Моя малая родина

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя малая родина

Гапеева М.П. 1
1МБОУ "СОШ №7 г. Калуги"
Андрейчук О.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №7 г. Калуги"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, где правят время и скорость, бетонные коробки и длинные полотна автотрасс. Наша жизнь окутана серой дымкой выхлопных газов и шума дневного города. Но стоит отъехать буквально несколько километров от крупных городов в России и, словно, попадаешь совсем в другой мир. И в этом мире есть множество мест - небольших городов, деревень, сел и поселков, которые, может, не очень приметны на фоне их более знаменитых соседей, но они тоже сыграли свою определенную роль в жизни России и нашей жизни тоже. Понятие «Родина» имеет для меня несколько значений: это и великая страна с великой историей. Ее поля, леса, просторы, города, в которых я еще не была. Все народы, которые живут и работают вместе. Родина для меня — это память об истории моей страны. Родина для меня — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, Родина — это родной поселок моего папы, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина — это друзья и знаковые, моя семья. Родина — это память сердца обо всем, что было и будет со мной, и с моим народом. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

Цель работы – выяснить историю села Бояновичи и семьи моего папы.

Задачи:

Познакомиться с генеологическим деревом семьи Гапеевых.

Выяснить историю села и ее влияние на жителей.

Методы исследования:

Теоритические – знакомство с литературой;

Историко - практический - работа с документами и индивидуальным архивом, беседы.

История семьи моего папы тесно связана с селом Бояновичи.

1. История села Бояновичи

Бояновичи (Баяновичи, Буяновичи). Бывшее село Подбужской волости, ныне — центр сельского поселения «Село Бояновичи» Хвастовичского района.

При описании Калужского наместничества в 1782 г. село и деревни Елдаховка, Мижилохово, Подбужье, Пенявичи и Нехочь принадлежали экономическому ведомству, а прежде относились к Ново-Печерскому Свенскому монастырю.

На тот период в 537 дворах проживало 1948 душ мужского и 1830 женского пола. Село находилось по обе стороны речки Буяновка и безымянного отвершка.

Откуда же пошло это название?

Из уст в уста, из поколения в поколение передается рассказ о том, что был в наших местах в стародавние вре­мена ключ, да такой сильный, что заливало все кругом. И вот пришли первые поселенцы. Долго они боролись с ним, но так и не смогли смирить его буйный норов. И нарекли его Буяном, а селение свое назвали Буяновичами.

Правда, существует еще одна версия. Жил здесь очень давно разбойник Буян, славившийся тем, что не давал в обиду бедных поселенцев. И в честь его будто бы было назва­но село Буяновичами.

Все же ближе к истине первая версия, так как и поны­не в селе имеется этот ключ, который бьет из-под земли и несет воду в реку Лохову.

Судя по топонимическому суффиксу -ичи, село воз­никло не позже XIII века.

Село Бояновичи впервые упоминается в писцовых кни­гах Свенского монастыря в записи за 1450 год.

Если мы возьмем даже несколько карт конца ХХ века и начала, то увидим, что название может использоваться и то и другое.

В книге И.Е.Горолевича "Геральдика земли Калужской: прошлое, настоящее, будущее" приведен авторский проект герба Бояновичей:

"В золотом поле диагонально накрест положены зеленые пучки льна с лазоревыми цветами и ржаных колосьев".

Герб символизирует то, что жители сих мест занимались земледелием и через то надежду и достаток имели. Проект герба не утверждался официально.

Основным населением села издавна были крестьяне.

Местные крестьяне были хлебопашцами. Главным пахотным орудием их была соха с железными сошниками. Пашню боронили деревянной бороной, хлеба жали сер­пами, травы косили косами.

Возделывали крестьяне, главным образом, рожь, а так­же пшеницу и овес, в небольших количествах сеяли яч­мень, просо, гречиху. Из бобовых культур выращивали го­рох и чечевицу. Для еды шла также репа. Лен и коноплю возделывали для получения волокна, а также для отжима из семян растительного масла.

На огородах выращивали овощи. Наиболее распростра­ненной огородной культурой была капуста. Разводили лук, чеснок, огурцы, редьку, морковь и тыкву. В садах росли яблони и вишни, реже сливы. Земледелие немыслимо без скотоводства. Наши предки держали коров, разводили овец, в меньшей степени — коз и свиней. Ско­товодство обеспечивало не только мясной и молочной про­дукцией, шерстью, кожами для изготовления одежды и обуви, но и давало еще навоз — удобрение для полей.

