Введение.
Аннотация.В работе рассмотрены знания о сакральных и культовых значениях традиционных причесок тувинцев. Основные проблемы в республике Тыва, имея свои национальные традиции и культуры, используют ли культовые и сакральные значения в своих прическах «коса», «кежеге» среди женщин и мужчин как основной образ в традиционной национальной культуре Тувы.
Сегодня стиль прически — это личные предпочтения и культура внешности каждого современного человека. Волосы человека олицетворяют связь между Землей и Небом. Считалось, что в волосах привязана жизнь и гибель человека. Дотрагиваться до волос женщин было позволительно лишь избранным и близким людям. И в тувинской культуре, особенно женщины, носили длинные волосы и берегли их как зеницу ока.
Волосы у всех народов мира издревле имели магическое, сакральное и культовое значение, а какую роль они играли в традиционной культуре у тувинцев? Кроме того, и в современное время среди тувинского народа часто можно встретить мужчин с прической «кежеге». Это мода, тренд или традиционная культура? С какого времени носили и что значит прическа «кежеге»? А для женщины длинная коса какое значение имеет? В работе рассматриваются сакральные и культовые значения причесок тувинцев, мужчин и женщин в сравнении с прическами других народов.
Я поехала на северо-запад Тувы, где находится Барын-Хемчикский район, там не далеко от горы Бижиктиг-Хая находится каменное изваяние Кижи-Кожээ, увидев фигуру могучего воина с широкоскулым лицом из красноватого гранита, который поражает своим размером и тщательностью изготовления, можно отметить прическу, длинную косу «кежеге». Этому воину более 1200 лет. На территории каменного изваяния находится надпись для посетителей где написано, что история племен и народов, населявших саяно-тувинскую котловину и верховья Енисея была предметом интереса летописцев, историков и ученых с давних времен. Первые упоминания о жителях региона встречаются в китайских хрониках и летописях, датируемых III-II веками до н.э. Относительно поздняя история тюрских племен и народов Саяно-Алтая отражена в трудах Марко-Поло, Рашид-ад-дина и других исследователей центральной Азии, Китая и Монголии. Таким образом, длинная коса «кежеге» у мужчин Тувы имеется с древних времен.
Прически и волосы людей нам говорит о таинственном и скрытом значении волос разных народов, в том числе можно увидеть какие красивые национальные традиции и культовые обряды имеет тувинский народ по прическам, украшениям, и аксессуарам костюмов.
У каждого народа есть собственные представления о волосах. Волосы являются вместилищами «души». У западных тувинцев девочки до просватанья носили одну косу, а у южных - две. В западной Туве женщины заплетали две косы, у тувинцев чооду и кыргыс – три косы (две косы сбоку и одна толстая сзади, которые на уровне плеч соединялись). Был еще вариант прически: две основные косы плелись сбоку и три тонкие от затылка, которые все соединялись на уровне плеч и закреплялись накосными украшениями - чавага. Такие украшения широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века. Незамужние девушки носила в косах бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной (боошкун), а замужние женщины – чавага.
В обычаях разных народов маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста. Например, у русских до 1 года, а у тувинцев до трех лет, включая внутриутробное развитие ребенка. Считалось, что детские волосы обладают мощнейшей защитной энергетикой. Поэтому детей не стригли до года, трех и даже семи лет у разных народов мира. В древнем Египте детям оставляли пряди волос на висках или на темени, так называемый "локон юности". А в Китае маленьким мальчикам подстригали волосы так, чтобы оставалась чёлка (для крепкого здоровья).
Несмотря на влияние извне, у тувинского народа по сей день есть обычай, который называется «хылбык дой». И этот обряд проводится, когда ребенку исполнится три года. Всех родственников маленького ребенка родители собирают и заранее тщательно готовятся к национальному празднику «хылбык дой». В день ритуала пострижины «хылбык дой» дается честь самому старшему уважаемому человеку по линии матери. И он стрижет первые волосы у ребенка и в виде подарка дает коня. И все остальные также дарят ребенку крупно-рогатый скот и мелко-рогатый скот. После чего тувинский ребенок с трех лет становится маленьким хозяином своего имущества и с этого возраста ребенок окажется в этнопедагогической среде по традиционной культуре. Родители ребенка не навязчиво учили, как сохранить и умножать свой скот. С этого момента у ребенка растет длинная коса «кежеге». А волосы ребенка хранили в специальных мешках счастья «Буян кежик хавы». Таким образом, люди знали, что даже отрезанные волосы продолжают сохранять прочную связь с человеком. Поэтому никогда не выбрасывали состриженные или оставшиеся на расческе волосы, ведь в них содержится вся информация о человеке.
Актуальность темы исследования.
Тувинская традиционная культура и обычаи являются неотъемлемой частью исторического наследия Республики Тыва. Также она играет важную роль в сохранении тувинских обычаев и обрядов, способствует сохранению историко-культурного наследия своего края. Является ценностью обыденной жизни, передающаяся нам, от поколения к поколению, остается самыми ценными и близкими для восприятия духовной культуры тувинцев.
Целью исследовательской работы является изучение истории причесок и тувинских украшений «Чавага», «Боошкун».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать роль тувинских традиций и обычаев в формировании духовной традиционной культуры среди учащихся.
