваний, как острых, так и хронических, развития рака лёгких, сердечных болезней, инсульта. Уменьшить загрязнение атмосферы позволит внедрение технологий, снижающих объём выбросов - это солнечные, ветряные, геотермальные, приливные и волновые электростанции, переход к комбинированной выработке энергии и тепла, комплексная программа по утилизации отходов, направленная на уменьшение количества мусора, а также его сортировку, переработку или повторное использование.

 1.5. «Заповедные территории».    

   Заповедные места и заказники существовали еще в Древней Руси. Первым законом об учреждении охраняемой природной зоны считается Шри-Ланкийский закон третьего века до нашей эры. В России широкое движение по охране природы началось в 1905-1906 гг. по инициативе московского общества испытателей природы. Заповедник – это территория Земли или акватория, находящаяся под охраной закона. В заповедниках запрещается заниматься промышленной и хозяйственной деятельностью. Здесь строго наказывается любой промысел. Главные задачи заповедников: сохранение эталонов природных ландшафтов вместе с населяющим их растительным и животным миром и выяснение основных закономерностей естественного развития природных комплексов, однако сохранение природных комплексов в заповедниках невозможно без действенной их охраны, которая является неотъемлемой частью. Идея организации Оренбургского заповедника появилась ещё в начале двадцатых годов XX века. В 1975 году экспедицией НИИ охраны природы был обнаружен участок первозданной степи в юго-восточной части Кувандыкского района. Государственный природный Оренбургский заповедник был создан 12 мая 1989 года. Цель создания заповедника — сохранение и восстановление уникальных степных ландшафтов сразу нескольких близких территорий — Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. В 2015 году территория заповедника была расширена на 76 % за счёт присоединения пятого участка «Предуральская степь». Заповедник «Оренбургский» входит в состав объединённой дирекции государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау».  [6]. (см.приложение)          

       Заповедники обладают необыкновенной красотой. Людям необходимо заботиться о наследии своей страны, не заниматься неблагоприятной и разрушительной для природы деятельностью на территориях заповедников, парков. Государство должно охранять природу России, делать все возможное для ее улучшения и не допускать того, чтобы люди могли ей навредить. Это одна из самых злободневных тем современности, которая сотни лет подряд волнует истинных ценителей природных богатств, биологов, флористов, ученых. Но простой гражданин очень редко осознает вред, наносимый его желанием провести время во вред природе. Заповедников не так много, но они все же выполняют важнейшую функцию, спасая весь мир от грядущих катастроф.     

       В результате работы была распределена последовательность тем выделены основные моменты и создана теоретическая база для написания тест-игр.

 2.Глава. «Юные знатоки природы». Наша работа.

       Используя теоретическую базу мы создали ряд презентаций на изученные темы и предшествующих тест играм, из которых выделили вопросов на которые необходимо обратить внимания в первую очередь. Основываясь на этом создали несколько тестов разных уровней, для начала в рукописном варианте, вида: «вопрос и несколько вариантов ответов», просто викторина с правом выбора одного правильного ответа и игры «Кто хочет стать миллионером», где даётся возможность воспользоваться рядом подсказок. И приступили к переносу тестов в программы  Power Point  2007 и  Excel 2007 используя их возможности. (см.приложение).

        Работа оказалась не такой уж и лёгкой, но довольно интересной, были более подробно изучены возможности выбранных нами программ, их работа, изучены возможности связи между программами.  Подобран обширный фотоматериал. В результате был создан неплохой начальный вариант презентационного материала и тест-игр. «Юные знатоки природы», «Юный эколог», «Кто хочет стать миллионером «тема: Заповедник Оренбургский»», «Кто хочет стать миллионером «тема: Юный эколог»».

 3.Глава. «Первые испытания». Работа над ошибками.

     Созданные нами викторины были по поочерёдно протестированы на учащихся среднего звена нашей школы, а некоторые и на младшем звене. В общей сложности в эксперименте приняло участие 64 человека.