Большинство крестьянских усадеб состояло из теплого жилого помещения — избы и хозяйственной постройки — клети, которая служила и стойлом для скота и хранилищем для сельскохозяйственных орудий и продуктовых запасов.| Изба строилась из бревен и имела двускатную крышу из дранки или соломы. Изба состояла только из одной комнаты, обогреваемой большой глинобитной или сложенной из камней печью. Комната эта была невелика: 16 — 25 квадрат­ных метров, и почти четверть её занимала печь без трубы, наполнявшая избу едким дымом. Тепло стремились сохра­нить всеми средствами, стены проконопачивали, окна про­рубали маленькие, да и те закрывали задвижкой, едва вы­пустив дым. В такой избе и днем было темно.

В избе между печью и боковой стеной устраивали пола­ти для сна, а напротив полатей, наискось от устья печи, находился «красный угол», или святой угол — самое почёт­ное место в избе, где висели иконы, стояли стол и лавка. Здесь ели, принимали гостей, молились. Около печи был бабий угол: здесь готовили пищу. По стенам шли полки с нехитрой домашней утварью — деревянными мисками, та­релками, ковшами, ложками, глиняными горшками, ско­вородками.

Обстановка избы дополнялась обычно ткацким станком и прялками. В крестьянском хозяйстве того времени почти ничего не покупали, одежду для себя крестьяне делали сами, а девушка должна была сама себе приготовить приданое.

Одежда крестьян еще сохраняла черты племенных на­родов вятичей. Крестьянки носили длинные полотняные ру­бахи с рукавами. Поверх рубахи надевали поневу — юбку из шерстяной клетчатой ткани. В прохладную погоду на плечи накидывали плащ из грубой шерстяной ткани — волоту или одежду с рукавами — свиту. Женский наряд дополняли ук­рашения — подвески, бусы и т. п. Замужние женщины но­сили красивый высокий головной убор — кичку. Мужчины одевались проще. Холщовые штаны и рубаха с прямым или косым разрезом ворота, подпоясанная вязаным или кожа­ным поясом, на котором висели огниво, гребень, нож и другие необходимые предметы — вот и весь немудреный крестьянский мужской костюм. Свиты и волоты, а зимой нагольные кожухи были одинаковы у мужчин и у женщин.

Незатейливая пища крестьян сохранила свой древний зем­ледельческий характер. Для того времени была справедлива пословица: «Щи да каша — пища наша». Мясоястных дней, когда церковь разрешала есть мясо, было в году меньшинство. Около 200 дней были постными, когда щи варили пустыми, а кашу заправляли растительным маслом, готовили кисели и все это запивали хлебным квасом. Но и в мясоед говядину, баранину, свинину, птицу варили и жарили в небольших ко­личествах. Более разнообразным был рыбный стол. Крестьяне ловили рыбу в реках Лохове, Рессете. Рыба считалась едой «полупостной», церковь разрешала ее и в нестрогий пост. Мо­локо, творог и сыр можно было есть только в мясоед.

По праздникам на столе появлялись пироги, пиво и мед. Семейная трапеза проходила чинно и торжественно даже и тогда, когда не было гостей или праздников.

Большак (глава семьи), помолясь, садился за стол в красном углу, под образ, справа и слева от него рассажива­лись на лавках строго по старшинству другие члены семьи.

Пищу ели из большой общей миски, тщательно со­блюдая очередь — от старших к младшим. Скудная кресть­янская еда строго распределялась между всеми. И такой уклад был многие годы. Жизнь крестьян мало подвержена изменениям.

2. Село Бояновичи в начале ХХвека

В столице России — Петрограде в ночь на 23 октября 1917 года совершились события, которые грозным эхом прокатились по всей стране. Большевики, свергнув Вре­менное правительство, взяли власть в свои руки.

28 ноября советская власть устанавливается в городе Калуге. 26 — 27 октября ока провозглашается в городе Жиздре и во всем уезде. Председателем уездного исполко­ма Совета рабочих и крестьянских депутатов был избран член РСДРП (б), людиновский рабочий Григорий Алек­сеевич Погодичев. 7 июня 1918 года в Москве вспыхнул левоэсеровский мятеж, и лето 1918 года в Жиздринском уезде ознаменовалось решительным наступлением эсеров. Левым эсерам удалось одержать победу на выборах в исполком, и на правах большинства они поставили во главе отделов ис­полкома членов своей партии. Председателем уездного ко­митета был избран левый эсер Балакин, а бывший предсе­датель, большевик Погодичев, стал заместителем.