Мужчина с прической «Кежеге».
Старинная прическа мужчин – косичка «кежеге» - являлась символом храбрости и силы. Для мужчины прическа «кежеге» имеет важное значение, для продолжения рода. Брили волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени волосы заплетали в одну косичку «кежеге» и завязывали ее шнуром синего цвета, так как синий цвет считался благополучным для представителей мужского рода.
С 1911 года ношение «кежеге» стало добровольным. В 50-е годы мужчину с «кежеге» можно было встретить изредка.
После распада Советского Союза с конца XX века утраченная традиционная культура в части причесок, длинные косы у тувинских мужчин «кежеге» возрождается и перенимает поколение молодежи, особенно это распространено среди музыкантов, исполнителей горлового пение и творческих людей. Прическа «кежеге» как традиционная культура тувинских мужчин в национальном образе, и передается из поколения в поколение.
Семь изменений косы.
Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос. 2. Девушкам символически заплетали одну косичку «Чаъш», завязывали ее концы украшением из бус «боошкун». Такая коса олицетворяла одиночество, т.е. свободное положение молодой девушки.3. Дополнительную вторую косу заплетала родственница с материнской стороны и это символизировало, что девушка занята, сосватана.4. В день свадьбы волосы заплетали с украшением «Чалаа-кара» в виде трех черных косичек. 5. Пожилые, замужние женщины заплетали две косы и связав концы клали за пояс. 6. Женщины, которые до старости дожили без детей и мужа (дулгуяк) носили одну косу (кежеге), как мужчины.7. Женщинам в возрасте 75-80 лет (шуваганчы) сбривали волосы наголо.
Девушкам символически заплетали одну косичку «Чаъш», завязывали ее концы
украшением бус «боошкун».
Дополнительную косу заплетала родственница с материнской стороны и это символизировало, что девушка занята, сосватана.(Сырбык чаъш) .
В день свадьбы сплетали с «Чалаа-кара» в виде трех черных косичек, постепенно утолщая от основания к концу.
Через 3 дня после свадьбы свекровь сплетала невестке косу с «чавага» в виде двух косичек.
В разной культуре народов мира знания о сакральных и культовых значениях волос идут из глубины веков. До сих пор в народе слышны их отголоски: нельзя волосы разбрасывать, беременным волосы стричь не положено.
Чем длиннее и ухоженнее волосы, чем тщательнее женщина бережет их от чужих взглядов, заплетая в косу, тем большую силу они имеют.
Например, некоторые тувинские мужчины по сей день придерживаются в правилах тувинского этноса, т.е. не разрешают своим супругам носить короткие прически.
Эти примеры показывают, как сила женских волос ценна для семьи, для общества и для самой женщины.
Пожилые, замужние женщины заплетали две косы и связав концы клали за пояс.
Женщины, которые до старости дожили без детей и мужа (дулгуяк) носили одну косу (кежеге), как мужчины. Женщинам в возрасте 75-80 лет (шуваганчы) сбривали волосы наголо.
Женские украшения из бус и серебра.
Чавага – это украшение основу, которой составляет серебряная пластинка, нашитая на кусок кожи, украшенный бусами, жгутами из ниток.
Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.
Приметы связанные с волосами:
После захода солнца нельзя стричь волосы.
После расчесывания и стрижки волос нельзя бросать волосы.
Стрижку делают в благоприятные дни по лунному календарю.
Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос.
Заключение.
В итоге изучения исследования отметим, что выдвинутые цель и задачи были достигнуты. Сельские школы играют важную роль в общественной жизни местных сообществ, способствуют сохранению историко-культурного наследия своего края. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование, с целью проанализировать уровень интереса учащихся к истории тувинской прически и изготовления тувинских накосных украшений чавага, боошкун. Все респонденты ответили, что тувинское накосное украшение чавага носили - замужние 100%. Все респонденты ответили, что тувинское накосное украшение боошкун носили – не замужние 100%. В анкетировании приняли участие 30 человек: все учащиеся 5-6 классов. Из них в 5 классе - 16 чел., в 6 классе -14 чел.
Список использованных источников и литературы:
С.И. Вайнштейн Мир кочевников Центра Азии Москва «Наука» 1991
С.И. Вайнштейн. Загадочная Тува. Москва, 2009. -С. 416.
Л.П.Потапов «Очерки народного быта тувинцев» Москва.1969г.
М.О. Сиянбиль «Традиционный тувинский костюм» Кызыл.2000 г.
Г.Н.Курбатский «Тувинские загадки» Кызыл 2008г.
Ч.М.Чап, А.Т.Болгум-оол «Тыва угулзалар, хээлер» Кызыл. 2008г.
http://maska-maska.ru/tradicii-i-verovaniya-na-rusi-svyazannye-s-volosami.
М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль «Традиционный тувинский костюм».
А. О. Дыртык-оол «Тувинские женские украшения: история и традиция».
Байдос Сайлыкмаа Успуновна, ветеран, мастер по изготовлению национальных женских украшений, почетный житель с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва;
Хертек Э. С., народный мастер национальных женских украшений для волос Бай-Тайгинского кожууна с.Тээли.
Хертек С. И.,-28.07.1970 г.р., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ НПО «ПУ-13 с. Тээли» 2012 г.