Перед проведением каждого игрового теста, был проведён тематический классный час, и небольшой опрос для определения уже имеющихся знаний. Результаты опроса мы заносили в специально написанную нами программку, «обработки данных и сравнения результата», которая позволяет наглядно оценить результат и в последствии, после проведения ответного опроса результаты которого также заносятся в эту программу, сравнить его с вновь полученным. Программка может использоваться, как для демонстрации массового результата, так и для индивидуальной оценки учащимся своих знаний. Анализ сравнения общих результатов показал, что знания   учащихся повысились (см.приложение). Конечно, у них уже был определённый багаж знаний, но проводившиеся нами  беседы, презентации, классные часы, принесли свои результаты, и познакомили респондентов с новой информацией, которой они воспользовались для прохождения тестов и викторин, тем самым закрепили полученные знания. Но  постепенно мы будем усложнять наши игры, например, создавая разные уровни, тем самым ещё больше привлекать внимание и увеличивать интерес к данной теме. Главное мы поняли, что преподнесение материала в игровой форме увеличивает интерес к нему. Респондентам нравится доставать свои «залежавшиеся знания из багажа», и находить им, пусть пока не практическое, но применение всё это лишь подтвердило нашу гипотезу. Это то, что касается экологической темы и темы охраны окружающей среды. Далее всё было намного интереснее. Следующая серия тест-игр была посвящена заповедным местам нашего края и его достопримечательностям. Знания учащихся в этой области были совершенно незначительными, несмотря на то, что разговоры о истории края, о животных, растениях, археологических находках, тоже проводились и проводятся в нашей школе (и анализ результатов до и после наглядно это отображает). Здесь каждый открыл для себя очень много новой информации. Например, что в Оренбургской области есть заповедники, многие знали, но на этом их знания заканчивались. О том, какие заповедники и их историю, они узнали из наших презентаций, предшествующих викторине, которая, позволила закрепить полученные знания. Такая же ситуация была и с достопримечательностями Оренбургской области и своего Гайского района.

И вновь результат тестирования второй части презентаций и игр показал, что интерес к теме очень вырос, многие были удивленны тем, какие достопримечательности и красоты природы есть совсем рядом, были даже разговоры об организации   походов или вело экскурсий летом, на достопримечательности, которые находятся в нашем районе.  И тем самым мы ещё раз подтвердили свою гипотезу.(см.приложение)

       Итоги конечных  анкетированний  показали хорошие результаты, тем самым мы подтвердили свою гипотезу. И кроме того мы наглядно увидели результаты своей работы, пополнили ряды своих сторонников, услышали много положительных отзывов и новых предложений, возможно мы создадим команду и уже совместно будем продолжать работу над проектом.

4.Глава. Заключение

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Низкая заинтересованность подростков, этой темой, на наш взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных примеров, а не просто слов об «улучшении экологической ситуации». Своей работой мы хотели помочь им ещё раз вспомнить все то, что они уже знали, познакомить их с новой информацией и не просто познакомить, а заинтересовать с целью сформировать активную гражданскую позицию и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, а так же активизировать  их познавательный интерес, к экологическим проблемам современности, ну и конечно же закрепить эти знания. И наш выбор преподнесения материала в виде тест-игр и викторин оказался правильным, и показал хорошие результаты. В результате мы выполнили поставленные цели реализовали задачи, подтвердили и доказали гипотезу, а также увидели то, что охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия, должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.  Поэтому мы считаем, что наш проект очень нужен и важен, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а планируем в дальнейшем создать «группу исследователей» и продолжить работу уже в новом увеличенном составе, уверенны, что результат будет ещё более масштабнее, а количество членов группы будет расти. Так, что наша работа продолжается, собранный материал не исчерпывает всего многообразия информации по данным темам экологии и природных достопримечательностей нашего родного Оренбуржья, кроме того мы будим не просто его пополнять, но и более подробно изучать другие темы. Постараемся еще больше узнать и открыть то, что еще скрыто самой природой. Мы всё от мала до велика, должны осознать уникальность, незаменимость и хрупкость нашего Общего Дома – планеты Земля. Мы должны научиться с детства обращаться к окружающему Миру, Природе, Родине – как Источнику Жизни, источнику Света и Бытия, и называть ее Великой Матерью Природой. Именно это мы и начали делать, создавая наш проект, и это будем продолжать работая над ним в дальнейшем.  (см. нашу группу в ВК «Оренбургский следопыт https://vk.com/club144526721)

 Выводы:

1.Изученная нами, в различных источниках информация, о сложившейся экологической обстановке не только в России, но и в мире убедила в актуальности данного вопроса.