В Жиздринском уезде левые эсеры начали военные дей­ствия против большевиков, мотивируя это тем, что боль­шевики собираются изымать у крестьян хлеб. Для подавле­ния мятежа прибыли отряды Красной Армии. Отголоски эсеровских выступлений докатились до села Бояновичи.

В ноябре 1918 года в Бояновичи прибыл продотряд для изъятия излишков хлеба во главе с инспектором губпродкома Яндаевым. Местные кулаки, подстрекаемые местным эсером Кузьминым и бывшим членом Государственной думы Сопликовым, ночью напали на продотрвдовцев, ко­торые были расквартированы по избам, и зверски убили их. Затем они убили волостного военного комиссара Федяева, секретаря комитета бедноты Баталина, сторожа Симачева, На помощь продотряду в Бояновичи прибыл Судимирский объединенный отряд Красной гвардии в составе 15 человек во главе с командиром Иваном Малофеевичем Рябичевым. Внезапно он был обстрелян из-за церковной ограды, 5 бойцов погибли, 3 человека были ранены, ос­тальные отступили. Для подавления мятежа в Бояновичи из Сухиничей были направлены дополнительные силы (200 че­ловек). Они окружили село, и мятеж был по­давлен. Честь зачинщи­ков были арестованы. Шестеро главарей были расстреляны, Жертвы— продармейцы и работ­ники волостного совета похоронены в городском сквере города Жиздры, где до сих лор про эти события напоминает мемориальная доска, установленная на месте захороне­ния героев.

В середине двадцатых годов бояновичская молодежь неохотно посещала клубы и избы-читальни. Комсомольские активисты проводили среди юношей и девушек большую разъяснительную работу, привлекали их к участию в спектаклях и к просмотру фильмов от кинопередвижки, изредка приезжавшей в село. Понемногу интересы деревенской молодежи менялись, да и все селяне становились более политически активными: они приобретали облигации первого займа индустриализации, интересовались положением дел в стране.

Однажды заведующий избой-читальней Сигаев пред­ложил купить радиоприемник. Его поддержали сельские активисты, которые решили пройти по домам с подпис­ным листом, предлагая всем желающим поучаствовать в покупке репродуктора. Жители охотно откликнулись на эту инициативу, и вскоре Сигаев привез из Москвы громко­говоритель «Рекорд». Его установили в избе-читальне 7 но­ября 1927 года. Послушать радио пришли жители села Бояновичи, поселков Фроловка, Дуброво, а также жители деревни Нехочи. Людей собралось очень много. Такое ко­личество поместить в избу-читальню было невозможно.

В мае 1928 года в село Бояновичи из Москвы приехали кинодокументалисты, снимавшие кинофильм «Брянское полесье». Густонаселенные Бояновичи привлекли их само­бытным укладом жизни и тем, как умели отдыхать жители этого села. Сельские активисты по просьбе кинорежиссера оказали помощь документалистам. На улице Круглинца около дома Ивана Дудкина была организована сортировка гречи­хи. Это было снято на кинопленку. На улице Глазевка сни­мали катание на круглых качелях. Этот эпизод, как и дру­гие, вошел в фильм «Брянское полесье».

3. Сельская церковь и школа

В 1823 году в селе был построена каменная церковь с приделами Флора и Лавра и Михаила Архангела. В 1930 году церковь была закрыта. Во время оккупации села немецкими войсками храм был вновь открыт, а при отступлении немцев взорван. В 1990-95 годах в селе была построена новая церковь Николая Чудотворца.

Каменная одноэтажная церковь и колокольня построены в 1823 г. прихожанами. При церкви находился церковный дом и караулка.

Престолов три. В настоящей холодной части храма престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. В тёплом приделе с правой стороны престол освящён во имя святых мучеников Флора и Лавра, память 18/31 августа.

С левой стороны - во имя Архистратига Михаила, память 8/21 ноября.

В 1895 г. земли церковной состояло: в церковной ограде 1200 кв. саженей, в двух писцовых дачах 781 десятина. В первой, под названием «Залоховская», усадебной 26 десятин, пахотной 150 десятин, сенокосной 90 десятин, под кустарником, речкой и болотами 305 десятин. Всего 571 десятина 1200 кв. саженей.

Во второй даче, под названием «Никольская», под семенными деревьями 66 десятин, под кустарником 60 десятин, под мокрым лугом 184 десятины. Всего 210 десятин. На землю имелся план и межевая книга. Первая находилась в Калужском окружном суде по случаю ведения дела членом Калужского окружного суда Григорием Разумовским по завладению церковной землёй крестьянами села Бояновичи, д. Нехочи и Елдахово.