2.Анализ уровня осведомлённости учащихся МАОУ «СОШ № 8» об охране окружающей среды, о заповедных местах, достопримечательностях и богатствах края, позволили скорректировать план работы над изучаемыми вопросами, более тщательно продумать содержание презентаций-пособии и тест-игр по темам: «Юные экологи», «Юные знатоки природы», «Оренбургские следопыты».

3.Нам удалось актуализировать тему «Охраны окружающей среды», «Заповедных мест и достопримечательностей своего края» среди учащихся школы, внедрив в практику рекомендации учащимся в виде презентаций и тест - викторин.

4.Нам удалось разработать, протестировать и внедрить в жизнь, тест игры: «Юные знатоки природы», «Юный эколог», «Кто хочет стать миллионером «тема: Заповедник Оренбургский»», «Кто хочет стать миллионером «тема: Юный эколог»».

5.Внедрение тест - игр в практику помогло добиться ожидаемых результатов по повышению интереса учащихся к вопросам охране окружающей среды и знанию заповедных мест Оренбуржья, а также привлечь ещё большее количество человек, заинтересовавшихся данными темами.

6.Полученный результат натолкнул на идею создания «группы исследователей» и к коллективному продолжению работы над проектом.

7.В результате нами были выполнены все поставленные цели и задачи и доказана выдвинутая нами гипотеза. Кроме того, создана группа в контакте «Оренбургский следопыт», для расширения доступа к информации

См приложения по ссылкам: 1. https://vk.com/club144526721

2.https://vk.com/club142513289

Список использованных источников

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. Пособие для студ. учреждений СПО. -  М. «Академия» 2007.
  2. Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Академия, 2007
  3. Левин В.Ф, В.А.Смирнов. «Природа и экология Сергиево – Посадского района». Издательство «Весь Сергиев - Посад».Сергиев – Посад 2003г. 208 стр.
  4.  Маврищев В.В. Основы экологии. - Минск: Высшая школа, 2006
  5.  Панин В.Ф. Введение в защиту окружающей среды:Учебное пособие-Томск изд.-во 2011г.-176с.

6.http://orenzap.ru/Оренбургский заповедник

  1. http://works.doklad.ru/view/sizxMlvlHFQ.html
  2. http://www.sergiev-reg.ru/news/rodniki-sergievo-posadskogo-raiona-privedut-v-poryadok
  3. http://psifactor.info/alesya/musor-globalnaya-problema-sovremennosti.htm

10.https://ecoportal.info/zagryaznenie-mirovogo-okeana/

  1.  https://nplus1.ru/news/2017/10/20/lancet-statistics
  2.  sci.aha.ru - Сайт "Practical Science - Популярная наука"
  3.  http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.
  4. http://www.wildnet.ru/Russian/1pred.htm ЭкоЦентр «Заповедники». Заповедники и национальные парки России, заповедные новости, экологическое просвещение, публикации для ООПТ
  5. http:// www.mirrabot.com/work/work. 39398.html
  6. http://www.faunarusi.ru/20260-fromemail.html
  7. 17. https://nashural.ru/mesta/orenburgskaya-oblast/gosudarstvennyj-prirodnyj-zapovednik-orenburgskij/

Приложение«Методическая разработка программ эколого-просветительской направленности

«Юные экологи»»

См приложения по ссылкам:

Результаты работы, Вы, можете увидеть в специально созданной нами группе в ВК: «Оренбургский Следопыт». Мы создали её для того, что бы упростить доступ к нашим работам, и дать возможность пользоваться ими большему числу людей.

  1. https://vk.com/club144526721

2.https://vk.com/club142513289

Приложение 1.1

Нерациональное природопользование в конечном счете, ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него. 
Важнейший природоохранный принцип — научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов — отвечает духу Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где был взят курс на модель устойчивого разви-тия общества, на разумное сочетание экологической и экономической составляющих, на сохранение окружающей природной среды наряду, вместе с экономическим ростом. Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко в хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. 

Приложение 1.2

В первую очередь, не стоит слепо доверять рекламе и выбрасывать вещи только потому, что они немного устарели. Новую технику или вещи нужно покупать только в том случае, если старые сломались окончательно или перестали быть нужными. Вещи, ставшие ненужными, можно подарить кому-то или продать тем, кому они действительно необходимы. Это не только поможет пополнить семейный бюджет, но и продлит жизнь самой вещи. Если срок годности продукции подошел к концу, его необходимо сдавать на вторичную переработку. Современная продукция почти на 80 процентов состоит из пригодных для переработки материалов. но в большинстве, к сожалению, ситуация не меняется.

 Приложение 1.3

Приложение 1.4

В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окись азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, телиеылые металлы. Окись углерода попадая в кровь, приводит к  кислородному голоданию, что сказывается на центральнойнервной системе. А вдыхание что окислов азота  ещё в 10 раз опаснее для организма, чем окись углерода.

 Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами  примерно 800 кг. оксида углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеродов. Если умножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового потока автомобилей, то представляете себе степень угрозы?  (ежегодно в мире- более 255 млн. т.) (при сжигании любого ископаемого топлива: уголь, мазут, горючий сланец, автотранспорт). От этого в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га, страдают озёра, почвы становятся практически бесплодными.

Приложение

Тестирования. Начало работы

Анкеты, тесты для проведения социологического исследования

Экологический опрос 1. На тему "Экология в нашей жизни"

  1. Наблюдал ли ты факты того, что люди сознательно причиняют вред природе:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    2. Поддерживаешь ли ты разговор если он касается отношения к природе:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    3. Интересует ли тебя экологические катастрофы происходящие на планете:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    4. Интересны ли тебе телепередачи из жизни растений и животных:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  2. Имел ли ты когда-нибудь желание посадить дерево:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    6. Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями (если таковые имеются):
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  3. Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления, если предоставился бы шанс:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    8. Согласен ли ты с выражением "человек- хозяин природы":
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  4. Хотели бы вы работать с профессией группы "человек-природа":
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  5. Принято ли в вашей семье убирать за собой место отдыха на природе:
    1) Да, 2) Нет

Результаты тестирования. 1. На тему "Экология в нашей жизни"  

Начало формы

Здравствуйте,

      Мы очень хотим помочь окружающей среде и улучшить её, для этого нам нужна ваша помощь. Потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение следующей анкеты.

Спасибо!

Экологический опрос 2. На тему "Экология в нашей жизни"

1.Устраивает ли вас экологическая ситуация в Гае?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

2.Фильтруете ли вы воду перед употреблением?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

3.Довольны ли вы качеством водопроводной воды?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

4.Как вы думаете грозит ли человечеству экологическая катастрофа?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

5.Вы когда-нибудь принимали участие в субботниках?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

6.Знаете ли вы, что такое экопродукты?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

7.Беспокоит ли вас уменьшение парков и зелёных насаждений в городе?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить 

Результаты тестирования. Экологический опрос 2. На тему "Экология в нашей жизни"

Анкета №1.

Определение уровня экологической культуры.

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
  2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
  3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России.
  4. Что такое природа?
  5. Что такое экология?
  6. Что такое охрана природы?
  7. Каковы правила поведения человека в природе?
  8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
  9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
  10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
  11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
  12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
  13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
  14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
  15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
  16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

имею низкий уровень, имею средний уровень, имею высокий уровень, затрудняюсь определить.

Результаты тестирования. Определение уровня экологической культуры

Определение уровня экологической культуры.

 Анкета № 2.

Охранная грамота природы

(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,

уровня экологических знаний).