В селе находилась церковно-приходская школа, в деревнях Нехочи, Елдахово и Слобода — школы грамоты. Расстояние от Калужской духовной консистории 160 вёрст, от местного благочинного 40 вёрст. Ближайшие церкви: на востоке - Успенская в селе Пеневичи в 9 верстах, на северо-востоке — Покровская в селе Подбужье в 10 верстах, на востоке — Симеоновская в селе Аннино в 13 верстах, на северо-западе - Богородицкая в селе Огорьв 18 верстах.

В 1930 г. храм был закрыт, колокола сняты и отправлены на переплавку. Во время оккупации села немецкими войсками (1941 — 1943) в церкви возобновились богослужения, но при отступлении немцы взорвали её. Это подтверждается сведениями уполномоченного Совета по религиозным культам.

Регистрация религиозного общества. 11 сентября 1988 г. в Хвастовичский исполком поступило заявление от граждан в количестве 20 человек с просьбой зарегистрировать общество православных христиан.

На средства, собранные людьми, в Бояновичах был выстроен красивый каменный храм еще в 90 годы 20 века. Руководил постройкой Архимандрит Серафим (Олиферчук). Батюшка Серафим обладал даром исцеления людей духовно и физически. Каждую субботу к 13 часам 30 минут со всех уголков России к Бояновичской церкви подъезжали люди на отчитку. Писали прихожане записки о здравии. Батюшка Серафим начинал службу. В конце службы над головой каждого прихожанина зачитывал Евангелие. Затем по благословлению батюшки Серафима на голову каждого прихожанина одевали шапочку Богородицы. Затем прихожане подходили к женщине, которая «орудовала саблей» Пантелеймона целителя, при этом называя все заболевания которыми болен человек. Потом батюшка Серафим раздавал всем освященную воду. Архимандрит Серафим излечивал даже бесноватых больных, изгонял «бесов». Проводил батюшка Серафим и индивидуальную отчитку. Он был прозорливым батюшкой.

Умер архимандрит Серафим 27 декабря 2012 года. На его похороны приехали люди со всего района. Похоронили на территории возле церкви.

4. История семьи Гапеевых

История семьи моего папы тесно связана с селом Бояновичи.

Гапеев Петр Григорьевич – мой папа, родился 1968 году в селе Бояновичи. По окончании школы, учился в Калуге, в 22 училище, закончил его и уже много лет работает на заводе КЭМЗ.

Его родители родились и всю жизнь прожили в Бояновичах.

Отец – Григорий Фролович Гапеев, родился в 1932 году. Детство сельского паренька было не легким. Он рано начал помогать родителям по хозяйству. Но, что страшнее, мирное детство было прервано войной. Григорий, как и многие его односельчане скрывался от немцев в окрестных лесах и болотах, а после освобождения родного села, в месте с женщинами и стариками помогал его восстановлению. Все жилые дома, за исключением некоторых построек, были сожжены фашистами в период их отступ­ления. Населению пришлось восстанавливать хозяйство из руин и пепла. А война ещё продолжалась. Для армии и стра­ны требовался хлеб и другая сельскохозяйственная продук­ция. Восстановление колхозов началось с выборов их пред­седателей.

В возрож­даемых колхозах не было ни лошадей, ни техники. Начался сбор имеющегося инвентаря. Колхозникам приходилось об­рабатывать землю вручную — восьмер­ками: восемь человек тянули плуг девятый шел за плугом. Постепенно в кол­хозах стали приобретать лошадей.

5 июля 1944 года была образована Калужская область, тогда в состав Хвас­товичского района вошло село Бояновичи.

А Григорий Гапеев стал первоклассным плотником и всю жизнь трудился в родном колхозе.

Мама – Гапеева (Челяева) Наталья Игнатьевна, родилась в 1930 году. Всю жизнь проработала в колхозе.

Когда ей было 11 лет началась Великая Отечественная Война и родное село захватили немцы. Бабушку и других жителей, кто не успел уйти к партизанам или не спрятался в лесу, немцы угнали в Германию, но по дороге, в районе Бобруйска их эшелон отбили красноармейцы. И так уж сложилась судьба, что в числе солдат Советской армии был и ее отец – Челяев Игнат Сергеевич. За эту операцию он получил отпуск. Прошел всю войну и вернулся в свое село. Так как он был грамотным, то долгое время работал в колхозе кладовщиком. Ее мама Анастасия Челяева, родилась в начале ХХ века, в 1900году, всю жизнь работала в колхозе и воспитывала детей, а их у супругов Челяевых было 12-ть человек. Судьба членов большой и дружной семьи сложилась по-разному. Многих судьба разбросала по огромным просторам нашей Родины и с ними прервалась связь. Один из сыновей – Василий, 1924 года рождения, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, рыл окопы и вероятнее всего погиб. Его брат – Тихон Игнатьевич, живет в Ульяновском районе Калужской области. Он прожил трудную жизнь. В этом году он будет отмечать свое восьмидесятилетие. Одна из сестер – Мария Игнатьевна Челяева, оказалась в дали от родного села. Она проживала в Челябинской области.