  1. Что такое природа?
  2. Что значит охранять природу?  
  3. Для кого человек должен охранять природу?  
  4. От кого человек должен охранять природу?  
  5. Что такое Международная Красная книга?
  6. Что означает красный цвет Красной книги?
  7. Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
  8. Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную

            Красную книгу? 

  1. Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
  2. Какие заповедники расположены на территории России и Оренбургской области?
  3. Назовите  экологические проблемы мира?
  4. Что называют легкими планеты? Почему?
  5. Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?  
  6. Что лично ты можешь сделать для охраны природы?

 Результаты тестирования.

Анкета № 3.

Отношение к природе и ее охране

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

1.Как Вы относитесь к природе?

     а) бережно;

     б) ответственно

     в) безразлично;

     г) с любовью;

     д) неопределенно.

2.Чем обусловлено Ваше отношение к природе?   

3.Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

4.Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?

а) правительство

б) министерство охраны природы;

в) каждый человек;

г) специалисты в области охраны окружающей среды;

д) партия «зеленых»;

е) наука.

5.Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

6.Каковы главные проблемы охраны природы?

7.Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.

8.На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?

а) руководителях промышленных предприятий;

б) министерствах;

в)  каждом конкретном человеке;

г) ученых;

д) системе образования.

9.Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

 а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

б) стремление сохранить все многообразие природы;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

     д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.

10.Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Результаты тестирования.

 «Экологическая этика».

(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).

Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.

 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:

  • спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;
  • повторяемость отдельных норм и правил;
  • стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;
  • уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;
  • уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;
  • адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.

Анкета № 4.

«Общение с природой».

Часть 1

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

Почти каждый день.

Почти каждые выходные.

Один раз в месяц.

Один раз в сезон.

Только во время каникул:  а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.

Очень редко.

Затрудняюсь ответить.

  1. С кем ты чаще всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из творческого объединения.

  1. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.

Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).

Работать в саду, огороде.

Рисовать, фотографировать.

Любоваться природой, ее красотой.

Собирать цветы.

Слушать звуки, шумы, пение птиц.

Собирать ягоды, грибы.

Подкармливать зимующих птиц, белок.

Совершать походы, экскурсии.

Расчищать от мусора родники, берега рек.

Озеленять территорию улицы.

Купаться, загорать, отдыхать.

Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.

Часть 2.

1.С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями,

б) С другими родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

  1. Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).

Часть 3

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

1) чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

2) просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;

3) очистка улиц, парков от загрязнения;

4) выступление перед сверстниками на экологическую тему;

5) охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

7) фотографирование;

8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

Итоговое анкетирование

Экологический опрос 1. На тему "Экология в нашей жизни"

  1. Стал ли ты обращать внимание, на то как окружающие относятся к природе?

(Наблюдал ли ты факты того, что люди сознательно причиняют вред природе):
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
2. Стали ли тебе интересны обсуждения  касающиеся отношения к природе? (Поддерживаешь ли ты разговор если он касается отношения к природе):
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
3. Интересна ли тебе стала тема экологических катостроф?

(Интересует ли тебя экологические катастрофы происходящие на планете):
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
4. Интересны ли тебе телепередачи из жизни растений и животных:
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить

  1. Хотел бы ты посадить дерево?

(Имел ли ты когда-нибудь желание посадить дерево):
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
6. Хотел бы ты завести домашних животных, ли растение, что бы ухаживать за ними?

(Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями (если таковые имеются):
1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить

  1. Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления, если предоставился бы шанс:
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
    8. Согласен ли ты с выражением "человек- хозяин природы":
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  2. Хотели бы вы работать с профессией группы "человек-природа":
    1) Да, 2) Нет, 3) Затрудняюсь ответить
  3. Станет ли в вашей семье уборка за собой места отдыха главным правилом? (если так не было раньше) (Принято ли в вашей семье убирать за собой место отдыха на природе):
    1) Да, 2) Нет

Результаты тестирования. 1. На тему "Экология в нашей жизни"Начало формы

Экологический опрос 2. На тему "Экология в нашей жизни"

1.Узнали ли вы новое об экологической ситуации в Гае, устраивает ли вас она?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

2.Стали ли вы фильтровать воду перед употреблением?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

3.Поменялось ли у вас отношение к качеству водопроводной воды?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

4.Как вы думаете грозит ли человечеству экологическая катастрофа?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

5.Вы считаете субботники необходимы?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

6.Знаете ли вы, что такое экопродукты?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

7.Беспокоит ли вас уменьшение парков и зелёных насаждений в городе?

Да   Нет  Затрудняюсь ответить

Результаты тестирования. Экологический опрос 2. На тему "Экология в нашей жизни"

Анкета №1.

Определение уровня экологической культуры.

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
  2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
  3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России.
  4. Что такое природа?
  5. Что такое экология?
  6. Что такое охрана природы?
  7. Каковы правила поведения человека в природе?
  8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
  9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
  10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
  11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
  12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
  13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
  14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
  15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
  16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

имею низкий уровень, имею средний уровень, имею высокий уровень, затрудняюсь определить.

Результаты тестирования. Определение уровня экологической культуры

Определение уровня экологической культуры.

Сравнение результатов

Экологический опрос 1. На тему "Экология в нашей жизни"

Результаты тестирования. Начало работы  

Результаты тестирования. Итоговое

 Сравнение результатов

        До                                       После

Начало формы

Экологический опрос 2. На тему "Экология в нашей жизни"

Результаты тестирования. Начало работы.

Результаты тестирования. Итоговое

 Сравнение результатов

        До                                       После

Результаты тестирования. Начало работы.

 Результаты тестирования. Итоговое

 Определение уровня экологической культуры.

Результаты тестирования. Начало работы

Результаты тестирования. Итоговое

Сравнение результатов

 Юные экологи

Ключ к викторине. 1 ТУР. «УМНИК»

  1. Экология это: Наука о взаимодействии живых организмов и окр.среды

2.Слово «экология» происходит от  Греческих слов

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют (пластмасса)

4.Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо (рассортировать)

5.Первоочередная забота при выборе места свалки (защита поверхности земли и грунтовых вод)

6.Самая страшная добавка к воде (пестициды )

7.Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо (сжигать при специальных условиях)

8.Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

(переработка мусора )

9.Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду (рециркуляция)

10.Вредные выбросы оказывают влияние (даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет” )

11.Способом уменьшить влияние на природу является (создание безотходных технологий )

12.Как называется сфера разумной деятельности человека (ноосфера )

13.Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает (автотранспорт )

14.Гарбология - это (мусороведение )

15.Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения (100 лет и более

16.Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за  (1-2 года )

17.Конституция России предусматривает (обязанность граждан беречь и защищать 

природу )

Юные экологи

Ключ к викторине. 2 ТУР. «СУПЕР УМНИК»

1.Под загрязнением окружающей среды понимают  (привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов )

2.Загрязнение атмосферы в России в первую очередь вызывается (теплоэнергетикой )

3.Наиболее опасное загрязнение почв вызывается (бытовыми отходами )

4.Наибольшее загрязнение вод суши вызывают (бытовые и промышленные сточные воды )

5.Наибольшее загрязнение вод Мирового океана вызвано (нефтью и нефтепродуктами )

6.Загрязнения, обнаруживаемые вокруг промышленных предприятий, называются (локальные)

7.Если загрязняющее вещество, поступающее в окружающую среду, не вызывает отрицательных последствий, но в ходе физико-химических процессов становится опасным, то такое загрязнение называют (вторичным )

  1. Примером физико-химического загрязнения окружающей среды является? (промышленный смог )

9.Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами можно отнести к:( механическому загрязнению )

10.Концентрация загрязняющего вещества, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченном вдыхании называется (среднесуточной )

11.Причиной возникновения кислотных дождей является повышенная концентрация в атмосфере (оксида серы )

12.Часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие (ультрафиолетовые лучи )

13.Противопоказания к искусственному облучению УФЛ (все перечисленное верно)

Юные экологи

Ключ к викторине. 3 ТУР. «Знаток»

1.Первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий появились

(200тыс.лет до н.э.)

2.Первая в истории организованная свалка в Афинах появилась (400тыс.лет до н.э.)