Семья бабушки и дедушки, как и многие крестьянские семьи была большой. Они воспитали и поставили на ноги восьмерых детей. По разным причинам они уехали из родного села, но каждый год обязательно приезжали к родителям со своими семьями. Так старшая сестра Раиса Григорьевна уехала из дома после окончания 8-ми классов и долгие годы трудилась на Ермоловской фабрике.

Николай Григорьевич, по окончании школы поступил и успешно окончил Калужское медицинское училище и всю жизнь проработал фельдшером на скорой помощи. Живет с семьей в Брянской области городе Навля.

Марина Григорьевна, окончив профессиональное училище по специальности повар-кондитер, вот уже долгие годы работает на Мосальской пекарне, выпекая прекрасный душистый и вкусный хлеб.

Алексей Григорьевич, окончив школу, учился в культпросветучилище, а вот работал долгие годы в милиции. Сейчас работает водителем. Живет с семьей в Мосальске.

Мария Григорьевна и Виктор Григорьевич тоже живут и трудятся в Мосальске.

Иван Григорьевич, живет в Калуге, работает слесарем. По его стопам пошел и мой отец, Петр Григорьевич. Оба брата закончили профессиональное училище №22 и выбрали рабочие специальности.

Наша бабушка Наталья Игнатьевна трижды была награждена медалями материнской славы за то, что воспитала восьмерых детей.

Сейчас у бабушки 15 внуков, я самая младшая из них, и уже 9 правнуков. Все мы одна большая и дружная семья. И хотя наша бабушка по состоянию здоровья несколько лет живёт в Мосальске, все мы по сложившимся семейным традициям обязательно навещаем наше родное село Бояновичи. А ещё обязательно все поколения нашей большой семьи собираются вместе на традиционные Бояновичские праздники Рождество, Пасху, Масленицу и день родного села Бояновичи, который празднуют в августе. И ещё одна важная традиция нашей семьи – крестить всех новорожденных стараются в знаменитой Бояновичской церкви. Думаю, что поддерживая , мы продолжаем сохранять связь наших поколений с корнями нашей семьи и предков. В настоящее время один два моих двоюродных брата служат в полиции, один из них имеет уже звание полковника, я тоже мечтаю работать следователем. Ещё один работает в Управлении социальной защиты города Калуги, есть среди моих родных и индивидуальные предприниматели. Одна сестра работает учителем начальных классов, а её дочь уже заканчивает архитектурный институт, есть и медицинские работники среди моих родственников, и экономисты, и работники банка, и просто рабочие и ещё студенты, как мой родной старший брат Ваня. Ваня учится на историческом факультете нашего Калужского Университета и хочет стать учителем, как наша мама. Кстати, именно мой брат начал исследование корней нашей семьи.

Вывод

В ходе исследования был собран и систематизирован материал о селе Бояновичи. Разобран семейный архив.

Судьба нашей семьи не исключение, а скорее правило. В довоенное Время все семейство трудилось в колхозе. Во время войны мужчины способные держать оружие сражались в рядах Красной Армии. Во время оккупации никто из членов семьи не перешел на сторону врага и не стал предателем. В послевоенное время все честно жили и усердно трудились на благо Родины. Среди моих родственников нет академиков, политиков или героев, но все они трудились и трудятся на благо родины. Изучив документы, фотографии, уточнив отдельные факты мы узнали о истории села Бояновичи и семьи моего отца, уроженцев этого села.

Приложение

Село Бояновичи на картах

Карта Генштаба 1989 года

Немецкая военная карта 1941 год

Карта Стрельбицкого. Специальная карта Российской Империи 1971 года.

Из книги «Список населенных мест Калужской губернии»

Отец Серафим

Церковь Святого Николая

Гапеевы Григорий Фролович Гапеев и Гапеева (Челяева) Наталья Игнатьевна

Анастасия Челяева

Игнат Челяев

Гапеевы Григорий Фролович Гапеев и Гапеева (Челяева) Наталья Игнатьевна

Петр Челяев

Василий Челяев

Масленица 2017 (и это ещё не все Гапеевы)

Внуки поздравляют бабушку с Новым годом.

Просмотров работы: 333