3.Когда  в Риме возникла городская служба по уборке мусора (В 200 году)

4.Когда в Лондоне появились первые мусорные баки? (В 1775г.)

5.Кого использовали  для борьбы с мусором на улицах Нью-Йорка  в 1800г. (свиней )

7.В  каком году началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы? (1869 г.)

8.В каком году и где началось организованное сжигание мусора? (1874 г. в Англии )

  1. В каком году и в каком городе был открыт первый центр по сортировке и переработке мусора?( 1897 г. в Нью-Йорке)

10.В каком году был изобретен целлофан? (1912г. )

11.В каком году в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире? (1948г. )

12.Когда и где изобретены машины, прессующие мусор? (1932г. )

13.В каком году конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов?( 1965г.)

 14.В каком году международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли? (1992г. )

15.В каком году страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов? (2000г. )

 Ключ к игре «Кто хочет стать миллионером»

 Вопрос1 ( 5 б.)Кто из представленных грызунов является байбаком?

Вопрос2 ( 10 б.)Какие новосёла приехали в заповедник «Оренбургский»  из Франции ?

Вопрос 3 ( 20 б.)Название этого родника в переводе на тюрский Кайнар, он не замерзает даже в самые сильные морозы?

Вопрос 4 ( 30 б.) Как спят лошади Прежевальского, когда полностью расслабляются?

Вопрос 5 ( 50 б.)Как называется сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами? балка

Вопрос 6 ( 75 б.)Кому принадлежит идея учреждения заповедника в Оренбуржье ? Неуструев

Вопрос 7 ( 100 б.) Сколько га составляет общая площадь заповедника «Оренбургский»? 38191

  Заповедник «Оренбургский»

Ключ к викторине. 1 ТУР. «УМНИК»

1.В каком году был создан заповедник «Оренбургский»? (1989)

2.В скольких административных районах Оренбургской области расположен заповедник «Оренбургский»? (4)

3.На скольких широтах расположен заповедник «Оренбургский»? (1)

4.Какова средняя температура воздуха в заповеднике «Оренбургский»? (2,5)

5.Сколько суток составляет длительность безморозного периода в заповеднике «Оренбургский»? (130)

6.Какие зоны включает территория заповедника «Оренбургский»? (степные)

7.Какой из Участков заповедника «Оренбургский» имеет наибольшую площадь? («Предуральская степь»)

8.Какой из Участков заповедника «Оренбургский» имеет наименьшую площадь? («Таловская степь» )

9.Какой из Участков заповедника «Оренбургский» находится на границе нашей страны с Казахстаном? («Айтуарская степь» )

10.Какой из Участков заповедника «Оренбургский» находится родник Кайнар ? («Буртинская степь» )

11.На каком из участков заповедника «Оренбургский» находится конеферма, специально созданная для производства высококачественного кумыса.? («Айтуарская степь»)

 12.Какой из участков заповедника «Оренбургский» считается самым гористым участком? («Айтуарская степь»)

13.Какой из участков заповедника «Оренбургский» расположен в Светлинском районе? («Ащесайская степь»)

14.На каком из участков заповедника «Оренбургский» расположено  плато Муелды? («Буртинская степь» )

15.На каком из участков заповедника «Оренбургский» расположены озёра имеющие карстовое происхождение.и содержащие  слабоминерализирован

ную воду? («Буртинская степь» )

Заповедник «Оренбургский»

Ключ к викторине. 2 ТУР. «СУПЕР УМНИК»

1.Название какому из участков заповедника дано по названию речки и поселка и означает «место, где восходит луна» или «лунная гора»? («Айтуарская степь»)

2.Какой из участков заповедника получил своё название от названия одной из балок, которое переводится– буквально «солёный сай» ? («Ащесайская степь»)

3.«Седовласый ковыль, запах горькой полыни, гомон птиц, озера в оправе из тростника и осоки, глыбы кварцитов, рассыпанные по степи…»

О каком участке заповедника «Оренбургский идёт речь? («Ащесайская степь»)

4.Название какого участка заповедник дано в честь протекающей там реки и указывает на рельеф местности – «возвышение, холм» или на присутствие кустарниковой ивы? («Таловская степь» )

5.Какой из участков заповедника отличается от других наибольшей численностью птиц: Всего здесь отмечено 202 вида птиц, для 90 видов установлено гнездование? («Буртинская степь» )

6.На каком из участков заповедника  находится последний в России сохранившийся единый крупный естественный участок не распаханной типичной ковыльной степи? («Предуральская степь»)

7.На территории какого участка заповедника сохранилась лишь небольшая часть древней равнины, возникшей на месте размытых пра-Уральских гор. Остальная территория представляет собой чередование хребтов и балок – следов размыва древней равнины. На этом участке   расположено шесть балок? («Айтуарская степь»)

8.Что наиболее благотворно влияет на развитие степной растительности ? (выпас лошадей)

 9.Сколько месяцев в году спит сурок? (8)

10.На каком из участков заповедника «Оренбургский расположены  «Бандитские горы» (289,0 м)?

(«Предуральская степь»)

Заповедник «Оренбургский»

Ключ к викторине. 3 ТУР. «Знаток»

1.На территории какого участка заповедника «Оренбургский» находится балка Шинбутак (самая большая, глубокая и обводненная), которая ещё до организации заповедника имела статус государственного памятника природы? («Айтуарская степь»)

2.«Степь с совершенно открытой линией горизонта. Ландшафтная структура уникальна: свыше 8 тыс. га занимают степные плакоры. Остальную территорию составляют холмисто-увалистые ландшафты»…

О какой степи идёт речь? («Предуральская степь»)

3.Около 200 лет назад в степях Южного Урала водились два вида диких лошадей один из них - лошадь Пржевальского, назови второй? (тарпан )

4.Высшей точкой какого участка является высота Актюбе с тригопунктом 430,9 м? («Айтуарская степь»)

5.Какой из участков заповедника « Оренбургский» расположен на территории бывшего военного объекта, которая во время массового освоения целины была изъята из сельскохозяйственного использования и передана Министерству обороны? («Предуральская степь»)

6.На территории какого участка заповедника представлены три типа местности: сыртово-плакорный, холмисто-увалистый останцовый и долинно-балочный? («Предуральская степь»)

7.На территории какого участка заповедника «Оренбургский» находится два озера Косколь? («Буртинская степь» )

8.Какой из участков заповедника «Оренбургский расположен близ стыка четырех областей - Оренбургской, Самарской, Саратовской и Западно-Казахстанской? («Таловская степь» )

9.Плоское или слабонаклоненное приводораздельное пространство. Характеризуется глубоким залеганием грунтовых вод, отсутствием значительного смыва, вследствие чего растительный и почвенный покровы наиболее полно соответствуют ландшафтам данной зоны. (степные плакоры)

10.«Ранней весной, когда природа пробуждается после зимнего покоя, на типичных участках сухой степи, начинается симфония весеннего цветения – появляются тюльпаны. Их яркие цветки расцвечивают зеленеющие пространства, а местами превращают степные участки в пестрые ковры…». О каком участке заповедника идёт речь? («Таловская степь»)

Приложение

1.Игра «Юные экологи»

ВЫБИРАЕМ ТУР

2.Игра «Государственный природный заповедник «Оренбургский»»

 

ВЫБИРАЕМ рассказ о заповеднике

ВЫБИРАЕМ ТУР

 Приложение.

Достопримечательности «Оренбуржья»

ВЫБИРАЕМ Достопримечательность

Возвращаемся на 1 страницу

Приложение.

Достопримечательности «Оренбуржья»

 Возвращаемся на 1 страницу

 

ВЫБИРАЕМ Достопримечательность

Приложение.

Викторина «Кто хочет стать «МИЛЛИОНЕРОМ»»

1.Выбираем ответ

ВЫБИРАЕМ ответ

 

Ответ правильный переходим к следующему вопросу

Ты проиграл

1.Выбираем одну из подсказок

ВЫБИРАЕМ одну из подсказок

Ответ правильный переходим к следующему вопросу

Ты проиграл

 

Просмотров работы: 113